Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Значение слова менуэт. Тема пятаямузыкальные жанры, связанные с движением Чей танец менуэт

МЕНУЭТ

(франц. menuet , от menu - малый, мелкий) - французский танец. музыкальный размер 3/4. произошел от народного хороводного танца провинции пуату. в конце 17 в. стал одним из основных бальных танцев придворных кругов; вошел в оперно-балетные спектакли.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕНУЭТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕНУЭТ в Этнографическом словаре:
    (франц. menuet от menu, маленький), франц. танец, произошёл от хороводного танца жителей пуату. в 17 в. распространился при королевском …
  • МЕНУЭТ в Словаре этнографических терминов:
    (франц. menuet от menu, маленький), франц. танец, произошёл от хороводного танца жителей Пуату. В 17 в. распространился при королевском дворе …
  • МЕНУЭТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. menuet от menu - маленький), старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер
  • МЕНУЭТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. menuet, от menu - маленький, мелкий), французский танец. Происходит от народного танца провинции Пуату. Со 2-й половины 17 в. …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Менуэт (фр. - menuet, ит. miouetto, от франц. слова menu илилатинского minutus - малый, мелкий) - старинный грациозный танец, названный …
  • МЕНУЭТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МЕНУЭТ
    (французское menuet), 1) старинный французский танец (3-дольный), в европейских странах середины 17 - 19 вв. бальный. 2) Часть инструментальной сюиты, …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный в основном на поклонах и реверансах. Менуэтный - относящийся …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. II прил. менуэтный, -ая, …
  • МЕНУЭТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕНУ́ЭТ (франц. menuet, от menu - маленький), старинный нар. франц. танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Муз. …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (франц. ? menuet, итал. ? minuetto, от французского слова menu или латинского minutus ? малый, мелкий) ? старинный грациозный танец, …
  • МЕНУЭТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    менуэ"т, менуэ"ты, менуэ"та, менуэ"тов, менуэ"ту, менуэ"там, менуэ"т, менуэ"ты, менуэ"том, менуэ"тами, менуэ"те, …
  • МЕНУЭТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Старинный французский танец в умеренном темпе с плавными и медленными движениями, а также музыка к этому танцу. …
  • МЕНУЭТ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. menuet menu маленький, мелкий) старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный в основном на поклонах и …
  • МЕНУЭТ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. menuet старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный в основном на поклонах и реверансах; муз. размер - …
  • МЕНУЭТ в словаре Синонимов русского языка.
  • МЕНУЭТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Старинный французский бальный танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов. 2) …
  • МЕНУЭТ в Словаре русского языка Лопатина:
    мену`эт, …
  • МЕНУЭТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    менуэт, …
  • МЕНУЭТ в Орфографическом словаре:
    мену`эт, …
  • МЕНУЭТ в Словаре русского языка Ожегова:
    старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца менуэт! старинный французский народный и бальный …
  • МЕНУЭТ в Словаре Даля:
    муж. , франц. устаревшая …
  • МЕНУЭТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. menuet, от menu - маленький), старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер …

Человечество танцует с незапамятных времен. Непременным атрибутом любого празднества в древности были танцы с простыми, незатейливыми движениями. У некоторых народов они даже становились частью религиозного культа.

По прошествии веков усложнилась социальная жизнь общества, а с ней и культура танца. Теперь незамысловатые хороводы слыли уделом простого народа, в то время как аристократия все больше начинала ценить сложный этикет придворных балов.

Что такое менуэт?

Это придворный танец, корнями уходящий в народный фольклор. История его теряется в глубине веков. Известно, что французские крестьяне провинции Пуату танцевали его задолго до того, как молодой Людовик XIV ввел моду на менуэт при своем дворе.

Случилось это на одном из балов, когда король, весьма любивший участвовать в разных театрализованных постановках, выступил в роли крестьянина из Пуату. Тогда-то он впервые исполнил медленный танец - бранль - под мелодию народной песни. Чуть позже этот танец назвали "менуэт", то есть "маленький", имея ввиду мелкие шаги, придававшие танцу необыкновенное изящество и грациозность.

