Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Post народное декоративно прикладное творчество. Декоративно-прикладное искусство

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного ис­кусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Познакомимся с наиболее известными из них.

Художественная обработка дерева

Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.

Резьба по дереву - это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резь­бой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архан­гельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Киров­ской областях.

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кисте­вой росписью в Архангельской, Вологодской областях.

У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы (69, С. 263).

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики.

Народным декоративно-прикладным искусством называют искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде.

Традиции в области народных художественных промыслов и ремесел включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура и накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов. Из поколения в поколение передавалось только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой, Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

В современных условиях возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре.


Народное декоративно-прикладное творчество разнообразно. Это - вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.

Художественная обработка дерева. Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево – один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. У каждого из них есть своя история и свои неповторимые особенности.

Абрамцево-кудринская резьба.

Декоративная ваза

Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород - липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отто­чено до остроты бритвы.

Богородская резьба. И. К. Стулов.

«Царь Додон и Звездочёт»

В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сра­зу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой - богородский мишка - смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

Богородская резьба. В.С. Шишкин. Игрушка «Пожарники»

Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного твор­чества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты .

Еще в древности бере­зовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применя­лась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда. Известно, что на лесистой территории России - Воло­годской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимир­ской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сиби­ри - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развива­лись промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки. Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сум­ки – заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари - бураки, короба, туески.

Туесок.

Великий Устюг. Туесок. А.Е. Маркова

Просечная береста

Художественная обработка камня. Специфика материала - его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета - обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распро­странение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки - широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения.

Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

Резьба по камню.

Л.Н. Пузанов. Ваза «Осень» Резьба по камню.

Т.Ч. Ондар. Коза с козлёнком

Резьба по кости. Кость - материал, широко использо­вавшийся еще в глубокой древности.

Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа Народные мастера суме­ли выявить и использовать замечательные свойства материа­ла для художественных изделий.

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота. Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

Холмогорская резьба по кости. Декоративная ваза «Весна». Моржовая кость. Ажурная резьба

Резная кость.

Л.И. Теютина. «Забой моржей на лежбище»

Резная кость. Настольная табакерка

«На тони», 1976. А.В. Леонтьева

Резная кость.

Н. Килило.

Семья медведей

Художественная обработка металла имеет древние традиции. Возникновение в том или ином районе центров худо­жественной обработки металла было обусловлено рядом ис­торических, географических, экономических причин.

Русская чернь. Стопа. XVII в. Оружейная палата

Пос. Мстёра.

Вазочка-конфетница.

Медь, филигрань, серебрение

Народная керамика. Керамика - различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

Скопинская керамика. Кувшин.

Последняя четверть XIX века

Гжельская керамика. В Гжели Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти всё население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарны­ми изделиями, а глины, которые они употребляли, отлича­лись высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали вы­пускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изо­бражались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно пере­данными человеческими фигурками, птицами, животными. Скульптура выполнялась отдельно.

Керамика. А.И. Рожко.

Квасник на двух птицах Керамика. З.В. Окулова. Набор чайников

Кружевоплетение. Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века Ручное кру­жевоплетение возникло и сформировалось сразу как народ­ный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. За­падноевропейское кружево стало проникать в Россию во вто­рой половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние круже­ва, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.

Вологодское кружево

Елецкое кружево

Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и пере­давалось из поколения в поколение. С течением веков посте­пенно сложился традиционный круг узоров, характер рас­цветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.

Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваи­вая их и запоминая вместе с освоением самого процесса ис­полнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день (69, С. 263-304).

Мстёрская вышивка

Ивановская вышивка Крестетская вышивка

Что такое декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры . Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель , ткани , орудия труда,средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом , уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. - с художественным конструированием и дизайном .

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками , будет доставлять окружающим людям


Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Вышивка

Вышивка с древних времен являлась украшением домашнего очага, она придавала изюминку в одежде, ее использовали на скатертях, салфетках, занавесках и рушниках, и она была основой декоративно-прикладного искусства в Украине и на Руси.

Любая хозяйка могла с помощью вышивания придать уют своему дому, украсить одежду своих близких, воплотить свои художественные задумки, так как этот вид декоративно-прикладного искусства был доступный каждому.

