Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как познакомить дошкольников в детском саду с музыкальными инструментами. Подборка игр на тему «Музыкальные инструменты Знакомство с садовыми инструментами

Цикл занятий

«Знакомство с музыкальными инструментами»

Музыкальный руководитель:

Цикл занятий предназначен для детей старшего, среднего дошкольного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Создан для использования музыкальными руководителями детских садов,

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку.

Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?

К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о цикле занятий, в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. В этом помогла сказка в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Автором предлагаемых видеороликов является Оксана Титоренко Продолжительность роликов небольшая, от 2 до 3,5 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать внимание и не утомляет.

Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров.

    развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей; учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического и народного оркестра; дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.

Ресурсы: Мультимедийная система или телевизор с DVD-плеером; печатные дидактические пособия, раскраски (по количеству детей); набор детских музыкальных инструментов К. Орфа, музыкальные игрушки.

Тематический план

    1занятие – знакомство с клавишно-духовыми инструментами (гармонь, баян, ). 2занятие – знакомство с клавишно-ударными инструментами (рояль, фортепиано). 3занятие – знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, контрабас). 4занятие – знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан). 5занятие – знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба). 6занятие – знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, саксофон, фагот). 7занятие –знакомство со струнно-щипковыми инструментами (арфа, гитара, ). 8занятие – повтор и закрепление пройденного материала.

Примерная структура занятия:

Музыкальное приветствие Просмотр видеоролика Ответы на вопросы Творческое задание, дидактическая игра Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов Домашнее задание Рефлексия

Рекомендуемый дидактический материал и творческие задания: Авторские видеоролики (7 частей), видео-сюжеты выступлений симфонического и народного оркестров, иллюстрации, познавательная информация (как устроен инструмент; история инструмента; как используется); развивающие задания («Дорисуй недостающее», «Четвертый лишний», «Нарисуй по памяти», «Раскрась по образцу»); разрезные картинки, музыкальное «Лото», дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.

1 занятие

«Знакомство с клавишно-духовыми инструментами

(гармонь, баян, аккордеон)».

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (гармонь, баян, аккордеон). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Ход занятия

Муз. рук.: Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. С давних времен люди слушают музыку, а музыка, как известно, исполняется на музыкальных инструментах. Вот сейчас назовите знакомые для вас музыкальные инструменты.

Ответ детей.

Муз. рук.: Сегодня мы еще лучше узнаем музыкальные инструменты. Такие, как гармонь, баян, аккордеон. У них есть общее название, клавишно-духовые их называют. Клавишные потому что у них есть клавиши, а духовые потому что звук они издают при помощи воздуха. Сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм про эти инструменты.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Муз. рук.: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Он играет на баяне,
На рояле, на гитаре.
Он известнейший талант
Кто же это?

Дети: Музыкант!

Воспитатель: Мы с вами будем музыкантами, давайте посмотрим, как умеют играть наши маленькие помощники-пальцы на инструментах.

Дети исполняют:

Мы пришли и встали, и на дудке заиграли.
Ду-ду-ду… (Шагают на месте. Имитация игры на дудке.)
Мы пришли и встали, на барабане заиграли.
Тра-та-та … (Шагают на месте имитация игры на барабане.)
Мы пришли и встали на балалайке заиграли.
Ля-ля-ля… (Шагают на месте. Имитация игры на балалайке.)
Мы пришли и встали, на гармошке заиграли.
Ти-ли, ти-ли, ти-ли… (Шагают на месте. Имитация игры на гармошке.)

Муз. рук.: Молодцы ребята! А сейчас мы познакомимся с новой песней «Веселый музыкант»

Дети слушают песню в исполнении муз. рук. Отвечают на вопросы о характере и сюжете песни. Разучивают первый куплет.

Песня «Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко, сл. Г. Волгиной

Муз. рук.:

Валеологическаяраспевка:

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети (фонарики)

Помогай нам солнышко побыстрей расти (медленно поднимают руки)

Топ, топ ножки прямо по дорожке (ритмичные притопы)

Хлоп, хлоп, малыши, до чего мы хороши (ритмичные хлопки)

Муз. рук.: Ребята наше занятие подходит к концу давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами инструментами мы познакомились.

