Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация на тему «Свиридов Георгий Васильевич. Свиридов георгий васильевич-музыкально-общественный деятель девять песен для баса на стихи Р.Бернса

Паймакова Светлана ученица 6 а класса МБОУ "Килемарская СОШ"

Георгий Васильевич Свиридов советский композитор,пианист,музыкально-общественный деятель.Народный артист СССР (1970) , Герой социалистического Труда (1975). Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Свиридов Георгий Васильевич Выполнила ученица 6а класса Паймакова Светлана

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова - всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой.

Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался от остановки сердца. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов(1940). Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например, в Первой партии для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита.

Спасибо за внимание

Описание слайда:

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже
(Курская губерния). Отец был крестьянином,
начале революции вступил в Коммунистическую
партию, в 1919 году погиб в I Мировой войне.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано
местной, музыкальной школы. Через три года
Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград,
чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал
учиться на фортепианном отделении Центрального
музыкального техникума.

В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на
время в Курск. Там он написал шесть романсов на
слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор»,
«Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер»,
«Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры».

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую
консерваторию, где стал учеником Д. Д.
Шостаковича. В июне 1941 года Свиридов
закончил консерваторию.

Еще в самом начале войны Свиридов написал
первые свои песни для фронта. С военной
тематикой тесно увязана и написанная тогда же
музыкальная комедия «Раскинулось море
широко», посвященная балтийским морякам.

Самое своеобразное в творчестве Свиридова
1940-х годов - его вокальные сочинения, поэма
«Песни странника», сюита на слова В. Шекспира,
новые романсы и песни. Свиридов много работает
в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании
новых крупных сочинений, которые появились в
начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством
поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его
поэзией. Один за другим стали появляться
романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и
советских поэтов. Вскоре сложился замысел
большой вокальной поэмы для тенора и баса с
фортепиано под названием «Страна отцов».

В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией
Сергея Есенина, написал несколько песен на его
стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве
высокого творческого вдохновения всего за две
недели родилась многочастная поэма «Памяти
Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31
мая 1956 года в Москве.

Особое место в творчестве Свиридова
занимает «Патетическая оратория» (1959)
для солистов, хора и оркестра на стихи В.
Маяковского. Очень многие советские
композиторы писали на стихи Маяковского,
но «Патетическая оратория» является из них
самым значительным и интересным.

«Патетическая оратория» - это
монументальное художественное полотно из
множества интонаций. Особенно впечатляет
часть оратории, в которой используется
поэма «Необычайное приключение, бывшее
с Владимиром Маяковским летом на даче».
Называется эта часть «Солнце и поэт».

Линия революционной романтики, идущая от
«Патетической оратории», получила свое
дальнейшее продолжение в очень
динамичной музыке к кинофильму «Время,
вперед!» (1977), которая является
музыкальной заставкой к информационной
телевизионной программе «Время.

Следом за ораторией были написаны
«Весенняя кантата» (Н. Некрасов), кантата
«Деревянная Русь» (С. Есенина), несколько
хоровых сочинений «Вечером синим»,
«Табун», «Душа грустит о небесах», кантата
«Снег идет» (Б. Пастернака).

Однако композитор не расстался и с
крестьянской песенностью. В 1960-е годы
обозначилось пристрастие композитора к
этой народной русской музыке. Так был
создан вокальный цикл «Курские песни»,
ставший одним из шедевров советской
музыки.

«Весенняя кантата» на слова Некрасова
(1972) с ее удивительной легкостью, свежей
первой частью и одно из самых ярких
сочинений Свиридова - Три хора из музыки к
трагедии А. К. Толстого «Царь Федор
Иоаннович» (1973).

Обращают на себя внимание сочинения на
стихи Блока - кантата «Ночные облака»
(1979) и хоровой цикл «Песни безвременья»
(1980). Свиридов открывает поэта
причудливого, с диалектикой становления,
произрастания нового. Страстные молитвы о
совершенстве жизни, светлой весны, зыбкой
ночи, тайной любви.

В современной музыке все больше
усложняется музыкальный язык,
обостряется диссонантность звучаний.
Потому Свиридовская кажущаяся
простота в сочетании с новыми
интонациями, порождая ясность мысли,
прозрачность звучания, кажется особенно
ценной. Поиски композитора именно в
этом направлении снискали глубокое
чувство признательности художнику - за
внимание к тому, что есть лучшее в
нашем национальном искусстве, в русской
народно-песенной стихии.

ВРЕМЯ ГЕОРГИЯ

СВИРИДОВА

«НАМ НУЖНА МУЗЫКА…

ПОД СТАТЬ ВРЕМЕНИ».


1915 – 1998

Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей.


