Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Задания для подготовки к конкурсу "чип" олимпиадные задания на тему. Индейцы равнин - символ индейцев северной америки Кэтлина изображено жилище североамериканских индейцев которое называется

Кэтлин Джордж


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Стихия Огня , выраженая в натальной диаграмме, обеспечивает вас интуицией, энергией, храбростью, уверенностью в себе и энтузиазмом. Вы склонны быть страстным, утверждаете силу воли. Вы двигаетесь вперёд и, не смотря ни на что, достигаете ваших мечтаний и целей. Относительная слабость этого элемента - трудность отстраниться или своего рода смелость, приывающая вас делать глупости.

    Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства. Сердце и эмоции - ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово "чувство" является основным в вашем характере). Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Фиксированное качество соответствует большинству элементов в вашей диаграмме и представляет желание защиты и долговечности: Вы способны конкретно оценить ситуацию и ее стабильность. Вы определенно предпочитаете роль лояльного, упрямого и трудолюбивого человека, вместо того, чтобы ставить новые и опасные опыты. Вы структурируете, цементируете и усиливаете все, что находите на своём пути, не очень интересуясь стремительностью.

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - Лев Стрелец

Это зодиакальное сочетание формирует самую сильную волю. Вы амбициозны и темпераментны, сила и энергия позволяют вам осуществлять свои цели, какими бы они не были. Вы достаточно сдержанны и горды. Обычно не тратите усилий зря, безразлично, идет ли речь о любви или карьере.
- Вы экспрессивны, полны энтузиазма и вдохновляете других к действию. Но сами редко достигаете больших результатов. Если есть достаточно планет в стихии земли, то для установления равновесия можете проявить изобретательность и незаурядную предприимчивость. Вы независимы, но постоянно нуждаетесь в том, чтобы другие подбадривали вас, и вам нужны люди, на которых можно положиться.

Джордж Кэтлин. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Джордж Кэтлин

Солнце во Льве
По природе Вы лидер, у вас много друзей. Вы активны, всегда молоды душой и оптимистичны. Вопреки своей самоуверенности, Вы очень боитесь стать посмешищем в глазах других. Вы сердечный человек и любите выражать свои чувства. Терпение - это не самая сильная ваша сторона. Вас никто не может заставить делать что-либо силой, но лестью от вас можно добиться многого. Вы созидаельны и очень эмоциональны. Любите наслаждаться обеспеченной жизнью.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Джордж Кэтлин

Луна в Овене
Вы легко принимаете новые идеи, переживая опыт как способ самореализации. Вы часто меняете настроение, легко и быстро воспламеняетесь, а затем также быстро забываете причину злости. Порой выражаете тенденцию - я на первом месте. Вы также подвержены приступам раздражительности и головной боли. Людям кажется, что вы выдерживаете какую-то эмоциональную дистанцию, общаясь с ними. У вас хорошо развиты органы чувств, и вы часто пользуетесь этим сознательно, ради собственной выгоды. Если вы заинтересованы в чем-либо, можете быть очень добрым и отзывчивым, но, если не чувствуете внутреннего вдохновения, становитесь равнодушным и безликим. Вашими чувствами управляет эго. У вас быстрая реакция. Вы доверяете своим органам чувств и реагируете мгновенно, не размышляя. Это подчеркивает вашу импульсивность и склонность доверять чувствам, а не разуму. Вы презираете авторитеты и не любите, когда вам дают советы. Вы блистаете во всех ситуациях, когда требуется способность быстро принимать решения. Вы оригинальны, изобретательны, обладаете беспокойным умом, но не слишком выносливы. Во многих ситуациях берете инициативу на себя и демонстрируете самоуверенность. Пытаетесь доминировать над другими в эмоциональном плане и пользуетесь авторитетом, потому что как руководитель вы проявляете себя гораздо лучше, чем как подчиненный. Вы амбициозный и общительный человек, обладающий пионерским духом.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Джордж Кэтлин

Меркурий в Раке
Вы очень эмоциональны и легко подчиняетесь любым впечатлениям, идущим от органов чувств. Ссоры усугубляют ваше упрямство, так как вы не любите менять принятое решение. Вы впечатлительны, переменчивы и поддаётесь влиянию окружения. Добротой и уважением вас легко можно расположить к себе. У вас хорошая память и творческое мышление Вы внимательный слушатель, умеете сочувствовать чужим страданиям, но, если дело касается объективного мышления, то часто сталкиваетесь с проблемами, так как всегда примешиваете свои эмоции. Это может привести к склонности жалеть самого себя. Вы одарены дипломатичностью и трудолюбием, но в основном ориентированы на дом и семью.


(портрет не с выставки - из wikipedia)

Джордж Кэтлин
Портрет работы William Fisk. 1849
(не с выставки - из wikipedia )

Лишь в первой экспедиции 1803 года Льюиса и Кларка не было художников. Во всех последующих исследовательских партиях они принимали участие. Тем самым было положено начало традиции в Америке. В дореволюционной России традиция существовала. К слову, сохранялась и в советские времена.

Примерно в те же 1820е годы, когда первые экспедиционные художники фиксировали события, Чарльз Бэрд Кинг ( Charles Bird King , 1785 - 1862) получил государственный заказ создать портреты членов делегаций индейцев, прибывающих с официальными визитами в Вашингтон. Почему выбран этот мастер? Кто он такой?

Профессиональный художник. Получил серьезное образование в Нью Йорке и в Королевской Академии Лондона. Писал портреты многих более чем известных персон, в частности, президента Джона Адамса и министра обороны Джона Кэлхауна.

В рамках госзаказа Кинг создал серию (так называемую «книгу») небольших портретов маслом на холсте. Погрудные портреты анфас на темном фоне. Всего за период с 1822 по 1842 года Кинг создал 143 портрета - огромная работа , согласитесь . Финансировало создание портретной галереи - федеральное правительство . Томас Маккени (Thomas McKenney), чиновник высокого ранга, впоследствии глава Bureau of Indian Affairs (Бюро по делам индейцев) был другом Кинга . Иногда блат благотворен: портреты Кинга вдохновили и самого МакКенни, - в 1829 году он взялся за колоссальный труд. Сейчас его трехтомник History of Indian Tribes of North America. - классика . Иллюстрации в трехтомнике - из портретной галереи Кинга (на нашей выставке, естественно, нет. Все равно выложила в самом конце рассказа о художнике)

Какой портрет представлен на нашей выставке?

"Джесси Лохматая Голова" ( 1820. х.м. 46х 36)

Привычно-анекдотическое имя? Погодите. Породистый интеллигентный человек, несуетливый и отлично знающий себе цену. Коротко стриженные волосы, стоячий воротник безукоризненной рубашки, черная лента шарфа. ИНДЕЕЦ???!!!
Лидер индейцев чероки, одного из самых крупных и могущественных племен Северной Америки. Лохматая Голова отличался незаурядными способностями. Получил сан баптистского священника, служил своему племени в качестве дипломата и переводчика. Был ЕДИНСТВЕННЫМ должностным лицом, который разъезжал в пределах племени без оружия и охраны - с одной Библией в руках.

Такой художник - такая модель.

Кинга в интернете много.
Три иллюстрации (из 143) с литографий (9" x 6") из того самого трехтомника (см. выше):

1. Chon-Mon-I-Case, An Otto Half Chief, 2. Chou-Ca-Pe, An Otto Second Chief, 3. Hayne Hudjihini

В 1824 году делегация индейцев побывала в Филадельфии. Здесь ее увидел Джордж Кэтлин ( George Catlin , 1796-1872) . Юрист, с юности увлекавшийся живописью.

Делегация произвела на Кэтлина ошеломляющее впечатление. Цитата из путевого дневника: «История этого народа - тема, заслуживающая всей жизни. И лишь закат этой жизни может помешать мне... быть их историком» (далее все цитаты по каталогу в-ки «Запад, Запад.Запад», Вашингтон, 1989, стр. 27 ).

Стремился зарисовать образ жизни индейцев до того, как их мир разрушит неизбежное вступление в силу новых правил игры. Оставил после себя не только живописные свидетельства, но и литературные публикации. Популярен при жизни. Вот вам и ценители прекрасного??? Помимо всего остального, организовал и провез по Европе «Шоу дикого запада». Дягилев индейского искусства.

К 1840 году Кэтлиным написано около 600 картин - летопись жизни 40 с лишним племен. В 1840х годах более 400 портретов, пейзажей и жанровых сцен выставлялись в Англии, Франции и Бельгии.

Американский посол Черчиль Кемберлинг привез альбомы с работами Кэтлина в Россию. В эти же 1840е Кэтлин подарил всучил несколько работ Николаю I во время визита российского императора в Лондон.

На выставке Кэтлин представлен пятью работами (1832, масляная живопись на холсте размером 58 или 61 х 71). Три из них:


В 1832 году во время путешествия вверх по Миссури писал индейцев племени мандан. Изображена церемония посвящения, которую вынуждены проходить все мальчики-подростки. В конце "ужастика" их подвешивают за ключицы и в бреду боли и страха (а, может, и какого одурманивающего?!) они "познают" свое истинное имя. На последней картинке ребят без сознания уносят "реанимироваться". Жуткая история.
Через пять лет (после Кэтлина) племя полностью исчезнет в результате эпидемии оспы.
Отморозками быть - вредно для здоровья! Не апачи, однако!
Работы Кэтлина - единственное свидетельство о целом народе.

Тот самый случай, когда неловко анализировать собственно живопись: полотна ценны не этим. Тем не менее, при всей эскизности и «юридических навыках», у Кэтлина живописное видение мира. Смотришь на работы 1820х годов, а кажется, что это примитивизм уже следующего века. Да и сейчас такого «наива» немало. Единственно, следует помнить: художник не самовыражался, а выполнял заказ по «записи реальных событий в режиме реального времени». Это - репортаж.

В инете Кэтлина полно.

Увы, пропустим несколько стен - целое созвездие художников.

Остановимся на пару минут у этого забавного полотна. Что за «гномы», будто вылезшие из пещер старо-немецких или шотландских легенд?

«Золотодобытчики», ( 1858. х.м. 74х91 ). Автор - Альбертиус дель Ориент Брауэр ( Albertius del Orient Browere , 1814-1887).

Сын скульптора, профессиональный художник. Мастер жанровой живописи и речных пейзажей. Большую часть жизни прожил в штате Нью Йорк в Кэтскиллских горах, которые и изображал, зарабатывая «на хлеб насущный» и попутно накапливая известность.

Однако, было в его жизни два эпизода. В 1852 и 1858 году «золотая лихорадка» позвала в Калифорнию. Земли на берегу Тихого океана включены в состав страны в конце сороковых: 1846 год - Орегон и 1848 - Калифорния. После того, как в 1848 году в Калифорниинашли золото, началось то, что сегодня хорошо известно по романам и повестям, а также по многочисленным фильмам, песням, балладам, легендам и преданиям.

Среди искателей приключений, естественно, оказались и художники. Однако, многие скоро поняли, что прибыль от основной специальности несравнимо надежнее, чем старательская деятельность.

Пестрая когорта так называемых «сорокадевятников». Кстати, в 1849 году на прииски Калифорнии прибыла группа русских старателей. Знаете ли вы, что именнорусская партия оказалась в числе самых успешных? А вы считаете, что выставку сделать - это картинки привезти, да по стенкам развешать? Вот что можно «наМыть» в процессе подготовки.

Как получилось, что наши «золотодобытчики» столь разительно отличаются от привычно-киношных? Художник - «хозяин-барин». Он их видел такими:чистенькими, с вьющимися аккуратными бородками, в колпачках, смеющимися во время отдыха у подножья гор-великанов. Фантазеры эти художники. Стиль даже получил название «неправдоподобный» или, по имени самого известного «сказочника», «хоггартовский».

А почему, собственно, все старатели должны остаться в мифологии авантюристами, трагиками и романтическими хулиганами? Джек Лондону - «джек лондонское», а Брауэру - «брауэрское».

Брауэр в интернете есть. Смотрите, торгуются сегодня работы на аукционах.
Вот, к примеру www.askart.com/AskART/B/albertus_del_ori ent_browere/albertus_del_orient_browere.a spx

The Attack On The Ewatkins Glenn.

С "обязательной программой" заканчиваем. Следующий пост начну с одного из любимых.

Летний день 1945 г. Я нахожусь на ярмарке в Грейт Фоллс, северная Монтана. Передо мной бойкий коммивояжер от медицины превозносит лечебные силы своих, запечатанных в бутылки товаров. Время от времени он указывает на стоящую перед ним живую рекламу - высокого, прямого, молодого белого юношу, чье разрисованное краской лицо окаймлял прекрасный, ниспадающий головной убор из перьев. Тело молодого человека было облачено в матерчатые рубаху, леггины и набедренную повязку, выкрашенные в цвет оленьей кожи. Аудитория состояла главным образом из индейцев резерваций Монтаны, одетых в обычную европейскую одежду: штаны и рубахи. Я был заинтересован тем фактом, что бледнолицый символ американского индейца стоит перед нами в костюме, который очень напоминает те, в которых его слушатели - черноногие, кри и кроу - выступают для туристов на индейских шоу.

Каким же образом этот живописный костюм стал символом "индейскости" и для самих индейцев и для белых? Каким же образом на основе культуры Равнин сформировался популярный образ индейца? Почему и в Европе и в Америке люди, думая об индейцах, представляют себе носителей ниспадающих перьевых головных уборов, жителей конических типи, конных воинов и охотников на бизонов? Несомненно, что у наших отцов-основателей в дни, когда фронтирные поселения располагались не намного западнее Аллеганских гор и люди границы были знакомы лишь с индейцами - жителями лесов, обитавшими в крытых корой жилищах, путешествовавшими в берестяных каноэ или челноках, охотившимися и воевавшими пешком и не носившими ниспадающих головных уборов, такого представления не существовало. Как и когда оно возникло?

Заглянув в историю, мы обнаруживаем, что создание и формирование этого образа было долгим процессом, на который повлияло множество факторов. Постараемся проследить развитие образа от момента, который представляется самым начальным.

Очевидно, что до того, как не-индейцы начали изображать индейца индейцем Равнин, у них не было ясного представления об индейцах Великих Равнин и о тех аспектах их культуры, которые типизировали их путь жизни. За два с половиной века между путешествием Коронадо к сказочному городу Кивира в степях Канзаса в 1541 г. и покупкой США Луизианы в 1803 г. европейские исследователи и торговцы пересекли значительные части Равнин. Тем не менее, эти испанцы, французы и англичане не создали популярной литературы и не нарисовали известных картин об индейцах Равнин - ни портретов, ни сцен жизни. До покупки Луизианы эти индейцы оставались по сути дела неизвестными ни европейцам, ни жителям США (хотя некоторые сообщения ранних исследователей и торговцев уже были опубликованы).

Пять мужчин из племен ото, канза (коу), миссури, омаха и поуни,
посетившие Вашингтон и другие восточные города в 1821 г.

Первые прославившиеся портреты индейцев Равнин были сделаны в восточных городах в первом десятилетии XIX века. Они изображали индейцев, которых Льюис и Кларк, следуя указанию президента Джефферсона, послали в Вашингтон. Рисунки были сделаны в профиль, очень компетентными художниками, использовавшими механический прием, известный как "физионотрейс", чтобы точно очертить контуры голов своих клиентов. Французский художник Чарльз Бальтазье Ферге де Сен-Менин нарисовал портреты 12 мужчин и двух мальчиков, составлявших первую делегацию индейцев, прибывшую из-за Миссисипи. Томас Джефферсон приветствовал этих индейцев в Президентском Дворце летом 1804 г. и восторженно назвал их "гигантами и лучшими людьми, которых мы когда-либо встречали".

Чарльз Уиллсон Пил, выдающийся филадельфийский художник и владелец музея, вырезал миниатюрные силуэты десяти членов второй делегации индейцев Запада. 8 февраля 1806 г. он послал несколько профилей президенту Джефферсону с комментарием: "Линии лиц некоторых из этих индейцев очень интересны".

После своего возвращения с тихоокеанского побережья М. Льюис купил несколько оригиналов и копий индейских портретов Сен-Менина. Несомненно, что он намеревался включить репродукции, сделанные с них, в богато иллюстрированное сообщение об исследованиях Льюиса и Кларка, неосуществленное из-за его безвременной кончины в 1809 г. Несомненно, что в него вошли бы точные зарисовки костюмов и других предметов искусства индейцев Равнин, высланных или привезенных Льюисом и Кларком, которые Пил демонстрировал в своем популярном Филадельфийском музее.

Более важным фактором раннего распространения образа равнинного индейца стали портреты маслом нескольких членов делегации индейцев с Нижней Миссури и долины Платт, прибывшей в Вашингтон в конце 1821 г. Хотя Чарльз Бед Кинг рисовал портреты этих индейцев для Томаса МакКеннея, суперинтенданта по торговле с индейцами, он сделал и несколько дубликатов своих портретов, которые разошлись более широко - один был послан в Данию, другой - в Лондон. Оригинальные портреты сформировали ядро Национальной Портретной Галлереи Индейцев, которая стала одним из самых любимых туристами мест Вашингтона. В 1865 г. она была почти полностью уничтожена во время пожара в Смитсонианском институте.

Самым популярным индейцем делегации 1821 г. был Петалешарро, молодой воин пауни. Во время своего путешествия на Восток он был принят как герой из-за того, что отважно выручил команчскую девочку, которую должны были принести в жертву Утренней Звезде во время ежегодной паунийской церемонии. Портрет Петалешаро был нарисован в Филадельфии Джоном Ниглом, а также Кингом, и Сэмюэль Ф. Б. Морс поместил ее перед галереей посетителей на своей популярной картине "Старый Дом Представителей", нарисованной в 1822 г. Все три картины изображают этого индейского героя в ниспадающем перьевом головном уборе. Насколько мне известно, они являются первыми из миллионов изображений этого живописного индейского головного украшения, сделанных художниками и фотографами.

Во время этого восточного путешествия индейцев с Петалешарро встречался популярный писатель Джеймс Фенимор Купер. Эта встреча была источником вдохновения в написании "Прерии", единственного романа из серии "Кожаный Чулок", связанного с Великими Равнинами. В индейцах Равнин Купер нашел добродетели, которыми он наделил своих героев - индейцев Вудленда (Лесов , - прим. пер.) раннего периода в "Последнем из могикан". Отзываясь об индейцах через два года после опубликования этого популярного романа, он отмечает: "Большинство из них, живущих в, или около поселений, - униженная и сильно деградировавшая раса. По мере удаления от Миссисипи станут видны более здоровые стороны жизни дикарей."

Купер думал, что вожди индейцев Равнин обладают "величием духа, стойкостью и диким героизмом..." и привел Петалешарро в качестве первого примера.

До 1840 г. некоторые из отличительных особенностей индейцев Равнин приводились в иллюстрированных книгах и журналах. Первым опубликованным изображением конического кожаного типи кочевых индейских племен была грубая гравюра по полевой зарисовке Титиана Пила во время экспедиции Майора Лонга 1819-20 гг., появившаяся в сообщении Эдвина Джеймса об этих исследованиях.

Т. Пилу мы также обязаны первой публикацией изображения верхового индейца Равнин, убивающего бизона из лука. Она появилась как цветная литография в "Cabinet of Natural History and Rural Sports", Филадельфия, 1832 г.

Первым изображением верхового воина Равнин, по-видимому, была литография с рисунка Питера Риндесбахера "Нападение воина сиу", опубликованная в октябре 1829 г. в "American Turf Register and Sporting Magazin" и сопровождавшая статью "Коневодство у индейцев Северной Америки". Риндисбахер имел много возможностей наблюдать воинов и охотников на бизонов Равнин в течении почти пяти лет жительства в поселении Лорда Селкрика на Северной Ред-Ривер в 1821-26 гг. Несомненно, что Пил и Риндисбахер разогрели растущий интерес среди армейских офицеров, лошадников и спортсменов к замечательному искусству индейцев Равнин как конных воинов и охотников на бизонов.

Риндисбахерова зарисовка конных индейцев, преследующих бизонов, была предложена как цветная литография к обложке второго тома Томаса МакКеннея и Джеймса Холла "История индейских племен Северной Америки". Однако, лишь малая часть из 120 прекрасно напечатанных цветных литографий этой работы действительно изображали индейцев Равнин. И почти все они были портретами членов западных делегаций в Вашингтон, оригиналы которых были созданы Сен-Менином, Кингом или его учеником, Джорджем Куком.

В 1839 г. Сэмюел Джордж Мортон из Филадельфии, считающийся отцом физической антропологии в Америке, опубликовал свою главную работу "Crania Americana". На обложку помешена литография, репродуцирующая портрет, написанный Джоном Ниглом с верховного вождя омаха, Большого Лося, выдающегося члена делегации с Великих Равнин в 1821 г. Мортон объяснил свой выбор следующим образом: "Среди множества изученных мной индейских портретов, нет ни одного, изображающего более характерные черты: покатый лоб, низкие брови, большой орлиный нос , высокие скулы, широкие лоб и подбородок, и угловатое лицо.


Первым иллюстрированным учебником по американской истории была книга "История США" Чарльза А. Гудрича. Впервые опубликованная в 1823 г., к 1843 г. она была переиздана 150 раз. Однако, появившаяся в1832 г. "История США" Ноя Вебстера стала ее популярным конкурентом. Маленькие и порой неразборчивые гравюры в этой книге не были многочисленны. Тем не менее, некоторые из них изображают индейцев. В истории Вебстера некоторые сцены были скопированы с зарисовок индейцев побережья Северной Калифорнии, сделанных Джоном Уайтом в XVI веке. Но сцены, изображающие встречи ранних исследователей с индейцами, заключение индейских договоров и индейские войны основывались, главным образом, на работах анонимных авторов. Индейцы Равнин отсутствовали. Они еще не успели оставить яркий след в истории Америки своим упорным сопротивлением вторжению белых поселений в их родные степи.

Но наибольшее влияние на распространение образа индейца Равнин и становления его как символа американского индейца оказали книги американского художника Дж. Кэтлина и немецкого ученого, принца Александра Филиппа Максимилиана, а также картины Кэтлина и шведского художника Карла Бодмера, сопровождавшего принца в экспедиции на Верхнюю Миссури в 1833-44 гг.

Вдохновленный видом делегации западных индейцев, проезжавшей через Филадельфию по пути в Вашингтон, и своим собственным заключением, что живописные индейцы Равнин обречены на культурное уничтожение по мере продвижения фронтира на запад, Кэтлин решил спасти этих индейцев от забвения и, пока не поздно, "стать их историком" . Летом 1832 г. и летом 1834 г. он путешествовал среди племен Верхней Миссури и южных Равнин, собирая информацию и готовя картины для Индейской Галереи, которая вызвала восторги зрителей в больших городах Америки. В 1840 г. выставка 4 года демонстрировалась в Англии, в Лондоне. Затем она переместилась в Париж и была специально представлена в Лувре королю Луи Филиппу. Кроме картин, на выставке демонстрировались одетые в костюмы манекены, стояло типи кроу и регалии индейских танцев и церемоний (чиппева и айова). Именно Кэтлин представил "Дикий Запад" цивилизации, и выставка произвела на европейцев и американцев неизгладимое впечатление.

Тем не мене, книги Кэтлина оказали еще большее влияние. Его двухтомные "Манеры, обычаи и состояние североамериканских индейцев", опубликованные в 1841 г. в Лондоне, включали как живое описание его путешествий и наблюдений, так и 312 репродукций с металлических гравюр его зарисовок. Работа вызвала восторженные отклики и в США и за рубежом и была переиздана 5 раз за 5 лет. Хотя Кэтлин включил краткие описания и иллюстрации, главным образом портреты некоторых наполовину цивилизованных племен Вудленда, он концентрировался, в основном, на диких племенах Великих Равнин. Можно сказать, что индейцы Равнин были его любимцами. Часто, если не постоянно, Кэтлин их превозносит. Он заявил, что племена Верхней Миссури были "прекраснейшими образцами индейцев континента... в состоянии полнейших грубости и дикости, и поэтому живописны и красивы настолько, что это невозможно описать" . Кроу были "красивыми и хорошо сложенными людьми по меркам любой части мира" . Ассинибойны - "прекрасной и гордой расой" . "Сиу выглядят так же прекрасно" и почти те же слова использованы при описании шайеннов. Несколько глав книги он посвятил Четырем Медведям, второму вождю манданов, которого он назвал "самым необычайным человеком, живущим в наши дни среди Первозданной Природы" .

"Reise in das Innere Nord Amerika in der Jahren 1832 bis 1834" принца Максимилиана, впервые опубликованная в Кобленце (1839-41 гг.) была более сдержанным научным описанием индейцев Верхней Миссури. Тем не менее, в течении нескольких лет она была переиздана в Париже и Лондоне, а спрос на нее превысил предложение. Популярностью своей она во многом обязана прекрасным репродукциям несравненных полевых зарисовок равнинных индейцев Карла Бодмера, появившимся в сопутствующем "Атласе".

Работы Кэтлина и Максимилиана - Бодмера, появившиеся почти одновременно, повлияли на внешний образ индейцев, сложившийся в середине XIX века, в двух направлениях. Во-первых, пример этих исследователей подтолкнул других художников к поездкам на Запад и рисованию индейцев Равнин в поле. Среди таких художников наиболее известны американец Джон Микс Стенли, американский немец Чарльз Уимар, канадец Пол Кейн, и швед Рудольф Фредерик Керц.

Во-вторых, наиболее способные иллюстраторы, не бывшие на Западе, стали рисовать, используя для справки работы Кэтлина и Бодмера. В 1843г., через два года после первой публикации популярной книги Кэтлина, предприимчивый филадельфийский издатель предложил "Сцены индейской жизни: серии оригинальных рисунков, изображающих события из жизни индейского вождя. Нарисованы и вырезаны на камне Феликсом О.С. Дарлеем". Работа изображала эпизоды из жизни вымышленного вождя сиу. Художник был тогда совсем не известным "местным парнем", 20-ти лет от роду; но он обладал замечательным искусством рисовальщика. Дарлей стал выдающимся иллюстратором книг и журналов. Хотя большинство его иллюстраций изображают не индейцев, он несколько раз рисовал охоту на бизонов и другие стороны жизни индейцев Равнин. Он подготовил обложку и иллюстрированную первую страницу для первого издания "Пути в Калифорнию и Орегон" Фрэнсиса Паркмана. В конце жизни он сделал цветную литографию "Возвращение с охоты", отличающуюся ложным реализмом, которого, при полном незнании объекта, может достичь лишь очень искусный художник. На переднем плане изображено берестяное каноэ, на среднем - типи, деревня, на заднем - высокие горы. Дарлей, похоже, спрессовал в единой сцене географию и культуру, характерные для всей области от Великих Озер до Скалистых гор.

Дарлей был ближе к истине, когда следовал Кэтлину и Бодмеру более точно. Некоторые из его иллюстраций к книгам честно сопровождаются пометкой "По Кэтлину".

Некоторые из наиболее популярных оттисков Керье и Айвеса (1850-60-е гг.) были западными сценами, литографированными с очень реалистичных рисунков, выполненных совместно немцем по происхождению Луисом Маурером и Артуром Фитцуиллиамом Теитом, родившимся в Англии. Ни один из них лично не видел индейцев Равнин. Маурер признал, что свои знания об индейцах они получили, рассматривая репродукции работ Бодмера и Кэтлина в Эсторской библиотеке в Нью-Йорке.

И наконец, Кэтлин и Бодмер сильно повлияли на тех меньших, дешево оплачиваемых художников, которые иллюстрировали множество популярных книг об индейцах, а также школьные пособия; они начали появляться через несколько лет после опубликования работ Кэтлина и Бодмера. Можно проследить дегенерацию реалистичности в иллюстрировании копий этих некогда популярных книг, хранящихся теперь в зале редких книг Библиотеки Конгресса.

В 1840-50-е гг. плодовитым создателем популярных книг был Сэмюэл Грисволд Гудрич, обычно использовавший псевдоним "Питер Парли". В 1856г. он утверждал, что написал 170 книг общим тиражом в несколько миллионов экземпляров. К 1844 г. Гудрич открыл Кэтлина, когда тот опубликовал "Историю индейцев Северной и Южной Америки"; он цитировал Кэтлина в тексте и скопировал "Четыре Медведя" на одной из иллюстраций. Вышедшая через 2 года книга Гудрича "Манеры, обычаи и древности индейцев Северной Америки" заимствовала все свои 35 иллюстраций, изображающих индейцев, из Кэтлина. Двадцать восемь из них представляли индейцев Равнин. И наконец, в "Рисованной истории США для детей" Гудрича, впервые опубликованной в 1860 г. и через пять лет принятой как учебник для публичных школ Мэриленда, индейцы Новой Англии, Виргинии и Острова Роанок изображены живущими в типи и носящими ниспадающие головные уборы равнинного стиля, а индейцы Виргинии XVII века показаны завернутыми в раскрашенные бизоньи шкуры и совершающими бизоний танец перед своими типи.

Впечатлительные молодые читатели популярных историй об индейских войнах, опубликованных в 1850-х, также увидели в племенах Вудленда общие черты равнинной культуры. В "Индейских войнах США с самого раннего периода до наших дней" Джона Фроста конная охота на бизонов изображена в главе о франко-индейских войнах, кэтлиновский верховой воин кроу - в главе о войне 1812 г., а кэтлиновский же портрет Орлиных Ребер, воина черноногих - в главе о войне с криками.

Кэтлиновские и бодмеровские изображения индейцев Равнин претерпели еще даже больше в "Индейских войнах США со времен открытия и до настоящего времени" Уильяма В. Мура. В этой книге "Четыре Медведя" стал "Понтиаком", конный воин кроу - "воином криков", а церемония манданов превратилась в "деревню семинолов". Хорошо идентифицированные бодмеровские портреты лидеров манданов, хидатса и сиу стали "Сатуриоувой", флоридским вождем XVI века и двумя лидерами индейских войн колониальной Новой Англии.

В 1856 г. в Англии было опубликовано первое иллюстрированное издание "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло. Джон Джилберт, его иллюстратор, не копировал Кэтлина дотошно, но во многом основывался именно на нем и представил героев поэмы древних оджибвеев озера Верхнего типичными индейцами Верхней Миссури. Например, его портрет "По-пок-кивиса" является лишь слегка отличной версией манданского героя Кэтлина, "Четырех Медведей".

Появление таких индейцев Вудленда в одежде индейцев Равнин этим не ограничилось. Джон Микс Стенлей хорошо знал племена Равнин, однако, когда он попытался нарисовать "Молодого Ункаса" (мохеганин XVII века) и "Испытание Красной Куртки" (сенека), то одел их в костюмы племен западных степей. И когда Карл Бодмер, вместе с французским художником Жаном Ф. Миллетом создавали серии реалистичных, но богатых поэтическими образами сцен пограничных войн в долине Огайо во время войны за независимость, вполне понятно, что изображенными на них оказались индейцы Равнин в головных уборах.

В 1860 г. появилось новое средство пленения воображения американских мальчиков образом индейского воина. Увеличивались количество и тираж дешевых романов. Излюбленной темой этой сенсационной литературы была война с индейцами на Западных Равнинах, во время которой диких команчей, кайова, черноногих или сиу "повергали в прах" во время опасных приключений героя. Кипы этих дешевых книженций отсылались в лагеря солдат или в поле во время Гражданской войны и чтение их позволяло юношам в серой или синей униформе по крайней мере на время забыть о своих собственных бедствиях и страданиях.

Угроза войн с индейцами Равнин стала очень реальной, когда после Гражданской войны переселенцы, старатели, дилижансы и телеграфные линии потянулись через Равнины, и сиу, шайенны, арапахо, кайова и команчи стали защищать свои охотничьи земли от этого вторжения. На запад посылались репортеры газет и журналов, которые должны были сообщать о результатах индейских войн. Теодор Р. Дэвис, художник и репортер "Harper"s Weekly" путешествовал на дилижансе Баттерфилд Оверленд Диспетч, атакованном 24 ноября 1865 г. шайеннами (около станции Смоуки Хиллс Спринг). Эта яркая картина опыта из его собственной реальной жизни, опубликованная 21 апреля 1866 г. стала прототипом одного из самых стойких символов Дикого Запада - нападения индейцев на дилижанс.

Старавшиеся информировать цивилизованный мир о характере и ходе войн с индейцами Равнин, иллюстрированные журналы посылали в поле репортеров-рисовальщиков, изображавших индейскую жизнь, договорные советы и все те события быстро меняющейся военной ситуации, которым они были свидетелями или о которых узнавали от участников этих событий. В 1867 г. Т. Дэвис осветил для "Harper"s Weekle" кампанию генерала Хенкока против враждебных шайеннов, сиу и кайова, развернувшуюся на территории Канзаса. Дж. Тэйлор зарисовал договор Медисин Лодж, заключенный в том же году, для "Иллюстрированной Еженедельной Газеты Фрэнка Лесли". Художники и репортеры приезжали из далекой Германии, и наши войны с западными индейцами нашли отражение в канадских и английских журналах, таких как "Канадские иллюстрированные новости" и "Лондонские иллюстрированные новости".

Отчаянно сопротивлявшиеся армии США индейцы Равнин снова и снова демонстрировали свои отвагу и воинское искусство. 26 июня 1876 г, на Литтл Биг Хорн они уничтожили отряд Кастера, нанеся армии США самое чувствительное поражение за всю ее долгую историю. Многие художники, основываясь, в основном, на своем собственном воображении, пытались изобразить это драматическое действо. Одна художественная реконструкция заключительной стадии боя, литография Отто Бекера "Последний бой Кастера", по картине Кассилли Адамса, стала одной из самых знаменитых американских картин. Было распространено более 150 тыс. копий этой большой литографии (скопировано Анхеусером-Бучем в 1896г.). Они дали тему для разговоров миллионам посетителей баров по всей стране.

За 4 года до своей смерти Джордж Армстронг Кастер сериально опубликовал в "Гелакси", респектабельном журнале среднего класса, "Мою жизнь на Равнинах", в которой восхищался "бесстрашным охотником, несравненным наездником и воином Равнин". Многие армейские офицеры, воевавшие против этих индейцев, выражали подобное мнение, распространившееся по пользующимся спросом книгам, некоторые из которых были богато иллюстрированы репродукциями рисунков и фотографий, включая портреты многих ведущих вождей и воинов враждебных индейцев - Красного Облака, Сатанты, Галла, Сидящего Быка и других. Военные подвиги этих лидеров стали известны читателям XIX века лучше, чем подвиги героев лесов, таких как Король Филипп, Понтиак, Текумсе, Оцеола и Черный Ястреб.

20 июля 1881 г. Сидящий Бык, последний из выдающихся лидеров войн равнинных индейцев, вернувшись из Канады и сдавшись властям США, сдал свою винтовку. Но в ближайшие 2 года Уильям Ф. Коди, наездник пони экспресс, разведчик, борец с индейцами и герой сотен дешевых романов, получивший за свое охотничье искусство прозвище "Баффало Билл", организовал представление на тему уходящей жизни Старого Запада, которое было столь реалистичным, что никто из видевших уже его не забывал. Шоу "Дикий Запад Баффало Билла" открылось в Омахе, Небраска, 17 мая 1883 г. Оно просуществовало более 3-х десятилетий и выступало перед округлявшими глаза зрителями США, Канады, Англии и Европы. В 1885г. с шоу путешествовал сам Сидящий Бык. Оно всегда включало ряд представлений с настоящими индейцами Равнин - пауни, сиу, шайеннами и арапахо - охотившимися на маленькое стадо бизонов, танцевавшими военные танцы, устраивавшими скачки и нападавшими на хижину переселенца или на переселенческий обоз, пересекающий Равнины. Кульминацией каждого представления было нападение индейцев на Дедвудский почтовый дилижанс, пассажиров выручал сам Баффало Билл и его лихие наездники-ковбои. Эта сцена бычно изображалась на обложке программки и на плакатах, рекламирующих шоу.

В 1877г. шоу было хитом Американской Выставки на праздновании в Англии Золотого Юбилея Королевы Виктории, представлялось перед заполненными трибунами, вмещавшими 40 тыс. Зрителей, на большой арене. 16 апреля 1887г. "Лондонские иллюстрированные новости" попытались это объяснить: "Замечательное представление, "Дикий Запад", вызвало фурор в Америке, и это легко объяснить. Ведь это - не цирк, и вовсе не представление в театральном смысле, а точное изображение повседневных сцен фронтирной жизни, пережитых и изображаемых людьми компании "Дикий Запад"."

Исключая Испанию, где ни одно уличное представление не могло конкурировать с боем быков, шоу Баффало Билла получило на всем континенте непревзойденное признание. Во время семимесячной остановки на Парижской Выставке (1899) оно привлекло многих знаменитых художников. Известная французская анималистка Роза Бонею изобразила индейцев-участников шоу преследующими бизонов. Более того, индейцы воодушевили Цируса Даллина, американского скульптора, обучавшегося тогда в Париже, на создание первой серии героических статуй, изображавших индейцев Равнин. "Знак мира", законченная как раз вовремя, чтобы завоевать медаль Парижского Салона 1890-го г., теперь стоит в Парке Линкольна, Чикаго. Вторая работа, "Шаман" (1899) находится в Парке Феэмаунт, Филадельфия. Знаменитый скульптор Лорадо Тафт считал ее "величайшим достижением" Даллина и "одним из самых замечательных и значительных плодов американской скульптуры" . В "Обращении к Великому Духу", обладателе золотой медали Парижского Салона 1909г., индеец сидит верхом на лошади перед Музеем изящных искусств в Бостоне. И четвертую работу, "Скаута", можно увидеть на холме в Канзас-сити. Тафт назвал реалистичных конных индейцев Даллина "одними из наиболее интересных публичных монументов страны" .

Феноменальный успех шоу "Дикий Запад Баффало Билла" воодушевило других людей организовать подобные же шоу, которые, вместе с мелкими "медисин" шоу индейцев, в первые годы нашего века ездили по США и Канаде, предоставляя работу многим индейцам, не являвшимся членами равнинных племен. Эти шоу сыграли определенную роль в распространении таких черт равнинной культуры, как ниспадающий перьевой убор, типи, военные танцы равнинных племен, среди индейцев,живших на значительном от них расстоянии. Уже в 1890-х годах путешествовавший с медисин-шоу шайенн ввел "военный головной убор" среди индейцев острова Кейп Бретон. Благодаря контакту с индейцами-участниками шоу на Пан-американской экспозиции в Баффало (1901 г.) сенека штата Нью-Йорк заменили свою традиционную корону из торчащих вверх перьев на головной убор равнинного типа и научились ездить верхом и танцевать подобно индейцам Равнин, чтобы получить работу на популярных индейских шоу этого периода. Карл Стоящий Олень, профессиональный цирковой индеец, ввел головной убор индейцев Равнин среди своих людей, чероки Северной Каролины (осень 1911г.).

Принятие типичного костюма индейцев Равнин, их типи, а также некоторых других характерных особенностей культуры в качестве стандартного снаряжения для шоу индейцами других культурных областей очевидно при изучении фотографий XX века. Моя коллекция фотографий, почтовых карточек и газетных иллюстраций, датируемых от начала века, включает изображения пенобскотов штата Мэн (и женщин, и мужчин), носящих типичные для Равнин одежды, танцующих перед своими типи на празднике в Бангоре; юма латунной общины Аризоны, каждый член которой носит полный костюм индейца Равнин; танцующих зиа пуэбло Нью Мексико в ниспадающих перьевых головных уборах; кайюсов Орегона, позирующих в типичном костюме Равнин перед типи; и юношу-индейца, стоящего перед типи в черокском поселении, привлекая туристов и заманивая их в магазин редкостей.

В 1958г. я говорил с индейцем маттапони на побережье Виргинии о красивом головном перьевом уборе сиукского типа, который он носил, приветствуя посетителей маленького индейского музея, расположенного в его резервации. Он был горд тем, что сделал его сам, даже вышил головную ленту. С простой и неопровержимой логикой, которую часто можно встретить в индейских комментариях американской культуры, он объяснил: "Ваши женщины копируют свои шляпки с парижских, потому что они им нравятся. Мы, индейцы, используем стили других племен так же потому, что они нам нравятся" .

Тенденция стандартизации индейского костюма, основанная на моделях индейцев Равнин, отразилась и в искусстве некоторых талантливых художников таос из Нью-Мексико, для которых чувственная интерпретация "индейскости" была важнее достоверности племенной принадлежности. Точно так же, это проявляется в выдающихся картинах, посвященных значительным историческим событиям колониального периода Востока. Костюмы равнинных индейцев нетрудно узнать на фреске Роберта Рейда "Бостонское чаепитие" (Стейт Хаус, Бостон) или на "Договор с индейцами Уильяма Пенна" в здании Конгресса в Харрисбурге, обе работы были созданы в первой четверти нашего века. И,видимо, не вызывает удивления вид индейцев XIX века, сидящих на празднике, изображенном на картине Дженни Браунскомб "Первый день благодарения", висящей в Пилигрим Холл, Плимут, Массачусетс.

Все американские монеты, на которых изображены индейцы, тесно связаны с индейцами Равнин. И пенни с головой индейца, выпущенная в 1856г., и золотой десятидолларовик, подготовленный Огюстом Сент-Гауденсом к выпуску в 1907г., представляют собой художественные концепции Божественной Свободы в оперенном головном уборе. Несколько индейцев притязают, что именно они были моделями пяти индейских голов на знаменитом "бизоньем никеле". Но его создатель, Джеймс Эли Фрезер, в письме к Комиссионеру по индейским делам, датированном 10 июня 1931 г., утверждал: "Я использовал три головы и помню двух людей, одним был Железный Хвост, самый лучший индейский типаж из мне известных, другим был Две Луны, а имени третьего я не помню.

Примечательно, что две модели, которых помнит автор, были индейцами Равнин. Две Луны, вождь шайеннов, помог "смести" отряд Кастера на Литтл Биг Хорн. Имевший выраженные черты лица Железный Хвост возглавлял атаку сиу на дедвудский дилижанс в шоу Баффало Билла. В течении 25 лет после выхода монеты в 1913 г. - когда за никель можно было проехаться в Нью-Йоркской подземке, купить сигару или мороженное - впечатляющая голова индейца, вместе с бизоном, изображенным на противоположной стороне монеты, напоминала американцам об индейцах Равнин.

Единственной, постоянно выпускаемой американской маркой, носящей портрет индейца, является 14-ти центовая марка, впервые вышедшая 30 мая 1923 г. Названная "Американский индеец", она изображает Медведя Пустого Рога, красивого сиу из резервации Роузбад, Южная Дакота, умершего в Вашингтоне после участия в параде, последовавшем за инаугурацией президента Вудро Вильсона.

В торжественной церемонии, посвященной похоронам Неизвестного Солдата Первой мировой войны, специальный человек был выбран для совершения торжественного возложения перьевого головного убора на каску - как дар от всех американских индейцев Неизвестному Солдату, отдавшему жизнь за их страну. Этим человеком был Много Подвигов, пожилой, величественный военный вождь кроу Монтаны. Это произошло через 100 лет, вплоть до совпадения месяцев, после того, как молодой паунийский герой, Петалешарро, впервые появился в столице, украшенный живописным ниспадающим головным убором из перьев. За прошедшее столетие военный головной убор индейцев Равнин стал общепризнанным символом индейца Северной Америки.

Дж. Юэрс
Перевод Щетько А.,
Ewers J.C., Indian life on the Upper Missouri. Norman, 1968, p. 187-203.

Его мать и бабушка оказались заложниками во время восстания индейцев в штате Пенсильвания, известное как Резня в долине Вайоминга.

Несмотря на все пережитое семьей, детство Джорджа было наполнено историями про индейцев и поиском индейских артефактов.

Выучившись на юриста, он некоторое время занимался адвокатской практикой в ​​Уилкс-Барре. Но страсть к живописи взяла верх. И в 1821 году, в возрасте 25 лет, попытался продолжить свою карьеру в качестве художника-портретиста, проживая в Филадельфии. Конечно, он стал постоянным посетителем музея в ведении Чарльза Уилсона Пила, в котором содержались многочисленные предметы, связанные с индейцами, а также экспедицией Льюиса и Кларка.

Ход его карьеры изменила делегация западных индейцев посетивших Филадельфию. Кэтлин написал первые портреты индейцев и решил собрать, как можно больше информации об этом народе. Как утверждал он сам, именно эта встреча определила его судьбу.

В 1828 году Кэтлин женится на Кларе Грегори, которая был родом из зажиточной семьи купцов в Олбани, Нью-Йорк. Несмотря на свой счастливый брак, Кэтлин очень хотел изучать Запад.

И он отправился 1830 году в западную часть Соединенных Штатов. Сент-Луис был тогда краем американской границы. Ему удалось встретиться c Уильямом Кларком, который четверть века назад провел знаменитую экспедицию.

Кларк был впечатлен желанием художника и предоставил ему помощь, чтобы он смог посетить индейские селения. Карта Кларка, на тот момент, была самой подробной картой Северной Америки к западу от Миссисипи.

Кэтлин Джордж: Маленький Медведь, воин из племени Хункпапа, 1832

Холст, масло, 73,7 х 60,99

На протяжении 1830-х годов Кэтлин много путешествует, часто живя среди индейцев.

В 1832 году живет среди сиу, которые сначала очень подозрительно отнеслись к детальному изображению на бумаге. Тем не менее, ему было разрешено изображать жизнь племен.

Кэтлин Джордж: Последний круг церемониального танца Мандан О-Ки-Па, 1832

Холст, масло, 59 х 71

Вашингтон, Национальный музей американского искусства

Кэтлин Джордж: Лоси у воды, 1854

Холст, масло, 48,26 х 67,31 Частное собрание США

Кэтлин часто рисовал портреты индейцев, их повседневную жизнь, записывая сцены ритуалов и даже спорта. На одной картине он изображает себя и индийских вождей в шкурах волков в траве прерии, внимательно наблюдающих за стадами буйволов.

В 1837 году Кэтлин открывает картинную галерею в Нью-Йорке.

Его считают первым, кто показал «Дикий Запад» и экзотическую жизнь индейцев для жителей города.

Кэтлин Джордж: Бизон, великий воин племени пауни, 1832

Холст, масло

Вашингтон, Национальный музей американского искусства

Кэтлин ожидал, чтобы его выставку будут принимать всерьез как исторические документы о жизни индейцев. Он мечтал продать свои картины в конгресс США и надеялся, что проделанная им работа легла в основание национального музея, посвященного индейской жизни.

Кэтлин Джордж: Горб Бизона, верховный вождь, 1832

Холст, масло,73,7 х 60,99

Но конгресс не оказался заинтересован в покупке картин. И выставка работ в других города не была так популярна, как в Нью-Йорке.

Расстроенный Кэтлин уезжает в Англию, где его творчество вызывает интерес. Картины с успехом демонстрировались в Лондоне.

Кэтлин Джордж: Белое Облако, вождь племени айова, 1830-1870

Холст, масло70,5 x 58 см

Вашингтон Национальная галерея США

Книга более 800 страниц вышла в двух томах. Весь материал наблюдений, зарисовок, собранных во время путешествий, вошли в книгу. Она успешно прошла через ряд изданий.

Кэтлин Джордж: Гон у бизонов — Верховья Миссури, 1837-39

Холст, масло

Вашингтон Национальный музей американского искусства

В своих заметках художник подробно рассказывал, как огромные стада буйволов на западных равнинах были уничтожены, только потому, что одежда из меха была очень популярна в восточных городах.

Кэтлин Джордж: Военный совет сиу, около 1848

Холст, масло 64,45 х 81,28

Частное собрание США

Проницательно называя это явление экологической катастрофой, Кэтлин сделал потрясающее предложение. Он советовал оградить огромные массивы западных земель, чтобы сохранить их в естественном состоянии.

Таким образом, именно Джордж Кэтлин первым дал идею создания национальных парков.

Вскоре Кэтлин возвращается в Соединенные Штаты, и снова попытался предложить Конгрессу свои картины. Но его опять ждала неудача. Оказавшись в тяжелом финансовом положении все же решает вернуться в Европу.

Кэтлин Джордж: Фламинго в южной Америке, 1856

Акварель, гуашь 53,34 х 67,94

Частное собрание США

В Париже, Кэтлину удалось урегулировать свои долги, продавая большую часть своей коллекции картин американскому бизнесмену, который хранил их на паровозном заводе в Филадельфии. Жена Кэтлина умерла в Париже, и художник переезжает в Брюссель, где и жил до возвращения в Америку в 1870 году.

Кэтлин умер в Джерси-Сити, Нью-Джерси в конце 1872 года. Некролог в New York Times назвал значимой его работу документирования индейской жизни, и подверг критике Конгресс, который так и не приобрел коллекцию.

Какова же судьба его картин? Часть работ долгое время хранилась на фабрике в Филадельфии и была приобретена Смитсоновским институтом, в котором находятся и сегодня. Другие работы художника разшлиь по всему миру, и находятся в музеях США и Европы.

Можно добавить, что без самоотверженной любви Джорджа Кэтлина к индейскому народу, без его любви к свой земле, наши знания о индейских племенах и природе Америки, не были бы так полны и красочны. Он, как строгий очевидец, фиксировал уходящий мир.

Его творческое наследие обрело смысл и ценность спустя годы.

