Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пробуждение природы. Конспект НОД по познанию в подготовительной группе

Интегрируемые образовательные области

  • Познание
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Чтение художественной литературы

Виды деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи :

Образовательные :

Учить составлять модели ситуаций;

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

Закрепить знания о классификации диких животных;

Закрепить понятия: «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличие друг от друга.

Развивающие :

Развивать наблюдательность;

Умение сравнивать, анализировать, обобщать;

Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменятся;

Умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и любознательность к экспериментированию;

Воспитывать умение вести себя во время опытов;

Воспитывать умение использовать накопленные ранее на НОДе и в повседневной жизни представления об объектах неживой природы.

Материалы и оборудование:

  • Глобус
  • Яблоко
  • Разные емкости: миски, стаканы
  • Пробка
  • Камешки
  • Монетки
  • 2 яйца
  • Рукавичка
  • Спиртовка
  • Зеркальце

Предварительная работа с детьми :

Познание:

Знакомство с объектами неживой природы;

Наблюдения на прогулках;

Просмотр видео о явлениях природы.

Чтение художественной литературы:

Чтение стихов о воде.

Социализация:

Эксперимент в свободной деятельности;

Игры – эксперименты.

Труд :

Изготовление раздаточного материала (карточки)

Физическое развитие:

Оргмомент «Приветствие»

Игра малой подвижности «Вода – не вода»

Создание условий для самостоятельной деятельности.

Взаимодействие с семьей:

Создание и оформление игровой зоны для самостоятельного экспериментирования.

Техническое сопровождение:

Музыкальное обеспечение;

Техническое обеспечение.

НОД в подготовительной группе «Царство воды»

Описание сценария

Оргмомент.

Ребята, я предлагаю вам взяться за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне, и у нас будет хорошее настроение.

Я здороваюсь везде, дома и на улице

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Сегодня у нас в гостях капелька, которая предлагает отправиться в путешествие в страну «Воды». Но пришла она не одна к нам, а со своими меленькими помощницами – сестричками. Они вам помогут преодолеть препятствия на пути.

И первое препятствие, которое предлагает капелька, игра: «Вода - не вода» (дети стоят в кругу, ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде, дети поднимают одну руку; если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой, руки поднимать не надо).

Игра: лужа, кораблик, камень, река, озеро, дельфин, пробка, пингвин, пруд, книга, ручеек, ветер, океан.

Скажите, часто ли вы не поднимали руки? (нет, т.к. мало предметов и явлений, не связанных с водой.)

А вы знаете, сколько в человеке воды? Организм человека в основном состоит из воды. Вода содержится и в слюне, и в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества (плакат №1). Во взрослом человеке содержится шесть ведер воды. А вы знаете, сколько воды в вас? (5 трехлитровых банок).

Для чего нужна вода? (ответы)

Скажите, а много ли воды на нашей планете? Посмотрите на глобус, здесь голубым цветом изображены моря и океаны. Чтобы вам было понятнее, я покажу на примере яблока – три четверти вода, одна четверть суша.

Вода входит во все живые организмы – в каждое растение, в каждое животное. Давайте посмотрим внимательно на картину, и вы узнаете в каком растении содержится больше воды, а в каком меньше.

Капелька предлагает вам поиграть в игру «Выбери животного, обитающего в водной среде». А теперь садитесь и мы подробнее поговорим с вами о свойствах воды.

1. Может ли вода менять поверхность (ответы). Проверить это можно, налив одинаковое количество воды в три разные емкости.

2. Может ли вода менять форму (ответы). Проверим это тоже тремя емкостями.

А можно ли пролить воду и почему вода проливается? (ответы). Вода проливается, потому что ее частички, хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах. И легко взявшись за руки, встанем на небольшом расстоянии и представим, что мы частички воды.

Капелька предлагает игру «Достань предмет». Ваша задача достать предмет не дотрагиваясь до него (на столе стоят два стакана: первый, с легким предметом, наполнен на половину водой).

А теперь вы должны подумать и решить такую задачу капельки – как можно поднять уровень воды в стакане? (бросить в стакан камешки)

В подтверждение вашего решения послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Умная галка».

Капелька предлагает эксперимент с монетками «Вода имеет кожу». Это можно увидеть, если в стакан, заполненный до краев водой осторожно опускать монеты. Посмотрите, вода поднимается над стаканом. Сколько монет мы положили, прежде чем вода пролилась? Таким образом, поверхность становится выпуклой, как будто ее удерживает тонкая кожа.

