Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое тембры инструментов. Что такое тембр? О понятии "музыкальный тембр"

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Алеева. Музыка (5-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Музыка» В. В. Алеева и др.

Цель урока: услышать и прочувствовать роль тембра в создании музыкально-живописного образа

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Предметные компетенции

  • расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности
  • узнать, что общего между тембром и живописными красками и чем они отличаются друг от друга
  • обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, флейты
  • познакомиться с творчеством композиторов Николая Андреевича Римского–Корсакова, Сергея Васильевича Рахманинова, Иоганна Себастьяна Баха
  • узнать о роли тембра в изображении музыкального «героя» (симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Сказака о царе Салтане», Сюита № 2 для оркестра
  • учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки
  • развивать вокально-хоровую грамотность

Информационная компетенция

  • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр – как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния)
  • развивать понимание чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке)
  • уметь оформлять краткие записи материала урока

Социальная компетенция

  • находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе подготовки к конкурсам песни, музыкальным концертам (выбор песни, выбор состава участников ансамбля, согласование времени репетиции)

Коммуникативная компетенция

  • воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)
  • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание тембровой характеристики музыкальных инструментов

Личностная компетенция

  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, участие в музыкальных конкурсах песни, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству)

УМК : Музыка. 6 класс: по Программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

  1. Науменко, Т.И., Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.– 6 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.– 117
  2. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 6 кл. Фонохрестоматия.– М.: Дрофа, 2009, 2CD
  3. Науменко Т.И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.– М.: Дрофа, 2009.– С.72
  4. Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.– М.: Дрофа

Музыкальные инструменты : аккордеон, фортепиано.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Источники:

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл..: Программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак-М.: Дрофа, 2010. – С. 53
  2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.– С. 53
  3. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.– С.71
  4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.– М.: Чистые пруды (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).– 2007.– С.8
  5. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».– М. 2010.– С.4
  6. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова Тайм – менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время.– М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011.– 40 с.
  7. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».– 2009.– С. 4; 5

Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки

  1. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.-М.: 1984.-C.141
  2. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе/ Под ред. Л.А. Рапацкой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – C.185
  3. Слово о музыке: рус. Композиторы XIX века.: Хрестоматия: Кн. Для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.– 2-е изд., испр.-М.: Просвещение,1990.– С. 191
  4. Смирнова Э. Русская музыкальная литература: для VI –VIIкл. ДМШ. Учебник.-М.: Музыка.-2000.– С.106
  5. Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.– 7-е изд. М.: Музыка: 1979.-С.48

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие

Оценочный лист обучающегося на уроке:

  1. «Лучший собеседник» (умение слушать и слышать ответы обучающихся)
  2. «Лучший исследователь» (умение работать с текстом учебного пособия – Учебник, Рабочая тетрадь)
  3. «Лучший слушатель» (слушание музыки)
  4. «Лучший исполнитель» (исполнение песенного репертуара)

Запись в тетради:

Тема урока: Тембры – музыкальные краски

Цель урока:

  1. расширить знания о тембре
  2. услышать роль тембра в создании музыкально-живописного образа

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний

Учитель: В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР. Так, оргáн и флейта звучат по-разному. Приложение 1 .

Запись в тетради: Тембр – «окраска звучания»

Учитель: Как вы думаете, почему музыкальные тембры часто сравнивают с красками в живописи.

Ученик: Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния.

(Ученик находит развёрнутый ответ на странице 117 учебника «Музыка»).

Учитель : Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит».

Ученик : Музыка состоит из разнообразия воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.

Ученик: … (свой вариант ответа)

Учитель: Рассмотрим Нотный пример 38, страница 117 нашего учебника.

Представлен фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Андреевича Римского–Корсакова (Приложение 2 , приложение 3)

Композитор указал музыкальный темп Lento (медленно), солирующий инструмент – СКРИПКА из семейства струнных смычковых инструментов (она представлена на иллюстрации) и определил характер звучания (выразительно).

Учитель: Что известно о характере звучания скрипки?

Ученик: Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.(Наш учебник, страница 118, помогает вспомнить ранее приобретённые знания)

Запись в тетради: Скрипка – певучая, песенная.

Слушание музыки: CD 2, № 8. Н. Римский–Корсаков, Тема «Шехеразады», Из сюиты «Шехеразада», фрагмент

Учитель: Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?

Ученик: Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. (Помогает наш Учебник раскрыть ещё одну способность скрипки).

