Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Литературная викторина «Транспортные средства в сказках» (старший дошкольный возраст). Викторина «Сказочный транспорт Сказочные воздушные средства передвижения

Введение………………………………………………3

Цели и задачи………………………………………...3

Ход исследования…………………………………….4

Основная часть………….…………………………...5

Выводы………………………………………………..7

Источник информации………………………………8

Приложение…………………………………………...9

Введение.

Цели: Узнать, чем отличается сказочный транспорт от настоящего, определить какой из них эффективнее.

Задачи:

Научиться исследовать сказки, сравнивать, находить общее и различия.

Узнать качества и возможности сказочного транспорта.

Развить умения сравнивать сказочные объекты с самолетом, вертолетом.

Определить общие характеристики и отличительные черты.

Нарисовать сказочные объекты по впечатлениям и сделать выставку рисунка «На чем летают в сказках».

Провести игру «Что на что похоже».

Провести викторину « Сказочные средства передвижения».

Сравнить формы, назначение средств передвижения.

Сделать выводы.

Основная часть.

Мы прочитали русские народные сказки : « Ковёр самолёт», « Баба Яга», « По щучьему велению», « Гуси Лебеди», « Конёк Горбунок»,

« Сивка Бурка», « Летучий корабль»;

Литературные сказки: « Кот в сапогах», «Дюймовочка», « Приключения Буратино или золотой ключик»

Посмотрели мультфильмы:
«Винни-Пух и все, все, все»
«Карлсон, который живет на крыше»

« Приключения Мюнхаузена»

« Лягушка путешественница»

« Доктор Айболит»

Мы узнали, что в этих сказках герои передвигаются по воздуху с помощью разных средств: ступы и метлы, ковра – самолета, сапог – скороходов, летающего корабля, воздушных шариков, собственного пропеллера.

Все сказочные средства передвижения мы разделили на три группы:

Волшебные предметы (Ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа, метла, русская печь, сапоги скороходы)

Животные и птицы (гуси-лебеди, волк, конек-горбунок, утки)

Разное (пропеллер, бочка, ядро, воздушные шары)

По впечатлениям от прочитанных сказок мы нарисовали картинки с изображением сказочных средств передвижения.

Собрали выставку рисунков, рассмотрели их, сравнили рисунки и поняли, что характер рисунка зависит от качества сказочного предмета.

Игра «Что на что похоже» помогла нам найти общие части устройства сказочного и реального транспорта. Мы выявили, что у всех реальных летательных аппаратов есть крылья, а в сказках они необязательны. У ступы, ковра – самолета, сапог-скороходов нет емкости для горючего, нет колес (шасси). Реальный воздушный транспорт рассчитан на несколько десятков, а то и сотен пассажиров, а сказочные вместят одного или нескольких героев.

Выводы.

Сравнив внешние и качественные характеристики, мы пришли к выводу, что сказочные виды транспорта гораздо удобнее, выгоднее, скоростнее и мобильнее реального транспорта:

- им не требуется специальной подготовки для взлета

- они совершенно бесплатные, так как не надо денег на бензин и ремонт,

- Не надо учиться ими управлять – это легко,

- Они могут подлететь в любое место.

Но! Они не являются совершенными, потому что вмещают мало людей, некоторые небезопасны (с ковра – самолета можно свалиться). Конечно, наша гипотеза подтвердилась, до школы правда быстрее и интереснее добраться на сказочных средствах передвижениях.

Но мы решили продолжить наши исследования в этом направлении и придумать свой фантастический воздушный транспорт.

Источник информации

Русские народные сказки.

Литературные сказки.

Сборник мультфильмов.

Исследовательская работа на тему: Сказки, в которых герои передвигаются разными способами

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Сказки, в которых герои передвигаются разными способами.… …..4

1.1. Что такое «сказка»……………………………………………………………4

1.2. Передвижение героев по воздуху…………………………….……………5

1.3 .Передвижение героев по дорогам……………………………………….....7

1.4. Передвижение героев по воде………………………………………………8

Глава 2 Практическая работа по сказкам…………………………….………..9

    Викторина по сказкам……………..………………………………….........9

    Советы путешественникам……..………………………………………..10.

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Приложение……………………………………………………………………..13

Введение

Я очень люблю читать. И это самые разные произведения: мифы, сказки, авторские рассказы, повести. Наше внимание привлекло то, что во многих произведениях герои передвигаются по дорогам, по воздуху и по воде. Мне захотелось выяснить, почему авторы отправляют своих героев на разных летательных аппаратах и с ними никогда не случаются ДТП.

Актуальность данной темы заключается в том, что мы часто слышим о дорожно-транспортных происшествиях, в которые попадают люди и в которых они, к сожалению, гибнут. Нас предупреждают взрослые, мы изучаем правила дорожного движения, стоят на дорогах предупреждающие знаки, следят за движением инспекторы, а ДТП не становится меньше. Почему? Может, ответ на этот вопрос можно найти в сказках, где герои активно передвигались, и никаких ДТП там не было.

