Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отдых, путешествие и туризм на кубе. Кубинский танец под звуки африканских барабанов


Одним из самых популярных танцев на кубе является сальса - танец, который примечателен яркими, энергичными движениями и раскачиваниями под зажигательную интенсивную музыку. Этот стиль образовался в 1960-х годах из смеси кубинского мамбо и латинского джаза, при этом частично были позаимствованы хореографические и стилистические оттенки пуэрториканских народных танцев. В Колумбии и Венесуэле сальса сразу же стала популярной среди маргиналов. Люди полюбили сальсу за то, что танцоры в ней постоянно изменяли движения, изобретали что-то новое. В отличие от строгих бальных танцев, сальса была создана для развлечения. Фактически этот танец сломал барьеры этнической и классовой принадлежности и стал символом Латинской Америки. К 21-му веку сальса стала стала мировым хитом.


Сон стал национальным танцем Кубы перед кубинской Революцией (1959), но правительство Фиделя Кастро предпочитало видеть в роли национального танца румбу, потому что это якобы подчеркивало «африканское наследие Кубы». У румбы есть три разных формы: ямбу, гуагуанко и колумбия. Ямбу — танец, в котором единственная пара медленно и степенно танцует в пределах круга, созданного барабанщиками конга, певцами, танцорами, ждущими своей очереди, и зрителями. Партнеры редко касаются друг друга, кроме тех случаев, когда человек двигается в сторону женщины и кладет руку на ее плечо.


В гуагуанко мужчина и женщина всегда танцуют лицом друг к другу, поскольку эта разновидность румбы является символической сексуальной игрой. Колумбия — танец для мужчин, которые по очереди входят в круг и соревнуются друг с другом. Они могут использовать свечи, которыми балансируют на головах, танцевать (исполняя полуакробатические движения) вокруг бутылки или шляпы, стоящей на полу.


Что же касается темнокожих кубинцев, то их ритуальные танцы сформировали огромную отдельную группу кубинских танцев. Их можно разделить на четыре главные группы, по тому откуда произошли предки африканцев, приплывших в Кубу: танцы конго-ангольских народностей западно-центральной Африки, арара (потомки народности фон и других этнических групп из нынешних Бенина и Того), танцы йоруба (в основном из Нигерии) и карабали (танцы народностей, живущих вдоль реки Калабар в Камеруне и Нигерии).


Самые известные танцы темнокожих кубинцев — танец йоруба под названием сантерия и ла релижен лукуми. Сантерия — смесь африканских и римско-католических религиозных танцев. Танцуют как мужчины, так и женщины, а музыкальный аккомпанемент оказывают исключительно мужчины, играющие на священных барабанах бата. Сантерия танцуют, чтобы понравиться orishas (божествам) и убедить их присоединиться к празднованию.


Кубинцы верят, что если божества обратили внимание на танцоров, то вселяются в них. Со стороны это смотрится как впадение в транс — у танцоров резко меняются движения, вместо медленных до этого шагов танца, танцоры внезапно чуть не падают на землю и их начинает трясти. Затем ритм танца становится резким и очень быстрым.

Кубинская музыка отличается своим богатством стилей, которые постоянно развиваются талантливыми народными музыкантами и композиторами.
Танец и музыка пребывают в постоянном единстве, несмотря на то, что продолжают развиваться независимо друг от друга. Их гармоничным союзом мы можем наслаждаться в театре, опере и кино, или отдать преимущество одному из этих элементов народного творчества.

Куба – это страна, которая подарила миру наибольшее количество танцевальных жанров, ставших впоследствии международными танцами, такие как: дансон, мамбо, румба, ча-ча-ча, касино и другие. Без сомнения, не обошлось и без начительного влияния иностранных жанров на музыкальное наследие кубинского народа.
С одной стороны, в Сатьяго де Куба оживленно распространяется народный танец преподавателями и артистами, но, в то же время, не хватает культуры обучения, что значительно приостановило внедрение народного танца в современную повседневную жизнь кубинцев.
Множество трудов было написано на тему музыкального и танцевального мира Кубы. Огромным полем для исследования является кубинская ритмика, жанровое музыкальное и танцевальное разнообразие и их развитие. Следует выделить труды Виктории Эли и Зойла Гомес («…haciendo Musica cubana»); Каридад Сантос и Ньевес Армас (« Danzas Populares Tradicionales Cubanas»); Барбары Бальбуэна («El Casino y la Salsa en Cuba»); Элио Оровио (« Diccionario de Musica cubana»); Алэхо Карпентьер («La musica en Cuba») и много других.
Танцы, являясь для кубинцев их сущностью и оригинальным народным способом самовыражения, имеют сейчас статус мирового культурного наследия.
Для кубинцев очень важно возрождать любовь молодежи к национальному танцу, чувство гордости к родной культуре, желание узнать ее историю и вернуть в народ восхищение его танцевальными возможностями, почувствовать истинное единство нации.

Культурная, музыкальная и танцевальная идентичность кубинцев

Само слово «культура» (от латинского «colo») означает культивацию, результат социальной деятельности человека. Ученые утверждают, что термин «культура» изначально был связан с сельскохозяйственной деятельностью населения: обработка земли, выращивание продуктов питания; а затем стал относиться к приобретённому комплексу социального поведения внутри определенного социума.
В результате взаимоотношений человека в социальной группе, вырабатывается культура, манера поведения в окружающей среде.
Человек сам определяет составляющие собственной культуры и использует всевозможные технологии, для передачи культурной информации всей социальной группе. Идентичность, со своей стороны, является социально-историческим феноменом, напрямую связанным с корнями и традициями народа, с его самобытностью, социальным обменом и особой формой взаимосвязи членов социума, на основании унаследованного опыта. Из понятия идентичности исходит и термин национальность, что обозначает культурный комплекс социальной группы, которые передается из поколения в поколение, а также развитие новых традиций в определенном населенном регионе. Идентичность нельзя рассматривать отдельно от понятия культуры. Каждый народ имеет свои характерные традиции, наречия и танцы. Понятие идентичности изучается исследователями как неотъемлемая часть каждой нации. Слово идентичность происходит от латинского «identitas», «identitatis de idem» и означает «тот же», «одинаковый». Таким образом, идентичность, – это одинаковые и различимые черты каждого народа, то, что одновременно объединяет и отделяет в отдельные социальные группы. Это основное богатство народа, созданное в быту и во время творческого саморазвития. Это те спонтанные действия, привычки и бытовые элементы, которые со временем, развиваясь, приобретают форму укорененных традиций.
Идентичность народа создается в процессе примыкания к определенной социальной группе каждого человека, с чувством ответственности перед социумом, отнесения себя к определенному классу и прослойке общества, признавая свою идентичность.
Из культурной кубинской идентичности происходят различные культурные формы, которые исследователь Роландо Самора охарактеризовал как следующие:

1. Язык
2. Народная традиционная культура
3.Расовые скрещивания
4. Религия
5. Кубинское мышление
6. Образование
7. Коллективное сознание
8. Творческая и литературная культура
9. Теоретическое понятие и народное сознание
10. Быт
11. Отдых и свободное времяпровождение
12. Культура, борьба классов и расовый конфликт

Из кубинской культурной идентичности основными элементами являются творческая и литературная культура, танец и ее предшественница – музыка. С развитием кубинской нации, эти основные формы пребывают в постоянном процессе усовершенствования, являясь гордостью и богатством народа.
Для кубинской музыкальной истории характерным является влияние волн колонизации и захвата острова, насаждение иностранных тенденций и синтез с оригинальными музыкальными традициями местного населения. В результате, мир получил удивительную форму танцевальной музыки с необычными мотивами и ритмами, в которых кубинцы отобразили свой характер и самобытность, создав универсальное наследие всего человечества.
Всеми узнаваемы кубинские ритмы заставляют восхищаться любого человека. Стоит только назвать некоторые из них: «пунто гуахиро или кубано», «румба», «конга» «болеро», «гуарача», «дансон», «мамбо», «ча-ча-ча», «сон», « » и различные вариации, такие как «пилон», «мосамбикэ» и т.д.
Многие исследователи разделяют кубинскую музыку на популярную и традиционную, в зависимости от исполнителей, использованных традиционных элементов и места произведения.
Популярная музыка имеет автора, сохраняется в письменном виде, ее распространение массивное и часто с определенными коммерческими целями. Это социо-исторический феномен, связанный с корнями и традициями народа, использующий наследие многих поколений.
Для лучшего понимания понятия кубинской музыки, советуют не рассматривать отдельно понятия популярный и традиционный. Именно поэтому мы говорим о кубинских популярных и традиционных музыке и танце.
Традиционная музыка это творчество, которое создается, развивается и передается от отца к сыну. Данная музыка имеет свои собственные черты, в зависимости от региона и определенной страны. В свою очередь, танцевальная идентичность – это хореографическая часть каждого музыкального ритма, результат культурной деятельности человека. Это постепенное накопление черт, созданных в быту, такие как религиозные убеждения, творческие выражения и познания, которые меняют свой образ с каждым поколением.

«Касино » –результат синтеза народных и традиционных кубинских танцев

Для кубинцев, как и для других народов, музыка является важнейшим культурным аспектом, равным любой другой системе социальной коммуникации. Музыка является носителем информации и передает собой народные познания, переживания и эмоции. Кубинская музыка богата на разнообразие жанров и ритмов, что стало возможным благодаря значительному влиянию культур завоевателей и испанских колонизаторов, а также африканских корней чернокожего населения Кубы.
За века пребывания на Кубе представителей различных национальностей, местное население познакомилось с различными иностранными танцевальными жанрами, такими как французский контрданс, менуэт, вальс и другие. Без сомнения, это влияние чужой культуры отразилось на кубинских национальных танцах, а развитие обновленных танцевальных вариаций привело к зарождению танца касино.
Среди популярных и традиционных танцевальных кубинских ритмов основополагающими были кубинский сон и ча-ча-ча. Также стоит отметить, что свой значительный след оставили зарубежные танцы: контрданс, данса и рок-н-ролл.
Контрданс, который на Кубу пришел из Англии и Нормандии во времена испанской колонизации во второй половине восемнадцатого века, оказал наибольшее влияние на создание стиля касино, с использованием шага вперед или назад со сменой ног за четыре музыкальных такта. Этот шаг сохранился во всех кубинских танцах: дансон, сон, ча-ча-ча и др. Именно открытая социальная позиция данного ритма становится заметной в касино.
Одним из самых важных элементов касино является «бастонэро» («bastonero» - руководитель танца с исп.). Это ведущий танцор или мастер танца, создатель модных танцевальных хореографий. Бастонэро устанавливает порядок в танце, смену фигур и место, которое должны занимать пары.
Кубинский танец данса считается упрощенным вариантом контрданса, который сохранил его музыкальную форму, но начинался танец в закрытой социальной позиции, что тоже имеет свое отражение в касино.
Контраданс впитывает в себя танцевальные комбинации и ритмические фигуры оригинального кубинского происхождения, что в итоге способствует возникновению танца дансон.
Создателем дансона считается композитор Мигель Фраилдэ (1852-1921 гг.), который представил публике свое первое произведение из жанра дансон «Las alturas de Simpson». Важно знать, что дансон с музыкальной точки зрения включает в себя мамбо и ча-ча-ча .
Танец дансон состоит из квадратов и является единственным танцевальным жанром, который в своей хореографии чередует танцевальные фрагменты, так называемые «седасо» («cedazo» - национальная кубинская разновидность вальса – перев.) с фрагментами «отдыха» в музыкальный такт. Танец начинается с социальной позиции, что очень важно. Среди основных фигур мы можем выделить «пасэо» («paseo» –проход с исп.), «кахон» («cajon» - ящик с исп.), «вуэльта дэ торнильо» («vuelta de tornillo» – поворот винта с исп.) и другие фигуры, которые позже эволюционировали в касино.
Танец сон, в свою очередь, появился в в горных предместьях восточных городов Кубы, таких как Гунтанамо, Баракоа, Мансанильо и Сантьяго дэ Куба, а в начале двадцатого века был завезен в Гавану солдатами кубинской армии, где сон стали танцевать в пристройках зданий, залах и академиях.
Существует два основных вида интерпретации данного танцевального жанра: сон монтуно («son montuno» – горный сон с исп.) и сон урбано («son urbano» - городской сон с исп.). Сон становится всенародным танцев кубинцев с характерной для него чертой: базовый шаг в ритм клавэ («clave» – звук инструмента клавэ – Куб.) или в контрритм клавэ.
Сон монтуно более подвижный. Для этого танца характериным является акцентируемое движения торса со стороны в сторону, глубокие сгибания в коленах с постоянным подъемом и опусканием корпуса и движением плеч вниз и вверх. Музыкальная ритмика танца состоит из четырех счетов, а хор вступает два раа между каждым соло. В жанре сона встречаются такие разновидности, как чангуи («changui» – простонародный танец на Кубе – прим. перевод.), «суку-суку» («sucu-sucu») и другие.
В танце сон урбано движения более размеренные, мягкие и элегантные, социальная позиция более выровненная. Сгибание колен не так выраженные, плечи не двигаются, как было описано ранее. Общий базовый шаг для сона танцуется в 4 счета, первые три совпадают с 3 шагами, а на четвертый счет – пауза, за которую пара переходит в закрытую социальную позицию. Именно данный особый стиль танца сон получил впоследствии наибольшее выражение в касино.
В свою очередь, ча-ча-ча является еще одним основополагающим ритмом танца касино. Основателем ритма ча-ча-ча считается композитор и дирижер Энрикэ Хоррин. Ча-ча-ча возник в следствии поиска креативной альтернативы ритму дансону. Название танца подражает звук, который производили танцоры в залах Прадо, Нэптуно и других заведениях Гаваны при осуществлении шагов танца. Именно структура танца определила структуру ритма ча-ча-ча.
Из ча-ча-ча танец касино позаимствовал хореографические фигуры. Танцуют касино в парах или танцорами отдельно. В конце 50-х годов возникает руэда («rueda» – круг с исп.) как вариация танца ча-ча-ча, и была всенародно признана как ча-ча-ча в руэде (в кругу – прим. перевод.). В руэде пары танцевали синхронно, исполняя фигуры танца, находясь в позиции сзади или сбоку в форме круга, перемещаяясь за или против часовой стрелки. Стоит упомянуть, что сон также иногда танцевали в руэде, но не так популярно.
В 60-х годах всё более популярным становиться танец пар в кругу под сопровождение музыки из других жанров и модных народных тенденций, который вскоре стали называть касино. Этот вид танца стали танцевать в Клубе Спортивного Казино. Такой креативный подход к исполнению группового танца был одобрен молодежью и позаимствован другими клубами. В процессе популяризации известной была фраза «Давайте станцуем в кругу, как в казино» или «давайте станцуем руэду казино», что сокращенно обозначило танец, а в последствии и новый стиль – касино.
Некоторые музыковеды подчеркивают особое влияние на происхождение названия «касино» известной группы «Коллектив Касино » (1940г.), которые исполняли джаз с кубинскими ударными инструментами.
Без сомнения, танец рок-н-ролл оставил значительный след в стиле кубинского касино: характерные акробатические элементы, повороты пар, постоянные повороты со сплетенными руками и аналогичное осуществление шагов в счет.
Касино как вариант сальсы на Кубе впитывает в себя динамично развивающиеся разнообразные музыкальные и танцевальные жанры, популярные среди кубинского населения, обожаемый молодежью и заражающий энергетикой всех танцующих, а также зрителей этого действия. Касино возникает как анонимная форма танцевального проявления среди населения, и не соответствует какому-либо конкретному жанру или музыкальной тональности. Касино – это стиль танца среди населения Кубы, который объединил индивидуальность и коллективность танца. Касино не представляет какую-либо религию, а его фигуры не несут какой-либо скрытый смысл.
Танцуют касино на 8 счетов, разделенных на две части по 4 счета – три шага на три счета, а четвертый – пауза. Шаги осуществляются с перемещением вперед или назад или с быстрыми или медленными поворотами вокруг оси. Во всех случаях ноги чередуются. В руэде касино пары становятся в закрытую позицию: правое плечо женщины и левое плече мужчины – внутри круга. Шаги фигур участники танцуют синхронно.
В процессе развития стиля касино танцевальные коллективы использовали различную хореографию из многих танцевальных жанров, позволяющую танцевать базовый шаг. Мы можем видеть позаимствованные фигуры из мамбо, пилон, румбы . Это доказывает, что касино – это феномен, который не мог изолировать себя от популярных танцевальных жанров и различных инновационных хореографических элементов эпохи развития данного стиля.
С революционным триумфом касино превращается в обычай и укоренился среди народных кубинских традиций, постоянно усовершенствующийся местным населением, передавая истинный характер кубинцев. Касино впитал в себя множество разнообразных характерных черт кубинцев. Его популярность и признание среди кубинской публики в течении десятилетий стали возможными благодаря тому, что касино является частью культурного наследия кубинского народа. Таким образом, мы можем утверждать, кто касино – это синтез всех народных и традиционных кубинских танцев.

Posted on: 17.12.2015 /

Categories: Без рубрики

Музыка и танцы - народное богатство Кубы, которым она с радостью делиться со всеми. Именно «Остров Свободы» подарил миру наибольшее количество танцевальных жанров, ставших впоследствии международными, такие как: дансон, мамбо, румба, ча-ча-ча, касино и другие. Танцевальных туров на Кубу еще не придумали, но рекомендует не упускать такую возможность - выучить хотя бы пару па горячей румбы, чтобы козырнуть потом где-нибудь эксклюзивными знаниями кубинских танцев.


 - понятия неразделимые. К примеру, Румба родилась в результате смешения испанского пения и африканских ритмов. Дансон и Сон появились, когда соединились элементы музыки кампесино (фермеров испанского происхождения) с африканскими ритмами и ударными инструментами. Если к Сону добавить элементы Румбы, получается Ча-ча-ча, потом Мамбо и, наконец, Сальса, которая впоследствии превратилась в Тимбу - новое оригинальное течение в танцевальной музыке.


Танцы у кубинцев в крови. По крайней мере, так думает каждый турист, глядя на то, как зажигают местные в клубах и на вечеринках. Глядя на это, ноги сами просятся в пляс. Дело в том, что кубинцы настолько зажигательный народ, что они могут начать танцевать просто на улице, услышав любимую мелодию. Так они проявляют свои эмоции. Кстати, барышни этим умело пользуются. Девушки, которые занимаются кубинскими танцами, поражают мужчин сексуальностью, гибкостью, а также страстью, которую они излучают.


Итак, где же постигать азы кубинских танцев? Если в Гаване, то вы окажетесь в царстве Сальсы. Она в каждом баре, клубе и на дискотеках. уже рассказывал о ночной жизни Гаваны. Вот в описанных «злачных» местах и ищите танцевальных приключений.

Куба – остров свободы, жаркого солнца и страстного темперамента! Только здесь могли появиться зажигательные и ритмичные танцы, известные под общим названием «латино».

В этих танцах ярко прослеживается смешение культурных традиций народов разных континентов. Ритмичный бой африканских барабанов дополняется мелодичным звучанием гитары. Рождается музыка, которая волнует кровь и заставляет танцевать. Танцы Кубы – это всем хорошо известные:

Ча-ча-ча – неподражаемым и популярный
- дансон – ритм с особенной харизмой
- сальса – танец любви
- сон – зажигательный и будоражащий
- румба – потрясающая и удивительная
- мамбо – покоривший весь мир
- танго – танец, ставший классикой

Даже ритмы жаркого бразильского карнавала имеют кубинское .

История появления ритмов

Корни зажигательных кубинских ритмов следует искать в Африке. Ее коренные жители, привезенные рабами в Европу и Северную Америку, оставались верными своей на чужой земле, оберегали традиции и передавали их будущим поколениям.

Латиноамериканская музыка и кубинский народный танец имеют в своей основе религиозный подтекст, а бой барабанов предназначался для ублажения африканских богов. По сей день на острове есть тайные сообщества, которые хранят и бережно передают сотни барабанных боев, которые использовались в религиозных обрядах.

В 19 веке на Кубу пришли американские военные, которые очень прониклись культурой национальных ритмов и познакомили с ними всю Америку. Распространению ритмичных движений под музыку в стиле «латино» способствовал и сухой закон в США – американцы приезжали на Кубу массово, где алкоголь находился в свободной продаже. Кубинскую музыку вскоре стали передавать американские радиостанции. И вскоре танцевальные ритмы узнал и полюбил весь мир.

Разновидности стиля «латино»

Трудно сказать, какой именно танец является народным кубинским. Все латиноамериканские стили переплелись, дополнили друг друга, дали начало новым танцевальным движениям. Однако, несмотря на это, кубинскими принято считать: меренге, самбу, тумбу, мамбу, кумбию, болеро, румбу, Ча-Ча-Ча, сальсу, танго и бачато. Танцы Кубы разнообразны, но объединены чувственностью, страсть и четким ритмом.

В 20 веке латиноамериканские ритмы вошли в программу танцевальных турниров и конкурсов. Для участников считается престижно занять призовые места на этих состязаниях, показав свое мастерство настоящего танцора в эмоциях и зажигательных движениях.

Поделитесь с друзьями

Кубинский танец ча-ча-ча, кубинская румба… как часто мы слышим эти словосочетания из уст педагогов и ведущих турниров. Что общего осталось у латиноамериканской программы спортивных танцев и истинной латины Карибского региона? Как изменилась техника исполнения, перелетев через океан? Что думают о наших танцах сами кубинцы?.

Ретроавтомобили, колониальная архитектура, прекрасный Атлантический океан и великолепное Карибское море, улыбчивые, но несколько навязчивые люди, и, конечно же, заводные ритмы, - это то, с чем в первую очередь сталкивается человек, попавший на Остров Свободы.

Необычайный колорит этой социалистической страны пугает одних и манит других. Бросающаяся в глаза бедность соседствует с прекрасным бесплатным образованием и медициной. Магазины для местного населения значительно отличаются от супермаркетов для туристов: если в первых можно купить разве что яйца и консервы (ассортимент совсем небогат), то в туристических местах есть практически все, к чему мы привыкли.

Дело в том, что на Кубе есть две валюты: неконвертируемое и конвертируемое песо. Местные жители получают зарплату в неконвертируемой валюте, что преграждает им путь в магазины с яркими витринами, а туристам в каждом обменном пункте дают конвертируемые песо. Именно с этим связана некоторая навязчивость местного населения – многие стараются всячески угодить путешественнику (провести экскурсию, продать ром или сигары и т.д.), чтобы его отблагодарили более ценными деньгами. Эмбарго США и распад СССР наложили свой отпечаток на жизнь местных жителей.

Но несмотря ни на что, здесь танцуют везде, сливаясь с музыкой воедино. Этим Куба и важна для всех влюбленных в танец.

РИТМЫ УЛИЦ

Пританцовывающие рабочие на стройке, сами себе задающие ритм, уличные певцы, исполняющие если не "Сomandante Che Guevara", то, как минимум, что-то знакомое любому танцору, - атмосфера, честно говоря, совсем не способствует серьезному рабочему настроению даже в столичной Гаване. Тем не менее, это довольно большой город, но новые районы все же не такие колоритные, как улочки Старой Гаваны.

Гавану поистине можно назвать не только столицей Кубы, но и столицей сальсы. Многие бальники недооценивают сальсу: это социальный танец, который не входит в конкурсную латиноамериканскую программу и, как следствие, не заслуживает пристального внимания, да и шаги там, в принципе, не очень сложные. Но это мнение во многом обманчиво – сальсу по праву можно считать бабушкой конкурсной латиноамериканской программы.

Удивительно, но именно у сальсы гораздо больше общего с нашей конкурсной самбой, чем с самбой бразильской, о которой мы рассказывали ранее. Под такие хиты как "La vida es un carnaval", "Moliendo café" и другие песни, которые мы часто слышим на турнирах по латиноамериканской программе, на Кубе танцуют именно сальсу. Конечно, на примере других композиций можно убедиться, что ритм самбы и сальсы все же разный, но очень близкий.

Кроме того, сальсу, в отличие от бразильской самбы, гораздо чаще танцуют в паре, что также сближает конкурсную самбу и кубинскую сальсу. Музыка сальсы вышла из такого кубинского направления, как сон. Сон отличается более медленным темпом, это результат синтеза музыки испанских фермеров и ритмов африканских рабов. За 350 лет испанской колонизации на остров было ввезено более миллиона африканцев, что очень повлияло и на этнический состав, и на культуру Кубы.

Что же касается сальсы, то со временем из нее вышли и другие ритмы, в том числе и ча-ча-ча.

Если сальса – королева Гаваны, то за пределами столицы во многих городах господствуют уже другие ритмы. Стоит отъехать 250 км к юго-востоку от Гаваны, и мы попадаем в очень милый город Сьенфуэгос, расположившийся на берегу Карибского моря. В 1819 году его основали французские эмигранты и сделали непохожим на остальные кубинские поселения симметричным расположением улиц. "Сто огней" - именно так дословно переводится с испанского название этого города.

А еще в 100 км от спокойного и довольно чистого Сьенфуэгоса находится, пожалуй, один из самых колоритных городов острова – Тринидад. Это настоящий город-музей, который долгое время оставался изолированным от остальной части острова, благодаря чему там сохранились мощеные брусчаткой улицы, а также дома, построенные в 17-18 веках.

Спокойный, бедный, атмосферный, - именно эти слова больше всего подходят, чтобы описать это город, но самое главное – в Тринидаде на каждом углу играет ча-ча-ча! Неслучайно даже традиционный местный напиток носит созвучное название – канчанчара. Танцоров, уличных и профессиональных, здесь гораздо меньше, чем, к примеру, в Гаване. Но здесь есть своя "Casa de la musica" (Дом музыки), где можно ближе познакомиться с местным творчеством и убедиться, что еще не все мелодии ча-ча-ча добрались до конкурсного паркета.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ КАБАРЕ

Латиноамериканское кабаре – такой формат выступлений очень популярен на Острове Свободы. Посмотреть на профессиональных танцоров можно практически в каждом городе. Эффектные по-карнавальному откровенные наряды, красивые девушки и юноши, - такой танцевальный формат, честно говоря, приходится по вкусу не всем зрителям. Порой чрезмерная откровенность и не всегда соответствующий уровень мастерства артистов некоторых заведений производит двоякое впечатление. Вот такая она, латинская культура!

Однако даже не вооруженным глазом можно отметить, что у большинства танцоров есть хореографическое образование, благодаря чему они сочетают в своих выступлениях элементы классической хореографии с движениями национальных танцев.

Самое известное кубинское кабаре – "Тропикана". Оно было открыто еще в 1939 году и обрело огромную популярность в 50-х годах, когда Куба фактически находилась под властью США. "Танцовщицы более полные, более сексуальные по сравнению с американскими, их широкие бедра преградили бы им путь на американскую сцену. Танцы не так тщательно отработаны, как в американских шоу, но в настоящем латиноамериканском танце гораздо больше энергии", - говорили американские зрители. Говорят, что даже известный гангстер Аль Капоне специально приехал в Гавану, чтобы посетить это шоу. После революции кабаре продолжило свое существование и работает до сих пор.

Стоит отметить, что в наши дни "Тропикана" - это исключительно туристическое удовольствие. Билет на представление стоит не менее 70 долларов. При средней кубинской зарплате в 15 долларов не сложно догадаться, что кубинцы развлекаются в других заведениях.

Чтобы посмотреть, как отдыхают местные, мы отправились в один из приличных по местным меркам клубов. Еще до начала веселья молодежь стала прибывать, особым успехом у девушек пользовался молодой человек, который приехал в клуб на нашей "шестерке" с тюнингом по последней кубинской моде. Но это не главное, наша задача – посмотреть, как они танцуют.