Ответы детей.

2 занятие

знакомство с клавишно-ударными инструментами

(рояль, фортепиано).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (фортепиано, рояль). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами, сегодня у нас очень интересное занятие. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадки.

1. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?

2. Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его...

Ответы детей.

Муз. рук:Эти инструменты называют клавишно-ударными. Клавишные потому что у них есть клавиши, а ударные, потому что звук они издают при помощи удара молоточков о струны. Сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм про эти инструменты.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Муз. рук: На прошлом занятии мы с вами разучили песню композитора А. Филиппенко. Как она называется?

Ответ детей.

Ответ детей.

(Дети садятся)

Муз. рук:А сейчас мы поиграем в игру «Веселый музыкант».

Игра «Веселый музыкант»

(Музыкальные занятия в детском саду стр.260)

Муз. рук.: Ребята наше занятие подходит к концу давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились.

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

3 занятие

знакомство со струнно-смычковыми инструментами

(скрипка, виолончель, контрабас).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…

Ответы детей

Муз. рук.: У этого инструмента есть брат и сестра и зовут их контрабас и виолончель. А общее название у них, струнно-смычковые. Струнные, потому что у них есть струны, а смычковые, потому что играют на них смычком и звук извлекают при помощи смычка.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Дыхательное упражнение«Воздушные пузыри».

Большой и указательный палец соединяем в кольцо, лёгкий вдох и глубокий выдох в кольцо из пальцев. 3-4 раза.

Логоритмическаяраспевка «Лиса».

Муз. рук: На прошлых занятиях мы с вами разучили песню композитора А. Филиппенко. Как она называется?

Ответ детей.

Муз. рук:Я предлагаю её сейчас спеть. Как мы её будем исполнять?

Ответ детей.

Песня: “Веселый музыкант” муз. А. Филиппенко, сл. Г. Волгиной

(Дети садятся)

Муз. рук.: Ребята наше занятие подходит к концу давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились?

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

4 занятие

знакомство с ударными инструментами

(литавры, тарелки, большой барабан).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, контрабас). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадку.

Ответы детей

Муз. рук.: Ребята, как вы думаете как называются музыкальные инструменты в которые бьют, по которым ударяют.

Ответы детей

Муз. рук.: Правильно ударные.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Муз. рук.: А сейчас я предлагаю пройти всем за столы. Я раздам вам картинки с музыкальными инструментами, чтобы вы их раскрасили цветными карандашами.

Дети раскрашивают картинки.

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

5 занятие

знакомство медными духовыми инструментами

(труба, тромбон, туба).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, контрабас). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие «С добрым утром»

Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадку.

Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт!

Ответы детей.

Муз. рук:Дети скажите, как извлекают звук из трубы?

Ответы детей.

Муз. рук:Правильно при помощи воздуха, можем мы этот инструмент назвать духовым?

Ответы детей.

Муз. рук:А сделан этот инструмент из меди. Поэтому он называется медно-духовой. А какие еще инструменты называют медно-духовыми, сейчас узнаем из нашего фильма.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Дыхательная гимнастика упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»

Муз. рук.: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой песней «Не уроните шарик». Сейчас вы послушаете песню, а потом расскажите о чем она.

Разучивание 1 куплета

Муз. рук: предлагаю вам поиграть в игру «Музыкальный зонтик»

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный зонтик» м. р. №1 2012 стр.10

Муз. рук.:Ребята наше занятие подходит к концу вы отлично справились с заданием. Давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились?

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

знакомство с деревянными духовыми инструментами

(флейта, саксофон, фагот).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, контрабас). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие «С добрым утром»

Муз. рук: Здравствуйте, ребята. Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Сегодня я хочу рассказать опять о духовых инструментах. Но сначала давайте вспомним какие духовые инструменты вы знаете.

