Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое оркестр краткое определение. Оркестр значение

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Исторический очерк

Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах. Ранним образцом оркестровки является партитура «Орфея » Монтеверди , написанная для сорока инструментов: именно столько музыкантов служили при дворе мантанского герцога. В течение XVII века ансамбли складывались, как правило, из родственных инструментов, и лишь в исключительных случаях практиковалось объединение разнородных инструментов. К началу XVIII века сложился оркестр на основе струнных инструментов: первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Такой состав струнных давал возможность использовать полнозвучную четырёхголосую гармонию с октавным удвоением баса. Руководитель оркестра одновременно исполнял партию генерал-баса на клавесине (при светском музицировании) или на органе (в церковной музыке). В дальнейшем в оркестр вошли гобои, флейты и фаготы, причём зачастую на флейтах и гобоях играли одни и те же исполнители, и эти инструменты не могли звучать одновременно. Во второй половине XVIII века к оркестру присоединились кларнеты, трубы и ударные инструменты (барабаны или литавры).

Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.

Симфонический оркестр

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов - семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке . Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные ударные музыкальные инструменты . Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр - это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца XVIII - начала XIX века или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу тромбоны с тубой и может иметь любой состав. Число деревянных духовых инструментов (флейт, гобоев, кларнетов и фаготов) может доходить до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включать их разновидности (малая и альтовая флейты, гобой д’амур и английский рожок, малый, альтовый и бас-кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и вагнеровские (валторновые) тубы), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и басовых) и тубу. Иногда используются саксофоны (все 4 вида, см. джазовый оркестр). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Возможно огромное разнообразие ударных инструментов (основу группы ударных составляют литавры, малый и большой барабаны, тарелки, треугольник, тамтам и колокольчики). Нередко используются арфа, фортепиано, клавесин, орган.
Большой симфонический оркестр насчитывает около ста музыкантов.

Духовой оркестр

Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют Медные духовые инструменты , ведущую роль в духовом оркестре среди медных духовых инструментов имеют широкомензурные медные духовые инструменты группы флюгельгорнов - сопрано-флюгельгорны, корнеты, альтгорны, теноргорны, баритон-эуфониумы, басовая и контрабасовая тубы, (примеч. в симфоническом оркестре используется только одна контрабасовая туба). На их основу накладываются партии узкомензурных медных духовых инструментов трубы , валторны , тромбоны . Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты : флейты , кларнеты , саксофоны , в больших составах - гобои и фаготы . В больших духовых оркестрах деревянные инструменты многократно удваиваются (наподобие струнных в симфоническом оркестре), используются разновидности (особенно малые флейты и кларнеты, английский гобой, альт и бас-кларнет, иногда контрабас-кларнет и контрафагот, довольно редко используются альтовая флейта и амургобой). Деревянная группа делится на две подгруппы, подобные двум подгруппам медных духовых: кларнетно-саксофоновую (яркие по звуку одноязычковые инструменты - их немного больше по количеству) и группу флейт, гобоев и фаготов (более слабых по звуку, чем кларнеты, двухъязычковые и свистковые инструменты). Группа валторн, труб и тромбонов часто делится на ансамбли, используются видовые трубы (малая, редко альтовая и басовая) и тромбоны (бас). В таких оркестрах имеется большая группа ударных, основу которых составляют все те же литавры и «янычарская группа» малый, цилиндрический и большой барабаны, тарелки, треугольник, а также бубен, кастаньеты и там-там. Возможны клавишные инструменты - фортепиано, клавесин, синтезатор (или орган) и арфы. Большой духовой оркестр может играть не только марши и вальсы, но и увертюры, концерты, оперные арии и даже симфонии. Гигантские сводные духовые оркестры на парадах на самом деле основаны на удвоении всех инструментов и их состав очень беден. Это всего лишь многократно увеличенные малые духовые оркестры без гобоев, фаготов и с малым количеством саксофонов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью и поэтому часто применяется не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе (например, сопровождая какое-либо шествие). Для духового оркестра типично исполнение военной музыки, а также популярных танцев европейского происхождения (так называемая садовая музыка) - вальсов, полек, мазурок. В последнее время духовые оркестры садовой музыки изменяют состав сливаясь с оркестрами других жанров. Так при исполнении креольских танцев - танго, фокстрота, блюзового джайва, румбы, сальсы привлекаются элементы джаза: вместо янычарской группы ударных, джазовый набор ударных (1 исполнитель) и ряд афрокреольских инструментов (см. джазовый оркестр). В таких случаях всё чаще используются клавишные инструменты (рояль, орган) и арфа.

Струнный оркестр

Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковых струнных инструментов оркестра симфонического. В струнный оркестр входят две группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты , виолончели и контрабасы . Такой тип оркестра известен с XVI-XVII веков.

Оркестр народных инструментов

В различных странах получили распространение оркестры, составленные из народных инструментов, исполняющие как переложения произведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения. В качестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов , включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек , а также гусли , баяны , жалейки , трещотки , свистульки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым . В ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные колокола и многие ударные инструменты.

