Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Опера «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина. Либретто

Р. Вагнер опера «Тангейзер»

Рихард Вагнер считал «Тангейзера» своей худшей оперой и до конца дней пытался ее переписать. Однако современный зритель думает иначе, заполняя театры более 400 раз в год в те вечера, когда ее название появляется на афишах. Вероятно, Вагнер не предполагал, что столь нелюбимое им детище займет четвертую строчку среди всех его опер, обойдя в популярности куда более совершенных «Парсифаля» и «Кольцо нибелунга ».

Краткое содержание оперы Вагнера «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

тенор миннезингер
Венера сопрано богиня любви
Херман бас ландграф Тюрингии
Елизавета сопрано его племянница
Вольфрам фон Эшенбах баритон друг Тангейзера

Краткое содержание «Тангейзера»


Тюрингия, начало 13 века.

Когда-то Тангейзер попал в грот Венеры, где он жил в праздности, веселье и бесконечной череде пиров. Но теперь это перестало приносить ему удовольствие, и он попросил Венеру отпустить его в мир простых смертных. Богиня отказалась отпускать поэта, тогда он призвал на помощь Святую Деву, одно имя которой разрушило магическую силу Венеры. Тангейзер находит себя в весенней долине перед замком Вартбург.

Херман возвращается в замок после охоты в окружении рыцарей и миннезингеров. Они встречают Тангейзера, которого давно считали пропавшим. Вольфрам фон Эшенбах напоминает герою о его земной возлюбленной, Елизавете, которая не забыла его и не посетила ни одного состязания певцов после его исчезновения. Только ради девушки Тангейзер возвращается ко двору Вартбурга.

Песенный зал Вартбургского замка. Елизавета в ожидании встречи с Тангейзером. Вольфрам, несмотря на то что сам влюблен в девушку, приводит в ней поэта. Она признается, как тосковала без него. Начинается песенный поединок. В зале появляется Херман, объявляющий, что победителю конкурса достанется рука его племянницы. В то время как соперники поют о восторженной и романтической любви, Тангейзер превозносит любовь чувственную и страстную, исполняя гимн Венере. Публика в ужасе от подобного святотатства. Заступничество Елизаветы спасает Тангейзера от немедленной расправы, но в наказание ландграф велит ему ехать с пилигримами в Рим для прощения своих грехов Святым престолом.


Наступила осень. Елизавета истомилась в ожидании Тангейзера. Пилигримы возвращаются, но возлюбленного среди них нет. Девушка теряет силы, она не видит смысла жить. Ночью Вольфрам встречает измученного дальней дорогой Тангейзера. Он говорит, что не смог получить прощение в Риме, напротив, Папа сказал, что отступник будет испытывать муки Ада, пока старый папский посох не зацветет. Тангейзер желает вернуться в грот Венеры, но Вольфрам напоминает ему о Елизавете – мимо идет похоронная процессия с ее телом. Тангейзер, увидев ее, падает замертво. Из Рима возвращаются юные пилигримы, они несут чудо – посох Папы, на котором зеленеет молодая поросль – живой символ спасения души Тангейзера.

Фото



Интересные факты

  • Премьера «Тангейзера» была запланирована на 13 октября 1845 года – день рождения племянницы композитора Иоганны Вагнер, которая исполняла партию Елизаветы. Из-за болезни именинницы спектакль отложили на 6 дней.
  • Партию Венеры на дрезденской премьере исполняла Вильгельмина Шредер-Девриент, известная немецкая оперная дива тех лет. Она принимала участие в двух других вагнеровских премьерах – в ролях Адриано в «Риенци» и Сенты в «Летучем Голландце». Вторая волна популярности пришла к Вильгельмине уже после смерти, когда в свет вышли воспоминания «Мемуары певицы», в которых она подробно описывала свои реальные и вымышленные сексуальные связи.
  • В «парижских» версиях оперы для оформления первого акта в постановку часто приглашают знаменитых хореографов. Танцы в «Тангейзерах» разных лет ставили и Айседора Дункан, и Джон Ноймайер.


  • «Парижской» версией оперы сейчас называют не совсем парижскую, а ту, что была сделана на основе французской версии к постановке 1875 года в Вене.
  • Партию Венеры часто поют меццо-сопрано.
  • В некоторых постановках Венеру и Елизавету исполняет одна артистка, что объясняет невозможность выбора Тангейзером пути – для него обе женщины олицетворяют две неразделимые стороны любви.
  • Иногда постановщики делают компиляцию из разных редакций оперы, так что в одном спектакле могут исполняться сцены как на французском, так и на немецком языке.
  • В Новосибирском театре оперы и балета после премьеры «Тангейзера» в 2015 году разразился скандал – против режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича было возбуждено административное дело по статье «Осквернение предметов религиозного культа». Первая сцена в гроте Венеры была решена в виде съемочной площадки эротического фильма, а грим Тангейзера делал его похожим на Иисуса Христа. Суд не нашел в постановке состава преступления, тем не менее через несколько месяцев она была снята с репертуара, а директор театра – с должности.
  • Новат – не первый театр, в котором «Тангейзер» ставят с упором на чувственную составляющую. В 2008 году Парижская опера представила спектакль Роберта Карсона, в котором Венера на сцене была обнаженной, а ее грот оказывался полным картин эротического содержания французских мастеров 19 века.

Популярные арии из оперы «Тангейзер»

«O, du, mein holder» - романс Вольфрама (слушать)

«Dich, teure Halle» - ария Елизаветы (слушать)

История создания и постановок «Тангейзера»

Истоки либретто оперы лежат в дюжине версий легенд о Тангейзере и о состязании певцов в Вартбурге эпохи Романтизма. Почти все немецкие поэты и писатели той поры так или иначе использовали эти сюжеты: роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген», сказки «Тангейзер», «Хёрзельберг», «Верный Эккарт», «Вартбургское состязание» из коллекции германских легенд братьев Гримм, роман Л. Тика «Верный Эккарт и Тангейзер», сборник «Легенды Тюрингии» Л. Бехштейна, новелла Э. Т. А. Гофмана «Состязание певцов» и ироническая поэма Гейне «Тангейзер».

Открытие, сделанное в романе «Вартбургское состязание» К.Т.Л. Лукасом, дало Вагнеру идею к объединению разных мифов: Лукас утверждал, что главный герой «Вартбургского состязания» Генрих фон Офтердинген не кто иной, как Тангейзер. Еще одной ключевой мыслью стало присоединение к сюжету любовной линии Тангейзера и Елизаветы. Историческая Елизавета была дочерью короля Венгрии, женой сына ландграфа Тюрингии Хермана и после смерти была причислена к Лику Святых.