Франция к XVII веку уже завоевала репутацию законодательницы моды, в том числе и в сфере танцев. Придворные балеты в правление Людовика XIV приобретают едва ли не политическое значение. Поэтому стоило новому танцу стать популярным в Париже, как вскоре его танцевали на придворных балах по всей Европе. В царствование Петра Великого французский менуэт пришел и в Россию.

Галантный танец

Нельзя сказать, что, появившись в середине XVII века, уже как танец аристократии, менуэт никогда не изменялся. Напротив. Вначале его танцевала всего лишь одна пара, в то время как остальным присутствующим на придворном балу отводилась роль зрителей.

Танцующая пара медленно двигалась нарочито маленькими шагами, выполняя в основном церемонные реверансы и торжественные поклоны. Когда одна пара заканчивала танец, ее сменяла другая. Такая форма исполнения просуществовала до конца XVII века. Затем изменился не только характер танца.

Менуэт теперь стали исполнять в несколько ускоренном темпе, в нем появились новые, более сложные и вычурные "па", а сам танец впитал в себя дух галантного XVIII века, с его тягой к кокетству и жеманности. Но, кроме того, он стал включать и большее число одновременно танцующих пар.

От успеха до забвения

Менуэт - танец, техникой которого было нелегко овладеть. Поэтому, как только он вошел в моду, учителя танцев стали предлагать свои услуги французским придворным. Первым из них был Франсуа Робер Марсель, работавший в Парижской опере и бывший членом Королевской Академии танца.

Торжественная манера исполнения со строго выдержанными позами требовала от танцующих соблюдения плавного рисунка закругленных линий. Овладение этим искусством приобрело большое значение в среде европейской аристократии начала XVIII века. Говорили даже, что тот, кто хорошо умеет танцевать менуэт, и все остальное делает хорошо.

В годы Французской революции менуэт - танец аристократии - утратил свое значение. Ему на смену пришли более простые в исполнении. Тем не менее нельзя сказать, что менуэт был полностью забыт. Он продолжал оставаться бальным танцем и в XIX в., хотя многие современники уже считали его пережитком приторно-церемонных нравов прошлого столетия.

Менуэт в музыке

Но менуэт - это не только танец. Второе значение этого слова относится к музыкальному произведению, собственно, к музыке, написанной для танца. Позже, в XIX веке, художественно обработанные менуэты становятся частью отдельных музыкальных произведений, например опер.

Старинный менуэт состоял из двух частей. Первая писалась двухголосно, вторая - в той же тональности либо тональностью ниже - трехголосно. После второй части следовало повторение первой.

Нередко менуэт заканчивался короткой кодой - заключительным повторением его главной темы. Первые менуэты исполняли на клавесинах, затем к ним прибавились струнные инструменты и флейта.

Композиторы, писавшие менуэты

Музыку к ранним менуэтам писал Люлли Ж. Б. - придворный композитор Людовика XIV. Он сочинял оперы и балеты, в которых любил участвовать сам король, куда вводил и менуэт. Это было классическое музыкальное произведение из двух частей. В такой же манере писали Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо.

По мере усложнения формы, менуэт становится музыкальным произведением из трех частей. Примером тому служат сюиты Себастьяна Баха и Георга Генделя. Когда же в европейском искусстве на смену барокко пришла эпоха классицизма, итальянские композиторы стали заканчивать менуэтом оперные увертюры.

Любил это музыкальное произведение и Вольфганг Моцарт, причем он не только сочинял музыку, но и умел превосходно танцевать сложный танец. Один из самых известных его менуэтов написан для оперы «Дон Жуан». В исполнении оркестра он звучит необычайно торжественно.

Гайдн Йозеф - другой австрийский композитор XVIII в. - тоже любил сочинять менуэты. Подобно Моцарту, третью часть своих симфоний, а иногда и сонаты, он писал в форме менуэта.

Когда проходит мода

Менуэт как бальный танец и отдельное инструментальное произведение оставался популярным сравнительно долго. В творческом наследии М. Глинки, Л. Бетховена, А. Глазунова, К. Дебюсси, А. Рубинштейна и других композиторов XIX века он встречается достаточно часто.