Вышивки разных народов пестрят разнообразием и оригинальностью узоров и цветовой гаммы, так как создавались веками и зависели от истории и культуры народов. Так как в те времена не было модных журналов, где можно найти узор на любой вкус, люди в вышивку закладывали определенный смысл.


Вышивка была не только красивой элементом в одежде, она также выполняла важную роль оберега. Если вы обратили внимание на вышивки, то, наверное, заметили, что самыми распространенными среди орнаментов являются геометрические узоры. Так, например древний символ солнца, плодородия и женского начала, приносящего удачу и процветание, изображали в вышивках в форме ромба. Символ воды олицетворял жизненную силу и его наносили в виде волнистых линий. Горизонтальные орнаменты несли в себе символ Земли и обозначали процветание семейного очага.

Если вы заметили, то в некоторых вышивках в орнаменте изображен круг, в нутрии которого вышит крест, такой элемент вышивки символизирует Солнце и служит оберегом, который отводит от человека зло. А вот вышитый крест в узоре обозначает духовное очищение, так как является символом огня.

Украинцы отдавали предпочтение рушниковым орнаментам, которые носили растительный характер, а также было распространено изображение птиц и зверей. В цветовой гамме в основном предпочитали использовать красный, черный и синие цвета.

Растительные мотивы в вышивке были придуманы не просто и также имели свой определенный смысл. Изображение в орнаменте листьев дуба символизировало силу, а калина считалась символом красоты. Вышитые на одежде маки означали плодородие и память рода, а кисти винограда привносили в семейную жизнь счастье и радость. Вышитый барвинок являлся символом верности, ну а розы были символом молодости и любви.



Также в украинских орнаментах часто можно встретить изображения голубей, ласточек, петухов, лошадей и других животных и птиц. Такие вышивки выступали в роли оберегов, защищая человека от разных злых сил и духов.

Украинская вышиванка



Неотъемлемой частью мужского и женского гардероба в украинцев всегда была вышитая сорочка. Орнамент на сорочке характеризовал определенную местность. По этим узорам можно было легко отличить жителей Полтавы от населения подольского края, а гуцульские орнаменты отличались от полесских. Отличительной чертой этих вышиванок были не только узоры, но и техника исполнения и цветовая гамма.



В Украине вышивкой занимались преимущественно женщины. Этому ремеслу они посвящали каждую свободную минуту. Они вышивали и во время совместных посиделок, и коротая длинные зимние вечера, да и после полевых работ во время небольшого отдыха часто можно заметить украинскую женщину, занимающуюся вышиванием.

В создание орнаментов на своей одежде украинские девушки вкладывали любовь и душу, а одетая на них вышитая сорочка являлась характеристикой ее умения и трудолюбия.

С приобретением своей независимости в Украине начала возрождаться и любовь народа к своим традициям. В последнее время, украинские вышиванки начали снова приобретать популярность. Она стала модным трендом не только среди соотечественников, но и далеко за ее пределами. Людей в вышитых сорочках можно встретить повсеместно. Она уместно смотрится, как на торжественных мероприятиях, так и на школьных выпускных, на свадебных торжествах или митингах.



Художественная вышивка воплотила в себя лучшие традиции нашего народа и нашла тысячу почитателей этого прекрасного вида декоративно-прикладного искусства.

Художественно-творческие задания

Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию , познакомьте с ней одноклассников.

> Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,
«Золотая рожь» и др.

> Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства разных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок , преданий, пословицы , поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

Методическая разработка по ИЗО

Тема:

«Виды декоративно-прикладного искусства по материалам и способам их художественной обработки (конкретные примеры)»

Подготовила:

Родионова Галина Леонидовна

Должность:

Учитель начальных классов

Место работы:

МБОУ «Охватская ООШ»

п.Охват, Тверская область

Российская Федерация

ВВЕДЕНИЕ 3

    1. Художественная обработка дерева 5

      Лозоплетение 8

      Керамика, гончарное ремесло 10

      Вышивка 12

      Лоскутная техника 16

      Народная текстильная игрушка 17

      Народный костюм 19

      Ткачество, гобелен 20

    2. Бисероплетение 22

      Кружевоплетение 25

      Роспись (по стеклу, фаянсу, дереву) 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВВЕДЕНИЕ

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Глубокое понимание народным мастером материала позволяет создавать совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд с предметом, выполненным из серебра.

Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: лозоплетение, гончарное дело, кружевоплетение, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная обработка дерева, кости, камня, металла и других материалов.

В данном работе представлены различные виды и техники декоративно-прикладного искусства.

При классификации изделий мастеров народных ремесел и промыслов целесообразно использовать такой важный признак, как материал. Изделиям народных художественных промыслов материал диктует и способы обработки, и отделки, и художественное оформление.

По материалу, применяемому для изготовления художественных изделий, их делят на художественные изделия из дерева, папье-маше, металла, кости и рога, камня, керамики, стекла, кожи, пряжи и нитей, тканей, меха, пластических масс.

По способу изготовления художественные изделия бывают: литыми, чеканными, филигранными, давлеными, коваными, гальванопластическими, столярными, токарными, резными, плетеными, вязаными, ткаными, вышитыми, выдувными. И так, рассмотрим основные виды декоративно-прикладного искусства.

1Виды и техники декоративно-прикладного искусства

1.1 Художественная обработка дерева

Резьба по дереву, которой издавна украшали жилища, корабли, мебель, посуду, орудия труда и предметы для развлечений и отдыха, разделяется на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная или ажурная, скульптурная или объемная, домовая (корабельная). В свою очередь каждая из этих групп делится на несколько разновидностей в зависимости от рисунка и техники выполнения.

Плосковыемчатая резьба сродни древним петроглифам или даже примитивному рисунку на плотном прибрежном песке, характеризуется тем, что композиции различной сложности вырезаются (вынимаются) особыми приемами и способами из плоскости деревянной заготовки, нетронутые участки которой являются, таким образом, фоном для резьбы. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Геометрическая резьба по своей сути – это повторяющиеся в определенной композиции клинообразные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух– и трехгранные выемки. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямоугольные, т.к. их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.

Контурная резьба представляет собой линейный орнаментальный или сюжетный рисунок на плоскости деревянной заготовки (предмета обихода), выполненный в виде тонких двугранных (клиновидных) прорезей, нанесенных на поверхности по контуру рисунка с помощью резаков и различных стамесок. В отличие от геометрической, в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц, человека, архитектурных мотивов, предметов, обстановки и домашнего обихода. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. Контурная резьба чаще всего употребляется в сочетании с другими видами резьбы – геометрической плоскорельефной, а также с росписью. Часто эту технику применяют для выполнения декоративных панно.

Объемная резьба (горельефная или скульптурная) как по характеру пластического решения формы, так и по технике исполнения стоит в одном ряду со скульптурой. Горельефная резьба не получила широкого распространения в России. Примером объемной резьбы может быть так называемый, «охлупень» – фигурное резное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном.

Плоскорельефная резьба . В плоскорельефной резьбе рисунок углубляется в толщу доски, характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски. Орнамент, выполненный в технике плоскорельефной резьбы можно применить и в технике выпиливания. Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная или «завальная»), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном, ажурная накладная и с удаленным фоном. Общим признаком для всех видов этой резьбы является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности.

Скобчатая резьба . Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются не прямой, а полукруглой стамеской. Каждая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым углом, затем – под острым углом, значение которого определяется характером узора.

Пропильная резьба – вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. В пропильной резьбе декоративность достигается ажурной сеткой. Пропильная резьба является продолжением плоскорельефной резьбы. Также пропильная резьба является разновидностью прорезной. Основы пропильной резьбы – плосткостной сквозной орнамент. Самый распространенный мотив – S-образный завиток с закрученными концами.

Прорезная резьба. В прорезной резьбе чаще всего используется плоский орнамент. Особенность орнамента для прорезной резьбы: элементы резьбы, лишенные фона, должны соприкасаться друг с другом и обрамлением. Если элементы узора имеют разную высоту, она называется ажурной. В прорезной резьбе участки фона, которые удаляются, незначительны по величине, а по форме очень красивы и создают собственный узор, связанный с орнаментом резьбы. В технике данной резьбы применяются крупные порезки дерева. Выступающий рельеф резного орнамента выделяется на деревянном фоне. Отличие прорезной резьбы от пропильной в способе получения выпадающих частей. В прорезной резьбе сетка образуется при помощи резца, в пропильной – выкрутной пилой, т.е. выборка резцом заменена пропиловкой.