Продолжаем запись в тетради: -виртуозная

Учитель: Действительно, эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать её для передачи звуков не музыкальной природы! Сегодня мы послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля.

Ученик: Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Учитель: Перед слушанием музыкиизучим Нотный пример 39, страница 118. Указан быстрый темп «виваче» – «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля.


Слушание музыки: CD 2, № 9. Н. Римский–Корсаков, «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент

Учитель: В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Приложение 5 . Инструмент представлен на иллюстрации страницы 119. Что мы знаем о характере звучания виолончели?

Ученик: Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом – глубоким, волнующе – эмоциональным.

Запись в тетради: Виолончель – теплота, глубина звучания

Учитель: Эта удивительнаяспособность виолончели звучать необыкновенно тепло и выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. На странице 119 представлена иллюстрация инструмента и Нотный вариант «Вокализа» С.В. Рахманинова, с широким, всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки).


Учитель: Откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Прочитаем задание.

Ученик: Подпиши названия музыкальных инструментов. Укажи группы симфонического оркестра, в которые эти инструменты входят.

Выполняется задание: «короткая ленточка» – вписываем слово «виолончель», «длинная ленточка» – «струнная смычковая группа».

Слушание музыки: CD 2, № 10. С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели), фрагмент

Учитель: На нашем уроке мы услышим и тембр инструмента из семейства деревянных духовых – тембр ФЛЕЙТЫ. Приложение 6 .

На странице 120 учебника представлена её иллюстрация. Где лёгкость, изящество и грация в музыке, там и царствует флейта. Как вы думаете, что характерно для тембра флейты?

Ученик: Изысканность ипрозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие.

Учитель: «Шутка» И.С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра – пример такого изящно – юмористического звучания флейты. В Нотном примере 41 увидим «ажурную», «порхающую» нотную запись партитуры для флейты.


Учитель : Вновьоткроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Продолжим выполнение задания. Какой музыкальный инструмент, группу симфонического оркестра вы впишите?

Ученик: «Короткая ленточка» – вписываем слово «флейта», «длинная ленточка» – «деревянная духовая группа».

Слушание музыки: CD 2, № 11. И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра, фрагмент

3. Вывод

Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?

(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)

Среди них:

  1. Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр
  2. Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи
  3. Тембр помогает «увидеть» музыкального героя
  4. Музыка неотделима от тембра
  5. ...(Свой вариант ответа)

Запись в тетради : Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр (или запись вывода ранее озвученного)

4. Домашнее задание

Дневник музыкальных наблюдений (С.18)

Учитель: На уроке вы расширили свои знания о тембре, слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Прочитаем в Дневнике музыкальных наблюдений, страница 18 задания.

1. Какими инструментальными тембрами наделили бы различные звуки природы?

Переливы морских волн …

Пение соловья …

2. Можно ли «озвучить» молчащую природу, наделить собственным тембром

полевой цветок…

могучее дерево (дуб)…

(Ввиду того, что задание определяется в рамках изучения материала только данного урока, то есть тембра скрипки, виолончели, флейты, то ответы звучат уже на уроке. Дома остаётся ответы только записать.)

5. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений, С. 72. «Скрипка», Стихи И. Пивоваровой, Музыка М. Славкина

Учитель: Итак, на нашем уроке:

  1. мы расширили свои знания о тембре
  2. учились слушать и различать тембровую красоту скрипки, виолончели, флейты
  3. читали музыкальные тексты в учебнике;
  4. учились красиво и правильно петь
  5. рассмотрели выполнение домашнего задания.

Спасибо за творчество на уроке!

В музыке XX века такая характеристика звука, как тембр, начала играть ключевую роль в концепции новых и в формировании новых вокальных техник. Что представляет собой timbre и какие существуют его разновидности?

Тембр в музыке - это что за категория?

«Тембр» переводится с фр. как «отличительный знак». Тембр в музыке - это специфическая окраска звучания. Если на разных инструментах взять одну и ту же ноту одинаковой высоты или громкости, все равно звук будет значительно отличаться благодаря тембровым характеристикам инструмента. Одинаковые вокальные партии, исполненные двумя разными вокалистами, легко различить на слух благодаря особой тембровой окраске голоса.

Понятие «тембр» определение в музыке имеет далеко не единственное, но все они сводятся к тому, что timbre является такой же важнейшей характеристикой звука, как, например, громкость, высота или длительность. Для описания тембра используются самые различные прилагательные: низкий, плотный, глубокий, мягкий, яркий, приглушенный, звонкий и т.д.

