Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рассказы советских авторов о войне для детей. Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне

Брестская крепость стоит на границе. Атаковали ее фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдается, сражается Брестская крепость.

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

Кругом вода - река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

Воды! - несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.

Посмотрел пулеметчик - испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.

Эх, была не была.

Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат - по глотку хотя бы.

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.

Подходи, - произнес пулеметчик.

Шагнули бойцы вперед, да вдруг…

Братцы, ее бы не нам, а раненым, - раздался чей-то голос.

Остановились бойцы.

Конечно, раненым!

Верно, тащи в подвал!

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.

Братцы, - сказал, - водица…

Получай, - протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:

Нет, не мне, - произнес солдат. - Не мне. Детям тащи, родимый.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети - жены и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

А ну, подходи, - обратился боец к ребятам. - Подходи, становись, - и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.

Смотрят ребята - в каске вода.

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.

На, - протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

Папке, - сказал малыш. - Он там, он стреляет.

Да пей же, пей, - улыбнулся боец.

Нет, - покачал головой мальчонка. - Папке. - Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.

Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.

Ждут фашисты - вот-вот, и запросят пощады люди. Вот-вот, и появится белый флаг.

Ждали, ждали - не виден флаг. Пощады никто не просит.

Тридцать два дня не умолкали бои за крепость «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене штыком один из последних ее защитников.

Это были слова прощанья. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

Поклонилась за это страна героям. И ты на минуту замри, читатель. И ты низко поклонись героям.

Подвиг у Дубосекова

В середине ноября 1941 года фашисты возобновили свое наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришелся по дивизии генерала Панфилова.

Разъезд Дубосеково. 118-й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь, на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь.

Их было 28. Возглавлял бойцов политрук Клочков.

Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов.

Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:

Двадцать штук.

Усмехнулся Клочков:

Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.

Меньше, - сказал рядовой Емцов.

Конечно, меньше, - сказал Петренко.

Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.

Вступили герои в бой.

Ура! - разнеслось над окопами.

Это солдаты первый подбили танк.

Снова гремит «ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул броней и замер. И снова «ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевших шесть.

Поперхнулся, видать, разбойник, - произнес сержант Петренко.

Эка же, хвост поджал.

Передохнули солдаты. Видят - снова идет лавина. Сосчитали - тридцать фашистских танков.

Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе все танки, ближе.

Друзья, - произнес Клочков, - велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.

Вступили солдаты в битву. Все меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов, Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Все меньше и меньше солдат и гранат.

Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.

Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.

Разъезд Дубосеково. Поле. Холмы. Перелески. Где-то рядом петляет Лама. Разъезд Дубосеково - для каждого русского сердца дорогое, святое место.

Дом

Советские войска стремительно продвигались вперёд. На одном из участков фронта действовала танковая бригада генерал-майора Катукова. Догоняли врага танкисты.
И вдруг остановка. Взорванный мост впереди перед танками. Случилось это на пути к Волоколамску в селе Новопетровском. Приглушили танкисты моторы. На глазах уходят от них фашисты. Выстрелил кто-то по фашистской колонне из пушки, лишь снаряды пустил по ветру.

Ауфвидерзеен! Прощайте! - кричат фашисты.
- Бродом, - кто-то предложил, - бродом, товарищ генерал, через речку.
Посмотрел генерал Катуков - петляет река Маглуша. Круты берега у Маглуши. Не подняться на кручи танкам.
Задумался генерал.
Вдруг появилась у танков женщина. С нею мальчик.
- Лучше там, у нашего дома, товарищ командир, - обратилась она к Катукову. - Там речка уже. Подъём положе.

Двинулись танки вперёд за женщиной. Вот дом в лощине. Подъём от речки. Место здесь вправду лучше. И всё же... Смотрят танкисты. Смотрит генерал Катуков. Без моста не пройти тут танкам.
- Нужен мост, - говорят танкисты. - Брёвна нужны.
- Есть брёвна, - ответила женщина.
Осмотрелись танкисты вокруг: где же брёвна?
- Да вот они, вот, - говорит женщина и показывает на свой дом.
- Так ведь дом! - вырвалось у танкистов.
Посмотрела женщина на дом, на воинов.
- Да что дом - деревяшки-полешки. То ли народ теряет... О доме ль сейчас печалиться, - сказала женщина. - Правда, Петя? - обратилась к мальчику. Затем снова к солдатам: - Разбирайте его, родимые.
Не решаются трогать танкисты дом. Стужа стоит на дворе. Зима набирает силу. Как же без дома в такую пору?
Поняла женщина:
- Да мы в землянке уж как-нибудь. - И снова к мальчику: - Правда, Петя?
- Правда, маманя, - ответил Петя.
И всё же мнутся, стоят танкисты.
Взяла тогда женщина топор, подошла к краю дома. Первой сама по венцу ударила.
- Ну что ж, спасибо, - сказал генерал Катуков.
Разобрали танкисты дом. Навели переправу. Бросились вслед фашистам. Проходят танки по свежему мосту. Машут руками им мальчик и женщина.

Как вас звать-величать? - кричат танкисты. - Словом добрым кого нам вспоминать?
- Кузнецовы мы с Петенькой, - отвечает, зардевшись, женщина.
- А по имени, имени-отчеству?
- Александра Григорьевна, Пётр Иванович.
- Низкий поклон вам, Александра Григорьевна. Богатырём становись, Пётр Иванович.
Догнали танки тогда неприятельскую колонну. Искрошили они фашистов. Дальше пошли на запад.

Отгремела война. Отплясала смертями и бедами. Утихли её сполохи. Но не стёрла память людские подвиги. Не забыт и подвиг у речки Маглуши. Поезжай-ка в село Новопетровское. В той же лощине, на том же месте новый красуется дом. Надпись на доме: «Александре Григорьевне и Петру Ивановичу Кузнецовым за подвиг, совершённый в годы Великой Отечественной войны».
Петляет река Маглуша. Стоит над Маглушей дом. С верандой, с крылечком, в резных узорах. Окнами смотрит на добрый мир.

Ново-Петровское, место подвига семьи Кузнецовых. 17.12.1941 г. они отдали свой дом танкистам 1-й Гвардейской танковой бригады для строительства моста через р.Маглушу. Одиннадцатилетний Петя Кузнецов провел танки через минное поле, получив при этом сильную контузию. На доме Кузнецовых мемориальная доска.