Поэтому цель исследовательской работы я определил так: выяснить, для чего нужны различные средства передвижения героям.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

2.Внимательно изучить некоторые пункты правил дорожного движения.

3.Найти общие моменты в сказках и правилах дорожного движения.

4.Активизировать познавательную деятельность при изучении правил дорожного движения и чтении сказок.

5.Выполнить творческое задание: составить викторину.

Объектом исследования являются сказки.

Предметом исследования являются средства передвижения героев в сказках.

Представленная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы дается список использованной литературы.

Глава 1. Сказки, в которых герои передвигаются разными способами.

1.1. Что такое « сказка ».

Сказки – это удивительный жанр. Русский философ Ильин сказал, что «сказка - это сон, приснившийся нации». Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ритуалы. Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок действительно имеют отношение к древнейшим обрядам и ритуалам. А природа этих древних ритуалов связана с глубинными механизмами формирования символического поведения и образного мышления. Сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного. В этом их большая сила. И в то же время это выразительные, художественные тексты, которые доставляют при чтении эстетическое удовольствие. Сюжеты волшебных сказок странны с точки зрения рационального сознания. Действие их происходит в особом пространстве - «в некотором царстве, в некотором государстве...» и закономерности их невозможны в привычном мире - в них животные разговаривают, Баба-Яга пытается съесть мальчика, героя можно сварить в котле - и после этого он остается жив... И это рассказывается как подлинная история, а не как сравнение или метафора... То есть существует мир, который функционирует по таким правилам

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений - особая, сказочная, доступная.

1.2. Передвижение героев по воздуху.

Движение – это жизнь. Текут реки, плывут облака, дуют ветры, мигрируют птицы, рыбы, животные, в теле человека течёт кровь, вода. Сам человек летает, ездит, ходит. Остановить движение невозможно ни в природе, ни в жизни человека. Значит надо научиться передвигаться так, чтобы это было безопасно. Могут ли этому научить сказки? Могут!

Место передвижения – сказочное пространство. Участники движения: Дюймовочка, Кай, Герда, Маша, Баба Яга, Иван-царевич, Емеля, Айболит, лягушка. Транспортные средства: конь, ковёр-самолёт, лапти, лодка, кораблик, лепесток кувшинки, печка, медведь с коробом, волк, бычок-чёрный бочок.

Герои сказок перемещаются по воздуху. Летит на ковре-самолёте Иван-царевич. В ступе летает Баба Яга: «Баба Яга в ступе летает, пестом погоняет, помелом след заметает». (Сказка «Василиса Прекрасная»). Дюймовочка «уселась птице на спину, и ласточка стрелой взвилась в воздух и унесла Дюймовочку в сказочный край». (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»). Летит в тёплые края и лягушка-путешественница, уцепившись ртом за прутик, который держат в клювах утки: «Нашли хороший прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось в воздух». (Гаршин «Лягушка-путешественница»).

Мечту людей о полёте мы встречаем и в народных сказках. Это, конечно же, сказка «Летучий корабль». Царь обещал выдать свою дочку за того, кто ему летучий корабль построит. А дальше сюжет известный: старшие братья попытались, но у них ничего не получилось. А вот младший, дурень, с помощью чудесного дедушки смог выстроить летучий корабль с парусами. Вот как об этом в сказке написано: «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну: верхушкой в облака эта сосна упирается, обхватить её впору только троим. … Срубил он сосну, стал её от сучьев очищать. Подошёл к нему старичок… и показал, как надо сосну обтёсывать.

Ну, теперь станем паруса прилаживать!

И достал из-за пазухи кусок холста.

Старичок показывает, дурень старается, на совесть всё делает – и паруса готовы, прилажены.

    Садись теперь в свой корабль, - говорит старичок, - и лети, куда тебе надобно. …

Тут они и распрощались. Старичок своей дорогой пошёл, а дурень на летучий корабль сел, паруса расправил. Надулись паруса, взмыл корабль в небо, полетел быстрее сокола». С помощью этого летучего корабля и смог герой осуществить свои мечты и стать счастливым.

В некоторых сказках герои передвигаются на ковре-самолёте. В полёте им открываются леса, поля, горы, реки, то есть необозримые просторы. Ковёр-самолёт помогает героям не только быстро перемещаться по воздуху из одного места в другое, но и обмануть врагов, которые их преследуют. Я думаю, что человек, создавая своей фантазией все перечисленные средства передвижения по воздуху, в чём-то завидовал птицам. И не только тому, что птицы могут быстро преодолевать расстояние, но и потому, что они – существа вольные, свободные.

1.3. Передвижение героев по дорогам.

В сказочном пространстве герои могут передвигаться по земле, ходить пешком или ехать на каких-то животных. Нюрочка-девчурочка уселась на бычка: «Бычок-чёрный бочок, белые копытца головой тряхнул, хвостиком махнул и побежал.» (Сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»).

« Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришёл, наконец, к Кощееву дубу». («Царевна-лягушка»). «Клубочек катится по высоким горам, по зелёным лугам, катится по топким болотам, катится по глухим лесам» («Царевна-лягушка»). «А лиса едет на волке и потихоньку приговаривает: «Битый небитого везёт» («Лисичка-сестричка и серый волк»). «Серый волк с Иваном-царевичем пуще коня помчался, чтобы жар-птицу взять» («Иван-царевич и серый волк»). Сами по себе мчатся сани, где сидит Емеля, подняв дубинку кверху. Емеля и на печи может ехать. «Печь затрещала и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю». («Сказка про Емелю-дурака»). «Машенька залезла в короб, взвалил его на спину медведь и пошёл в деревню». (Сказка «Маша и Медведь»). «Я себе лапти сплёл, не простые они, чудесные. Обуюсь в них – ноги у меня сами и побегут,» - говорит старичок Ивану в сказке «Чудесные лапоточки». Спасать Кая Герда едет в золотой карете: «К воротам подъехала карета из чистого золота. Принц и принцесса усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути». А потом девочка едет на олене: «Посадила финка Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног». «Снежные хлопья всё росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, в них сели Снежная королева и Кай. Сани понесли их в ледяной дворец». (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).

1.4. Передвижение героев по воде.

Сказочные герои плавают по морям, рекам, океанам. По реке в лодке плывёт Герда в поисках Кая. Дюймовочка «каталась на лепестке розы в тарелке с водой». Спасая Дюймовочку от жабы, рыбки перекусили стебель кувшинки и лист быстро поплыл по течению «Дюймовочка плыла всё дальше и дальше».

«Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.»

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…»)

А доктор Айболит, спеша в Африку, то летит, то плывёт, то едет:

«Выбегают мохнатые волки:

Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

«Но тут выплывает кит:

Садись на меня, Айболит!

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперёд!»

«И сейчас с высокой скалы

К Айболиту слетели орлы:

Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

(К.И. Чуковский «Айболит»)

Глава 2. Практическая работа по сказкам.

2.1. Викторина по сказкам.

Среди учащихся начальных классов была проведена «Викторина по сказкам».

Викторина

1.Чем заметала след Баба Яга, летая в ступе? (помелом)

2.На чём передвигались герои сказки К.И.Чуковского «Тараканище» ? (вставьте нужные слова)

«Ехали медведи на (велосипеде),

Зайчики – (в трамвайчике),

Жаба – (на метле),

А комарики – (на воздушном шарике).

3.Виды транспорта, которыми пользовалась Герда, спасая Кая? (лодка, золотая карета, олень)

4.Какой круглый предмет указывает в сказках дорогу герою? (клубок)

5.Какими словами вызывал коня герой сказки «Сивка-бурка»?

6.На чём добирался до Африки доктор Айболит? (на волке, на ките, на орле)

7.Назовите транспортные средства, которые упоминаются в русских народных сказках? (конь, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы и др.)

8.Добралась ли лягушка-путешественница до тёплых стран? Почему?

9.Катится, катится какой вагон? (голубой)

10.Как князь Гвидон попал на остров Буян? (в бочке)

После викторины был проведен анализ работ. Мы видим, как много передвигались сказочные герои и у них никогда не было аварий ни на суше, ни на воде, ни в воздухе. Почему? Во-первых, потому, что все они передвигались, чтобы делать добрые дела: Айболит, чтобы лечить, Серый волк, чтобы помочь Ивану-царевичу, бычок и медведь спасают девочек, Герда искала Кая и т.д. Во-вторых, все герои с уважением, терпением, пониманием относились к другим участникам движения, понимали, что нарушать чьи-либо права нельзя. Поэтому в сказках никаких ДТП не было, и у героев сказок можно этому поучиться.

2.1. Мудрые пословицы путешественникам.

Мудрые советы путешествующим дают пословицы:

(Не превышай скорость)

2.Ретивая лошадка недолго живёт.

(Не перегружай мотор)

3.Тихий воз на горе будет.

(Двигайся осторожно)

4.Не спросясь броду, не суйся в воду.

(Изучи дорогу)

5.Едешь на день, бери хлеба на неделю.

(Бери в дорогу припасы)

(Отдыхай в дороге)

7.Тяжело против воды плыть.

(Выбирай удобную дорогу)

8.На хромом коне далеко не уедешь.

(Транспортное средство содержи в порядке)

Заключение

В своей работе я рассмотрела несколько произведений: мифы, сказки, художественную литературу и могу сделать вывод, что цели известных и неизвестных их авторов самые разные. Различные средства передвижения, описанные в книгах, помогают героям то вырваться из многолетнего плена, то быстро переместиться из одной точки земного шара в другую, то интересно провести время в путешествии. Также прочитав сказки, пословицы, мы убедилась, что по ним можно учить правила поведения на дорогах. А чтобы не попасть в ДТП и не быть пострадавшим в них, нужно стремиться делать только добрые дела, быть вежливым, уважать всех участников движения, слушать старших.