Эстрадный оркестр

Эстрадный оркестр - коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

Эстрадно-симфонический оркестр - большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано , синтезатор , гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая - большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.

Предшественником эстрадно-симфонического оркестра был симфоджаз, возникший в США в 20-х гг. и создавший концертный стиль популярно-развлекательной и танцевально-джазовой музыки. В русле симфоджаза выступали отечественные оркестры Л. Я. Теплицкого («Концертный джаз-банд», 1927), Государственный джаз-оркестр под руководством В. Кнушевицкого (1937). Термин «Эстрадно-симфонический оркестр» появился в 1954. Так стал называться Эстрадный оркестр всесоюзного радио и телевидения под руководством Ю. Силантьева , созданный в 1945. В 1983, после смерти Силантьева, им руководил А. А. Петухов , затем М. М. Кажлаев . К эстрадно-симфоническим оркестрам относились также оркестры Московского театра «Эрмитаж», Московского и Ленинградского театров эстрады, оркестр «Голубой экран» (руководитель Б.Карамышев), Ленинградский концертный оркестр (руководитель А. Бадхен), Государственный эстрадный оркестр Латвийской ССР под управлением Раймонда Паулса , Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины, Президентский оркестр Украины и др.

Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов, реже для исполнения инструментальной музыки. Студийная работа (запись музыки в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм) превалирует над концертной. Эстрадно-симфонические оркестры стали своеобразной лабораторией отечественной, лёгкой и джазовой музыки .

Джазовый оркестр

Джазовый оркестр - один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки - камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество радикально его отличающее от всех других форм оркестровой музыки.

Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки - это бо́льшая роль ритма (намного бо́льшая, чем в военном марше или вальсе). В связи с этим в любом джазовом оркестре есть особая группа инструментов - ритм-секция. Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность - превалирующая роль джазовой импровизации приводит к заметной вариабельности его состава. Однако есть несколько видов джазовых оркестров (примерно 7-8): камерное комбо (хотя это область ансамбля, но его необходимо указать, так как в нём суть действия ритм-секции), камерный ансамбль диксиленд, малый джазовый оркестр - биг-бэнд малого состава, большой джазовый оркестр без струнных - биг-бэнд, большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) - расширенный биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.

В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты. Это джазовая ударная установка (1 исполнитель), состоящая из нескольких тарелок ритма, нескольких акцентных тарелок, нескольких том-томов (либо китайских, либо африканских), педальных тарелок, малого барабана и особого вида большого барабана африканского происхождения - «эфиопской (кенийской) бочки» (её звук намного мягче турецкого большого барабана). Во многих стилях южного джаза и латиноамериканской музыке (румба , сальса , танго , самба , ча-ча-ча и др.) используются дополнительные ударные: набор барабанов конго-бонго, маракасы (чокало, кабаса), бубенцы, деревянные коробочки, сенегальские колокольцы (агого), клаве и др. Другие инструменты ритм-секции, уже держащие мелодико-гармонический пульс: рояль, гитара или банджо (особый вид северо-африканской гитары), акустическая бас-гитара или контрабас (на котором играют только щипком). В больших оркестрах иногда бывает несколько гитар, гитара вместе с банджо, оба вида басов. Редко используемая туба - духовой басовый инструмент ритм секции. В больших оркестрах (биг-бэндах всех 3 видов и симфоджазе) часто используют вибрафон , маримбу , флексатон , гавайскую гитару, блюзовую гитару (обе последние слегка электрифицированы, вместе с басом), но эти инструменты уже не входят в ритм-секцию.

Другие группы джазового оркестра зависят от его вида. В комбо обычно 1-2 солиста (саксофон , труба или смычковый солист: скрипка или альт). Примеры: ModernJazzQuartet, JazzMessenjers.

В малом биг-бэнде могут быть 3 трубы, 1-2 тромбона, 3-4 саксофона (сопрано=тенору, альт, баритон, все играют ещё и на кларнетах), 3-4 скрипок, иногда виолончель. Примеры: первый оркестр Эллингтона 1929-1935 годов (США), Bratislava Hot Serenaders (Словакия).

В большом биг-бэнде обычно 4 трубы (1-2 играют высокие сопрановые партии на уровне малых со специальными мундштуками), 3-4 тромбона (4 тромбон тенор-контрабас или тенор-бас, иногда и 3), 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора=сопрано, баритон).

В расширенном биг-бэнде могут быть до 5 труб (с видовыми трубами), до 5 тромбонов, дополнительные саксофоны и кларнеты (5-7 общих саксофонов и кларнетов), струнные смычковые (не более 4-6 скрипок, 2 альта, 3 виолончели), иногда валторна, флейта, малая флейта (только в СССР). Подобные эксперименты в джазе проводили в США Дюк Эллингтон , Арти Шоу , Гленн Миллер , Стенли Кентон , Каунт Бейси , на Кубе - Пакито д"Ривера , Артуро Сандоваль , в СССР - Эдди Рознер , Леонид Утёсов .