Виды тембров по А.Н. Сохору

Тембр в музыке - это явление многосоставное. Известный музыковед А.Н. Сохор выделяет 4 вида тембра:

  • инструментальный - зависит от особенностей строения инструмента и характера извлечения звука;
  • гармонический - зависит от характера сочетания звуков;
  • регистровый - зависит напрямую от природной тесситуры голоса или регистра инструмента;
  • фактурный - зависит от уровня плотности и «вязкости» звучания, акустики и пр.

Голосовые тембры

Тембр в музыке - это важная характеристика для певческого голоса. Особенно в условиях эстрадной конкуренции важно, насколько у вокалиста запоминающийся тембр.

Тембр человеческого голоса зависит в первую очередь от строения голосового аппарата. На тембровые характеристики достаточное влияние также оказывает степень разработанности и «натренированности» вокального аппарата. Нередко после упорных занятий у вокалистов меняется на более высокий, а после перенесенных заболеваний голосового аппарата тембр становится более низким.

Чем важны тембровые характеристики

Необходимость выделить среди характеристик звука еще одну категорию - тембр - продиктована рядом причин. Самая главная из них - это то, что тембр (неважно, инструментальный или голосовой) помогает придать музыкальному произведению правильное настроение, расставить важные акценты.

Когда делается музыкальная аранжировка (тем более, если это оркестровка), не учитывать творческую задачу и тембровые характеристики инструментов просто невозможно. Например, не удастся придать легкость и воздушность звучанию, если поручить исполнение музыкального отрывка контрабасу или тромбону, у которых тембр звука отличается большим количеством низких обертонов; невозможно достичь эффекта нагнетания атмосферы, используя нежные переливы арфы.

То же самое происходит во время подбора репертуара для вокалиста. Как правило, блюзовые и джазовые партии плохо удаются исполнителям-сопрано или тенорам, потому что для этого требуется плотный, бархатный, сочный, низкий тембр звука, возможно, даже с «хрипотцой» - этого требует сама специфика жанра (прокуренная атмосфера кабаре, кафешантанов и т.д.). В то же время исполнители с низкими тембрами невыгодно смотрятся во многих других музыкальных жанрах и исполнительских техниках (например, в «скриминге», который рассчитан как раз на высокие звонкие голоса).

Таким образом, тембр - это та характеристика, которая во многом определяет атмосферу звучащего музыкального произведения, а главное, вызывает у человека те или иные эмоции по поводу услышанного.

Урок 28

Тема: Тембры. Тембры – музыкальные краски.

Цели урока:

    Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

    Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

    Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание).

    Н. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане»;

    Музыканты. Немецкая народная песня (пение).

    М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы урока.

    Работа по теме урока.

Тембры – музыкальные краски

Цель: познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра.

Задачи:

    формировать художественную культуру учащихся: слушательское внимание, исполнительскую деятельность, как самовыражение переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);

    Развивать музыкальный слух;

    Оптимизировать созидательные качества личности.

СЛАЙД № 1

Учитель:

    Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более выразительная, яркая, красивая?

    А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?

    С помощью КРАСОК.

Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?..

    Конечно, говорить мы будем об окраске голосов музыкальных инструментов или о тембрах.

В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр…

Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная.

Тема нашего урока: «Тембры – музыкальные краски» ( слайд№2 )

А наши задачи … (читаем на слайде№3):

Сегодня мы познакомимся с тембрами духовых и ударных инструментов и постараемся доказать , что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску .

В этом мне помогут не только ребята, которые подготовили информацию об инструментах, но и все вы.

Слушая голоса инструментов, вам нужно подобрать «цвет», соответствующий тембру инструмента: например, звонкий – яркий цвет, глухой – темный. Можно использовать оттенки цветов, можно и соединять несколько цветов...

Учитель: Итак, познакомимся с группой деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом извлекается звук из этих инструментов…. Правильно, в них дуют. А деревянными их стали называть потому, что делали из дерева…

СЛАЙД №4

Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, например из пластмассы, металла и даже из стекла.

СЛАЙД № 5 Флейта

Ученик: ФЛЕЙТА – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании мира природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.

Её звук – легкий, звонкий, светлый и подвижный

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу флейты).

СЛАЙД № 6 Гобой

Ученик: Войдя в состав оркестра в 17 веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов.

Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Звук более теплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу гобоя).