Противопоставление двух женщин – чувственной, плотской Венеры и чистой, возвышенной Елизаветы – явилось олицетворением внутреннего мятежа поэта между земным и небесным, духом и телом. Герой так и не нашел себя в мире ни одной из своих возлюбленных, обретя покой только в смерти.


Вдохновение работать именно над этим сюжетом к Вагнеру пришло в 1842 году по дороге из Парижа в Дрезден: проезжавшего мимо Вартбурга маэстро восхитил величественный вид замка в лучах восходящего солнца, и он начал думать о сюжете, который мог бы развернуться в этих декорациях. Впоследствии именно с этими двумя городами «Тангейзер» стал неразрывно связан, поскольку в свет вышли две редакции оперы - дрезденская и парижская. Для Вагнера, однако, такого разделения не было, единственной версией он считал последнюю, парижскую. В финале оригинальной дрезденской версии, которая давалась в течение 13 премьерных вечеров в 1845 году, звучали похоронные колокола на фоне красного мерцания, исходящего из грота Венеры вдалеке. Два года спустя, там же в Дрездене, в конце оперы появилась похоронная процессия. Когда Вагнер делал ревизию оперы для Парижа в конце 1860 года, он переписал и переоркестровал музыку из первой сцены, грота Венеры, в частности, добавил в нее балет. Кроме того, опера шла на французском – неслыханное для Вагнера допущение, никогда более им не повторявшееся.


Если спектакли в Дрездене собрали неоднозначную реакцию, но результат показов в целом можно назвать положительным, то парижская премьера 1861 года стала абсолютным провалом и скандалом. Вагнер забрал оперу из театра уже после третьего спектакля, несмотря на огромное количество сил, затраченных на его постановку – маэстро провел 164 репетиции! В России опера появилась сразу на сцене Мариинского театра в 1874 году (Ф. Никольский в партии Тангейзера, Ю. Платонова – Елизаветы). В 1889 году «Тангейзер» впервые была поставлен за океаном, в Метрополитен опера. А в собственном театре Вагнера, в Байройте, прозвучал уже после смерти автора, в 1891 году.

«Тангейзер» на видео

Постановки оперы разных лет можно увидеть в записи:

  • Спектакль Метрополитен-Опера, Нью-Йорк, 2015, дирижер Дж. Ливайн, в главных партиях: Й. Бота (Тангейзер), М. де Янг (Венера), Э-М. Вестбрук (Елизавета)
  • Спектакль Театра Лисео, Барселона, 2012, дирижер С. Вейгл, в главных партиях: П. Сейферт, Б. Урия-Монзон, П. М. Шнитцер.
  • Спектакль Баварской национальной оперы, Мюнхен, 1994, дирижер З. Мета, в главных партиях: Р. Колло, В. Майер, Н. Секунде.
  • Спектакль Фестшпильхауса в Байройте, 1978, дирижер К. Дэвис, в главных партиях: С. Венков, Г. Джонс.

Музыка оперы звучит в саундтреках фильмов:


  • «Кресло отца», 2012
  • «Труп невесты», 2005
  • «Молох», 1999
  • «Народ против Ларри Флинта», 1996
  • «Ночь генералов», 1966
  • «Гражданин Кейн», 1941

Перед тем как приступить к работе над оперой Вагнер изучал историю Германии и легенды ее народа. Вначале он хотел написать либретто о Манфреде, сыне Фридриха II, вдохновившись обаянием немецкого средневековья. Но, когда перед внутренним взором мастера предстал , он немедленно – и навсегда - отринул все исторические сюжеты. Отныне композитор будет работать только над мифологическими темами – они дают больше простора для фантазии и творческого раскрытия характеров.

Видео: смотреть оперу «Тангейзер» Вагнера

Романтическая опера в 3 действиях. Либретто по саге XIII века написано самим композитором.
Первое представление состоялось 19 октября 1845 года в Дрездене.

Действующие лица:
Герман, Ландграф Тюрингский, бас
Рыцари-певцы:
Тангейзер, тенор
Вольфрам фон Эшенбах, баритон
Вальтер фон дер Фогельвейде, тенор
Битероль, бас
Генрих дер Шрейбер, тенор
Рейнмар фон Цветер, бас
Елизавета, племянница Ландграфа, сопрано
Венера, сопрано
Молодой пастух, сопрано
Четыре пажа, 2 сопрано и 2 меццо-сопрано
Тюрингские рыцари, графы, вассалы, благородные дамы, пилигримы, три грации, сирены, наяды, нимфы, вакханки, юноши, амуры, сатиры, фавны.

Первое действие. Рыцарь-певец Тангейзер попадает в царство Венеры. Здесь познает он радости любви, но мятущаяся душа его не может успокоиться. Рыцаря томит тоска по радостям и горестям земного бытия. Простой смертный, он хочет вернуться на землю. Венера пытается удержать возлюбленного, но это не в ее власти. В гневе проклинает она все земное и предрекает Тангейзеру, что он не найдет счастья и вновь вернется к ней. Певец верит в возможность спасения своей души. Его защитницей будет дева Мария. Едва прозвучало святое имя, как царство Венеры бесследно исчезло, и потрясенный Тангейзер очутился в родном краю. Перед ним расстилаются цветущие долины с мирно пасущимися стадами. Слышится пенье пастуха. Вдали звучит благовест. Медленно проходят пилигримы - странники, идущие на поклонение в Рим. Душа рыцаря наполняется чувством умиротворенности и покоя. Он горячо молится. Внезапно издали доносятся звуки охотничьих рогов. Они все ближе и ближе. Появляются рыцари-певцы во главе с Ландграфом. Они радостно приветствуют Тангейзера, но он не может долее быть здесь - его ждут новые странствия. Он должен искупить свой грех и вымолить себе прощение. Рыцари уговаривают его остаться: что принесли ему странствия - одно лишь горе, а здесь, в кругу друзей, он быстро забудет все невзгоды. Тангейзер непоколебим. Но вот один из рыцарей - Вольфрам произносит имя Елизаветы, племянницы Ландграфа. Тангейзер в смятении. С волнением слушает он рассказ о том, как грустила Елизавета в дни его отсутствия, как ждала его. В сердце рыцаря пробуждается былая любовь, побежденный, он решает остаться. Радостный хор охотников и рыцарей приветствует своего лучшего певца.

Второе действие. В замке Ландграфа, в зале для состязания певцов, Елизавета с волнением ждет Тангейзера. Вот и он. Радостно и смущенно встречает певца Елизавета. Ей страшно и хорошо от охватывающего ее чувства: она впервые полюбила. Тангейзер лишь теперь понял, что только любви к Елизавете обязан он своим возвращением на землю. Их ожидает теперь счастье.