Но все меняется. Галантный танец давно стал частью прошлого. Однако нельзя сказать, что сегодня он забыт совершенно, ведь менуэт - это не только танец. Его форма присутствует в современном балете и музыкальных произведениях.

[франц. Menuet ]

Название ряда придворных бальных танцев XVII-XVIII веков. Музыкальный размер – ¾. Темп от умеренного до умеренно-быстрого. Для танца характерны реверансы, поклоны, маленькие шаги (), изящные позы. Различают два основных типа этого танца: Менуэт XVII века и Быстрый Менуэт XVIII века.

«Самый изящный и изысканный танец, лучший образец придворного балета, жемчужина бала, король бальных танцев, король танцев и танец королей, величайшее произведение искусства, когда-либо созданное в области танца» – так говорили о Менуэте в конце XVIII века. «Грациозный, галантный и любимый танец, вычерчивающий на полу тайные знаки любви» – это о нём же столетием раньше. «Простонародный, низкого происхождения, безалаберный, скандальный» – это тоже о нём, но в середине XVII века. Почему так разнятся эпитеты?

Некоторые танцмейстеры относят Менуэт к эпохе французского короля Людовика Четырнадцатого и объясняют его происхождение весьма просто: «В королевском «поклонном обряде» ножки в туфельках на каблучках делали изящные шажки. Этот обряд помог родиться «pas menu» («маленький шаг»), этому первичному менуэту. Постепенно в процессе развития простой обряд приветствия королю, состоявший из реверансов (поклонов) как у мужчин, так и у женщин, все более усложнялся: из сравнительно статичного состояния реверанса переходили к движению в два-три шага и более, а затем и к полутанцу. Так из «pas menu» образовался первый скромный менуэт, состоявший из ряда изощренно-почтительных реверансов перед королем, где танца, хоть и примитивного, было уже больше, чем простой реверансной поступи…»

На самом деле, этот танец появился задолго до рождения Людовика XIV. Изначально он был сельской пляской, отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название – Бранль а Мене из провинции Пуату [франц. Branle de Poitou à Mener танец из Пуату с ведением]. Когда в XVII веке этот танец стали исполнять при королевском дворе, то предпочитали объявлять его как Амене – по последним словам названия [франц. Amener , от à mener – вести]. С одной стороны, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. С другой стороны, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Но в XVII веке подобных «ведущих» танцев на балу стало много, и танец Амене пришлось переименовать. История умалчивает о том, кто первый обратил внимание на небольшой размер его шагов. Танцевальный шаг Амене был поистине крохотным – настоящим [франц. Pas Menu – маленький шаг]. Исходя из этого, танец получил новое название, слегка созвучное старому. Вместо «Амене» стали говорить: «Менуэт».

Введение танца Амене (Менуэт) в придворный бальный зал сопровождалось скандалом. Дело заключалось в том, что в Менуэте кавалер танцевал, прикасаясь к руке дамы! Он всего лишь брал её за кончики пальцев. Но всё равно, это считалось невиданным нарушением приличий. Вести даму за руку позволялось только в торжественных церемониальных танцах, открывающих бал. В чувственном танце, каковым тогда считался Менуэт, это выглядело чересчур смело. Впрочем, с этим быстро смирились, ибо новые правила ввёл сам король Людовик XIV. Всё же придворным танцем Амене (Менуэт) стал именно при нём.

На балах середины XVII века Менуэт занял место и стал основным придворным танцем. Из Франции он распространился по всей Европе. Танец состоял из многочисленных поклонов и реверансов, меж которых исполнялись важные [франц. Pas Grave важный шаг], движения типа , а также специально подобранные придворные позы. В танце стремились продемонстрировать максимум величия и изящества. Вначале Менуэт танцевали в умеренном темпе и с относительно простыми движениями и позами. Однако постепенно темп музыкального сопровождения ускорился, а движения и позы усложнились.