Есть еще одно свойство воды, и я его вам покажу. Перед вами два сосуда с водой. В первом сосуде чистая вода, а во второй я добавлю соль. Опущу в оба сосуда яйцо. Что произошло? Как вы думаете, почему во втором сосуде яйцо не утонуло? Потому что частички соли распределились между частичками воды, и вода стала плотнее.

Сравним воду и лед. Что у них отличительного и общего? (ответы).

Капелька предлагает одному участнику одеть рукавичку и взять лед в руки, а другому взять лед голой рукой и понаблюдать у кого лед растает быстрее: в рукавичке, в руке, или на блюдце. Засекаем время(используем песочные часы). Как вы думаете, у кого быстрее растает лед? (ответы). Лед тает и превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавичка разъединяет тепло рук и холод льда.

Вот вы увидели два состояния воды: жидкое - вода, частички которой находятся друг от друга далеко, и твердое – лед, частички плотно прижатии друг к другу.

Как вы думаете, что произошло со снеговиком? (показ картины). Я предлагаю составить схему вместе со мной.

А теперь, капелька предлагает вам самостоятельно решить следующие ситуации и построить модели этих ситуаций.

a) Петя купил мороженое себе и маме. Свое съел, а мамино убрал под подушку, что бы утром ей сделать сюрприз. Обрадовалась мама? (составление модели с карточками).

b) Петя гулял на улице. Пошел снег, первый снег в этом году. Петя слепил снежок и убрал его в карман (дома нужно сестренке показать). Что найдет сестренка в кармане? (составление модели с карточками).

c) В сказке «Волк и лиса», хитрая лиса уговорила волка опустить хвост в прорубь, чтобы рыбы наловить. Что потом произошло? (составление модели с карточками).

Значит вода может замерзать? Где вы наблюдали такое явление? (ответы).

А теперь понаблюдаем такое явление. Все знают, что лед может превратится в воду и наоборот. Но ведь есть еще одно состояние. Проследим, что происходит с водой при длительном нагревании. Что происходит? (ответы). Вода закипела. Ее становится все меньше и меньше. Куда же она исчезает? (ответы). Превратилась в пар. А пар во что? (воспитатель помещает над паром зеркальце) (ответы). Частички воды превратились в пар, значит, они находятся друг от друга далеко.

Положим лед в миску и нагреем. Где лед? Чем он стал? (ответы)

Поработаем с нашими символами: (составление модели с карточками).

В каком состоянии бывает вода: жидком, твердом, газообразном (показ блока «круговорот воды»).

В заключительной части дети читают стихи о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

В водопроводном кране

Как сосулька замерзает

В дом туманом к нам вползает

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

На плите у нас кипит,

Паром чайника кипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наестся, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

В озере ее найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествуем всегда

Наша спутница – вода!

Елена Харина
Пробуждение природы. Конспект НОД по познанию в подготовительной группе

Тема : Пробуждение природы .

Программное содержание :

Образовательная задача :

Развивать временную ориентацию.

Развивать логическое мышление, способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно - следственные связи, взаимосвязи и последовательность явлений природы .

Развивать наблюдательность, внимание, память, художественный вкус, творческое воображение.

Совершенствовать мелкую моторику рук, точность движения пальцев.

Обучающая Задача :

Закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах, цветах.

Воспитательная задача :

Воспитывать эстетическое отношение к красоте родной природы .

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе , эмоциональное восприятие, терпение и усидчивость.

Формировать у детей позитивное отношение к своей работе.

Вид мероприятия : интегрированное занятие

Предварительная работа :

Экскурсия по участкам детского сада, наблюдение за деревьями, птицами, за изменениями в природе .

Рассматривание иллюстраций, картин о весне.

Беседы с детьми о весне, заучивание стихотворения Михаила Пляцковского «Деньки стоят погожие»

Чтение рассказов, стихов, загадывание загадок о весне.

Разучивание песен, хороводов о весне.

Приготовление детьми заготовок вазочек и цветов для практической работы.

Создание и запись видеофильма «Пробуждение природы »

Дидактическое обеспечение : На каждого ребёнка - заготовки вазочек, тарелочка с природным материалом , тарелочка под шишечки ольхи, салфетка; художественное слово, видеофильм «пробуждение природы » , аудио сопровождение : «Звуки природы » .

Оборудование : Мультимедийная система : ноутбук, проектор, экран.

Персонаж занятия : Лесовичок

Словарная работа :

Активизировать и расширить словарный запас детей по теме «Пробуждение природы » (пробуждение , проталины, набухают почки, рыхлый снег)

Планируемый результат :

Эмоционально воспринимать природный мир , видеть красоту весенней природы .

Составлять линейные и центрические орнаменты на вазочке, видеть итог своей работы и работы своих сверстников.