Постепенно зал заполняется рыцарями и дамами. Скоро начнется состязание певцов. Входит Ландграф со свитой. Он приветствует всех и обращается к певцам. Этот праздник посвящен чудесному возвращению Тангейзера. Певцы должны в своих песнях рассказать, в чем сила и сущность любви. Победителя ждет награда - рука Елизаветы.

Состязание открывает Вольфрам. Он прославляет чистую святую любовь, не оскверненную греховным помыслом. В пылкой песне Тангейзер возражает ему. Только страсть приносит истинное счастье. Один за другим выступают певцы, защищая Вольфрама и вознося хвалу неземной любви. Каждому из них отвечает Тангейзер. Рыцарь поет восторженный гимн в честь Венеры и открывает свою тайну:: он был в гроте богини любви. В ужасе вскакивают с мест дамы. Рыцари обнажают мечи. Потрясенная Елизавета заслоняет собой Тангейзера. Хоть преступление его ужасно, но перед ним открыт путь покаяния. Ее же сердце навеки разбито изменой. Тангейзер приходит в себя. Раскаянием, слезами и молитвами готов он искупить свой грех. С надеждой уходит певец вслед за пилигримами в Рим.

Третье действие. Долина перед замком Ландграфа. Вечерний покой разлит в воздухе. Тихо склонилась в глубокой молитве Елизавета. День и ночь молит она о прощении великого грешника. В отдалении с благоговением наблюдает за нею Вольфрам. Приближаются странники, возвращающиеся из Рима. Тщетно ищет Елизавета между ними Тангейзера. Он не вернулся. Надежды больше нет. В глубокой печали она уходит. В одиночестве Вольфрам поет о своей святой любви к Елизавете. Неожиданно спустилась ночь. Появляется изможденный, одетый в рубище Тангейзер. Он шел в Рим долгим, тяжелым путем, искупая страданиями свой грех. Он молил всевышнего ниспослать мир и покой Елизавете, распростертый лежал в прахе у ног святого отца. Но услышанный им ответ был суров: нет прощенья душе Тангейзера. Он не спасется от ада, как не может покрыться ветвями жезл в руках святого отца. Отчаявшийся Тангейзер вновь вспоминает о Венере. Он вернется к ней и опять изведает счастье. Вольфрам в ужасе пытается его удержать. Но поздно - на зов Тангейзера уже слетаются нимфы. В розовом тумане появляется и сама богиня. Тангейзер устремляется к ней. Но в этот момент его останавливает мрачное шествие: Ландграф и рыцари проносят тело умершей Елизаветы. Тангейзер сражен. Со словами горького раскаяния он падает мертвым у ее гроба.

Вижу какой-то непонятный шум вокруг какой-то постановки оперы Вагнера Тангейзер, которая где-то оскорбила какие-то чувства каких-то верующих.

Уж не знаю, что там за голая сиська в этой конкретной постановки распалила нервные чувства, но сама опера дивно хороша и уж точно не носит антихристианский характер, а совсем даже наоборот. Рекомендую классический вариант к прослушиванию и просмотру:

Первый акт

Грот Венеры. Когда-то смертный Тангейзер проник сюда, добился любви Венеры и проводил жизнь в наслаждениях. Но теперь он тяготится этим состоянием и мечтает о земле, звоне колоколов и смене времён года. Он поёт песнь, в которой прославляет Венеру и чудеса её царства, но снова и снова просит отпустить его на землю. Его не пугают возможные тяготы — вечное наслаждение не подходит для смертного. Венера тщетно уговаривает Тангейзера остаться. В конце концов она в ярости говорит, что люди отвернутся от него и он сам, униженный, будет искать путь назад. Тангейзер призывет Марию, и при упоминании имени Богоматери Венера и её грот исчезают.

Тангейзер оказывается в долине под Вартбургом. Молодой пастух приветствует весну. Мимо проходит процессия паломников, направляющихся в Рим. Пастух просит помолиться и за него. Тангейзер в раскаянии думает о своих грехах.

Появляется охотничья процессия рыцарей. Когда-то Тангейзер поссорился с ними и гордо покинул их круг, но теперь они, особенно Вольфрам, готовы помириться и просят его остаться. Тангейзер долго отказывается, пока Вольфрам не упоминает Елизавету, которая после исчезновения Тангейзера затосковала и перестала посещать певческие состязания. Тангейзер соглашается принять участие в предстоящем состязании.

Второй акт

Замок ландграфа. Входит радостная Елизавета. Из её разговора с Тангейзером стоящий в глубине Вольфрам понимает, что не может надеяться на взаимность Елизаветы, потому что её сердце отдано Тангейзеру.

В зал входят гости, приглашённые на певческое состязание, они прославляют ландграфа, покровителя искусств. Ландграф задаёт тему для состязания — участники должны раскрыть в своих песнях сущность любви. Победитель получит награду из рук Елизаветы. Первым выступает Вольфрам, он воспевает чистую духовную любовь — преклонение, не требующее ничего взамен. Тангейзер отвечает ему, что без наслаждения любовь не имеет смысла. Вальтер фон дер Фогельвейде опять прославляет добродетель и источник любви, который теряет волшебную силу, если приложить к нему губы (в парижской редакции выступление Вальтера отсутствует). Тангейзер говорит, что можно питать почтение к далёким звёздам, но не стоит отказываться и от чувственного наслаждения тем, что находится рядом. Битерольф готов мечом защищать добродетель, оскорблённую Тангейзером, слушатели тоже возмущены словами последнего. Тангейзер окончательно теряет голову и говорит, что сущность любви знает лишь тот, кто побывал в царстве Венеры. Начинается скандал, возмущённые дамы покидают зал. От расправы Тангейзера спасает Елизавета, напоминающая всем, что Спаситель когда-то пострадал и за грешников. После этой речи Тангейзер в ужасе осознаёт, как он на самом деле оскорбил Елизавету. Ландграф приказывает ему отправиться в Рим вместе со второй группой паломников и получить прощение от папы.

Третий акт

Долина под Вартбургом. Елизавета с волнением ожидает возвращения паломников. Вольфрам наблюдает за ней в отдалении и надеется, что её молитвы будут услышаны. Приближается процессия, но Тангейзера нет среди возвратившихся. Елизавета молит Богоматерь о смерти, чтобы просить самого Бога о милости для Тангейзера.

Вольфрам остаётся один. Он поёт знаменитую песню о вечерней звезде, которая должна поприветствовать отлетающую душу.

