Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мероприятие по творчеству пермяка для детей. «Чудесные сказки откроем

Способность видеть мир глазами детей, общаться с ними запросто, да так, чтобы ребята тебя любили и понимали – бесценный дар. Этим даром обладал уральский сказочник, мудрый писатель Евгений Андреевич Пермяк. Наша викторина посвящена этому замечательному автору.

Викторина по творчеству Е.Пермяка содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какой цикл произведений принадлежит перу Евгения Пермяка?

«Волшебные истории», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Тонкая струна» +

«Жизненные лукавинки», «Сказочные истории», «Радуга сказок»

«Волшебная струна», «Чужая калитка», «Умные очки»

2. Из какой сказки этот отрывок?
«А уголь вел себя просто. Не зазнавался. Не задирал нос. Он спокойно горел и был доволен тем, что приносит пользу».

«Сказ про горящих»
«Сказ про газ» +
«О берёзовом тумане и глупом споре»

3. Кто взял в известной сказке Евгения Пермяка воду замуж?

Огонь +
Газ
Осиновые дрова

4. Какое высказывание вам кажется верным?
В повести «Детство Маврика» писатель рассказывает о мальчике:

Выросшем на раздольных степных просторах
Выросшем в краю заводов, рудников и приисков +
Выросшем на Крайнем Севере

5. Какаю фамилию носил «богатый-пребогатый богач» в сказке «О начале всех начал»?
Алмазов
Серебров
Золотов +

6. Назовите три произведения Пермяка, начинающиеся на слово «первая»?

«Первая улыбка» +
«Первая рыбка» +
«Первая вахта» +

7. В одном из рассказов Пермяка девочка Таня посадила ягодный куст в палисаднике. Ей помогала бабушка. Какую ягоду вырастила Таня?

Крыжовник
Ирга
Смородина + ()

8. Как звали дедушку в одной из сказок Евгения Пермяка, который всем помогал, являлся к людям то в образе старика-странничка, то старушки-веселушечки, то козла или скворца?

Дедушка Само +
Дедушка Весел
Дедушка Тиша

9. Дайте правильный ответ:

Евгений Пермяк – сказочник XIX века
Евгений Пермяк – сказочник XX века +
Евгений Пермяк – сказочник XXI века

А.С.Пушкин
П.П.Бажов +
Агния Барто

11. Как звучит настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка?

Пермятский
Уралов
Виссов +

Разделы: Начальная школа

  • воспитывать интерес к книге;
  • формировать умение анализировать поступки людей;
  • развивать память, внимание, речь учащихся.

I. Организационный момент.

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

III. Речевая зарядка.

Прочитайте предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

«У ЧУЖОЙ КАЛИТКИ ЩЕКОЛДА НА ХОРОШИЕ ШУРУПЫ ПРИВЕРНУТА».

Какие задали вопросы?

Какие вопросы еще можно задать?

Сколько слов в предложении?

Сократите

  • до 7 слов.
  • до 5 слов.
  • до 3 слов.

Из какого рассказа эти слова?

Как понимаете выражение «чужая калитка»?

Когда чужую калитку отремонтировали, можно ли сказать, что совершили доброе дело?

IV. Беседа о рассказах Е.Пермяка.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие добрые дела могут совершать ребята и кто их этому учит. А помогут нам рассказы Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни)

(рассказ ученицы о Е.Пермяке )

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.

Я называю первое слово, а вы продолжаете.

  • «ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»
  • «ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»
  • «ПЕРВАЯ (РЫБКА)»
  • «ПИЧУГИН (МОСТ)»
  • «ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»
  • «ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

(все названия рассказов помещаю на доску, одновременно выставляю книги с рассказами Е.Пермяка)

V. Викторина.

Пройдет наш урок в виде викторины. Все задания спрятаны в конвертах.

Что нарисовано на конвертах? (дом)

Каким, по-вашему, должен быть дом?

Какими должны быть люди в доме?

Кто помогает нам стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

1 конверт «Предметы из рассказов».

Из какого рассказа эти предметы?

Как они связаны с героем?

