Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характеристика насти из произведения белые ночи. «Белые ночи» главные герои

Повесть «Белые ночи» - одно из ранних произведений Ф. М. Достоевского, которое посвящено миру «маленьких людей», небогатых, неприспособленных к жестокости мира, скромных, но чувственных, мечтательных и почти всегда обреченных.

Настенька - это одна из «маленьких» героинь, но несколько нетипичная для Достоевского, так как она активна, жива и подвижна, лишена обычной для таких героев аморфности, склонна к поискам, к тому, чтобы менять свою жизнь, искать успеха. Читатель знакомится с Настенькой вскоре после того как в повесть вводится главный герой - Мечтатель. Юноша замечает красивую молоденькую брюнетку на одном из мостов Петербурга. Премиленькая девушка в кокетливом наряде диссонирует с образом города, к тому же её начинает преследовать какой-то назойливый господин с весьма недвусмысленной целью, и Мечтатель спасает девушку. Настенька сразу же демонстрирует новому знакомому всю свою открытость, ребячливость и простодушие - рассказывает всю историю своей жизни.

Характеристика героини

(Людмила Марченко в роли Настеньки в фильме "Белые ночи" 1959 )

Настенька сразу же демонстрирует новому знакомому всю свою открытость, ребячливость и простодушие - рассказывает всю историю своей жизни. Сирота, она воспитывалась бабушкой после смерти обоих родителей. Ничему особо не училась, хотя до 15 лет бабушка нанимала ей учителя, но имеет потенциальную тягу к прекрасному. Девушка непоседлива, игрива и в свои 17 остается ребенком. Для того чтобы не потерять воспитанницу, бабушка даже прикалывала её юбку к своей (наказание последовало за неким «проступком», деталей которого Настенька не раскрывает). Как и дочка Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель», вынужденная быть фактически запертой в четырех стенах, молодая и скучающая пленница, Настенька вершит свою женскую судьбу - влюбляется в квартиранта своей бабушки и является к объекту своей страсти с готовым узелком вещей в руках, готовая к моментальному побегу. Однако «жилец» предлагает Настеньке год отсрочки - за это время ему нужно будет поработать в Москве, получить место и накопить сбережений. Год на исходе - и девушка терпеливо ждет, когда за ней явится любимый.

Таким образом в Настеньке удивительным образом сочетаются наивность и твердость характера, мечтательность и удивительная вера в эту мечту, нежная хрупкость, подкрепленная внешней красотой («хорошенькая брюнеточка», «премиленькая», со звонким смехом, обаятельная) и стойкость.

Образ героини в произведении

(Олег Стриженов - Мечтатель и Людмила Марченко - Настенька в фильме "Белые ночи" 1959 )

В описании внешнего облика героини превалируют уменьшительно-ласкательные слова - нежненькая, ручки, глазки, хорошенькая, шляпка, мантилька. Вероятно, это соответствует идеалам автора, ведь Достоевский, а вслед за ним и Мечтатель, лелеют и любуются этой героиней - её трогательными повадками ребенка, чувствительностью, простотой.

Фактический анализ может вскрыть некоторое коварство девушки: Настенька не настолько глупа, чтоб не заметить чувств Мечтателя, но предпочитает пользоваться его дружеской помощью, верно распознав в нем натуру чуткую, сентиментальную и нерешительную. Кроме того, в момент оказания этой дружеской помощи девушка начинает замечать, что чувствует к герою нечто большее, чем благодарность, а по сути, её женское сердце подсказывает ей обратить внимание на Мечтателя как на «запасной вариант», когда кажется, что возлюбленный окончательно бросил её.

Но автор и герой произведения не винят девушку в переменчивости, идеализируя её. Вероятно, как каноническая героиня «сентиментального романа» (именно так прокомментировал название повести Достоевский), Настенька должна быть изображена идеальной - до конца чистой и нежной, как ангел. Чисты её помыслы остаются даже когда в своем прощальном письме она пишет Мечтателю: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!..» - в ней действительно говорит благодарность, желание объять и обогреть людей, поступивших по отношению к ней по-доброму, своей любовью.

