Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Казахский традиционный музыкальный инструмент домбра. Домбра – казахский национальный инструмент

Казахский двухструнный щипковый музыкальный инструмент, родственник русских и . Встречается также в Узбекистане ( , думбрак), Башкирии (). Звук у домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом кисти или медиатора.

Игрой на домбре сопровождают свое пение народные сказители — акыны. Исполнение на домбре музыкальных композиций является любимой формой художественного творчества казахов. Под звуки домбры исполняют народные песни, домбра также используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Имеет корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделённый ладами. Струн — две. Обычно настроены струны в кварту или квинту. Один из основателей казахской музыки на домбре является Курмангазы, чья композиция «Адай» до сих пор популярна в Казахстане и не только.

В начале 50-х годов XX века археологи производили раскопки в Средней Азии, в тех местах, где когда-то располагалось древнее государство Хорезм. Среди других находок им попалось несколько терракотовых статуэток. Статуэтки изображали музыкантов, которые держали в руках инструменты. В этих двухструнных щипковых инструментах ученые узнали предков домбры, и поныне широко распространенной в Киргизии и Казахстане.

Легенда о домбре

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Домбра в последние годы

В 1934 году домбра была реконструирована и были созданы её оркестровые разновидности. В последние годы, благодаря усилиям казахских деятелей музыкального искусства домбра значительно усовершенствовалась: усилилась громкость и расширился диапазон звучания, появились домбры высокого и низкого регистров.

Видео: Домбра на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Джаз

Джаз мы всегда узнаем на слух. Прежде всего обращает на себя внимание состав музыкальных инструментов в джазе. Первенство здесь принадлежит духовым и ударным музыкальным инструментам.
Хрипловатый и страстный голос саксофона, резкие вскрики трубы, отчетливый ритмический узор ударных, – их звучание ни с чем не спутаешь. Но джаз – это не только коллектив музыкантов, оркестр. Джаз – это еще и музыка для исполнения в таком оркестре.
В этой музыке главенствует ритм.
Вот он начинает раскачивать звуки, и весь оркестр, а за ним и слушатели попадают в стихию этого завораживающего качания. Это один из основных стилей джазового исполнения – "суинг"... Словно утомленный тяжким трудом человек, покачиваясь, поет тоскливую безысходную песню. Такие песни были у американских негров-рабов. Это раскачивание и принесли в музыку джаза негритянские музыканты. Такую музыку позже назвали блюзом.
Но вдруг оркестр или ансамбль, подчиняясь толчкам скорого ритма, чуть ли не поднимает публику с мест. Ритм этот все время прерывается, словно музыканты захлебываются в скороговорке. И каждый из них старается доказать свою "правоту", когда ему предоставляют слово. А потом инструменты все вместе и в полный голос начинают играть каждый свое. Однако общую тему музыкального разговора они не забыли, по-своему говорят об одном и том же... Так музыканты импровизируют в манере, которая называется "диксиленд".
Народные песни и танцы американских негров и белого населения Америки породили искусство джаза. Джаз не захотел остаться только музыкальным сопровождением для модных танцев. Настоящий джаз стремится стать самостоятельной музыкой, которую, собираясь в больших залах, люди слушают с интересом и вниманием.
Всему миру известны имена знаменитого джазового трубача Луи Армстронга, пианиста и композитора Дюка Эллингтона и других замечательных артистов джаза.

Дискант

Если бас – это подножие, то дискант – вершина звучащей лестницы голосов. В старину, когда хоровое искусство было запрятано под церковные своды, роль высоких голосов поручали мальчишечьим голосам – дискантам. Так появились хоры, в которых поют только мальчики. У них голоса сильнее, чем у маленьких девочек, и потому дискантовые партии поручаются мальчикам.

Домра и домбра

Не путай их. Домра (на фото слева) – русский народный инструмент, трехструнный или четырехструнный, играют на ней с помощью пластиночки-медиатора. Домбра (на фото справа) – двухструнный народный казахский инструмент, на котором играют пальцами, бряцая, как на балалайке.

Духовой оркестр

Ты слышишь, приближается музыка? Да-да, ты стоишь, а музыка, оркестр, приближается к тебе. Вслушайся! Звучат духовые инструменты – это идет духовой оркестр.
Чаще всего его музыку можно услышать, когда маршируют воинские части. Или на гулянии в парке. Ведь у духовых инструментов (особенно у медных) очень громкий звук, разносящийся далеко-далеко...