Доватор

В боях под Москвой вместе с другими войсками принимали участие и казаки: донские, кубанские, терские…

Лих, искрометен в бою Доватор. Ладно сидит в седле. Шапка-кубанка на голове.

Командует генерал Доватор кавалерийским казачьим корпусом. Смотрят станичники на генерала:

Наших кровей - казацких!

Генерал Лев Михайлович Доватор

Спорят бойцы, откуда он родом:

С Кубани!

Терский он, терский.

Уральский казак, с Урала.

Забайкальский, даурский, считай, казак.

Не сошлись в едином мнении казаки. Обратились к Доватору:

Товарищ комкор, скажите, с какой вы станицы?

Улыбнулся Доватор:

Не там, товарищи, ищете. В белорусских лесах станица.

И верно. Совсем не казак Доватор. Белорус он. В селе Хотине, на севере Белоруссии, недалеко от города Полоцка - вот где родился комкор Доватор.

Еще в августе - сентябре конная группа Доватора ходила по фашистским тылам. Громила склады, штабы, обозы. Сильно досталось тогда фашистам. Пошли среди фашистских солдат слухи - 100 тысяч советских конников прорвалось в тыл. А на самом деле в конной группе Доватора было только 3000 человек.

Когда советские войска под Москвой перешли в наступление, казаки Доватора снова прорвались в фашистский тыл.

Боятся фашисты советских конников. За каждым кустом им казак мерещится…

Назначают фашистские генералы награду за поимку Доватора - 10 тысяч немецких марок.

Как гроза, как весенний гром идет по фашистским тылам Доватор.

Бросает фашистов в дрожь. Проснутся, ветра услышав свист.

Доватор! - кричат. - Доватор!

Услышат удар копыт.

Доватор! Доватор!

Повышают фашисты цену. 50 тысяч марок назначают они за Доватора. Как сон, миф для врагов Доватор.

Едет верхом на коне Доватор. Легенда следом за ним идет.

Крепость

Не могут фашисты взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград неприступная крепость: мол, окружают город непроходимые рвы, мол, поднялись вокруг Сталинграда валы и насыпи. Что ни шаг - то мощные оборонительные сооружения и укрепления, разные инженерные хитрости и ловушки.

Не называют фашисты городские кварталы кварталами, пишут - укрепрайоны. Не называют дома домами, пишут - форты и бастионы.

Сталинград - это крепость, - твердят фашисты.

Пишут об этом немецкие солдаты и офицеры в письмах к себе домой. Читают в Германии письма.

Сталинград - это крепость, крепость, - трубят в Германии.

Генералы строчат донесения. В каждой строчке одно и то же:

«Сталинград - это крепость. Неприступная крепость. Сплошные укрепрайоны. Неодолимые бастионы».

Фашистские газеты помещают статьи. И в этих статьях все о том же:

«Наши солдаты штурмуют крепость».

«Сталинград - сильнейшая крепость России».

«Крепость, крепость!» - кричат газеты. Даже фронтовые листовки об этом пишут.

А Сталинград крепостью никогда и не был. Нет никаких особых в нем укреплений. Город как город. Дома, заводы.

Одна из фашистских листовок попала к советским солдатам. Посмеялись солдаты: «Ага, не от легкой жизни фашисты такое пишут». Потом понесли, показали листовку члену Военного совета 62-й армии дивизионному комиссару Кузьме Акимовичу Гурову; мол, посмотри, товарищ комиссар, какие небылицы фашисты пишут.

Прочитал комиссар листовку.

Все тут верно, - сказал солдатам. - Правду фашисты пишут. А как же, конечно, крепость.

Смутились солдаты. Может, оно и так. Начальству всегда виднее.

Крепость, - повторил Гуров. - Конечно, крепость.

Переглянулись солдаты. Не будешь с начальством спорить!

Улыбнулся Гуров.

Ваши сердца и мужество ваше - вот она, неприступная крепость, вот они, неодолимые рубежи и укрепрайоны, стены и бастионы.

Улыбнулись теперь и солдаты. Понятно сказал комиссар. Приятно такое слушать.

Прав Кузьма Акимович Гуров. О мужество советских солдат - вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею.

Двенадцать тополей

Шли упорные бои на Кубани. Как-то командир одного из полков посетил стрелковое отделение. Двенадцать бойцов в отделении. Застыли в строю солдаты. Стоят в ряд, один к одному.

Представляются командиру:

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Что такое, поражается командир полка. Продолжают доклад солдаты:

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Не знает, как поступить командир полка, - шутят, что ли, над ним солдаты?

Отставить, - сказал командир полка.

Семь бойцов представились. Пятеро стоят безымянными. Наклонился к командиру полка командир роты, показал на остальных, сказал тихо:

Тоже все Григоряны.

Посмотрел теперь командир полка удивленно на командира роты - не шутит ли командир роты?

Все Григоряны. Все двенадцать, - сказал командир роты.

Действительно, все двенадцать человек в отделении были Григорянами.

Однофамильцы?

Двенадцать Григорянов, от старшего Барсега Григоряна до младшего Агаси Григоряна, были родственниками, членами одной семьи. Вместе ушли на фронт. Вместе они воевали, вместе защищали родной Кавказ.

Один из боев для отделения Григорянов был особенно тяжелым. Держали солдаты важный рубеж. И вдруг атака фашистских танков. Люди сошлись с металлом. Танки и Григоряны.

Лезли, лезли, разрывали воем округу танки. Без счета огонь бросали. Устояли в бою Григоряны. Удержали рубеж до прихода наших.

Тяжелой ценой достается победа. Не бывает войны без смерти. Не бывает без смерти боя. Шесть Григорянов в том страшном бою с фашистами выбыли из отделения.

Было двенадцать, осталось шесть. Продолжали сражаться отважные воины. Гнали фашистов с Кавказа, с Кубани. Затем освобождали поля Украины. Солдатскую честь и фамильную честь донесли до Берлина.

Не бывает войны без смерти. Не бывает без смерти боя. Трое погибли еще в боях. Жизнь двоим сократили пули. Лишь самый младший Агаси Григорян один невредимым вернулся с полей сражений.

