Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Знаменитая третьяковская галерея. Государственная Третьяковская галерея The State Tretyakov Gallery

В данной статье вам будет представлена Третьяковская галерея. Картины с названиями «Богатыри», «Утро в сосновом лесу», «Грачи прилетели» известны не только в России, но и во многих других государствах.

Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по музею и рассмотрим семь наиболее известных картин этой выставки.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея. Картины с названиями «Утро в сосновом лесу», «Девочка с персиками» и прочие с детских лет известны многим. Этот музей хранит полотна лучших мастеров русского изобразительного искусства.

Он был создан купцом Третьяковым в 1856 году. Здесь хранятся иконы, живопись времен царской России, картины советской эпохи.

"Демон сидящий"

Итак, местом нашей экскурсии является Третьяковская галерея.

Картины с названиями «Богатыри», «Грачи прилетели» говорят сами за себя. Но наш следующий экспонат воспринимается по-разному, в зависимости от того, знаете вы его название или нет.

Если к полотну подойдет человек, мало разбирающийся в живописи, он увидит атлетически сложенного юношу, сидящего возле скалы. Но когда зритель узнает, что это демон, восприятие изменяется кардинально.

Хотя сам Михаил Врубель говорил, что образ его героя не подразумевает ничего злого. Это страдающий, скорбный и одновременно величавый дух.

Примечательно, что при создании была использована техника письма мастихионом. Это нанесение красок с помощью тонкой металлической пластины. Подобные манипуляции создают эффект мозаики.

"Иван Грозный"

Много сюрпризов для новичков хранит в себе Третьяковская галерея. Картины с названиями миролюбивыми и радостными пейзажами внезапно прерываются жестокой и кровавой сценой. Сейчас речь пойдет о трагическом полотне Ильи Репина.

Искусствоведы часто при анализе творчества того или иного художника задумываются о мотивах, подвигнувших мвстера на написание картины. Если, не зная реальной истории, задаться таким вопросом относительно полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», можно домыслить много вещей.

На самом деле Илья Репин написал ее, будучи под впечатлением от симфонической сюиты «Антар» Римского-Корсакова. Звуки этой мелодии стали катализатором для прежних порывов, которые возникли у художника во время путешествия по Западной Европе. Там он был поражен зрелищем на Подобное «кровавое» настроение и выразилось в этой трагической сцене.

На картине царь постепенно отходит от гнева и осознает, что только что смертельно ранил своего ребенка.

"Девочка с персиками"

Многие знаменитые картины Третьяковской галереи являются пейзажами или эпичными изображениями мифичных героев. Наш следующий экспонат - это всего лишь портрет.

На нем видна часть комнаты, стол, стулья, окна, девочка и персики. Да, это одна из самых известных композиций Валентина Серова «Девочка с персиками». Нужно сказать, что данный шедевр дался автору достаточно трудно. Сложность заключалась в вопросе, не связанном с живописью.

Ребенок на картине - дочь известного московского мецената Саввы Мамонтова, Вера. Главной проблемой было уговорить сидеть непоседливую девочку по несколько часов в день. Работа над шедевром длилась почти месяц.

Вторая особенность заключается в персиках. Это не привозные фрукты. Их принесли из сада, в котором работал мастер садоводства. Этот человек добивался того, что первый раз деревья в цвели в феврале, а ранний урожай собирали в июне.

"Богатыри"

В данной статье мы рассматриваем знаменитые картины Третьяковской галереи. Но если говорить о нашем следующем шедевре, то невозможно не упомянуть о «сказочности» творчества Виктора Васнецова.

Большую часть жизни художник посвятил работе над эпическими образами русского фольклора. Его кисти принадлежат «Аленушка», «Богатырский скок», «Витязь на распутье» и прочие шедевры.

Но наиболее грандиозным из всех является полотно «Богатыри». Сам автор описывает его сюжет следующим образом. Витязи выехали в чисто поле и наблюдают, не обижают ли кого, нет ли врага поблизости?