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Лучший подарок на Песах - казахская ДОМБРА. Айтыз

Субтитры

История

Также в своё время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана .

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского , гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у куманов. Куманы - европейское название кипчаков. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary - волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz - печальная девушка), Тепен көк (tepen kok - рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz - хромой гусь), Бозіңген (bozingen - светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja - одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y - топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti - глубокое переживание) и др.

Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра .

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • До этого современная домбра была похожа на Комуз , Дутар ,… Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя . Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов . Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец . Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан , помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие - след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области . «Аксак-кулан» (Хромой кулан) - одна из прекрасных казахских легенд , воспевающих силу и бессмертие искусства.
  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец . Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра - инструмент кюя

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы , оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

  • Шанак - корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
  • Какпак - дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента - тембр.
  • Пружина - это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
  • Порожки - разъединяют «клавиши» на домбре.
  • Обечайки изготавливаются из клёна .
  • Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
  • Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Строй

Звучание открытых струн домбры образует её

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Исследование посвящено созданию целостной картины о калмыцком народном инструменте - домбра. В работе на основе изучения литературы о калмыцких музыкальных инструментах проанализирована история возникновения калмыцкого музыкального инструмента - домбры, изучена этимология названия музыкального инструмента, раскрыто содержание легенд о ее происхождении. Автором, как исполнителем, приводится краткая характеристика строения домбры и техники игры. Важная роль в исследовании отведена значению калмыцкого народного инструмента в развитии калмыцкой культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальная культура Калмыкии складывалась на протяжении веков. Устное народное музыкальное творчество калмыков можно разделить на четыре группы: песенное творчество, сказочный эпос, инструментальное и песенно-инструментальное творчество. Большую роль в народном искусстве республики имеют две последние группы - инструментальное и песенно-инструментальное творчество. В течение длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество, а вместе с ним переживали свою историю и музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных и самых любимых народом инструментом является домбра, которую так же не обошли стороной изменения и коррективы времени. Чтобы познать страну, народ, ее населяющий, недостаточно прочитанных книг, дающих представление об истории, природе, быте. Только искусство своим ярким и красочным языком способно поведать о самом сокровенном, самобытном, что составляет сущность национального характера. В танце, как и в песне, раскрывается душа народа. Через музыку люди выражают свои эмоции, свою религию, ведь музыка - это сила, которая заставляет смеяться или плакать. С помощью игры на домбре мы общаемся, мы рассказываем о своих переживаниях и чувствах.

В настоящее время музыкальная культура Калмыкии испытывает серьёзные трудности. Молодёжь не интересует калмыцкий язык, история Калмыкии, её обычаи, традиции и культурные памятники. Поэтому сегодня важно восстановление и распространение народных ценностей, в том числе и народных инструментов.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью привлечения внимания к стремительному угасанию самобытной калмыцкой народной культуры, в частности, калмыцкого народного музыкального инструмента - домбры.

Цель исследования состоит в создании целостной картины о калмыцком народном инструменте - домбра.

    Изучить литературу о калмыцких музыкальных инструментах;

    Изучить историю возникновения и строение калмыцкого музыкального инструмента домбры.

    Изучить этимологию названия музыкального инструмента домбры.

    Провести встречу и беседу с домбристкой Юлией Бюрчеевой;

Объект исследования:калмыцкий музыкальный инструмент домбра.

Методы исследования:работа с архивными материалами, фотографиями, беседа, посещение концертных программ.

Теоретическая значимость результатов исследованиясостоит в том, что работа может служить основанием для дальнейших научных исследований в области калмыцкого музыкального инструмента домбра.

Практическая значимость результатов исследования:материалы могут быть использованы в учебно-воспитательных мероприятиях учащимися и учителями. Также учителя родного языка могут использовать исследовательскую работу на уроках как методическую разработку по теме «Хальмг дуд».

Источники исследования:

    Книжный и газетно-журнальный фонд Национальной библиотеки имени

    А. М. Амр-Санана.