Ответы детей

Муз. рук: Ребята, эти инструменты называют медно-духовые. А сегодня мы познакомимся с деревянно-духовыми музыкальными инструментами. Давайте посмотрим мультфильм.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Дыхательная гимнастика упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»

Муз. рук: ребята, предлагаю вам продолжить разучивать песню

«Не уроните шарик».

Работа над песней.

Муз. рук: А сейчас мы поиграем в игру «Музыкальное лото»

Игра «Музыкальное лото»

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

знакомство со струнно-щипковыми инструментами

(арфа, гитара, балалайка).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, контрабас). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие «С добрым утром»

Муз. рук.:Здравствуйте ребята, продолжаем знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадки

Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная... . (гитара)

Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.

Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная… (балалайка)

Богиня инструментов всех – звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат. (арфа)

Муз. рук.:Все эти инструменты имеют струны, поэтому их называют струнными, а играют на них приемом щипком. Значит назвать их можно струнно-щипковые. Вы уже знаете музыкальные инструменты струнно-смычковые, назовите их.

Ответы детей.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Муз. рук.: продолжаем знакомство с новой песней «Не уроните шарик».

Давайте вспомним 1 куплет песни и припев и будем учить дальше.

Разучивание песни «Не уроните шарик».

Логоритмическая распевка «Лиса».

Са-са, са-са, в гости к нам пришла лиса.

Су-су, су-су, не боимся мы лису.

Сы-сы, сы-сы, она хочет колбасы.

Си-си, си-си, ей кусочек отнеси.

Муз. рук.:А сейчас хочу предложить вам поиграть на арфе.

Дети по очереди играют на арфе.

Муз. рук.:Ребята наше занятие подходит к концу вы отлично справились с заданием. Давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами вы познакомились?

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Музыкальные инструменты»

Цели:

Познакомить детей с различными музыкальными и шумовыми инструментами.
Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине.
Учить детей различать понятия «громко» и «тихо», «быстро» и «медленно».
Познакомить с музыкальными произведениями.
Закрепить умения рисовать пальчиками, лепить, наклеивать.
Развивать слух, мышление, слуховое внимание, мелкую моторику.

Оборудование:

Инструменты: колокольчики, барабаны, музыкальные молоточки, бубны, погремушки, металлофоны, гармошки, гитары.
Полочки (двойные коробочки из-под пластилина, цветные силуэтные картинки музыкальных инструментов.
Фон для рисования пальчиками «гармошка», пальчиковые краски, влажные салфетки.
Картинка с изображением трех медведей и силуэтные изображения дудочек разных размеров.
Картинка с изображением фортепианной клавиатуры.
Картинка с нарисованной веревочкой и геометрическими фигурами на ней, силуэтные изображения колокольчиков с соответствующими геометрическими фигурами.
Картинка «Бубен» с кругами по окружности разного цвета и двух размеров, соответствующие по цвету и размеру пуговицы.
Прищепки, круги-погремушки.
Фасоль, пустые яйца от «киндер-сюрпризов».
Пластилин, спички.
Картинка «Металлофон», разноцветные полоски разной длины.
Детали аппликации «Гитара», пластилин, клей.
Аудиозаписи: «Моцарт для детей», «Музыкальные инструменты»,
«Детский альбом. Неаполитанская песенка» П. И. Чайковский.

Дидактическая игра «Музыкальный магазин»

Положите на верхнюю полочку цифру 2, а на нижнюю полочку положите цифру 3. А теперь разложите музыкальные инструменты. На полочку с цифрой 2 положите два инструмента, а на полочку с цифрой 3 положите три инструмента.

Гармонь

Пальчиковое рисование «Гармошка»

Дети проводят вертикальные линии вдоль мехов гармошки и оставляют круглые отпечатки пальчиков на кнопках.

Дудочка

«Раздай медведям дудочки»

Вот три медведя. Они любят играть на дудочках. Раздайте им дудочки правильно: самому большому медведю - самую большую дудочку, медведю поменьше - дудочку поменьше, а самому маленькому медведю - самую маленькую дудочку.