Симфоджазовый оркестр включает большую струнную группу (40-60 исполнителей), причем возможны смычковые контрабасы (в биг-бэнде могут быть только смычковые виолончели, контрабас участник ритм-секции). Но главное это использование редких для джаза флейт (во всех видах от малой до басовой), гобоев (все 3-4 вида), валторн и совсем не типичных для джаза фаготов (и контрафагота). Кларнеты дополняются басом, альтом, малым кларнетом. Такой оркестр может исполнять специально написанные для него симфонии, концерты, участвовать в операх (Джордж Гершвин). Его особенность - выраженный ритмический пульс, которого нет в обычном симфоническом оркестре. От симфоджазового оркестра следует отличать его полную эстетическую противоположность - эстрадный оркестр, основанный не на джазе, а на бит-музыке.

Особые виды джазовых оркестров - духовой джазовый оркестр (духовой оркестр с ритм-секцией джаза, включая гитарную группу и с уменьшением роли флюгельгорнов), церковный джазовый оркестр (существует ныне только в странах Латинской Америки , включает орган , хор, церковные колокола, всю ритм-секцию, ударные без бубенцов и агого, саксофоны, кларнеты, трубы, тромбоны, струнные смычковые), ансамбль стиля джаз-рок (коллектив Майлса Дэвиса , из советских и российских «Арсенал» и др.).

Военный оркестр

Военный оркестр - специальное штатное воинское подразделение, предназначенное для исполнения военной музыки, то есть музыкальных произведений при строевом обучении войск, во время отправления воинских ритуалов, торжественных церемоний, а также для концертной деятельности.

Существуют военные оркестры однородные, состоящие из медных и ударных инструментов, и смешанные, включающие также группу деревянных духовых инструментов. Руководство военным оркестром осуществляет военный дирижёр. Употребление музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV в.: «и начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены».

У некоторых князей при тридцати знаменах или полках имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. В старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их навязывали перед всадником у седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек [источник не указан 31 день ] . Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов.

В XIV в. уже известны набаты, то есть барабаны. Применялась в старину тоже и сурна, или сурьма.

На Западе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII стол. При Людовике XIV оркестр состоял из дудок, гобоев, фаготов, труб, литавр, барабанов. Все эти инструменты делились на три группы, редко соединявшиеся вместе

В XVIII веке вводится в военный оркестр кларнет, и военная музыка получает мелодическое значение. До начала XIX века военные оркестры как во Франции, так и в Германии заключали в себе, кроме вышеупомянутых инструментов, валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, то есть большой барабан, тарелки, треугольник. Изобретение пистонов для медных инструментов (1816) имело большое влияние на развитие военного оркестра: явились трубы, корнеты , бюгельгорны , офиклеиды с пистонами, тубы, саксофоны. Следует упомянуть ещё об оркестре, состоящем только из медных инструментов (фанфары). Таким оркестром пользуются в кавалерийских полках. Новая организация военных оркестров с Запада перешла и в Россию.

История военной музыки

Пётр I заботился об улучшении военной музыки; из Германии выписаны были знающие люди для обучения солдат, игравших от 11 до 12 часов дня на адмиралтейской башне. В царствование Анны Иоанновны и позднее на оперных придворных спектаклях оркестр усиливался лучшими музыкантами из гвардейских полков.

К военной музыке следует отнести тоже хоры полковых песенников.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907)

Школьный оркестр

Состоящий из учеников школы коллектив музыкантов, возглавляемый, как правило, педагогом начального музыкального образования. Для музыкантов нередко является отправной точкой их дальнейшей музыкальной карьеры.

См. также

Напишите отзыв о статье "Оркестр"