На картине изображены Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. О том, кто стал прототипом лиц богатырей для Васнецова, ходит интересная история.

Автор долго не мог найти подходящее лицо, чтобы оно отражало доброту и силу витязя Ильи Муромца. Однажды он увидел на улице Москвы крестьянина, приехавшего на заработки. Мужика звали Так, благодаря счастливой случайности, крестьянин остался запечатлен в веках.

В образе Добрыни Васнецов показал себя. Для подтверждения достаточно сравнить «Богатырей» с любым из его автопортретов.

Таким образом, картины художников в Третьяковской галерее отражают различные грани русской души. От грусти и отчаяния («Апофеоз войны») до радостной легкости («Утро в сосновом лесу») и щемящего чувства ушедшего детства («Грачи прилетели»).

Апофеоз войны

Если говорить про самые знаменитые картины Третьяковской галереи, невозможно обойти вниманием полотно

На нем изображена безжизненная пустошь с мертвым и разрушенным городом на горизонте. На первом плане находится гора из человеческих черепов, на которых пирует воронье. Таким способом Василий показал обществу весь ужас и трагизм сражений.

Картина «Апофеоз войны», в отличие от остальных батальных полотен, изображает не бравых воинов, храбрых полководцев и красивых коней. Здесь нет залпов оружий, удалых взглядов и показной радости победы.

Находясь рядом с шедевром, зритель попадает совершенно в другую реальность. Словно пелена спадает с глаз, и взору открывается истинное лицо сражений. Только разруха и отчаяние.

Подобный шедевр стал отражением жизненного опыта художника, так как он провел не один месяц в военных походах.

Утро в сосновом лесу

В данной статье мы кратко обсуждаем наиболее Третьяковской галереи. Без сомнения, к таким относится полотно Ивана Шишкина. Раньше особенно популярны были ковры и репродукции «Утра в сосновом лесу».

С этим полотном связана интересная история. Шишкин был мастером в вырисовывании мельчайших деталей флоры. То есть ему особенно удавались разнообразные пейзажи.

Представителей же животного мира он рисовал с трудом. Поэтому над «Утром в сосновом лесу» работало два мастера Иван Шишкин и Константин Савицкий (изобразил медведей).

Впоследствии, когда картину продавали, Иван предложил Константину тоже поставить на ней автограф. Но коллекционер сказал, что приобрел полотно у Шишкина, а Савицкого никакого не знает. Поэтому сегодня на шедевре стоит только одна подпись.

Грачи

Если говорить про самые известные картины Третьяковской галереи, невозможно не упомянуть про полотно «Грачи прилетели». В России, наверное, нет ни одного школьника, который не писал бы о нем сочинение.

Картина поражает своей жизнерадостностью, предвестием весны. Она наполнена каким-то щемящим чувством утраченного счастья детских лет.

Впечатляет история художника. Мальчика отец нехотя отпустил учиться, но вскоре он должен был оставить школу по семейным проблемам. Учитель Саврасова попросил московского обер-полицмейстера Лужина помочь ему.

Только благодаря этому Алексей смог продолжить учебу и стать именитым художником.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили о том, какие картины в Третьяковской галерее имеются, рассмотрели наиболее известные полотна некоторых русских художников.

Удачи вам, дорогие читатели! Путешествуйте чаще!

В самом конце девятнадцатого века карта Москвы обновилась, в связи с появлением на ней Государственной Третьяковской галереи. Долгое время копил свою коллекцию самых разных произведений искусства, основатель галереи. В 1982 году коллекция перешла из рук купца Павла Третьякова во владение города.

Конечно, нынешний состав галереи существенно изменился со дня ее основания: коллекция росла и обогащалась новыми экспонатами. В настоящий момент количество картин в Третьяковке давно перевалило за 7 тысяч.

