Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие проблемы в произведении евгений онегин. А

Работа Александра Сергеевича Пушкина над произведением «Евгений Онегин» происходила в сложный для России период. Написание романа продолжалось восемь лет. За это время один правитель государства сменился другим, общество находилось в процессе переосмысления ключевых жизненных ценностей, изменялось мировоззрение и самого автора. Отсюда и следует то, что в произведении подняты многие важные нравственные вопросы.

Во-первых, Пушкин затронул тему поиска смысла существования людей. В романе мы можем наблюдать жизнь персонажей в динамике, путь их духовного становления. Некоторым героям удалось найти истину, распознать правильные идеалы, пройдя через испытания. Другие последовали по неверной дороге, расставив приоритеты ошибочно, но так и не поняв этого.

В светском обществе тех времен бытовали свои законы. Молодые люди не стремились сделать существование осмысленным. Они были заняты бессмысленной тратой родительских денег, праздным образом жизни, балами и развлечениями, постепенно деградируя, развращаясь, становясь похожими друг на друга. Чтобы заслужить признание среди окружающих, достаточно было следовать веяниям моды, хорошо танцевать, говорить по-французски, уметь галантно общаться. И все.

Во-вторых, в произведении прослеживается тема отношения к браку. Сначала молодежь, в том числе и Оненин, тяготится серьезными отношениями, считает семейную жизнь нудной, непривлекательной, бесперспективной. Вот и Евгений пренебрег чувствами юной Татьяны , выбрав свободу, а не любовь скромной провинциалки.

Лишь по прошествии времени стабильные отношения стали для главного героя желанными. Он хотел, страстно желал покоя, уюта, тепла, тихого семейного счастья, домашней жизни. Однако возможности для этого были безвозвратно упущены по его же вине. Если бы Онегин «созрел» вовремя, то мог не только стать счастливым сам, но и осчастливить романтичную Татьяну.

В-третьих, в романе присутствует тема дружбы. Светские молодые люди абсолютно не способны на преданные и настоящие дружеские отношения. Все они просто приятели, поддерживают общение «от делать нечего». Но помощи в сложной ситуации, поддержки, понимания от них ждать бессмысленно. Вот и Ленский с Онегиным вроде бы были добрыми друзьями, однако из-за какой-то глупости один убил другого.

В-четвертых, Пушкин упоминает вопрос долга и чести. Эту тему полностью раскрывает Татьяна Ларина. Она была, как и Евгений, дворянского происхождения, получила поверхностное воспитание в домашних условиях. Однако нравы света не повлияли на ее чистую и невинную душу. Она безумно любит Онегина, однако ставит свой долг перед мужем, хоть и нелюбимым, превыше всего. Даже страстная тирада героя не склонила ее поменять принятое решение.

Общество, погрязшее во лжи, лицемерии, ошибочных ориентирах, не может найти истинного смысла жизни, поэтому и не ценит ее. Евгений поставил светскую честь выше нравственного долга, убив романтичного приятеля. Подобное смещение идеалов выглядит абсурдным, но, увы, такова суровая действительность.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. Собы-тия 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное рус-ло. Произошла смена эпох: работа над ро-маном была начата еще при Александре I, а продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравствен-ные ориентиры резко изменились.

Прежде чем начать анализировать роман, необходимо отчетливо уяснить особеннос-ти жанра этого произведения. Жанр «Евге-ния Онегина» — лиро-эпический. Следова-тельно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой — рас-сказчик). Лирический сюжет в романе до-минирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев препод-носятся читателю сквозь призму авторско-го восприятия, авторской оценки.

Проблемы цели и смысла жизни — ключе-вые, центральные в романе, ведь в пере-ломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского вос-стания, в сознании людей происходит кар-динальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художни-ка — указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Луч-шие люди пушкинского, то есть декабрист-ского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых усло-виях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, кото-рое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставле-но на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в ро-мане течет так, что мы видим героев в ди-намике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах пере-живают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в ми-ре, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэто-му проявление сути человека в выборе воз-любленного, в характере чувства — важ-нейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступ-ления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свой-ственному «ветреной младости»), и к ис-тинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

...рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк «От-рывков из путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь — хозяйка,

Мои желания — покой...

То, что в юности казалось признаком огра-ниченности, духовной и умственной скуднос-ти, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в ко-ем случае нельзя заподозрить автора в хан-жестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистека-ет из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Любовь для автора и для его героини Та-тьяны Лариной — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необхо-димый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальнос-ти Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти неж-ной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом фор-мируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение све-та. Трагическая 6-я глава заканчивается ли-рическим отступлением: размышления ав-тора о возрастном рубеже, который он го-товится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели, не дать

...окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Общество неоднородно. От самого чело-века зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч-ших представителей света.