    Воспоминания домбристки Юлии Бюрчеевой

    Работа тюрколога Э.Р.Тенишева «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков»

    «Калмыцко-русский словарь» А. М. Позднеев.

    Б. Х. Борлыкова «Калмыцкая музыкальная терминология»

    Н. Л. Луганский «Калмыцкие народные музыкальные инструменты»

1. ДОМБРА В КАЛМЫЦКОЙ КУЛЬТУРЕ 1.1. История инструмента

История возникновения домбры уходит вглубь веков. Если судить по письменным памятникам, домбра и подобные ей инструменты были распространенны на значительной территории Азии и на восточных окраинах европейской части России: казахская домбыра, киргизская домбура, тувинская домра, чувашская тумра, тамра и др. Возможно предположить, что все указанные наименования исходят из общего древнейшего корня, который необходимо в каком-нибудь из центров более древней цивилизации.

Согласно музыковеду Т.С. Вызго искомым образцом для всех названных национальных инструментов можно признать древний арабско-персидский тунбур (танбур), о котором имеются письменные сведения во второй книге «Большого трактата о музыке» Абу-Наср Мухаммед Фараби, писателя десятого века.

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предков современных музыкальных инструментов подобного вида.

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более двух тысяч лет назад. Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

1.2. Строение домбры

Домбра - струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра считается народным инструментом у казахов, калмыков и других народов. В калмыцком языке широко представлены слова, обозначающие части домбры. Так, корпус домбры называется домбрин цокц (домбрин бий, домбрин көврдг), верхняя дека домбры - домбрин элкн, нижняя дека домбры -домбрин нурһн, резонатор (голосник) -домбрин ә һардг нүкн, имеющаяся на верхней деке под струнами подставка (кобылка) -домбрин тевк; гриф домбры - домбрин иш, лады домбры -домбрин берн; струны домбры - домбрин чивһсн, колки домбры - домбрин чикн, головка домбры - домбрин толһа.

Домбра представляет собой двухструнный инструмент, изготавливаемый из дерева клёна, ивы, акации, тутового и абрикосового дерева. Она состоит из корпуса (1), грифа (2) и головки (3) (см. рис. 1.). Корпус у большинства современных домбр имеет треугольную форму, реже встречается корпус грушевидной формы (см. рис. 2, 3). Вдоль грифа расположены две струны.Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны из бараньих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. Однако жильные струны не выдерживали и быстро лопались. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

У нынешних домбр нейлоновые струны, а у домбр, изготовленных давно, всё ещё кишечные струны, какие были у калмыков в давние времена. Струны крепятся внизу к пуговке на корпусе, вверху - к колкам в головке. Колки нужны для натягивания и настраивания струны. Также при настраивании домбры важную роль играет подставка - от её положения (ближе или дальше от грифа) зависит звучание инструмента. У большинства домбр квартовый строй - первая струна настраивается на ноту ля малой октавы, вторая - на ноту ре первой октавы - такие домбры называются домбрами-секундами.

1.3. Этимология названия

Этимологии слова домбра посвящено немало исследований. К примеру, известный тюрколог Э.Р. Тенишев в «Сравнительно-исторической грамматике тюркских языков» отмечает, что слово domra происходит из иранского языка. В учебном пособии «Казахская музыкальная терминология» приводится обзор мнений ученых об этимологии слова домбыра. Так, А. Жубанов полагает, что слово домбыра происходит от арабских слов дунба и бурээ - «курдюк ягненка». Название дано по внешнему виду инструмента: его овальный корпус напоминает бараний курдюк. К. Жузбасов считает, что лексема домбыра состоит из двух слов - дем и беру - «дать дыхание», «воодушевлять», «побуждать к деятельности», тесно связанных с музыкальным исполнительством. По мнению С.С. Джансеитовой, этимология слова домбыра связана с фоносемантическим материалом. Она пишет: «В казахском языке от звукоизобразительной формы дом-, доң-, дуң- образуются производные даңрыр - «звон», «шум», «гомон», «громыхание»; даңрыра - «вид ударного инструмента», «громыхать», «звенеть», «шуметь»; дуңгIр - «глухой звук домбры»; дIңгIр -«низкий звук домбры». Общим для всех названий с данным значением является сонорный -ң. Употребление именно этого согласного в звукоизобразительных словах, обозначающего звонкое, резонирующие звучание, объясняется образованием носоглоточного резонатора, создающего ощущение мягкой вибрации, гулкого звона.»