Список использованной литературы.

1.Андерсен Г.Х. «Дюймовочка». Ижевск, «Странник» 1994г.

2.Андерсен Г.Х. «Снежная королева». М., «Детская литература», 1985г.

3.Гаршин «Лягушка-путешественница». Родная речь. М., «Просвещение», 1995г.

4.Репин Я.С. «Дорожная азбука». М., Ордена «Знак почёта» издательство ДОСААФ СССР, 1980г.

5.Русские народные сказки. Новосибирское книжное издательство, 1989г.

6.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., «Просвещение», 1990г.

7.Сказки, пословицы, загадки. М., «Детская литература» 1989г.

8.Хрестоматия по детской литературе. М., «Детская литература», 1965г.

9.Хрестоматия для дошкольников (1,2,3т). М., АСТ 1997г.

10.Чуковский К.И. «Айболит». М., «Детская литература», 1997г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15"

городского округа город Салават

Исследовательская работа

Средства передвижения по воздуху в литературных произведениях

учащаяся 5а класса

Научный руководитель:

Давлетбаева Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Салават 2014

Гипотеза моего исследования : «… а могли бы люди без всех эти «летательных» приспособлений взлететь на самом деле?»

Цели и задачи исследования:

1) Проанализировать прообразами каких летательных аппаратов стали сказочные и литературные «летательные» приспособления.

2) Создать своеобразную библиотечку сказочных и литературных летающих героев.

3) Подготовить цикл бесед по данной теме для учеников начальной школы, которые могла бы провести я сама.

I. ВВЕДЕНИЕ

В
своей исследовательской работе я хочу рассказать о некоторых «летающих» сказочных и литературных героях и их «летательных» приспособлениях, а также попытаюсь понять и объяснить, почему многие литературные и сказочные герои полетели задолго до первого полёта человека в космос. К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Неизвестно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц, и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с одного небольшого шага, так и многолетняя история покорения воздушного пространства началась с обыкновенной мечты. Ученые считают, что произошло это очень давно. И долгое время человек видел лишь одну возможность подняться в небесные высоты - уподобиться птицам и обрести крылья.

В
отличие от большинства животных человеку дано видеть голубое небо, покрытое белыми, словно ватными, облаками, яркое, желтое Солнце и беззаботно порхающих пестро раскрашенных птиц. Он не мог этим не воспользоваться. Небо восхищало и манило к себе. Так родилась мечта, нашедшая вначале воплощение в легендах, а затем ставшая явью. И всё-таки некоторые учёные считают, что люди в древности летали. Отчего же они спустились обратно на землю, потеряв крылья? Небо всегда таило в себе множество загадок -суждено ли человечеству, в XX веке вновь взлетевшему к облакам, разгадать их? Воспоминания о такого рода полетах за долгие годы претерпели некоторые изменения и в упрощенной форме дошли до наших дней в виде фольклорных образов. В преданиях северных народов техника полета описывалась очень просто: разжигался костер из стружек, накрывался мокрой рогожей, на рогожу мог садиться каждый желающий, и его жаром поднимало под небеса до самого Господа Бога. К слову сказать, на другом конце земли у аборигенов Океании есть подобный миф о путешествии в небесную страну предков с помощью дымовой струи: «Иолофат сел на струю дыма и поднялся в Ланг» или «женщина вошла в дымовой столб и поднялась с ним на небо...» Возможно, именно такой способ воздухоплавания послужил прообразом для «летучих кораблей», упоминания о которых есть не только во многих сказках, но и в мифах народов мира

II . Мифические и сказочные летающие герои русских сказок

Если внимательно изучить историю развития человеческого общества, то можно заметить, что у каждого древнего народа, населявшего Землю, были свои сказочные и ми фические летающие герои. Сложенные за спиной крылья имели добрые, а порой и священные существа, спускающиеся на Землю. Были ими снабжены и ужасные драконы, несущие людям зло. Всякий мудрый волшебник должен был, прежде всего, летать. Что он за всемогущий, если даже летать не может?.. А так как никто не знал ещё, каким именно образом можно полететь по-настоящему, то люди и придумывали, кто во что горазд. На чём только ни летали жители сказочного мира! В русских сказках эти персонажи, рассекали воздух то огненным пером, то грузным змей-горынычевым телом, то ступой или вьющейся конской гривой. От сказания к сказанию по являются новые, тесно сплетая детские сказки с древней и полузабытой мифологией, в которой смешались отголоски языческих племен земледельцев, кочевников, воинов. В русских сказках можно найти следы самых разных культур Запада и Востока, Севера и Юга. Птица Феникс – она же Жар-птица, дракон о трех головах, крылатые туфли, чаще известные как сапоги-скороходы, ковер-самолет. Наши планеристы считают своим прямым предком того, кто парил когда-то на этом ковре-самолёте. Ковёр-самолёт был построен как планёр-бесхвостка, по последнему слову нынешней техники. «Что же? - сказал один из лётчиков в Крыму, в Коктебеле. - Если восходящие потоки хорошие, можно и на ковре попробовать, если ничего другого под рукой нет».

