Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Современные вопросы к сказке о царе салтане. Викторина по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» для детей подготовительной группы

Викторина

Работу выполнила Щербакова О.Н., учитель начальных классов МБОУ СШ № 4 г. Вязьмы Смоленской области


Сколько девиц сидело под окном однажды поздним вечерком?

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.


Какую службу мечтала сослужить третья девица, если бы удалось ей стать царицей?

«Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя Родила богатыря».


На каком плавательном средстве были вынуждены путешествовать по морю молодая царица с сыном?

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.


Каким образом удалось выбраться матери с сыном из бочки?

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.


Какое оружие и с какой целью смастерил царевич, едва очутившись на берегу?

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук,

Со креста снурок шелковый

Натянул на лук дубовый,

Тонку тросточку сломил,

Стрелкой легкой завострил

И пошел на край долины

У моря искать дичины.


Какая птица атаковала лебедь в водах океана?

Смотрит - видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет...

Тот уж когти распустил,

Клёв кровавый навострил...


Чем одарила царевича лебедь-птица в благодарность за спасенную ей жизнь?

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.


Кто приносил весточки царю салтану от князя гвидона?

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе поклон».


Лебедь князю: «Вот в чем горе!

Ну, послушай: хочешь в море

Полететь за кораблем?

Будь же, князь, ты комаром».

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль - и в щель забился.


Каким образом удавалось князю гвидону навещать отца?

Молит князь: душа-де просит,

Так и тянет и уносит...

Вот опять она его

Вмиг обрызгала всего:

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль - и в щель залез.


Каким образом удавалось князю гвидону навещать отца?

Князь опять: душа-де просит...

Так и тянет и уносит...

И опять она его

Вмиг обрызгала всего.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму - и в щель забился.


Сколько здоровых глаз на троих осталось у ткачихи, поварихи и бабарихи после посещения их князем?

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят

Четырьмя все три глядят.


Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной -

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско честь;

Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Девки сыплют изумруд

В кладовые, да под спуд…


Каким чудесам на острове дивились гости?

Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге -

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить -

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.


Каким чудесам на острове дивились гости?

А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.


Как поступил царь салтан с ткачихой, поварихой, сватьей бабой бабарихой, когда те повинились в содеянном?

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Разбежались по углам;

Их нашли насилу там.

Тут во всем они признались,

Повинились, разрыдались;

Царь для радости такой

Отпустил всех трех домой.


Как отпраздновали герои радостную встречу?

Царь слезами залился,

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;

И веселый пир пошел.


Викторина для младших школьников по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

к 185-и летию со дня первой публикации (1832 – 2017 гг.)

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вашему вниманию интерактивную познавательную игру – викторину по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе, в летнем лагере; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 8 - 10 лет.
Цель: приобщение к творчеству А.С. Пушкина; активизация познавательного интереса; закрепление знаний по содержанию сказки.
Задачи:
- расширить кругозор детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- развивать творческий потенциал детей;
- развивать внимание, мышление, память;
- формировать умение принимать самостоятельное решение при выборе ответов, доказывать, анализировать;

Из истории создания сказки
(вступительное слово педагога)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия - «Сказка о царе Салтане») - сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, а впервые издана через год.
Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.
Происхождение сюжета
«Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок, например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик в образе Василисы Премудрой.
Из большого количества произведений А. С. Пушкина самыми ценными и любимыми остаются его чудесные сказки. Им написано 7 сказок в стихах. Одна из них в этом году отмечает 185-летний юбилей. Это «Сказка о царе Салтане». Это одна из самых известных стихотворных сказок, отрывки из которой знают наизусть и цитируют очень много людей во всём мире. Полное название сказки - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сюжет этой сказки, как и многих других, Пушкин услышал от няни. Он не просто проникся народной поэтикой*, он ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А.С.Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
поэтика* - поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе.

1 тур «Узнай персонаж сказки по словесному портрету»
Главные персонажи сказки
(характеристика героев, которую можно дополнить, изменить или составить собственную, после прочтения книги или просмотра мультипликационного фильма)
ЦАРЬ САЛТАН - добрый и справедливый, мягкий и незлопамятный, немного простоватый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. Царь Салтан милосердный и великодушный.


ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ - прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.


КНЯЗЬ ГВИДОН - сын царя Салтана, которого злые завистницы обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец в бочке растёт «не по дням, а по часам» и становится прекрасным, сильным, смелым, отважным юношей. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.


Ткачиха, повариха (сестры) и сватья баба Бабариха (мать трех девиц) - из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану - оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.