Ход занятия:

1ч. Дети заходят в группу из спальной комнаты . Воспитатель обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними. Дети садятся на скамеечки.

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Они вместе с нами хотят узнать что-то новое и удивительное. Сели все красиво, я вам сейчас загадаю загадку, а вы, догадайтесь, о чём эта загадка :

Она придет вслед за зимой,

Тепло подарит нам с тобой,

Разбудит землю ото сна.

А как зовут её? (Весна)

Весна - это праздник пробуждения природы . Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла. О весне часто говорят : весна красна. "Красна" - не потому что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. Впервые дни весны природа еще выглядит довольно неприглядно : серые комья снега, голые черные деревья. Но уже так весело начинает светить и пригревать солнце, что картина выглядит все равно радостной и обещающей. Все знают : еще немного и придет настоящая красота. Очень красивы и нежны первые цветы. Они появляются прямо из-под снега. А едва сойдет снег, вся земля быстро покрывается свежей травкой. Она такая красивая, яркая, что её сравнивают с драгоценным камнем, называют изумрудной. А спустя еще неделю на деревьях начинают набухать и лопаться почки, раскрываются пробивающиеся листики . Многие деревья начинают цвести еще до того, как выпустили листочки, например, верба. Пушистые серые комочки на вербе напоминают маленьких зайчиков, которые притаились в ожидании тепла. Возвращаются с зимовки перелетные птицы. Повсюду слышно их веселое пение. Особенно хорошо поют птицы на рассвете. И всё это говорит о том, что природа просыпается .

2ч. Раздаётся стук в дверь, появляется Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, ребята, я обходил свои лесные владения, любуясь, красотой своего леса и случайно забрёл, к вам в детский сад.

Вы меня узнали? Я Лесовичок.

Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (Весна) .

Какой первый месяц весны? (Месяц март)

А после, какого времени года наступает весна? (После зимы)

Правильно, а что происходит с весной после зимы? (Весна просыпается,

пробуждается ).

Да, ребята, весной от тёплых лучей тает снег, бегут ручьи, слышны весёлые голоса птиц. Природа пробуждается .

Сегодня я хочу предложить вам посмотреть видеофильм о пробуждении природы , о том какие изменения происходят в природе весной .

Но перед просмотром я предлагаю вам провести физминутку : «Рябина»

У реки росла рябина (Качают руками над головой)

А река, текла, рябила (Руки опустили плавные покачивания)

Посредине глубины,

Там гуляют рыбины. (Показывают, как плавают рыбы)

Рыба, рыба, рыба царь (Потихоньку приседают)

Называется пескарь. (Подпрыгивают вверх, поднимая руки к верху)

Садитесь удобнее и внимательно посмотрите фильм. Лесовичок показывает видеофильм.

После просмотра фильма воспитатель предлагает побеседовать о весне.

Воспитатель : Ребята, вам понравился видеофильм, который нам показал Лесовичок?

Скажите, а о чем этот фильм? Отвечать, нужно полным ответом. (О весне, о пробуждении природы )

Как светит солнце весной? (Солнце светит ярче, чем зимой)

Что происходит весной со снегом, какой он? (Снег весной тает, становится рыхлый, появляются первые проталины)

А что происходит с деревьями весной? (На деревьях набухают почки, появляются первые листочки)

Как ведут себя птицы весной? (Весной птицы весело щебечут, строят гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов)

Какие природные явления бывают весной? (Весной ярче светит солнце, день становится длиннее, с крыш капают сосульки, тает снег, бегут ручьи, небо стало выше и голубе, появляются первые цветочки, просыпаются насекомые и т. д.)

Лесовичок :

Молодцы ребята, много знаете о весенних явлениях природы . А знаете ли вы, какие деревья растут в лесах нашего края? А что бы это проверить я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать .

Белый низ, зелёный верх-

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши …. (Берёзки)

Зимой и летом,

Одним цветом. (Ель)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками. (Сосна)

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Да, вижу я ребята, много вы знаете, и о природе нашего края . И за это я хочу подарить вам вот эту корзинку с шишечками. (Отдаёт воспитателю)

Воспитатель : Спасибо тебе большое Лесовичок за видеофильм и за подарок. А мы хотим тебе в знак благодарности подарить красивое стихотворение, которое прочитает Полина Г.

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце тёплое,

Весёлое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя.

Пришла пора цветения.

И значит настроение

У всех людей - весеннее!

Лесовичок : Спасибо и вам ребята за такое удивительное стихотворение и за ваши знания о родной природе . Но мне пора обратно в лес, у меня ещё много дел. До свидания.

3ч. Воспитатель : Ребята давайте посмотрим, какие шишечки подарил нам Лесовичок. Скажите, с какого дерева эти шишечки. (С ольхи) .