Образ «милых друзей», окружающих че-ловека в «мертвящем» «омуте света», появ-ляется в романе не случайно. Как карикату-рой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор ав-тора. Дружба без глубокой духовной общ-ности — лишь временный пустой союз. Не-возможна полноценная жизнь без бескоры-стной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современ-ного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в ис-полнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышления-ми об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не па-шет и не сеет. У него нет потребности в ра-боте. И образование Онегина, и его по-пытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это герои-ня совести. Появившись на страницах ро-мана 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, не-веста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Тать-яны смерть Ленского — трагедия. Она про-клинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувст-во долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Та-тьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Цен-ность жизни проверяется смертью. Траги-ческую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставле-ние его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравст-венного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба ре-альнее, — важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающе-го истинного смысла жизни, сама челове-ческая жизнь — ничто.

В основе системы образов романа лежит противопоставление Город - Деревня Противопоставлены главные персонажи: Онегин, представитель «русского байронизма», и Татьяна - воплощение национального идеала русской женщины. Это противопоставление уточняется линией Ленский - Ольга (романтик-мечтатель - обычная русская девушка). При этом возникает еще несколько параллелей: Онегин - Ленский (два типа романтика), Ленский - Автор (поэт-романтик и поэт-реалист), Онегин - Автор (два типа представителей русского культурного дворянства). «Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина , Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни столь необычного героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с Онегиным до начала сюжетного действия (I глава). Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека, родившегося «на брегах Невы», подробнейшим образом описывается его обычный день. Внешне насыщенная, жизнь светского человека оказывается однообразной, вертящейся по установленному кругу. Для человека заурядного все это выглядит нормально, но Онегин - личность неординарная. Ему присущи «мечтам невольная преданность, /Неподражательная странность / И резкий, охлажденный ум». Жизнь, в которой «завтра то же, что вчера», приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века», которой Пушкин находит четкое и емкое определение: Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу... Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», не случайно поражает именно его, воспитанного и выросшего в самом европейском городе России. Оторванность Онегина от национальной «почвы» - это одновременно и причина его хандры, и то, что лежит в основе очень важных следствий «болезни века». В деревне происходит встреча «русского европейца» и мечтательной русской девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое, сильное чувство. Эта встреча могла бы стать спасением для Онегина. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, ее смелый, отчаянный поступок, когда она первая призналась ему в любви, Онегин не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе-«проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, боящегося попасть в неловкую ситуацию, но главное - черствость и эгоизм. Такой становится человеческая душа, которую постигла преждевременная старость. Она не создана, как говорит сам Онегин, «для блаженства» семейной жизни. Это тоже одно из следствий болезни русского «байрониста». Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Для Татьяны это возможность найти родную душу в любимом человеке, а для Евгения - опасность утратить его бесценную свободу. В этом проявляется разница двух жизненных систем, сформированных в разных культурно-этических традициях. Онегин принадлежит к тому типу «современного героя», о котором так точно сказал Пушкин: Мы почитаем всех нулями, А единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны... Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть Ленского - вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было пережить все это, «проездиться по России», чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. Только тогда ему станет немного понятнее Татьяна с ее «русскою душою», с ее безупречным нравственным чувством. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который наконец осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества, где он прожил восемь лет, Онегин стал чужим, а родную душу он ищет в такой не похожей на всех здесь Татьяне. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Но огромная разница между Онегиным и Татьяной не исчезает так просто, проблема гораздо глубже и сложнее. В отличие от Татьяны Онегин, упоенный своей вновь обретенной способностью любить и страдать, не может понять, что любовь и эгоизм несовместимы, что нельзя жертвовать чувствами других людей. Обретет ли Онегин нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным - неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом? ...Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» - писал Белинский. Другим центральным персонажем романа является его главная героиня - Татьяна Ларина - «милый идеал» автора, с ней связаны представления поэта о русском национальном характере. Белинский говорил, что Пушкин «...первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину». Воспитанная в деревне Татьяна, «русская душою», впитала в себя русские обычаи, традиции, которые «хранили в жизни мирной» в семействе Лариных. Она с детства полюбила русскую природу, навсегда оставшуюся для нее родной; она восприняла всей душой те сказки, народные предания, которые ей поведала няня. Татьяна сохранила живую, кровную связь с той «почвой», народной основой, которую полностью утратил Онегин. При этом личности Онегина и Татьяны многое объединяет: умственная и нравственная неординарность, ощущение чуждости своей среде, порой острое чувство одиночества. Но если к Онегину Пушкин относится двойственно, то к Татьяне - с открытой симпатией. Пушкин наделил свою любимую героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой, «воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Татьяна с детства отличалась от своих сверстниц: круг подруг ее не привлекал, ей чужды были их шумные игры. Она любила народные сказки и «верила преданьям простонародной старины». Сны Татьяны наполнены традиционными фольклорными образами и символами (разъяренный медведь, чудища с рогами и страшными мордами). Но, как и все дворянские девушки той эпохи, Татьяна в то же время была воспитана на сентиментальных французских романах, где всегда действовал благородный герой, способный на глубокое чувство. Повстречав Онегина, она со всей силой своей искренней «русской души» не только полюбила его, но и поверила в то, что он и есть ее герой, что их, как в романах, ждет счастливый финал - семейный союз. Она решилась на очень смелый шаг - первой в письме признаться в своей любви. Ее письмо написано по-французски, потому что русский язык того времени еще не знал слов для выражения тончайших нюансов чувства, и Пушкин дает свой «перевод», ставший замечательным образцом любовного послания в русской поэзии. Но девушку ожидал страшный удар: герой повел себя совсем иначе, чем изображали романы, а его «проповедь» она с ужасом вспоминала даже много лет спустя - в Петербурге, будучи блестящей светской дамой. Татьяна - сильный человек, ей удается взять себя в руки и критически посмотреть на то, что произошло. Посетив дом Онегина, Татьяна читает его книги с целью понять, кого она так сильно полюбила, и не боится взглянуть правде в глаза ради истины, задаваясь вопросом: «Уж не пародия ли он?» Но сила Татьяны не только в этом: она способна, подстраиваясь под жизненные обстоятельства, меняться, не теряя себя. Выйдя по желанию матери замуж, Татьяна оказывается в высшем светском обществе, но столица не деформирует ее искреннюю, глубокую натуру. Это подчеркнуто и тем, как дается само описание замужней Татьяны - оно построено на отрицаниях типичных черт светского человека: Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех. Простота и естественность, присущие ей изначально, не исчезают, а лишь подчеркиваются в новой для нее среде: «Все тихо, просто было в ней». Нравственная сила Татьяны проявляется в финале романа. Пройдя через испытания и потрясения, Татьяна научилась быть сдержанной, ценить ту реальную жизнь, которая выпала не ее долю. Вот почему, пронеся через годы безответную любовь к Онегину, она, вновь встретившись с ним в Петербурге, отказывается от счастья, способного повлечь за собой беду для ее семьи, тяжело ранить мужа. Татьяна проявляет не только благоразумие, но и ответственность. Белинский справедливо заметил: «Татьяна - одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить лишь только раз». Она отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. Это, как сказал критик, повиновение «высшему закону - закону своей натуры, а ее натура- любовь и самоотвержение». В ее отказе - самоотверженность ради нравственной чистоты, верности долгу, искренности и определенности в отношениях, чего так не хватало женщине в светском обществе. Именно это позволило Пушкину назвать Татьяну «милым идеалом» и открыть этим образом длинную череду замечательных героинь русской литературы. Большую роль в романе играет и Владимир Ленский. Как и Онегин, он является представителем молодого русского дворянства, но это другой социально-психологический тип - юный романтик-мечтатель. Авторская оценка это героя весьма неоднозначна: в ней переплетается ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищение.Ленский наделен романтическим мироощущением, но не байронического типа, как Онегин. Он склонен к мечте, вере в идеалы, приводящей к разрыву с действительностью, что и явилось основой трагического финала - ранней гибели поэта. В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. Зато воображение заменяет ему реальность: жестокая шутка Евгения в глазах Ленского превращает бывшего друга в «искусителя», «коварного обольстителя», злодея. И не раздумывая, Ленский бросает вызов, хотя реального повода для дуэли нет, чтобы защитить святые для него понятия: любовь, честь, благородство. Пушкин иронизирует не над дуэлью, а над тем, что жажда героического порыва выражает себя в таком по существу наивном и нелепом поступке. Но можно ли осуждать за это совсем еще юного героя? Белинский, яростно боровшийся с идеализмом и романтизмом в литературе и в жизни, дает этому герою достаточно жесткую оценку: «В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер». Пушкин не столь категоричен, он оставляет своему герою два пути: возможность жить «для блага мира» или же, пережив юношеский романтизм, стать обычным заурядным помещиком. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «национальное и европейское», «город и деревня». История Татьяны во многом схожа с историей ее матери, и это не случайно: дети часто наследуют черты своих родителей. То, что Пушкин показал это - бесспорно, свидетельство реалистичности романа. В юности мать Татьяны была обычной московской барышней: Но ее против воли выдали замуж, и она была увезена в деревню. «Рвалась и плакала сначала, / С супругом чуть не развелась...» - но потом привыкла и, занявшись хозяйством и забыв старые столичные привычки, стала настоящей русской помещицей, простой, естественной, может, немного грубоватой: За время совместной жизни она привязалась к мужу и, когда он умер, искренне оплакивала его. Таким образом, можно заметить явные переклички в судьбах Татьяны и ее матери: обеим пришлось приспосабливаться к новой, нелегкой жизни в непривычной для них среде, и обе они после всех трудностей сохранили лучшее в себе. Мать Татьяны стала естественней и обрела семейное счастье, и дочь нашла свое место в свете, оставшись чистой и сильной натурой. Образ матери Татьяны помогает также и в раскрытии темы «Город и деревня». В деревне Ларина стала совсем иной благодаря заботам о семье, занятиям хозяйством, а ее московская кузина Алина ни капли не изменилась. При встрече давних подруг последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом, что свидетельствует о неизменности интересов московской кузины, ведь, по-видимому, никаких новых занятий у нее так и не появилось, что также явно говорит не в пользу городской жительницы. Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Ворон-ская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что .. .поверяют нараспев Сердечны тайны, тайны дев, Чужие и свои победы, Надежды, шалости, мечты. Но еще более важным для характеристики Татьяны является ее противопоставление младшей сестре - Ольге. Хотя воспитывались обе девушки в одной семье и в сходных условиях, они оказались очень разными. Тем самым Пушкин подчеркивает, что для формирования столь исключительного характера, как Татьяна, недостаточно только внешних обстоятельств, важны и особые качества натуры человека. Сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила... Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом, который противопоставлен портрету Татьяны: Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Это стандартный образ прекрасной девушки, ставший литературным шаблоном: «...любой роман / Возьмете и найдете верно / Ее портрет...». Ольга благосклонно принимает ухаживания Ленского, ко вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный» - вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Неудивительно, что она, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает; Другой увлек ее вниманье, Другой успел ее страданье Любовной лестью усыпить, Улан умел ее пленить Улан любил ее душою... Очень важным для создания образа национальной героини Татьяны оказывается ее сопоставление с няней Фи-липьевной и анализ их взаимоотношений. Пушкин показывает их душевное родство, удивительную внутреннюю близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия. Известно, что прототипом образа няни стала Арина Родионовна Яковлева, няня Пушкина. Она, как и няня Татьяны, была мастерица рассказывать народные сказки, мир которых оказал огромное влияние на формирование характера как русского национального поэта Пушкина, так и его героини Татьяны, воплощающей черты русской девушки. Вот почему для доверительной беседы о самом важном и сокровенном Татьяна избирает не подругу, сестру или даже мать, а свою няню. Девушка говорит с ней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще. Ведь судьба женщины-крестьянки совсем непохожа на то, что ожидает в жизни барышню из дворянского семейства. Из рассказа няни Фшшпьевны мы узнаем, как строилась жизнь в крестьянской семье: ...В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь. ...Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Как показал исследователь творчества Пушкина Ю.М. Лот-ман в комментариях к роману1, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки - грешная любовь к мужчине.