Материал подготовила скромный любитель всего индейского P.S. София

Спасибо, Алексей!!! Вдохновляет!

София, спасибо за интересный очерк.Благодаря таким увлечённым людям приоткрываются новые горизонты.

Спасибо за отзыв. У меня над столом висит копия его работы, вдохновляет...Возможно, это хорошо, идти своим путем.

Спасибо огромное за очень интересный материал. Как бы я хотел повторить судьбу этого человека и художника!

«История этого народа – тема, заслуживающая всей жизни. И лишь закат этой жизни может помешать мне … быть их историком»

Из путевого дневника Джорджа Кэтлина

Джордж Кэтлин – довольно незаурядная личность в истории путешествий. Он известен как американский художник, писатель и путешественник-этнограф, который занимался изучением культуры и традиций индейских племён и оставил немало ценных сведений, ставших едва ли не единственным свидетельством о жизни целого народа.

От детских грёз — к воплощённым в реальность мечтам

Родился будущий исследователь цивилизации индейцев 26 июля 1796 г. в местечке Уилкс-Барре, расположенном в штате Пенсильвания, в семье обычного американского фермера. Ещё ребёнком Джордж узнал немало о жизни индейцев из рассказов своей матери и бабушки, которые во время масштабного индийского восстания, известного как «Вайомингская Резня», оказались в заложниках у аборигенов. Рассказы об индейцах покорили воображение мальчишки, и в детские годы он немало времени проводил, блуждая по лесу, в поисках каких-то индейских вещиц.

Повзрослев, Джордж изучил юриспруденцию и даже некоторое время практиковал в своём родном городке. Но душа его совсем не лежала к такой работе. Юридическая практика казалась ему довольно скучным делом, да к тому же, молодой человек не на шутку увлёкся живописью и решил дальнейшую жизнь связать именно с этим, более интересным, творческим делом. В возрасте 25 лет юноша перебрался в Филадельфию, где начал постигать азы искусства.

Юный художник любил посещать музей, в котором содержалось немало экспонатов,

связанных с жизнью индейцев, и однажды ему даже довелось повстречаться с прибывшей в город делегацией индейцев, портреты которых и стали первыми, причастными к жизни этого народа, работами Кэтлина. Именно в этот момент Джордж окончательно принял для себя одно из наиболее важных в своей жизни решений, к которому он шёл ещё с детских лет: во что бы то ни стало, узнать как можно больше информации об истории индейских племён и о жизни индейцев.

Но в очередной раз жизнь отвлекла его от мечты. На этот раз на пути встали романтические грёзы. Молодой художник всерьёз увлёкся дочерью преуспевающего торговца из Олбани – Кларой Грегори, и в 1828 г. женился на ней. Но, не смотря на счастливый брак, Джордж не позабыл ни о живописи, ни о своём желании досконально изучить историю индейских племён.

Спустя 2 года после женитьбы, Кэтлин ещё более осознанно приступил к реализации своей давней мечты. Он побывал в Сент-Луисе, где встретился с Уильямом Кларком, занимавшим в ту пору официальную должность по вопросам, связанным с жизнью индейцев. Стареющий исследователь был впечатлён работами молодого талантливого художника и всецело разделял стремление Джорджа к изучению индейских племён, поэтому постарался помочь реализовать желание парня и предоставил ему свободный пропуск для путешествий по индейским резервациям.

Кисти, краски и путешествия

Путешествуя по Америке, Кэтлин изображал сцены быта индейских племён, рисовал портреты индейцев и живописные пейзажи своей страны тех времён. Среди его работ немало красочных портретов коренных жителей американского континента, которые позволяют получить наиболее яркое представление о них.

За почти 8 лет своих путешествий Джордж изучил 48 различных индейских племён, и именно во время путешествий по стране он заметил, насколько негативными были последствия экспансии белых на дикий запад. Уничтожение коренного населения и живописной первозданной красоты окружающей природы, а также её обитателей привело Кэтлина к мысли о необходимости создании таких участков, «в которых люди и животные сосуществовали бы в окружении естественной красоты природы».

Эта идея прозвучала из уст художника-путешественника за 10 лет до того, как правительством США было принято решение о создании первого национального парка на территории страны – . Проникнувшись за время своих путешествий жизнью индейских племён, художник стал одним из ярких сторонников сохранения индейских народов и их самобытной культуры.

В 1837 г. в Нью-Йорке состоялось открытие картинной галереи работ Кэтлина. Это был один из первых показов в стране картин, которые позволяли обычным городским жителям ознакомиться с экзотическим для них бытом и культурой индейских племён. На протяжении 2-х лет художник проводил выставки своих работ в разных восточных городах страны. На них им было представлено свыше 600 работ и обширная коллекция из тысячи предметов индейской культуры.

Изгой на родине, гений на чужбине

Будучи ярким борцом за сохранение самобытных индейских племён, Джордж Кэтлин хотел продать свои картины Конгрессу США, в надежде, что его работы послужат исторической документацией, свидетельствующей о жизни индейцев, и станут главными экспонатами национального музея, посвящённого жизни этого народа. Но, увы, Конгресс не разделял таких устремлений и вовсе не был заинтересован в покупке картин Кэтлина. Правительство не питало особой симпатии к художнику, который отстаивал права индейцев и постоянно критиковал власть страны за политику по отношению к ним. Такая же неудача ожидала Джорджа и в иных городах страны, где он пытался продать свои работы.

Разочарованный и разуверенный в возможности воплотить свою светлую идею в родной стране, Кэтлин покинул Америку и уехал в Англию. Как ни странно, но на чужбине к картинам американского путешественника отнеслись более заинтересовано, и именно там Джорджа ожидал настоящий успех: в 1845 г. его коллекция была представлена даже в самом Лувре в Париже. В Европе Кэтлин смог наконец-то воплотить в реальность и свою мечту о сохранении сведений об индейских племенах, которая в Америке никого не смогла заинтересовать. В 1841 г. в Лондоне была издана книга «Нравы индейцев Северной Америки», которую художник проиллюстрировал тремя сотнями своих собственных гравюр, а в 1948 г. появились на свет его «Заметки 8-ми лет путешествий».

Триумфальный успех привёл Кэтлина к мысли вернуться в США и вновь предложить свои работы Конгрессу. Но признанный на чужбине, на своей родине он так и остался отвергнутым. Кроме того, из-за махинаций при вложении финансов в приобретение земельного участка, художник оказался на грани банкротства. Он был вынужден продать большую часть своей коллекции, чтобы погасить долги, и вновь вернулся в Европу, на этот раз поселившись в Париже.

После смерти жены Кэтлин переехал из Парижа в Брюссель, где и провёл последние годы своей жизни. Незадолго до своей смерти художник вернулся в себе на родину, где и умер в Нью-Джерси, в 1872 г.

Бесценный труд исследователя индейских племён на его родине смогли оценить по достоинству лишь после смерти. В некрологе, опубликованном в New Time, Кэтлина посмертно восхвалили за огромный вклад в сохранение сведений об индейских племенах и раскритиковали Конгресс за равнодушие к светлым идеям Джорджа, а картины этого американского художника-путешественника и по сей день являются ярким свидетельством того, что приложенные для воплощения мечты усилия никогда не бывают напрасны.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?