Лепка «Дудочка»

Прямым раскатыванием дети лепят толстую колбаску, вдавливанием с торца делают раструб, спичкой протыкают отверстия.

Фортепиано

Пальчиковая гимнастика «Играем на фортепиано»

Под звучание фортепианной музыки («Неаполитанская песенка») дети стучат пальчиками по картинке с изображением клавиатуры, имитируя игру на инструменте.

Колокольчик

Дидактическая игра «Развесь колокольчики»

Нужно развесить колокольчики, каждый на свое место.

Упражнение «Звени - молчи»

Пока звучит музыка, дети звенят в колокольчики и бегут. Как только музыка остановится, дети тоже останавливаются и прекращают звенеть в колокольчики.

Барабан

Дидактическое упражнение «Громко-тихо»

Воспитатель показывает, как можно бить палочками по барабану громко и тихо. Затем дети сами бьют в барабаны, соответственно команде «громко» или «тихо».

Бубен

Дети выкладывают пуговицы на круги вокруг бубна соответствующих цветов и размеров.

(В архиве с занятием есть более простой вариант этой игры для детей помладше).

Металлофон

Дети подбирают полоски металлофона и выкладывают их в подходящее место (по длине).

Затем воспитатель просит показать пальчиком-указочкой полоску красного, желтого и всех других цветов.

Музыкально-динамическая пауза «Музыкальные инструменты»

Дети имитируют игру на музыкальных инструментах соответственно тексту песни.

Погремушки

Игра с прищепками «Приделай ручку погремушке»

Дети прикрепляют ручку-прищепку к погремушке-кругу.

Ручной труд «Погремушка»

Дети открывают яйца от «киндер-сюрпризов», наполняют одно яйцо одной фасолиной, а второе яйцо множеством фасолин. Затем яйца закрываются и дети потрясая сделанными «погремушками», выясняют, какая гремит громче.

Изобразительная деятельность «Гитара»

Дети сначала наклеивают деку гитары, затем гриф. После из пластилина делают колки и резонатор.

Музыкально-ритмическое упражнение «Музыкальные молоточки»

Сейчас музыкальные молоточки пойдут гулять на прогулку.

Вот они спускаются по лестнице
(медленно стучим)

А теперь молоточки вышли на улицу, обрадовались и побежали.
(частые удары)

Затем молоточки стали прыгать. Скок, скок.
(быстро ударяем молоточками)

Вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень».
(постепенное ускорение ритма ударов молоточками)

Испугались молоточки и побежали домой.
(быстро и ритмично стучим молоточками)

Дидактическое упражнение «Угадай музыкальный инструмент по звуку»

Воспитатель прячется и издает звуки с помощью разных инструментов. Дети пытаются отгадать и назвать или показать этот инструмент.

Музыкально-ритмическое упражнение «Оркестр»

Дети выбирают себе инструмент по желанию и подыгрывают под музыку.

Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами.

Задачи:

  • Прививать любовь к своей культуре, истории.
  • Обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах; учить различать их тембровую окраску.
  • Познакомить с определениями: «симфонический, народный оркестр».

Художественная литература:

  1. В. Бычков «Основы художественного ремесла. Музыкальные инструменты».
  2. Д.А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей».

Музыкальный репертуар:

  1. Русский народный наигрыш «Барыня».
  2. Русский народный наигрыш «Светит месяц».
  3. Русский народный наигрыш «Камаринская».
  4. Русская народная мелодия «Ах, ты, береза».
  5. Й. Штраус «Вальс».
  6. Локтев «Попрыгушки».

Материалы:

Музыкальные инструменты: гусли, окарина, жалейка, гармонь, баян, рубель, домра, балалайка, ложки, трещотка.

Оборудование: ширма, музыкальный центр, мультимедийная система, пазлы с изображением русских народных инструментов (балалайка, домра).

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

Звучит русский народный наигрыш «Барыня».

Из-за кулис выходят две барышни в русских народных костюмах и исполняют веселый танец с платочками.

1-я барышня: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте.

2-я барышня: Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами.