В память об отважной семье, о воинах-героях в их родном городе Ленинакане посажены двенадцать тополей.

Разрослись ныне тополя. Из метровых саженцев гигантами стали. Стоят они в ряд, один к одному, словно бойцы в строю - целое отделение.

Солдат Желобкович шагал со всеми. По белорусской земле, по отчему краю идет солдат. Все ближе и ближе к родному дому. Деревня его - Хатынь.

Шагает солдат к друзьям боевым по роте:

Не знаешь Хатыни? Хатынь, брат, лесное чудо!

И начинает солдат рассказ. Деревня стоит на поляне, на взгорке. Лес расступился здесь, солнцу дал волю. Мол, тридцать домов в Хатыни. Разбежались дома по поляне. Колодцы скользнули в землю. Дорога метнулась в ели. И там, где дорога прижалась к лесу, где ели уперлись стволами в небо, на самом бугре, на самом высоком краю Хатыни, он и живет - Иван Желобкович.

И напротив живет Желобкович. И слева живет Желобкович. И справа живет Желобкович. Их, Желобковичей, в этой Хатыни, как скажут, хоть пруд пруди.

Шел воин к своей Хатыни.

Дом вспоминал. Тех, кто остался в доме. Жену он оставил. Старуху мать, трехлетнюю дочь Маришку. Шагает солдат, Маришке несет подарок - ленту в ее косичку, ленту красную, как огонь.

Быстро идут войска. Вскоре увидит воин старуху мать. Обнимет старуху мать. Скажет солдат:

Вскоре увидит солдат жену. Расцелует солдат жену. Скажет солдат:

На руки возьмет Маришку. Подбросит солдат Маришку. Скажет и ей:

Вынет солдат гостинец:

На, получай, Маришка!

Шел воин к своей Хатыни. О друзьях, о соседях думал. Вскоре увидит всех Желобковичей. Увидит Яцкевичей, Рудаков, Мироновичей. Улыбнется солдат Хатыни. Скажет солдат:

Вышли они к Хатыни. Рядом совсем, в километре от этих мест.

Солдат к командиру. Мол, рядом деревня. Вот тут, мол, овражек, за оврагом лесочек. Прошел лесочек, и вот Хатынь. Выслушал ротный.

Ну что же, - сказал, - ступай.

Шагает солдат к Хатыни. Вот и овражек. Вот и лесочек. Вот-вот и избы сейчас покажутся. Сейчас он увидит мать. Сейчас он жену обнимет. Маришке вручит подарок. Подбросит Маришку к солнцу.

Прошел он лесочек. Вышел к поляне. Вышел - и замер. Смотрит, не верит - нет на месте своем Хатыни. На пепелище обгоревшие трубы одни торчат.

Остановился солдат, закричал:

Где люди?! Где люди?!

Погибли в Хатыни люди. Взрослые, дети, старухи - все. Явились сюда фашисты:

Партизаны! Бандиты! Лесные разбойники!

В сарай согнали фашисты жителей. Сожгли всех людей в сарае.

Подбежал солдат к отчему дому. Рухнул на пепел. Зарыдал, застонал солдат. Отлетел, выпал из рук гостинец. Затрепетала, забилась от ветра лента. Взвилась красным пламенем над землей.

Хатынь не одна. На белорусской земле много таких Хатыней было.

Море справа, горы слева

Крайний советский Север. Кольский полуостров. Баренцево море. Полярный круг.

И тут, за Полярным кругом, идут бои. Бьется Карельский фронт.

Повернешься здесь лицом к фронту - слева горы, справа море. Там, дальше, за линией фронта, лежит государство Норвегия. Захватили фашисты страну Норвегию.

В 1941 году фашисты ворвались в Советское Заполярье. Они пытались захватить город Мурманск - наш самый северный морской порт.

Не пропустили фашистов к Мурманску наши войска. Мурманск не только самый северный порт, это незамерзающий порт на севере. Круглый год, и летом, и зимой, могут сюда приходить корабли. Через Мурманск морем поступали к нам важные военные грузы. Вот почему для фашистов так важен Мурманск. Рвались фашисты, но не прорвались. Удержали наши герои Мурманск. И вот теперь настало время и здесь разгромить фашистов.

Места тут для боя на редкость сложные. Горы. Утесы. Скалы. Леденящие душу ветры. Море вечно стучит о берег. Много здесь мест, где только олень пройдет.

Стояла осень. Был октябрь месяц. Вот-вот - и наступит длинная полярная ночь.

Готовясь к разгрому врагов на севере, командующий Карельским фронтом генерал армии Кирилл Афанасьевич Мерецков обратился в Ставку Верховного Главнокомандования в Москву с просьбой выделить для фронта танки КВ. Броня у них толстая, прочная, мощное вооружение. KB - хорошие танки. Однако к этому времени они устарели.

Просит генерал Мерецков в Ставке KB, а ему говорят:

Зачем же КВ. Мы вам выделим более совершенные танки.

Нет, прошу KB, - говорит Мерецков.

Удивились в Ставке:

Да зачем же KB на Севере? Там во многих местах лишь олень пройдет.

Где олень пройдет, там пройдут и советские танки, - отвечает Мерецков. - Прошу КВ.

Ну что ж, смотрите - ведь вы же командующий! - сказали в Ставке.

Получил фронт эти танки.

Фашисты на Крайний Север не завозили ни танков, ни тяжелого вооружения.

«Горы, утесы, скалы. Где здесь возиться с тяжелыми танками», - рассуждали они.

И вдруг появились советские танки, к тому же еще и КВ.

Танки?! - недоумевают фашисты. - KB? Что такое! Как? Почему? Откуда?! Тут ведь только олень пройдет!

Пошли на фашистов советские танки.

7 октября 1941 года наступление советских войск на Крайнем Севере началось. Быстро прорвали наши войска фашистскую оборону. Прорвали, пошли вперед.

Конечно, не только танки здесь главную роль сыграли. Атака шла с суши. Атака шла с моря. Слева - пехота, справа действовал Северный флот. С воздуха били советские летчики. В общем ряду здесь сражались и моряки, и пехотинцы, и танкисты, и авиаторы. Общей была победа.