В монгольских лексикографических трудах слово домбр встречается с середины двадцатого века. Так, словосочетание хасаг товшуур, букв. «казахский товшуур» переводится как домбра, думбра. По определяющему компоненту хасаг - «казахский» можно определить, кому принадлежит рассматриваемый инструмент. В данном словаре перечислены разные виды домбров, различающиеся по диапазону: бяцхан доомбор - «домбра пикколо», эрдүү доомбор - «домбра альтовая», цээл доомбор - «домбра теноровая», аргил доомбор - «домбра басовая», ахмад доомбор - «домбра контрабасовая».

В «Калмыцко-русском словаре» А. М. Позднеева, а также в других словарях домбор (домбр) переводится как «балалайка». В данном случае также слово «балалайка» не является точным переводом слова домбр; речь идет о двух разных музыкальных инструментах. Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет корпус треугольной формы, три струны. Домбра же - калмыцкий народный струнный щипковый инструмент, имеет корпус грушевидной или треугольной формы, две струны.

1.4. Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды.

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет. Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же было выжжено отверстие посередине и остались только две струны.

Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Прекрасная музыка домбры донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный хан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие — след расплавленного свинца.

Во времена "Четырех ойратов" среди национальных инструментов - товшур, хучир, мёрн-хуур и др. - стал выделяться инструмент, похожий на летящую боевую стрелу с оперением. Именно она прочертила, повторила судьбу ойратов. Две струны, как след от тележьего обоза, доехавшего до нужной страны. Семь ладов, как семь прекрасных побед над недругами. Три угла корпуса домбры, как три нутуга, нашедших вольные пастбища на волжских берегах. И, наконец, наконечник стрелы, похожий на бамб-цецг, тюльпан. Это была домбра, похожая на девушку с протянутой к солнцу рукой, на ладони которой блестят две жемчужины...

1.5. Игра на домбре

Существует множество исполнительских техник при игре на домбре. Чаще всего звук извлекается ударами кисти руки по струнам. При этом участвуют все пять пальцев руки. Исполнители владеют ударами по струнам в одну или две стороны, по одной струне или по двум. Так же играют двумя пальцами - указательным и большим, или одним - только большим. Ритм и комбинация техник зависят от исполняемого произведения. Струны прижимаются к грифу пятью пальцами. Гриф лежит между большим и указательным пальцем. Благодаря своей малой широте, на первой струне можно играть не только большим, но и всеми остальными пальцами руки. На современных домбрах примерно 21 лад. Порожки, разделяющие лады, изготавливаются из железа, нейлона. Раньше изготавливались из жил животных.

Игре на домбре обучают в музыкальных школах, училищах, как игре на народном музыкальном инструменте. Там же формируют детские ансамбли, оркестры, участвующие в местных и иногородних музыкальных конкурсах. В Калмыкии существует Национальный Оркестр, в котором большая часть музыкантов - домбристы. На домбре возможно исполнение произведений многих стилей - от народных песен до классики, несмотря на наличие только двух струн. Многие народные калмыцкие танцы исполняются под аккомпанемент домбры, такие как Чичирдык, Ишкимдык. Народные песни также поются под домбру - Шарка-Барка, Цаган Сар, Деляш. Вы заметили, что игру на домбре никогда не начинают громко. Постепенно, чуть стягивая или ослабляя струны, плавным передвижением пальцев по ладам музыкант находит нужную тональность и начинает играть мелодию. Ут дун (протяжная), саатулын дун (колыбельная), уйhн дун (лирическая), келдг дун (быстрая). Все подвластно домбре.