Правильно, а давайте мы с вами этими шишечками украсим наши заготовки вазочек. И потом поставим в них цветочки, которые мы с вами недавно сделали. Но для этого нам нужно сесть за рабочие столы.

Дети встают со скамеек и садятся за свои рабочие места.

Сели все красиво, глазки подняли на меня. Посмотрите, ребята, какие вазочки можно сделать из шишечек и другого природного материала . (Показ 1-2 вазочек)

Воспитатель показывает и объясняет детям принцип работы по изготовлению вазочек.

Ребята, вазочку можно украсить по-разному. Можно по центру вазочки сделать красивые цветы. Можно шишечки выкладывать рядками, а можно шишечки наносить на вазочку под наклоном и наклон менять. Верх или низ вазочки можно выложить горохом или крупой. В конце работы, не забудьте руки обтереть салфеткой. А в вазочку поставьте свой весенний цветок.

Перед тем как приступить к работе мы проведём физминутку : «Дерево»

В поле дерево стоит (руки над головой)

Ветер ветки шевелит (наклоны руками)

Ветер тише, тише, тише (руки опускаю, дети приседают)

Деревцо всё выше, выше (руки вверх, дети встают)

А сейчас под музыку «Звуки природы » мы приступим к работе.

Практическая часть занятия под аудио сопровождение - «Звуки природы » . В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивая работу детей.

Воспитатель : Ребята, скажите, чем мы с ваши сегодня занимались и что нового вы узнали? (смотрели видеофильм о пробуждении природы , называли характерные признаки об изменениях в природе весной , отгадывали загадки о деревьях, слушали стихотворение, изготовляли вазочки).

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за ваши ответы, за то, что вы сделали такие красивые вазочки. Давайте покажем наши вазочки, их друг другу и полюбуемся этой красотой. А в заключении я хочу вам прочитать красивое стихотворение, которое называется - «Пробуждение природы »

Пришла весна, и солнце ярко свети.

Текут ручьи в глубокие моря.

Деревья свои почки распускают,

Цветы растут, проснулась вся Земля.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (математика+ТРИЗ) в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказочной пещере»

Цели: Продолжать формировать представления о геометрических формах:

куб, шар, цилиндр, конус, пирамида; упражнять в счете в пределах 10;

закреплять умение измерять длину отрезков с помощью определенной

мерки-линейки в сантиметрах; закреплять ориентировку на листе

бумаги (вверх, вниз, вправо, влево); продолжать учить использовать

символы для обозначения свойств предмета (цвет, форма, размер).

Развивать умение быстро находить близкие ассоциации к заданному

предмету; активизировать навыки сравнения; способствовать

развитию умения аргументировать свои высказывания.

Воспитывать самостоятельность, интерес к математике.

Предварительная работа: Чтение и просмотр сказки «Белоснежка и семь

гномов, дидактические игры «Вокруг да около»

(на ориентировку в пространстве), «Найди

лишнее, общее» (ТРИЗ), интеллектуальная игра

«Труляляндия».

Материалы и оборудование: карточки с заданием на сложение и вычитание

в пределах 10, две картинки с отрезками

разной длины, листы бумаги в клетку с

нарисованными внизу гномиком и вверху

сокровищами, сундучок, карточки с

предметами для игры «Гномик, найди свой

домик» (бумага, машина, дождь, цветы, нога,

река, кошка), домики из картона с картинками

(ножницы, колесо, зонт, ваза, сапог, лодка,

молоко), карточки с символами, «камни» в

форме конуса, шара, цилиндра, пирамиды,

куба, солнышки с пятью, четырьмя, тремя,

двумя, одним лучиками и без лучей, шапочки

гномов, подушечки, картонные

фонарики.

Речевая настройка: Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу.

Включается песня «От улыбки». Дети, взявшись за руки, улыбаются друг другу.

В: Ребята, сегодня мы с вами превратимся в героев одной интересной сказки. А какой, вы должны угадать.

В этой сказке есть число семь.

В этой сказке героиня - девушка с белой кожей и черными волосами.

Девушка набрела на домик, где жили маленькие человечки.

Маленькие человечки добывали в пещере драгоценные камни.

Когда дети отгадают сказку «Белоснежка и семь гномов» воспитатель раздает шапочки гномиков.

В: Скажите, что добывали гномы в пещере?

Д: Драгоценные камни, алмазы.

В: Вот мы и отправимся в пещеру добывать алмазы, на пути нам будут встречаться препятствия, но мы их с вами преодолеем с помощью знаний, смекалки, находчивости.