Все эти существа и волшебные атрибуты, созданные для полета, так или иначе присутствуют почти в каждой сказке, тем самым создавая хитро переплетенный, но целостный пласт русской мифологии и культуры. Примечательно, что большинство летающих персонажей русских сказок, в отличие от сказок Европы, не являются воплощением мечты человека о полетах. Их способность летать не есть чудо, с ними можно договориться, поймать, приручить, перехитрить или, в конце концов, просто пообщаться на равных. С другой стороны, среди главных героев нередко встречаются красавцы и красавицы, царевичи и царевны, которые, «бросившись оземь», могут обернуться голубкой или соколом, воробушком и даже шмелем.

Больше всего народу летало в сказках на разных метлах. У всякой настоящей ведьмы был маленький веничек или помело. Знаменитая русская ведьма, Баб- яга, первая заменила метлу деревянной ступкой. Этот аппарат управлялся при помощи пестика. Баба - яга – самый популярный летающий персонаж русских сказок. По воздуху неизменно перемещается в ступе, нередко размахивая метлой. Баба-яга предпочитает проводить дни и ночи в своей причудливой избушке или же в компании Лешего и Кикиморы. Появление в сказке ее ступы, рассекающей небо над лесом, не обещает, как правило, ничего хорошего – всякую человечину Костяная Нога норовит съесть. Но и на старуху бывает проруха, и Яга отнюдь не лишена человеческих слабостей – коли угодить ей, откроет смелому герою кладенцы своей древней мудрости: то травинку нужную даст, то расскажет, что да где в лесу добыть можно. Баба - яга, дух леса, русское лихо, сказочное существо, наводящее ужас на простых смертных своей действительно страшноватой внешностью и образом жизни – самостоятельная волшебная сила, с которой нужно считаться не потому, что она умеет летать, но потому, что просто существует в тех магических русских лесах, куда порой заносит лишь богатырей да дураков.

Впрочем, некоторые ведьмы любили полетать и на чёрном козле. Весело было сидеть на нём спиной вперёд и держаться за козлиный хвост. Множество людей в сказках показывали чудеса лётного искусства на волшебн
ых лошадях. На горячей кобылице мчался известный Иван-дурак. По примеру ведьм он тоже сидел на коне задом наперёд. Катил по небу устраивать гром и молнию пророк Илья. У него была громыхающая колесница. Когда в царскую армию принимали новый самолёт, обязательно служили молебен Илье-пророку. На лошадях летали и многие другие знаменитые и славные герои: грек Беллерофонт носился на крылатом коне Пегасе. Сын Солнца Фаэтон, забравшись на отцовскую колесницу, поехал было светить людям, но растерялся и разбился вдребезги.

III . Летающие герои детских литературных сказок и повестей

После драконов, всяческих феерий и ведьм, возможность летать для героев и антигероев перекочевала в более безобидную и безопасную форму детских литературных сказок. В детских сказках Запада полеты возникают часто: у Маленького Мука (В. Гауф) появляются башмаки, которые переносят его, куда он пожелает, Снежная Королева (Г.Х. Андерсен) катит заболевшего Кая по небу в своих холодных санях…

Однако персонажей, летать для которых так же естественно, как нам ходить пешком, не так много. Впрочем, нескольких таких волшебных героев можно вспомнить и не перечитывая специально книгу сказок. Питер Пен Джеймса Барри – один из самых знаменитых сказочных «летунов». Это один из немногих персонажей, который летает сам по себе, без дополнительных волшебных атрибутов, и это для него так же естественно, как дышать воздухом. Мальчик Питер, посещающий дома городских жителей, в одной из комнат теряет свою тень, улететь без которой ну ник
ак нельзя. Эта случайность позволяет полетать над городом и сказочными землями целой компании детей. Чтобы это стало возможным, нужно лишь тряхнуть легонько (а впрочем, насколько хватит терпения) волшебную фею, сверкающая пыльца которой, едва коснувшись тела, способна поднять в воздух кого угодно. А дабы спокойно и свободно парить летней ночью над спящим городом, необходимо помимо крупицы чуда лишь немного уверенности и желания. Оторваться от обыденной жизни и, доверившись воле случая и красивого героя, улететь в страну своих м
ечтаний и быть свободным настолько, что силы земного притяжения перестанут иметь сколько-нибудь существенное значение. Летать на протяжении почти всей сказки пришлось и персонажу рассказа С.Лагерлёф о невероятных приключениях Нильса и гусиной стаи. И хотя здесь также не обошлось без колдовства, сделавшего из него мальчика-с- пальчик, все-таки летать ему было куда более тревожно, цепляясь за перья на шее непривычного к перелетам домашнего гуся и опасаясь сорваться от дуновения ветра или чересчур резкого виража. Здесь возможность перемещаться по воздуху – досадная и очень волнительная необходимость на пути к спасению мальчика от чар раздраженного кудесника-гнома. Другое дело гусь Мартин, не знавший ни сладкого ощущения долгого перелета, ни земель дальше птичьего двора. Для него как раз возможность присоединиться к стае диких гусей – единственный вариант освобождения от рутинной жизни деревенской птицы и судьбы горячего ужина с печеными яблоками и похвалами хозяйке о ее кулинарных талантах. Превращение неопытного и слегка наивного Мартина в героя дикой гусиной стаи – чудо, вероятно, поважнее умения летать. Потому-то автор в итоге и оставляет свободное небо птицам, а человеку – возможность выходить победителем из любых невероятных ситуаций.