В детстве юного любителя музыки привлекала балалайка. Будущий композитор научился играть на ней так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Летом 1929 года Свиридов поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик сыграл на рояле марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

Рояль фирмы «Беккер»

первый музыкальный инструмент в семье Свиридовых


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕОРГИЯ СВИРИДОВА:

«Мое отрочество прошло в Курске, там я учился в общеобразовательной школе и одновременно музыкальной. Это было в конце двадцатых годов. …В Курске… была опера, играла весь зимний сезон, а летом в городском саду играла оперетта… В концертах я слышал Нежданову, Собинова, Цесевича! Слышал квартеты имени Глазунова и имени Вильома, виртуозов-пианистов и скрипачей. Они приезжали в Курск на гастроли. Звучала классика, и публика очень любила серьезную музыку…»

Из книги Р.Шейко «Елена Образцова»

В.Уфимцева – первый учитель Г.В. Свиридова в музыкальной школе. Общение с этим чутким и талантливым педагогом во многом обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу.


В 1932 году Георгий Свиридов поступил в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И.Браудо. Под его руководством Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику.

Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.


Под руководством Михаила Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано . Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина . Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.


Летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор

П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.


До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде. Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены.

А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.


В 1956 году поселился в Москве. Сочинения композитора разнообразны по жанрам:

это симфонии и кантаты, песни и романсы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты, но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте, в кино, в драматическом театре.


Произведения Г.В.Свиридова:

1949 - вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А.Исаакяна

1954 – хоровые циклы «Декабристы» на слова А.Пушкина

«Пять песен о России» на слова А.Блока

1955 - девять песен для баса на стихи Р.Бернса

«Поэма памяти Сергея Есенина»

1959 – «Патетическая оратория» на стихи В.Маяковского

196 4 – вокальный цикл «Курские песни»

1966 - кантата «Деревянная Русь» на стихи С.Есенина,

кантата «Снег идет» на стихи Б.Пастернака

1972 - «Весенняя кантата» на стихи Н.Некрасова

1973 – «Концерт памяти А.А.Юрлова»

1974 – музыка к кинофильму «Метель»

1977 – поэма «Отчалившая Русь»,

музыка к кинофильму «Время, вперед!»

1979 – концерт для хора «Пушкинский венок»

кантата «Ночные облака» на слова А.Блока

1980 – хоровая поэма «Ладога»

хоровой цикл «Песни безвременья», «Гимн Родине»

1993 – «Духовные песнопения и молитвы»

Оперетты: «Огоньки», «Раскинулось море широко»,

«Настоящий жених»


Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами:

В 1946, 1968, 1980 г награжден Государственной премией СССР,

в 1960 награжден Ленинской премией,

в 1970 году присвоено звание народного артиста СССР,

в 1975-м – присвоено звание Героя Социалистического Труда.



В этом году в Курске пройдет традиционный фестиваль им. Свиридова

  • Концертная программа стартует 8 ноября
  • С 8 ноября по 18 декабря в Курске и Фатеже пройдет XV I музыкальный фестиваль имени Георгия Свиридова.
  • В первый день фестиваля на курской сцене выступит Большой симфонический оркестр им. П.И Чайковского.


  • Участниками фестиваля станут также пианист Александр Гиндин , Хор мальчиков и юношей хорового училища имени Свешникова, Камерный хор Гомельской областной филармонии. В рамках фестиваля состоялась презентация фотоальбома "Неизвестный Свиридов", в который вошли материалы из архивов знаменитого баса Большого театра Александра Филипповича Ведерникова ; камерный концерт с участием лауреатов конкурса камерного пения прошел в Фатеже. На закрытие фестиваля приехал Академический хор "Мастера хорового пения" под руководством Льва Конторовича . Программа концерта, в которую вошли русская духовная музыка, фрагменты "Пушкинского венка" Свиридова, обработки народных песен, собрала аншлаг в зале.

Мемориальный музей композитора Георгия Свиридова был открыт к 90-летию со дня рождения классика. Он создавался как филиал Курского областного краеведческого музея.

Музей расположился в здании старинного особняка, два этажа которого в начале ХХ в. занимало почтово-телеграфное ведомство, третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. Одну из них получил В.Г. Свиридов – отец будущего композитора. 16 декабря 1915 г. здесь появился на свет Георгий Свиридов.


Экспозиционная площадь музея составляет 115 кв. м.

В экспозиции музея отражены все периоды жизни и деятельности Георгия Свиридова – детские годы, проведенные в родном Фатеже, годы жизни в Курске, Ленинграде, Москве; показан весь творческий путь великого композитора. Определенный колорит залам музея придает интерьер мебели начала XX века, сохранившийся до нашего времени первый музыкальный инструмент Г.В. Свиридова – рояль фирмы «Беккер», появившийся в семье в 1920 г. Редкие документы, фотографии, ноты, вещи с рабочего стола композитора также создают особое настроение.


В 2006 г. в музей передан бюст композитора работы народного художника СССР М.К. Аникушина.

Родина Георгия Свиридова стала местом проведения Всероссийских музыкальных фестивалей, на которых выступают известные исполнители и хоровые коллективы.

Здание мемориального музея композитора Г.В. Свиридова имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Ежегодно музей посещает около 3 000 посетителей.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?