Движения Менуэта стали очень изысканными во второй половине XVII века. Над их разработкой и совершенствованием трудились члены Королевской Академии Танца. Схема шагов была строго регламентирован. Композиция выстраивалась в зале по рисунку букв S или Z. Ещё больше усложнился Менуэт в XVIII веке. В 1763 году по случаю бракосочетания Людовика XVI и Марии Антуанетты танцевальными академиками был сочинён [франц. Menuet à la Reine ], который по сей день считается самым трудным для изучения придворным бальным танцем.

В XVIII веке изменилась придворная мода. В бальном зале это проявилось в изменении репертуара. В частности, сильно изменился Менуэт. Темп танца ускорился, так как основной шаг теперь делался на один такт музыки. Движения приобрели вычурный и несколько жеманный характер. Появились комбинированные танцы, типа Бурре-Менуэта [франц. Bourr é e - Menuet ].

В этот период ни один танец не пользовался таким успехом в дворянских, а затем и в буржуазных европейских кругах. Его успех демонстрирует замечательная словесная формула: «Менуэт – это танец королей и король танцев!».Всеобщее восхищение продолжалось до конца XVIII века и прервалось самым трагическим образом. Во время революционных событий во Франции вместе с французскими абсолютизмом был низвергнут Менуэт. Формально его продолжали танцевать там, где давались придворные балы. Но общественная атмосфера кардинально изменилась. В танцевальных залах наступила эпоха .

В XIX веке в качестве сценической танцевальной формы Менуэт продолжал активно существовать в балетном театре. А танцмейстеры использовали его как образцовую модель обучения. С него начинали танцевальные занятия, им же и заканчивали. В России даже в конце XIX века ученики бальных классов обязаны были уметь танцевать

Менуэт - это танец королей. Именно так его характеризовали в минувшие века, и ничего не изменилось в наши дни. В современном мире о существовании такого танца знают лишь истинные ценители искусства, а от широкой публики, увы, он безвозвратно ушел. Менуэт - танец, который состоит из медленных движений, маленьких шажков, красивых па и реверансов. И для того чтобы окунуться в прошлое и узнать, как именно отдыхали на балах наши предки, мы более детально изучим историю и все особенности менуэта.

Зарождение жанра

Родными местами менуэта считается историческая область Там он существовал наряду с прочими которые, однако, исполнялись и в аристократических кругах. Суть его тогда заключалась лишь в том, что пары двигались грациозно, выполняя поочередно мелкие шажочки. Конечно же, такое действо всегда сопровождалось соответствующей медленной музыкой. Даже в то время еще народный французский менуэт уже исполнялся с определенным размером - ¾. Многие композиторы специально для этого танца писали произведения или просто импровизировали на торжественных приемах и балах.

Становление танца в широких народных массах

В начале 17 столетия об этом удивительном явлении народного творчества узнал Людовик XIV. Именно он официально провозгласил на всю страну, что менуэт - танец. Это была новость, которая моментально расползлась по всем городам, и при каждом аристократическом дворе начали исполнять менуэт приближенные к королю особы, графы, бароны и прочие обладатели высоких титулов. Учитывая тот факт, что в 17-18 веках во всей Европе и даже в России была мода на все французское, этот новый жанр быстренько завоевал лидирующие позиции при всех знатных дворах.

Менуэт был в фаворе у то есть в Петербурге и в Москве, его исполняли в Польше, в Великобритании. Популярность танца не спадала до середины 19 века, пока на смену медленным па не пришли более энергичные ритмы и резкие движения.

Исторический образ танца

На заре своего существования менуэт состоял из крайне простых, но очень грациозных движений. Исполнители выполняли реверансы, протяжные па; они двигались по залу, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Таким образом создавалось впечатление, что менуэт - это не танец, а лишь приглашение, очень галантное, кокетливое и вежливое. Примечательным было то, что исполняла его всегда только одна пара. То есть гости по очереди танцевали менуэт - сначала самые знатные особы, потом все остальные.