Появляется Тангейзер в изорванном одеянии пилигрима. Он ищет путь назад в грот Венеры. По просьбе Вольфрама он рассказывает о паломничестве, о своём раскаянии и о жестокости папы, который сказал, что такой грех так же не может быть прощён, как не может расцвести его посох. После проклятия людей Тангейзер надеется найти утешение на груди Венеры. Вольфрам пытается воспрепятствовать этому новому греху. Появляется Венера, зовущая Тангейзера. Приближается похоронная процессия. Вольфрам говорит, что молитва Елизаветы будет услышана. Венера исчезает, Тангейзер умирает с именем Елизаветы на устах. Новая группа паломников рассказывает о чуде: в руках папы расцвёл сухой посох. Все славят милость Творца.

________________________________________ ____________

Лишний раз убеждаюсь, что всякие модерновские новации возможны исключительно на живом стволе классики - только в контексте его, только на его стволе и только и за его счёт.

Редко-редко новация даёт устойчивое смысловое и эстетическое приращение к классике.
Чаще всего оригинальная модернизация оказывается банальной надувной сиськой.

В 2015 году театральный мир России сотряс скандал, связанный с оперой «Тангейзер», которую поставили в новосибирском театре. Он привел к нескольким громким кадровым решениям в этом культурном учреждении.

Сюжет «Тангейзера»

Достаточно взглянуть на сюжет оперы, чтобы понять, в чем суть скандала. «Тангейзер» - это далеко не новое произведение. Опера была написана Рихардом Вагнером в 1845 году. Она затрагивает множество религиозных тем. Согласно сюжету главный герой Тангейзер переживает грехопадение с античной богиней Венерой. В опере также фигурирует образ Иисуса Христа и христианского бога.

Для XIX века это была очень вольная постановка, которая могла не понравиться многим религиозным догматикам. Однако Германия - протестантская страна, где уже давно существовали принципы свободы совести и вероисповедания. Опера, как и многие другие произведения Вагнера, стала классикой мирового театра.

Критика РПЦ

Необходимо разобраться в противоборстве министерства культуры и персонала театра, чтобы понять, в чем суть скандала. «Тангейзер» был раскритикован Русской Православной Церковью. Публичный спор возник после того, как на оперу пожаловался Тихон (митрополит Новосибирский и Бердский). При этом сам деятель церкви спектакль не видел, а сослался на возмущение некоторых православных зрителей местного театра.

Митрополит несколько раз публично выступил с критикой «Тангейзера». В частности, он требовал убрать его из репертуара театра. Кроме того, Тихон призывал православных жителей Новосибирска выйти на митинг (молитвенное стояние) против «хулы на Иисуса Христа» и т. д.

Административное дело против Кулябина

В первый раз оперный театр показал постановку «Тангейзер» в декабре 2014 года. Ее автором был Тимофей Кулябин. Он всячески публично защищал свое детище от критики Русской Православной Церкви, в первую очередь апеллируя к тому, что в стране есть свобода слова.

Также необходимо обратить внимание на те разбирательства в суде, которые начались в связи с этой историей, чтобы понять, в чем суть скандала. «Тангейзер» привел к тому, что прокуратура Новосибирской области завела административное дело на Кулябина. Его обвинили в Другим ответчиком в этом процессе стал Борис Мездрич - директор театра оперы и балета. Дело было заведено в феврале 2015 года, и именно тогда скандал впервые вышел на федеральный уровень. На произошедшее обратили внимание ведущие СМИ, после чего об этой истории стало известно всей стране.

Позиция театрального сообщества

Когда стало известно о судебном деле против Мездрича и Кулябина, их поддержали почти все известные театральные деятели страны. Это был редкий пример цеховой солидарности среди многочисленных актеров и постановщиков. В поддержку спектакля высказались: Марк Захаров, Олег Табаков, Валерий Фокин, Кирилл Серебрянников, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Олег Меньшиков, Ирина Прохорова, и другие. Одновременно с этим театральные критики в своих рецензиях положительно отозвались о художественных особенностях оперы «Тангейзер». Новосибирск на несколько месяцев превратился в эпицентр культурных новостей страны.

Через несколько недель суд закрыл делопроизводство в отношении Мездрича и Кулябина. Но маховик уже был раскручен. После неудачи с Генпрокуратурой сторонники РПЦ начали жаловаться в Следственный Комитет, ФСБ и другие государственные органы. Эту повестку перехватили в министерстве культуры. Оно стало главным оппонентом «Тангейзера».

29 марта 2015 года министр культуры России уволил директора новосибирского театра Бориса Мездрича. Причина заключалась в том, что последний последовательно защищал оперу и не снимал ее с репертуара вопреки критике со стороны церкви и ее сторонников.

Министерство требовало от Мездрича если не убирать спектакль, то хотя бы внести в него сюжетные изменения, которых требовали активисты. Также директору приказали сократить финансирование постановки. Все это он делать отказался, после чего был уволен. Так скандальная опера «Тангейзер» привела к еще большему конфликту в обществе.

Увольнение Мездрича

На место уволенного Мездрича был назначен До этого он также руководил петербургским Михайловским театром. Однако куда больше Кехман был известен как бизнесмен. В 90-е годы он создал крупнейшую на российском рынке компанию по импорту фруктов, за что был прозван «банановым королем». Из-за его прежней деятельности, не связанной с театром, многие деятели культуры подвергли критике кадровое решение министра Владимира Мединского.

Колоритный Кехман в 2012 году был признан банкротом. До своего назначения директором театра он публично призывал запретить «Тангейзер». Опера, по его мнению, оскорбляла чувства верующих и была кощунством. 31 марта 2015 года Владимир Кехман, только что ставший директором театра, снял спектакль с репертуара. Любопытно, что Владимир Мединский не поддержал этого решения, заявив, что опера нуждалась лишь в корректировках.

Спор о цензуре

Противоборство режиссера Кулябина и министерства культуры - это то, в чем суть скандала («Тангейзер» далеко не все считают скандальной постановкой). Этот конфликт привел к жарким спорам о том, есть ли в государственных театрах цензура. Министр Мединский отрицал такую формулировку и ссылался на российское законодательство.

Помимо того что история с «Тангейзером» привела к критике министерства культуры, в обществе с новой силой вспыхнул спор о законодательстве, затрагивающем религиозные вопросы. Согласно Конституции Россия является светским государством. Это означает, что любая церковь и религиозная организация отделена от власти. Также в России закреплен принцип свободы вероисповедания. Все эти правовые нормы стали главными аргументами защиты режиссера Кулябина и директора Мездрича в суде.

Реконструкция театра

Противники и сторонники «Тангейзера» в разное время организовывали несколько акций для публичной демонстрации своей позиции. «Молитвенное стояние» против постановки оперы собрало сотни православных активистов, требовавших оставить Кулябина без работы.