Боями за освобождение Советского Заполярья завершился год 1944-й - боевой и решающий. Приближался 1945-й - победный год.


Последние метры война считает

Начался штурм рейхстага. Вместе со всеми в атаке Герасим Лыков.

Не снилось такое солдату. Он в Берлине. Он у рейхстага. Смотрит солдат на здание. Колонны, колонны, колонны. Стеклянный купол венчает верх.

С боем прорвались сюда солдаты. В последних атаках, в последних боях солдаты. Последние метры война считает.

В сорочке родился Герасим Лыков. С 41-го он воюет. Знал отступления, знал окружения, два года идет вперед. Хранила судьба солдата.

Я везучий, - шутил солдат. - В этой войне для меня не отлита пуля. Снаряд для меня не выточен.

И верно, не тронут судьбой солдат.

Ждут солдата в далеком краю российском жена и родители. Дети солдата ждут.

Ждут победителя. Ждут!

В атаке, в порыве лихом солдат. Последние метры война считает. Не скрывает радость свою солдат. Смотрит солдат на рейхстаг, на здание. Колонны, колонны, колонны. Стеклянный купол венчает верх.

Последний раскат войны.

Вперед! Ура! - кричит командир.

Ура-а-а! - повторяет Лыков.

И вдруг рядом с солдатом снаряд ударил. Поднял он землю девятым валом. Сбила она солдата. Засыпан землей солдат.

Кто видел, лишь ахнул:

Вот так пуля ему не отлита.

Вот так снаряд не выточен.

Знают все в роте Лыкова - отличный товарищ, солдат примерный.

Жить бы ему да жить. Вернуться бы к жене, к родителям. Детей радостно расцеловать.

И вдруг снова снаряд ударил. Рядом с тем местом, что первый. Немного совсем в стороне. Рванул и этот огромной силой. Поднял он землю девятым валом.

Смотрят солдаты - глазам не верят.

Жив оказался солдат. Засыпал - отсыпал его снаряд. Вот ведь судьба бывает. Знать, и вправду пуля ему не отлита. Снаряд для него не выточен.

Знамя Победы

- Сержант Егоров!

Я, сержант Егоров.

Младший сержант Кантария.

Я, младший сержант Кантария.

Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почетное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.

Ушли бойцы. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте.

У рейхстага идет бой.

Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится лечь за укрытие. Тогда наши бойцы вновь начинают атаку. Егоров и Кантария бегут дальше.

Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг.

«Ох, выше бы!» - вырывается у бойцов. И, как бы услышав товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.

Бой уже идет на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется Красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.

Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли?!

Проходит минута, две, десять. Тревога все больше и больше охватывает солдат. Проходит еще тридцать минут.

И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Друзья живы. Знамя цело. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания - по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках и приветственно машут товарищам. Потом вдруг бросаются к застекленному куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно начинают карабкаться еще выше.

На площади и в здании еще шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над побежденным Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи других бойцов разных национальностей сквозь войну принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам, как символ непобедимости советского оружия.

Прошло несколько дней, и фашистские генералы признали себя окончательно побежденными. Гитлеровская Германия была полностью разбита. Великая освободительная война советского народа против фашизма закончилась полной нашей победой.

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.

🔥 Для читателей нашего сайта промокод на книги Литрес. 👉 .

В подборке собраны лучшие книги о войне для детей начальной школы и для школьников 10 – 12 лет. Отличный список о Великой Отечественной для подрастающего поколения.

Елена Ильина. Четвертая высота

Эта книга повествует об одной незаурядной личности с необыкновенной судьбой. Она одного с тобой возраста, а мир знает ее, не только как актрису недюжинного таланта, мудрого и отзывчивого человека, но и как Героиню Великой Отечественной войны. Для Гули Королевой, недолгая жизнь которой раскрыта в этой книге, любовь к Родине и человеческое достоинство были истинным жизненным девизом, а не вычурными фразами. Вот с чьей историей жизни действительно стоит познакомиться. Дальше

Любовь Воронкова. Девочка из города (сборник)

Знаменитая детская писательница внесла в книгу две повести, одна из которых – «Девочка из города» — повествует о сиротке времен Великой Отечественной войны и о людях, чьи добрые сердца открылись на встречу девочке. Вторая повесть – «Гуси-лебеди» — несет в себе историю об Аниске из деревни. У которой за личиной задиристой, для некоторых некрасивой девчонки, скрыто доброе сердечко. Повести рассказывают о ценностях дружбы, любви к Родине, доброте и светлом детстве. Дальше

Валентин Катаев. Сын полка

Нелегкая судьба деревенского сироты Вани Солнцева известна многим. Книга повествует о том, как в годы Великой Отечественной войны мальчик потерял всех своих родных и стал сыном полка. Дальше

Валентина Осеева. Васёк Трубачёв и его товарищи

«Васек Трубачев и его товарищи» — трилогия, герои которой десятилетия назад жили безоблачной детской жизнью. Они учились и шалили, дружили и ссорились, учились жить. Но светлое детство оборвалось, когда пришла Великая Отечественная война. Дальше

Андрей Платонов. Никита

Мать героя ранним утром шла на работу в поля, каждый день ожидая, когда вернется отец. Он ушел на войну и до сих пор не вернулся. Дальше

Для Афони все скучно. Рядом только дед, который ночью и днем спит на печке, а по утрам, когда ест кашу, кажется, тоже спит. А мать? Мать целыми днями трудится на молочной ферме. Отец? Отец на войну ушел… Дальше

Лев Абрамович Кассиль провел свое детство в трудные годы Первой Мировой войны и революции 1917 года. Исходя из своих детских воспоминаний, он рассказывает историю событий, участником которых невольно стали он и члены его семьи. Братья-гимназисты Леля и Оська – герои произведения – открыли для себя Швамбранию. Это Великое государство они населили героями, а потом еще долгие годы играли в эту фантазию. Наряду с приключениями и проказами читателю представляются тонкости истории России тех годов. Дальше