Программа вечера началась с откровенного выступления танцоров и певцов, после чего началось всеобщее веселье. Именно здесь можно было увидеть потрясающую парность, компактное танцевание, интересные связки экспромтом, необычайную легкость движений. Кубинская душа танцует не на публику, а только в тесном контакте, как будто вокруг нет никого. Нельзя жить на Кубе и не уметь танцевать – это в крови у всего местного населения.

Кроме того, практически в каждом заведении, будь то кафе или отель, чаще всего есть своя музыкальная группа, которая исполняет известные латиноамериканские хиты в своей аранжировке, а также продает диски. Таким образом, даже в одной Гаване можно услышать больше ста вариантов "Сomandante Che Guevara", что уж говорить обо всем Острове Свободы.

В один из вечеров, когда мы присоединились к танцующим, нас буквально одолели вопросами кубинцы и отдыхающие из Колумбии – они просто не могли поверить, что в России можно научиться танцевать латиноамериканские танцы! Система соревнований по танцевальному спорту им неизвестна, а если показать им видео, к примеру, конкурсного ча-ча-ча, то они не сразу узнают этот танец.

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ТЕХНИКА

О сходствах и различиях можно говорить и спорить очень долго: с одной стороны – конкурсная латина и традиционные латиноамериканские танцы очень похожи, c другой – очень отличаются.

В первую очередь, бросается в глаза разница в технике исполнения, причем отличается именно моторика движений. Танцоры-бальники с детства учатся выпрямлять колени в ча-ча-ча, тянуть стопу, красиво держать руки. Кубинцы же танцуют иначе – почти все шаги они делают на слегка смягченное колено, что позволяет им увеличить амплитуду движений бедер. Каждое движение словно вытекает из предыдущего, здесь в ча-ча-ча практически нет резких движений.

Никто не пытается сделать, к примеру, восьмерку бедрами с выключенными коленями или неестественные, но эффектные скручивания в корпусе. Может, именно поэтому многие кубинцы танцуют до старости, не зная проблем с менисками, позвоночником и т.д.? Спортивная составляющая и стремление к красоте и чистоте линий – то, что отличает нас, бальников, от большинства кубинцев.

Под чистотой линий в данном случае подразумеваются не только позиции рук и корпуса (с этим в тех же кабаре все в порядке), но и положения бедер и стоп. Местные танцоры практически не собирают ноги в нейтральную позицию между шагами, и если бы наши партнерши делали такие откровенные и далеко не всегда красивые проходящие позиции, то вряд ли они могли бы себе позволить короткие юбки в конкурсном костюме. А если бы и позволили, это выглядело бы вульгарно.

Спортивная составляющая танцевального искусства отражается и в том, что танцорам, выступающим на соревнованиях по танцевальному спорту, важно, как они выглядят со стороны. Важно показать хорошую картинку, заработать как можно больше крестов, первых мест, понравиться публике и т.д. Танцы на Кубе носят, в первую очередь, социальный характер. Главная задача – просто получить удовольствие от того, что ты делаешь.

И, самое главное, когда кубинцы танцуют – они действительно счастливы. Вы никогда не увидите у них страшных гримас на лице от старания продемонстрировать "то самое, что я так давно тренировал" или скандалов с партнершей, потому что "я тебя в другую сторону повел". Они счастливы, несмотря ни на что, и этому, пожалуй, у них действительно стоит поучиться.

Конечно, современная конкурсная латина и традиционные танцы Латинской Америки сейчас идут разными дорогами. То, что сейчас исполняют танцоры на соревнованиях по танцевальному спорту, вряд ли можно назвать истинными латиноамериканскими танцами. Тем не менее, мы желаем всем танцорам хоть раз окунуться в эту культуру и вынести что-то интересное для себя. Важно знать свою историю, важно знать историю танцев, которые являются неотъемлемой частью твоей жизни. А о других особенностях культуры Латинской Америки мы расскажем в следующий раз.

Юлия Соболева

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?