Воспитатель с детьми входят в «пещеру»

В: Друзья мои, гномы в пещере темно, нам не найти дорогу. Что нам нужно?

Дети высказывают предположения.

В: Хорошо. Нам нужны фонарики. Только фонарики спрятаны. Чтобы их найти нужно решить задачки.

Детям раздаются карточки с задачами на сложение и вычитание в пределах 10. Ребенок, решая задачу находит правильный ответ на камне и достает фонарик.

В: Молодцы! У всех есть фонарики? Теперь они будут освещать нам путь.

Куда же нам идти дальше? Посмотрите здесь две дороги и обе ведут к сокровищам. На картинке показано расстояние, которое нам нужно пройти (две картинки с отрезками разной длины) . Давайте измерим дорожки. Чем будем измерять?

Д: Линейкой.

Дети выполняют задание.

В: Какая длина у первой дорожки?

Д: Первая дорожка длиною десять сантиметров.

В: Какая длина у второй дорожки?

Д: Вторая дорожка длиною двадцать сантиметров.

В: Скажите, какая дорожка длиннее?

Д: Вторая дорожка длиннее.

В: На сколько сантиметров вторая дорожка длиннее, чем первая?

Д: Вторая дорожка длиннее, чем первая на десять сантиметров.

В: А какая дорожка короче?

Д: Первая дорожка короче.

В: На сколько первая дорожка короче второй?

Д: Первая дорожка короче второй на десять сантиметров.

В: Какими еще мерками можно измерять длину?

Д: Пядями, саженями, локтями и т.д.

В: А чем бы вы из мерили:

Муравья;

Человека;

Грузовик;

Карандаш.

Дети высказывают свои предположения.

Д: По дорожке, которая короче.

В: Хорошо. Но перед тем как отправиться дальше присядем и отдохнем.

Дети рассаживаются на «камни» (подушечки). Воспитатель предлагает игру «Назови предметы по свойствам»

Гладкий + серый + тихий =

Белый + съедобный + мягкий =

Красный + легкий + блестящий =

Зеленый + гладкий + прыгучий =

Большой + серый + злой =

Белая + холодная + снежная =

Старый + кирпичный + пятиэтажный =

В: Вот мы и отдохнули и поиграли. Теперь можно отправляться дальше. Только мне кажется, что мы заблудились. Что нужно человеку, чтобы не заблудиться?

Дети высказывают предположения. Воспитатель предлагает нарисовать карту. Детям раздаются листы бумаги в клетку с нарисованными гномиком в правом нижнем углу и драгоценными камнями в левом верхнем углу. По диктовку воспитателя дети рисуют по клеточкам: 8 клеток влево, 4 вверх, 3 вправо, 5 вверх, 6 влево, 4 вниз, 7 влево, 2 вверх.

В: Все добрались до алмазов? Идем дальше. Посмотрите, какой-то сундучок стоит. Может в нем наши драгоценные камни? Сундучок не открывается. Чтобы его открыть, нужно разгадать шифр.

Каждому ребенку дается карточка с заданием для обозначения свойств предметов, используя символы(большой, красный круг; маленький, синий треугольник; большой, зеленый прямоугольник и т.д.)

В: Молодцы, мои гномы! Открываем сундучок. Здесь нет драгоценностей, но тут есть конверт с карточками и домиками. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Гномик, найди свой домик»

Детям раздаются карточки с предметами: бумага, машина, дождь, цветы, нога, река, кошка. Расставляются домики с нарисованными на них предметами: ножницы, колесо, зонт, ваза, сапог, лодка, молоко. Под музыку дети бегают, прыгают, танцуют. Когда музыка замолкает дети должны найти себе домик-пару. Дети обмениваются карточками и игра повторяется.

В: Посмотрите, гномики, что это? Да это же наши драгоценные камни (камни в форме конуса, шара, куба, цилиндра, пирамиды).

Детям дается задание взять камень, назвать геометрическую форму и рассказать, какие предметы напоминают данную форму.

В: Вот мы и добыли с вами драгоценные камни и вернулись туда, где начиналось наше непростое путешествие.

Рефлексия:

На столе лежат солнышки с пятью, четырьмя, тремя, двумя, одним лучами и без лучей. Детям предлагается оценить, как они справились с заданиями и выбрать солнышко с определенным количеством лучей.

В: Молодцы! Правильно себя оценили. Наше удивительное путешествие закончилось. Понравилось вам оно? В следующий раз мы отправимся в другое, но тоже интересное путешествие.

В конце детям предлагается нарисовать, гномиков.