Интересно, что после произошедшего скандала Новосибирский оперный театр было решено временно закрыть на реконструкцию. Новый директор Владимир Кехман заявил об этом через неделю после того, как был назначения на свою должность. Поэтому уже в апреле в театре были прекращены вообще все постановки спектаклей.

Руководство учреждения связало закрытие с хозяйственными причинами. В здании начался ремонт зрительного зала, гримерок, фойе и классов для репетиций. Именно тогда начал спадать интерес к скандалу, который вызвал спектакль «Тангейзер». Опера больше не появлялась на новосибирской сцене.

Общественный резонанс

Следует отметить, что министерство культуры еще до назначения Кехмана организовало общественное обсуждение нашумевшей новосибирской постановки. В стенах этого учреждения собрались режиссеры, театральные критики и представители церкви. Они попытались обсудить оперу «Тангейзер», либретто которой было написано еще Вагнером, но диалога не получилось.

Сторонники постановки ссылались на принятый в Кремле документ «Основы культурной политики», который тезисно описывал действия государства в сфере культуры. В нем были подчеркнуты отрывки, касавшиеся создания всех необходимых условий для реализации творческого потенциала любого гражданина. Этот принцип полностью расходился с той позицией, которую заняли церковные иерархи, критиковавшие оперу.

Также театральные критики отметили, что спектакль является признанной международной классикой жанра. Эту оперу ставят на лучших площадках мира. Оценивать ее следует еще и с учетом того, что ее написал человек, живший в XIX веке, - Рихард Вагнер. «Тангейзер» красноречиво передает то видение мира, которое было популярно в ту эпоху. Так или иначе, но религиозным деятелям и их противникам договориться не удалось. На сегодняшний день случай с «Тангейзером» остается самым громким в своем роде.

Роман Вольфрама "Парцифаль" (1195-1210) написан на основе средневековых легенд. В истории Парцифаля использованы сюжеты из артуровских легенд о рыцарях Круглого стола и незаконченное сочинение французского трубадура XI в. Кретьена де Труа.
Парцифаль - сын Гамурета и Херцелойде. Он никогда не видел своего отца, погибшего в рыцарских странствиях на Востоке. Мать, боясь, что Парцифаль пойдет по стопам отца, всячески стремится оградить его от знакомства с рыцарями, она воспитывает его в уединении в отдаленной лесной местности. Но судьба сулит Парцифалю иное - он встречает в лесу рыцарей короля Артура и решает стать одним из них. Он прибывает ко двору короля Артура, сражается с Красным рыцарем, побеждает его, а потом находит воспитателя в старом Гурнеманце: юноша должен постичь не только рыцарские, но и истинно христианские добродетели. Стремясь подтвердить свою рыцарскую доблесть, Парцифаль прибывает в Бельрапейр, где королева Кондвирамурс подвергается домогательствам соискателя ее руки и вынуждена выдерживать осаду замка. Как его отец освободил когда-то Херцелойде, так и Парцифаль освобождает королеву, женится на ней и некоторое время живет в счастливом браке.
Но однажды он встречает "грустного рыбака": это Амфортас, который знает путь в Монсальват, к христианской святыне - Граалю. Посетив во второй раз двор короля Артура, Парцифаль становится равноправным рыцарем Круглого стола. Героя ждут новые подвиги, но судьба его связана теперь с чашей Грааля. Несколько лет он странствует и не может достичь Монсальвата: ему мешает разлад с Богом. Наконец появляется вестник и сообщает, что Парцифаль прошел свой путь искупления и его призывают, чтобы он стал королем Грааля. Парцифаль приезжает в Монсальват, где встречает преданно ожидавшую его Кондвирамурс и становится отцом. Его сын - Лоэнгрин, впоследствии рыцарь-лебедь.
В опере Вагнера Парцифаль - чистый, не знающий жизни юноша, который отправляется в странствие, чтобы достичь святого Грааля. "Демон греха", волшебник Клингсор хочет помешать Парцифалю, он враг христиан, поразивший заколдованным копьем хранителя Грааля Амфортаса. Рану может исцелить только чистый юноша, чему и препятствует Клингсор, искушая Парцифаля блаженством женской любви. Навстречу Парцифалю выслано обольстительное существо - Кундри, демоническая женщина, одновременно "вестница Грааля" и орудие Клингсора, совратительница, "роза ада", как называет ее Т. Манн. Кундри обещает Парцифалю блаженство любви и укоряет его за то, что, уйдя в святое странствие, он оставил мать и та умерла от тоски и одиночества. Любовью к "вестнице Грааля" Парцифаль должен искупить свою вину перед матерью. Парцифаль побеждает Клингсора и исцеляет Амфортаса, разрушив волшебные чары; его провозглашают новым королем Грааля, христианским избранником.