Сергей Петрович Алексеев, будучи участником Великой Отечественной войны, написал немалое количество рассказов об Отечестве и войне, а также о великих маршалах Победы – Г.К. Жукове и К. Рокоссовском. В сборнике Книга «От Москвы до Берлина. Рассказы для детей» и собраны эти истории. Они повествуют о заре Великой Отечественной войны, про детей и женщин, делающих из последних сил все, чтобы приблизить победу, о солдатах, сражавшихся на фронтах. Благодаря своим работам, С.П. Алексеев стал известным писателем и лауреатам Государственный премии СССР и России и поучаствовал в создании советского учебника по истории. Дальше

Ю. Яковлев — известный советский классик. В своих книгах, направленных на детскую аудиторию, писатель общается с читателем, приглашая его погрузиться в истории обыкновенных детей. Робкие и смелые, мечтательные и бойкие герои каждый день сталкиваются с новым и неизведанным, открывая для себя мир. Писатель не обошел стороной и трудную тему войны. Дальше

Это повесть про удивительную стойкость и храбрость детского сердца. Героиня Великой Отечественной войны Лара Михеенко стала партизанкой в очень юном возрасте. Вместе со своими подругами она выполняла задания, которые были не под силу взрослым мужчинам и была представлена к награде, на которой, увы, была надпись: «Посмертно». Дальше

Анатолий Митяев. Шестой-неполный (сборник)

Книга Анатолия Митяева входит в серию «Поклона победителям», выпущенную к 70-летию Великой Победы. Здесь представлены рассказы о суровых испытаниях, выпавших на долю солдат-участников Великой Отечественной войны. Дальше

Поэма «Василий Теркин» по праву считается венцом творений Александра Твардовского. В одну книгу с этой поэмой вошли также «Страна Муравия», «Дом у дороги», «За далью – даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти». Легким слогом А. Твардовский в полной мере раскрыл народную душу, рассказал о трагической судьбе отца и описал пейзажи в военных стихотворениях, рассказах и очерках. Дальше

Сергей Алексеев. Сто рассказов о войне (сборник)

Благодаря своему удивительному таланту писатель Сергей Алексеев поведал не одному поколению юных читателей о страшных и прославленных событиях Великой Отечественной войны и нелегких судьбах ее участников. Он описал, какими были люди, отразившие атаку жестокой «немецкой машины» и вернувшие людям свободу. Дальше

Повесть «Остров в море» заставит своих читателей задуматься о том, стоит ли дразнить того, кто не похож на всех. Главная героиня – маленькая девочка из австрийский евреев, вырванная из привычной светлой жизни и оставшаяся один на один с суровой действительностью. Добрая шведская семья спасла и приютила девочку. Это история о том, как ребенок видит новый и чужой для себя мир. Дальше

История Анатолия Приставкина потрясает и заставляет задуматься об ответственности взрослых перед детьми и о смелости детской души. Годы Великой Отечественной войны не щадили никого: ни взрослых, ни детей. Тяжелая история судеб детдомовских подростков показывает, что даже в страшные военные годы дети способны дружить и радоваться мелочам, помогая при этом другим. Дальше

Повесть «Батальоны просят огня» описывает жестокую правду войны, не скрывая фактов и жестокости средств достижения Великой Победы. Поставлены тяжелые вопросы о том, можно ли оправдать многочисленные жертвы, принесенные ради общей победы. Дальше

Анатолий Митяев был не только знаменитым писателем и историком, но и простым солдатом. В своей книге он раскрывает о тактиках известных военачальников и командиров. Погружаясь в его работу, читатель узнает, как и кем делается история и прочитает о героических подвигах и военном оружии. Дальше

На этом у нас все. Если вы знаете еще какие-нибудь книги о войне для детей начальной школы, то добавляйте в комментариях к этому списку.

Тинчурин Рамиль Илдусович

Проект о замечательных произведениях отечественных авторов о героях - ровесниках, приблизивших День Победы в 1945 году

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Кобылкино

Каменского района

Конкурс творческих работ «Победа далекая и близкая»

Номинация «Лучший проект»

Проект «Дети войны в литературе»

(по произведениям отечественной литературы)

  1. Введение… ………………………………………………………………..3-6
  • Актуальность выбранной темы……………………………………..3-4
  • Гипотеза……………………………………………………………….4
  • Проблема…………………………………………………………….. . 4
  • Цель проекта………………………………………………………….4
  • Задачи…………………………………………………………………5
  • Объект исследования………………………………………………...5
  • Методы исследования………………………………………………. . 5
  • Новизна проекта……………………………………………………...5
  • Практическая значимость…………………………………………...5-6
  • Продукт проекта……………………………………………………..6
  1. Основная часть

Глава 1.

Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов.......... 6

1.1.Дети блокады.

(По повести В. Дубровина «Мальчишки в сорок первом»)…….... 6-7

  1. Юный разведчик.

(По повести В. Богомолова «Иван»)……………………….. 7-8

  1. Отважная Ёлка.

(По повести С. Баруздина «Её зовут Ёлка»)………………….. 8- 9

  1. Вывод……………………………………………………………9-10

Глава 2.

Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах

Юных героев войны…………………………………………………....

  1. Результаты анкетирования…………………………………… … 10-11
  2. Вывод………………………………………………………….....11
  1. Заключение ……………………………………………………………..11
  2. Список литературы …………………………………………………...11
  3. Приложение ……………………………………………………………....13-14
  1. Введение

Их силуэты почти не видны,
В маршах их голос совсем не приметен –

Дети Великой и страшной войны.
Может герои, но, в сущности – дети.
В мае берёзки свежи и стройны,
Солнце для всех одинаково светит…
Чистая жертва для грязной войны –
Дети живые, погибшие дети.

Сергей Афонин

Актуальность выбранной темы

Проблема чтения осознается в современном мире как общенациональная и государственная. Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.

С целью сохранения и повышения читательской компетентности

обучающихся наш класс совместно с родителями работает по проекту «Семейное чтение».

Все учащиеся 7 класса читают одно произведение художественной литературы в неделю из рекомендуемого перечня произведений по проекту.

В этом году исполняется 72 года со дня Великой Победы над самой страшной войной человечества. В преддверии этой даты в нашей школе и в классе запланировано и проводится много мероприятий: просмотр документальных фильмов, встреча с участниками боевых сражений, конкурсы чтецов стихотворений и прочтение книг о войне. Материал о Великой Отечественной войне очень заинтересовал меня и моих одноклассников.