Однако самым обаятельным летающим обитателем европейских сказок остается веселый, Карлсон, что, с легкой руки Астрид Линдгрен, живет на крыше и, который благодаря талантливым русским мультипликаторам, стал любимым героем всех детей от 4 до 80 лет. Имея за плечами небольшой и необременительный пропеллер, он волен кочевать от этажа к этажу, заглядывая с улицы в окна, пошаливая то тут, то там, сея легкий беспорядок за спиной у ворчливых нянь и домохозяек. Веселость, умение дарить радость другим и превращать все в хорошую шутку – свойства вполне человеческие, но встретить их в жизни бывает так же трудно, как парящего прохожего. Умение Карлсона летать – всего лишь следствие его легкого, но отнюдь не легкомысленного характера. И не беда, если вдруг моторчик забарахлит, – банка малинового варенья, и все снова будет хорошо. Неплохим лётчиком-любителем был барон Мюнхгаузен (Э.Распэ), если верить его собственным словам. Он был мастер на всякие выдумки. Один раз он совершил отважный полёт на утках, гирляндой нанизанных на верёвочку. В другом случае ему удалось побить рекорд скорости, летая на пушечном ядре.

IV . Выводы

Исследовав данную тему, проанализировав художественные произведения, я пришла к следующим выводам. Сказочные и литературные герои поднимаются в воздух благодаря удивительной фантазии человека, благодаря его вечному желанию преодолеть земное притяжение, подняться над обыденной жизнью и ощутить настоящую свободу, чтобы почувствовать объёмность и бесконечность мира. Именно поэтому им не нужны специальные, умные аппараты. Они летают с помощью самых простых вещей, которые нашлись в доме. Это: метла, которой подметают пол или двор, ступа, в которой толкли зерно для получения муки, ковра, которым украшают жилище, сапог, которые раньше носили самые богатые горожане, телега (она же колесница), в которой возили свой скарб, санок, на которых дети до сих пор катаются зимой с горы, зонтика, которым закрываются от дождя, пропеллера, похожего на вентилятор для охлаждения воздуха, воздушного шарика, который дарят на день рожденья. Именно поэтому летают и самые реальные домашние и дикие животные и птицы: конь, кобылица, жеребёнок-горбунок, козёл, олень, волк гуси-лебеди, утки. А некоторые летают даже не выходя из дома, как девочка Элли, а влюблённому парубку Вакуле удаётся оседлать самого чёрта. И, наконец, «самый-самый» не нашёл под рукой ничего более подходящего, чем обыкновенное пушечное ядро. Им не нужна никакая подготовка, и они готовы перемещаться в пространстве и времени и летать до тех пор, пока человек способен мечтать о полёте, до тех пор, пока однажды человек взмахнёт руками-крыльями и полетит…

Приложение 1

Летательное приспособлениЕ

Кощей Бессмертный – главный отрицательный персонаж русских сказок, чья смерть на конце иглы, которая в яйце, а яйцо в щуке, щука в утке, утка в соколе, сокол в сундуке, сундук под корнями дуба на острове Буяне. Именно с ним приходится сражаться добрым молодцам, прежде чем найти свою «царевну-лягушку»

Летает сам с помощью крыльев через сказки всех народов мира

Огнедышащий дракон (одно или многоголовый)– главный отрицательный персонаж многих легенд народов Европы


Крылья

Баба Яга живёт в большинстве русских народных сказок. Всегда только грозится совершить злодейство, а чаще всего помогает добрым молодцам найти Елену Прекрасную или Василису Премудрую

Метла, ступа

И
ван-царевич,
он же Иван-дурак, герой русских народных сказок. Чаще всего главный бездельник, на которого счастье сваливается «по-щучьему веленью»

Серый волк, Конек -Горбунок, ковер-самолет


Ведьмы живут в устном народном творчестве народов Европы, в трагедии В.Шекспира «Макбет», в современных детских ужастиках, и фэнтези, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Собираются на шабаш для поклонения дьяволу, совершения жертвоприношений, пиршеств, плясок и вакханалий (консультация учителя-наставника)

Метла

«Дедал и Икар» (из мифов Древней Греции)

Самодельные крылья.