Лоэнгрин. Сюжет оперы Вагнера

Действие происходит в Антверпене, в первой половине X века.
Действие первое
Устье Шельды... На древней земле Брабанта, вассальной провинции германской короны, король Генрих I Птицелов собирает своих приверженцев, чтобы призвать цвет рыцарей к оружию, в поход против венгров.
Прибытие и призыв короля совпадают с распрей между брабантскими сеньорами. Недавно умерший герцог Брабантский оставил после себя двоих детей: Эльзу и маленького Готфрида. Перед смертью старый герцог поручил опеку над сыном и дочерью графу Фридриху Тельрамунду, которому и назначил дочь в жёны. Но сейчас граф обвиняет Эльзу в том, что она убила своего брата. Поэтому Тельрамунд нарушил помолвку и взял себе в жёны дочь фризского герцога, Ортруду. Тельрамунд представляет королю Ортруду и требует для себя власть над Брабантом, ибо он ближайший родственник покойного герцога по мужской линии.
Эльза появляется перед королевским судом, глубоко потрясённая этим обвинением. На вопросы короля она отвечает, что по средневековому обычаю готова подвергнуть себя божьему суду. Пусть рыцарский меч решит, кто говорит правду: Тельрамунд или она. Девушка рассказывает, что видела во сне рыцаря в лучезарных латах, прибывшего неизвестно откуда, чтобы обнажить меч в её защиту. По приказу короля глашатай звучным голосом вопрошает, кто готов вступить в бой за Эльзу. Но никто из рыцарей не отвечает на вызов. Глашатай повторяет призыв, и снова молчание. На лицах Тельрамунда и его жены появляется победоносная улыбка, доверие рыцарей к Эльзе поколеблено: видимо, эта девушка, действительно, преступница. Эльза падает на колени и молится.
Но вот толпа приходит в волнение, по водам Шельды приближается влекомая лебедем лодка и в ней закованный в серебряные латы рыцарь. Это тот герой, которого Эльза видела во сне. Рыцарь приветствует короля и говорит, что пришёл защитить невинную; а потом спрашивает Эльзу, согласна ли она стать его женой, если он победит в поединке. Рыцарь с глубочайшей серьёзностью предупреждает её, что она не должна спрашивать его ни кто он, ни откуда пришёл. Поединок очень краток. Рыцарь в серебряных латах одним ударом меча валит своего противника на землю, но не убивает его, а дарит ему жизнь. Толпа ликует и приветствует Лоэнгрина и Эльзу.
Действие второе
Ночь. Антверпенский замок на берегу Шельды...
В освещённых залах король и рыцари чествуют рыцаря-победителя. А в тёмном дворе прячутся заклеймённые стыдом и презрением Тельрамунд и его жена. Ортруда разжигает в муже жажду мести. Надо убедить Эльзу спросить у неизвестного рыцаря, откуда он и как его зовут. Если это удастся, счастью Эльзы придёт конец.
На балконе появляется Эльза. Ей хочется поведать о своём счастье звёздам и прохладной ночи. Внизу раздаётся стон Ортруды. Она зовёт Эльзу и жалуется ей, что из-за неё - Эльзы - она и её муж терпят жестокие удары судьбы. Эльза спускается во двор, чтобы утешить её. Ортруда смиренно опускается перед ней на колени, а затем ловко переводит речь на таинственное происхождение рыцаря, призывает не верить ему.
Светает. В замке потухли огни. Слуги несут рыбу и дичь для свадебного пира, служанки собираются у колодца, во дворе появляются рыцари. Королевский герольд извещает всех, что король изгнал Тельрамунда, призывавшего бога в бесчестном деле. Неизвестный рыцарь станет мужем Эльзы и получит брабантский трон. Затем глашатай зовёт их отпраздновать вместе с королём свадьбу Эльзы с рыцарем. Но завтра новый властитель Брабанта поведёт их в поход. Показывается блестящая свадебная процессия. Когда Эльза уже находится на ступенях, ведущих в собор, Ортруда внезапно загораживает ей дорогу. Она заявляет, что право вступить в храм принадлежит ей, ибо жених Эльзы неизвестный проходимец. Лоэнгрин как раз приближается вместе с королём, сурово указывает Ортруде её место и вместе с невестой направляется ко входу в собор. Но теперь к нему подходит Тельрамунд и обвиняет рыцаря в том, что он колдун и обманщик, ибо настоящий рыцарь не стал бы скрывать своего происхождения. Лоэнгрин со спокойным достоинством отвечает, что свою тайну он не может открыть даже Эльзе. После этого Лоэнгрин и его невеста, полная мрачных предчувствий, вступают в храм.
Действие третье
Картина 1. Король и его свита вводят молодую чету в брачный покой. Когда молодые остаются одни, рыцарь нежно обнимает Эльзу, но та всё больше и больше обуреваема смятением. Она не может успокоиться до тех пор, пока не узнает, кого она любит, чьей женой она стала. Лоэнгрин старается её успокоить и напоминает, что она не должна нарушать запрет. Но всё напрасно! И она уже вне себя исступлённо требует, чтобы муж сказал ей, кто он и откуда. В этот момент в спальню врывается Тельрамунд с четырьмя сообщниками, чтобы убить Лоэнгрина. Но одним ударом меча рыцарь поражает злодея, и он падает мёртвым. Остальные же, пав на колени, просят пощады.
Картина 2. Над Шельдой встаёт солнце. Дружины уже собрались в поход и приветствуют короля Генриха.
Появляется убитая горем Эльза. Все думают, что она горюет потому, что ей приходится расстаться с мужем, отправляющимся в поход. Приходит и Лоэнгрин, за ним несут тело Тельрамунда. Он рассказывает, что Тельрамунд вероломно ворвался к нему, и что, защищаясь, он убил врага. Затем он сообщает королю, что Эльза нарушила данную ею клятву и спросила его, кто он и откуда. Он ответит на этот вопрос здесь, перед лицом короля и всех присутствующих. Он - посланец Грааля и призван защищать на земле всех невинных. От Грааля он получил сверхъестественную силу, которая действует лишь до тех пор, пока людям неизвестно имя и происхождение рыцаря. Если он назовёт себя, он должен покинуть их и вернуться на родину. Его имя Лоэнгрин, он сын короля Парсифаля.
Приближается лодка, влекомая лебедем. Лоэнгрин прощается с Эльзой и со своим земным счастьем. Если бы его супруга в течение года сдержала свою клятву, то вернулся бы её маленький брат, а она сама сохранила бы своё счастье. Появляется Ортруда и со злорадством говорит, что лебедь, влекущий лодку, - маленький Готфрид. Она волшебством обратила его в лебедя, чтобы затем обвинить Эльзу в братоубийстве и дать Тельрамунду возможность завладеть брабантским троном. Лоэнгрин опускается на колени и благоговейно молится, прося снять с лебедя волшебство. В знак того, что молитва была услышана, с неба спускается голубь.
Лоэнгрин снимает с лебедя цепочку, и в тот же момент на берег вступает маленький Готфрид, наследник брабантского престола. Ортруда падает мёртвой.
Эльза сражена горем. Король и его свита следят за удаляющейся лодкой. Маленькое судёнышко быстро скользит по водам Шельды, его влечёт голубь, посланец неба.
Примечание
Одним из первых рассказал о Лоэнгрине немецкий поэт-певец (миннезингер) Вольфрам фон Эшенбах (1170-1220) в своей рыцарской поэме "Парсифаль". Парсифаль после многих приключений становится хранителем Грааля. Лоэнгрин - сын Парсифаля.
Вольфрам фон Эшенбах соединил воедино два сюжета: легенду о святой чаше Грааль с легендой о рыцаре Лебедя.
Легенда о чаше Грааль сравнительно позднего литературного происхождения. Возникла она в конце XII века и сразу стала очень популярной. На сюжет этой легенды написано много поэм и романов.
Вот что говорит она.
Где-то в таком месте, куда никто не знает дороги, находится высокая гора Монсальват. На её вершине стоит замок из белого мрамора. В этом замке живут рыцари - хранители чудесной чаши Грааль. Рыцари появляются время от времени там, где нужно защищать слабых и обиженных. В это предание Вольфрам фон Эшенбах вплёл сказочный мотив. Чудесное существо, рассказывают многие народные сказки, может полюбить смертного человека под условием, что тот не нарушит какой-нибудь запрет. Когда запрет нарушен - а любопытство всегда заставляет его нарушить, - чудесный супруг исчезает навсегда. В сказках он сам прилетает в образе лебедя. Но в более поздних легендах лебедь везёт ладью с рыцарем.
Кроме поэмы Вольфрама фон Эшенбаха, известно ещё много французских и немецких вариантов "Лоэнгрина". В начале XIX века учёные стали собирать и изучать старинные сказки, легенды и предания. Знаменитые исследователи и собиратели сказок - братья Гримм опубликовали в своём пересказе предания: "Рыцарь Лебедя" и "Лоэнгрин в Брабанте". Это воскресило интерес к легенде о Лоэнгрине.