В настоящее время традиционная культура Калмыкии стала угасать. Мастеров по изготовлению домбр в республике всего два. С целью поддержки развития народной культуры в обществе - в частности среди молодёжи - администрация города Элиста летом 2015 года организовала выступление сводного оркестра домбристов. Дирижером оркестра был дирижер Национального Оркестра Республики Калмыкия, Савр Катаев. Исполнителей собирали со всей республики в течение двух месяцев. В итоге, на площади перед Хурулом собралось 330 домбристов (изначально предполагалось 300 человек). Часть музыкантов была представлена взрослыми специалистами, но большая часть - детьми, учениками музыкальных школ. Это дало надежду на то, что молодая часть населения будет развивать и поддерживать народные традиции и культуру. На концерте присутствовал главный лама Калмыкии - Тэло Тулку Ринпоче. Исполнялись домбровые наигрыши из народных мелодий, первая глава эпоса «Джангар», произведение «Зелёная Тара», посвященное буддистскому божеству, произведение «Ур Сар», посвященное буддистскому празднику. Также в сводном оркестре играли другие калмыцкие народные инструменты - бииве, цур, цанг и другие. Все музыканты были одеты в национальные костюмы разнообразной расцветки (см. рис. 4, 5).

1.6. Биография преподавателя калмыцкой домбры Бюрчеевой Юлии Викторовны

Бюрчеева Юлия Викторовна родилась в 1976 году в Элисте, училась в музыкальной школе №2 (ныне Детская школа искусств №2) по классу калмыцкой домбры у Дохаевой Любовь Тюрбеевны с 1985 по 1990 год. В 1993 году поступила в Училище искусств на отделение калмыцких народных инструментов по двум специальностям: калмыцкая домбра и хучир. По калмыцкой домбре остался тот же педагог, хучир преподавали два педагога - Та Намуцзиле и Цевелма Багш. С 1995 по 1997 год проходила стажировку в Монголии в музыкальном училище в городе Улан Батор. Высшее образование получила в Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова по классу хучир. Педагог - народный артист Татарстана, профессор, руководитель государственного струнного квартета Монасыпов Шамиль Хамитович. В 2002 году пришла работать в Училище искусств, параллельно преподавая в Детской музыкальной школе №1 имени Санджи-Гаря Дорджина. В 2011 году становится заведующей отделением калмыцких народных инструментов в ДМШ№1, с 2015 года является заместителем директора по учебной части. В 2015 году Бюрчеева Ю.В. решением Администрации г. Элисты признана лучшим педагогом дополнительного образования. За годы работы в школе выпустила 14 человек, их них - шесть с красным дипломом. Из них же восемь стали лауреатами международных, республиканских и всероссийских конкурсов. Один из выпускников - Горяев Чингис стал лауреатом премии Главы Республики Калмыкия и лауреатом премии Администрации города Элисты. Бюрчеева Юлия Викторовна является автором методических работ, программ, переложений для калмыцкой домбры и хучира.

Предоставив данную биографию, я хотела показать, что в настоящее время есть специалисты в игре на домбре и обучение игре на этом инструменте не останавливается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большую роль в народном искусстве республики играет инструментальное и песенно-инструментальное творчество. В течение длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество, а вместе с ним переживали свою историю и музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных и самых любимых народом инструментом является домбра.

Калмыцкая домбра - инструмент с действительно длинной историей, собственной исполнительской техникой и нелёгкой судьбой. Перенеся на себе холодные годы в Сибири, она вернулась в родные степи и снова звонко заиграла, даруя радость и счастье слушателям. У жителей Монголии, Казахстана, Калмыкии общие предки. В Монголии и Казахстане есть родственные домбре инструменты, имеющие отличающиеся названия - товшур, домбыра и так далее. Следовательно, домбра - инструмент далёких предков калмыков. Доказательством тому служит факт, что древний калмыцкий эпос «Джангар» рассказывают джангарчи, аккомпанируя себе игрой на домбре. В 2015 году эпосу «Джангар» исполнилось 575 лет, поэтому можно предположить, что домбре не менее пяти веков.

Домбра - струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра имеет корпус грушевидной или треугольной формы, две струны. Домбра считается народным инструментом у казахов, калмыков и других народов. Этимологии слова домбра посвящено немало исследований.

О домбре и её происхождении существуют легенды, так или иначе раскрывающие ее значимость для калмыков и калмыцкой культуры.

Существует множество исполнительских техник при игре на домбре. Ритм и комбинация техник зависят от исполняемого произведения. Игре на домбре обучают в музыкальных школах, училищах, как игре на народном музыкальном инструменте. Там же формируют детские ансамбли, оркестры, участвующие в местных и иногородних музыкальных конкурсах. С целью поддержки развития народной культуры в обществе, в частности - среди молодёжи, администрация города Элисты летом 2015 года организовала выступление сводного оркестра домбристов Республики Калмыкия, который объединил 300 исполнителей из разных уголков региона. Это дало надежду на то, что молодая часть населения будет развивать и поддерживать народные традиции и культуру.