Кто научил детей делу?

Кто помогал в работе?

Какие хорошие качества появились у детей?

2 конверт «Собери пословицу».

В четверках составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

О чем эти пословицы?

Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говориться о том, как дети учились трудиться, и кто им помогал.

(выборочное чтение учащихся)

Прочитайте, как взрослые хвалили детей.

(выборочное чтение учащихся)

Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)

Зачем вас дома учат трудиться?

Какими вас хотят видеть взрослые?

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VII. 3 конверт. «Киножурнал «Ералаш».

Всегда ли дети бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

Посмотрите отрывки из киножурнала «Ералаш» и дайте ответ на вопрос.

(по телевизору показываю отрывки из киножурнала «Ералаш»)

Понравились вам поступки детей?

Что не понравилось? Как должны вести себя ребята?

Хотели ли вы быть такими? Почему?

VIII. 4 конверт «Кроссворд».

  1. Что вырастила Танюша? (смородину)
  2. Что отремонтировал Алеша? (скамейку)
  3. Что построил Сема? (мост)
  4. Что построили Вася и Ваня? (птичьи домики)

Если вы правильно отгадаете, то получится главное слово нашего урока.

Какое слово получилось?

Почему это слово является главным?

Каким качествам нас учат в семье? (одновременно с ответами детей выставляю на листочках названия качеств человека)

Что у нас получилось?

Кто нам помог построить дом?

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

Подготовка: рассказ о писателе, книжная выставка в библиотеке, чтение детьми книг Евгения Пермяка.

Оформление: портрет писателя, книжная выставка, три дорожки: красная, желтая и зеленая.

Правила игры:

“зеленая дорожка” - 4 вопроса, можно ошибаться 2 раза;
“желтая дорожка” - 3 вопроса, 1 ошибка;
“красная дорожка” - 2 вопроса, ошибок быть не должно.

1 отборочный тур: “Найди лишнее”, из названий рассказов на доске назвать тот, что написан не Евгением Пермяком.

Торопливый ножик, Самое страшное, Доктор Айболит.
Тухлявое болотце, Двойка, Лесная газета.
Он живой и светится, Надежный человек, Для чего руки нужны.

ПЕРВЫЙ АГОН.

Розыгрыш дорожек. Составить рассказ “Мое любимое произведение Евгения Пермяка”

Про Вашего героя Пермяк пишет так: “Тетеревиное перо найдет – и то без внимания не оставит. А уж про другие находки и говорить нечего… При бабушке Авдотье жил в старом доме возле болотца” Как Вас зовут?

/Васятка Копейкин “Тухлявое болотце”/

1. Вы живете с бабушкой Авдотьей. Расскажите, чем она занимается.

/Лечит травами/

2. Однажды старик-лесник рассказывает Вам побывальщину о чудесном болотце. Расскажите, о чем она.

/О златорогом олене, вылечившем в болотце ноги/

3. Вы очень любите свою бабушку и однажды помогли ей выздороветь. Как?

/Носил из болота лечебную грязь в кадушку, а бабушка держала там ноги/

4. Когда Вы были маленьким, Вас называли Васятка, а когда выросли, стали звать…. Как?

/Василий Кузьмич/

Вопросы для “желтой дорожки”.

Про Вас Пермяк пишет так: “…она была сильно ногами слаба, а умом до того светла, что половина округи к ней за советом ходила. И лечила она к тому же”. Кто Вы?

/Бабка Авдотья/

1. Вы не можете ходить. Кто же тогда собирает Вам лекарственные травы и корни?

/Внук Васятка Копейкин/

2. Каких только снадобий нет у Вас: и травы, и корни, и змеиный и пчелиный яд. Настоем чего лечили Вы головокружение?

/Грибным настоем/

3. Когда Вы смогли встать на ноги, то плакали от радости не только потому, что вылечились, но и.… Почему еще?

/Радовались за внука/

Про Вашего героя автор говорит: “Большого размаха парняга. Во сне знатные клады земли видел. Не жалея ног на розыски. Собачонка его, бывало, язык высунет от усталости, а он ее дальше тянет. И где он только не побывал, а ничего такого не открыл, не нашел. А хотелось. Сам себя наизнанку готов был вывернуть – лишь бы клад. Как Ваше имя?