Название: Конспект НОД по математике+ТРИЗ в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познание» «Путешествие по сказочной пещере»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика в подготовительной группе


Должность: Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 8»
Россия, Республика Башкортостан, город Стерлитамак

Наталия Харченко
НОД (познание) в подготовительной группе «Волшебный магнит»

Цели : развивать познавательную активность детей , умение эксперементальным путем подтверждать или опровергать полученную информацию.

Задачи :

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах магнита . Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком . Закреплять умение фиксировать результаты опытов.

Продолжать учить самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности. Развивать связную речь, умение задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление.

Активизировать в речи детей слова : магнит , притягивает, железный, бумажный, резиновый, деревянный, пластмассовый, стеклянный; обогащать словарь : намагничиваться , магнитные силы .

Воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели, аккуратность в работе, умение соблюдать правила безопасности. Воспитывать у детей социально-нравственные качества : доброжелательность, желание приходить на помощь другим, умение договариваться, учитывать мнение других, а также отстаивать свое мнение.

Материал и оборудование :

Демонстрационный материал : картинка рыцарь в доспехах, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, карты-схемы опытов, мячик, DVD, телевизор, музыкальное сопровождение на диске, видеофильм «Где используется магнит » .

Раздаточный : железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты , карандаши, рабочие листы, божьи коровки, тарелочки 2 цветов на каждый стол.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им. Я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства , где мы станем настоящими волшебниками . Сейчас я вам расскажу старинную историю, послушайте, пожалуйста.

В старину рассказывали, будто на краю света возвышается огромная гора и ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Много славных рыцарей не вернулись домой из этих мест. И перестали они странствовать вблизи загадочной горы. Но нашелся один храбрый и очень любопытный рыцарь по имени Магнитус . Поспорил он со своими друзьями, что мимо горы проедет и живым и невредимым домой вернется. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа. Поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей, ни страшных мест. Но как ни был Магнитус силен и отважен , гора все равно притянула его к себе. Однако Магнитус оказался не только храбрым, но еще и умным. Нашел он способ, как освободиться и домой победителем вернуться. Да еще принес он людям частички этой горы. И открыли люди много удивительных и полезных свойств у этих частичек, и назвали их в честь умного и отважного рыцаря…

Ребята, вы догадались, как назвали?

Дети : Магнитом .

В.: А какой способ нашел Магнитус , чтобы освободиться от этой горы?

Д.: Снял доспехи, сделанные из железа.

Воспитатель показывает магнит .

В.: Алик, расскажи нам, пожалуйста, что ты знаешь про магнит .

Ребенок : «Уже давно люблю магнит

Он и теперь меня манит

Железа маленький кусок

Невзрачный серенький брусок»

В.: Молодец, Алий. Итак, ребята, что мы сегодня будем с вами исследовать?

Д.: Свойства магнита .

В.: Вы уже не раз сталкивались с полезными свойствами магнита . Где вы встречались с магнитом в группе , дома?

Д.: В играх «Магнитная азбука » , «Рыболов» , используем для крепления картинок, рисунков к магнитной доске . Дома есть на холодильнике красивые магниты .

В.: Ребята, как вы думаете, если магнит такой сильный , что притянул железные доспехи рыцаря, то может он притянуть и не железные предметы? Давайте проверим?

Дети садятся за столы.

Опыт 1. «Все ли притягивает магнит

В.: У вас на столе лежат вперемешку разные предметы. Надо навести порядок. На красную тарелку нужно положить предметы притянувшиеся к магниту . А что будет лежать на зеленой тарелке?

Д.: Предметы, которые не реагируют на магнит .

В.: Как мы определим, какой предмет куда класть?

Д.: Проведем магнитом над предметами .

Самостоятельная работа детей.

В.: Расскажите, что выделали? Что получилось?

Д.: Провели магнитом и предметы притянулись.

В.: Из какого материала сделаны эти предметы?

Д.: Из железа.

В.: А какие предметы не притянулись?

Д.: Деревянные, пластмассовые, резиновые, бумажные.

В.: Результаты опыта отметьте на листах. Соедините линиями магнит с предметами , которые он притянул, и зачеркните предметы, не притянутые магнитом . Глядя на результаты, какой вывод можно сделать?

Д.: Магнит не притягивает деревянные, пластмассовые, бумажные, резиновые предметы, а притягивает только железные.

В.: Продолжим волшебство .

Опыт 2. «Действует ли магнитная сила через воду (показ воспитателем)

У меня есть особенные рыбки. С ними можно устроить рыбалку без удочек. Рассмотрим рыбку. Что вы заметили?

Д.: Железные крючки на рыбке.

В.: Нужно опустить рыбку в воду и провести магнитом надо водой . Как вы думаете, что произойдет?

Д.: Рыбка притянется к магниту и сама выскочит из воды.