Примечания

Отрывок, характеризующий Оркестр

Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, – кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха.
29 ноября Кутузов въехал в Вильно – в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось.
Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел идти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11 м году для заключения мира с Турцией помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения мира принадлежит Кутузову; этот то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у замка, в котором должен был остановиться Кутузов. Чичагов в флотском вицмундире, с кортиком, держа фуражку под мышкой, подал Кутузову строевой рапорт и ключи от города. То презрительно почтительное отношение молодежи к выжившему из ума старику выражалось в высшей степени во всем обращении Чичагова, знавшего уже обвинения, взводимые на Кутузова.
Разговаривая с Чичаговым, Кутузов, между прочим, сказал ему, что отбитые у него в Борисове экипажи с посудою целы и будут возвращены ему.
– C"est pour me dire que je n"ai pas sur quoi manger… Je puis au contraire vous fournir de tout dans le cas meme ou vous voudriez donner des diners, [Вы хотите мне сказать, что мне не на чем есть. Напротив, могу вам служить всем, даже если бы вы захотели давать обеды.] – вспыхнув, проговорил Чичагов, каждым словом своим желавший доказать свою правоту и потому предполагавший, что и Кутузов был озабочен этим самым. Кутузов улыбнулся своей тонкой, проницательной улыбкой и, пожав плечами, отвечал: – Ce n"est que pour vous dire ce que je vous dis. [Я хочу сказать только то, что говорю.]
В Вильне Кутузов, в противность воле государя, остановил большую часть войск. Кутузов, как говорили его приближенные, необыкновенно опустился и физически ослабел в это свое пребывание в Вильне. Он неохотно занимался делами по армии, предоставляя все своим генералам и, ожидая государя, предавался рассеянной жизни.
Выехав с своей свитой – графом Толстым, князем Волконским, Аракчеевым и другими, 7 го декабря из Петербурга, государь 11 го декабря приехал в Вильну и в дорожных санях прямо подъехал к замку. У замка, несмотря на сильный мороз, стояло человек сто генералов и штабных офицеров в полной парадной форме и почетный караул Семеновского полка.
Курьер, подскакавший к замку на потной тройке, впереди государя, прокричал: «Едет!» Коновницын бросился в сени доложить Кутузову, дожидавшемуся в маленькой швейцарской комнатке.
Через минуту толстая большая фигура старика, в полной парадной форме, со всеми регалиями, покрывавшими грудь, и подтянутым шарфом брюхом, перекачиваясь, вышла на крыльцо. Кутузов надел шляпу по фронту, взял в руки перчатки и бочком, с трудом переступая вниз ступеней, сошел с них и взял в руку приготовленный для подачи государю рапорт.
Беготня, шепот, еще отчаянно пролетевшая тройка, и все глаза устремились на подскакивающие сани, в которых уже видны были фигуры государя и Волконского.
Все это по пятидесятилетней привычке физически тревожно подействовало на старого генерала; он озабоченно торопливо ощупал себя, поправил шляпу и враз, в ту минуту как государь, выйдя из саней, поднял к нему глаза, подбодрившись и вытянувшись, подал рапорт и стал говорить своим мерным, заискивающим голосом.
Государь быстрым взглядом окинул Кутузова с головы до ног, на мгновенье нахмурился, но тотчас же, преодолев себя, подошел и, расставив руки, обнял старого генерала. Опять по старому, привычному впечатлению и по отношению к задушевной мысли его, объятие это, как и обыкновенно, подействовало на Кутузова: он всхлипнул.
Государь поздоровался с офицерами, с Семеновским караулом и, пожав еще раз за руку старика, пошел с ним в замок.
Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
– Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!
То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.
Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны.
Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера.
Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства.
– Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна.
Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по своему и его слугами – Терентием и Васькой. Они находили, что он много попростел. Терентий часто, раздев барина, с сапогами и платьем в руке, пожелав покойной ночи, медлил уходить, ожидая, не вступит ли барин в разговор. И большею частью Пьер останавливал Терентия, замечая, что ему хочется поговорить.
– Ну, так скажи мне… да как же вы доставали себе еду? – спрашивал он. И Терентий начинал рассказ о московском разорении, о покойном графе и долго стоял с платьем, рассказывая, а иногда слушая рассказы Пьера, и, с приятным сознанием близости к себе барина и дружелюбия к нему, уходил в переднюю.
Доктор, лечивший Пьера и навещавший его каждый день, несмотря на то, что, по обязанности докторов, считал своим долгом иметь вид человека, каждая минута которого драгоценна для страждущего человечества, засиживался часами у Пьера, рассказывая свои любимые истории и наблюдения над нравами больных вообще и в особенности дам.

ОРКЕСТР, -а, м. 1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Симфонический, духовой, струнный, джазовый о. Камерный о. О. народных инструментов. 2. Место перед сценической площадкой, где помещаются музыканты. || прил. оркестровый, -ая, -ое. Оркестровая музыка. Оркестровая яма (углубленное место для оркестра впереди сцены).


Смотреть значение ОРКЕСТР в других словарях

Оркестр — м. итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор; | отгороженное в театре и вообще устроенное где-либо место для музыкантов. овать........
Толковый словарь Даля

Оркестр М. — 1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. 2. Ансамбль музыкальных инструментов. // Партия ансамбля музыкальных........
Толковый словарь Ефремовой

Оркестр — оркестра, м. (от греч. orchestra - место для танца перед сценой). 1. Ансамбль музыкальных инструментов. Концерт симфонического оркестра. Пьеса для струнного оркестра. Духовой........
Толковый словарь Ушакова

Оркестр — -а; м. [франц. orchestre от греч. orchēstra - площадка перед сценой в древнегреческом театре]
1. Коллектив музыкантов или совокупность различных инструментов, участвующих в исполнении........
Толковый словарь Кузнецова

Оркестр — Это слово попало в русский язык из французского, будучи заимствованным из латыни, которая также заимствовала его из Греции, где orchestra означало "место для танцев". Римляне........
Этимологический словарь Крылова

Большой Симфонический Оркестр Гостелерадио — им. П. И. Чайковского,академический, основан в 1930. Возглавляли дирижеры: А. И. Орлов, Н. С.Голованов, А. В. Гаук, Г. Н. Рождественский. Главный дирижер ихудожественный руководитель........