Достоевский в своей сентиментальной повести «Белые ночи» показывает маленькую часть жизни главного героя, именованого Мечтателем, в жизни которого так мало белых ночей. Одинокий молодой человек живет только своими мечтами, в них есть и радость, и любовь - все то, чего не хватает ему в реальной жизни. Из повести мы узнаем, что молодой человек не богат, где-то служит, у него нет друзей. Его образ символичный, просто «Мечтатель». В одно прекрасное мгновенье в его жизни произошел случай, который заставил его понять, что реальность значительно лучше, чем грезы. В одну из своих вечерних мечтательных прогулок он познакомился с молоденькой девушкой 17 лет, премиленькой брюнеточкой, имя которой Настенька. Примечательно то, что Мечтатель поинтересовался ее именем только во вторую ночь знакомства.

Настенька – важная героиня повести. Без нее не было бы счастливых «белых ночей» Мечтателя. Она миленькая, чувственная, ранимая и скромная девушка.

Настенька при первой встречи попросила Мечтателя не влюбляться, она согласна только на дружбу. При дальнейшем общении она рассказала свою историю. Настенька была сиротой, жила со старенькой слепой бабушкой, которая выучила девочку французскому языку, а потом наняла учителя. Обучалась Настя до пятнадцати лет. Однажды она сделала какой-то небольшой проступок, и бабушка пришпилила ее булавкой к своему платью, и сказала, что так она будет сидеть, пока не исправится. Первое время девушка так и сидела пришпиленной возле бабушки. Девушка хотя и обижалась, но говорила, что все-таки немножко любит бабушку.

Жили они вдвоем в маленьком домике с мезонином. Мезонин бабушка сдавала в наем, так как с бабушкиного пенсиона не хватало даже на самое необходимое. И вот год назад к ним в мезонин поселился новый жилец, молодой человек, который в дальнейшем оказался порядочным человеком, и которого Настенька полюбила. Жилец понимал, как живется девушке, жалел ее. Приглашал их с бабушкой в театр на оперу. Год назад он зашел к бабушке и сказал, что ему надо уехать, и ушел к себе. Настенька стала сама не своя, и рушилась на отчаянный шаг. Она собрала в узелок свои вещи, и пошла наверх к нему, чувствуя и любовь и стыд. Он все понял и рассказал ей, что он человек бедный, у него ничего нет, и жениться он пока не может. Но через год он как-то сможет устроить свои дела и вернуться к Настеньке. И только она сможет составить его счастье.

И вот прошел год и Настенька, ожидая приезда своего любимого, повстречалась с Мечтателем. Она при первой встрече предупреждала его, чтобы он не влюблялся. Но разве можно приказать своим чувствам? Узнав ее историю, молодой человек помогал и поддерживал ее, забыв о себе.

Настенька и встречались только четыре раза, четыре белые ночи, пока не вернулся любимый жилец. Она уходит к нему, а герой снова остается один. На следующее утро он получил письмо, где Настенька просит у него прощения, благодарит за подаренную ей любовь и дружбу.

Настенька не виновата в том, что Мечтатель снова остался один, она ждала своего первого избранника. Она хотела быть счастливой. Хотя Мечтатель и любил Настеньку, но не осуждал ее, а желал ей только счастья.

В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью,и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, обмана, предательства. И вот, когда мечтатель и Настенька
уже признались друг другу в своих чувствах, как появляется третий герой, о котором мы многое уже знаем из рассказов Настеньки. Ей приходится делать тяжёлый, не только для себя, но и для остальных героев выбор.