Первые картины Третьяковской галереи

Началась легендарная коллекция за 26 лет до основания галереи с двух картин. В 1956 Павел Третьяков купил первые экспонаты будущей экспозиции: «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти В.Худякова и «Искушение» работы Н.Шильдера. Чуть позже ценитель русской живописи приобрел еще несколько произведений, которые известны нам как «Разносчик» В.Якоби , «Больной музыкант» М.Клодта , «Сбор вишен» И.Соколова , а также «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.Саврасова.

Самые известные картины Третьяковской галереи

Любитель русского искусства Третьяков оставил огромное количество картин соотечественников, но кроме них в галерее содержится и достаточное число всемирно известных произведений искусства.

Ночные пейзажи не были нонсенсом в живописи, тем более русской. Однако перевернула и поистине потрясла художественный мир картина Крамского «Русалки» , на которой Иван Крамской в сказочной манере добавил в привычный пейзаж русалок.

Одной из самых известных русских картин в теме сказок, бесспорно, является плод талантливых рук Виктора Васнецова картина «Богатыри» .

Техника рисования мастихином также представлена в этой коллекции. Михали Врубель и его «Демон сидящий» занимают почетное место в списке самых известных картин Третьяковки.

Конфеты «Мишка косолапый» по вкусу и взрослым и детишкам, и, конечно, все без исключения знают,что на обертке этих конфет нарисована картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Признанной поначалу только итальянскими критиками и совершенно отвергнутой на Родине, картиной «Явление Христа народу» Александр Иванов все же оставил неизгладимый след и истории русской живописи.

Слово «война» само по себе не вызывает никаких приятных ассоциаций, а, глядя на пресловутую картину «Апофеоз войны» , еще раз убеждаешься в ее бесполезности и ужасе. Василий Верещагин своим мастерством наполнил картину невероятно глубоким смыслом.

Школьная программа давно не представляется без полотна Алексея Саврасова .

Одним из самых печальный событий в истории России, конечно, считается Стрелецкая казнь. Василий Суриков удивительно реалистично и четко передает атмосферу происходившего на своей картине «Утро стрелецкой казни».

Церковный раскол семнадцатого века также вдохновил Василия Сурикова на написание картины. Одна из самых главных картин Третьяковки «Боярыня Морозова» помещает нас в те.

Не оставляет равнодушным картина, написанная с особенной любовью к городской жизни в конце 19 века. Василий Полено в и его «Московский дворик» помогают нам окунуться в атмосферу московской жизни.

Многочисленные посетители галереи никогда не проходят мимо «Верочки» - плода кисти Серова.

Особенно почетное место в экспозиции принадлежит портрету А.С.Пушкина , нарисованному Орестом Кипренским.

Буквально с первого дня прославилось полотно, написанное в 1832 году Карлом Брюлловым Картина «Всадница».

Датой основания знаменитой Третьяковки считается 1856 год. Собрание включает в себя более 170 полотен русских художников. Основатель галереи Павел Михайлович Третьяков стремился создать первый в истории России музей, где бы хранились произведения только отечественных мастеров. Спустя более сотни лет со дня открытия экспозиции можно с уверенностью сказать, что мечта предприимчивого купца и подлинного ценителя российского искусства сбылась.

Каждая из картин собрания уникальна по-своему. Но все эти полотна объединяет стремление воплотить подлинную русскую идею, раскрыть богатство русской души, отразить основные вехи российской истории и своеобразие менталитета народа.

Пройдем по залам Третьяковки…

Перечисляя , знатоки непременно вспоминают знаменитый «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», который был создан еще в 1797 году Владимиром Лукичом Боровиковским. Чувственная и невероятно женственная красота девушки ощущается в ее глубоком, будто направленном внутрь себя, взгляде, изящном повороте головы и нежной полуулыбке, едва коснувшейся сомкнутых губ. Сдержанный пейзаж выступает здесь фоном, оттеняя грациозность героини портрета. Этот прием использован художником в полном соответствии с особенностями сентиментализма - одного из основных течений живописи тех времен. Юная девушка, изображенная на полотне, скончалась в раннем возрасте, но портрет смог пронести сквозь века красоту ее лица и души.

Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» была написана в 1883 году. История этого портрета успела обрасти многочисленными легендами, основанными на том, что художник не оставил никаких достоверных сведений о прототипе своей героини. С полотна на зрителей гордо, но с толикой кокетства взирает изящно одетая восточная красавица. В образе читается безукоризненная утонченность - автор полотна явно любуется сдержанностью, грацией и неизбывной женственностью героини.

Картина «Утро в сосновом лесу» широко известна и под другим, неофициальным, названием - «Три медведя». Источник ошибки - обычная обертка конфет «Мишка косолапый», для оформления которой производители лакомства воспользовались идеей великого живописца Ивана Ивановича Шишкина. На самом деле на картине изображено четыре медведя, но на фантике поместилось всего трое. Но вернемся к полотну. Работа была написана автором в 1889 году с невероятной любовью к родной природе, ко всем чудесам растительного и животного мира. Сегодня часто можно увидеть живописные шедевры на фото высокого разрешения, так вот эта картина представляется совершенно реальной, искушенному зрителю даже кажется, что через мгновение станут слышны звуки леса. Эту картину любят и знают не только взрослые, но и дети.

Шедевр «Апофеоз войны» был создан Василием Васильевичем Верещагиным в 1871 году. Это произведение потрясает силой вложенной в него мысли о разрушительности любой воинственности. На раме полотна написано посвящение всем завоевателям, прошлым и будущим. Протест художника против войн, насилия и завоеваний сквозь века взывает к разуму человечества и одновременно с тем отсылает мольбу о пощаде. Все изображенное на картине символизирует смерть и разорение, пугая и завораживая безапелляционной однозначностью.

Полотно Михаила Александровича Врубеля «Демон сидящий» было создано в 1890 году. Картина стала частью иллюстраций к собранию сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова. Рукой великого мастера живописи создан образ не столько полной злобы, сколько страдающий и скорбный, но при этом, несомненно, величавый и властный. Последней работой художника стало вновь обращение к этой же теме: картина получила название «Демон поверженный», где герой находится на пороге собственной гибели.

Произведение Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею» датируется 1890 годом. Именно с этой картины и началась коллекция работ художника, посвященных Сергию Радонежскому. Основой для сюжета этого полотна стал эпизод из «Жития преподобного Сергия», написанного Епифанием Премудрым. Роль святого Сергия для становления и сплочения русского народа несомненна, а сама картина символизирует непоколебимую нравственность и чистоту, присущую русским людям и много веков спустя.

Шедевры Третьяковской галереи включают и картину «Грачи пролетели», которая была создана в 1871 году талантливым мастером Алексеем Кондратьевичем Саврасовым. Это полотно стало самым известным произведением художника. Каждая маленькая деталь картины пронизана бесконечной любовью творца к природе родного края, каждое движение его кисти передавало всю теплоту чувств Саврасова. Чуткий ценитель изобразительного искусства, глядя на этот шедевр, непременно чувствует едва уловимый запах оттаивающей земли, слышит потрескивание сухих веток, хлопанье птичьих крыльев и ощущает приближение весны шаг за шагом.

Истинным шедевром в наследии Николая Константиновича Рериха можно назвать картину «Заморские гости», созданную в 1901 году. Примечательно, что это полотно было написано художником в Париже, а приобрел впоследствии картину сам Николай Второй. Полотно входит в цикл картин «Начало Руси. Славяне». Перед зрителями разворачивается словно видение из прошлого: лица полустерты, а природные сюжеты раскрываются постепенно. Изумление и удивление заморских гостей варяжских племен прочитывается в самом взгляде художника на русскую природу.