Военный Оркестр — см. Духовой оркестр.
Большой энциклопедический словарь

Государственный Симфонический Оркестр — создан в 1936 в Москве. С 1972академический. Возглавляли дирижеры: А. В. Гаук, Н. Г. Рахлин, К. К.Иванов, с 1965 главный дирижер Е. Ф. Светланов.
Большой энциклопедический словарь

Духовой Оркестр — коллектив музыкантов-исполнителей на духовых и ударныхинструментах. Подобный состав характерен для военных оркестров.
Большой энциклопедический словарь

Камерный Оркестр — небольшой оркестр, основу которого составляет струннаягруппа, дополняемая клавесином, духовными, ныне также ударными. Врепертуаре преимущественно музыка 17-18 вв. (концерты........
Большой энциклопедический словарь

Оркестр — (от орхестра) - коллектив музыкантов (12 человек и более),играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальныепроизведения. Термин "оркестр" в 17-18 вв.........
Большой энциклопедический словарь

Роговой Оркестр — (роговая музыка) - оркестр создан в России в сер. 18 в.Состоял из усовершенствованных охотничьих рогов. Каждый инструмент издавал1 звук хроматического звукоряда.
Большой энциклопедический словарь

Российский Национальный Симфонический Оркестр — основан в 1991 в Москве.Главный дирижер - М. В. Плетнев.
Большой энциклопедический словарь

Симфонический Оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющихсимфонические музыкальные произведения. включает 3группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический(парный,........
Большой энциклопедический словарь

Струнный Оркестр — оркестр, состоящий из струнных смычковых инструментов -скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, а также из народныхинструментов.
Большой энциклопедический словарь

Оркестр — - коллектив музыкантов. Заменил в XVII-XVIII вв. распространенный в странах Европы термин «капелла». О. струнный, духовой, симфонический и др., эстрадный, джазовый, военный.
Исторический словарь

Роговой Оркестр — - роговая музыка - оркестр, созданный в России в середине XVIII в. Состоял из усовершенствованных охотничьих рогов. Каждый инструмент издавал один звук хроматического звукоряда.
Исторический словарь

Русский Народный Оркестр Имени Н.п. Осипова — создан в 1919 по инициативе Б.С. Трояновского и П.И. Алексеева (худ. руководитель до 1939) как Первый московский великорусский оркестр; с 1936 - Государственный оркестр народных........
Исторический словарь

Симфонический Оркестр — - большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
Исторический словарь

Струнный Оркестр — - оркестр, состоящий из струнных смычковых музыкальных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, а также из народных инструментов.
Исторический словарь

Духовой Оркестр — см. оркестр.
Музыкальный словарь

Оркестр — В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального........
Музыкальный словарь

Роговой Оркестр — О многих разных оркестрах вы знаете. Симфонический и эстрадный, духовой и народный... Они состоят из различных инструментов, объединенных в однородные группы, обладают........
Музыкальный словарь

Симфонический Оркестр — см. оркестр.
Музыкальный словарь

Берлинский филармонический оркестр — нем. симф. оркестр. Осн. в 1882. Предшественником Б. ф. о. был проф. оркестр, организованный Б. Бильзе (1867, Бильзенская капелла). С 1882 по инициативе конц. агентства Вольф проводятся........
Музыкальная энциклопедия

Большой симфонический оркестр центрального телевидения и радиовещания — (Б. c. о.). Осн. в 1931. Первым руководителем оркестра был А. И. Орлов (1931-37). Важную роль в становлении коллектива сыграл Н. С. Голованов, возглавлявший Б. с. о. в 1937-53. Его сменил........
Музыкальная энциклопедия

Бостонский симфонический оркестр — один из старейших симф. оркестров США. Осн. в 1881 меценатом Г. Ли Хиггинсоном. В состав оркестра вошли квалифицированные музыканты из Австрии и Германии (первоначально........
Музыкальная энциклопедия

Великорусский оркестр — оркестр рус. нар. инструментов. Создан в 1887 В. В. Андреевым первоначально как "Кружок любителей игры на балалайках" (ансамбль балалаек в составе 8 чел.); первый концерт........
Музыкальная энциклопедия

Венский филармонический оркестр — (Wiener Philharmoniker) - первый проф. концертный оркестр в Австрии, один из старейших в Европе. Осн. по инициативе композитора и дирижёра О. Николаи, критика и издателя А. Шмидта,........
Музыкальная энциклопедия

Военный оркестр — дух. оркестр, являющийся штатным подразделением воинской части (см. Духовой оркестр). В Сов. Армии В. о. существуют в строевых частях и соединениях (в полках, дивизиях,........
Музыкальная энциклопедия

Словарь Ефремовой

Оркестр

  1. м.
    1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.
    2. :
      1. Ансамбль музыкальных инструментов.
      2. Партия ансамбля музыкальных инструментов в сложных музыкальных произведениях.
    3. Место перед сценой, где помещаются музыканты.

Культурология. Словарь-справочник

Оркестр

большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения. В зависимости от состава музыкальных инструментов различают оркестры: симфонический, состоящий из смычковых, духовых и ударных инструментов; струнный (или камерный) – из смычковых инструментов; духовой – из духовых (деревянных, медных и ударных); различные виды оркестров народных инструментов, эстрадные, джазовые и др.