/Гаврик Козырев/

1. Смеясь над Васяткой, Вы обзываете его Копейкиным-Полушкиным, Грошевиком, Пятаковым, Гривенниковым. Что это такое “грош”, “пятак”, “гривенник”, “полушка”?

2. Про Вас Пермяк говорит: “Ходит козырем Гаврик Козырев”. Что значит “ходить козырем”? Изобразите.

ВТОРОЙ АГОН.

Отборочный тур: Найти лишнее.

Снегурочка, Первый лук, Сема и Сеня,
Первая рыбка, Маугли, Чужая калитка
Первая рыбка, Некрасивая елка, Дядя Степа.

Розыгрыш дорожек: Аукцион. Игроки по очереди называют названия произведений Е.Пермяка.

Вопросы для “зеленой дорожки”.

Вы растете мальчиком старательным, заботливым и работящим. Вас очень любят в семье, но больше всех Вас любит дедушка. Любит и помогает стать хорошим человеком. Попросите научить Вас ставить ловушки на хорьков – пожалуйста. Дрова надумаете пилить – пожалуйста. Дед за одну ручку пилы держится – Вы за другую… Кто Вы?

/Алеша Хомутов “Чужая калитка”/

1. Поддерживая все Ваши затеи, дед требовал от Вас оного… Чего же?

/”Если берешься за дело, доводи его до конца. А если видишь, что оно не по рукам, подожди когда вырастешь”.

2. На кого охотились вы с дедом и какую добычу принесли домой?

/Три тетерева/

3. После удачной охоты, во время веселого ужина Вы были очень молчаливы и думали о чем-то. О чем?

/Калитка, скамейка/

4. В какой цвет оказались покрашенными калитка и скамейка во время следующего Вашего с дедом похода в лес?

/Синего/

Вопросы для “Желтой дорожки”.

О Вас говорят: “Вот какая хорошая “смородинка” у Калиниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе”. Как Вас зовут?

/Таня Калинникова/

1. Пучок каких зеленых палочек “чуть длиннее карандаша” принес однажды Вам отец?

/Черенки смородины/

2. С какими сорняками пришлось Вам бороться, чтобы вскопать грядку под кусты?

/Лопух и репейник/

3. Научите нас вскапывать землю. Как Вы это делали?

/Снять дерн, разбить комья, разрыхлить/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы – вещь. Очень уважаемая. Принадлежите одному ученому. вам довелось походить с ним по разным местам и повидать чрезвычайно интересные вещи. Вы могли бы рассказать многое. Но – молчаливы. Именно за это Вас и любит ученый. Кто Вы?

/Трость “Мелкие калоши”/

1. Как я уже говорила, Вы – молчаливы. Но однажды какое-то событие заставило Вас заговорить?

/Калоши зазнались/

2. Кто поддержал Вас, когда Вы делали замечание калошам?

/Щетка и Драповое пальто/

ТРЕТИЙ АГОН

Отборочный тур. Найти лишнее.

Бумажный змей, Пичугин мост, Федорино горе,
Мелкие калоши, Кот в сапогах, Случай с кошельком,
Хитрый коврик, Некрасивая елка, Тимур и его команда.

Розыгрыш дорожек. Аукцион: перечислить героев Евгения Пермяка

Вопросы для “зеленой дорожки”

Вы – Сын Владимира Петровича Рудакова – летчика-испытателя. Учитесь в 1 классе. Сидите за первой партой. Крепкий и смелый мальчик. Всегда защищаете тех, кто послабее. За это Вас все и любят. Как Вас зовут?

/Андрей Рудаков “Надежный человек”/

1. Несмотря на то, что Вы защищаете слабых, одну девочку постоянно обижаете. Какая черта характера в ней Вам так не нравится?

/Трусость/

2. Как зовут Вашу учительницу?

/Анна Сергеевна/

3. Какую историю рассказала Вам она, заметив, что Вы очень обижаете Асю?