Проделывается опыт.

В.: Так действуют магнитные силы через воду или нет?

Д.: Да, магнитные силы действуют через воду.

Игра «Притягивает – не притягивает»

В.: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру. Я буду называть предмет и бросать мяч, а вы ловите мяч, если магнит притягивает этот предмет, и отбиваете, если магнит его не притягивает .

По окончанию игры дети снова возвращаются за столы.

В. Мы выяснили с вами, что магнитным силам не мешает ни воздух, ни вода. Интересно, а через другие материалы будет действовать магнитная сила ? Например, через картон.

Опыт 3. «Магнитные гонки » .

В.: У вас на столах картонная коробочка, на ней нарисована трасса для гоночных машин. Посмотрите, я кладу машинку на коробочку, на старт, снизу магнит . Что происходит?

Д.: Машина двигается.

В.: Давайте посмотрим, снизу на дно машины прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает железо . Теперь попробуйте вы. Что двигает машинку?

Д.: Магнитная сила .

В.: Какой мы сделаем вывод?

Д.: Магнит действует через картон. Магниты притягиваются друг к другу.

В.: Давайте проверим, действует ли магнитная сила через другие материалы?

Опыт 4. «Действие магнита через другие преграды»

В.: У вас на столах лежат предметы из разных материалов. Из каких?

Д.: Из пластмассы, резины, пенопласта, дерева, ткани.

В.: Я предлагаю вам с помощью любопытной божьей коровки и магнита проверить , притягивается ли божья коровка к магниту через предмет . Как вы будете исследовать преграды?

Д.: Поставить магнит под предмет с лежащей сверху божьей коровкой и водить магнитом по предметы .

В.: Что произойдет?

Д.: Если магнитная сила будет действовать через предмет, то божья коровка будет двигаться.

В.: Давайте попробуем.

Дети работают в парах.

В.: Теперь запишем результаты в таблицу. (Дети заносят результаты в таблицу) . Какой вывод можно сделать?

Д.: Магнитная сила проходит через преграды из разных материалов.

В.: Какие мы с вами сегодня молодцы. Мы были настоящими волшебниками . Что мы сегодня узнали? (ответы детей) .

А теперь мы с вами посмотрим небольшой фильм «Где люди используют магнит » .

Просмотр фильма.

В.: Вы были все активны, думаю, что узнали много нового и интересного. За ваши старания я приготовила вам небольшие подарки (магниты для детей ) .

Публикации по теме:

Тема: "Птичья столовая"(конструирование из бумаги). Цель: Развивать навыки конструирования из бумаги и интерес к искусству оригами. Образовательная.

Экспериментальная НОД «Волшебный магнит» Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет) Форма организации: НОД, экспериментирование Учебно-методический комплект: Николаева С. Н. «Юный.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный магнит» Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема занятия: «Волшебный магнит» Цель: формирование познавательной активности в процессе.

Конспект НОД в подготовительной группе. Познание (ФЭМП). Тема: «Поможем Петушку» Конспект НОД в подготовительной группе Познание (ФЭМП) Тема: «Поможем Петушку» Образовательные области: познавательное развитие (ФЭМП,.

Конспект НОД в образовательной области «Познание»

в подготовительной группе.

Воспитатель МАДОУ д/с «Тополёк»

г. Советский, ХМАО, Тюменской обл.

Карпова Наталья Викторовна

Программное содержание:

Образовательная область

«Познание»

(Формирование элементарных математических представлений)

Интеграция образовательных областей

«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность»

Тип НОД

Познавательно — развивающее

Возраст детей

6-7 лет.

Форма проведения НОД

«Путешествие».

Форма организации

подгрупповая

Виды детской деятельности

Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы; художественное слово)

Здоровье (Физминутка «Стадион»)

Познание (дидактические игры «Я начну, а ты продолжи», «Засели цифры в домик», «Подбери фигуры)

Цель:

Поддерживать интерес детей

к интеллектуальной деятельности, к желанию выполнять задания с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь.

1. Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

2.Закреплять порядковый счет в пределах десяти;

3. Учить знания о составе числа; умение составлять число из двух меньших чисел;

4. Закреплять знания о геометрических фигурах;

5. Учить решать задачи на развитие логического мышления.

Развивающие:

1. Развивать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
2.Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.

3. Понимать поставленную задачу, способы ее достижения.

4. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

Воспитательные:

Воспитывать умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения.

2. Место проведения:

Подготовительная группа

3. Материал .

Демонстрационный: письмо, Смешарики, знак с цифрами.