Именно этот момент, с моей точки зрения, является самым кульминационным во всём произведении. До этого мечтатель был очень счастлив: он был счастлив в своих романах, которые он создавал в мечтах, а потом он встретил Настеньку. Но это счастье, реальное, оказалось недолгим.Настенька всё-таки уходит с прежним влюблённым, а мечтатель «долго стоял и смотрел им вслед…». Но почему же мечтатель не подумал о себе, о своём будущем, о своём одиночестве и даже не попытался ничего сделать, чтобы Настенька осталась с ним? Может быть, всё дело в нём самом, в его характере?
Настенька жила со своей слепой бабушкой. И один раз, за то что Настенька что-то нашалила, бабушка пришпилила её платье к своему. Так Настенька и сидела возле бабушки, но появился и них новый жилец. В него-то и влюбилась Настенька. Она даже пошла к нему перед отъездом, но он оказался порядочным человеком и не взял её с собою, а только пообещал ровно через год приехать за ней.

Сама повесть «Белые ночи» построена очень интересно. Здесь главы называются: «Ночь первая», «Ночь вторая» и т.д. В тексте очень много художественных приёмов. Автор часто использует приём параллелизма: почти каждая глава начинается с описания природы, и мы заранее можем знать, как закончится эта глава, печально или весело.

В повести, как мне кажется, нет резкого деления на отрицательных и положительных героев. Я не виню Настеньку за то, что она оставила мечтателя опять наедине со своими мыслями. Она поступила так, как велело ей её сердце. Сам мечтатель тоже её не винит в этом: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..».

Но я виню, я, может быть, в какой-то мере презираю мечтателя. На мой взгляд, он мог сделать так, чтобы Настенька осталась с ним, и он должен был проявить хоть каплю настойчивости, он имел на это все права. Он, я бы сказал, заслужил это.

    • Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века. Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же. И это – ещё не […]
    • Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
    • Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман "Преступление и наказание". В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся к высшим существам, могут ради благой цели убивать других, "тварей дрожащих". Самого Себя […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Любое преступление – это не только нарушение законов того или иного государства, это, в первую очередь, пренебрежение всяческими морально-нравственными нормами и вообще природой человека как компонента живой оболочки Земли. Тысячи людей умирают постоянно от болезней, несчастных случаев да и просто от старости. Это закономерность, естественный отбор; так нужно. Но преступление (в данном случае под словом «преступление» подразумевается убийство) нельзя считать частью необходимого, ибо оно – мотивированное […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
  • Настенька - образ героиниНастенька - главная героиня повести "Белые
    ночи" Ф. М. Достоевского.
    Мечтатель и Настенька в "Белых ночах" два главных персонажа в этой повести.
    Конечно, как часто это бывает у
    Достоевского, третьим персонажем является
    город Петербург.

    Внешность Настеньки

    "...она была премиленькая и брюнетка...", "черные
    глазки", "...черных ресницах...", "черные кудри".

    История Настеньки

    Это юная девушка в возрасте 17 лет.
    Настенька, как и Мечтатель, живет в
    Петербурге со слепой бабушкой.
    Чтобы Настенька "не шалила", бабушка
    пришпиливает Настеньку булавкой. Они
    сидят вместе - бабушка вяжет, а Настенька читает.
    Очевидно, что Настенька живет скучной и
    уединенной жизнью. Как она сама говорит,
    она живет "в загоне у бабушки".


    Черты характера
    "...умница, это при красоте никогда не мешает..."
    умная
    "...я, уж не знаю отчего, покраснела,
    застыдилась..."
    стыдливая
    "...я бабушку обманывать не хочу..."
    честная
    "...моя добрая, моя милая Настенька!..."
    добрая, милая
    "...она же заробела и струсила..."
    робкая
    "...я такая простая..."
    простая
    "...никогда не умела сама совладеть с своим
    сердцем..."
    эмоциональная

    Настенька в "Белых ночах" - это девушка…

    Цитатная характеристика Настеньки
    "...все говорю, какая бы глупость ни
    промелькнула у меня в голове..."
    "Ах, какое вы дитя! Какое ребячество!"
    "...не могу жить у бабушки, что убегу от нее, что
    не хочу, чтоб меня булавкой пришпиливали..."
    "без него жить не могу...»
    Черты характера
    открытая,
    искренняя
    ребенок в душе
    живет замкнуто с
    бабушкой
    влюбленная

    "Мечтательница" Настенька

    Настенька - юная
    романтичная натура.
    Она целый год хранила
    свою любовь к
    "жильцу", который
    обещал приехать за ней.
    Верила в свою мечту
    быть с «жильцом».
    Надеялась полюбить
    «мечтателя».
    Мечта Настеньки в
    итоге сбывается!