Таким образом, родившись на западе Монголии, повторив судьбу ойратов, пройдя путь из Джунгарии до Волги, побывав в войнах, разрухах, репрессиях, домбра сохранила свое лицо. А наша задача - сохранить домбру.

Краткий словарь калмыцких музыкальных терминов

Товшу́р - разновидность двухструнной шейковой лютни, один из старшейших калмыцких народных инструментов.

Хучи́р - смычковый двухструнный инструмент сопранового регистра. Смычок изготавливается из ветки акации, ивы и конских волос, две пряди волос продеваются между струнами и смычок водится сразу по двум струнам.

Мёрн - хуу́р - двухструнный смычковый инструмент. Звук извлекается дугообразным смычком из акации или ивы.

Бииве́ - флейтовый инструмент, вид - поперечная флейта. Изготовляется из бабмука, камыша. В настоящее время мало распространён в Калмыкии.

Цур - флейтовый инструмент, вид - продольная флейта. Изготовляется из дерева. В старину цур бытовал у чабанов, пастухов.

Цанг - ударный инструмент. Металлические тарелки, представляющие собой диски. При игре цанги держат за специальные ремешки. Цанги имеют низкий звук, сильную шумовую волну.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.

    Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.

    Борлыкова Б.Х. Калмыцкая музыкальная терминология. Элиста, 2009.

    Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии. Москва, 1980.

    Луганский Н.Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. Элиста, 1987.

    Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Строение домбры

Рис. 2. Домбра с корпусом грушевидной формы

Рис. 3. Домбра с корпусом треугольной формы

Рис. 4. Выступление сводного оркестра домбристов Республики Калмыкия (июнь 2015г.)

Рис. 5. Сводный оркестр домбристов Республики Калмыкия

сайт узнал, что значит этот инструмент для казахского народа и какая у него история. А также что связывает Президента Нурсултана Назарбаева с национальным инструментом. Фото и видео с участием Главы государства предоставлены пресс-службой Акорды.

Как появилась домбра?

Родственников у казахской домбры много, это и русская домра, и узбекская думбыра, и башкирская думбыра. Точно сказать, как и когда появился казахский национальный инструмент, невозможно. Но исследователи уверены в одном: это предмет с богатой историей. Археологические находки свидетельствуют, что прототип домбры появился более 4000 лет назад.

В качестве доказательства приводят наскальную живопись, найденную на плато Майтобе в 1989 году. На рисунке изображён музыкальный инструмент, похожий по форме на домбру, и танцующие люди. Археолог Кемаль Акишев отнёс находку к эпохе неолита.

Наскальная живопись / Фото с сайта abai.kz

Сакские племена тоже играли на инструменте, очень схожем с домброй. Во время раскопок Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. Находили описание этого инструмента и у куманов (европейское название кипчаков). Любили домбру и племена гуннов. До наших дней дошли даже их кюи: "Кеңес", "Сары өзен", "Шұбар ат".

Абу Насыр аль-Фараби в своих трудах так описывал тамбур: инструмент, очень похожий на домбру.

Есть, конечно, и красивые легенды происхождения инструмента. По одной из них на Алтае жили два брата-великана. Младший очень любил играть на своей домбре. И только он начинал играть, забывал обо всём на свете. Старший же был очень тщеславным. Захотелось ему прославиться, построив мост через реку. Стал он собирать камни и возводить мост. Старший - работает, младший - играет. День прошёл, второй, третий. Не спешит на помощь музыкант к брату. Разозлился тогда старший, выхватил домбру и ударил её о скалу. Смолкла музыка, но остался на камне отпечаток. Через много лет люди нашли этот отпечаток, стали по его подобию изготавливать новые домбры - музыка зазвучала вновь.

Другая легенда гласит, что у Чингисхана на охоте погиб любимый сын Джучи, слуги не знали, как об этом сообщить своему правителю, и привели к нему музыканта. Тот не сказал ни слова, просто сыграл на домбре кюй "Аксак кулан". Хан всё понял и велел казнить домбру. С тех пор на инструменте появилось отверстие - след от расплавленного свинца.