Историзм..?????????

В чем нравственно-филосовская проблематика романа "Евгений Онегин"? и получил лучший ответ

Ответ от Lisa[активный]
Анализируя роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» , В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина» .
Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много философско-нравственных проблем. Одна из них - проблема счастья и долга.
Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.
Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наруже, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал". И именно в эту особу влюбляется Онегин, надеясь, что он сможет вернуть в ней прежнюю Татьяну. Евгений пишет ей письмо с признанием в любви, но ответа не получает. Он постепенно чахнет и в конце концов решает выяснить все раз и навсегда. Вот в этот-то момент и происходит финальное объяснение.
Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.
Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.
Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина.
"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.
Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем нравственно-филосовская проблематика романа "Евгений Онегин"?

Ответ от Елена Жмарева [гуру]
Сложно сказать, страдал ли Пушкин таким наивным дидактизмом, какой ему приписывает Белинский. Бесполая Татьяна и демонический Онегин вполне в духе плакатного "неистового Виссариона"! "Привычка свыше нам дана, замена счастию она", "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел" - эти афоризмы иллюстрируют смену системы ценностей с течением жизни человека. То увлечение, которое могло заполнить жизнь 16-ти или 18-тилетней Татьяны, уже не кажется столь роковым замужней женщине, которая СПИТ с мужчиной и имеет представление об интимной стороне любви. С одной стороны - мимолетные встречи с Онегиным и неясные мечтания, с другой - положение в обществе и любящий муж. Так что это еще вопрос, что возобладало - ДОЛГ или простой ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, не отягощенный легковесными бреднями про "старое кладбище" и "шум ветвей над няней".

В романе есть своё внутреннее литературное время, и оно чётко соотносится с реальным историческим временем. Если проследить, ориентируясь на время романа, его события, связывая их с историей России, то можно сделать интересные наблюдения о замысле Пушкина и его реализации. Небезынтересно также сопоставить некоторые даты жизни Пушкина и его героя, чтобы убедиться в намерении писателя создать исторически достоверный портрет современника. При этом автор не уподобляет героя себе, сохраняя его индивидуальность и личность, заметив в главе первой:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Цель Пушкина в том, чтобы описать тип молодого русского дворянина первой четверти XIX века. Поэтому некоторые события совпадают или сопоставимы по времени. Онегин родился, по подсчётам исследователей, в 1795 году, поэтому, как и Пушкин, может считаться ровесником XIX века. Детские годы Онегина проходят в Петербурге недалеко от набережной реки Мойки и Летнего сада, куда водит гулять мальчика воспитатель-француз. После окончания лицея Пушкин некоторое время живёт в доме на Мойке, из окон которого были видны Михайловский замок и Летний сад. Культурная и бытовая атмосфера взросления Онегина, его образование показаны очень точно, например новые веяния в воспитании молодых дворян и перемены в образовании. Вспомним, француз-гувернёр «слегка за шалости бранил» подопечного или «учил его всему шутя», что говорит о ставших непопулярными наказаниях и о внедрявшейся манере обучения детей через игру.

Следующий этап жизни Онегина совпал с победой в войне и изгнанием Наполеона из России — Онегин выходит в высший свет. Молодой герой с головой погружается в «пёструю» и «однообразную» карусель светских увеселений, описание дней его жизни представляет собой исторически точную зарисовку времяпрепровождения молодых петербургских дворян 1819 года. Пушкин применяет выразительный художественный приём, изображая годы светской жизни Онегина (1812-1819) как один день, внутри которого, как в калейдоскопе, сменяют друг друга одни и те же блестящие и надоевшие события.

Отъезд Онегина в деревню пришёлся на 1819 год - в общественной жизни России этот год охарактеризовался активизацией деятельности тайных политических обществ и ростом напряжённости в государстве: наступали 1820-е годы — время движения декабристов, восстания и последующей политической реакции. Годы пребывания Онегина в деревне были для его поколения временем выбора политической ориентации и гражданской позиции. Поэтому Пушкин знакомит в деревне двадцатипятилетнего скептика Онегина и восемнадцатилетнего поэта-романтика Ленского, словно проверяя, кто из этих героев окажется более востребованным в современной России.

В 1820 году согласно внутренней хронологии романа состоялось знакомство Онегина и Татьяны, в произведении возникает тема любви, и таким образом историческая тема современного человека оказывается неразрывно связанной со способностью его души полюбить. В январе 1821 года в крещенские морозы состоялась дуэль Онегина и Ленского, сюжетные связи распались, и Онегин покидает деревню. Странствия Онегина по России, не вошедшие в окончательный вариант романа, должны были показать положение в стране перед трагическим событием — восстанием декабристов.

В Петербург Онегин возвращается осенью 1824 года. В апреле следующего года происходит финальное объяснение Татьяны и Онегина, после которого герои расстаются навсегда. Показательно, что Пушкин доводит повествование до 1825 года, оставляя художественное переосмысление исторических событий на будущее. Это объясняет, почему Пушкин уже после написания романа делает попытку дополнить его ярчайшими фактами современности и начинает писать так называемую главу десятую, в которой, судя по оставшимся фрагментам, задумывает создать поэтическую историю России первой четверти XIX века, однако по ряду причин, в том числе и цензурных, уничтожает написанное.

Проблематика романа "Евгений Онегин"

Основные темы романа — изображение современного человека, тема любви и тема России. Для характеристики личности Онегина использованы различные формулировки, однако они далеко не исчерпывают сложность его личности. Например, Онегина называют «страдающим эгоистом», отмечают в нём «преждевременную старость души», применяют к нему слова автора о современном герое:

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Это, безусловно, очень верная и тонкая характеристика Онегина, однако нужно и разглядеть в герое желание полной жизни и возможность возродиться к ней.

Отношения Татьяны и Онегина определяют всё развитие сюжета, и тема любви безусловно главная в романе. Возможно, странствия Онегина и не стали отдельной главой, потому что отсутствие в ней образа Татьяны нарушило бы цельность романа. Пушкин этим словно хочет сказать, что любовь не знает перерыва, потому и сюжет любви не может быть остановлен на время. Любовь между Татьяной и Онегиным не должна вызывать сомнения. Даже через много лет, отказывая Онегину, Татьяна говорит:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

Тема России объединяет Петербург, Москву и деревню; столичное и поместное дворянство; русскую природу. Главными же в романе стали типы героев, их характеры — Пушкин выводит образы двух молодых дворян, Онегина и Ленского, стараясь найти в них перспективу дальнейшего развития русского общества. Образ поместной барышни, а впоследствии княгини Татьяны Лариной является залогом здорового, нравственного женского начала в нации. Скрепляющей основные темы в романе стала тема «русской хандры».

Тема «русской хандры» в романе "Евгений Онегин"

Тема «русской хандры» появляется в романе в главе первой, проходит через весь роман и имеет свою композицию.

Вспомним главу первую: Онегин живёт, как и всё молодое поколение своего времени, в праздности и развлечениях. Казалось бы, такая судьба должна нравиться молодому человеку, ведь он богат, прекрасно принят в обществе, легко добивается успеха у женщин. Однако эпиграф к главе первой, взятый Пушкиным из стихотворения Вяземского «Первый снег», указывает на основную проблему, которой посвящена глава:

И жить торопится, и чувствовать спешит.

Пушкин с помощью эпиграфа поднимает важный жизненный и нравственный вопрос: здоровый ли образ жизни ведёт Онегин, успевает ли среди вечной спешки и погони за удовольствиями окрепнуть его душа? И как ответ на этот вопрос в сюжете романа намечается поворот: в разгаре наслаждения и неги герой испытывает страшную пустоту в душе, апатию и разочарование.

Пушкин различает «английский сплин» и «русскую хандру», желая этим сказать, что недуг Онегина носит исключительно национальный характер. Иными словами, «русская хандра» — это индивидуальное, социальное и национальное явление, которому в то время была подвержена значительная часть молодого поколения. В ней Пушкин видит главную проблему русского общества: «русская хандра» — это отсутствие смысла и цели существования, воли к жизни. Конечно, на появление хандры у Онегина подействовало пресыщение жизнью, но это не главная причина. В искренность состояния Онегина можно поверить, потому что у него, казалось бы, нет причин испытывать разочарование: он всегда будет богат, так как он «наследник всех своих родных», он благосклонно принят в обществе, будучи, по мнению света, «умён и очень мил», он «истинный гений» в любовных интригах.

Хандра поразила Онегина так сильно, что любая попытка преодолеть её заканчивалась неудачей: он не мог излить её, занимаясь сочинительством, не смог ничего узнать о ней, читая книги, и он довольствовался только меланхолическими прогулками и беседами с автором. Не освободился Онегин от хандры и после переезда в деревню. Пушкин вводит две ситуации испытания героя: испытание дружбой и испытание любовью. В эпизоде на именинах Татьяны Онегин бездумно обидел друга, малодушно принял вызов на дуэль и застрелил Ленского. Иллюстрацией темы «русской хандры» в романе стал эпиграф к главе шестой, взятый из сочинения итальянского поэта Петрарки: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно».

Между тем этот трагический исход стал кульминацией темы «русской хандры» в романе, поскольку герой не мог оставаться равнодушным к совершённому преступлению. Прежнее равнодушие и апатия сменились беспокойством и невозможностью долго быть на одном месте и в результате отъездом из деревни. Герой становится странником, тем самым воплощая мотив странничества, столь важный в русской литературе. Развязка темы «русской хандры» наступила в главе восьмой, когда душа Онегина открылась любви, и он начал преображаться как личность, оживая вновь для жизни.

Конечно, любовь Онегина запоздала, и отказ Татьяны справедлив и нравствен. Пушкин оставляет Онегина одного, потому что теперь только сам герой может выбрать свой путь.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?