СЛАЙД № 7 Кларнет

Ученик: Появился лишь в 18веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно все: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств.

Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу кларнета).

СЛАЙД № 8 Фагот

Ученик: Последний участник группы деревянных инструментов – фагот . Появился в 17 веке, как самый низкий по звучанию инструмент. Это бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают» пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка».

Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека.

Он может быть ворчливым, насмешливым, может быть и грустным, печальным.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу фагота).

СЛАЙД №9 МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА

Учитель. Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.

Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы.

СЛАЙД №10 Труба

Ученик: В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ».

Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

СЛАЙД № 11 Валторна

Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии. Звук – мягкий, «ленивый», теплый.

СЛАЙД №12 Туба

Ученик: Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке.

Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу тубы).

СЛАЙД №13 Ударные инструменты

Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.

Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.

СЛАЙД №14 Литавры

Ученик: Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником.

Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии. СЛУШАЕМ

СЛАЙД №15 Ксилофон

Ученик: Ксилофон инструмент, с набором деревянных пластин, по которым ударяют двумя молоточками.

Звук – резкий, щёлкающий, сильный.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).

Учитель: А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов

СЛАЙД №16 (Выразительно читаем)

Флейта: легкий, звонкий, светлый и подвижный.

Гобой: теплый и густой с «носовым» оттенком.

Кларнет: чистый, прозрачный и округлый, благородный.

Фагот: сдавлен, ворчлив, «хрипун».

Труба: яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

Валторна : мягкий, «ленивый», теплый.

Туба: густой и глубокий, «неповоротливый».

Литавры: от еле слышного шороха до мощного грохота (руками постукиваем по парте с нарастанием).

СЛАЙД № 17 (Вывод)

Почему музыкальные тембры сравнивают с красками.

Учитель : да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно можно сравнить с красками в живописи и ваши рисунки демонстрируют насколько разнообразна гамма цветов, а значит и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные.

БЛОК №2

ИГРА на инструментах СЛАЙД № 18

Учитель. Оркестр – особая страна. Она живет по своим законам. Любой инструмент в руках музыканта имеет свои обязанности и если он их не выполняет, то разрушает целое, нарушает ГАРМОНИЮ.

ЗАДАНИЕ:

Сейчас несколько учеников попробуют придумать своё ритмическое сопровождение на ударных инструментах (бубен, ложки, флейта и маракас).

ВЫЗВАТЬ 2-3 раза и дать оценку исполнению.

Учитель. Ребята очень хорошо исполнили ритм на ударных инструментах, и почувствовали, что это не очень-то легко создать ГАРМОНИЮ В ОРКЕСТРЕ.

Блок №3 СЛАЙД № 19 КРОССВОРД (каждое слово кроссворда открывается по щелчку)

Учитель. А теперь настало время проверить, как вы запомнили инструменты духовой группы, одной из самых разнообразных по окраске голосов.

У вас на партах есть Лист №2 (приложение 2) , в который вы вписываете ответы, а затем все вместе проверяем.

СЛАЙД №20 Древнегреческий театр.

Учитель.

Вокально-хоровая работа.

Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Музыка настраивает на размышления, будит фантазию… Представим, что мы в Древней Греции и наш класс - это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА ЗВУЧИТ», а ваши работы к этой песне можно посмотреть на экране.

СЛАЙДЫ с 21 – 37 рисунки учащихся к песне «Музыка звучит».

Кроссворд

По горизонтали.

    Он руководит всем оркестром.

    В средние века игра на этом медном инструменте сопровождала рыцарские турниры, военные церемонии.

    В Древней Греции так называли место для хора.

    Этот деревянно-духовой инструмент имеет низкий голос.

    Название этого медного инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог».

    Деревянно-духовой инструмент.

    Предки этого деревянно-духового инструмента – тростниковые дудки и свирели.

    Домашнее задание.

Рисунки учащихся к песне «Музыка звучит».

«Самым сложным субъективно ощущаемым параметром является тембр. С определением этого термина возникают сложности, сопоставимые с определением понятия «жизнь»: все понимают, что это такое, однако над научным определением наука бьется уже несколько столетий».
(И. Алдошина)

В природе мы почти не сталкиваемся с чистыми тонами. Звучание любого музыкального инструмента является сложным и состоит из множества частотных составляющих - обертонов.

Даже при очень сложных звуковых колебаниях слух человека способен распознать высоту звучания. Однако, при одинаковой высоте звучание, например, скрипки отличается на слух от звучания рояля. Это связано с тем, что, помимо высоты звучания, слух способен оценивать также “окраску” звучания, т.е. его тембр.