Раздаточный: числовые домики с пустыми окошечками (на каждого ребенка), набор кругов и квадратов (на каждого ребенка), светофорчики с цифрами, набор геометрических фигур разные по цвету, форме, размеру (на каждого ребенка). Раскраски с изображением Смешариков.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1 часть

Воспитатель показывает детям письмо:

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот, письмо как мышку,
На окошко заманил?

. Посмотрите, ребята, обратного адреса нет. Кто же нам его прислал? На конверте написана загадочная цифра. Какая это цифра? (Семь)

— Ребята, наверное, кто-то нуждается в нашей помощи.

— Давайте откроем конверт и посмотрим, что же в нём.

(Воспитатель открывает письмо и читает:

«Смешарики отправились гулять по математическому городу и растерялись в нем. Никак не могут найти друг друга. Отправляю вам план города». Ваш друг Воробьишко.

— Ребята, Смешарики как всегда пополи в неприятную историю, отправились в незнакомый город, и заблудилась. Как же им вернуться домой. (Ответы детей)

— Итак, мы отправляемся с вами в математический город, чтобы помочь Смешарикам. Будьте очень внимательны, в большом городе нас может поджидать много опасностей и разных необычных заданий.

2 часть

Упражнение «Я начну, а ты продолжи»

(Прямой и обратный счет в пределах 10)

— Посмотрите, ребята, какой-то знак. Что здесь изображено? (Цифры)

— Чтобы продолжить наш путь, нужно сначала посчитать до десяти и обратно. Один начинает, а другой продолжает.

(Дети выполняют задание и находят одного Смешарика.)

Упражнение «Засели цифры в домик»

— Ребята, посмотрите, в математическом городе построили новый дом. Кто же живет в этом домике? (Число 7)

— Давайте поможем Смешарику заселить жильцов в домик.

— Из каких двух меньших чисел состоит число семь?

(Дети выполняют задание)

Молодцы, ребята, помогли Смешарику.

Работа с раздаточным материалом.

Выложите из кругов и квадратов один вариант, из каких двух меньших чисел состоит число 7. (Дети выполняют задание)

Физминутка «Стадион»

Перед нами стадион. А что делают на стадионе? (Занимаются спортом)

Возможно, и Смешарик где-то здесь.

Давайте и мы немножко разомнемся.

Если мы чуть-чуть устали,

Мы на две минутки встали.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево-вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись,

Может тихо постоять.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Раз, два, не зевай,

Руки выше поднимай.

Игра «Какой по счету»

— Ребята, мы с вами вышли на автомобильную стоянку.

— Сколько всего автомобилей стоит на стоянке? (7 )

— На каком по счету месте синяя машина? (На втором месте)

Какого цвета машина на четвертом месте? (Желтого)

— Какая по счету стоит машина между белой и синей? (Черная)

— Какого цвета машина стоит левее желтой ? (Синяя)

— Какого цвета машина, правее зеленой? (Красная)

(Появляется еще один Смешарик)

Упражнение «Светофорчики»

— Ребята, мы подошли с вами к перекрестку. Как же нам перейти через дорогу? (Ответы детей)

— Правильно, ребята, переходить улицу нужно только по пешеходному переходу или по светофору.

В математическом городе необычные светофоры. На сигналах светофора изображены цифры. Но здесь что-то произошло.

Случай страшный!

Случай редкий!

Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

— Ребята, давайте помирим цифры на светофорчиках. Вы должны найти недостающую цифру и поставить ее на место.

— Вот мы и отремонтировали с вами светофорчики. На какой свет светофора мы можем переходить улицу ? (На зеленый). А вот и еще один наш Смешарик.

Игра «Подбери фигуры»

Перед нами парк аттракционов. Может быть быть здесь наш Смешарик?

Давайте зайдем.

Выберите и положите перед собой на стол геометрические фигуры:

    Треугольные, не синее, маленькие. (маленькие, красные треугольники)

    Квадратные, красные, не маленькие. (большие, красные квадраты)

    Не круглые, не синие, большие. (треугольники, квадраты, красные большие)

3 часть

Молодцы, ребята, нашли всех Смешариков. Теперь можем отправляться обратно в детский сад. Смешарики на память решили подарить вам свои фотографии- раскраски.

1 2 3

4 5 6

7 8 9

10 1 2

«Смешарики отправились гулять по математическому городу и растерялись в нем. Никак не могут найти друг друга. Отправляю вам план города.

Ваш друг Воробьишко.

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот, письмо как мышку,
На окошко заманил?

Если мы чуть-чуть устали,

Мы на две минутки встали.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево-вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись,

Кто присел раз шесть иль пять,

Может тихо постоять.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Раз, два, не зевай,

Руки выше поднимай.

Случай страшный!

Случай редкий!

Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?