Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Волынщики шотландии. История шотландской волынки

Волынка… Звуки этого уникального инструмента неизменно вызывают образы зеленых склонов Шотландии, клетчатых юбок и сказочных замков. Большинство предполагает, что этот многозвучный инструмент имеет исконно шотландские корни. Однако историки ведут спор о том, где зародился этот уникальный инструмент.

Откуда звук?

Трудно определить время и место возникновения музыкального инструмента - прародителя современной волынки. Историки говорят о Китае, Древней Греции и Риме. Упоминания об инструменте можно найти на каменных плитах за несколько столетий до рождества Иисуса Христа. Волынка - это загадочный инструмент, который можно найти в истории стран Европы и Азии. Никто точно не может определить, когда же инструмент стал традиционным для Шотландии.

Предположительно волынку привезли с собой римляне, у которых в войсках были волынщики. По имеющимся историческим данным, любил звуки волынки и сам умел играть на инструменте. Но еще до императора Нерона волынка упоминалась в стихах Вергилия. В настоящее время невозможно определить достоверно, была она привезена или римляне воспользовались имеющимся в стране инструментом. Волынка - музыкальный инструмент с многонациональными корнями, каждый из которых наложил отпечаток на ее звучание. Каким бы способом она ни попала в Шотландию, там она была несколько видоизменена и стала именно тем инструментом, каким мы привыкли ее видеть.

Изготовление инструмента

Традиционно волынки являются инструментами ручной работы. Использование традиционных материалов все еще очень распространено, модернизация производства волынки привела лишь к усовершенствованию способа изготовления инструмента, а не к ухудшению или потере какого-либо важного качества.

Шотландская волынка с первых дней изготавливалась из болотного дуба, но затем стали использовать дерево лиственных пород из экзотических стран. Тональность звука волынки зависит от качества и типа используемой древесины. Интересно, что разные части волынки могут изготавливаться из разных видов древесины. При производстве инструмента учитывается также влажность климата страны, где она будет использоваться.

Например, бурдоны могут изготавливаться из черного дерева эбонита, что очень подходит для влажного и не подходит для сухих регионов США. Поэтому в большинстве случаев используют пластмассу для производства труб во избежание влияния климата.

Мешок волынки - важнейшая часть инструмента, которая традиционно изготавливается из овчины, но в разных странах мира материал варьируется. В США лося, а в Австралии - кенгуру.

Хорошая волынка всегда имеет не только части, которые отвечают за звук, но и украшения. В прежние временя шотландская волынка украшалась элементами из слоновой кости или бивней моржей. Но для сохранения этих видов животных украшения делают из рогов или искусственных материалов.

Волынка - это инструмент, состоящий из нескольких частей, поэтому она никогда не будет предметом массового производства. Традиционные способы производства всегда будут преобладать.

Музыка волынки

Волынка - это исторически очень важный инструмент для Великобритании. В звуках волынки отражались все события, происходящие в кланах Шотландии. Волынщики сочиняли музыку о радостях и горестях, битвах и победах.

Создание волынки, как и игра на ней, долгое время считалось прерогативой мужчин, т. к. некоторые модели имеют большой вес. Волынки могут быть маленького и большого размера, но любая имеет меховой мешок и пять трубок разного назначения. Есть через которую волынщик подает воздух в мешок. Еще три трубки, называемые бурдонами, создают неповторимый звук. Музыкант может передвигать их, менять высоту. Все это позволяет наслаждаться разными тонами и переливами волынки. Мелодия же создается трубкой чантер. Именно на ней есть отверстия, зажимая которые получают мотив музыки.

Звук волынки громкий, звучный. Его в Средние века использовали в качестве сигналов между кланами. А в настоящее время ее звучание хорошо сочетается с электронной и рок-музыкой. Волынка - это национальный инструмент, гармонично звучащий в современном мире.

Старинные звуки в современной обработке

В Великобритании есть много оркестров с волынками, например Британский военный оркестр. И даже сама королева каждое утро слушает восхитительные, незабываемые звуки.

Разнообразные звуки, которые способна издавать волынка, музыканты используют в современной музыке. Одно из лучших сочетаний - барабан и игра на волынке. Выступления в таком сочетании пробирают до дрожи. Концерты сводных оркестров Шотландии, которые выступают по всему миру, покоряют сердца своими музыкальными шедеврами.

Пользуются спросом волынщики на свадебных торжествах, банкетах и званых ужинах.

Единожды услышав, музыку волынки забыть не возможно. Она может нравиться или нет, но равнодушным не оставит никого.

– музыкальный инструмент, состоящий из двух или трех игральных труб и одной для наполнения меха воздухом, а также имеющий воздушный резервуар, который делают из кожи животных, в основном из телячьей или козьей шкуры. Трубка с боковыми отверстиями служит для наигрывания мелодии, а две другие для воспроизведения полифонического звучания.

История появления волынки

История волынки уходит в глубину веков, ее прообраз был известен еще в древней Индии. Этот музыкальный инструмент имеет множество разновидностей, которые встречаются в большинстве стран мира.

Имеются доказательства, что во времена язычества на Руси славяне широко использовали этот инструмент, особенно популярен он был среди военных. Воины Руси использовали этот инструмент для того, чтобы войти в боевой транс. Начиная со средневековья и по сей день, волынка, занимает достойное место в среде популярных инструментов Англии, Ирландии, Шотландии.

Где была изобретена волынка и кем конкретно, современной истории неизвестно. До сей поры ведутся научные споры на эту тему.

В Ирландии первые сведения о волынках датируются X веком. Они имеют подлинное подтверждение, так как были обнаружены камни с рисунками, на которых люди держали инструмент походивший на волынку. Есть и более поздние упоминания.

По одной из версий, инструмент похожий на волынку, был найден 3 тысячи лет до н.э., на месте раскопок древнего города Ур.
В литературных произведениях у древних греков, например, в поэмах Аристофана датированных 400 годом до н.э., тоже есть упоминания о волынке.
В Риме исходя из литературных источников времен правления Нерона, имеются доказательства существования и использования волынки. На ней, в те времена, играл «весь» простой народ, даже нищие могли себе это позволить. Этот инструмент пользовался широкой популярностью, и можно с полной уверенностью сказать, что игра на волынке была народным хобби. В подтверждение этого имеется множество доказательств в виде статуэток и различных литературных произведений того времени, которые хранятся в Мировых музеях, например, в Берлинском.

С течением времени упоминания о волынке постепенно исчезают из литературы и скульптуры, перемещаются ближе к северным территориям. То есть возникает не только перемещение самого инструмента территориально, но и по классовой принадлежности. В самом Риме волынку предадут забвению на несколько веков, но затем она снова возродится в IX веке, что будет отражено в литературных произведениях того времени.

Есть несколько предположений, что родиной волынки является Азия, из которой и пошло её распространение по всему миру. Но это остается лишь предположением, ведь не существует прямых или косвенных доказательств этому.

Также игра на волынке была приоритетна у народов Индии и Африки, причем в массовой форме среди низших каст, что актуально и по сей день.

В Европе XIV века множество произведений живописи и скульптуры запечатлеют образы, отражавшие реальное применение волынки и её различных вариантов. А во время войн, например в Англии, волынка вообще была признана видом оружия, так как служила для поднятия боевого духа воинам.

Но до сих пор нет ясности в том, как и откуда пришла волынка, а также кто её создал. Сведения, которые представлены в источниках литературы, во многом разнятся. Но в то же время дают нам общие представления, опираясь на которые, можно лишь с долей скепсиса строить предположения об истоках создания этого инструмента и его изобретателях. Ведь основная масса литературных источников противоречат друг другу, так как в одних источникам говорится, что родина волынки Азия, а в других — Европа. Становится понятно, что воссоздать исторические сведения можно лишь при проведении глубоких научных исследований в данном направлении.

История шотландской волынки

Шотландская волынка – самая популярная и узнаваемая волынка в мире. При упоминании о волынке или волынщике, как правило, в первую очередь представляется именно шотландский волынщик в клетчатом килте. Такой образ неразрывно связан с распространением шотландской культуры во всем мире.
Шотландская волынка и чертополох - символы этого маленького, но гордого государства с их девизом, отображающим одну из сторон национального характера шотландцев: «Nemo me impune lacessit» что в переводе с латыни обозначает: «Никто не тронет меня безнаказанным».
Волынка оказалась в Шотландии примерно в 13-14 веках.
К этому времени она была уже широко известна в городах Европы, Англии и Ирландии.
Появившись в городах Шотландской равнины (lowlands), волынка прочно вошла в жизнь людей. Волынщики - это менестрели, выступающие на всевозможных праздниках, ярмарках и свадьбах. В некоторых городах волынщики получают зарплату из казны города – одна из их функций утром и вечером проходить по городу, играя на волынке, возвещая о начале и конце рабочего дня. Искусство игры на волынке в Лоулэндс процветает вплоть до 1560 года, когда после шотландской реформации священство запрещает игру на многих музыкальных инструментах, включая волынку, объявив их дьявольскими.
В горной местности (Highlands) развитие волынки происходит несколько иным путем. Именно в хайландс волынка эволюционирует и становится национальным инструментом шотландских горцев. Любое действие, будь то праздник, свадьба, или битва сопровождается звуками волынки. Волынщик в клане очень ценится и имеет привилегии по отношению к другим членам клана, профессия же передается из поколения в поколение. Одни из самых известных наследственных волынщиков - МакКриммоны (McCrimmons). Они служили клану Маклеод из Данвегана (Macleod of Dunvegan). МакКриммоны открывают колледж на острове Скай и там обучают игре на волынке.
В 1746 году происходит историческая битва при Каллодене (battle of Culloden). Шотландцы выступают под предводительством Чарльза Эдуарда, в народе прозванного красавчиком Чарли. В основном это представители кланов и шотландское дворянство. Сражаясь за независимость Шотландии от Англии, они терпят сокрушительное поражение, и с этого момента для шотландцев начинаются темные времена. Правительство Англии, а именно Георг II принимает жестокие меры, направленные на уничтожение Гэльской культуры и искоренение клановой системы в Шотландии. Выходит закон, запрещающий шотландцам облачаться в килт. Также запрещается носить любое оружие, иметь при себе волынку и тем более играть на ней. За ослушание грозит ссылка и каторжные работы. На деле все происходит гораздо прозаичнее – английским патрульным дается приказ убивать местных жителей, одетых в национальную одежду.
Хуже всего приходится шотландцам, живущим далеко в горах – они просто ничего не знают про эти запреты. Некоторым же шотландцам просто не во что переодеться – имея всего лишь один килт, они не могут себе позволить никакой другой одежды.
Только в 1782 году гонения уменьшаются, и закон перестает действовать. Почти за полвека очень многое из музыкального и культурного наследия страны утеряно. Восстановление происходит по крупицам.
В 19-м веке шотландская волынка появляется в британской армии. Шотландские полки, участвующие в кампаниях проводимых Британской империей, сражаются под звуки шотландской волынки. Играя, волынщики идут первыми и ведут за собой солдат. Звуки волынки, летящие на несколько километров вперед, пугают и заставляют нервничать противников и ободряют наступающих шотландцев.
Но, будучи легкой мишенью, волынщики очень часто погибают.
Со временем выходит закон, по которому волынщики не должны идти впереди армии.
В наше время шотландская волынка получила колоссальное развитие во всем мире. Соединенные штаты Америки, Канада, Новая Зеландия и Австралия – во всех этих странах шотландская волынка нашла свой второй дом. Волынка была также удочерена и многими восточными и африканскими странами: Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Таиланд, Оман, Бахрейн, Иордания….Национальная музыка некоторых из этих стран была адаптирована для исполнения на шотландской волынке.
В России же волынка появилась сравнительно недавно и уже завоевала любовь публики. Волынку можно услышать на выступлениях не только музыкальных коллективов, исполняющих традиционную музыку Шотландии, но также групп, играющих в других жанрах – поп, рок, джаз. В 2008 году в Москве на Красной Площади состоялся первый фестиваль военных оркестров «Кремлевская Зоря». В нем приняли участие волынщики из многих стран мира. Сводный оркестр волынщиков и барабанщиков, состоящий из 350 музыкантов, исполнил традиционную шотландскую музыку, а в завершение выступления прозвучало попурри на русские народные песни.

При написании текста использовались материалы книг:
«Шотландия. Мистическая страна кельтов и друидов» Автор: Ирина Донскова
«The Clans, Septs and Regiments of the Scottish Highlands 1934» Авторы: Frank Adam, Thomas Innes
«The bagpipe: the history of a musical instrument»

Статья взята с сайта Евгения Лапекина

Что рисует вам ваше воображение, когда вы слышите звуки волынки? Чаще всего этот инструмент ассоциируется у нас с крупным мужчиной в килте, большим любителем скотча, с непонятным головным убором. В общем, с классическим шотландцем. Возможно, для кого-то является удивительным тот факт, что волынка – это вовсе не шотландский инструмент! На самом деле существует большое количество разновидностей этого инструмента, хотя, бесспорно, самой популярной сегодня является шотландская волынка под названием Great Highland Bagpipe.

Считается, что история волынки берет свое начало на Востоке. Очевидно, прообразом этого инструмента выступали духовые – предшественники гобоя или рожка. Многие музыканты в своих произведениях сочетают звуки волынки именно с этими инструментами. Первые упоминания о волынке датируются еще 400 годом до н.э. в письменных работах Аристофана. Однако нет никаких данных о том, кто именно решил добавить к духовым инструментам меха. Волынка значительно разнообразила звучание мелодий, поскольку в отличие от обычных подобных инструментов, для нее характерно бурдонное многоголосье.

Волынки изготавливают из воловьей, телячьей или козьей шкуры. Ее целиком снимают с животного, сшивают в виде бурдюка, к которому крепят трубку, чтобы наполнять меха воздухом. Внизу приделывают еще одну или несколько трубок, которые и создают своеобразное звучание.

До сих пор нет однозначного мнения по поводу того, когда именно и как волынка появилась в Англии. Некоторые полагают, что ее завезли римляне. Шотландская волынка существенно отличается от английской или ирландской. Она оснащена дополнительной духовой трубкой с восемью игровыми отверстиями, а так же трубкой, через которую вдувают воздух. Музыкант, играя на шотландской волынке, дует в одну трубку, после чего на нее нажимает локтем, чтобы переместить воздух в другую, издающую звуки. Интересно, что волынка настолько полюбилась шотландцам, что стала семейным инструментом, и каждая семья исполняла свои уникальные мелодии и на своеобразный манер. По расцветке ткани, которой она отделана, можно было определить ее принадлежность тем или иным владельцам.

В XII-XIII столетиях в разгар крестовых походов, волынка становилась все более известной и в европейских странах. Вообще, география распространения этого инструмента достаточно обширна. Волынка была уличным инструментом, и только с 17 века ее звучание можно было услышать в помещении.

А вот на Руси волынка не прижилась, ни как народный инструмент, ни среди высших слоев общества. Ее звучание считали скучным и невыразительным, с чем, на самом деле сложно не согласиться. В XIX веке на смену волынке пришли более сложные инструменты – гармонь и баян, которые и в наши дни любимы русским народом.

Практически каждая страна имеет свою вариацию волынки. Разные народы видоизменяли инструмент на свой лад, добавляя те или иные элементы или изготавливая ее из других материалов. Свой вариант волынки есть в Италии, Франции, Белоруссии, Испании, Армении, Украине, Мордовии и Чувашии. В последней, например, для изготовления использовали пузырь коровы или быка, а трубки делали из костей или металла.

Но, наверное, ни в одной другой стране волынка не имела такое весомое историческое и культурное значение, как в Шотландии, где она стала символом единства и власти. Во время боев звуки инструмента поднимали боевой дух шотландцев, что, кстати, впоследствии послужило причиной ее запрета в Британском Королевстве, правда, всего на некоторое время.

Исторически сложилось, что волынка стала исключительно мужским инструментом, поскольку чтобы играть на ней, нужно обладать очень сильными и развитыми легкими. В Шотландии волынщики пользуются большим уважением, поскольку представляют собой национальный дух. Даже в наши дни без волынки не обходится ни один праздник в Шотландии.

В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком.

До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай - клане МакКриммон и их волшебной волынке.

Серебряная дудочка МакКриммон

*******

Эйн Ог МакКриммон сидел на холме возле своего дома в Борререге, что на западе острова Скай. Сидел, сидел да так тяжко вздохнул, что трава полегла у его ног. Уже назначили день, когда в замке Данвеган (замок был родовым имением клана МакЛаудов на протяжении 800 лет) состоится состязание волынщиков, где выберут лучшего из лучших, чтобы объявить его наследным волынщиком МакЛауда из рода МакЛауд . Эйн тоже играл на волынке, да только не очень хорошо, и даже мечтать не мог, чтобы участвовать в состязании. Потому-то он и вздохнул.

Его вздох услышала фея и пожалела Эйна Ог МакКриммона. Она подлетела к нему и спросила, отчего он так печален. А когда он рассказал отчего, она молвила:

- Я слышала, как ты играешь, и нахожу, что совсем недурно. К тому же ты красив и нравишься мне. Я хочу тебе помочь.

Эйн прекрасно знал, что феям ничего не стоит превратить прозрачную воду источника в лучшее вино, или выткать из паутины пушистый шотландский плед, или заставить простую тростниковую дудочку исполнить нежную колыбельную. Словом, Эйн понял, что настала решающая минута в его жизни. Он с чувством поблагодарил фею; оставалось только ждать, что дальше будет. Фея протянула ему серебряную дудочку с круглыми дырками для пальцев.

- Вот, возьми,- сказала она Эйну.- Вставь ее в свою волынку, и стоит тебе прикоснуться к ней пальцами, она послушно исполнит сладчайшую музыку. И твоим сыновьям она будет повиноваться, как тебе, и сыновьям твоих сыновей, и их сыновьям, и так всем продолжателям рода МакКриммонов. Только помни: к этой серебряной дудочке вы должны относиться бережно и с любовью, потому что она не простая, а волшебная. Если случится, что кто-нибудь из МакКриммонов обидит или оскорбит ее чем-нибудь, ваш род навсегда потеряет свой музыкальный дар.

Эйн Ог взял волшебную дудочку и поспешил в Данвеган.Там уже собрались все знаменитые волынщики горной Шотландии. Они один за другим исполняли на своих волынках те же мелодии, что играли их отцы и деды. И каждый новый волынщик, казалось, играет еще с большим мастерством, чем предыдущий. Когда подошла очередь Эйна Ога, он вставил волшебную дудочку в свою волынку и заиграл. Все слушали затаив дыхание. Никогда еще им не приходилось слушать такого волынщика. И волынка была волшебная, и музыка лилась волшебная.

Сомнений не оставалось - вот кто достоин быть наследным волынщиком МакЛауда из рода МакЛауд. Так все решили, и все так и вышло. Судьи все, как один, заявили, что еще никогда не случалось им слушать такого волшебного музыканта.

С того дня МакКриммоны с острова Скай, поколение за поколением, оставались знаменитыми волынщиками и композиторами. Они основали в родном Борререге школу волынщиков, в которую стекались ученики со всех концов Шотландии и Ирландии. Курс обучения в этой школе был не маленький: семь лет, чтобы стать просто волынщиком. Прослыть же хорошим волынщиком мог только тот, у кого в роду уже сменилось семь поколений волынщиков.

Прошли века, а МакКриммоны так и оставались волынщиками у МакЛаудов, пока не настал день, который оказался роковым в их славной истории.

Глава рода МакЛауд возвращался с соседнего острова Расей домой. Место волынщика было на носу его галеры, и занимал его один из МакКриммонов. День выдался ветреный, и на море была сильная качка. Легкое судно так и швыряло вверх и вниз, вверх и вниз на вспененных волнах.

- Сыграй нам, МакКриммон, чтобы поднять наш дух,- попросил МакЛауд.

МакКриммон прикоснулся пальцами к серебряной дудочке. Однако сильная качка мешала ему играть, пальцы то и дело соскальзывали, когда галеру бросало туда и сюда. Буря разыгралась нешуточная. Накатившая волна обдала МакКриммона с ног до головы, брызги затуманили ему глаза, и он невольно взял несколько фальшивых нот. Еще ни один волынщик из рода МакКриммонов не брал фальшивых нот на волшебной волынке! И вот этот несчастный бросил в сердцах свою волынку, позабыв совсем о наказе доброй феи, подарившей серебряную дудочку Эйн Огу, хотя отец не раз рассказывал ему эту историю.

- Ах эта жалкая дудка! - воскликнул он в злую минуту.- Разве можно выжать из нее хоть одну правильную ноту!

Не успел он сказать это, как уже пожалел о своих словах. Про себя-то он знал, что они несправедливы. Да было поздно. Серебряная дудочка выскользнула из его рук и упала за борт в бушующее зеленое море. Волшебные чары распались. Ни сам МакКриммон, ни его сын, ни сын его сына не могли уже больше так хорошо играть на волынке. И слава знаменитой школы МакКриммонов вскоре угасла, а сама школа пришла в упадок.

Волынка - древний язычковый духовой инструмент. Эта сумкодудка (англ. bagpipe ) известна у многих народов под разными именами: гайта, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др. Тем не менее, шотландцы считают волынку своим национальным инструментом.

Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая. Она развивалась в XVI–XIX веках в горных районах и на западных островах Шотландии и представляет собой воздушный резервуар (мех) из козьей или овечьей шкуры, в который вделаны маленькая трубка для нагнетания воздуха, игровая трубка чантер с пищиком и девятью игровыми отверстиями для исполнения мелодии и три бурдонные трубки для непрерывно тянущихся и не изменяющихся по высоте звуков.

При игре волынку держат перед собой или под мышкой. Музыкант вдувает воздух через специальную трубку и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, правой начинает играть на игровой трубке. При перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Волынка – духовой инструмент, известный еще в античности. История волынки насчитывает, вероятно, несколько тысячелетий. Первый инструмент, опознанный как волынка, датируется 3000 годом до нашей эры. Он был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер. Римский император Нерон был известен как мастер игры на различных музыкальных инструментах, в том числе он играл и на волынке. Различные виды волынок были широко распространены на землях древних славянских государств, некоторые из подобных волынок сохранились вплоть до наших дней. «Волынка да гудок – собери наш домок» – гласит русская пословица-припевка. История инструмента под названием «волынка» включает в себя обширную коллекцию архивных материалов: летописи, фрески, барельефы, статуэтки и лубочные картинки с изображениями волынок различных периодов времени.

Большая шотландская волынка или Великая горная волынка – Great Highland Bagpipe – самая известная и популярная волынка в мире. Слово «волынка» у многих прочно ассоциируется с образом шотландца, облачённого в клетчатую ткань, в руках которого музыкальный инструмент, издающий очень громкие и завораживающие звуки. Многие уверены в том, что волынка – сугубо шотландский инструмент и является шотландским изобретением. В действительности, волынка, так же как и многие другие музыкальные инструменты, пришла в Европу с Востока. Согласно одной из существующих версий, волынка оказалась в Шотландии благодаря викингам. Её завезли туда норманны, отряды которых осуществляли морские путешествия по всей Европе и дошли до британских островов. Другая версия гласит, что волынка была завезена на территорию Шотландии древними римлянами. И если арфа кельтов была инструментом богов и друидов, то земная музыка волынки вошла в жизнь шотландских крестьян, пастухов, солдат и королей.

Бесчисленными нитями связаны звуки волынки с душой шотландцев, с их горестями и радостями. В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии пиброх, услаждая слух горцев и пастухов. На пирах в замках королей, на народном гулянье без волынки не обходилось. В средние века ее использовали кланы горцев как ритуальный и сигнальный инструмент.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик» . В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Примерно в то же время стали проводиться первые чемпионаты исполнительского мастерства среди волынщиков. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название «Piobaireachd» («Пиброх») и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки.

Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства. Однако впоследствии именно англичане сформировали полки шотландских горцев, которые объехали с волынками полмира, участвуя в колониальных походах Великобритании.

Свою мировую популярность великая горная волынка получила во второй половине XX-го столетия. Оркестры волынщиков стали образовывать не только в государствах, входящих в состав Британского доминиона (Канада, Австралия, Новая Зеландия), но и в других странах. Пайп бэнды (Pipe Bands – оркестры волынщиков) появились в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах и т. д. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров . Начиная с 1947 г. этот фестиваль ежегодно проводится в Шотландии на плато средневекового Эдинбургского замка . Торжественный выход сводного оркестра волынщиков королевских войск Великобритании признан одним из самых масштабных и красочных шоу военных духовых оркестров в мире. Это яркое событие не могло остаться незамеченным в разных частях света.

Большой вклад в развитие мирового интереса к шотландской волынке внёс один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums , прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни, Марком Нопфлером, а также многими рок- и поп-звёздами Великобритании и Голливуда. Именно Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums впервые исполнил на волынках в Британском радио эфире «Amazing Grace». Это произведение в свое время побило все рекорды популярности, а затем стало неувядающей классикой. Песню «Amazing Grace» исполнял в свое время Сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

«Time To Say Goodbye» в исполнении Royal Scots Dragoon Guards

Если существует большая шотландская волынка, то, само собой разумеется, существует и малая шотландская волынка. В основу малой шотландской волынки (The Scottish smallpipes) легла малая нортумбрийская волынка (the Northumbrian smallpipes) . Ее аппликатура идентичная большой шотландской волынке (the Great Highland Bagpipe) . Примечательно, что конец чантера (мелодическая трубка, на которой играют) остается открытым; нет клапанов, а в звучании преобладает легато, и реже стаккато, диапазон составляет 9 нот.

Многие из волынщиков, играющих на большой шотландской волынке используют эту волынку в качестве второго инструмента. Похоже, что малая шотландская волынка является результатом объединения принципов нортумбрийской волынки и аппликатуры большой шотландской.

Шотландская волынка сегодня изготавливается в тональности Си бемоль мажор, лад – миксолидийский. Мощность звукового давления – 108 Дб , в горах или на открытом пространстве радиус дальности звучания может достигать 6-ти км . Строй современной шотландской волынки – 446 Гц , в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Получается, что тональность шотландской волынки расположена почти посередине между Си бемоль и Си бекар, что даёт ощущение появления 25-ой тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Дело в том, что с детства из всех теле-, радио- и компакт носителей мы слышим любые из 24-х тональностей хорошо темперированного строя. Мы привыкли к этим созвучиям. 25-я тональность звучит для нас как новость или как сигнал, который на подсознательном и сознательном уровне привлекает наше внимание. Услышав его однажды, вы уже никогда ни с чем этот звук не спутаете. Некоторые мастера изготавливают сегодня вариант шотландской волынки с аутентичным, низким строем А = 440 Гц.

Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя. Ещё одна особенность – это натуральный строй внутри лада чантера (мелодической трубки) волынки. Хорошо темперированный строй дал бы плоское созвучие интервалов относительно бурдонного тона, натуральный строй даёт очень сильное ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, так же как и для психической атаки. Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет.

Тема « Last Of The Mohicans » в исполнении Royal Scots Dragoon Guard

Шотландская волынка прошла долгий эволюционный путь развития – со временем менялся строй, лад, менялись тональности инструмента и его внешний вид. В старину существовали шотландские волынки со сдвоенным чантером, с различным количеством дронов (трубки, торчащие из мешка, дающие дополнительный звук) . Окончательный вариант всем известной и ныне популярной шотландской волынки появился в XVII веке. Си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённые в небо – в таком виде большая шотландская волынка дошла до наших дней практически без внешних и технологических изменений.

Традиции возвращаются, и шотландская волынка переживает сейчас новый пик популярности. Число людей, увлекающихся игрой на этом замечательном замечательном инструменте, растет во всем мире.

Mint

Использованы материалы: ; ; ; ;

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?