После того как танец стал широко распространен во Франции и за ее пределами, его движения усложнились. Важно было с максимальной точностью выполнять шаги в сторону и вперед, выстраивая таким образом фигуры. Также произошла еще одна важная метаморфоза. С 17 века менуэт - танец, который исполняется всеми гостями сразу. Первыми шествовали короли, за ними следовали дофины со спутницами, а потом и остальные титулованные гости. Все исполнители во время танца выстраивались в определенные фигуры. Чаще всего это были буквы «Z» или «S».

Эпоха барокко

В этот период менуэт терпит значительные трансформации. Ускоряется его темп, становится более подвижным и нестандартным ритм. Если ранее танец исполнялся строго на ¾, то теперь к этому размеру добавилась вариация - 6/8. В менуэт - это танец, который исполняется одновременно большей частью гостей. При этом все их движения должны быть наполнены не только кокетством, но и жеманством, хитростью, харизмой. Для того чтобы подчеркнуть такой «легкомысленный» характер танца, люди менялись партнерами. Важно также выделить, что в годы популярности появились первые классические музыкальные сопровождения для этого танца. Они делились на три части и коду. Первая была двухголосной, вторая - трехголосной, в третьей части повторялись мотивы из первой. Кода была маленькой и обязательно исполнялась в мажоре.

Особенности изучения танца

Поразительно, но при всей кажущейся простоте исполнения менуэта предварительно его изучали годами. Детей с малых лет учили правильно двигаться, развивали их пластичность, грацию. Каждый переход, каждый шаг репетировался с максимальной точностью, ведь любое движение в таком танце должно было быть легким, будто бы импровизация, и в то же время четким, уверенным, совпадающим со всеми остальными. Справедливости ради стоит выделить, что менуэт - это танец, который сложен в первую очередь для мужчин. Им необходимо было снимать шляпу, потом, как бы одним движением, заманивать даму к танцу, затем, не прерывая того же «дыхания», надевать ее обратно на голову.

Как писали мировые классики

Менуэт в музыке - это не просто сопровождение для танца, которое имеет определенный ритм и темп. Это отдельный жанр, который существует наряду с сонатой или прелюдией. Изначально он существовал как отдельная форма и исполнялся на клавесине или клавикорде. Позже он стал обязательной частью инструментальной сюиты. Когда популярность стал набирать такой жанр, как опера, менуэт стал частью увертюры. В 18 веке из менуэтов уже начали составлять целые сюиты. Первый номер обязательно писался в мажоре, а за ним следовал танец в миноре.

Нередко этот танец чередовали с другими, где лады также варьировались. Среди композиторов, которые писали музыку в этом жанре, стоит назвать И. С. Баха. Наряду с ним творили Гендель, Ж.-Б. Люлли и прочие композиторы эпохи рококо. Позже за написание менуэтов взялись творцы эпохи романтизма. Это были Бетховен (в своих нотах он называет менуэт «скерцо»), Глюк, Моцарт, Сати, Дебюсси. Описываемый жанр встречается и в творчестве отечественных композиторов: Чайковского, Глинки, Рубинштейна и др.

Менуэт – яркий представитель эпохи барокко

Красивый, изящный, грациозный танец родом из Франции сумел донести до нас свое очарование через столетия. Такие названия, как павана, алеманда, гальярда, гавот - знают сегодня только искусствоведы, о менуэте – слышали почти все. Этот танец способен перенести нас в другую эпоху, дать почувствовать, как сложно было двигаться женщинам в тесных корсетах и пышных юбках, мужчинам – в скользких туфлях и тяжелых бархатных камзолах. Иногда менуэт называют «приглашением к танцу», изящной танцевальной «беседой». Отразив характерные черты своей эпохи, он превратился в произведение искусства, которым мы любуемся и восхищаемся до сих пор.

Менуэт как порождение галантного века

Невозможно говорить о менуэте без понимания эпохи, в которую он появился. XVI-XVII века - расцвет барочного искусства (barocco в переводе с итальянского - «причудливый, странный»). Для эпохи барокко характерна вычурность и показная роскошь нарядов, пышные балы, театрализованные представления, грандиозные празднества. Религиозная строгость и сдержанность Средневековья уступила место новому образу жизни – смелому, эпатажному, яркому. Стало модным все необычное и неестественное. Новое отношение к жизни - проникло в новый танец.