Энциклопедический словарь

Оркестр

(от орхестра), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин "оркестр" в 17-18 вв. заменил распространенный в странах Европы термин "капелла" . По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и др.; по жанровому признаку - эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.

Словарь Ожегова

ОРКЕ СТР, а, м.

1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Симфонический, духовой, струнный, джазовый о. Камерный о. О. народных инструментов.

2. Место перед сценической площадкой, где помещаются музыканты.

| прил. оркестровый, ая, ое. Оркестровая музыка. Оркестровая яма (углублённое место для оркестра впереди сцены).

Словарь Ушакова

Оркестр

орке стр , оркестра, муж. (от греч. orchestra - место для танца перед сценой).

1. Ансамбль музыкальных инструментов. Концерт симфонического оркестра. Пьеса для струнного оркестра. Духовой оркестр.

| Коллектив исполнителей инструментальной музыки. Сыгранный оркестр.

| Партия ансамбля в сложных музыкальных произведениях (муз. ). Концерт для фортепиано и оркестра.

2. Помещение для музыкантов в оперном театре. Места в оркестре.

Этимологический Словарь Русского Языка

Оркестр

Французское – orchestre.

Немецкое – Orchester.

Итальянское и английское – orchestra.

Латинское – orchestra (место для танцев).

В русском языке слово «оркестр» известно с середины XVIII в., вероятно, пришло из французского.

В Древней Греции оркестром называли место для танцев перед зрителями или хором. В Древнем Риме оркестром называли передние места в театре, предназначенные для сенаторов и знатных горожан. В России оркестром стали называть место, где располагался музыкальный ансамбль, а затем и сам музыкальный ансамбль.

Производное: оркестровый.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Оркестр

(orchestra - греч.) - в современном театре помещение для музыкантов-исполнителей, между сценой и зрительной залой. Это название перешло на исполнителей инструментальной музыки, а также на состав инструментов, на которых играют участвующие в О. Оркестровать или инструментовать - значит писать сочинение для оркестра (см. Инструментовка). О. бывает большой и малый. В большой современный симфонический оркестр входят все оркестровые инструменты, в настоящее время употребляемые (см. Инструмент); в малый О. входят струнная группа, флейты, кларнеты, гобои, фаготы, валторны и литавры. Бывает еще струнный О., составленный исключительно из струнных инструментов. Военный О. заключает в себе только духовые и ударные инструменты. Говорят также об О. XVII ст., О. Генделя, Бетховена и т. п., для означения характера и состава О. и оркестровки того или другого времени, того или другого композитора. В состав О. XVII ст. входили, напр., лютни, цимбалы, арфы, которые впоследствии были из него исключены. При Франческо Кавалли начинается подъем значения скрипок, как инструментов руководящих. Совершенно новое значение получил О. при Иосифе Гайдне и позднейших композиторах (см. Инструментовка).

Н. С.

Словарь музыкальных терминов

Оркестр

(гр. orchestra - площадка перед сценой в древнегреческом театре)

1. Место перед сценой, на котором в Древней Греции размещался хор, сопровождавший сценическое действие трагедии.

2. Место перед сценой в музыкальном театре, где помещается ор­кестр (оркестровая яма).

3. Коллектив музыкантов-инструменталистов, объединенных для совместного исполнения музыки.

По составу оркестры делятся на такие основные виды:

1) Симфонические - малый или классический; большой симфонический (оперно-симфонический). В эти оркестры входят инструменты всех групп.

2) Струнный - состоящий только из струнных инструментов.

3) Духовой - состоящий из деревянных и металлических духовых инструментов и ударной группы: малый (медный), малый смешанный, средний смешанный, большой смешанный.

4) Оркестры народных инструментов - русских, украинских, казахских, узбекских и т. д., неаполитанский оркестр.

5) Шумовые оркестры, куда входят в основном ударные инструменты.

6) Эстрадные оркестры.

7) Оркестры электромузыкальных инструментов.

Развитие оркестров определялось эволюцией инструментов (изобре­тением новых, совершенствованием старых, исчезновением устарев­ших и т. д.), развитием оркестрового исполнительства, изменением оркестрового мышления композиторов. Большое влияние на развитие оркестров оказало творчество Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, А. Скрябина, Г. Малера и др. Стремление обогатить тембровую палитру оркестров привело к включению в их состав электроинструментов, использованию магнитофонной записи, разделению оркестров на пространственные группы и т. д.