Подборки картин великих мастеров в Третьяковской галерее

Илья Ефимович Репин

Живопись Ильи Ефимовича Репина широко представлена в галерее. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», известная широкой публике под названием «Иван Грозный убивает своего сына», считается одной из самых знаменитых работ этого художника. Полотно было создано в 1885 году. Образы, воплощенные мастером на холсте, потрясают и ошеломляют. Картина вызывает смешанные чувства, заставляя сопереживать происходящему вновь и вновь уже более века. Отчаяние, прозрение, горе, ужас и осознание всей тяжести произошедшего - все это изумляет зрителей, осматривающих легендарное полотно.

Картина Репина «Не ждали» широко известна во всем мире. Репродукции этого произведения мастера используются даже в школьных учебниках и хрестоматиях. Полотно датируется 1888 годом. Изображение пронизано множеством противоречивых чувств и эмоций, которые неизбежно возникают при возвращении ссыльного домой: страх и радость, отчаяние и восхищение. На главного героя устремлены взоры всех присутствующих, а в его глазах прочитывается ожидание, смешанное с напряжением. В следующее мгновение эта сцена приобретет черты определенности, однако художник оставляет продолжение истории на усмотрение зрителей. Насколько точно переданы жизненные события в этой живописной работе, показывают хранящиеся в музеях исторические фотографии, запечатлевшие аналогичные ситуации.

Виктор Михайлович Васнецов

Не будет большим преувеличением утверждение, что имя Виктора Михайловича Васнецова известно буквально в каждом уголке нашей планеты. Его картины, даже со сказочными сюжетами, кажутся настолько реальными, что зритель буквально слышит малейшие шорохи, которыми насыщено изображение, ощущает движение воды и легкое трепетание листьев.

Несомненным шедевром Третьяковской галереи является картина «Аленушка», написанная рукою великого мастера в 1881 году. Героиня - печально сидящая у пруда юная девушка, в глазах которой читается очень взрослая и отчаянная грусть. Создается впечатление, что сказка замерла на секунду, чтобы счастливо продолжиться в следующее мгновение. Этим полотном художнику удалось невероятно точно отразить неоднозначность русского характера.

В коллекции галереи представлена и еще одна своего рода легенда - работа «Три царевны подземного царства». Картина датируется 1881 годом. Основой сюжета стала известная в народе сказка о подземных царевнах. Художник сделал своих героинь олицетворением богатств русской земли: золота, меди и угля. Полотно насыщено разнообразными знаками и символами, которые можно трактовать по-разному. Однако ясно одно: в образах царевен воплотились характеры русских девушек.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» написана в 1889 году. В основу ее сюжета вновь легла русская народная сказка. Фольклорные мотивы тонко переплетаются с таким реальным страхом царевны, напряжением царевича и готовностью волка к самопожертвованию. Это полотно словно пропитано загадкой, чудом и душевной красотой персонажей.

Настоящим художественным достоянием, вне всякого сомнения, является картина «Богатыри» (распространенный вариант названия - «Три богатыря»), созданная в 1898 году. Для того периода характерно обращение к русскому фольклору, а Виктор Михайлович Васнецов нашел собственное видение народной культуры. Знаменитые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович предстают во всей своей телесной мощи и душевной силе: внушительные размеры холста только подчеркивают это ощущение. Картина создавалась на протяжении практически тридцати лет. Полотно дышит предчувствиями опасности, сама природа словно замерла в ожидании грозных событий. Однако поводов для беспокойства нет: храбрые и отважные фигуры богатырей вселяют уверенность в победе.

Василий Иванович Суриков

Картину «Утро стрелецкой казни» можно назвать несомненным шедевром, вышедшим из-под кисти Василия Ивановича Сурикова. Это полотно датируется 1881 годом. Глазам зрителей предстает масштабное изображение исторических событий, созданное рукой настоящего мастера. Примечательно, что эта работа стала первым произведением Сурикова, представленным на суд широкой публики. Внимание на картине приковано к скрещенным взглядам стрельца с рыжей бородой и царя Петра: ненависть в глазах одного наталкивается на непримиримость взора другого. Словно обрезанный храм Покрова призван символизировать образ той Руси, которая была изменена Петром Первым.