По проекту мы прочитали много интересных книг о наших ровесниках – современниках. Но не менее важно знать и о судьбах тех моих ровесников, которые подарили нам счастливое и светлое будущее. Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек в красных галстуках, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать сегодня каждый из нас.

Открывая для себя героические страницы литературы, я глубоко заинтересовался подвигом отважных «детей войны». Это побудило меня принять участие в конкурсе творческих работ «Победа далекая и близкая».

Гипотеза

  • В произведениях писателей изображена правда о героической судьбе моих ровесников в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшние школьники мало читают произведений о войне, не знают о подвигах своих сверстников.

Проблема

  • Для современных детей и подростков Великая Отечественная война – это далекая история. Чтение детской литературы о войне поможет намосознать важность сохранения памяти у нынешних и грядущих поколений о истории Отчизны, воспитать на примере героических поступков «детей войны» чувство патриотизма и любви к Родине.

Цель проекта

  • Расширить свои знания о героическом прошлом юных участников Великой Отечественной войны, осмыслить истоки героизма, нравственной силы, преданности Родине маленьких героев путем прочтения произведений русской литературы. Выяснить, знают ли мои ровесники о подвигах юных героев-антифашистов.
  • Задачи:
  1. Изучить художественную литературу по данной теме.
  2. Проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбой.
  3. Выяснить сходство или различие причин, побудивших маленьких героев выступить на защиту Родины.
  4. Выявить авторское отношение к изображаемому.
  5. Дать свою оценку произведениям.
  6. Узнать, что известно современным школьникам о молодых героях Великой Отечественной войны.
  7. Заинтересовать одноклассников чтением книг о войне.

Объект исследования – художественные произведения о подвиге моих сверстников на войне:

  1. Виктор Дубровин. Повесть «Мальчишки в сорок первом»
  2. Владимир Богомолов. Повесть «Иван».
  3. Сергей Баруздин. Повесть «Её зовут Ёлкой».

Методы проведения исследования:

  1. Анализ художественной литературы.
  2. Сравнительный метод.
  3. Описательный метод.
  4. Анкетирование.

Новизна проекта заключается в том, что, принимая участие в проекте «Семейное чтение» и читая книги о сверстниках, мы обязаны узнать имена своих ровесников-освободителей, ценой своей жизни завоевавших Победу ради нашего счастливого будущего. Сейчас необходимо приобщать подрастающее поколение к чтению произведений о войне.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты моей работы можно использовать на уроках по обсуждению книг по проекту «Семейное чтение», на читательской конференции; отрывок из повести О.Громовой «Сахарный ребенок» был выбран для чтения на муниципальном этапе конкурса чтецов «Живая классика». Список произведений о войне будет рекомендован моим одноклассникам для самостоятельного прочтения.

Продукт проекта

«О детях-героях».

II. Основная часть

Глава 1. Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов.

  1. Дети блокады.

(По повести Виктора Дубровина «Мальчишки в сорок первом»)

Это повесть о юных ленинградцах, оставшихся в блокированном городе в годы Великой Отечественной войны. Беспечные и озорные в начале повести, герои проходят через большие испытания, которые заставили их, быть может, рано повзрослеть, но не пасть духом.
Повествование ведется от имени мальчика Володи. Его сестру Галю и пса Пирата отправили на Урал вместе со старой маминой приятельницей. Остальная семья осталась в Ленинграде. Тут же остался и лучший друг Володи – Женька, который был большим выдумщиком.
Автобиографичная повесть о детстве в блокадном Ленинграде. Живут себе ленинградские мальчишки, дружат, ссорятся, мирятся, учатся... И вдруг в их жизнь врывается война. Конечно, они хотят бить фашистов, сражаться за свой город, за Родину, представляют себя лётчиками, славными героями. Для них война - захватывающее приключение, мальчишки пока не подозревают, что она принесёт голод, холод, боль утраты, и их жизнь никогда не будет прежней.

Повесть рассказывает не только о детях блокады, но и о том, что всегда нужно оставаться человеком, ценить то, что имеешь, дружить по-настоящему, признавать свои ошибки, уметь прощать и просить прощения и никогда не терять надежду. Такие книги не только помогают узнать исторические факты, но и воспитывают уважение к ветеранам, к нашей истории.

  1. Юный разведчик

(По повести Владимира Богомолова «Иван»)

Главный герой повести В. О. Богомолова - мальчик Иван. Родом он из Гомеля. Погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти.

И герой принял решение - мстить врагу, стать полезным нашей армии.

Иван - ещё совсем мальчик: он играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, будто настоящий командир. Он хотел бы остаться ребёнком, но вынужден каждый день смотреть в лицо смерти.

Иван подолгу живёт на оккупированной немцами территории, ходит по деревням, посёлкам и собирает для штаба сведения о силе врага и его вооружении. Он всё видит, всё запоминает. И информация, которую он добывает, очень ценна.

Читая о пребывании мальчика в тылу врага, понимаешь, что ему тяжело и страшно: он один, опасные ситуации возникают ежедневно, а совета спросить не у кого. Каким же нужно быть мужественным, волевым человеком - ведь рассчитывать приходилось только на себя. Даже смелый Холин в разговоре с Гальцевым сказал: «Третий год воюешь?.. И я третий... А в глаза смерти - как Иван! - мы, может, и не заглядывали... За тобой батальон, полк, целая армия... А он один - Ребёнок!»

Холин, Гальцев, Катасоныч - это взрослые друзья Ивана по партизанскому отряду. Они относятся к нему по-отцовски, с нежностью, всё готовы для него сделать, потому что понимают, как опасна работа, которую выполняет мальчик для штаба армии.

  1. Отважная Ёлка.

(По повести Сергея Баруздина «Её зовут Ёлкой»)

Главной героине повести С. Баруздина - Ёлке - в начале произведения 13 лет. Проживает она в подмосковной деревушке с красивым названием Сережки. У Ёлки большая семья, отец осужден «за покушение на общественную собственность». Будучи председателем колхоза, он раздал людям картошку, прихваченную морозом. Ёлку исключили за это из пионеров, но она вопреки всем носила пионерский галстук и хотела вступить в комсомол.