Менуэт – разновидность бального танца, но более уместно назвать его маленьким танцевальным спектаклем. Сначала его исполняли два человека (партнер и партнерша), но в более позднюю эпоху на паркет стало выходить несколько пар - танец стал массовым. При этом в менуэте строго сохранялась очередность вступления пар в танец в зависимости от ранга. Первыми всегда выходили король и королева, затем особы, связанные с первыми лицами государства кровными узами, и, наконец, другие представители аристократии. В 17-м веке менуэт был главным церемониальным танцем, с которого начинался бал.

История танца

Искусствоведы сходятся во мнении, что своим появлением менуэт обязан французскому региону Пуату (историческая область в западной части страны). Изначально это был народный крестьянский танец бранль. Попав во дворцы и аристократические салоны, он был значительно облагорожен и видоизменен. С середины 17-го века менуэт – главный бальный танец во дворце короля.

Что касается самого слова menuet, то о происхождении названия есть 2 основные версии:

1) менуэт произошел от хоровода аменер, популярного в Пуату в 14-15 веках («а mener» - значит «вести»);

2) менуэт получил свое название от слова «menu» («маленький, мелкий») благодаря тому, что весь танец состоит из мелких шагов, плавно перетекающих друг в друга.

Фигуры и схемы менуэта


Для менуэта характерен трехдольный размер 3/4. Танец идеально подходил для вычурных костюмов и причесок той эпохи. Вспомним, как в 17-м веке выглядели наряды танцующих. У женщин - высокие прически в виде различных фигур, пышные платья с кринолинами, фижмами. У мужчин – напомаженные парики и довольно тяжелые камзолы. В таких костюмах танец невозможно танцевать в быстром темпе! Поэтому в первоначальном варианте менуэт мало был похож на привычный нам бальный танец – скорее, на церемонию приветствия, череду поклонов, перемещений, поворотов, реверансов. Танцоры передвигались маленькими шажками по заданной схеме.

Сценический характер менуэта проявляется в пышности костюмов, статичности поз (в танце есть много фигур, когда один из партнеров стоит без движения), сложной хореографии, которая подразумевала постоянную смену поз и движений. Не даром менуэту посвящено столько живописных полотен – танец так и просился в мастерскую художника!

В 18-м веке менуэт пережил «модернизацию». Музыкальный размер, который ранее занимал два полных такта, стал занимать один такт. Стала допустимой импровизация, появилась сюжетная линия, новые, более сложные движения. Эту разновидность танца называют balance-menuet.


Секрет очарования танца


Становление менуэта как бального придворного танца тесно связано с именем французского короля Людовика XIV. Правление этого монарха прославилось пышными балами, торжественными приемами, дорогостоящими увеселениями. Не удивительно, что в XVI-XVII веках Франция стала законодательницей мод. Менуэт танцевала вся Европа.

Разумеется, до нас не дошли видеоматериалы того времени. Мы знаем о менуэте:

  • по описаниям (современные исторические школы танца используют для реконструкции дневники и записи придворных балетмейстеров);
  • из художественной литературы (упоминания о танце можно встретить у Ги де Мопассана, Пушкина, Толстого);
  • по музыкальным композициям (жанр нашел свое отображение в творчестве Моцарта, Генделя, Баха, Чайковского).
  • из писем и дневников современников.

Интересно наблюдать, как танец изображали в живописи! На картинах европейских художников хорошо видны характерные танцевальные позы и фигуры. Практически всюду на полотнах - одна танцующая пара (остальные – наблюдают за ней). Также по картинам видно, что менуэт не был исключительно прерогативой королевского дворца. Его танцевали в парках, городском саду, на карнавалах и просто на природе.

Где знать обучалась менуэту? В парижской Королевской Академии танца, основанной в 1661 году по приказу Людовика XIV! Лучшие танцоры занимались кодификацией придворных танцев, разрабатывали и фиксировали на бумаге схемы, фигуры, приемы для танцующих. В те времена говорили: «Кто умеет танцевать менуэт, тот все умеет!»