    Особенности образа Настеньки

    - "на дружбу я готова. . . а вот
    влюбится нельзя, прошу вас!"
    - делает необдуманный шаг,
    решаясь строить с Мечтателем
    планы на будущее
    - она искренне любила другого
    человека
    - В своем последнем письме она
    просила не забывать о ней и
    любить её

    Письмо Настеньки

    «О, простите, простите меня! - писала мне Настенька, - на коленях умоляю вас,
    простите меня! Я обманула и вас и себя. Эта был сон, призрак... Я изныла за вас сегодня;
    простите, простите меня!..
    Не обвиняйте меня, потому что я ни в чем не изменилась пред вами; я сказала, что
    буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О боже! если б я могла любить
    вас обоих разом! О, если б вы были он!»
    «Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я
    оскорбила вас, но вы знаете - коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите!
    Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь. Потому что в памяти моей она напечатлелась,
    как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду
    помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно
    приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его... Если вы простите меня,
    то память об вас будет возвышена во мне вечным, благодарным чувством к вам, которое
    никогда не изгладится из души моей... Я буду хранить эту память, буду ей верна, не изменю
    ей, не изменю своему сердцу: оно слишком постоянно. Оно еще вчера так скоро воротилось
    к тому, которому принадлежало навеки.
    Мы встретимся, вы придете к нам, вы нас не оставите, вы будете вечно другом,
    братом моим... И когда вы увидите меня, вы подадите мне руку, да? вы подадите мне ее, вы
    простили меня, не правда ли? Вы меня любите по-прежнему?
    О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту,
    потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу ее... друг мой милый! На
    будущей неделе я выхожу за него. Он воротился влюбленный, он никогда не забывал обо
    мне... Вы не рассердитесь за то, что я об нем написала. Но я хочу прийти к вам вместе с ним;
    вы его полюбите, не правда ли?..
    Простите же, помните и любите вашу Настеньку».

    10. Письмо Настеньки

    Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал
    темное облако на твое ясное, безмятежное счастие, чтоб я,
    горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его
    тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в
    минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из этих
    нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри,
    когда пошла вместе с ним к алтарю... О, никогда, никогда!
    Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна
    милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту
    блаженства и счастия, которое ты дала другому,
    одинокому, благодарному сердцу!
    Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого
    мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..

    11. Письмо Настеньки

    Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька!
    Чтоб я нагнал темное облако на твое
    ясное, безмятежное счастие, чтоб я,
    горько упрекнув, нагнал тоску на твое
    сердце, уязвил его тайным угрызением и
    заставил его тоскливо биться в минуту
    блаженства, чтоб я измял хоть один из
    этих нежных цветков, которые ты вплела
    в свои черные кудри, когда пошла вместе
    с ним к алтарю... О, никогда, никогда! Да
    будет ясно твое небо, да будет светла и
    безмятежна милая улыбка твоя, да
    будешь ты благословенна за минуту
    блаженства и счастия, которое ты дала
    другому, одинокому, благодарному
    сердцу!
    Боже мой! Целая минута блаженства! Да
    разве этого мало хоть бы и на всю жизнь
    человеческую?..
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим

    12. Повесть Ф. Достоевского «Белые ночи» в русской критике

    С. С. Дудышкин: «Достоевского не раз упрекали в особенной любви часто
    повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто
    неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное
    человеческое сердце. В „Белых ночах“ Достоевский почти безукоризнен в
    этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного
    оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно».
    Н. А. Добролюбов: «Я признаюсь - все эти господа, доводящие своё
    душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей
    невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не
    любили, или любили головою только. Если же эти романтические
    самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные
    сердца, какие куричьи чувства!»
    Е.
    В.
    Тур:
    завязка
    повести
    »Белые
    ночи»
    смахивает
    на
    сказку
    и
    никак
    не
    напоминает
    собою
    чтонибудь похожее на действительность», однако это
    «одно из
    самых
    поэтических»
    в
    русской
    литературе
    произведений,
    «оригинальное по мысли и совершенно изящное по исполнению».