/Историю из своего детства/

4. После этого рассказа Вы стали оберегать Асю. Мимо каких животных Вы провожали ее?

/Собаки, гуси, козел/

Вопросы для “желтой дорожки”.

В рассказе Вы – тетя одного мальчика. Старая дева. Вам 40 лет. Живете в своем доме, как и большинство рабочих прикамского завода. При доме двор, огород. Как Ваше имя?

/Тетя Котя. “Первый лук”/

1. Когда у Вас жил племянник, он очень хотел подружиться с Сашей и Петей Петуховыми. В какую игру играли эти мальчики?

/В индейцев/

2. Племянник попросил у Вас какую-то вещь, которая была ему нужна, и это привело Вас в ужас. Что это за вещь?

/Нож /

3. После того, как мальчика приняли в индейцы, он сделал что-то без вашего напоминания. Что?

/Вымыл руки с мылом/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы – брат Саши Петухова из рассказа “Первый лук”. Как Вас зовут?

/Петя Петухов/

1. Назовите индейские имена: Ваше, Вашего брата и нового друга.

/Сан, Пе-Пе и Жужа/

2. Какое испытание вы придумали мальчику, который хотел стать индейцем?

/Необходимо было своими руками сделать лук и 10 стрел, а затем попасть хотя бы тремя из них в картофелину, подвешенную на нитке/

Розыгрыш дорожек. Составить рассказ “Мой любимый герой Е.Пермяка”

Вопросы для “зеленой дорожки”.

Вы на редкость молчаливы и задумчивы. В отличие от своих стройных и красивых сестер растете не очень красивой. Даже скажем, совсем некрасивой – однобокой и кривой. Вас не любят лесные собратья, хотя Вы и не сделали никому ничего плохого. Кто Вы?

/Елка. “Некрасивая елка”/

1. Но был кто-то, кто все-таки выделял Вас из окружающих деревьев и любил Вас больше других. Кто это?

/Сказочник/

2. Какую судьбу предсказывали Вам деревья?

/Стать дровами/

3. Что же с Вами произошло?

/Распилили на чурбаки, переработали на бумагу, на которой напечатали сказки/

4. Куда Вы попали, став книгой?

/В библиотеку/

Вопросы для “Желтой дорожки”.

Вам 300 лет. Очень высокое дерево. Вы затеняли солнце другим деревьям, лишали их влаги и шелестели, нарушая их покой. Но, несмотря на это, все любили и уважали Вас и очень печалились, когда Вас срубили. Кто Вы?

/Дуб/

1. Кто уронил слезу на Ваш пень?

/Сказочник/

2. На каком языке говорили деревья в Вашем лесу?

/На датском/

3. Что сделали из Вашей древесины после того, как Вас срубили?

/Резной потолок библиотеки/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы также как елка одиноки, долговязы и некрасивы. вы очень любите сидеть под елью. Сплетники рассказывают, что она специально для Вас сыплет мягкие иглы, чтобы Вам было удобнее сидеть. Кто Вы?

/Сказочник/

1. Прошли годы. И Вы перестали появляться в лесу. Ветер сообщил, что два лесоруба погубили Вас. Кто эти лесорубы?

/Время и Возраст/

2. Где Вы снова встретились с Елкой?

/Сказки были напечатаны на бумаге, сделанной из ели/

Подведение итогов. Награждение победителей.

"Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. ..."


Евгений Пермяк - псевдоним Евгения Андреевича Виссова. Он родился 31 октября 1902 года в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезён в Воткинск. В разные годы Женя Виссов непродолжительное время жил в Перми у родственников, но большая часть его детства и юности прошла в Воткинске.

"Годы, прожитые у моей тётушки на Воткинском заводе, - вспоминал писатель, - можно назвать первоисточником моего детства и отрочества... В мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь. С топором, молотом, зубилом, с инструментами вообще подружился до знакомства с таблицей умножения".