Сюжет оперы Вагнера "Тангейзер"

Источник: www.belcanto.ru Действие 1.
Внутри "Венериной пещеры", близ Эйзенаха. На роскошном ложе возлежит Венера, а перед ней на коленях певец Тангейзер со склонённой на её грудь головой. Вокруг них в страстной пляске кружатся нимфы и вакханки. Хор сирен на берегу озера воспевает восторги любви, блаженство сладостных объятий и жгучих поцелуев. Постепенно туман окутывает гору, неистовая пляска вакханок затихает, и группы танцующих в сладком изнеможении располагаются поодаль и теряются в густых облаках.
Тангейзер и Венера остаются одни. Тангейзер как бы пробуждается ото сна и рассказывает Венере о своих грёзах: ему чудился звон колоколов на родине, который он так давно не слышал. Эти звуки вновь пробудили в нём тоску по дорогой отчизне и неудержимое желание отправиться на родину, чтобы увидеть снова, после долгих лет разлуки, родные землю, небеса и звёзды. Венера с грустным упрёком спрашивает его, неужели он пресытился своим блаженством, и её любовь больше не радует его. Она уговаривает его забыть про всё земное и отдаться одной нежной страсти и просит спеть ей одну из тех песен, за которые она так крепко полюбила его.
Тангейзер порывисто берёт арфу и поёт о божественной красоте Венеры, о своей страстной любви к ней, давшей ему столько блаженных минут. В заключение он просит богиню отпустить его домой, говоря, что воспоминания зовут его на родину и он жаждет вновь испытать земные страдания.
Венера огорчена его песней. Она называет его неблагодарным изменником и заявляет, что не отпустит его. Тангейзер возражает, что он благословляет любовь, которой она его осчастливила, но он не в силах больше оставаться, он жаждет свободы, свободной деятельности и борьбы.
Венера в сильном возбуждении говорит ему, что он свободен, она его не держит, и он может уйти обратно к холодным, чёрствым людям, но что он там не найдёт спасения и с измученной душой, обманутый в своих гордых надеждах, опять вернётся к ней. Тангейзер прощается с ней и, уходя, говорит, что он никогда уже больше не возвратится к ней. Венера проклинает его и весь род людской. Она пытается ещё раз удержать его, предрекая ему, что люди откажут ему в прощении. Но Тангейзер остаётся непреклонен. Волшебный грот исчезает.
Долина, окружённая лесом, в окрестностях Вартбурга. В стороне часовня. Пастух сидит на обрыве со свирелью в руках и напевает песенку о весне. Входит Тангейзер и осматривается. К часовне приближается группа пилигримов, поющих молитвы. Тангейзер, потрясённый и умилённый, опускается на колени и молится перед часовней. Пилигримы удаляются, а Тангейзер всё ещё остаётся погружённым в молитву и покаяние.
Раздаются звуки охотничьих рогов, и вскоре появляется Тюрингский ландргаф Герман со свитой, возвращающийся с охоты; один из свиты, Вольфрам фон Эшенбах, к своему удивлению узнаёт в молящемся рыцаре певца Тангейзера, своего друга, который давно пропал без вести. В ответ на расспросы Вольфрама Тангейзер рассказывает, что он долго странствовал в чужих краях, но нигде не нашёл себе покоя. Вольфрам и другие рыцари просят его остаться с ними и вновь зажить с ними в дружбе.
Тангейзер отвергает предложение, ибо не надеется найти среди них себе утешения. Вольфрам напоминает ему про его возлюбленную Елизавету; это имя вызывает в Тангейзере восторженное чувство радости. Вольфрам сообщает Тангейзеру, что Елизавета с тех пор, как он ушёл от них, не может забыть его и его песен и не внимает песням других рыцарей. Тангейзер радостно обнимает всех и, ради Елизаветы, соглашается остаться с ними и забыть все прежние раздоры. Ландграф и рыцари уводят вновь возвращённого друга в Вартбург, где Тангейзер обещает принять участие в предстоящем состязании певцов.
Действие 2.
Зала для певческих состязаний в Вартбурге. Входит племянница ландграфа Елизавета в радостном настроении по поводу того, что в этой зале вновь начнутся состязания певцов, и она услышит песни того, кто ей так дорог, кому она внимала в упоительном восторге.
Появляются Вольфрам и Тангейзер. Вольфрам останавливается в глубине зала. Тангейзер подходит к Елизавете и в восхищении опускается перед ней на колени. Елизавета застенчиво, но радостно выражает ему свою благодарность за то, что он возвратился к ним, и расспрашивает его, где он был и каким образом вновь очутился здесь. Тангейзер повторяет то же, что сказал рыцарям, и прибавляет, что чудо привело его опять встретиться с ней после того, как он потерял уже всякую надежду на возвращение. Елизавета признаётся, что радость и покой исчезли для неё с тех пор, как он покинул их, и что во сне и наяву она грезила лишь о нём одном. Её признание наполняет счастьем душу Тангейзера и повергает в глубокую печаль Вольфрама, который добровольно отрекается от всяких притязаний на также любимую им Елизавету.
Тангейзер и Вольфрам удаляются. Входит ландграф. Видя свою племянницу радостной и весёлой, он догадывается, что она переживает и кто виновник этой перемены. В залу собираются гости, графы, рыцари с дамами, рассаживаются по местам на эстраде около балдахина, под которым садятся ландграф и Елизавета. Певцы занимают места на противоположной стороне. Ландграф задаёт им тему - воспеть существо любви. Кто глубже исчерпает её, тому даст награду сама Елизавета; победитель не получит отказа, чего бы он ни потребовал.
По жребию первым приходится начать состязание Вольфраму. Он понимает существо любви в отречении и страдании во имя идеала и в своей импровизации сравнивает любовь с тем возвышенным и невозмутимым чувством, которое он питает тайно к одной звезде, сияющей ему с небес как источник восторга и упоения. Рыцари и дамы похвалой вознаграждают певца.
Тангейзер быстро поднимается с места и в своей песне возражает Вольфраму. По его мнению, любовь заключается в наслаждении и страсти во имя природы. Тангейзера вечно сжигает страсть, и вечно он будет утолять её. Елизавета жестом руки выражает Тангейзеру своё одобрение, меж тем как все остальные в смущении молчат.