Ещё одна интерпретация предыдущей истории не обошлась без любовной составляющей. Раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия. Этим инструментом виртуозно владел джигит Кежендык. И вот он влюбился в дочь местного хана. Хан пригласил джигита к себе в юрту и приказал доказать любовь к своей дочери. Кежендык стал играть. Играл он долго и красиво. И пел не только о любви. Исполнил он песни о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал вылить на домбру свинец. Тогда-то и появилось отверстие и осталось всего две струны.

В красивых легендах есть доля правды. Этот щипковый инструмент как никто другой может передать звучание казахской степи, ветра, шевелящего ковыль, гор, упирающихся в небеса, облаков, уносящихся вдаль. Кюй красиво может напеть о прекрасном, а айтыс хлёстко ударить, напомнив о самых низменных качествах, после которых героям точно захочется залить инструмент свинцом. Не зря смелых акынов ценили во все времена. Музыка могла сказать о том, о чём боялись сказать сами люди. В состязании айтыскеров некоторые вообще видят прародителей современных рэп-батлов.

Для казахского народа домбра имеет особую историческую ценность. Есть даже поговорка:

"Нағыз қазақ - қазақ емес, нағыз қазақ -домбыра!" ("Настоящий казах - это не сам казах, настоящий казах - домбра!" .

В 2010 году домбра попала в Книгу рекордов Гиннесса. В районном центре Толы Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая 10450 человек одновременно исполнили казахский кюй "Кенес".

Историческую ценность домбры признала и ЮНЕСКО. В 2014 году в список наследия организация включила казахский кюй, домбру и юрту.

Путь к электроинструменту

Кочевники делали домбру из того, что было под рукой, и практически из любого материала: дерева, камыша, кожи, костей, рогов животных, конского волоса. Для струн использовали кишки козы или барана.

В более поздний период и в наши дни домбру изготавливают из крепкой древесины дуба, клёна. Причём искусствоведы разделяют два вида домбры: западную и восточную. Западная - это домбра больших размеров с овальным корпусом, похожим на грушу, и с тонким грифом. Специалисты отмечают, что у этого инструмента особый рокочущий звук и он насыщен переливами с низким тембром. Восточные домбры, напротив, очень мелодичны. Они имеют широкий корпус в виде лопаты и гриф у них короткий.

Создание домбры - это особое мастерство, искусство, подвластное не каждому. Как будет звучать домбра, зависит от самой мелкой детали. Немаловажную роль играет порода дерева.

В 2012 году была создана электродомбра. Автор изобретения - Нуржан Тойшы, основатель необычной группы Aldaspan. Как рассказывает Нуржан в многочисленных интервью, идея создать такую домбру пришла к нему ещё в конце 80-х годов, но начать реализацию удалось только в 2009. А в 2012 появилась первая и единственная в мире группа, которая играет на электродомбре.

День домбры

Нурсултан Назарбаев ценит домбру и хорошо владеет инструментом. Он убеждён - и этому учил своих внуков, - что домбра - неотъемлемая часть истории, достояние казахского народа.

Нурсултан Назарбаев с внуками, 1992 г. / Фото пресс-службы Акорды

В январе 2002 года Президент сказал в интервью российскому журналу "Эхо планеты":

"Домбра - это чисто национальный инструмент. Чтобы его просто понимать, надо родиться казахом… Её звук совершенно необычный. Он как бы говорит о широких степях Казахстана, о наших горах, о наших предках, о нашей истории...".

Газета "Қазақ әдебиеті" в 2006 году также процитировала главу государства:

"Қолым қалт еткенде домбыраға қол созып, жыр жазатыным да сол бір арманшыл шақтан қалған жұқана да ("Привычка брать домбру в руки и писать песни сформировалась с мечтательных времён")".

Нурсултан Назарбаев не только мечтатель и поёт о высоких чувствах. Президент на одном из мероприятий сыграл на домбре и спел о жизни и о том, что уважение заслуживает тот, кто делает, а не тот, кто много болтает.

13 июня глава государства подписал Указ, согласно которому первое воскресенье июля в Казахстане учреждено как Национальный день домбры. В этот день по всей стране тысячи домбристов заиграют на народном инструменте.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?