На земле у каждого
Есть родимый дом.
Хорошо и весело,
И уютно в нем.
У собаки – (дети отгадывают)… конура,
У лисы –… нора,
У малиновки – …гнездо,
У совы –… дупло.

1-я барышня: Ребята, а как вы думаете, где живет наш друг – музыкальный звук?

Может в крике чайки?... (ответы детей)
В клетке у орла? …
Или в трубном зове
Доброго слона? …

Дети : Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.

1-я барышня: Правильно. Посмотрите ребята, у меня в руках ложки.

2-я барышня: А у меня трещотка.

Вместе: Это русские народные музыкальные инструменты.

Барышни предлагают детям поиграть.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Веселый ритм».

Описание игры:

Первая барышня отстукивает ритмический рисунок на ложках , дети повторяют, отхлопывая ритм ладошками.

Вторая Барышня играет ритмический рисунок на трещотке , дети повторяют ритм, топая ножками.

Выходит ребенок и читает стихотворение про ложки.

Не кастаньеты мы – всего лишь ложки,
Но все ж прекрасны хохломские с плошкой.
К примеру, или с росписью другой
Сравнимы цветом с радугой-дугой.
Нам музыкант оказывает честь,
А также нами можно просто есть
Еще мы ценимся в подарок за границу,
Особенно когда подстать жар-птице.
Раскрашен ярко круглый черпачок
И с золотой каемкою бочок.
Но все ж печально просто нам висеть,
Ведь стрекотать нам хочется и петь.
Мы станем кастаньетами для вас
И ноги пустятся в веселый пляс.

Дети исполняют «Танец с ложками» под русскую народную мелодию «Ах, ты, береза» (описание движений З. Роот из сборника «Музыкальный сценарий для детского сада», 2006 г.)

1-я барышня: А сейчас внимание на экран. Перед вами оркестр (демонстрируется оркестр русских народных инструментов ). Давайте внимательно посмотрим на инструменты и послушаем, как они звучат.

В записи звучит русский народный наигрыш «Светит месяц».

А сейчас мы с вами послушаем еще один оркестр (на экране демонстрируется изображение симфонического оркестра ).

В записи звучит «Вальс» Й. Штрауса.

2-я барышня: Ребята, кто знает, как называются эти оркестры и чем они отличаются?

Ответы детей…

Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. В состав симфонического оркестра входят четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные.

Оркестр русских народных инструментов - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

1-я Барышня подходит к столу где лежат инструменты: гармонь, рубель, жалейка, гусли, окарина.

1-я барышня: Ребята, посмотрите какие здесь удивительные инструменты.

2-я барышня: Интересно, как же они называются и как на них играют?

В это время из-за кулис, играя на гармошке, выходит музыкант (специальный гость):

В гости к вам пришел ребята,
Музыкант я не простой.
Вижу много инструментов,
Поиграю вам с душой.

Первый инструмент, на котором я сыграю называется окарина. Окари́на древний духовой музыкальный инструмент. По своей форме он напоминает яйцо с отверстиями для пальцев. Обычно окарину изготавливают из керамики, но иногда из дерева, стекла или металла. Послушайте, как он звучит.

А это жалейка. В старину на этом инструменте играли пастухи. Жалейка духовой язычковый музыкальный инструмент. А почему язычковый? Потому что внутри специальные маленькие пластинки язычки или пищики. Пищики делают из тростника, бересты и даже из гусиных перьев. Жалейка похожа на свирель. Свирель – это дудочка с отверстиями (показать свирель на экране). В отличие от свирели, у жалейки есть расширяющийся рожок (показать раструб). Послушайте жалейку.

Следующий инструмент – гусли. Гусли струнный музыкальный инструмент. На гуслях более тысячи лет назад играли наши предки-славяне. Люди, которые играли на гуслях, назывались гуслярами, они одновременно играли на гуслях и рассказывали былины. Гусли имеют треугольную форму и от 5 до 17 струн. Послушайте, как звучат гусли.

Рубель – относится к предметам домашнего быта. В старину его использовали для глажения белья, наматывая белье на валик и раскатывая. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Сыграть на рубеле.

