Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Культура камбоджи в новое время. Камбоджа: достопримечательности, культура и отдых

– древнее королевство, расположенное на полуострове Индокитай , в Юго-Восточной Азии, рядом с Лаосом, Вьетнамом и Таиландом. Территория страны невелика – немногим более 180 тыс. кв. км, но перспективы ее развития довольно многообещающие. Туризм здесь только начинает развиваться, но климат для него просто идеален, а исторические достопримечательности, хотя и пострадавшие от многочисленных войн, «накапливались» с 1-й половины I тысячелетия. Достаточно сказать, что именно в Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор – одна из самых загадочных и популярных достопримечательностей всей Азии.

Достопримечательности городов Камбоджи

Столицей страны является Пномпень – самый крупный город, считавшийся в прошлом, во времена французской колонизации, самым красивым, но сейчас множество его исторических и культурных ценностей исчезло – войны не пощадили и их. Современный Пномпень называют мегаполисом, политическим, научным, культурным и промышленным центром, в котором рядом с технологичными небоскребами прекрасно уживаются королевские дворцы и буддийские храмы, но для туристов – особенно европейских, он малопривлекателен – в том смысле, что развлечений здесь немного, отдых не слишком организован, да и бедности тоже хватает – иногда она просто шокирует. Нередко на улицах встречаются кучи мусора, а жара и пыль вообще считаются обычным явлением; уличное движение можно назвать экстремальным, а тротуары часто переполнены; к тому же на улицах встречается немало калек и попрошаек – население города составляет более 1 млн. 325 тысяч человек.

Правда, туристы все же заезжают в Пномпень на несколько дней, по дороге на Сиануквиль – пляжный курорт с хорошо развитой инфраструктурой, теплым морем и удобными пляжами. Достаточно здесь и паломников, желающих посетить буддийские храмы.

В столице стоит посетить всего несколько мест, и начать можно с королевского дворца. Хотя вход в сам дворец закрыт, можно осмотреть ближайшие здания, Королевские сады и статую Золотого Будды. Для любителей истории открыт Национальный музей, в котором собраны богатейшие коллекции экспонатов – начиная с VI века.

В городах сосредоточены многие достопримечательности страны – пожалуй, даже их большая часть.


Вторым крупным городом, после столицы, является Баттамбанг , расположенный в северной части Камбоджи, и в нем тоже многое сохранилось еще с колониальных времен – например, старый французский квартал. В окрестностях расположились и другие достопримечательности: в основном это храмы и храмовые комплексы, но есть также искусственное озеро и месторождения сапфиров – они тоже интересуют туристов.

Кроме того, в городе немало ресторанов, ресторанчиков и кафе, где можно попробовать кухню многих азиатских стран – не только камбоджийскую, но и тайскую, китайскую и китайско-кхмерскую, японскую, европейскую и даже русскую – в странах Азии, где развивается туризм, сервис тоже постоянно развивается и растет.

О климате Камбоджи

Теперь немного о прекрасном климате, так привлекающем любителей пляжного отдыха. Климат в Камбодже тропический муссонный: летом, с мая до октября, воздух прогревается до 26-32°C, а зимой температура пониже, до 22°C – для россиян вполне комфортно и то, и другое. Влажность зимой тоже снижается, так что туроператоры советуют отправляться в Камбоджу с сентября по март, но на пляжах и летом можно чувствовать себя прекрасно – дожди есть, но они не слишком беспокоят отдыхающих.


Вообще пляжный отдых в Камбодже отличается от отдыха в других странах: море здесь очень чистое, а подводный мир нетронутый – дайверы пока еще редко посещают эти места.

История, культура и природа Камбоджи

Культурное наследие страны сохранилось не полностью – особенно разрушительным был период «красных кхмеров», но до наших дней все равно «дошло» много ценностей.


Ангкор трудно было разрушить – этот огромный храмовый комплекс в IX веке был столицей кхмерского государства, а сегодня его посещает практически каждый приехавший в Камбоджу турист. Ангкор-Бат известен больше, чем остальные сооружения – всего их около сотни, и все они внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Именно храмы являются в Камбодже основными достопримечательностями, но и в местной природе есть удивительные места, весьма достойные внимания.

В Западной Камбодже есть озеро Тонлесап – самое крупное пресное озеро Юго-Восточной Азии. Оно довольно мутное, и знаменито тем, что очень резко может менять свою площадь, разливаясь на 16 тыс. кв. км в сезон дождей, и уменьшаясь до 2,5 тыс. кв. км во время сухого сезона. Эта природная достопримечательность привлекает туристов своей необычностью: здесь в биосферных заповедниках живет множество видов болотных птиц и зверей. Биосферными называют те заповедники, в которых животные не только охраняются, но и исследуются, и постоянно проводится мониторинг природной среды.


В озере Тонлесап и сегодня много рыбы, а в прежние времена оно просто кишело ею, и многие местные жители до сих пор зарабатывают на жизнь рыбной ловлей. Люди здесь почти всю жизнь проводят на воде, и с детства умеют держать весла: здесь все плавучее – кафе и бары, рестораны и магазины, школы, больницы, станции автозаправки и полиция.

Королевский балет – это то, без чего не обходится отдых в Камбодже. Этот балет необычен тем, что в нем используются традиции средневекового танца, относящегося к периоду ангкорской культуры – раньше он назывался сиамским балетом. Представления основаны на древних индийских, тайских и яванских танцах; это искусство нередко находилось на грани исчезновения, но его сумели сохранить, и сейчас наряду с традиционными сюжетами в танец стали вносить современные элементы.

Отдых на курортах Камбоджи

Курорты Камбоджи не так развиты, как в других южно-азиатских странах , но они развиваются, и к тому же отличаются удивительной природной чистотой. Например, в Сиануквиле, кроме чистейшей воды, богатой растительности и золотых пляжей, есть современные комфортабельные отели – с тремя, четырьмя и пятью «звездами», а при желании можно снять удобное бунгало.

Курорт Кеп был очень популярен в 1-й половине прошлого века – здесь отдыхали богатые французы и камбоджийцы, но при кхмерах здесь очень многое было разрушено и заброшено. Сейчас можно видеть много заброшенных и полуразрушенных французских вилл – джунгли наполовину поглотили их, но некоторые здания отлично сохранились и используются.

Пляжи в Кепе не такие, как в Сиануквиле – на них много черных скал, но есть и песчаные – преимущественно на островах, до которых нетрудно добраться на небольшом катере. Там, на мелководье, можно найти много удивительных животных, растений и кораллов – можно даже самостоятельно поохотиться на крабов, а потом попросить их приготовить прямо на берегу.


Туристов здесь пока не так много, но Кеп возрождается, и вскоре снова станет известным и процветающим курортом.

В настоящее время Камбоджу нельзя назвать раем для туристов, но она очень интересна и привлекательна, а рассказывать о ней можно долго – многие, кто там побывал, говорят, что эта страна «завораживает» путешественника.


Определенное значение имели также глубина и широта связей с Индией, игравших важную роль в формировании культуры средневековой Камбоджи и имевших первоначально активный характер.

В процессе переработки и ассимилирования достижений индийской культуры все больше выявлялись и определялись пути развития самого кхмерского искусства как совершенно оригинального явления в истории средневекового искусства Азии. Претворявшиеся в искусстве Камбоджи индийские религиозные, философские и космологические идеи уже с 9 в. получили глубоко своеобразное воплощение. В архитектуре, например, если до 9 и. первоначальный изолированный храм-башня несколько напоминает индийские образцы, то в дальнейшем такое сходство почти исчезает, и искусство Камбоджи расцветает в своей собственной, глубоко национальной манере.

В Камбодже был распространен древнейший культ змей - многоглавых наг и фантастического существа - Гаруды, что наложило своеобразный отпечаток на искусство. Большое значение имел космологический дуализм (например, крылатые и водные существа, гора и море), наконец, проциетал культ предков, несомненно способствоваший впоследствии грандиозному размаху строительства кхмерских храмов. В сложении всех этих особенностей ранней культуры Камбоджи значительную роль сыграли местные племенные мифологические представления о мироздании, развившиеся еще в родовой общинный период.

Периодическое повторение волн иммиграции из Индии в Фунань способствовало усилению влияния индийской культуры. Этим объясняется наличие скульптур периода Фунани, изображающих различные божества буддийского культа, но имеющих известную стилистическую общность.

Влияние Китая

Культурное влияние на Фунань Китая в дошедших до нас материалах не отмечается, хотя оно, несомненно, существовало. Возможно, что относительной сдержанностью архитектурных форм Камбоджа обязана влиянию китайского зодчества.

К эпохе Фунани относится несколько небольших кирпичных и каменных святилищ, стены которых либо совсем лишены украшений, либо раскрепованы слабо выступающими пилястрами. Над карнизами, украшенными нишами с фигурками в них,- суживающаяся кверху террасами верхняя часть. Уже в этих скромных сооружениях, создающих впечатление компактности, присутствуют обязательные впоследствии элементы портала: украшенные скульптурой обрамляющие вход колонки с каменным наддверием.

Одно время столицей был Самбор Прей Кук. В числе многочисленных сохранившихся на его территории храмов первой половины 7 в. имеются и изолированные святилища (праса-ты), и группы храмов, симметрично помещенных на общем цоколе. По большей части кирпичные, они в плане квадратные, иногда имеют форму прямоугольника. Стены украшены пилястрами и покрыты рельефами, частично выполненными в самой кирпичной кладке, представляющей крепкий монолит, а частично в штукатурке. Верхняя часть святилища разделена на ярусы, уменьшающиеся кверху как по высоте, так и по ширине, причем их обломы упрощаются. Венчающая часть имеет различную форму: круглую, вазообразную; если крыта двускатная, то по ее середине расположен ряд камней с прорезью посередине, в которой находятся изображения различных мифологических существ.

На каменную архитектуру несомненно влияла деревянная, в которой кхмеры были великими мастерами. При развитии каменного зодчества это отразилось в стремлении к почти сплошной скульптурной обработке наружных стен - сначала в штукатурке и впоследствии в камне. В конструктивном отношении перенесение приемов деревянного зодчества в каменное нанесло большой вред сохранности кхмерской архитектуры. Зато в декоративном отношении это способствовало расцвету резьбы, орнаментального и пластического украшения зданий. Как в простых прасатах, так и в сложных позднейших ансамблях отличительной чертой является органический синтез архитектуры и скульптуры.

Архитектурные элементы храмов

Обязательным украшением фасадов прасата, сохранившимся на всем протяжении истории кхмерского каменного зодчества, являются порталы. Основные их Элементы неизменны: две пристенные колонки с рельефным орнаментом, которые поддерживают наддверие - широкую каменную плиту, украшенную скульптурой, почти всегда выполненную с особой тщательностью. Выше наддверия - фронтон. Характерны встречающиеся также в храмах Тямпы (Вьетнам) и Индонезии каменные «ложные двери», точно повторяющие деревянную дверь входа и его обрамление.

Если ранний период развития архитектуры (до последней четверти 9 в.) является только первоначальным этапом, предшествующим будущим замечательным достижениям кхмерского зодчества, то в области круглой скульптуры в это время были созданы непревзойденные впоследствии произведения. Вначале исходя из подражаний индийским образцам стиля Матхуры и Лмаравати, кхмерские мастера уже до 7 в. создают оригинальные скульптуры. Хотя и принято считать, что образцов фунаньской скульптуры до нас не дошло, можно предположить, что искусство этого периода представлено рядом изображений Будды, найденных в провинции Прей Крабас. Эти превосходные статуи отличаются простотой моделировки и выполнения. Условная одежда без складок облекает фигуры как бы прозрачным покрывалом, так что с полной ясностью выступает обнаженное тело.

К 6 - 9 вв. относится ряд замечательных скульптурных произведений. Подлинным шедевром является, например, изваяние стоящей женской фигуры (7 в.) (илл. 183). Ощущение уравновешенности и силы, величия и простоты исходит от ее образа. Без всякой сухости, мелочной детализации, при помощи обобщенной и в то же время почти трепетной обработки массивного объема достигнута необычайно жизненная пластичность формы. Выразительна также и голова, увенчанная цилиндрической тиарой, похожей на паллавские (Индия). Полное жизни лицо отличается реалистичностью своей характеристики; обращают внимание некоторые особенности монкхмерского этнического типа.

В скульптурах, посвященных брахманическому культу, налицо то же величие и цельность образа, то же совершенство пластической моделировки. Такова, например, статуя Хари-Хара (8 в.) из храма Прасат Андет (илл. 182), связанная с культом Вишну и Шивы в одном лице, что подчеркивает синкретические религиозные тенденции. Характерно, что Шиве в Камбодже никогда не поклонялись в его разрушительной и злобной форме. Шива здесь всегда бог-созидатель, что связано со светлым, в общем, характером искусства Камбоджи. В этой статус Хари-Хара заметно стремление к известной точности передачи отдельных анатомических деталей. Характерно, что в ней, как и вообще в круглой скульптуре Камбоджи до 10 в., отсутствует изображение всяких ювелирных украшений; складки одежды, свисающей спереди, переданы легко и почти не нарушают общего силуэта фигуры.

Изменения в культуре Камбодже на рубеже IX века н.э.

На рубеже 9 в. в Камбодже воцарился Джаяварман II. Наступает новый период политического объединения страны и. ее экономического подъема. В этот период укрепления феодальных отношений в Камбодже было построено несколько столиц, в которых царь проживал попеременно, в том числе Харихаралая, соответствующая современному Ролуосу. При Джаявармане II была установлена новая государственная религия, а именно священный ритуал Девараджи, то есть бога-царя, имевший характер одной из форм шиваизма, а также связанный с традициями фунаньских и яванских «Царей горы». Под Девараджей понималась «царская сущность» либо вообще, либо определенного государя. Свое местопребывание Девараджа имел в священном лингаме. Лингам этот должен был помещаться на вершине горы - естественной или искусственной.

Если первый символ Девараджи, возможно, был просто установлен на горе Кулене, временном местопребывании Джаявармана II, то затем для него сооружались «храмы-горы», принадлежащие к интереснейшим памятникам монументального искусства Камбоджи. Такой храм рассматривался как имеющая магическую силу копия пятиглавой ступенчатой мировой горы Меру, находящейся в центре мироздания, на вершине которой пребывают главные боги индуистского пантеона.

В среде высшей правящей прослойки Камбоджи были распространены представления, согласно которым придавалось очень большое значение соотношению макрокосма, то есть вселенной, с различными формами микрокосма, то есть государством, городом, зданием, человеком. Камбоджа, как и Китай, считалась «царством середины» вселенной, а столица - се центром. На пересечении диагоналей столиц воздвигался главный «храм-гора» с символом Девараджи посередине, который, таким образом, отмечал ось мироздания. Понятно, что согласно такому представлению храм старались делать как можно более величественным. Этому содействовало и то, что храмовый кумир считался действительно одухотворенным богом, живым - и только неподвижным. Для основателя было важно самое присутствие божества, но не присутствие масс верующих. Если кумир не «жив», он не мог служить предметом культа. Одним из следствий этого был тот факт, что внутренность святилищ самых грандиозных храмов была поразительно мала - сюда паства не допускалась.

В этот период начинает определяться зрелый тип храмового ансамбля в феодальной Камбодже. С 10 в. изолированные прежде прасаты начали иногда окружаться узкими длинными зданиями, образующими вокруг них один или дна концентрических прямоугольника. Позже эти постройки в некоторых случаях приняли форму замкнутых четырехугольных галлерей, также иногда расположенных в несколько концентрических рядов; по их углам возвышаются башни. Храмовый ансамбль замыкался концентрическими оградами с величественными декоративными воротами, в поздних больших храмах принимавшими вид грандиозных тройных павильонов.

Большие композиционные задачи были впервые поставлены в последней четверти 9 в. в архитектуре древней столицы Харихаралаи. Здесь в 879 г. были закончены шесть кирпичных прасатов храма Прах Ко, расположенных по три в ряд и поднятых на общем фундаменте.

Почти рядом с Прах Ко в 881 г. был завершен первый большой «храм-гора» Баконг, наружная ограда которого охватывала прямоугольник размером 900 X 700 м. Между внутренней и наружной оградой - ров шириной 60 м, с востока и запада пересекаемый широкими дамбами. Посередине - ступенчатая пирамида из латерита, облицованного песчаником, с площадью основания 3000 кв. м Высота уступов уменьшается снизу вверх, а платформы делаются менее широкими, так что пирамида кажется выше, чем она есть на самом деле. Святилище, помещавшееся на верхней платформе, в настоящее время не сохранилось. Пирамида окружена восемью кирпичными башнями - прасатами, украшенными скульптурами в штукатурке и камне (илл. 184). В ансамбль входили многочисленные другие постройки, в настоящее время почти полностью разрушенные.

По обеим сторонам подъездных эспланад расположены скульптуры ползущих гигантских многоглавых змей - наг. Согласно индуистской и кхмерской мифологии, путь единения между богами и людьми представляет радуга, олицетворяемая одной или двумя змеями - двойной радугой. Проходя между двумя нагами-радугами, человек подготавливается к входу в божественную сферу храма или города-микрокосма - «сокращенной вселенной».
Изображение многоголовой каменной наги имело большое распространение в искусстве Камбоджи; наги царят на фронтонах, наддвериях, на гигантских парапетах; они изваяны на земле, на террасах; повсюду - их капюшоны, туловища, часто колоссальные, достигающие сотни метров. Величина наг и их приподнятых голов, имеющих форму веера, соответствует размерам храмов, с которыми они сливаются в одно гармоничное целое; немыслимо представить себе архитектуру Камбоджи без украшающих ее изображений наг.

Отличительной особенностью больших храмовых ансамблей, начиная с пост роек Ролуоса, становится исключительное умение при помощи обычно точно рассчитанной перспективы и нарастающих эффектов подготовить к лицезрению главного, хотя часто и небольшого строения, окруженного различными зданиями, оградами, галлерсями. В «храмах-горах» центральный прасат возносится к небу придавая ансамблю устремленный ввысь силуэт.

Грандиозным «храмом-горой», построенным около 900 г., является Пном-Бак-хенг, центральное сооружение новой столицы Лшодхараиуры, частично перекрывавшей территорию будущего знаменитою города, известного под именем Аигкор Тома.
Пном-Бакхенг представляет собой естественный холм, которому была придана форма пятиярусной пирамиды, покрытой каменной одеждой и возвышающейся на 60 м от земли. На ее платформах воздвигнуты башни из песчаника, ритмично повторяющиеся друг над другом по четырем сторонам пирамиды. На верхней платформе были сгруппированы пять башен-святилищ большего размера.

К концу 10-началу 11 в. относится оставшийся незавершенным «храм-гора» Та Кео. Первая платформа имеет 100X100 м, ее высота 2,2 м; вторая - 75 X 80 м, и она на 5,5 м выше нижней. Верхняя часть пирамиды, на которой находятся пять центральных прасатов, состоит из трех ярусов высотой 5,8, 4,5 и 3,0 м. В Та Кео уже имеется замкнутая галлерся; пять прасатов верхней площадки возведены из песчаника, и план каждого имеет форму равноконечного креста. Перекрытия продолжают делаться из кирпича, которому неизвестный теперь состав придавал свойство монолита. Скульптурная обработка фасадов почти отсутствует, тем не менее храм кажется завершенным: так велика гармония объёмно-пространственной композиции. По своей ясно организованной композиционной схеме Та Кео является классическим памятником кхмерской архитектуры. Достаточно было бы соединить галлереями святилища верхней платформы, и эта схема приблизилась бы к особенно сложному типу композиции, использованному в Анг-кор Вате.

Сноски описаний иллюстраций к статье в порядке расположения

181. Цветной фриз, Портал «Восточного входа» в Бантеай Срей. 967г. Фото Олег Беляев 182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Андет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Музей. 183. Женская фигура. Фрагмент скульптуры. 7 в. Песчаник. Париж, Музей Гимэ. 184. Баконг. Башня. 9 в. 185. Портал «библиотеки» в Бантеай Срей. 967г. 186. Ангкор Ват. 12 в. Общий вид. Аэрофотосъемка. 187. Ангкор Ват. 12 в. Общий вид. Аэрофотосъемка. 188. Женская фигура. Фрагмент скульптуры. Песчаник. Середина 11 в. Сайгон, Музей. 189. Ангкор Ват. Фрагмент центральной башни. 190. Ангкор Ват. Портал. 191. Апсара. Скульптура в Бантеай Срей. Фрагмент. 10 в. 192. Апсара. Фрагмент рельефа Ангкор Вага. 193. Принцессы и апсары. Рельеф Ангкор Вага. 194. Фрагмент рельефа с изображением ада. Апгкор Ват. 195. Статуя (возможно, Джаявармана VII). Фрагмент. Серый песчаник. 12-13 вв. Пном-Пенъ, Музей. 196. «Слоновая терраса» в Ангкор Томе. Фрагмент рельефа. Конец 12 в. 197. «Ворота Победы». Ангкор Том. Конец 12 в. 198. Храм Байон. 12-13 вв. Вид сверху. 199. Храм Байон. Верхняя часть.

Планировка храмового ансамбля Кхмерской империи X-XII век н.э.

В период 9-11 вв. «храмы-горы» были характерным, но не частым архитектурным типом. Обычно храмовый ансамбль развертывается в горизонтальном плане; до нашего времени в более или менее поврежденном виде дошли сотни таких ансамблей. Один из наиболее замечательных среди них - ансамбль Бантеай Срей (967 г.). Три ограды и очень широкий ров со спускающимися к воде ступенями и проходящими по нему дамбами окружают три центральных святилища с двумя довольно большими прямоугольными зданиями перед ними, называемыми библиотеками (илл. 185).

Размер святилищ Бантеай Срей очень невелик; длина главного равна всего 10 м. Небольшие размеры храмовых строений были отчасти связаны с тем, что кхмеры не знали настоящего свода, а применявшийся ими с 9 в. безраспорный ложный ступенчатый свод, получаемый свесом внутрь рядов кладки двух противоположных стен, не позволял перекрывать большие пространства (максимальный пролет - около б м - был достигнут лишь в 12 в.). Изнутри свод не был виден и закрывался плоским деревянным потолком.

Центральные святилища помещены на обшей террасе с четко обработанными профилями. Более высокое по сравнению с самим святилищем верхнее строение снаружи сильно расчленено, благодаря чему на его поверхности создается богатая живописная игра светотени, но элементы конструкции и декора в архитектонике покрытия сочетаются так гармонично, что они не нарушают общей стройности зданий.

Скульптурное оформление храма Бантеай Срей является высоким образцом пластического искусства этого периода (илл. 191). В тонко проработанных и живо воспроизводящих изображаемый сюжет рельефах, в их повествовательной иллюстративности отразились новые тенденции скульптуры средневековой Камбоджи. При этом здесь не нарушается стройная, классически уравновешенная композиция. Так, например, расположенные в несколько поясов скульптуры одного из тимпанов превосходно иллюстрируют изображаемый сюжет; злой многоглавый и многорукий великан Равана сотрясает гору, представленную в виде ступенчатой пирамиды, чтобы свергнуть Шиву, сидящего на вершине. Супруга его, Парвати, сидит у него на коленях. Очень живы и разнообразны позы изображенных под верхней частью тимпана святых отшельников, охваченных изумлением перед дерзостью Раваны.

Интересно сопоставить эту композицию с рельефом 8 в. в ЭлУРе на ТУ же тему. Вместо динамичной, полной напряжения композиции, проникнутой ощущением сверхчеловеческого конфликта знаменитого индийского рельефа, здесь обращают на себя внимание ясный, почти танцевальный ритм и повествовательно-жанровый характер рассказа.

Еще более совершенна скульптура одного из тимпанов, изображающая поединок злых демонов - асуров - за обладание прекрасной женщиной Тилоттамой. Живость изображения соединена со смелым композиционным смещением: вместо традиционной, осевой симметрии достигается равновесие разнонаправленных движений масс. Фигура Тилоттамы сдвинута влево, она сама также смотрит влево. Расположение занесенных палиц демонов подчеркивает динамизм сцены; вместе с тем эти единственные в тимпане прямые линии обогащают рельеф пластически, не нарушая общей ясности композиционного построения. Две парящие фигуры заполняют гладкий фон верха и делают общую композицию еще более уравновешенной, перекликаясь с коленопреклоненными фигурами в нижней части и внося в нее динамический элемент.

Интересны центральные павильоны верхней галлереи «храма-горы» Бапхуон (вторая половина 11 в.). украшенные скульптурами, представляющими как бы не большие прямоугольные высеченные в камне картины. Они по большей части расположены так высоко, что не предназначались для обозрения верующими при прадакшине (ритуальном;обходе храма снаружи), как и во многих других случаях, преследуя цели «оживления» храма. Сюжеты, взятые из легенд «Махабхараты» и «Рамаяны» и действительной жизни (сцены охоты, туалет принцессы, бытовые эпизоды), отличаются большой декоративностью пластического решения, но в рельефах отсутствует передача перспективы и все персонажи одинаковой величины (кроме иногда преувеличенно больших фигур богов и героев). Изображение зданий меньше натурального размера; детали как бы служат только для того, чтобы зритель мог понять, что показано в рельефе.

В отдельных дошедших до нас памятниках круглой скульптуры этого времени еще сохранилась характерная монолитность и пластичность формы, отличавшая статуи 7-8 веков (илл. 188).

Произведений монументальной архитектуры Камбоджи


К 12 веку относится создание одного из самых выдающихся произведений монументальной архитектуры Камбоджи - замечательного памятника феодальной эпохи храма Ангкор Вата (илл. 186-187). В древности этот храм назывался Врах Вишнулока, получив свое современное название в 19 в.

Один масштаб ансамбля уже дает представление о размахе архитектурного замысла, решенного с таким высоким совершенством. Его величина грандиозна: около полутора километров в длину, около километра в ширину. Этот четырехугольник обнесен оградой, символизирующей внешнюю ограду мироздания, и широким каналом, изображающим мировой океан.

Входной портик, тянущийся на сотни метров, расположен с западной стороны. К центральному массиву от него ведут эспланады. Наружная галлерея храма украшена на всем протяжении рельефными изображениями сцен, взятых из виш-нуистских легенд. Между наружной и средней галлереями расположена крестообразная в плане входная часть с четырьмя открытыми двориками. На двор следующего этажа, поднятого на 7 м., к входным порталам (илл. 190) ведут крутые лестницы. Диор окружен галлереей с башнями, расположенными по ее углам. В середине Этого двора находится верхняя платформа, окруженная третьей, внутренней галлереей. На нее ведут двенадцать лестниц, по одной в середине каждой стороны и по две у каждого угла. Четыре угловые башни-святилища верхней части храма вместе с центральной, самой высокой башней (илл. 189) соединены с галлереей верхней платформы крытыми переходами, образующими в плане крест. Центральная башня возвышается над уровнем земли приблизительно на 65 м.

Единство архитектурной и объемно-пространственной композиции ансамбля Ангкор Вата достигается прежде всего совершенством его планировки, в которой выразилось завершение долгих поисков гармонического сочетания высоких батон и длинных, более низких зданий, в данном случае галлерей, органически соединенных со ступенчатой пирамидой «храма-горы».

Безупречность пропорций Ангкор Вата объясняется еще и тем, что здесь удалось перекрыть довольно широкие галлерей, не прибегая к чрезмерному поны-шению ложного свода. Поэтому они особенно удачно сочетаются с башнями, дворами, бассейнами, каналом, оградами, воротами, эспланадами.

Это единство заключается также в продуманных ритмических сопоставлениях, повторениях и нарастаниях сходных архитектурных частей, элементов оформления и т. д. Характерен в этом отношении мотив башен, повторяющихся по углам галлерей второго и третьего этажа и кульминирующих в самой большой, центральной. Лестницы, ведущие к платформам, делаются все выше в соответствии с увеличивающейся высотой этажей-платформ, поднятых друг над другом на 4,7 и 13 м. Таким образом, чем ближе к центральной башне храма, тем больше возрастает своего рода ритмическое и объемно-пространственное напряжение связанных между собой архитектурных элементов ансамбля.

Важную роль играет сопоставление вертикальных и горизонтальных частей. Это ясно видно в фасаде всего ансамбля, где общий силуэт храма сочетает устремленность ввысь башен с более спокойным ритмом горизонталей протяженных и относительно низких галлерей. При общей их гармонии элементы последних тектонически составляют огромное разнообразие.

Большой интерес представляет структура башен Ангкор Вата, в которой кхмеры сумели создать оригинальный достигший своего законченного выражения тип - совершенно иного характера, чем индийская шикхара. Поверхность башен Ангкор Вата своим делением на горизонтальные ярусы слегка напоминает членения китайской пагоды, вертикальные же углубления и выступы продиктованы звездообразным планом верхней части, который ближе к основанию переходит в традиционный прямоугольник. В целом достигнуто органическое единство сложной внутренней структуры с богатым внешним оформлением.

В центральной башне ее великолепие и значимость увеличиваются каскадами множества вырезных фронтонов, возвышающихся над местом примыкания к ней галлерей.

Верх пяти центральных башен покрыт каким-то желтоватым веществом. Эта часть должна была быть окрашена или позолочена; в других местах храма сохранились следы как позолоты, так и окраски, которые придавали ему еще большую живописность.

Общее впечатление, создаваемое Ангкор Ватом, - исключительное величие. Этому способствует все великолепие элементов, развертывающихся по мере приближения к центральному святилищу: широкие эспланады, украшенные нагами, портики, наддверия, фронтоны, галлереи и колоннады, уходящие, кажется, в бесконечность, дворы и дворики тонко продуманных пропорций, бассейны, разнообразие тектонических форм, сливающихся в органически связанное целое, и которое входят декоративное оформление и рельефы, многочисленные монументальные свободно стоящие круглые скульптуры и наги на парапетах.

Как уже отмечалось выше, внутренние стены первой, внешней галлереи на протяжении около 800 м покрыты сплошными барельефами высотой 1,5 м (илл. 193, 194). Центральной темой является божественный путь Сурьявармана-Иишну; большие участки стен отведены изображению его земной жизни. Эти сцены по большей части полны четкости изображения, жизненной силы, убедительности и большой творческой фантазии. Пластический язык этих барельефов виртуозен и вместе с тем прост и доступен; он предназначен для широких масс верующих.

Вся поверхность, отведенная барельефам, заполнена фигурами или аксессуарами, предназначенными для того, чтобы не оставалось свободного пространства: деревьями, цветами, стрелами и т. п. Естественно, что при своей невероятной протяженности эти барельефы выполнялись не в одно и то же время, их качество не всегда одинаково.

Однако общим их отличием всегда является чрезвычайно низкий рельеф - в украшении фризов, пилястр и др.,- приближающийся по производимому впечатлению к художественному тиснению на коже, к гравюре или к рельефной тяжелой ткани.

Большое значение получает в барельефах ритмическое повторение, подчас своего рода параллелизм отдельных фигур. Подобно бесконечному орнаменту, сменяют друг друга ряды фигур воинов то в излюбленных изображениях больших сражений, то образующих своеобразные длинные гирлянды нескончаемых процессий, в которых отдельные фигуры часто теряют всякую индивидуальность, превращаясь в декоративный элемент, имеющий во всей композиции лишь самое общее смысловое значение.

Отсутствие каких-либо композиционных ограничений, кроме верхней грани длинных стен галлереи, резко отличается от строгой замкнутости прямоугольных рамок простенков, например в Бапхуоне, и живописных, но тоже замкнутых рамок-тимианов в храме Бантеай Срей. Поэтому характер рельефов в большой внешней галлерее Ангкор Вата скорее декоративно орнаментальный. При этом, однако, сохраняются богатые сюжетные характеристики изображенных повествований, только в них первостепенное значение получают массовые сцены. Космический характер показанных событий и столкновений передан прежде всего посредством их чисто количественного масштаба. Эмоииональность и драматическая напряженность в композициях барельефов выражается контрастами динамических групп действующих лиц с более статичными мелкими плоскими изображениями и с центральными фигурами, ясно читаемыми в общем построении.

Среди различных сцен выделяется изображение битвы богов и демонов (занимающее около 100 кв. -и). Оно замечательно точностью аксессуаров, правдивостью переданных поз и выражений лиц, жизненной насыщенностью и реализмом передачи неистовства, овладевшего сражающимися. Исследователи Камбоджи всегда отмечали, что нигде нельзя найти таких многообразных и подробных иллюстраций к «Махаб-харате», как в рельефах Ангкор Вата.


Среди рельефов выделяется исключительное по величине изображение пахтанья мирового океана для извлечения масла бессмертия, насыщенное тем же изобилием фигур, объединенных общим коллективным напряжением. В другом, стометровом барельефе, представляющем процессию, движущуюся перед царем, монотонность изображения шествия воинов прерывается изображением придворных дам, священнослужителей, слонов. В скульптурном оформлении Ангкор Вата своеобразную прелесть имеют барельефные мифологические женские фигуры апсар (илл. 492), которые в Ангкор Вате не находятся в специальных нишах. Фигуры эти иногда помещаются у пилястр, а иногда, при многократном повторении, показаны взявшими друг друга под руки, образуя ряды барельефных изображений, создающих в чудесном ритме словно живые гирлянды. Их позы непринужденны, головы тонко изваяны; одна держит в руке цветок, другая опахало, третья птицу - и все они необычайно декоративны.

Большое значение в декоративном оформлении храма имеет орнаментальная резьба, среди которой растительные мотивы обычно стилизованы, когда они но входят в состав тематических рельефов; в последнем случае их трактовка иногда имеет большую точность передачи.

Апогей культа махаяны в Камбодже XII век н.э.

При последнем выдающемся правителе древней Камбоджи, Джаявармане VII, в конце 12 в., Камбоджа избежала угрозы иностранного ига и расширила свои границы. Но в то же время на истощенную страну было возложено бремя неслыханного по объему огромного храмового строительства, связанного с культом царских предков.

Джаяварман VII был буддистом. При нем культ махаяны достиг в Камбодже своего апогея. Даже Девараджа был заменен Буддой-царем, пребывавшим, впрочем, опять в центре «храма-горы», отмечающего центр города, государства и даже вселенной.

В период распространения махаяны с культом излюбленного в Камбодже бодисатвы, благостного «владыки, смотрящего во все стороны» Локешвары,- происходит последний расцвет кхмерской архитектуры, отличающийся оригинальным, единственным во всем мире декоративно-монументальным мотивом - гигантскими ликами бодисатвы (за которыми, может быть, скрывалось изображение царя), помещавшимися с четырех сторон на храмовых башнях и въездных павильонах.

В этот период, однако, при всем своеобразии художественных достижений не было создано столь ясно продуманного и четко распланированного ансамбля, каким был Ангкор Ват. В сущности, поиски нового были направлены к усложнению, к беспредельному насыщению архитектурными (и скульптурными) формами старых схем и планировочных основ.

Была восстановлена столица, захваченная в 1177 г. врагами, с некоторыми сокращениями ее размеров и передвижением ее городского квадрата к северу. Новый город, Ангкор Том, был обнесен каналом шириной 100 м и стеной с пятью замечательными увенчанными ликами башнями-гопурам, имеющими более 20 м в высоту и находящимися посередине каждой из сторон четырехугольника; они имеют вид тройных павильонов; с одной стороны - две гопурам, одна из которых называется «Воротами Победы» (илл. 197). Ведущие к воротам эспланады окаймлены парапетами в виде наг, причем с одной стороны нагу поддерживают добрые божества, а с другой - воплощение зла, асуры.

Внутри ограды Ангкор Тома - множество храмов, бассейны, террасы. От дворца сохранились только ограды с гопурам и знаменитые «Царские террасы».

Исключительно интересны рельефы с изображением сцен народной жизни на стене «Слоновой террасы», имеющей более 300 м в длину и служившей цоколем исчезнувшего деревянного дворца; с большой живостью тут переданы народные развлечения, охота на слонов, соревнования борцов, игроков в мяч. За этой стеной находится другая, замурованная, также покрытая скульптурами редкой красоты, хорошо сохранившимися. Превосходная обобщенная моделировка торсов и голов, пластичность скульптурных объемов в общем высокого рельефа отличает эти замечательные образцы позднего кхмерского искусства (илл. 196).

Центральный храм этого периода Байон (12 -13 вв.) (илл. 198), отличающийся фантастичностью облика, очень сильно пострадал. Окруженный двумя концентрическими галлереями, поднимается центральный массив с десятками башен и башенок, которые вверху все имели по четыре лика. Он производит впечатление не столько архитектурного строения, сколько гигантской сплошь покрытой изваяниями какой-то одухотворенной каменной массы, откуда сверху со всех сторон смотрят лики с величественной, благостной, загадочной улыбкой (илл. 199).

В архитектурном отношении, как уже отмечалось выше, композиция и планировка страдают некоторым отсутствием той классической ясности, которая так отличала стиль Ангкор Вата. Дворы внутри второй, опоясывающей центральный массив галлереи Байона имеют колодцеобразный характер, и человек, находящийся в них, подавлен высящимися кругом стенами, покрытыми рельефами, и вздымающимися башнями святилищ, украшенными гигантскими ликами. Хотя в целом планировка Байона логична, все же заметна определенная тенденция к господству архитектурной массы над пространством, нарушающая прежнее равновесие и гармонию. Богатейшая «лепка» архитектурных объемов, органический синтез скульптурно-декоративных форм со структурными деталями, сочетание разнообразнейших членений, уступов и обломов с пластическими формами ликов на башнях создает необыкновенно сложную игру света и тени на поверхностях зданий ансамбля. Некоторые исследователи не совсем удачно определяли этот стиль в истории кхмерской архитектуры как «романтический». Во всяком случае, этот стиль свидетельствует о начавшихся серьезных изменениях в развитии искусства Камбоджи, быть может, предвещавших его будущий упадок.

Внутри концентрических галлерей находятся непрерывные барельефные сцены, причем во внешней галлерее - сюжеты главным образом бытовые или повествующие об исторических событиях, а во внутренней галлерее они посвящены эпосу и легендам. В отличие от рельефов галлерей Ангкор Вата здесь меньше гра-фичности. Хотя деление композиции на горизонтальные пояса стало более отчетливым, в изображениях Байона больше лепки, рельеф выше; в нем меньшую роль играет виртуозный контур, характеризующий рисунок фигур и аксессуаров в Апг-кор Вате. Вместе с тем в Байоне целый ряд деталей и множество изображенных сцен, отдельных фигур - и не только людей, но и животных, птиц, рыб - псе подчас отличается большой реалистичностью наблюдений, огромным разнообразием. В изображениях - сцены на рынке, рождения ребенка, рыбной ловли, прогулки на реке - всюду чувствуется жизнь. Вперемежку изображены батальные сцены на суше и на воде, подвоз войскам провианта, боевые слоны, бегство побежденных тямов, торжественное шествие победоносных войск в освобожденной столице. Встречаются и сцены придворной жизни; наконец, передаются мифологические сцены: Равана, сотрясающий священную гору, и др.

Образцом круглой скульптуры этого времени может служить статуя, происходящая из Байона. У нее то же выражение отрешенности и благостная загадочная улыбка, отличающая «лики» храмов Байона (илл. 195).

В этот период был построен еще ряд храмов. Были созданы также грандиозные и сложнейшие ансамбли, сплошь «затканные» скульптурой, как Та Ирохм (Раджавихара), Прах Кхан, Бантеай Кдеи - все три около Ангкор Тома; площадь каждого из них более 500 кч. .», их план чрезвычайно сложен, так что трудно отдать себе отчет, где находится главное святилище. В этих ансамблях видны отличительные черты этого периода: сложность плана, лики Локешвары вверхх башен, парапеты в виде наг, поддерживаемых божества.ми и асурами.

Закат кхмерской империи XIV-XV век н.э.

оследние значительные каменные памятники древней кхмерской архитектуры были сооружены в конце 13 в. и частично в первой половине 14 в.

Между тем с севера надвигалась гроза в лице таи, изображенных на рельефах Ангкор Вата неуклюжими дикарями, бегущими от кхмерских войск.

В 1351 г. Ангкор был временно захвачен таи. Позднее, после тяжелой борьбы против таи, кхмеры оставили старую столицу, и в 15 в. главным городом Камбоджи сделался Пном-Пень.

Введение в 13 -14 вв. буддийского культа хинаяны, получившего государственную поддержку (по-видимому, в период вырождения брахманской высшей аристократии), было своеобразной идеологической реакцией на культ Будды-царя, связанный с дорогостоящим храмовым строительством. Новая религия в этом не нуждалась. Вместе с тем религиозный синкретизм предшествующего времени для нее был немыслим. Прежние недоступные боги были почти забыты, хотя паломничество в Ангкор Ват не прекращалось. Камбоджа была экономически истощена и политически ослаблена, не было уже средств для содержания тех колоссальных армий рабочих и скульпторов, которые были нужны для каменного строительства с его драгоценными украшениями. Бурное развитие средневекового кхмерского искусства на этом завершилось.

Искусство Камбоджи, и в первую очередь его классического периода, является замечательным вкладом в средневековое искусство Азии. Такие выдающиеся художественные памятники, как Ангкор Ват, Байон, принадлежат к высочайшим достижениям искусства феодальной эпохи.

Автор статьи Лебедев Ю.Д

«Всеобщая история искусств» подготовлена Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР с участием ученых - историков искусства других научных учреждений и музеев: Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и др.
«Всеобщая история искусств» представляет собой историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства всех веков и народов от первобытного искусства и до искусства наших дней включительно. Эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая.
Том второй. Искусство Средневековья. Книга 1: искусство Византии, средневековых Балкан, древнерусское искусство (до 17 века включительно), искусство Армении, Грузии, арабских стран, Турции, меровингское и каролингское искусство Западной Европы, романское и готическое искусство Франции, Англии, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, Эстонии, Латвии, Италии и Испании» Книга 2: искусство Средней Азии с 6 до 18 века, Азербайджана, Ирана, Афганистана; Индии с 7 до 18 века, Цейлона, Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Индонезии; Китая с 3 до 18 века, Кореи, Японии. В этой лее книге - искусство народов Древней Америки и Древней Африки.

Камбоджа – старинное королевство, находящееся на полуострове индокитай , в юго-восточной азии, рядышком с лаосом, вьетнамом и таиландом. Территория государства небольшая – чуть больше 180 тыс. Кв. Км, но перспективы ее формирования довольно многообещающие. Туризм тут лишь начинает формироваться, но климат для него просто идеален, а достопримечательности истории, хотя и пострадавшие от бесчетных войн, «скапливались» с 1-й половины I тысячелетия. Достаточно сказать, что собственно в камбодже расположен известный храмовый комплекс ангкор – одна из очень таинственных и известных достопримечательностей всей азии.

Столицей государства считается пномпень – самый большой город, считавшийся в минувшем, в период французской колонизации, очень красивым, но теперь очень много его исторических и культурных ценностей пропало – войны не пощадили и их. Сегодняшний пномпень называют мегаполисом, политическим, научным, культурным и центром промышленности, в котором рядышком с технологичными небоскребами очень хорошо сосуществуют королевские замки и буддийские храмы, однако для отдыхающих – особенно европейских, он малопривлекателен – в том смысле, что развлекательных мероприятий тут чуть-чуть, отдых не очень организован, да и бедности тоже хватает – не всегда она просто шокирует. Часто на улочках встречаются кучи мусора, а жара и пыль вообще считаются традиционным событием; уличное движение можно именовать экстремальным, а тротуары нередко заполнены; также на улочках встречается немало калек и попрошаек – население города составляет более 1 млн. 325 тысяч людей.

Правда, путешественники все же заезжают в пномпень на пару дней, по дороге на сиануквиль – пляжный курорт с прекрасно отличной инфраструктурой, тёплым морем и комфортными пляжами. Достаточно тут и странников, желающих посетить буддийские храмы.

В столице стоит посетить только пару мест, и начать можно с королевского дворца. Хотя вход в сам дворец закрыт, можно осмотреть ближайшие строения, королевские сады и статую золотого будды. Для поклонников истории открыт государственный музей, в котором собраны богатейшие коллекции предметов – начав с VI столетия.

В городах сосредоточены большинство знаменитых мест государства – пожалуй, даже их основная часть.

Вторым большим городом, после столицы, считается баттамбанг , находящийся в северной части камбоджи, и в нем тоже многое сбереглось еще с колониальных периодов – к примеру, устаревший французский квартал. В окрестности разместились и иные интересные места: по большей части это храмы и храмовые комплексы, но имеется еще искусственное озеро и месторождения сапфиров – они тоже интересуют отдыхающих.

Более того, в городе немало ресторанов, ресторанов и кафе, где можно пробовать кухню многих азиатских стран – не только камбоджийскую, но и тайскую, китайскую и китайско-кхмерскую, японскую, европейскую и даже российскую – в государствах азии, где развивается туризм, сервис тоже регулярно развивается и становится больше.

О климате камбоджи

Сейчас немножко об идеальном климате, так заманивающем поклонников отдыха на пляже. Климат в камбодже тропический муссонный: в летнее время года, с мая до октября, воздух нагревается до 26-32°C, а в зимнее время года температура пониже, до 22°C – для жителей россии вполне удобно и то, и другое. Влажность во время зимы тоже уменьшается, так что туристические операторы предлагают отправиться в камбоджу с сентября по март, но на пляжах и в летнюю пору можно себя чувствовать очень хорошо – дожди есть, однако они не очень тревожат отдыхающих.

Вообще отдых на пляже в камбодже выделяется от отдыха в прочих государствах: море тут очень чистое, а мир под водой нетронутый – дайверы пока еще нечасто навещают эти места.

Ситуация, культура и природа камбоджи

Культурное наследие государства сбереглось не целиком – особенно разрушительным был период «красных кхмеров», но до сегодняшних дней все равно «дошло» много ценностей.

Ангкор сложно было разрушить – этот очень большой храмовый комплекс в девятом веке был столицей кхмерского государства, а сегодня его посещает почти что каждый приехавший в камбоджу путешественник. Ангкор-бат известен больше, чем другие сооружения – всего их около сотни, и они все внесены ЮНЕСКО в перечень всемирного наследства. Собственно храмы являются в камбодже главными достопримечательностями, но также и в здешней природе есть поразительные места, очень достойные внимания.

В западной камбодже есть озеро тонлесап – самое крупное пресное озеро юго-восточной азии. Оно довольно помутневшее, и знаменито тем, что очень резко может менять собственную площадь, разливаясь на 16 тыс. Кв. Км в дождливый сезон, и уменьшаясь до 2,5 тыс. Кв. Км во время сухого сезона. Эта натуральная знаменитость влечет отдыхающих собственной оригинальностью: тут в биосферных заповедниках живёт очень много видов болотных птиц и зверей. Биосферными называют те заповедники, в которых животные не только охраняются, но и исследуются, и всегда проходит прогноз обстановки природы.

В озере тонлесап и сейчас много рыбы, а раньше оно просто кишело ею, и многие жители этих мест до этих пор зарабатывают на жизнь ловлей рыбы. Люди тут практически всю жизнь проводят на воде, и с детских времен умеют держать весла: тут все плавучее – бары и кафе, рестораны и магазины, школы, поликлиники, станции автозаправочные станции и полиция.

Королевский балет – это то, без чего не может обойтись отдых в камбодже. Этот балет оригинален тем, что в нем применяются обычаи средневекового танца, относящегося к периоду ангкорской культуры – раньше он назывался сиамским балетом. Представления базируются на древних индийских, тайских и яванских танцах; это искусство часто расположилось на грани исчезновения, но его сумели сохранить, и по сей день вместе с обычными сюжетами в танец стали вносить сегодняшние детали.

Отдых на курортах камбоджи

Курорты камбоджи не так развиты, как в иных южно-азиатских государствах , однако они развиваются, и также отличительны поразительной натуральной чистотой. К примеру, в сиануквиле, не считая чистейшей воды, богатейшей растительности и золотых пляжей, есть очень комфортные современные отели – с тремя, четырьмя и пятью «звездами», а при большом желании можно снять комфортное бунгало.

Курорт кеп был наиболее востребован в 1-й половине прошлого столетия – тут отдыхали богатые жители франции и камбоджийцы, однако при кхмерах тут достаточно многое было разрушено и закинуто. Сегодня можно видеть много закинутых и полуразрушенных французских вилл – джунгли частично поглотили их, однако некоторые строения превосходно сбереглись и применяются.

Пляжи в кепе не подобные, как в сиануквиле – на них много черных скал, но существует и песочные – в основном на островах, до которых легко добираться на небольшом катере. Там, на мелководье, можно найти много поразительных зверей, растений и кораллов – можно даже своими силами поохотиться на крабов, а после попросить их подготовить прямо на берегу.

Отдыхающих тут пока мало, но кеп возрождается, и вскоре опять станет знаменитым и преуспевающим курортом.

Сейчас камбоджу сложно назвать райским местом для отдыхающих, но она очень интересна и красива, а рассказывать о ней можно долго – многие, кто там побывал, говорят, что данная страна «очаровывает» туриста.

Климат и развлечения в камбодже

Теги: камбоджа,
интересные места камбоджи,
культура камбоджи

С XIV в., после начала широкого распространения в Камбодже буддизма хинаяны, определились основные тенденции в развитии камбоджийской литературы. Главными культурными центрами становились буддистские монастыри. Эта тенденция сохранилась и в XVI-XIX вв. В качестве литературного языка в Новое время стал широко использоваться кхмерский язык. Тексты записывались либо на пальмовых листьях, либо на рисовой бумаге.

Наиболее заметными произведениями кхмерской литературы того периода являлся «Рамке», представлявшего собой национальный вариант изложения древнеиндийской «Рамаяны». По всей видимости он создавался в течение длительного времени, с XV по XVIII вв. Некоторые специалисты считают его памятником, кхмерской национальной культуры, так как он сильно отличается от оригинала.

В основе многих литературных произведений лежали сюжеты джатак и появился новый литературный жанр састра лбаенг, сочетавший элементы светского и религиозного начал, по форме очень похожий на волшебные сказки. Он имел большую популярность в среде кхмерского населения вплоть до конца XIX в.