Художественный талант Сурикова в полной мере воплотился в картине «Боярыня Морозова», написанной в 1887 году. Церковный раскол отразился на судьбе всего русского народа. На полотне художник не изобразил ни одного счастливого женского лица. Смеются и веселятся только беззаботные дети. Эмоции людей разнообразны, но все они искренние и неприкрытые. Прототип главной героини Сурикову найти было непросто, именно поэтому работа над картиной заняла четыре года. Ссыльная боярыня и ее крамольный жест благодаря великой силе искусства прорываются сквозь века, воздействуя на эмоции и мысли зрителя.

Валентин Александрович Серов

Искусство портрета - вот чему в основном посвятил свой талант Валентин Александрович Серов. Картина «Девочка с персиками», хранящаяся в Третьяковке, является одним из лучших творений мастера. Полотно это датируется 1887 годом, изначально его предполагалось назвать «Портрет В. М.». За этими инициалами скрывается дочь знаменитого русского мецената Верочка Мамонтова. Однако жизнерадостность, легкость, теплота и радость во взгляде и во всей позе героини полотна создали обобщенный образ самой юности. Именно поэтому картина и была впоследствии переименована.

В 1910 году Серов написал полотно «Похищение Европы». В этой работе античный сюжет получил кардинально новое воплощение, а сама картина стала последней для мастера. Сегодня посетители галереи могут увидеть вещественное послание художника своим потомкам. Европа и бык манят за собой в неизвестность, обещая показать зрителям нечто запретное и доселе неизвестное.

Третьяковская галерея - один из самых известных музеев в России, да и во всем мире. Обширная экспозиция охватывает период с одиннадцатого века и до сегодняшнего дня. Сложно представить, что Третьяковская галерея, залы которой стали отражением русского искусства от древности до современности, началась с частной коллекции.

Домашняя коллекция

Дом в Лаврушинском переулке Третьяковы приобрели в 1851 году. Глава семейства, Павел Михайлович, был удачливым бизнесменом, но при этом он был известным меценатом, вкладывал средства во многие благотворительные программы. Он был страстным коллекционером, собирал картины, скульптуры, иконы и прочие произведения искусства.

У него была глобальная цель - создать национальную галерею, а не просто музей. Началом коллекции стали десять картин, написанных голландскими мастерами. Изначально Третьяковская галерея, залы которой были открыты лишь для членов семьи и гостей, была в доме, где жили Третьяковы. Но коллекция очень быстро разрасталась, и места для демонстрации не хватало. При жизни владельца производились многочисленные перестройки. И еще при Павле Михайловиче у горожан появилась возможность посетить такое культурное заведение, как Третьяковская галерея. Залы расширялись, а экспозиция росла постоянно. О популярности музея говорит тот факт, что за первые четыре года ее посетители свыше 30 тысяч человек.

Спустя 40 лет после того, как было положено начало коллекции, передал ее в дар Москве. Собрание было дополнено произведениями искусства, хранящимися у второго брата, Сергея. Так появилась в Москве «Галерея Павла и Сергея Третьяковых». Еще один известный меценат Морозов передал шедевры Ренуара, Ван Гога, Моне. Несмотря на передачу городу, оба мецената продолжали пополнять коллекцию. После смерти Третьяковых весь дом в Лаврушинском переулке перешел в ведение города.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году попечителем и директором галереи был назначен И. Э. Грабарь. Он был не только талантливым художником, архитектором и историком искусств, но и организатором. Именно он провел колоссальную работу по систематизации коллекции. Он распределил полотна по историческим периодам, чтобы у посетителей была возможность проследить путь развития русского искусства. При нем же была основана и реставрационная мастерская. В конце года работы, висящие в зале Третьяковской галереи, были доступны для осмотра широкой публикой.

После революции все собрание было национализировано и передано молодой республике. Была создана «Государственная Третьяковская галерея», залы которой стали доступны для всех слоев населения. Коллекция значительно расширилась за счет объединения с другими музеями и передачей частных собраний, которые были национализированы в годы советской власти.