Но самый мой любимый инструмент – гармошка и баян . Эти инструменты родственники. У них есть общие название – гармоники. Гармонику изобрели в Германии, почти 200 лет назад. В Россию её сначала привозили, как необычный сувенир, но очень скоро гармошка стала настоящим народным инструментом. Один тульский купец на ярмарке купил гармонику. Привез домой, разобрал и изучил его устройство и понял, что ничего в нём сложного нет и сделал своими руками новую гармошку. И очень скоро во всей Туле и в других российских городах стали делать тысячи гармошек. Послушайте гармошку.

1-я барышня: Ребята, вам понравились истории про русские народные инструменты? Давайте похлопаем нашему музыканту.

Звучит русский наигрыш «Светит месяц» в исполнении баяна .

Барышни предлагают детям взять инструменты и поиграть на них. После игры дети прощаются с музыкантом.

1-я барышня: Будем праздник продолжать, выходите поиграть!

Проводятся игры:

Первая игра «Ищи свой инструмент».

Звучит 2-х частная музыка («Попрыгушки» В. Локтева). Дети, стоя в 3-4-х кружках, берутся за руки. В центре кружков стоят водящие с муз.инструментами. На 1-ю часть музыки дети идут по кругу пружинящим шагом, водящие играют на муз.инструментах. На 2-ю часть дети легко бегают врассыпную поскоками. Водящие перебегают на другие места. С окончанием музыки дети находят «свой» инстумент, образуя круг.

Вторая игра «Собери свой инструмент».

Дети делятся на две команды. Нужно собрать картину из пазлов, чтобы получились народные музыкальные инструменты – балалайка и домра. Кто быстрее соберет картинку.

2-я барышня: Ребята, молодцы, справились с заданием! А сейчас давайте отгадаем, как называются инструменты, которые вы собрали.

2-я барышня подходит к картинке с изображением балалайки:

А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша…(балалайка).

1-я барышня подходит к картинке с изображением домры:

Балалайкина подружка,
Хохотушка, веселушка!
Веселится до утра,
А зовут её…? (ответ детей) Домра!

2-я барышня: Молодцы, ребята! А сейчас сюрприз. Садитесь поудобнее и встречайте апплодисментами маленьких музыкантов из детской школы искусств, которые вам сыграют на домре и балалайке.

После концерта барышни прощаются с детьми до новых встреч.

Альбина Андросова
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа

Цель занятия : развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству .

1. Познакомить детей с историей возникновения .

2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах ;

3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;

5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

7. Воспитывать любовь и интерес к музыке .

Коррекционные цели :

1. Развитие слухового внимания, активной фиксации взора.

2. Развивать прослеживающую функцию глаза и слухового внимания, мелкую моторику рук.

3. Развивать умение локализовывать работу зрения и рук.

Материалы и оборудование :

2 короба с музыкальными инструментами , музыкальные инструменты , презентация «История возникновения русских народных инструментов » , ноутбук, проектор, экран, ширма, угощение.

Предварительная работа :

Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен , разучивание русских народных попевок , хороводов и музыкально-дидактических игр , индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах .

Ход занятия:

(слайд №1 и звуком 1)

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал, образуют круг.

Муз. рук.: - Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

(поет) Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Пропою я вам «Привет!» .

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку :

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный… .(инструмент .)

Муз. рук.: - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты ? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты ?

(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла» )

Муз. рук. - Вы слышите музыку ? Это же звучат наши утерянные инструменты , а исполняют они русскую народную песню .

Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты . А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты ? Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.

(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)

Слайд №2 и ЗВУК.

Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов ? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

(слайд №3) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент , который называется погремушка. (Слайд №4 с изображением русской погремушки ) Погремушка – это шумовой инструмент . Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)

(Слайд №5) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку . (Слайд №6) . Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)

(Слайд №7) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент , который называется деревянные ложки (Слайд №8) . Деревянные ложки – это ударный инструмент . А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам ? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют . Давайте послушаем, как звучат ложки . (ЗВУК)

(слайд №9) Муз. рук.: - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент , подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент , который называется - свирель и рожок (слайд №10) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам ? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)

(Слайд №11) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку », - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №12) . Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты . Почему у них такое странное название? (Ответы детей) . Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь» , если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант , который играет на балалайке, называется балалаечником. Сегодня к вам в гости пришел юный балалаечник Антон. Он исполнит для вас на балалайке русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» .

Гость из музыкальной школы балалаечник .

Исполняет «Во саду ли, в огороде»

Муз. рук.: - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты . А раз их придумали и смастерили русские люди , русский народ , то и назвали эти инструменты русскими народными .

Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с коробом в руках.

Андрюша (кланяется) : Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Муз. рук.: - Здравствуй, а ты кто?

Андрюша : - Я Андрюша весельчак – это знает, всяк!

С вами буду я играть и ребятам помогать!

Муз. рук.: - Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой . Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.

Муз. руководитель исполняет попевку р. н. п. «Андрей-воробей» .

Муз. рук.: - Андрюша, понравилась тебе эта попевка?

Андрюша : - А я уже давно знаю эту попевку, а вот ребят я почему-то не услышал.

Муз. рук.: - А вот мы сейчас быстренько исправимся. Давайте, ребята, я сначала буду одна говорить, а потом все вместе будем проговаривать….(проговаривают) .

А сейчас пропоем и простучим в ладоши одновременно эту песню.

Андрюша : - Вот теперь другое дело! А я тоже знаю русскую народную песню .

Разучивание р. н. п. «Как у наших у ворот» .

Муз. рук.: - Андрюша, а что это за короб у тебя такой?

Андрюша :- Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.

Этот короб не простой, этот короб расписной

Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.

Муз. рук.: - Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!

Андрюша : Открою, если отгадаете загадку.

И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.

Расписные, яркие веселят всю ярмарку.

Дети : Музыкальные инструменты !

Андрюша : Эх, какие догадливые!

Муз. рук.: Ну - ка, ну - ка, покажи!

(Андрюша достает из короба трещотку, погремушку и ложки)

Муз. рук.: Так, это те инструменты , которые исчезли из нашей коробки, но как ты их нашел?

Андрюша : А я вышел на лесную поляну и увидел, как муравьи играют на инструментах . Посмотрите, как это было…

(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки » 1969г)

Муз. рук.: - Ребята, вам понравилось как играли лесные музыканты ? (Да) А какие инструменты вы узнали ? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.) А вы бы хотели стать музыкантами ? (Да) Тогда давайте поиграем в игру «Угадай, на чем играю»

Андрюша : Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю»

(Звучит русская плясовая )

Муз. рук.: - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая музыка . Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой .

(Дети импровизируют танец.)

Андрюша : - Ай да, детки молодцы, все танцевали от души.

Муз. рук.: - Андрюша, а что у тебя еще есть в коробе?

Андрюша : - В моём коробе ещё есть много инструментов разных . Инструменты хороши , поиграйте от души! Не с ходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.

Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)

Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?

Дети : - Дирижер!

(Раздача инструментов )

Муз. рук.: - Громко, сильно не стучите, инструменты берегите ! Музыку слушайте внимательно!

В ритм попадайте обязательно!

ОРКЕСТР «Ах, вы сени» .

Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? За то, что вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов , я вам вручаю медали.

Ну-ка, Андрюша, что у тебя еще в коробке лежит?

Андрюша : - Угощение для ребят, угостить детей я рад.

Вам пряники русские сладкие , мятные,

К чаю ароматному угощение знатное.

Раздача угощений.

Муз. рук. и Андрюша : Ребята, спасибо вам большое. До свиданья.

(Дети под музыку р . н. м. выходят из зала)

Анастасия Саввина
Конспект музыкального занятия «Знакомство с инструментами»

Рождение музыки

Ведущий :

Здравствуйте, дорогие ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками : это журчание ручейка и шелест листьев, ворчание закипающего чайника и шум транспорта, раскаты грома и пение птиц, плеск волн и сердитое завывание ветра. Видите, какое многообразие звуков окружает нас.

Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и на человеческий.

Звуки делятся на шумовые и музыкальные .

Все на свете дети знают :

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие :

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки .

К шумовым относятся : скрип двери, стук дождя, рёв мотора и т. д. Музыкальные звуки издают человеческий голос и музыкальные инструменты . И сейчас мы отправимся в глубь истории, чтобы узнать как появились первые инструменты .

Людей давно волнует вопрос : «Когда возникла музыка . Ещё в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки . Древние греки считали, что музыка дарована им богами . Учёные же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась ещё в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, воинственные возгласы мужчин повергали в ужас врагов. Музыка , её ритм и мелодия оказывали сильное эмоциональное воздействие. Какой была первобытная музыка , мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний : в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира – крики диких зверей и птиц. Главным элементом первобытной музыки был ритм . Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, погремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От них и пошли ударные инструменты – барабан , бубен, треугольник, колокольчики, тарелки, ксилофон, литавры. Звуки возникают в этих инструментах при ударе рукой , металлической палочкой или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.

В те далёкие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты : кифара, лира, арфа.

Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому , что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь» , если их перебирать или пощипывать пальцами. В Древней Руси музыканты на весёлых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домрах. Примерно триста лет назад в Испании появился новый струнный инструмент , столь популярный и любимый в наши дни – гитара. Скрипка, виолончель и контрабас тоже струнные инструменты , но звук извлекается не пальцами, а с помощью смычка. Смычок – это длинная трость с натянутым конским волосом . Смычок держат в правой руке и водят им по струнам.

В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке, сделанной из обыкновенного тростника с несколькими дырочками. Звук такой дудочки певучий, нежный, похожий на журчание весеннего ручейка. Позднее дудочки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет. Такие музыкальные инструменты называются духовыми .

В оркестре русских народных инструментов можно услышать жалейку – небольшую трубку из дерева или тростника. На боковых стенках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты.

Прошло время…. Люди изобретали всё новые и новые инструменты .

Фортепиано – инструмент клавишный струнно-молоточковый. Этот инструмент , пожалуй, самый популярный в мире. Он является незаменимым помощником и певца и композитора. Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль. Рояль похож на фортепиано, но массивнее его. Орган – самый большой инструмент . На нём играют как на фортепиано, нажимая клавиши. Вот только инструмент этот не струнный , а духовой. Предком органа можно считать древний инструмент , состоящий из соединённых в ряд или по окружности трубок : воздух в которые вдувался ртом. У органа не простая судьба. В Византии на нём играли при дворе императора и в цирке. Потом церковь запретила орган. Действовал этот заперт триста лет. Каждый орган неповторим и строится по специальному проекту. Внутри него есть комнаты, лестницы, потолки. Сто лет назад в этих помещениях трудились рабочие во время концерта, они вручную качали меха. В наше время эту работу выполняют электромоторы. В современных органах – тысячи труб. Самые большие более десяти метров, самые маленькие – десять миллиметров. Играть на органе очень сложно. Исполнитель сидит на длинной скамье, рядом обычно находится помощник. Перед органистом находится множество кнопок, ручек и переключателей, несколько клавиатур для рук и одна педаль для ног. Звучание органа производит неизгладимое впечатление. Музыку для органа писали многие композиторы. Самые замечательные произведения были созданы И. С. Бахом.

А с появлением электричества появились электро-музыкальные инструменты : синтезаторы, электро-гитары и т. д.

Публикации по теме:

В преддверии Дня Защитника Отечества задумались мы, что подарить нашим любимым папам и дедушкам. В "рубашки" мы их уже одевали, отправляли.

Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят.

Конспект НОД с использованием презентации «Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием». Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с музыкальными инструментами.

Консультация для воспитателей «Речевые игры с музыкальными инструментами» "РЕЧЬ И МУЗЫКА" В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов.

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию образовательную деятельность по проекту, который мы ведем в этом году старшей группе.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?