В Новое время появились и стихотворные произведения, в частности, религиозная поэзия, в которой в художественной форме излагались буддистские нравственные принципы. В религиозной литературе появляется жанр поучений для различных социальных групп, в которых давались советы по правилам поведения в обществе, эффективному ведению домашнего хозяйства, соблюдению норм морали и т.д.

В XIX в. широкое распространение получает поэзия. Наиболее известным поэтическим произведением стала поэма «Какей», принадлежавшая перу короля Анг Дуонга, в которой, в качестве основополагающей, проводилась мысль о неотвратимости наказания человека за совершенные неблаговидные поступки.

К началу Нового времени, после переноса столицы из Ангкора в Пном Пень, начинается упадок в строительстве сооружений из камня. Весь этот период Ангкор постепенно разрушался; зарастая джунглями и был вновь открыт для мира французами лишь в конце XIX в., подняв кхмеров в собственных глазах как нацию, создавшую одно из самых значительных религиозных сооружений в истории человечества.

Архитектура, скульптура и живопись, как и в других государствах буддистского мира, развивались под сильным воздействием буддистской религии. Строилось множество буддистских монастырей и деревянных дворцов для кхмерской элиты.

С конца XIX в., под воздействием французов, в камбоджийскую архитектуру проникают европейские традиции, что приводит к созданию сооружений, сочетающих элементы традиционного и западного стилей. Характерный пример такого рода зодчества -- здание Королевского дворца в Пномпене.

Театральное искусство кхмеров гармонично сочетало в себе элементы музыки, танца и словесных комментариев происходившего на сцене. Возникнув в глубокой древности, оно продолжило свое развитие и в Новое время.

В XVIII возрождается кхмерский классический балет, который брал свое начало от народного танца и был прерван в развитии в XV-XVIII вв. из-за тайского нашествия, приведшего к насильственной депортации в Аютию камбоджийских танцоров. Его главные сюжеты брались из поэмы «Рамке». Танцовщики выступали в сопровождении музыкантов и женского хора. Каждую новую сцену предварительно комментировал вслух специальный декламатор. Каждый жест танца имел свой смысл. Большое значение придавалось внешней атрибутике: костюмам, маскам, гриму и т.д. Главные мужские роли исполнялись женщинами.

В народных низах широкое распространение получили танцевальные представления-пантомимы в мужском исполнении также на сюжеты из «Рамке». Особо популярен этот жанр был во времена правления Анг Дуонга и Нородома.

В Новое время в Камбодже широкое распространение получил театр теней.

До середины XIX в. образование в Камбодже носило религиозный характер. Существовали школы при буддистских монастырях для мальчиков, где они позновали азы грамоты, счета и ремесла. После прихода в Камбоджу французов в 1873 г. в Пномпене появилась первая светская школа для детей кхмерской элиты, затем светские школы стали открываться и в некоторых провинциальных центрах.

В целом камбоджийская культура Нового времени оказала большое влияние на формирование общественного сознания как в доколониальный, так и в колониальный периоды.

· Административное деление · Политическое устройство · Внешняя политика · Экономика · Транспорт · Культура · Наземные мины в Камбодже · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт · Видео «Камбоджа»

За развитие культуры в стране ответственно Министерство культуры и изобразительного искусства. Культура Камбоджи имеет сильные индийские влияния, касающиеся языка, искусства и других элементов. Важным фактором, формирующим культуру, был также буддизм направления тхеравада, пришедший в эти земли в первые века нашей эры и широко здесь распространившийся. Помимо собственно кхмерской, культура страны включает также и культуру более 20 различных этнических групп, проживающих главным образом в горных и холмистых районах на северо-востоке страны.

Танцы и музыка

Камбоджийские танцы как правило делят на 3 группы: классические танцы, народные танцы и бальные танцы. Классические танцы изначально исполнялись только для представителей королевского двора в качестве развлечения, имеют также церемониальное значение. Несмотря на некоторые влияния соседних культур, классический кхмерский танец - довольно уникальный вид искусства. Исполнители таких постановок искусно одеты, особое значение в исполнении имеют движения, жесты и позы танцора. Само исполнения носит медленный, размеренный характер. Музыка, сопровождающая такие представления, включает ксилофоны, металлофоны, деревянные духовые инструменты, различные барабаны и гонги.

Народные танцы отличаются от классических как правило более быстрым ритмом, меньшей значимостью жестов и движений и менее декоративной одеждой исполнителей. Народные танцы и особенности их исполнения разнятся от региона к региону и различны у разных этнических групп страны. Народные танцы тесно связаны со сказками и другими произведениями местного фольклора. Кхмерская традиционная музыка, как и танцы, восходит к временам древней Кхмерской империи и имеет заметные индийские влияния.

Изобразительное искусство

История изобразительного искусства Камбоджи уходит в глубь вков к древним ремёслам. Кхмерское искусство достигло своего пика с течение периода Ангкора. Традиционное искусство и ремесло включает ткачество, производство изделий из серебра и золота, резьбу по камню, производство лакированных изделий, гончарное дело, монументальную живопись, искусство изготовления воздушных змеев и др. Серьёзным ударом по искусству стал период нахождения у власти красных кхмеров, связанный с гонениями на художников и других представителей искусства и их довольно частым физическим устранением. Последнее время наблюдаются некоторые улучшения в этой области, связанные с поддержкой правительства и неправительственных организаций, и, кроме этого, с привлечением в страну туристов.

Литература

Многочисленные надписи на камнях, стенах и колоннах говорят о древности кхмерского языка. Вслед за надписями на камнях получили распространения, записанные на пальмовых листах, тексты и комментарии буддийских текстов Типитаки; большое число их и сегодня хранится в монастырях по всей стране. Кхмерская эпическая поэма Реамкер основывается на индийском эпосе Рамаяна и имеет традиционную танцевальную постановку. Широкое распространение в Камбодже получили различные формы устного творчества. Позже развитие получила придворная литература, так король Анг Дуонг (1841-1860) известен не только как правитель, но и как классик литературы благодаря написанию им романа Какей , который имеет важное культурное значение и сегодня. Классической историей трагической любви является Тум Теав , получвшая широкое распространение как минимум начиная с середины XIX века и имеющая устную, литературную и танцевальную формы. Тум Теав стала широко известна на западе после перевода литературной версии этой истории, написанной монахом по имени Преах Ботумтхера Сом (англ. ) на английский язык американцем Джорджем Чигасом в 1915 году. Монах Сом признаётся одним из лучших кхмерских классиков.

Кухня

Рис и жареный прахок

Как и в других странах юго-восточной Азии, основой пищи камбоджийцев является рис. Ввиду густой речной сети и наличия таких крупных водоёмов как Меконг и озеро Тонлесап, важное место в камбоджийской кухне традиционно занимает рыба. Традиционна также паста из квашеной рыбы прахок , которая по своей сути представляет способ длительного хранения продукта. Прахок служит наиболее распространённой приправой к еде; часто просто употребляется с рисом. Кроме того, традиционные ингредиенты включают различные тропические фрукты, рыбный, устричный и соевый соусы, карри, тамаринд, имбирь, кокосовое молоко, чёрный перец и др. Широко распространённое обеденное блюдо камбоджийцев представляет собой суп из рисовой лапши в свином бульоне с луком и чесноком. По сравнению с соседними тайской и вьетнамской кухней, камбоджийская довольно малоизвестна и не имеет широкого распространения в мире.

Камбоджа. Сиануквиль - город для всех 2013

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?