    13. Домашнее задание

    Выполните «Задание» или «Проект» (по
    выбору):
    - Задание. Письменно опровергните или защитите
    отзыв одного
    из
    критиков о повести Ф.
    Достоевского «Белые ночи».
    - Проект. Используя ресурсы Интерета, подготовьте
    электронный
    альбом
    «Белые
    ночи»
    Ф.
    Достоевского в иллюстрациях русских художников»
    со вступительной статьей и биографическими
    справками о художниках.
    Всем: Прочитать статью учебника об А. Чехове,
    прочитать рассказ «Тоска»

    Лев Шестов (русский философ-экзистенциалист) сказал, что если бы на свет не появились великие романы Достоевского, такие, как "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток" и "Братья Карамазовы", то, возможно, ранние произведения писателя так и не дошли бы до читателя XX века.

    В фокусе внимания - "Белые ночи": характеристика Настеньки и других персонажей. К чему и приступаем.

    Главный герой

    Молодой человек 26 лет - мечтатель. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

    Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

    Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах. Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения "Белые ночи" характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю. Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.

    История Настеньки. Характеристика главной героини

    Все события сочинения Достоевского происходят белыми ночами (отсюда и название) в Петербурге. На все про все классику хватает описания четырех встреч героев. Причем первая из них ушла на прелюдию к рассказу девушки, который и составляет всю соль произведения. Вопрос о том, какова роль истории Настеньки в повести "Белые ночи", отпадет сам собой после ее описания.

    "Пришпиленная" девушка

    Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя - сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем - это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

    И вот к ним заехал жилец - молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

    В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки. Теперь читателю должно быть ясно, какова роль истории Настеньки в повести "Белые ночи". А если нет, то мы услужливо подскажем ему: на ней строится весь сюжет не слишком занимательного произведения Достоевского.

    Но двигаемся дальше. Теперь мы готовы к определению самого существа главной героини сочинения. Сентиментально произведение Достоевского ("Белые ночи"). Характеристика Настеньки, как ни странно, обратная, лишенная сантиментов. Девушка не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой опостылевшей ей бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених внезапно сорвался с крючка, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена. Именно к такой трактовке располагает читателя повесть "Белые ночи". Характеристика Настеньки, конечно, не слишком лестная и сентиментальная, но зато правдивая. К счастью для героини, не все еще потеряно.

    Бесконечно рефлексирующий мечтатель желает помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

    Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она - понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

    Третья и четвертая ночи. Финал истории

    Нам неинтересна характеристика героя. Настенька ("Белые ночи" рассматриваем далее) нас тоже занимает немало. Остается только досказать историю до конца.

    Третья встреча. Напряжение нарастает. Друг девушки не отвечает на переданное письмо, она находится в крайней степени экзальтации (если честно, то герои не выходят из этого состояния ни на минуту за все время повествования). Мечтатель, напротив, приуныл. Он понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.

    Четвертая ночь. Девушка уже почти погрузилась в пучину отчаяния, для героя настал подходящий момент - он признается в любви. Они друг другу говорят всякие "сладости", и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.

    На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся. Главному же герою остается только вспоминать приключение, произошедшее с ним под бледный свет белых ночей, и тосковать об утраченной любви. Характеристики героев произведения "Белые ночи" готовы. Нами был оставлен в стороне только жених по той причине, что его натуру никаким образом нельзя определить. Этот персонаж носит сугубо декоративный и инструментальный характер в повествовании русского классика.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    • Краткое содержание "Аси" - любимой повести
    • А. С. Пушкин "Метель": краткое содержание произведения
    • "Первая любовь", Тургенев: краткое содержание по главам
    • ";Бедная Лиза";: анализ повести. Какими описаниями начинается повесть ";Бедная Лиза";
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Федор Иоаннович: биография, годы правления, смерть
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы