Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Держава Само. Древнейшее славянское государство,упомянутое в письменных источниках

История утверждает, что первые славянские государства возникли в период, датированный V веком нашей эры. Приблизительно в это время славяне мигрировали на берега реки Днепр. Именно здесь они разделились на две исторические ветви: восточную и балканскую. Восточные племена расселились вдоль Днепра, а балканские - заняли Славянские государства в современном мире занимают огромную территорию в Европе и Азии. Народы, которые в них проживают, становятся все меньше похожими друг на друга, но единые корни просматриваются во всем - от традиций и языка до такого модного сейчас термина, как менталитет.

Вопрос возникновения государственности у славян вот уже много лет волнует ученых. Выдвинуто довольно много теорий, каждая из которых, возможно, не лишена логики. Но для того чтобы составить об этом свое мнение, нужно ознакомиться хотя бы с основными.

Как возникали государства у славян: предположения о варягах

Если говорить об истории появления государственности у древних славян на этих территориях, то ученые обычно опираются на несколько теорий, которые и хотелось бы рассмотреть. Самой распространённой на сегодняшний день версией того, когда возникли первые славянские государства, считается норманнская или варяжская теория. Она возникла в конце XVIII века в Германии. Основоположниками и идейными вдохновителями стали два немецких ученых: Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герхард Фридрих Миллер (1705-1783).

По их мнению, история славянских государств имеет нордические или варяжские корни. Такой вывод ученые мужи сделали, досконально изучив «Повесть временных лет» - древнейший опус, созданный монахом Нестором. Там действительно есть ссылка, датированная 862-м годом, на то, что древние (кривичи, словены и чудь) призывали в свои земли на княжения варяжских князей. Якобы, устав от бесконечных междоусобных распрей и вражеских набегов извне, несколько славянских племен решили объединиться под руководством норманнов, считавшихся в то время наиболее опытными и успешными на территории Европы.

В былые времена в становлении любого государственного опыт его руководства был в большем приоритете, нежели хозяйственный. А в мощи и опытности северных варваров никто не сомневался. Их боевые подразделения совершали набеги практически по всей обитаемой части Европы. Наверное, исходя в первую очередь из военных успехов, согласно норманнской теории, древние славяне и приняли решение о приглашении на царство варяжских князей.

Кстати, и само название - Русь, якобы принесли именно норманнские князья. У Нестора-летописца этот момент довольно четко выражен в строке «... и выбрались три брата с родами своими, и с собою взяли всю русь». Однако последнее слово в данном контексте, по мнению многих историков, скорее обозначает боевую дружину, иными словами - профессиональных военных. Здесь также стоит отметить, что у норманнских вождей, как правило, существовало четкое разделение между гражданским родом и военным родовым отрядом, который иногда именовался «кирх». Иными словами, можно предположить, что три князья перебрались на земли славян не только с боевыми дружинами, но и с полноценными семьями. Так как в обычный боевой поход семью брать не будут ни при каких обстоятельствах, становится понятной статусность этого мероприятия. Варяжские князья приняли просьбу племен со всей серьёзностью и основали ранние славянские государства.

«Откуда есть пошла земля русская»

Еще одна любопытная теория гласит о том, что само понятие «варяги» означало в Древней Руси именно профессиональных военных. Это лишний раз свидетельствует в пользу того, что древние славяне сделали ставку именно на милитаризированных вождей. Согласно теории немецких ученых, которая основывается на летописи Нестора, один варяжский князь осел вблизи озера Ладога, второй обосновался на берегу Белого озера, третий - в городе Изоборск. Именно после этих действий, по мнению летописца, и образовались ранние славянские государства, а земли в совокупности стали называться Русская земля.

Дальше в своей летописи Нестор пересказывает легенду возникновения последующего царского рода Рюриковичей. Именно Рюрики, правители славянских государств, и были потомками тех самых легендарных трех князей. Их же можно отнести к первой «политической руководящей элите» древних славянских государств. После смерти условного «отца-основателя», власть перешла к его ближайшему родственнику Олегу, который путем интриг и подкупов захватил Киев, а затем объединил Северную и Южную Русь в одно государство. По мнению Нестора это случилось в 882-м году. Как видно из летописи, становление государства произошло благодаря успешному «внешнему управлению» варягов.

Русские - это кто?

Однако ученые до сих пор спорят о реальной национальности людей, которых так называли. Приверженцы норманнской теории считают, что само слово «русь» пошло от финского слова «руотси», которым финны называли шведов в IX веке. Интересным также является факт, что большинство русских послов, которые находились в Византии, имели скандинавские имена: Карл, Иенгелд, Фарлоф, Веремунд. Эти имена были зафиксированы в договорах с Византией, датированных 911- 944 гг. Да и первые правители Руси носили исключительно скандинавские имена - Игорь, Ольга, Рюрик.

Одним из серьёзнейших аргументов в пользу норманнской теории о том, какие государства славянские, считается упоминание о русских в западноевропейских «Бертинских анналах». Там в частности отмечено, что в 839-м году Византийский император отправил посольство своему франкскому коллеге Людовику I. В составе делегации были представители «народа рос». Суть в том, что Людовик Благочестивый решил, что «россы» - это шведы.

В 950-м году византийский император в своей книге «Об управлении Империей» отметил, что некоторые названия знаменитых днепровских порогов имеют исключительно скандинавские корни. Ну и наконец, множество исламских путешественников и географов в своих опусах, относящихся к IX-X векам, четко отделяют «русов» от славян «сакалиба». Все эти факты, собранные воедино, помогли немецким ученым выстроить так называемую норманнскую теорию о том, как возникли славянские государства.

Патриотическая теория возникновения государства

Главным идеологом второй теории является русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Славянская теория еще называется «автохтонной теорией». Изучая норманнскую теорию, Ломоносов усмотрел ущербность в рассуждениях немецких ученых о неспособности славян к самоорганизации, которая привела к внешнему управлению со стороны Европы. Истинный патриот своего отечества, М.В. Ломоносов поставил под сомнение всю теорию, решив заняться изучением этой исторической загадки самолично. Со временем образовалась так называемая славянская теория происхождения государства, основанная на полном отрицании фактов «норманнской».

Итак, какие же основные контраргументы привели защитники славян? Главным доводом является утверждение о том, что само название «Русь» этимологически не связано ни с Древним Новгородом, ни с Ладогой. Относится оно, скорее, к Украине (в частности, Среднему Поднепровью). Как доказательство приводятся древние названия водоёмов, находящихся в этой местности - Рось, Руса, Роставица. Изучая сирийскую «Церковную Историю», переведенную Захарием Ритором, приверженцы славянской теории обнаружили упоминания о народе, который называется Hros или «Русь». Племена эти селились немного южнее Киева. Рукопись создана в 555-м году. Иными словами, события, которые в ней описаны, были задолго до прихода скандинавов.

Вторым серьёзным контраргументом рассматривается и отсутствие упоминания о Руси в древних скандинавских сагах. Их было сложено довольно много, и на них, собственно, базируется весь фольклорный этнос современных скандинавских стран. Трудно не согласиться с заявлениями тех историков, которые говорят, что хотя бы в ранней временной части исторических саг должно быть минимальное освещение тех событий. Скандинавские имена послов, на которые уповают сторонники норманнской теории, тоже на сто процентов не определяют национальности их носителей. По мнению историков, шведские делегаты вполне могли представлять русских князей в далёком зарубежье.

Критика норманнской теории

Сомнительны и представления скандинавов о государственности. Дело в том, что в описываемый период, скандинавских государств как таковых не существовало. Именно этот факт вызывает изрядную долю скептицизма в том, что варяги - это первые правители славянских государств. Вряд ли приезжие скандинавские вожди, не разобравшись в построении собственной державы, стали бы устраивать нечто такое в чужих землях.

Академик Б. Рыбаков, рассуждая о происхождении норманнской теории, выразил мнение об общей слабой компетентности тогдашних историков, считавших, к примеру, что переход нескольких племен на другие земли создает предпосылки для развития государственности, причем за каких-то несколько десятков лет. На самом деле процесс образования и становления государственности может длиться веками. Основной исторический базис, на который опираются немецкие историки, грешит довольно странными неточностями.

Славянские государства, по мнению Нестора-летописца, образовались за несколько десятков лет. Зачастую он приравнивает основателей и державу, подменяя эти понятия. Эксперты предполагают, что такие неточности объясняются мифологическим мышлением самого Нестора. Поэтому безапелляционное толкование его летописи весьма сомнительно.

Разнообразие теорий

Еще одна заслуживающая внимания теория появления государственности в древней Руси называется ирано-славянской. Согласно ей, на момент образования первого государства существовало две ветви славян. Одна, которая называлась русы-ободриты, или руги, проживала на землях нынешней Балтии. Другая расселилась в Причерноморье и брала свое начало из иранских и славянских племен. Сближение этих двух «разновидностей» одного народа, согласно теории, позволило создать единое славянское государство Русь.

Интересную гипотезу, которая позже выдвинулась в теорию, предложил академик НАН Украины В. Г. Скляренко. По его мнению, новгородцы обратились за помощью к варягам-прибалтам, которые назывались рутенами или русами. Термин «рутены» происходит от народа одного из кельтских племен, принявших участите в формировании этнической группы славян на острове Рюген. Кроме того, по версии академика, именно в тот временной период уже существовали причерноморские славянские племена, потомками которых являлись запорожские казаки. Эта теория получила название — кельтско-славянская.

Поиск компромисса

Нужно отметить, что время от времени появляются компромиссные теории образования славянской государственности. Именно такую версию предложил русский историк В. Ключевский. По его мнению, славянские государства составляли наиболее укреплённые на то время города. Именно в них закладывались основы торговых, промышленных и политических образований. Более того, по мнению историка, существовали целые «городские области», которые являлись маленькими государствами.

Второй политической и государственной формой того времени являлись те самые воинственные варяжские княжества, о которых говорится в норманнской теории. По мнению Ключевского, именно слияние мощных городских конгломератов и военных формирований варягов повлекли за собой образование славянских государств (6 класс школы называет такое государство Киевской Русью). Эта теория, на которой настаивали и украинские историки А. Ефименко и И. Крипьякевич, получила название славяно-варяжской. Она несколько примирила ортодоксальных представителей обоих направлений.

В свою очередь академик Вернадский также усомнился в норманнском происхождении славян. По его мнению, образование славянских государств восточных племен следует рассматривать на территории «русов» - современной Кубани. Академик считал, что славяне получили такое имя от древнего названия «роксоланы» или светлые аланы. В 60-е годы XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил считать русами аланское население Поддонья. Сегодня именно эту гипотезу также рассматривает и украинская академия наук.

Нет такого этноса - славяне

Американский профессор О. Прицак предложил совершенно иную версию того, какие государства славянские, а какие - нет. Она не основывается ни на одной из вышеперечисленных гипотез и имеет собственный логический базис. По мнению Прицака, славян как таковых вообще не существовало по этническим и государственным признакам. Территория, на которой образовалась Киевская Русь, была перекрестком торгово-коммерческих путей между Востоком и Западом. Населявшие эти места люди были своего рода воинами-купцами, которые обеспечивали безопасность торговых караванов других торговцев, а также снаряжали в путь свои обозы.

Иными словами, история славянских государств базируется на некой торгово-военной общности интересов представителей разных народов. Именно синтез кочевников и морских разбойников составил впоследствии этническую основу будущего государства. Довольно спорная теория, особенно если учесть, что выдвинувший ее ученый жил в государстве, история которого насчитывает едва ли 200 лет.

Против нее с резкой критикой выступили многие российские и украинские историки, которых покоробило даже само название - «Волжско - Русский каганат». По мнению американца, это было первое образование славянских государств (6 класс вряд ли должен знакомиться со столь противоречивой теорией). Тем не менее, она имеет право на существование и получила название Хазарской.

Коротко о Киевской Руси

После рассмотрения всех теорий становится понятным, что первым серьезным славянским государством была Киевская Русь, образованная приблизительно в IX веке. Становление этой державы проходило поэтапно. До 882 года происходит слияние и объединение под единой властью полян, древлян, словен, дреговечей и полочан. Союз славянских государств знаменуется слиянием Киева и Новгорода.

После захвата власти в Киеве Олегом начался второй, раннефеодальный этап развития Киевской Руси. Проходит активное присоединение ранее неизвестных областей. Так, в 981 году государство расширилось по восточнославянским землям вплоть до реки Сан. В 992-м были завоеваны и хорватские земли, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. К 1054 году власть Киева распространилась практически на все а сам город стал именоваться в документах «Матерью городов Русских».

Интересно, что уже ко второй половине XI века государство начало распадаться на отдельные княжества. Однако этот период продлился недолго, и перед общей опасностью в лице половцев эти тенденции прекратились. Но позже, ввиду усиления феодальных центров и возрастающей мощи боевого дворянства, Киевская Русь все же распадается на удельные княжества. В 1132 году начался период феодальной раздробленности. Такое положение вещей, как мы знаем, существовало вплоть до Крещения всея Руси. Идея единого государства стала востребованной именно тогда.

Символика славянских государств

Современные славянские государства очень разнообразны. Их отличает не только национальность или язык, но и государственная политика, и уровень патриотизма, и степень экономической развитости. Тем не менее, славянам легче понять друг друга - все-таки уходящие в глубину веков корни формируют тот самый менталитет, который отрицают все известные «рациональные» ученые, но о котором уверенно говорят социологи и психологи.

Ведь даже если рассматривать флаги славянских государств, можно увидеть некоторую закономерность и схожесть цветовой палитры. Существует такое понятие - панславянские цвета. Впервые о них заговорили в конце XIX века на Первом Славянском конгрессе в Праге. Сторонники идеи объединения всех славян предложили принять триколор с равновеликими горизонтальными полосами синего, белого и красного цветов в качестве своего флага. Поговаривают, что образцом послужил стяг российского торгового флота. Так ли это на самом деле - доказать очень сложно, но флаги славянских государств зачастую отличаются мельчайшими деталями, а не цветовой гаммой.

Славянские страны – это государства, которые существовали или существуют до сих пор, имеющие большей частью своего населения славян (славянские народы). Славянские страны мира – это те страны, в которых славянское население составляет около восмидесяти-девяноста процентов.

А какие страны относятся к славянским?

Славянские страны Европы:

Но все же на вопрос «население какой страны относится к славянской группе?» сразу напрашивается ответ – России. Население славянских стран на сегодняшний день составляет около трехсот миллионов человек. Но ведь есть и другие страны, в которых живут славянские народы (это европейские государства, Северная Америка, Азия) и говорят на славянских языках.

Страны славянской группы можно разделить на:

  • Западнославянские.
  • Восточнославянские.
  • Южнославянские.

Языки в славянских странах

Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.

Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.

Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый. Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции.

Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!

Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.

Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).

Славянские страны в период Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.

Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.

Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.

Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.

Что такое панславизм?

Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.

Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.

Славянские страны сегодня

Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.

Славянские страны

История становления славянского государства

Имя славян созвучно с корнем «слава»; может быть, славяне, подобно индийским арийцам, сами звали себя «знаменитыми», «благородными». Для народов западноевропейских имя славян однако получило прямо противоположный смысль.— «рабов». Это произошло потому, что впервые оно появилось у византийских писателей, узнавших славян в качестве приниженных, жалких невольников при воинственных кочевниках (у византийцев произносилось склавинй, отсюда итальянское schiavi, французск. esclaves, герм. Sklaven).

По языку славяне родственны иранцам, грекам, германцам, т. е. народам арийским, или индоевропейским; всего ближе к ним по наречию их северные соседи, племена латвийско-литовские. Неизвестно, когда славяне впервые появились в Европе; византийцы застали их живущими по склонам Карпат и по рекам Черноморского бассейна. Сравнительно с другими индоевропейскими народами славяне заняли самое невыгодное положение на восточной окраине большой европейской низменности, открытой к широкой степной полосе, по которой передвигались бесконечной вереницей воинственные кочевые племена; будучи народом земледельческим, оседлым, они постоянно терпели от опустошительных набегов подвижной конницы скотоводов. Но и на другой, западной своей границе, славяне не имели покоя: их утесняли германские народы, устремлявшиеся в просторные края восточной Европы тем более охотно, что на западе им некуда было податься: в странах бывшей римской империи сами они встречались с населением плотным и давно осевшим.

Великое переселение V века сильно потрясло славянский мир. Готы со своих старых мест поселения у Балтийского моря прошли к Черноморью, прорезавши славянские племена посредине; в состав государства Эрманриха вошли юговосточные славяне, жившие по рекам Черноморского склона. Следом за этим завоеванием, славян подчинили себе гунны, оттеснившие готов. С гуннов начинается прилив из Азии народов турецкого или у р а -л о а л т а й-с к о г о происхождения. Когда разрушилась гуннская орда, южнославянские племена подчинились их преемникам, аварам и болгарам.

И гунны, и авары, и болгары, оставаясь среди земледельческого населения кочевыми стадовладельцами, разделили между отдельными воителями оседлых жителей деревень, которые сделались их крепостными, подобно колонам римской империи: каждый всадник имел в своем распоряжении несколько земледельческих дворов; начальникам принадлежали целые села или несколько сел: у южных славян долго оставались от времени господства кочевников названия жуп и жупанов, т. е. сельских округов и их начальников, управлявших работой крестьян я живших на их приношения. На войне господская конница гнала перед собой крепостных, вооруженных пращами и дрекольем. Если этой толпе слабых воинов удавалось опрокинуть врага, всадники бросались его преследовать и забирать добычу; в случае неудачи передовых воинов они имели достаточно времени, чтобы спастись отступлением.

Скоро после Юстиниана аварский каган Баян (от имени его происходит титул б а н а, т. е. воеводы, до XX века сохранившийся у хорватов, или кроатов в нынешней Югославии) своеобразно устроил большое разбойничье государство, имевшее средоточие в равнинах нынешней Венгрии: на западе против саксов, баварцев и лангобардов он всюду выдвинул славянских поселенцев, которые заняли обширную полосу земель от Балтийского моря до Адриатического; обеспечив себе таким образом западную границу от нападений германцев, он с тем большею смелостью обрушивался на владения Византии, при чем и тут у него впереди шли славянские воины.

Так, под давлением кочевников расширился в разные стороны круг славянских колоний: на западе они дошли до Эльбы, до верхнего Дуная, проникли в долины восточных Альп; на юге заняли равнины среднего и южного Дуная, перешли эту реку и распространились по всему Балканскому полуострову; к востоку от низовьев Днепра достигли Дона и Кубани. У славян был ещё свободный выход на север в лесистые края нынешней средней и северной России; уходя от кочевников, они в свою очередь оттесняли здесь более слабые туземные племена финского, или угорского происхождения.

Славян, когда они пребывали в вечном страхе от нападения кочевников, нам описывают византийцы, между прочим Прокопий, современник Юстиниана. Их жилища расположены на берегу рек и озер, среди лесов и болот, где они стараются укрыться от врага. Они живут в грязных, разбросанных хижинах и часто меняют свое местопребывание. В своих домах они делают несколько выходов, чтобы можно было ускользнуть на всякий случай от опасности. Все свое имущество они зарывают в землю; снаружи не видно ничего излишнего, чтобы не привлекать неприятельских набегов. В бою они нападают на врагов пешие, без панцырей и плащей, вооруженные только копьями и щитами. Они отличаются мягким характером и уступчивостью; нет в них ни жадности, ни лживости; напротив, они радушны и гостеприимны.

Замеченные византийцами черты быта дольше всего удержались у тех славян, которые укрылись в лесных дебрях, простиравшихся на северо-восток от Карпат между Вислой и Днепром особенно по реке Припяти, з нынешнем белорусском Полесье. Эти древляне (от древа — «жители лесов») имели одинаковую участь с литовцами, жившими еще дальше от степей, по Неману и Западной Двине: они жили бедно, в дикости, «звериным образом», как говорит про них потом (в XI в.) киевский летописец. В противоположность им, главные массы славян, оставшиеся среди кочевников, хотя испытали тяжелые превратности судьбы, но зато закалились в боях, вышли на большую дорогу культурных сношений с другими народами, стали сами соединяться в крупные государства.

Из времен подчинения славян кочевникам киевский летописец сохранил лишь предание о том, как угнетали обры (т. е. авары) племя дулебов-(в нын. Волыни): «когда нужно было обрину ехать, он впрягал не коня и не вола, а по 3, 4, 5 (славянских) женщин в телегу.» Три века спустя о самой борьбе с аварами уже никто не помнил, и Летописец отмечает только конец страшных повелителей: «Были обры телом велики, а умом горды, и Бог истребил их и умерли все и не осталось ни единого обрина; поэтому есть поговорка до сих пор на Руси: погибли как обры, от которых нет ни племени, ни наследства.»

После разрушения аварской державы, в IX веке стали подниматься славянские государства в трех местах: 1) между Судетами и средним течением Дуная чехи и моравы соединились в великоморавское государство; из всех славянских племен чехи всего дальше продвинулись на запад, занявши по верхней Эльбе и ее притокам Богемию (или Бойогемию, т. е. страну б о й е в, народа кельтического племени, родственных галлам); в IX в", у них уже есть большой город П р а г а; 2) на нижнем Дунае и прилегающей к нему части Балканского полуострова, между Карпатами и Балканами, образовалось государство болгарское из смешения югославянских племен с пришлым турецким воинством болгар, при чем последние скоро забыли свой азиатский язык, передавши туземному населению свое имя и свой неукротимый нрав; 3) на среднем Днепре ближайшие соседи древлян поляне, воинство которых называлось Русь (у византийцев Р о с), образовалось государство русское; у полян-руси было несколько городов, т. е. укрепленных поселений, между которыми выдавался большой, оживленный по торговле Киев.

Расселившись сначала под давлением кочевников, а потом силой своего собственного оружия, славяне заняли около % всей Европы. В IX в. их поселения простирались от Балтийского моря до морей Адриатического, Эгейского и Черного, от Альп, от Эльбы до верхней Волги, Оки и Дона. Вследствия смешения в различных областях с турецкими народами, германцами, кельтами, иллирийцами и финнами, славяне в последующее время уже не представляли внешнего однообразия. Там, где они соединились с азиатскими кочевниками или с кельтами и южноевропейскими расами, преобладают черноволосые и темноглазые с резкими чертами лица: таковы сербы и кроаты в северозападной части Балканского полуострова, (между Дунаем и Адриатическим морем), болгары, украинцы (потомки полян). Там, где они перемешались с германцами, литовцами, финнами, скандинавами, у Балтийского моря, в нынешней средней и северной России, перевешивают белокурые.и рыжеволосые, светлоглазые; таковы поляки (по р. Висле), белорусе ы (от племен дреговичей и древлян) и великороссы (от кривичей, радимичей и вятичей по Западной Двине, в области великих озер, по Волге, Оке и верхнему Днепру).

То же самое надо сказать и о характере славян, который ело жился далеко не одинаково в различных странах в зависимости от судьбы и условий жизни. Там, где им приходилось бороться с упорными врагами,у них выработалисьбоевыекачества.непохожие на мягкость и устойчивость нрава, о которой писал Прокопий византийский. Саксонец Видукинд говорит о западных славянах, сражавшихся на Эльбе против германцев: «славяне—народ неподатливый, в работе упорный; они привыкли к самой простой пище, и что для нас, германцев, кажется тяжелым бременем, они почитают чуть не за удовольствие. Дороже всего на свете им свобода, поэтому, несмотря на все поражения, они снова и снова берутся" за оружие. Между тем как саксы сражаются из-за славы и ради расширения границ, славяне бьются исключительно за независимость.»

VIII век - это время, когда процесс складывания первых государственных объединений происходит на территории всего славянского мира. В IX в. оно завершается возникновением первых славянских государств. К первым десятилетиям IX века относятся сведения о княжестве Людевита в посавской Хорватии, которое своими действиями создало серьезные затруднения крупнейшей европейской державе того времени - Каролингской империи. Тогда же складывается княжество Борны в далматинской Хорватии, которое положило начало образованию здесь Хорватского государства.

К началу IX века относятся и первые сведения о сербских князьях. Первые государственные объединения сербов возникли одновременно в нескольких областях: в Рашке, Дукле, Травунии, Хуме. С конца IX до начала XI веков крупнейшим среди них была Рашка. Ее жупаны, стоявшие во главе межплеменных объединений (жуп), признавали власть Болгарии. В 931 году жупан Чес лав освободился от болгарского господства и подчинил себе соседние сербские земли. Однако, в конце X века это государство распалось. Сербские земли были поглощены Западно-Болгарским государством. После завоевании его Византией сербские жупаны стали вассалами Империи.

С начала IX века стало складываться новое большое государственное объединение западных славян с центром в Моравии. В это время славянам приходилось отстаивать свою независимость в борьбе с Восточнофранкским (Германским) государством. В правление князя Моймира I (умер ок. 846 г.) мораване приняли христианство из Баварии по латинскому обряду. Своего расцвета Великоморавское государство достигло при преемнике Моймира Ростиславе (846-870 гг.). Он энергично противостоял немецкому вторжению и добился значительного внешнеполитического могущества своего государства. В поисках союзников он обратился к Византии.

Стремясь сделать страну независимой от связанной с Каролингским государством Баварской церкви, Ростислав просил императора Михаила III прислать из Константинополя проповедника и епископа, который встал бы во главе Моравской церкви. Посланные императором миссионеры Константин и Мефодий ввели в Великой Моравии христианское богослужение на славянском языке и написали при помощи только что созданного алфавита первые славянские книги. Создание славянского богослужения и письменности укрепило политическую самостоятельность Великоморавского государства. Используя противоречия между Франкской церковью и папством, Ростислав добился в 869 году создания для Великой Моравии и соседних славянских земель архиепископства, подчиненного непосредственно Риму, во главе которого был поставлен Мефодий.

Быстрый рост политического влияния и расширение границ государства продолжался и в правление племянника Ростислава - Святополка (870-894 гг.). Однако сложившееся при нем большое государственное образование было очень непрочным, и со смертью Святополка значительная часть земель отпала от Великой Моравии. Оставшиеся земли распались на уделы, поделенные между его сыновьями. В 895 году Чехия стала самостоятельным княжеством. Чуть позже, в 906 году, венгры нанесли поражение Моравии и захватили восточные словацкие земли. Великоморавское государство перестало существовать.

Просветительская деятельность Мефодия проходила вопреки желанию князя Святополка и немецкого духовенства, которые оказывали открытое сопротивление распространению славянской письменности и богослужения. После смерти Мефодия (885 г.) его ученики подверглись преследованиям и были изгнаны из Моравии. Они обосновались в Болгарии, которая стала в дальнейшем крупнейшим центром славянской письменной культуры. В Моравии утвердились немецкое духовенство и обряды на латинском языке.

Во время нахождения в составе Великоморавского государства на территории Чехии сложились два княжества: одно - с центром в Праге во главе с князем из рода Пржемысловичей, другое - с центром в Либице, возглавляемое зличанскими князьями Славниковичами. Вплоть до десятого века между ними шла борьба за главенство. Первые шаги к образованию единого государства были сделаны в 80-е гг. IX в. Тогда князь племени чехов Борживой из рода Пржемысловичей, принявший крещение при дворе моравского князя Святополка, сумел при его поддержке стать главным среди племенных князей Чешской долины. Окончательное объединение племенных княжеств под властью чешских князей со столицей в Праге относится к правлению князя Болеслава I (935-972 гг.)- В Праге было создано чешское епископство. Обширная держава, однако, была непрочной. Часть ее земель впоследствии отошла к Польскому государству.

Почти все польские земли были объединены в конце X века династией Пястов в относительно единое Польское государство. Первым достоверно известным польским князем был Мешко I (969-992 гг.). Молодому государству приходилось постоянно отстаивать свою самостоятельность от посягательств германских королей, пытавшихся превратить польского князя в своего вассала. В 966 году Мешко I со своими приближенными принял христианство по латинскому обряду. В стране распространилась латинская письменность. В 1000 году в Гнезно была учреждена польская архиепископия. К началу XI века Польша превратилась в одно из крупных государств Восточной Европы.

Болеслав I Храбрый (992-1025 гг.) вел активную и успешную внешнюю политику. Однако после его смерти международное положение Польши осложнилось. Германия вновь начинает войну, против Польши выступает также Чехия и Русь. Страна терпит поражение, а после большого народного восстания 1037 года, подавленного при помощи немецких феодалов, она временно попадает в вассальную зависимость от Германской империи.

В первой половине века IX Болгария расширила свои владения и стала одним из крупных европейских государств. В середине столетия хан Борис (852-889 гг.) принял решение о христианизации страны. Он долгое время колебался в вопросе о том, с чьей помощью это сделать, пытаясь играть на противоречиях между римским папой и византийским патриархом. Воспользовавшись жестоким голодом в Болгарии византийцы вторглись в ее пределы. Уступив их давлению, в 865 году Борис и его приближенные приняли христианство по византийскому обряду. Одновременно с этим Борис добился учреждения в Болгарии архиепископии. Двадцатью годами позже именно у него нашли защиту и покровительство преследуемые в Моравии ученики Мефодия. В 893 г. славянский язык был объявлен официальным языком Болгарского государства и церкви. С этого момента все документы и тексты должны были записываться славянской азбукой.

В конце IX века часть болгарской знати предприняла попытку помешать укреплению центральной власти. В 889 году сын и преемник ушедшего в монастырь Бориса Владимир пытался восстановить язычество. Однако, это встретило мощное сопротивление. Владимир был свергнут и ослеплен. Трон занял другой сын Бориса - Симеон (893-927 гг.), один из наиболее выдающихся правителей Болгарии. Высокообразованный, талантливый и честолюбивый, он мечтал об основании единого славяно-византийского государства на Балканах с центром в Константинополе.

В это время отношения с Византией обострились. В 894 году болгарам было запрещено торговать в Константинополе. Это послужило поводом для Симеона начать военные действия, которые длились 30 лет и закончились его полной победой. Он присвоил себе титул "царя болгар и греков", который до этого не носил ни один из болгарских князей, и заставил византийцев платить дань. Симеон готовился к осаде Константинополя, но она не состоялась, и преемник Симеона Петр (927-969 гг.) заключил с Византией мир.

В 931 году при поддержке Империи от Болгарии отделились сербы. Спустя треть века император Никифор II Фока отказался платить дань и стал готовиться к войне. В 971 году северная часть Болгарии была захвачена Византией. Западная Болгария продолжала существовать как самостоятельное государство еще почти 50 лет. Однако в 1018 году при императоре Василии II Болгаробойце Первое Болгарское царство пало и вошло в состав Византии.

Современные славянские народы и государства.

Первые сведения о славянах. Венеды.

Происхождение слова «славяне»

В этой книге, адресованной в основном студентам и учащимся России, нет необходимости подробно распространяться на тему, кто такие славяне. Крупнейший славянский народ, русские, составляет в нашей стране так называемую «титульную» или государствообразующую нацию.

Славяне живут преимущественно в Восточной и Центральной Европе (а также в Сибири). В результате иммиграционных процессов славянские диаспоры имеются даже в США, Канаде, Австралии и ряде других регионов планеты.

Русских, по последним имеющимся данным, более 145 млн. Второй по численности славянский народ - украинцы. Их примерно 50 млн человек. Третий по численности славянский народ - поляки. Их число приближается к числу украинцев и составляет около 45 млн. Далее, в порядке убывания численности, белорусов - почти 10 млн, сербов до недавнего времени было не менее 10 млн, чехов - около 10 млн, болгар - более 9 млн, словаков - 5,5 млн, хорватов тоже - 5,5 млн, словенцев - до 2,5 млн, македонцев - 2 млн, муслиман - около 2 млн, черногорцев - 0,6 млн человек16.

На протяжении столетий восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) жили в одном государстве, которое меняло названия (Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик), но объединяло эти братские народы, взаимоусиливая их в культурном, экономическом и военно-политическом отношении. В конце 1991 г. в силу сложных социально-политических процессов СССР распался. С этого времени украинцы и белорусы живут в своих отдельных от России и русских национальных государствах.

На Балканском полуострове несколько десятилетий существовала Социалистическая Федеративная Республика Югославия, объединявшая почти всех южных славян - сербов, хорватов, словенцев, македонцев, муслиман и черногорцев. С начала 1990-х годов в силу аналогичных процессов и Югославия постепенно распалась. Вначале из нее почти синхронно выделились и провозгласили создание собственных государств словенцы, хорваты и македонцы. В конце концов в составе Югославии остались только Сербия и Черногория, но недавно Черногория в итоге референдума объявила о своей независимости от Сербии, и Югославия как государство прекратила существование.

В 1993 г. распалась на два западнославянских государства, Чехию и Словакию, единая Чехословакия, существовавшая с 1918 г. Лишь западнославянская Польша и южнославянская Болгария так и сохранились в пределах границ, которые они обрели после Второй мировой войны.

В результате на данный момент на планете имеются Россия (столица - Москва), Украина (Киев), Белоруссия или Беларусь (Минск), Чехия (Прага), Словакия (Братислава), Польша (Варшава), Болгария (София), Македония (Скопье), Хорватия (Загреб), Словения (Любляна), Сербия (Белград), Черногория (Подгорица)17.

Российским читателям ведомо, какой духовной трагедией обернулось для всего славянства разрушение СССР и СФРЮ, мощных государств, в которых народы мирно жили, создавая и развивая неповторимо яркие культуры. Одновременно, например, гибель Югославии вылилась в этническую катастрофу.

В начале 1990-х годов состоялась в значительной мере спровоцированная извне война между братскими народами - сербами, хорватами и муслиманами - в югославских областях Босния и Герцеговина18.

Множество боснийских сербов в итоге было изгнано с земель, на которых жили еще их далекие предки. Бездомные люди в массовом порядке бежали тогда в Сербию.

В 1999 г. принявшая их ранее Сербия сама, в свою очередь, стала жертвой агрессии со стороны ряда стран, входящих в военный блок НАТО.

Предлогом для агрессии было декларировавшееся намерение натовцев «защитить» от югославской полиции в сербском крае Косово проживающих там албанцев. Сербию на протяжении 78 дней непрестанно подвергали массированным бомбежкам, в результате которых погибли тысячи мирных граждан, были разрушены старинные города и памятники зодчества.

Албанские бандформирования после этого в условиях полной безнаказанности устроили в Косово серию сербских погромов с многочисленными убийствами безоружных людей, в результате которых сербское население в первой половине 2000-х годов почти поголовно бежало из этого края, бросая свои жилища и имущество19.

В начале 2008 г. при огромной поддержке США и некоторых других стран НАТО Косово объявило о своей «государственной» независимости, хотя такое объявление было сопряжено с грубейшим нарушением устава ООН и международного права.

Иноземные силы в XXI в. уже неоднократно вмешивались во внутренние дела славянских стран, провоцируя в них так называемые «оранжевые революции».

В настоящее время славянский мир находится в состоянии небывалого культурно-исторического разобщения, дезинтеграции.

Тем важнее ныне становится задача знакомства со славянской проблематикой в рамках курса Введения в славянскую филологию20.

Первые сведения о славянах исходят от римских историков Плиния Старшего и Корнелия Тацита 21. Это краткие упоминания, причем оба римских автора именуют славян «венедами».

Так, Плиний в своей «Естественной истории » (98 г. н. э.) пишет: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами». Несколько ранее Тацит в своем сочинении «Германия » также в форме проходного упоминания говорит, что рядом с племенами певкинов и феннов живут венеды. Он затрудняется, отнести ли их к германцам, которых неоднократно критикует за «варварство», но утверждает, что «венеды переняли многое из их нравов», строя похожие жилища и также отличаясь оседлым образом жизни.

«Венеды» - этим словом сами славяне себя, видимо, никогда не называли. Это наименование извне: так их называли в древности другие. Похожим образом можно напомнить о всем известном европейском народе, представители которого сами себя зовут «дойчами», а другие народы именуют их по-разному - русские «немцами», французы «аллеманами», англичане «джемэнами» и т. п.

Названия, преломляющие слово «венеды», сохранились до сих пор в финно-угорских языках. По-эстонски русский - vene («вене»), русский язык - vene keel.

Во II в. н. э. Клавдий Птолемей в своем «Географическом руководстве » еще раз кратко упоминает о венедах, которые, по его сведениям (весьма туманным), живут «вдоль всего Венедского залива» (имеется в виду Балтийское море). С запада земли венедов ограничивает, по Птолемею, река Вистула (Висла).

Византийский автор V в. Приск Паннийский оказался в составе посольства, направленного ко двору Атиллы22. Повествуя о тюркских завоевателях гуннах, он неожиданно называет такие слова «гуннского» языка, как названия напитка - medos и название погребальной тризны - strava.

Поскольку в первом слове легко угадывается мед, а второе обозначало трапезу в древнерусском языке и по сей день имеется в некоторых славянских языках, постольку чешский филолог Павел Шафарик (1795-1861), автор труда «Славянские древности » (1837), высказывал обоснованное предположение о присутствии славян в многонациональной по составу орде Атиллы. (Кстати, Приск называет еще и напиток kamos, в котором приходится подозревать квас.)

Больше конкретного знали о славянах готский историк VI в. Иордан и византийские историки VI-VII вв. н. э.

Для автора сочинения «О готах » Иордана, писавшего на латыни (он долгое время служил римлянам и лишь в шестидесятилетнем возрасте сделался «придворным историком» готского короля), славяне - ненавидимые враги, которые «теперь по грехам нашим» «свирепствуют повсюду» и к которым, как и к другим противникам готов, он регулярно выражает подчеркнутое официальное презрение. В частности, он именует их «толпой трусов», «мощных своей численностью», и сообщает, что они «имеют теперь три имени: венеды, анты и склавины»23. Впрочем, в отношении антов, земли которых простираются «от Данастра до Данапра» (от Днестра до Днепра), Иордан делает интересную показательную оговорку, именуя их «храбрейшими» (из славян).

Прокопай Кесарийский (VI в.) в своем труде «Война с готами» подразделяет славян на две категории: западных он именует «славянами», а восточных (наших непосредственных предков) «антами». Прокопий рассказывает:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы».

В конце VI в. интересные и подробные сведения о славянах занес в свое военное руководство «Стратегикон » некий византиец Маврикий (автором данного сочинения долгое время ошибочно считали императора Маврикия, впоследствии автора стали условно именовать Маврикий Стратег). Он пишет, например:

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»

Здесь о славянах рассказывает их военный противник, ставящий целью ознакомить своих воинов со способами наиболее эффективной борьбы с ними. Такой автор «не перехвалит». Тем ценнее его объективные свидетельства об особом славянском свободолюбии (их невозможно поработить), выносливости, радушии и гостеприимстве, поразительно гуманном отношении к пленным. Все это - весьма информативные, о многом свидетельствующие черты национального характера.

Информацию, исходящую от Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега, будем неоднократно привлекать ниже в различных разделах «Введения в славянскую филологию».

Вопрос, откуда происходит этноним «славяне», дискутировался на протяжении столетий. Как это обычно бывает, славяне различным образом романтизировали и, в частности, героизировали свое название. Популярна была точка зрения, что они называются так потому, что «покрыли себя неувядаемой славой».

По выражению филолога П.Я. Черных, «в народном славянском сознании имя славянского племени сначала было связано со словом, а потом стало связываться со славой. Как говорит один старый польский писатель: «потому-то народы языка нашего и прозвались славянами, что все вместе и каждый в особенности старались себе заслужить добрую славу рыцарскими подвигами»24.

Оригинальное мнение привел И. Первольф в книге «Славяне, их взаимные отношения и связи». Некий поляк Папроцкий рассуждал, что славяне «назвались или от славы, или от слова: данное слово они всякому охотно исполняли... Впрочем, слава и слово не отличаются друг от друга; слава тому, кто слово исполняет»25.

В средневековой славянской среде даже получила распространение так называемая «жалованная грамота» славянскому народу от Александра Великого (Македонского). Этот любопытный текст гласит:

«Светлому поколению славянскому за великие его службы на вечные времена всю часть земли с севера до самой Италии, и земли на юге, чтоб в них никто другой кроме вашего народа не посмел пребывать и селиться; а если бы кто-нибудь другой нашелся живущим в тех странах, то он должен быть вашим слугою, и его потомки должны быть слугами ваших потомков»26.

П.Я. Черных писал о слове «славянин»: «С древнейших времен в памятниках письменности это имя известно с о после л и с суффиксом -ѣнин. С этим суффиксом обычно в старину образовывались существительные, обозначавшие не только принадлежность к какому-нибудь племени, народу, но и происхождение из какого-нибудь определенного населенного пункта или местности: самарѣнин, галилеянин. Поэтому и в данном случае делают предположение, что славяне получили свое имя от богатой реками местности Слово или от реки Слова» 27.

Все же, вероятнее всего, самоназвание «славяне» образовалось по принципу, широко распространенному среди мировых языков.

Как верно писал все тот же П.Я. Черных, «поскольку словѣне ассоциировалось со словом и получило значение «народ, люди владеющие словом, говорящие на понятном языке», все другие люди, говорящие не на славянских языках, а на других (непонятных) языках, были названы «безмолвствующими, немыми». Это понятие выражалось словом нѣмци (любые иностранцы. - ЮМ.). <...> Так, например, в Москве в начале XVII в. говорили: «(прибыли в Холмогоры) 5000 аглинских немец», идут «датского короля немцы», «шпанского короля немцы», «...в немцы, в Голанскую землю»28.

Народы в древности весьма часто называли себя «имеющими язык», «обладающими словом» - в противоположность иноземцам, которые казались им безъязыкими, немцами (на самом деле язык у иноземцев, конечно, был, но был иным, непонятным). Славяне (словѣне) - «имеющие слово», осмысленно говорящие.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?