2 тур «Отгадай загадку»
1 Кто на весь крещёный мир,
приготовить бралась пир?
А теперь на кухне злится,
что жена царя - сестрица.
(Повариха)


2. Кто на весь бы мир одна,
наткала всем полотна?
Сейчас плачет у станка,
не она царя жена.
(Ткачиха)


3. Кого в бочку в тот же час
посадили, засмолили,
в окиян на смерть спустили?
Выслушав Царя "указ".
(Царицу и приплод)


4. Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
(Белка)


5. Пушки с пристани палят,
Всем ответ держать велят,
Как зовется остров в море,
Где Гвидон не знает горя?
(Буян)


3 тур «Подскажи словечко»
Пушки с пристани …,
Кораблю пристать ….
Пристают к заставе …,
Князь Гвидон зовет их в ….


Говорят, царевна есть,
Что не, можно глаз отвесть.
Днем свет божий …,
Ночью землю … -
Месяц под косой …,
А во лбу звезда ….


В синем небе звезды …,
В синем море волны …;
Туча по небу …,
Бочка по морю ….


4 тур «Путаница»
(Найди « лишний» отрывок, назови из какой он сказки, восстанови текст)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
«Здравствуй, красная девица, -
Говорит он - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,…
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».


Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Аль откажешь мне в ответе?”
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»


Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.


5 тур « Кто больше»
(Рефлексия)
Рассмотри картинку и назови персонажей сказок А.С. Пушкина
и название произведения. Если дети знают, могут прочитать отрывок из сказки.


Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И жизнь наполнится тогда добром и лаской!
Ученый кот в страну чудес откроет двери,
Там вы научитесь дружить, любить и верить!

(Багрова Е.В.)
Источники: библиотечный фонд: Интернет ресурсы.

Викторина по «Сказке о царе Салтане»
А.С.Пушкина (с ответами)
«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина удивляет
напевностью и красотой стиха. Впервые она была
издана в 1832 году. Сюжет сказки насыщен
интересными событиями.
Где сестрицы занимались рукоделием? (В светлице.)
1. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком? (Три)
2. Что делали девицы под окном в «Сказке о царе Салтане...»? (Пряли.)
3. Кем хотела стать для царя первая девица? (Поварихой.)
4. Кем хотела стать для царя вторая девица? (Ткачихой.)
5. Что хотела сделать для царя третья девица? (Родить богатыря.)
6.
7. Почему царь взял в жены третью девицу? Обещала родить богатыря.
8.
9.
10. Какого роста родился сын у царя? (В один аршин.)
11. Кто царю привез плохое известие? (Гонец.)
12. Куда засобирался царь? (На войну.)
13. Что за остров был на пути в царство Салтана? (Буян.)
14. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее
Где стоял царь, слушая разговор девиц? (Позадь забора.)
В какое время дня обвенчался царь? (В тот же вечер.)
сын? (Бочка)
15. Какая птица атаковала лебедя на берегу моря? (Коршун)
16. Как нарекли молодого царевича? (Князь Гвидон)
17. Чем торговали корабельщики­гости князя Гвидона? (Соболями, чернобурыми
лисами.)
В кого превратила белая лебедь князя Гвидона? (В комара.)
18.
19. Что делала в сказке белка? (Пела песенки.)
20. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря?
(Черномор.)
21. Сколько видящих глаз осталось у ткачихи с поварихой, с сватьей бабой
Бабарихой после того, как их покусал князь Гвидон в образе насекомых?
(Четыре.)
22. Что блестит под косой у царевны Лебедь? (Месяц.)
23. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана? (Лазоревая)
24. Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой,
когда те повинились в содеянном? (Отпустил домой.)
25. Как звали жену царя Салтана? (В сказке имя не упоминается.)
26. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона? (Отец и сын.)
27. Почему сестры пытались навредить царице? (Они ей завидовали.)
28. Почему царица с ребенком оказалась в бочке в океане? (Из­за обмана.)