«Маленький Мук»

Б ашмаки

«Снежная королева»

Л
етающие сани

«Питер Пэн»

С
ам по себе, без дополнительных атрибутов, посыпанный пыльцой феи Динь-Динь

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Дикие гуси

«Мэри Поппинс»

Зонтик, веселящий газ

«Три повести о Малыше и

Пропеллер

«Винни Пух и все, все, все»

Воздушный шарик

«Незнайка в Солнечном городе» , «Незнайка на Луне»

Воздушный шар

«
Приключения барона Мюнхгаузена»

Утка, ядро

Результаты исследования

1) Я прочитала и проанализировала русские народные сказки, сказки и легенды народов мира, и художественные произведения известных детских писателей, в которых сказочные и литературные герои летают сами или при помощи «летательного» приспособления.

2) Составила иллюстрированный каталог летающих героев и средств их передвижения и попытались определить прообразом, какого современного летательного аппарата могло быть это «летательное» приспособление.

3) Подготовила презентацию в программе Power Point и провела ее защиту на классном часе в рамках общешкольной декады исследовательских работ.

4) Подготовила текстовой иллюстрированный буклет, который можно использовать как наглядное пособие и как своеобразную энциклопедию летающих героев.

5) Составила план и график проведения бесед по теме исследования в начальной школе. Провела их в декабре 2014 года в 1-х и 2-х классах своей школы.

На вопрос Назовите известные вам сказочные средства передвижения заданный автором Двутавровый лучший ответ это Гуси лебеди -гуси
Маша и медведь - короб с пирожками и Машей
Царевна лягушка - коробчёнка
лисичка использовала волка - как средство передвижения
Избушка на курьих ножках
БУРЯ-КОНЬ - конь Перуна:
«У коня Перуна жемчужный хвост, его гривушка золоченая, крупным жемчугом вся унизанная, а в очах у него камень Маргарит, куда взглянет он - все огнем горит» .
ЛЕГКОКРЫЛАЯ ЛАДЬЯ, запряженная белыми или золотыми лебедями, - средство передвижения славянских богов или сказочных героев.
ДОБРОГОСТ - у западных славян покровитель добрых вестей, посланник богов - нечто вроде античного Гермеса (Меркурия) .
Спускаясь с небес, он надевал крылатые чёботы, напоминающие сапоги-скороходы русских сказок.

Ответ от Колибрия фреш [гуру]
телепорт


Ответ от свежепросольный [гуру]
Ядро (Мюнгаузен). , дикие гуси (Нильс, лягушка - путешественница)
А слово ""сапоги" не склоняется (кроме сапог- скороходов)


Ответ от ~ Caroline ~ [мастер]
ступа бабы-яги, ковер-самолет, летучий корабль, сивка бурка, сапоги-скороходы, гуси-лебеди, серый волк, избушка на курьих ножках, помощь волшебников, карета-тыква, печь, конёк-горбунёк, сказочные герои иногда превращаются в животного и убегает, чёрт, на животных и птицах верхом, в шапке-невидимке, метла, волшебные туфли (летающие)


Ответ от Матрос [гуру]
Серый волк, пепелац, печка, ступа, волшебное кольцо, Сивка-бурка


Ответ от Ёветлана Прокофьева [гуру]
Сапоги-скороходы!


Ответ от Ехидна [гуру]
дом, серебряные туфельки и летучие обезьяны - "изумрудный город"
поезд - "Алиса в зазеркалье"
майский жук, водомерка и прочие насекомые - сказка про муравья, который в муравейник опаздывал
зонт - Мери Поппинс
гроб - панночка у Гоголя


Ответ от Владимир Векшин [гуру]
Метла, помело, печка из "По щучьему веленью", там же и сани на которых Емеля из леса ехал, сани-самокаты упоминаются в сказке "Петух и кот", в редакции Ушинского, избушка на курьих ножках, гуси-лебеди, джин из 1000 и одной ночи, который переносит героя в разные места, где-то есть волшебное кольцо, с теми же функциями. Есть русская народная сказка "Летучий корабль", в различных сказках герой спасается на орле, кормя его мясом, отрезанным от своего бедра. Если вспомнить мифологию, то там есть Пегас, сандалии, на которых Персей сражался с драконом, кентавры, тучи.


Ответ от Qwerqwerqwe rqwerqwerqw [мастер]
Если по современному
Пылесос-метла Это для бабаёжок
Самолет- ковер Для всяких туристов и алладинов.
Дельтоплан- орёл. Для экстрималов и хоббитов.
Истребитель- Дракон Для лётчиков и Арагонов.
Машина -Волк для всех и ивана дурака.
Танк - Печка для танкистов и ерём всяких.
Ассоциировать можно долго. Главное у нас есть транспорты, которые не хуже чем в сказках.
Про машину времени...Это скорей область научной фантастики чем сказки.