Тембром звука называется такое качество звука, которое, вне зависимости от частоты и амплитуды, позволяет отличить одно звучание от другого. Тембр звука зависит от общего спектрального состава звука (т.е. от того, какие обертоны в нем присутствуют) и соотношения амплитуд спектральных составляющих (т.е. обертонов):

Обертоны

Понятие тембра тесно связано с понятием высоты звука. Дело в том, что звуковые колебания, как правило, бывают сложными.

Например, если мы взяли на скрипке ноту «ля» первой октавы (частота 440 Гц), то в колебаниях этой струны будут присутствовать также кратные частоты 880, 1320, 1760, 2200 Гц и т.д.

При этом амплитуды этих частот (обертонов) могут быть различными, т.е. обертоны будут иметь различную громкость.

Немецкий физик Георг Ом впервые высказал мысль, что простое слуховое ощущение вызывается простым синусоидальным колебанием (такое колебание также называется гармоническим, важно не путать гармонические колебания, т.е. те, которые описываются функциями y=sin x и т.п., и гармонические обертоны, которые также являются гармоническими колебаниями, но их частоты еще и кратны частоте основного тона ). Как только форма колебания усложняется, появляются обертоны - возникает впечатление окраски звука или его тембра.


Пример возникновения сложного колебания путем сложения двух простых (гармонических) колебаний.
Синим цветом обозначено основное гармоническое колебание, розовым - колебание в два раза большей частоты (обертон или первая гармоника), а зеленым - результирующее сложное (негармоническое) колебание.

Ому удалось установить, что ухо воспринимает отдельные гармонические составляющие звука, и эти составляющие вызывают раздельные ощущения. При определенной тренировке можно даже мысленно разделить сложное периодическое колебание и определить, какие гармоники присутствуют в звуке.

Таким образом, человеческий слух способен воспринимать сложную форму звуковых колебаний как окраску или тембр.

Гармонические обертоны или гармоники

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими.

Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками):

В реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона - такие обертоны называются негармоническими.

Спектральный состав и тембр

Амплитудно-частотное соотношение всех составных частей сложного колебания называют спектром звука, а звуки, соответствующие каждой частоте, присутствующей в сложном колебании, спектральными составляющими или компонентами.

Набор спектральных составляющих определяет тембр звучания. А поскольку каждая спектральная составляющая - это звук определенной высоты, говорить о тембре как об отдельном свойстве звука не совсем корректно. Однако именно тембр звука (а точнее - спектр) обычно находится в центре внимания, когда речь идет о технологиях обработки звука.

Примеры спектрального состава музыкальных звуков:

Тембр звука, т.е. отношения амплитуд его гармоник, влияет и на воспринимаемую высоту сложного тона.

Фантомные частоты

Иногда человек может слышать звуки в низкочастотной области, хотя в реальности звуков такой частоты не было. Мозг воспринимает высоту тона не только по его основной частоте, но и по периодичности, задаваемой отношением между гармониками. Мы можем воспринять ту же высоту (возможно, с другим тембром) даже если основная частота не слышна (или потеряна) при воспроизведении. (Частотные сигналы сложного спектра без основной частоты (первой гармоники в спектре) называются резидуальными .)

Например, если нота (то есть не чистый тон) имеет высоту 100 Гц, она будет состоять из частотных компонентов, которые являются целыми кратными этому значению (например, 100, 200, 300, 400, 500 .... Гц). Однако, маленькие динамики могут не воспроизводить низкие частоты, поэтому при воспроизведении может отсутствовать компонент 100 Гц. Тем не менее, может быть слышна частота, соответствующая основному тону.

Этот эффект получил название «Феномен пропущенной фундаментальной» - эксперимент 1940 г. продемонстрировал, что ощущение высоты тона спектрально сложного звука не изменится, если удалить его основную частоту, она будет достроена мозгом на основе имеющихся гармоник. Он используется в звуковоспроизводящей аппаратуре, чтобы расширить область воспроизводимых низких частот, если невозможно адекватно воспроизвести такие частоты напрямую, например, в наушниках, мобильных телефонах, малобюджетных динамиках (акустических системах) и т.п.

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.
  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Что может повлиять на тембр

Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:

  • пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
  • простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
  • хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
  • курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
  • хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).

Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.

Можно ли изменить тембр

Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.

Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?