Прошло время, и Ёлкиного отца освободили из тюрьмы. Но началась война. Сообщение о наступлении немцев на страну Ёлка услышала по радио. Всех мужчин, в том числе и её отца, забрали на войну. Осенью копали траншеи, строили оборонительные рубежи. На Москву летели сотни вражеских самолетов, по ночам воздух содрогался от рева машин. Всю родную Ёлкину деревню разрушило немецкими снарядами.

Война изменила девочку. Вместо веселой, озорной пацанки она стала «молчаливая, замкнутая, словно ее подменили. Ни улыбки. Ни бойкости. И внешне неузнаваема: чумазое лицо, платок, надвинутый на лоб, драное пальтишко, высокие резиновые сапоги. Руки красные, обветренные, в пупырышках. Это от воды. Елка ли это? Елка. Елочка. Елка-палка… Она ли? Она».

Однажды Ёлку вызвали в штаб. Ей поручили ответственное задание – передавать информацию на другой берег Нары. Через ледяную реку Ёлка стала ходить на чужой, уже немецкий берег, и потом возвращалась обратно. Отец Ёлки был командиром отряда, он располагался в соседнем лесу и передавал через дочь важные сведения. Фашисты готовились к форсированию реки Нары. Ёлка должна была передать слова отца о заминировании моста через Нару. Ей предстояло пройти через немцев. Она мужественно прошла несколько километров, но потом ее схватили и закрыли в погреб. Потом Ёлку вывели и заставили идти через мост. Колонна немецких бронемашин двинулась за ней. Девочка отважно шла по мосту, а когда достигла берега, прозвучал сильный взрыв. Она быстро побежала к своим, ведь ей нужно было передать срочную информацию, спина и грудь горели. Затем рядом с Ёлкой разорвался немецкий снаряд… Отважная девочка погибла. Ей было всего лишь пятнадцать лет. Её друг, Ленька, тоже не вернулся с войны, он похоронен в братской могиле в далекой Венгрии.

  1. Вывод

Прочитав художественные произведения о подвигах на войне моих сверстников, хочется отметить, что писатели каждый по-своему выразили свой художественный взгляд на происходящее.

Проанализировав образы главных героев, я отметил между ними много общего. Это не случайно, так как судьбы многих «детей войны» похожи. До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Но пришел суровый час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и старшими братьями. На переднем крае, на боевых кораблях, в Брестской крепости, в керченских катакомбах. Это строки истории нашей Родины и биографий её маленьких граждан - обыкновенных мальчишек и девчат.

Юные герои повестей обладают «железным» характером, они наравне ненавидят фашистов, мстят за своих родных; дорожат званием пионеров, все погибают смертью храбрых, их посмертно награждают высокой наградой, в их честь названы улицы наших городов, их имена носят школы, корабли…

Книги о войне похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах юных героев войны.

2.1. Результаты анкетирования.

Я решил узнать, что знают мои одноклассники о своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что вообще знают о войне, о детях, которые были непосредственными участниками или свидетелями тех страшных дней. Решил выяснить, читают ли мои сверстники литературу о войне. Интересует ли их эта тема. С этой целью в классе мы провели анкетирование. Ребятам были заданы следующие вопросы:
1. Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?

  1. Назови книгу о войне, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.
  2. Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников?
  3. Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.


Проведя анкетирование, мы выяснили, что мои одноклассники знают военную литературу недостаточно хорошо. Только 2 человека из 19 (Качаева Алсу и Акжигитова Султания) читали книги о войне, 3 обучающихся знают некоторых пионеров-героев войны; книгу о войне, которая вызвала сильное впечатление, смог назвать лишь один читатель, 3 обучающихся назвали авторов художественных произведений о войне. И тогда я решил устранить эти пробелы в их знаниях и порекомендовать ребятам прочитать книги о юных героях. Провести читательскую конференцию с целью привлечения внимания к книге, формирования коллективного читательского мнения, воспитания у ребят патриотических качеств, чувства сострадания и уважения к людям, пережившим страшные годы войны.

Вывод

Проведенное исследование на предмет знания обучающимися 7 класса произведений о войне, о героических подвигах детей показало, что не все мои одноклассники интересуются героями войны. «Героями» нашего времени, к сожалению, становятся вымышленные, виртуальные персонажи из компьютерного мира. Участвуя в нашем семейном проекте, мои одноклассники знакомятся с новыми героями.

Уровень начитанности детей повышается.

Я постараюсь удовлетворить читательский интерес своих ровесников, предложив им список художественных произведений о войне.

III. Заключение

Каждый из нас узнает о войне по-разному: кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, а кто-то прочитал книгу писателя-фронтовика…

Прочитанные мною художественные произведения о подвиге отважных маленьких героев расширили мое представление о войне, вернули к трудным, но героическим событиям военных лет, помогли увидеть эти события глазами моих ровесников, вместе с ними пройти через суровые испытания и познать радость подвига во имя Победы. Написанные по «горячим следам» событий книги о войне являются своеобразным мостом, связывающим поколения. Для нас эти книги важны, ведь именно с их помощью мы можем составить полную картину войны, включая исторические факты и бытовые детали. Сила художественного слова так велика, что заставляет ожить прошлое, оказаться в страшном аду нечеловеческих страданий, помогает почувствовать то, что выпало на долю участников войны. Из содержания прочитанного я извлек главный нравственный урок: повести учат добру, человечности, справедливости.

Я постараюсь «достучаться до сердец» моих одноклассников, заинтересовать их военными произведениями, чтобы рассказы и повести о войне стали их настольными книгам

IV. Список литературы

1. Баруздин С.А. Её зовут Ёлкой: повесть.- М.: Дет.лит., 1985.

2. Бринский А.П. Девчонка из Марьиной рощи: военная повесть. - М.: Дет.лит., 1973.

3. Дети военной поры/ Сост. Э.Максимова.- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988.

4. Идет война народная. Стихи о Великой Отечественной войне/сост. Н.И. Горбачева. – М.: Дет.лит., 2002.

5. Навечно в памяти народной. – М.: Молодая гвардия, 1975.

6. Надеждина Н.А. Партизанка Лара: повесть. – М.: Дет.лит., 1988.

7. Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2005.