Во время войны музейные фонды были вывезены в Новосибирск. Фашисты бомбили столицу нещадно. Две фугасные бомбы в 1941 году угодили прямо в Третьяковку, нанеся существенный урон. Но уже на следующий год началось восстановление музея, и к 1944 году двери любимой жителями столицы галереи вновь распахнулись для посещения.

Залы Третьяковки

С самого основания галереи здание многократно перестраивалось. Возникали новые переходы и дополнительные помещения, чтобы коллекция представала во всей красе. На сегодняшний день экспозиция размещается в 106 залах. Большинство находится в здании в Лаврушинском переулке, там их 62. Также в комплекс входит музей-храм Св. Николая Чудотворца, мастерская-музей Голубкиной, дом-музей Васнецова и дом-музей Корина. Каждый зал в Третьяковской галерее - это возможность прикоснуться к искусству, увидеть гениальные шедевры. В коллекции хранится свыше 150 тысяч экспонатов, большинство из которых знакомы каждому с детства. Репродукции многих картин входили в школьные учебники всей страны. По этим картинам можно познавать Россию. Ведь море у нас, как на леса - как у Шишкина, природа, как у Левитана. Даже лучший портрет Пушкина, известный каждому школьнику, выставлен именно здесь.

Зал иконописи

В каждом уголке Третьяковки есть полотна, от которых захватывает дух. Но, пожалуй, один из самых таинственных залов - это зал иконописи. При передаче коллекции Павел Михайлович вместе с картинами передал и 62 иконы из своего собрания. Сейчас в музее их несколько сотен. Каждая из них отражает путь православия на русской земле. Среди них работы Рублева, Феофана Грека и других известных иконописцев. А в домовом храме Третьяковки выставлен один из самых почитаемых и древних образов - Владимирская Божья матерь. Ей уже больше 900 лет.

Экспозиция в Лаврушинском переулке

В здании в Лаврушинском переулке, со знаменитым Васнецовским фасадом, сосредоточена основная часть коллекции. В 62 залах, разделенных на 7 зон, в хронологическом порядке выставлены работы лучших мастеров России и не только. Как велика и разнообразна Третьяковская галерея. Описание залов заняло бы несколько томов печатного издания. Отправляясь на экскурсию, лучше выбрать конкретного художника или картину, которой посвятить основное время. Иначе знакомство с галерей будет очень поверхностным и неполным. Названия залов Третьяковской галереи соответствует выставленным в них коллекциям.

Так, древнерусское искусство представлено иконописью.

А в залах XVIII-XIX веков выставлены полотна великих мастеров Левицкого, Рокотова, Иванова, Брюллова. Для демонстрации картины Иванова «Явление Христа народу» была построено специальное помещение. А Рокотов прославился самым большим количеством портретов неизвестных. Ему было важно запечатлеть и передать на холсте черты и характер человека, но при этом он вовсе не обязательно должен был быть знаменитым. Из работ Брюллова можно отметить мастерски выполненную работу «Всадница», где юная девушка с поразительной грацией сидит верхом на великолепном жеребце.

Также захватывает внимание зал, где представлены работы художников второй половины XIX века. Здесь можно погрузиться в волшебный мир реалистичного искусства, где каждая деталь выполнена с поразительной тщательностью. В картинах Репина физически ощущается, как припекает солнышко на лужайке, как колышется каждый листочек от ветра. А «Три богатыря» Васнецова словно и сегодня защищают рубежи страны от непрошенных захватчиков. Кстати, здесь же можно увидеть и работы Васнецова-младшего.

Картины Сурикова «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» передают эмоциональный накал каждого участника тех событий. Здесь нет ни одного равнодушного лица или случайного персонажа. Все прописано с достоверностью, поражающей воображение.

В разделе, отражающем живопись рубежа XIX-XX веков, представлены работы таких гениев, как Серов, Врубель, а также представителей Союза русских художников.