29. Как им удалось спастись? (Волна выбросила бочку на берег.)
30. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану? (Очень
быстро рос.)
31. Что за первое чудо было при выходе на берег? (Новый город со дворцом.)
32. Назовите второе чудо. (Белка песенки поет.)
33. Кто выходил из моря? (33 богатыря.)
34. Кто шел впереди богатырей? (Дядька Черномор.)
35. Как звали сына Салтана? (Князь Гвидон.)
36. Какое оружие смастерил царевич? (Лук.)
37. Какую птицу он спас от коршуна? (Лебедя.)
38. Каким был первый подарок царевичу от лебедь - птицы? (Город.)
39. Почему грустил князь Гвидон после отплытия купцов? (Хотел увидеть отца.)
40.
В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца? (В
комара, в муху, в шмеля.)
41. Что мечтал перенести из леса Гвидон в свой город? (Чудо­ель и поющую белку.)
42. Из какого материала князь построил белочке дом? (Из хрусталя.)
43. Кого прислала лебедь для охраны города? (Своих братьев­33 богатырей и
Черномора.)
44. Как выглядела царевна, превратившаяся из лебедя? Очень красивая, месяц под
косой блестит.)
45. Посетил ли царь Салтан чудный город князя Гвидона? (Да.)
46. Кто был против поездки царя? (Бабариха, повариха и ткачиха.)
47. Кем они являлись для царевны? (Сёстрами.)
48. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудо­города? (Что
его жена и сын живы.)
49. Что стало с сестрами царицы и Бабарихой? (Их простили и отпустили домой.)
50. Как отпраздновали герои радостную встречу? (Устроили пир.)
51. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (От чародея.)
52. Кем приходится сватья баба Бабариха царю Гвидону? (Родной бабушкой."А
царевич хоть и злится, Старой бабушки своей".)
53. Как назывался остров на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян.)
54. Назови любимую песню белочки? ("Во саду ли: ")
55. Какими словами встречала царевна­лебедь князя Гвидона у моря?
("Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему? ")
56. Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в "Скaзке o цaрe Сaлтaнe"? (В нос.)
57. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (На острове
Буяне.)
58. Цaрь Дaдoн ­ пeрсoнaж кaкoй скaзки? ("Сказки о царе Салтане")
59. Какие чудеса были за морем в «Сказке о царе Салтане...»? (Белка грызла орешки
золотые, 33 богатыря, Царевна­лебедь.)
60. Кто это говорит: « Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день
ненастный?Опечалился чему?» (Царевна­Лебедь.)
61. Бочка с женой и сыном царя Салтана поплыла………на запад.
62. Князь Гвидон сделал себе лук из……..дуба.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1. Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?

А) на весь мир наткать полотна

Б) устроить пир на весь крещённый мир

В) во всём слушаться царя

Г) родить богатыря

2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру?

А) царицей В) ткачихой

Б) поварихой Г) нянькой

3. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту Б) в путешествие В) на войну

4. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме?

А) что у неё всё по-прежнему

Б) что она родила богатыря

В) что она родила неведому зверюшку

Г) что её обижают сёстры

5. Каким посланием было заменено её письмо?

А) что царица болеет

Б) что у царицы всё хорошо

В) что царица родила неведому зверюшку

Г) что царица злая и неблагодарная

6. Какой ответ отправил царь Салтан?

А) бросить царицу и ребёнка в воду

Б) ждать его возвращения

В) наказать ткачиху и повариху

7. Что произошло с царским посланием?

А) оно было заменено на другое

Б) вообще не было доставлено никакого послания

В) оно было доставлено по назначению

8. Куда волна вынесла царицу и сына?

А) на берег соседней страны

Б) принесла обратно

В) на необитаемый остров

Г) на остров, где был большой город

9. Кого увидел юноша на острове?

А) чайку и ворона В) лебедь и коршуна

Б) лебедь и ястреба Г) утку и орла

10. Что сказала царевичу лебедь?

А) зря ты убил чародея

Б) ты убил чародея и спас девицу

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1. Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?

А) на весь мир наткать полотна

Б) устроить пир на весь крещённый мир

В) во всём слушаться царя

Г) родить богатыря

2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру?

А) царицей В) ткачихой

Б) поварихой Г) нянькой

3. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту Б) в путешествие В) на войну

4. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме?

А) что у неё всё по-прежнему

Б) что она родила богатыря

В) что она родила неведому зверюшку

Г) что её обижают сёстры

5. Каким посланием было заменено её письмо?

А) что царица болеет

Б) что у царицы всё хорошо

В) что царица родила неведому зверюшку

Г) что царица злая и неблагодарная

6. Какой ответ отправил царь Салтан?

А) бросить царицу и ребёнка в воду

Б) ждать его возвращения

В) наказать ткачиху и повариху

7. Что произошло с царским посланием?

А) оно было заменено на другое

Б) вообще не было доставлено никакого послания

В) оно было доставлено по назначению

8. Куда волна вынесла царицу и сына?

А) на берег соседней страны

Б) принесла обратно

В) на необитаемый остров

Г) на остров, где был большой город

9. Кого увидел юноша на острове?

А) чайку и ворона В) лебедь и коршуна

Б) лебедь и ястреба Г) утку и орла

10. Что сказала царевичу лебедь?

А) зря ты убил чародея

Б) ты убил чародея и спас девицу

В) ты убил очень злую птицу

ОТВЕТЫ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе "А.С. Пушкин. Отрывок из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях". Выразительное чтение отрывка." (с презентацией)

Урок с использованием современных ИКТ проводился в рамках районного семинара.....

Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...

«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?