В Воткинске Е. Виссов окончил школу второй ступени, затем служил конторщиком на Купинском мясопункте, работал на конфетной фабрике "Рекорд" в Перми. Одновременно пробовался в качестве общественного корреспондента в газетах "Звезда", "Красное Прикамье" (г.Воткинск), свои рабселькоровские корреспонденции и стихи подписывал псевдонимом "Мастер Непряхин"; был режиссером драмкружка в рабочем клубе им.Томского.



В Государственном архиве Пермской области хранится первый корреспондентский билет Евгения Андреевича, где указано, что "билет выдан тов. Евгению Андреевичу Виссову-Непряхину, что ему поручена редакционная работа корреспондента по г.Воткинску. Все ответственные, профессиональные, партийные и советские работники приглашаются оказывать тов. Виссову-Непряхину полное содействие. Тов. Виссов-Непряхин, как представитель местной печати, имеет право быть на всех открытых собраниях, заведениях и совещаниях. В интересах дела все учреждения и организации благоволят оказывать тов. Виссову-Непряхину полное содействие. 15 сентября 1923 г.". Казенная бумага, но какой слог!

В 1924 г. Евгений Виссов поступил в Пермский университет на педагогический факультет на социально-экономическое отделение. В анкете при поступлении на вопрос "Чем обуславливается решение поступить в ПГУ?" он написал: "Имею желание работать в области народного образования по отрасли экономики". В университете он с головой окунулся в общественную работу: занимался клубной работой, активно участвовал в организации популярного в то время кружка Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ).

Вот что писал Евгений Андреевич, обращаясь к пермским студентам по случаю 50-летнего юбилея комсомольской организации ПГУ в 1973 г.: "В комсомольской работе Пермского университета конца двадцатых годов значительное место занимала ЖТГ (Живая Театрализованная Газета), которую мы называли хотя и не очень звонко, но точно: "Кузница". Пермский университет в те годы на Урале был едва ли не единственным высшим учебным заведением. И, без преувеличения, он был кузницей педагогов, врачей, агрономов, химиков и фармацевтов. ЖТГ "Кузница" была создана вскоре после первой в Перми рабочей живгазеты "Рупор" в клубе коммунальников. "Кузница"... была лучшей газетой в городе. И это понятно. Были большие возможности отбора желающих работать в ЖТГ. Для тех, кому не совсем ясно, что из себя представляли ЖТГ, скажу в двух словах: Живая Театрализованная Газета от печатной и стенной отличалась главным образом средствами "воспроизведения" газетного материала. А главным средством была театрализация. Материал ЖТГ от передовой до хроники, от фельетона до объявлений "разыгрывался" в лицах, "театрализировался". Иногда было устное чтение, какое мы видим теперь на телеэкране, а иногда (и чаще всего) исполнялся в виде сценок, куплетов, частушек с пляской и т.д. (ну, чем не современный КВН! Примеч. авт.).

Выпуск номера "Кузницы" в университете было маленькой сенсацией. Во-первых, эта самая "злободневная злоба" дня. Во-вторых, смелость, а иногда и беспощадность критики. И, наконец, зрелище! Речитатив. Пение. Танцы и... даже в некотором роде "акробатика" и, само собой, музыка. Иногда даже небольшой оркестр. И если в университете на выпуске ЖТГ было теснее тесного в зале, то можно себе представить, что делалось на выездных выпусках ЖТГ. Ее добивались. Требовали чуть ли не через окружком... Живая газета, как и всякий мир, принадлежит к категории явлений неумирающих. А газета как газета, как общественный агитатор, пропагандист и организатор - явление вовсе незыблемое."

В качестве делегата от ПГУ Евгений Виссов ездил в Москву на Всесоюзный съезд клубных работников в 1925 г., на Всесоюзное совещание живых газет в 1926 г.

Студенческая жизнь была нелегкой, и, хотя Е.Виссов получал стипендию и небольшие гонорары от газет, денег не хватало. Приходилось подрабатывать. И вот в личном деле студента Виссова-Непряхина встречаем документ о том, что он "уволен со службы в Управлении водоканала с 1 октября 1925 г., где получал жалованье 31 руб. в месяц..." К сожалению, документы о его приеме и работе в Пермском водоканале не найдены. Единственное, что стало известно: Евгений Андреевич был контролером водопровода, подрабатывая на жизнь во время летних каникул в 1925 г. Пути господни неисповедимы! Может быть, его водоканальский опыт в какой-то степени нашел свое отражение в творчестве писателя?