Оркестр (от греч. orchēstra - площадка перед сценой в древне-греческом театре)

большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения. Грань между О. и инструментальным ансамблем (См. Ансамбль) не вполне чёткая, однако, если в ансамбле каждая партия исполняется одним музыкантом, для О. характерно исполнение хотя бы некоторых партий несколькими однотипными инструментами в унисон. Высшей формой О. является симфонический О., в состав которого входят струнные, деревянные и медные духовые, а также ударные инструменты. Распространены и О. однородного состава - струнный О., Духовой оркестр . Одна из разновидностей О. - камерный О., отличающийся от симфонического меньшим числом исполнителей, нередко же и тем, что исполнение каждой партии поручено одному исполнителю. В связи с особым назначением исполнительских коллективов сложились военный О. (духовой О., порою расширенного и смешанного состава), эстрадный О. Многообразны формы О. народных инструментов. Особое явление представлял Роговой оркестр , к которому понятие «О.» не вполне применимо.

Зародившись на рубеже 16-17 вв., симфонический О. прошёл длительный путь развития. В составах первых О. преобладали струнные смычковые (семейства скрипок, виол) и щипковые (лютни, арфы) инструменты; клавесин или орган составляли основу т. н. группы континуо (клавишный инструмент, виолончели, контрабас, иногда фагот). Эпизодически появлялись духовые инструменты. Лишь к кон. 18 в. сложился классический О., который называется также малым симфоническим. Обычно в такой О. входили 8-10 первых и 4-6 вторых скрипок, 2-4 альта, 3-4 виолончели, 2 контрабаса, духовые деревянные инструменты - по 2 флейты, гобоя, кларнета, фагота (т. н. парный состав), 2 валторны, позднее были добавлены 2 трубы и литавры. Для подобного состава написаны поздние симфонии Гайдна и Моцарта, большинство симфоний Бетховена, некоторые симфонические произведения Глинки. Последующее развитие симфонического О. в 19 в. долгое время шло по пути расширения его состава и увеличения числа исполнителей. Появился т. н. большой симфонический О., который отличается от малого включением 2-3 тромбонов и тубы. Важный вклад в развитие О. внесли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Р. Штраус, Г. Малер, а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский. Ради обогащения колористических возможностей в О. стали вводиться дополнительные инструменты, обладающие звучанием особого тембра, - малая, альтовая и басовая флейты, английский рожок, гобой д"амур, геккельфон, малый кларнет, басетгорн, бас-кларнет, саксофон, контрафагот, арфа, челеста, фротепьяно, орган и др., различные ударные, народные инструменты. Р. Вагнер ввёл в «Кольцо нибелунга» квартет валторновых (т. н. вагнеровских) туб, басовые трубы. Для исполнения многих оркестровых партитур начала 20 в., например некоторых опер Р. Штрауса, предусмотрен О. численностью более 100 человек. Ещё больших масштабов О. достигает у Г. Малера, одна из симфоний которого (№ 8) прозвана «симфонией тысячи участников» (включает большой симфонический О., солистов и 3 хора). В 20 в. развилась противоположная тенденция - к применению скромных оркестровых составов. При этом в связи с дифференциацией партий однородных инструментов партитура зачастую оказывается не менее сложной.

Расположение исполнителей современного симфонического О. направлено к достижению слитной звучности. В 50-70-е гг. 20 в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки, справа - альты и виолончели, в глубине - деревянные и медные духовые, контрабасы, слева - ударные.

Лит.: Карс А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 1-4, М., 1953-56; Bekker P., The orchestra, 2 ed., N. Y., 1963.

И. А. Барсова.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Оркестр" в других словарях:

    - (греч. orchestra). 1) всякое соединен. нескольких инструментов вместе. 2) место в театре, где помещаются музыканты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТР греч. orchestra. а) Состав хора музыкантов … Словарь иностранных слов русского языка

    оркестр - а, м. orchestre m., нем. Orchester <лат. orchestra <гр. 1. Ансамбль музыкальных инструментов. БАС 1. Пьеса для струнного оркестра. БАС 1. 2. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от орхестра) коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. термин оркестр в 17 18 вв. заменил распространенный в странах Европы термин капелла. По составу… … Большой Энциклопедический словарь

    Основная информация Жанры … Википедия

    - (от греческого орхестра), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.термин оркестр в 17 18 вв. заменил распространённый в странах Европы термин капелла. По… … Современная энциклопедия

    ОРКЕСТР, оркестра, муж. (от греч. orchestra место для танца перед сценой). 1. Ансамбль музыкальных инструментов. Концерт симфонического оркестра. Пьеса для струнного оркестра. Духовой оркестр. || Коллектив исполнителей инструментальной музыки.… … Толковый словарь Ушакова

    Капелла, гамелан, тараф, оркестрик, банда, персимфанс, ансамбль Словарь русских синонимов. оркестр сущ., кол во синонимов: 10 ансамбль (38) … Словарь синонимов

    - (orchestra греч.) в современном театре помещение длямузыкантов исполнителей, между сценой и зрительной залой. Это названиеперешло на исполнителей инструментальной музыки, а также на составинструментов, на которых играют участвующие в О.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    ОРКЕСТР, а, муж. 1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Симфонический, духовой, струнный, джазовый о. Камерный о. О. народных инструментов. 2. Место перед сценической площадкой, где… … Толковый словарь Ожегова

    Муж., итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор; | отгороженное в театре и вообще устроенное где либо место для музыкантов. Оркестровать музыку, разложить голоса на все музыкальные орудия. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

    Большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения. В зависимости от состава музыкальных инструментов различают оркестры: симфонический, состоящий из смычковых, духовых и ударных инструментов; струнный (или камерный) –… … Энциклопедия культурологии

ов, как правило, исполняющий инструментальные произведения.