Рыцарь Вальтер отвечает Тангейзеру, что источник любви есть святая добродетель, а кто подходит к ней с грешной страстью, тот оскверняет её; утолять в ней должно не тело, а душу. Рыцари и дамы шумно одобряют певца. Тангейзер с запальчивостью возражает ему, говоря, что любовь Вальтера жалка, с благоговейным спокойствием можно воспевать лишь то, что далеко от нас, - чудеса творения, небеса и звёзды, непонятные людям; любовь же связана с наслаждением, и им она действует на наши чувства.
В спор вмешивается певец Битерольф, который заявляет, что за возвышенную любовь и честь женщины он, не задумываясь, вступил бы в смертный бой, а за наслаждения, отстаиваемые Тангейзером, не извлёк бы и меча из ножен. Присутствующие присоединяются к мнению Битерольфа, выражая своё неодобрение Тангейзеру. Тангейзер обзывает своего противника хвастуном и в ответ говорит, что он также не обнажил бы меча за то, что Битерольф называет истинной любовью.
Рыцари в негодовании требуют, чтобы Тангейзер замолчал. Битерольф бросается к нему с мечом. Ландргаф удерживает его. Вольфрам старается прекратить ссору. Но Тангейзер, давший волю своему чувству, с воодушевлением поёт гимн богине любви и красоты и приглашает желающих изведать существо любви в гроте божественной Венеры. Вырвавшееся из уст Тангейзера признание поражает ужасом благочестивых слушателей. Все вскакивают со своих мест, дамы в боязливом отвращении отступают от него. Ландграф и рыцари яростно проклинают нечестивца, готовые поразить его мечами. Елизавета с пронзительным криком бросается между ними.
Все останавливаются, изумлённые её защитой. Елизавета в волнении говорит, что Тангейзер вовлечён страстью в ужасный грех, но может покаяться; неужели же рыцари отнимут у него путь к спасению? Она предлагает им взять пример с неё: признание Тангейзера разбило её любовь, между тем она прощает его и своим заступничеством хочет вернуть его вновь к чистой вере.
Слова Елизаветы производят сильное впечатление на присутствующих. Рыцари соглашаются с её предложением дать Тангейзеру время на покаяние. Ландграф позволяет Тангейзеру отправиться в Рим вымолить у папы отпущение грехов, предупреждая его, что, если он прощения не получит, то он не смеет больше никогда вернуться в Вартбург. Елизавета молит бога за успех Тангейзера в Риме. Тангейзер, во имя любви к Елизавете, соглашается совершить паломничество в вечный город. В отдалении слышно пение пилигримов, идущих в Рим. Тангейзер спешит присоединиться к ним.
Действие 3.
Долина перед Вартбургом. Поздняя осень. Елизавета, изнемогающая от тоски по Тангейзеру, молится у креста. С горы спускается Вольфрам и, заметив Елизавету, останавливается. Он догадывается, что она молится за Тангейзера. Она ждёт здесь, чтобы увидеть его среди возвращающихся обратно из Рима пилигримов, часто проходящих через эту долину. Вольфрам желает ей, чтобы бог услышал её молитвы и дал ей утешение. Издали доносится пение паломников.
Пилигримы проходят неподалёку от Елизаветы, но напрасно она ищет среди них глазами Тангейзера, его нет. В глубокой грусти она обращается с мольбой к богу скорее взять её на небо, чтобы там перед его престолом вымолить прощение грехам Тангейзера. Помолившись, Елизавета тихо уходит. Мечтательный Вольфрам провожает её взором, полным любви, затем, глядя на загоревшуюся в небе звезду, он вдохновенно сравнивает свою любовь к Елизавете с любовью к недосягаемой для смертных вечерней звезде.
В это время показывается Тангейзер в рубище пилигрима с посохом в руках, измученный и усталый. Тангейзер рассказывает Вольфраму про своё путешествие, страдальчески переживая вновь всё то, что с ним происходило. Отправившись по воле Елизаветы в Рим, он вдохновлялся лишь одним желанием - покаяться ради неё. Много лишений перенёс он в пути и ещё больше страданий причинял он себе добровольно, чтобы вернее заслужить прощение: он зарывался в снег, терзал своё тело, босиком идя по острым камням. Наконец он пришёл в Рим. С горячим упованием он поспешил увидеть папу. Тысячи людей были осчастливлены возвещённым им папой прощением; когда же Тангейзер, распростёршись перед ним ниц, исповедался в своём преступлении и молил со жгучим раскаянием об отпущении своих грехов, папа ответит ему яростным проклятием, сказав, что, как жезл его не произведёт никогда побегов, так и Тангейзер, обречённый на вечные мучения ада, никогда не достигнет спасения.
Тангейзера как громом поразило проклятие, и он лишился чувств. Когда же он очнулся на площади, одинокий, и услышал издали доносившийся торжественный гимн прощённых пилигримов, его сердце переполнилось ненавистью, и с чувством страшной злобы он решил отправиться вновь в приют Венеры, путь к которому он теперь ищет, чтобы там забыть свои душевные терзания и тревоги.
Вольфрам уговаривает его опомниться. Но Тангейзер не слушает его и взывает к богине. В эту минуту розовое сияние озаряет местность перед ними; образы кружащихся в пляске нимф встают в редеющем тумане; среди них показывается, покоясь на роскошном ложе, Венера. Чарующим голосом призывает она своего любимца Тангейзера к себе, прощая ему его измену и суля ему вновь божественные наслаждения.
Вольфрам пытается остановить Тангейзера. Всю силу любви вкладывает он в свою мольбу, но, видя, что ему не оторвать Тангейзера от очаровавшего его видения, он решается напомнить ему о Елизавете, говоря, что эта святая женщина молится за него каждый день и своей молитвой может его спасти. Напоминание о Елизавете снова как громом поражает Тангейзера. Он вдруг останавливается, поражённый погребальным пением приближающегося хора. Венера с восклицанием "О горе, горе мне! Он утрачен для меня!" исчезает вместе со всеми своими нимфами.
Опять открывается та же долина, и похоронное шествие, сопровождающее открытый гроб, медленно приближается к рыцарям. В гробу лежит внезапно скончавшаяся Елизавета. Тангейзер, поддерживаемый Вольфрамом, подходит к гробу и со словами: "О, помолись, святая, за меня!" падает мёртвый на землю. Проходят несколько странников, возвращающихся из Рима. Они поют хвалу богу за явленное чудо: папский посох дал свежие зелёные ростки, что означает, что грешник прощён.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?