После окончания университета Евгений Андреевич уехал в столицу, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны, но Урал не забывал. Когда началась Великая Отечественная война, он эвакуировался в г.Свердловск, где прожил все военные годы. В Свердловск в то время приехали Федор Гладков, Лев Кассиль, Агния Барто, Анна Караваева, Мариэтта Шагинян, Евгений Пермяк, Илья Садофьев, Ольга Форш, Юрий Верховский, Елена Благинина, Оксана Иваненко, Ольга Высоцкая и многие другие. Собралась большая писательская семья.

В то время Свердловскую писательскую организацию возглавлял П.П.Бажов. Е.А.Пермяк часто бывал в гостях у Павла Петровича и не только по писательским делам, но и просто на дружеских посиделках. Вот что пишет, вспоминая те времена, внук П.П.Бажова Владимир Бажов: "В гости к дедушке на Новый год пришел писатель Евгений Пермяк со своей женой и дочерью Оксаной. Евгений Андреевич любил удивить чем-нибудь необычным. В этот вечер он принес пачку картинок, нарисованных под его руководством дочерью. На каждом рисунке цветными карандашами был нарисован кто-нибудь из семьи П. П. Бажова или Е. А. Пермяка. Елка была очень веселой и незабываемой. Мы с Оксаной рассказывали стихи и плясали под дружный хохот взрослых. Вообще Евгений Пермяк слыл веселым и жизнерадостным человеком. Из всех людей, бывавших в то время в доме дедушки, он запомнился мне больше всех."

Жизнь в Перми, Воткинске, в Свердловске нашла отражение в книгах писателя: "Азбука нашей жизни", "Высокие ступени", "Дедушкина копилка", "Детство Маврика", "Мой край", "Памятные узелки", "Сольвинские мемории". Он - автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества "Кем быть?" (1946), "Дедушкина копилка" (1957), "От костра до котла" (1959), "Замок без ключа" (1962) и др., в которых утверждается великое значение труда. Писатель верен этой теме и в романах: "Сказка о сером волке" (1960), "Последние заморозки" (1962), "Горбатый медведь" (1965), "Царство Тихой Лутони" (1970) и др.

"Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. И нет силы в положительном и отрицательном смысле, кроме книг, которая могла бы возвеличить писателя или зачеркнуть", -это строчки из письма писателя Н.П. Сунцовой, заведующей городской детской библиотекой №1 г.Воткинска. Почти все произведения писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

Книги Евгения Пермяка переведены на многие языки, издавались во многих странах. Он награжден 2 орденами, медалями.

татьяна морозова
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения Евгения Пермяка «Как стать большим?»

Литературный вечер , посвященный 115-летию со дня рождения

Евгения Андреевича Пермяка

«Как стать большим

Цель : развивать у детей умение понимать, оценивать чувства и поступки других людей через чтение рассказов и сказок Е. А. Пермяка . Показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни каждого человека.

Задачи : познакомить детей с биографией и творчеством писателя. На примере героев произведений писателя показать важность труда в достижении целей, что красота и мудрость (взрослость) человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут»; донести до детей понятия честности, ответственности, трудолюбия и веры в себя. Обогащать нравственный опыт старших дошкольников.

Ход вечера

1. Вступительное слово о писателе.

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк ) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале . Этот город сыграл большую роль в его жизни : недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк .

Отец его умер, когда ему было три года. Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел : столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин» .

На Урале он прожил более тридцать лет, изучил пять ремесел : столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета . Вскоре уехал в Москву и стал писателем. Начал писать повести, рассказы и сказки. Написал тридцать книг. Почти все книги о людях-тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих землю своим трудом. Писателю очень хотелось, чтобы юные читатели поняли : красота человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут» .

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году .