  • ru (муз.)
  • Солнце играло на броне, медь военных оркестров звала на битву.
  • специальное для музыкантов в оперном е
  • "Надежды маленький..." (Окуджава)
  • "и...был в ударе, и смеялся весь народ, потому что на рояле сам король играл гавот"
  • в древнегреческом театре так называлась площадка перед сценой, а сейчас - место перед сценой в театре, где помещаются музыканты
  • гремит басами, сидя в яме
  • группа музыкантов
  • группа музыкантов больше 12 человек
  • группа музыкантов больше двенадцати человек
  • группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах
  • джаз-бэнд
  • джаз-бэнд как группа
  • дирижер и его команда
  • для него в театре "вырыли" яму
  • для него в театре яма
  • духовая команда, играющая марши
  • духовой...
  • духовой, джазовый, симфонический
  • коллектив из ямы
  • коллектив под руководством дирижера
  • комедия "Человек-..."
  • кто сопровождает певца
  • м. итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор; отгороженное в театре и вообще устроенное где-либо место для музыкантов. Оркестровать музыку, разложить голоса на все музыкальные орудия
  • музыкальная группа
  • музыкальный ансамбль
  • музыкальный коллектив
  • музыканты в яме перед сценой
  • музыканты в яме театра
  • название углубления перед сценической площадкой в театре
  • первый... оркестр русских народных инструментов основал Василий Андреев
  • симфоническая сборная
  • симфонический...
  • симфонический коллектив
  • сыгранная группа музыкантов
  • что в театре сажают в яму
  • шагающие впереди строя музыканты
  • чем управляет дирижер?
  • коллектив из ямы под управлением дирижера
  • «инструмент» в руках дирижера
  • «не упрекай меня, постой, что я сегодня не стобой, что я иду в...на репетицию»
  • большой коллектив музыкантов
  • место перед сценической площадкой, где помещаются музыканты
  • гремит басами (песен.)
  • играл духовой...
  • для него в театре «вырыли» яму
  • «надежды маленький...» (Окуджава)
  • что в театре сажают в яму?
  • «Под куполом... его не слышен», В. Леонтьев
  • комедия «Человек-...»
  • «и...был в ударе, и смеялся весь народ, потому что на рояле сам король играл гавот»
  • ансамбль
  • внутриямные театральные музыканты
  • (греч. orchestra). 1) всякое соединен. нескольких инструментов вместе. 2) место в театре, где помещаются музыканты.
  • греч. orchestra. а) Состав хора музыкантов. b) Место в театре, где помещаются музыканты.
  • собрание нескольких музыкантов, исполняющих на разных инструментах под управлением дирижера к.-н. музыкальное произведение; существ. оркестры духовые, струнные, смешанные (и духов, и струнн.).
  • собрание различных музыкальн. инструментов для совместной игры. Различают: духовые о. (из дух. инстр.), струнные (из струнн. инстр.); оперный о. - смешан. (и струн., и духов.).
  • "инструмент" в руках дирижера
  • 1. Место перед сценой, на котором в Древней Греции размещался хор, сопровождавший сценическое действие трагедии. 3. Коллектив музыкантов-инструменталистов, объединенных для совместного исполнения музыки
  • группа музыкантов, совм. исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах
  • В древнегреческом театре так называлась площадка перед сценой, а сейчас - место перед сценой в театре, где помещаются музыканты.
  • Коллектив из ямы.
  • Группа музыкантов.
  • Гремит басами (песен.).
  • первый ОРКЕСТР оркестр русских народных инструментов основал Василий Андреев
  • играл духовой ОРКЕСТР
  • «надежды маленький ОРКЕСТР » (Окуджава)
  • симфонический ОРКЕСТР
  • «Под куполом ОРКЕСТР его не слышен», В. Леонтьев
  • духовой ОРКЕСТР
  • комедия «Человек-ОРКЕСТР »
  • «и ОРКЕСТР был в ударе, и смеялся весь народ, потому что на рояле сам король играл гавот»
  • «не упрекай меня, постой, что я сегодня не стобой, что я иду в ОРКЕСТР на репетицию»
  • Синонимы к слову оркестр

      • ансамбль

    Гипонимы к слову оркестр

      • капелла

    Гиперонимы к слову оркестр

      • ансамбль
      • группа
      • коллектив
      • помещение

    Однокоренные слова для оркестр

    • глаголы

      • оркестровать

      прилагательные

      • оркестровый

      существительные

      • оркестровка
      • оркестрант
      • оркестрантка

      умласк

      • оркестрик

    Фразеологизмы для слова оркестр

      • военный оркестр
      • духовой оркестр
      • камерный оркестр
      • симфонический оркестр
      • струнный оркестр
      • человек-оркестр
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?