Интересные факты

  • Во время исполнения менуэта танцоры движутся по определенной схеме. Это может быть фигура в виде цифры или буквы (литеры S или Z).
  • Менуэт танцевали не только на балах. Его включали в оперные и балетные спектакли, инструментальные сюиты, сонаты и симфонии.
  • Движения кавалера считались более сложными, чем у дамы. Ему необходимо демонстрировать свое почтение к партнерше, галантно снимать перед ней шляпу, выделывая со своим головным убором замысловатые па.
  • Говорят, что во время менуэта кавалеры и дамы передавали друг другу любовные записки. Они умудрялись прочитать их во время танца и даже передать ответное послание.
  • Пары во время менуэта не брались за руки. Разрешалось вести партнершу за кончики пальцев.
  • Моцарт сочинял менуэты для клавесина в шестилетнем возрасте! Их записывали в так называемую нотную тетрадь, специально подаренную ему отцом. Сейчас ранние менуэты Моцарта для клавесина изучают дети в музыкальной школе.
  • Пушкин очень ярко описал танцевальные па в романе «Арап Петра Великого.Здесь же есть упоминание о том, что княжескую дочку учил премудростям менуэта пленный шведский офицер.
  • В 2016 году группа из 43-х человек отличилась оригинальным исполнением менуэта Моцарта. Они поочередно бросали монетку в стаканы, наполненные жидкостью: в результате получилась узнаваемая мелодия. Этот ролик агентство PARTY выпустило в рекламных целях.

Менуэт в России


Общеизвестный факт: менуэт появился в государстве российском благодаря Петру I. Он завез этот танец вместе с другими диковинками в северную столицу; затем он и его придворные выписывали из европейских стран балетмейстеров. В 1718 году Петром был подписан приказ об ассамблеях, где в числе прочих пунктов значилось: «Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять». Петр I и сам был отменным танцором, любил пройтись по танцевальной зале в паре со своей супругой – императрицей Екатериной.

Так получилось, что во Франции 18-го века менуэт утратил свое значение, поскольку жизнь высшего сословия после Великой Французской революции кардинально изменилась. А в России он, напротив, вошел в моду, так как соответствовал выражению величественного имперского духа, пышности, богатству и праздности королевского двора.

Менуэт в творчестве известных композиторов

Менуэт можно отыскать в творчестве многих композиторов – русских и зарубежных. Назовем несколько наиболее известных композиций.

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан». Прекрасный образец классического менуэта – полнозвучный, мелодичный, торжественный. Покоряет сочетанием глубины и легкости - как всегда у Моцарта.

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан» (слушать)

Луиджи Родольфо Боккерини. Менуэт. Одна из самых узнаваемых и популярных мелодий. Ее считают самостоятельным произведением, но на самом деле это часть квинтета A-dur (ор. 13 № 5).

Луиджи Родольфо Боккерини. Менуэт (слушать)

Игнаций Падеревский. Менуэт из цикла «Концертные юморески». Эффектная фортепианная пьеса в духе старинных французских мелодий.

Менуэт из цикла «Концертные юморески» (слушать)

Гайдн. «Менуэт быка». Это шуточная мелодия обросла целой историей. По известной легенде композитор сочинял мелодию на заказ – для свадьбы дочери мясника, за что получил в награду от заказчика целого быка. Так это или нет, сказать трудно, но если послушать, характерно, что сама мелодия «рисует» нам портрет неуклюжего животного, пытающего танцевать бальный танец.

loadmodule mod_custom,p4}

Сегодня интерес к менуэту возвращается. Многие танцевальные школы пытаются реконструировать танец, пользуясь сохранившимися картинками, описаниями, схемами. Некоторые современные балетмейстеры даже придумывают в рамках жанра новые схемы! Современным парам танцевать менуэт непросто, и дело даже не в костюмах. Это не только непривычный темп, но и другое отношение к жизни. Отголосок того времени, когда у людей было больше свободного времени и больше желания уделять внимание друг другу.

Видео: смотреть Менуэт

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?