Способность видеть мир глазами детей, общаться с ними запросто, да так, чтобы ребята тебя любили и понимали – бесценный дар . Этим даром обладал уральский сказочник, мудрый писатель Евгений Андреевич Пермяк .

2. Выставка книг

Я начинаю фразу, а вы продолжаете :

«Торопливый…ножик» ,

«Пичугин…мост» .

«Птичьи…домики» ,

«Чужая… калитка» ,

«Волшебные…краски» ,

«Первая …рыбка» ,

«Про нос и …язык» ,

«Дедушкины …очки»

«Знакомые …следы»

3. Литературная викторина по рассказам Пермяка

* Кто вы? Назовите героя рассказа Е. Пермяка .

А) Вы растете мальчиком старательным, заботливым и работящим. Вас очень любят в семье, но больше всех Вас любит дедушка. Любит и помогает стать хорошим человеком . … Поддерживая все Ваши затеи, дед требовал от Вас одного… ”Если берешься за дело, доводи его до конца. А если видишь, что оно не по рукам, подожди, когда вырастешь”. Кто Вы?

(Алеша Хомутов. «Чужая калитка» )

*В какой цвет покрасил Алеша Хомутов калитку?

(В синий)

Б) Он рос мальчиком тихим и молчаливым, не думающим ни о каких подвигах. Как и все ребята, он любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку.

(Сема Пичугин. «Пичугин мост» )

*Почему в рассказе «Пичугин мост» мосту дали такое название? Почему мосты менялись, а название осталось прежним?

(По фамилии мальчика Семена Пичугина)

В) Уж очень эта девочка хотела вырасти, очень. А как это сделать, она не знала.

(Маша. «Как Маша стала большой » )

Что помогло Маше стать большой ?

*За что учительница Мария Ивановна поблагодарила по-особому - пожала руку – нелюдимого мальчика Васю Сапунова, назвав его настоящим мужчиной?

(Каждый день он приносил по два ведра воды и две охапки дров ее старенькой маме)

*Как ответила бабушка на Катин вопрос : «Почему у меня все по два, а язык один и нос один?»

*Кем хотели стать мальчики Вася и Ваня из рассказа «Птичьи домики» ?

(Строителями)

*Кому Дед Мороз дарил раз в сто лет волшебные краски?

(Самому доброму мальчику)

*Какой совет дал отец сыну в рассказе «Торопливый ножик» ?

(Нужно ножик терпению выучить)

4.«Черный ящик» - предметы из рассказов

Из каких произведений писателя Пермяка эти предметы ?

1. Ножик - «Торопливый ножик»

2. Веник – «Как Маша стала большой »

3. Краски – «Волшебные краски»

4. Рыбка – Первая рыбка»

5. Молоток и гвозди – «Птичьи домики»

Из какого рассказа эти предметы?

Как они связаны с героем?

Какие хорошие качества появились у детей?

5. Инсценировка рассказов :

* «Кто?» - подготовительная группа

*Сказка «Мать-мачеха» - старшая группа

6. Просмотр мультфильма «Золотой гвоздь»

Заключительное слово

Наш вечер называется «Как стать большим

Кто ответит на этот вопрос? (Ответы детей)

Чему учат произведения Евгения Пермяка ? (Трудолюбию; всякий, даже самый малый труд важен)

«Если долго мучиться, что-нибудь получится»

«Всякое умение трудом дается»

«Землю солнце красит, а человека труд»

Евгений Андреевич Пермяк на примере своих героев хотел показать, что красота и мудрость (взрослость) человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут»; даже самый малый труд важен в большом деле .

Использованная литература : Интернет-ресурсы

.

Здравствуйте уважаемые коллеги. 21 апреля, в пятницу, на районном уровне прошел конкурс чтецов посвященного 135-летию со дня рождения.

Цель: обобщить и углубить знания о творчестве К. И. Чуковского, познакомить с историей создания некоторых произведений, формировать у детей.

Положение о смотре-конкурсе огородов на подоконнике, посвящённом 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет цели и задачи смотра-конкурса, порядок его организации, проведения, подведения итогов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?