8. Час мужества: стихотворения и рассказы. – М.: Изд.Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

1. Большая электронная библиотека http://www.big-library.info/

V. Приложение

«О детях-героях»

для детей среднего возраста

  1. Авраменко А.И. Повесть «Гонцы из неволи».
  2. Баруздин С.А. Повесть «Её зовут Ёлкой».
  3. Богомолов В.О. Повесть «Иван».
  4. Бринский А.П. Повесть «Девчонка из Марьиной рощи».
  5. Верейская Е.Н. Повесть «Три девочки».
  6. Вишнёв П.П. Повесть «Юнги».
  7. Воронкова Л.Ф. Повесть «Девочка из города».
  8. Дубровин В.Б. Повесть «Мальчишки в сорок первом».
  9. Жариков А.Д. Сборник рассказов «Юные партизаны».
  10. Ильина Е.Я. Повесть «Четвёртая высота».
  11. Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Повесть «Улица младшего сына».
  12. Катаев В.П. Повесть «Сын полка».
  13. Корольков Ю.М. Рассказы «Лёня Голиков», «Марат Казей», «Валя Котик», «Зина Портнова».
  14. Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре.
  15. Крапивин В.П. Повесть «Тень каравеллы».
  16. Лиханов А.А. Повести «Мой генерал», «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони».
  17. Надеждина Н.А. Повесть «Партизанка Лара».
  18. Найдич М.Я. Повесть «Шинель на вырост».
  19. Суворина Е.И. Рассказ «Витя Коробков».
  20. Яковлев Ю.Я. Сказка «Как Серёжа на войну уходил», рассказ «Девочки с Васильевского острова».
  21. Козлов В. «Витька с Чапаевской улицы»
  22. Рудный В. «Дети капитана Гранина»
  23. Соболев А. «Тихий пост»
  24. Алексеев С. «Рассказы о войне»
  25. Балтер Б. «До свидания, мальчики!»
  26. Богомолов В. « Зося»
  27. Митяев А. «Письмо с фронта»

ольга пирожкова

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать педагогам дошкольных учреждений?

Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?

Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются звертвам фашизма, нападения на мирных жителей.

Правила чтения дошкольникам литературы о войне:

Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его детям, зачитав лишь небольшой кусок художественного произведения.

Проведите обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные моменты.

Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).

Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.

Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:

Младшая группа:

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.

Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.

Средняя группа:

Георгиевская С. «Галина мама»

Митяев Анатолий «Почему Армия родная»

«Таежный подарок».

Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский

Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,

Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,

Л. Кассиль "Твои защитники". Митяева А. «Дедушкин орден»

Когда дети становятся старше (5-7 лет, взрослые постоянно напоминают им о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни. Дошкольникам старшего дошкольного возраста можно предложить следующие литературные произведения:

Старшая группа:

Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г

Соболев Леонид «Батальон четверых»

Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975

Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»

У. Бражнина «Шинель»

Черкашин «Кукла»

Подготовительная группа:

Л. Кассиль «Главное войско», 1987

Митяев Анатолий «Землянка»

Лавренев Б. «Большое сердце»

Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991

«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»

С. Баруздин «Рассказы о войне»

С. Михалков «День Победы»

С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прослушав книги о второй мировой войне. Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Булат Окуджава

Воронкова Л.Ф. Девочка из города

Повесть «Девочка из города», написанная в суровом 1943 году, до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе.

__________________________________________


Гайдар А.П. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове

Героическая сказка замечательного детского писателя. В Мальчише-Кибальчише воплощены все лучшие черты наших мальчишек, мечтающих о совершении настоящего подвига во имя Родины.

Присутствие этого произведения в списке, посвящённом Великой Отечественной - спорно, ведь в нём имеется в виду Гражданская война (1918-1921), враги - "буржуины", а не фашисты... Но ведь это же сказка-притча! О стойкости, верности, мужестве...

"Пришла беда, откуда не ждали. Напал из-за Чёрных Гор проклятый Буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию..."

Большая Победа не была бы завоёвана, если бы не находились вот такие большие и маленькие герои. Разве судьба пионеров-героев не повторила судьбу Мальчиша-Кибальчиша?

Текст А.Гайдара в предлагаемом источнике сопровождён рисунками В. Лосина.

Если вспомнить фильм "Сказака о Мальчише-Кибальчише", который старшее поколение смотрело в детстве, то в нём воспроизведена прямая параллель с Великой Отечественной войной, так эта сказка и запомнилась...

Так что - читайте, сами оценивайте!

__________________________________________


Кассиль Л. Улица младшего сына

Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина - героя Великой Отечественной войны.

__________________________________________


Катаев В. Сын полка

Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.

__________________________________________


Михалков С. Быль для детей

Несмотря на известную идеологическую направленность, «Быль для детей» - хорошее произведение о войне, способное донести до современных ребят перенесённое нашей страной в то страшное время. Поэма охватывает события 1941 - 1945 гг. Данный ресурс представляет собой отсканированные страницы книги (Детская литература, М., 1969) с рисунками Н.Кочергина.

__________________________________________


Осеева В.А. Васек Трубачев и его товарищи

Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.

__________________________________________


Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога

Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить.

__________________________________________


Платонов А. Никита

Рассказ назван по имени главного героя - маленького мальчика Никиты. Писатель Андрей Платонов был из тех, кто навсегда запомнил, какой он был в детстве человек, - а это помнят не все. Наверно, Платонову в детстве никогда не говорили: ты ещё не дорос, это тебе не по уму. Поэтому и он рассказывает нам про маленьких людей, а уважает их как больших. И они тоже сами себя уважают в его рассказах, даже видят, что они, может быть, тут и есть самые главные на земле...

__________________________________________


Платонов А. Цветок на земле

Мир широк, он вмещает в себя много интересного. Маленький человек делает открытия каждый день. Герой рассказа "Цветок на земле" вдруг посмотрел на обычный цветок совершенно другими глазами. Дедушка помог внуку увидеть в цветке святого труженика.

__________________________________________


Симонов К. Сын артиллериста

Баллада К.Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Лёньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.

__________________________________________


Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова

Юрий Яковлев в своих рассказах открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга «Девочки с Васильевского острова» – рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей. (Перейти к следующему разделу (5-7кл.)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?