Ответ от Ёамiйло Кiшка [гуру]
Туфли у маленького Мука


Ответ от Fabull [гуру]
Печь. Чёрт (вечера на хуторе близ Диканьки)


Ответ от Nick Storozhev [гуру]
осёл


Ответ от Дарья [гуру]
исучезнут мгновенно и появится там где надо, в сказке старой был параход летающий
метла, печь, сивка-бурка, и помогают волшебники феи тому подобное


ступа Бабы Яги, с помощью кольца оказывались в другом месте, Сивка Бурка, Серый Волк, с помощью Старика Хаттабыча и др джинов.

Маленький ребенок одних знакомых, будучи оставлен в гостях и этим крайне недоволен, говорил:
— По щучьему велению, по моему хотению оденься майка и трусы и очутись я дома.
Слова этого молодого человека — выражение мечтаний, возможно, всех людей — свобода перемещения. Подумал и ты в Москве, еще раз подумал и ты в Лондоне.
Мыслям о свободном перемещении тысячи лет, за это время человечество нафантазировала множество мифических механизмов способных перемещать их в пространстве. Далее список из 10 самых распространенных мифических средств передвижения.

1

Пук мочала, хвороста или связка прутьев, насаженные на палку, инструмент, предназначенный для обметания печного пода перед посадкой хлеба. Один из атрибутов Бабы Яги, с помощью которого она заметает следы.
Обычно передвигается „бабушка” не на помеле, а в ступе, но существуют примеры и самостоятельных полетов ведьм на помеле и метле.
Упоминается во множестве русских народных сказок.

2


Мифический ковер, с помощью которого можно передвигаться в пространстве на очень большие расстояния. Принцип действия не известен.
Упоминается во множестве восточных сказок, популярность принесло упоминание в Сказках Тысячи и Одной Ночи.
Фигурировал советском фильме Старик Хоттабыч, лично у меня вызывал восхищение своей крутизной.

3


Волшебная обувь из европейских втч славянских сказок придающая +100 к скорости передвижения. Известны также как семимильные сапоги, придающие 7 миль минус 1 шаг к каждому сделанному шагу.
Обычно хранятся под замком в ларце, возможно чтобы не убежали сами.

4


Мечта лентяя, самоходная установка с голосовым управлением и подогревом сидений. Технические характеристики: вездеходная, топливо — дрова, уголь и т.д. пассажировместимость ограничена только габаритными размерами.
Упоминалась в русской народной сказке По щучьему велению.

5


Народ придумал Летучий корабль, сложил об этом поучительную историю, в одноимённой сказке «Летучий корабль». У него есть недостатки и свои преимущества над другими волшебными вещами. Есть лишь один недостаток — это маломощность, но есть и преимущества — надо сказать волшебные слова, чтобы куда-либо полететь на нём, и это дает защиту от угонов. Летучий корабль имеет большую вместимость и возможность перевозить различные грузы и больше героев.

6


Сандалии с прикреплёнными к ним крылышками. Использовались Гермесом, во время сражения с медузой Горгоной. Давали возможность подниматься в воздух.
При этом ничего не известно о принципе действия, и совершенно непонятно, как внутренние крылья не задевали друг друга.

7


Персидский писатель Кей-Кавуса придумал такое чудо как летающий трон. Трон представлял собой обыкновенный трон, к которому было приделано четыре шеста по углам. На шестах сверху была укреплена крыша, а под крышей висели куски мяса.
Снизу к трону были привязаны орлы, которые тянулись к мясу и взлетая подымали трон.
Таким нехитрым способом автор путешествовал в Китай.

8


Китайский литературный персонаж, Царь Обезьян — Сунь Укун, известный по роману «Путешествие на Запад», умел летать на облаке.
Сунь Укун отправился в путешествие, в поисках учителя, который научил бы его бессмертию. Взявший его в ученики даос научил его полётам на облаке, 72 превращениям и иным магическим действиям. Облако Сунь Укуня (Auspicious Cloud)

9 Крылатый диск, Нар, огненный столб, на котором передвигался Хор


древний мифологический символ, широко использовавшийся у народов Древнего Востока. Правнук бога подземного царства, Хор, сражался на крылатом диске своего деда Ра (Мардука).
Крылатый диск Ра, или так называемый Нар, огненный столб, изображался в виде продолговатого цилиндрического объекта с плавниками или короткими крыльями.

10


Фантастический летательный аппарат, показанный в кинофильме «Кин-дза-дза!». В некоторых странах бывшего СССР слово «пепелац» стало нарицательным для иронического обозначения неудобных или старых транспортных средств, так как пепелац в фильме внутри тесен, слабо освещён и шумен. Многие употребляют это слово, обозначая свой автомобиль. Также иногда словом «пепелац» называют летательные аппараты — вертолёты, самолёты малой авиации.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?