Сокровища русского искусства

Велика и разнообразна Третьяковская галерея. Залы, картины, скульптуры, графика не оставят равнодушным никого. Отдельной частью экспозиции является «Сокровищница», где выставлены предметы из драгоценных металлов и самоцветов. Тонкая работа ювелиров завораживает.

Графика

Отдельный зал посвящен графическому искусству. Все работы, представленные в этой технике, очень боятся света, это хрупкие творения. Поэтому для их демонстрации смонтировано специальное освещение, слегка приглушенное. Здесь выставлено крупнейшее собрание русской графики. А еще небольшая, но не менее ценная коллекция портерной миниатюры.

Современное искусство

В здании на относящемуся к Третьяковке, представлено искусство начиная с советского периода и до наших дней. Посетители с интересом наблюдают, как идеология влияет на художника.

Залы мастеров

В собрании есть единичные работы, а есть и целые коллекции картин одного мастера. Зал, посвященный художнику в Третьяковской галерее, вмещает только его работы разных периодов. Таковой являтся экспозиция работ Шишкина. Но и другие мастера кисти удостоились подобной чести.

С момента своего открытия Третьяковка стала богатейшим собранием живописи и предметов искусства. Даже Русский музей, созданный на государственном уровне, проигрывал по популярности этому частному собранию.













































Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи - от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея – один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства.

Третьяковская галерея – из истории

Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа "…Третьяков по натуре и знаниям был ученый". Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».

В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств. Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.

В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.

В 1902-1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу - по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века - храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.

Третьяковская галерея - картины

Музей имеет множество залов. И в каждом можно найти шедевр искусства. Павел Михайлович высоко ценил творчество В.Г.Перова. В 1860-е годы были приобретены несколько его картин, в том числе «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка», а также портреты.

В коллекции появляются картины, отражающие русскую историю. Как любитель пейзажей он заказывает картины, в которых хотел видеть правду и поэзию жизни. Приобретаются и портреты, созданные К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, В.Г. Перовым. Создается портретная галерея композиторов, писателей, художников России – А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова, В.И. Даля и других известных деятелей искусства.

Третьяков поддерживал образованное в то время Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Многие картины были приобретены на этих выставках. В 1870-е годы Павел Третьяков приобрел такие известные картины как «Христос в пустыне» И.Н. Крамского и «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге. Одной из самых дорогостоящих приобретений Третьякова были работы В.В.Верещагина - коллекция туркестанских картин и этюдов. Позже коллекция пополняется картинами В.И. Сурикова и И.Е Репина, В.М. Васнецова и И.И. Шишкина, И.Н. Крамского и других известных мастеров. В Третьяковской галерее мы увидим работы Репина и Иванова, Куинджи и Брюллова, Крамского и многих других. Порадуются и ценители творчества Врубеля. Одним из самых обсуждаемых экспонатов является «Черный квадрат» Малевича.

Третьяковская галерея – информация для туристов

Для осмотра в музее развернуты экспозиции Древнерусского и Русского искусства, (18-20 вв.) и русской графики. Представлены также экспозиции «Сокровищница» и «Русский авангард», «Скульптура и графика 20 века» и собрание, посвященное Искусству 1930-х – начала 1950 годов и второй половины XX века. Кроме основного здания в Лаврушинском переулке, д.10 построен комплекс на Крымском валу. Здесь собраны работы, посвященные русскому искусству 20 века. Также здесь организуются выставки современного искусства. Третьяковке принадлежит музей-храм Святителя Николая и выставочный зал в Толмачах, музеи А.М.Васнецова и музей-мастерская скульптора А.С.Голубкиной, а также Дом-музей народного художника П.Д. Корина.

Заказать экскурсию можно в Экскурсионном бюро у главного входа музея. Продолжительность экскурсии 1 ч. 15 мин. - 1 ч. 30 мин.

Имя Павла Третьякова вписано в историю золотыми буквами. Третьяковская галерея в Москве – одна из жемчужин не только столицы, но и России в целом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?