Лесная скульптура . Лесной скульптурой называют обработанные находки из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Идею образа подсказывает сама находка. Основной особенностью лесной скульптуры является ее уникальность.

Природа не может повторить одинаковый изгиб в ветвях и корнях деревьев, поэтому и человек не может сделать две одинаковые лесные скульптуры из природных находок. Можно лишь повторить тему, идею, но ни в коем случае нельзя повторить работу. В этом ее преимущество. Автор же вторгается в материал очень аккуратно – вначале освобождает заготовку от коры, протрет ее и придаст ей устойчивость. Он чуть-чуть «помогает» природе выявить, созданный ею образ.

1.2. Лозоплетение

Плетение из лозы – традиционный русский промысел. Из прутьев, веток, лозы, рогоза и, даже, кукурузы умельцы легко изготавливают великое множество полезных и красивых вещей: от грибных лукошек до ажурных изгородей из хвороста, которыми в старину огораживал дом каждый уважающий себя казак.

Среди основных способов плетения можно выделить прямое плетение,

веревочку, кромки, ажур и оформление бордюра.

Прямое плетение . Это один из самых известных видов плетения, который используется при изготовлении донышка, стенок и крышки большинства изделий. Достаточно часто он называется «плетенкой». С помощью прямого плетения легко и быстро можно выполнить любую часть изделия, особенно, если вы, хотя бы немного, успели с ним познакомиться. Это основа любого изделия и связующей компонент составных его частей, это то, что, придает и удерживает форму любой плетеной вещи, то, без чего не удалось обойтись ни одному плетельщику, это – начало пути к мастерству.

Простое плетение . Простое плетение применяется для изготовления плетеной

мебели. Прут оплета пропускается через один промежуток по схеме «перед

стояком, позади стояка». Простое плетение можно вести как одним, так и несколькими прутьями сразу.

Ажур паучок . Ажур выплетают простым плетением из тонких прутиков.

Тонкие прутики длиной 15-20 см вставляют в намеченном месте в предыдущее

плетение и оплетают 3-4 рядами 2-6 стоек. Получают плетение квадратика-

ми. Из них формируется «паучок».

1.3. Керамика, гончарное ремесло

Понятие «керамика» включает все разновидности бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Посуда –кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического производства.

Керамическая посуда – посуда из обожженной глины. По способу изготовления посуду делят на изготовленную вручную и изготовленную на гончарном круге.

Гончарный круг – станок для формовки керамических изделий. Первоначально вращение круга на вертикальной оси мастер осуществлял левой рукой. В дальнейшем гончарный круг стал приводиться в движение с помощью ног, что позволило освободить руки мастера и улучшить качество изделий. Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. При «лощении» поверхность изделия натирают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.

Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву – словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым

стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».

Шамот – огнеупорная глина (каолин), обожжённая до потери пластичности и

доведённая до некоторой степени спекания. В практике художественной керамики шамотом часто называют готовые обожжённые изделия из этой массы –

шамотные вазы.

Фарфор – представляет собой особый вид керамики, непроницаемый для воды

и газа. В тонком слое просвечивается. При легком ударе деревянной палочкой

издает высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон

может быть разным.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной

смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым).

Фаянс – это плотные мелкопористые изделия, как правило, белого цвета. По

составу фаянс отличается от фарфора большим наличием глины и меньшим

количеством различных составляющих: каолина, кварца и т.д. Это уменьшает

его прозрачность (стекловидность).

Мелкая пластика или скульптура малых форм – вид станковой скульптуры,

отличающейся небольшими размерами. В ней используются самые разнообразные материалы: камень, глина, металл, фарфор, стекло, полудрагоценные и драгоценные камни и т. п. К мелкой пластике относятся такие изделия как глиняная игрушка – одно из ярких проявлений русской культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

1.4. Вышивка

Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Вышивая на одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, они верили, что тем самым принесут в дом благополучие.

Вышивка крестом – один из самых древних и при этом самых простых видов вышивки, а счетный крестик – один из самых старых и простых приемов вышивки. Счетный крестик выполняется на особом виде ткани. В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками.

Гладь – это вид вышивки, в котором форма рисунка покрывается плотными стежками. В народной вышивке есть очень много разновидностей глади, но все их можно разделить на две большие группы: двусторонняя гладь, в которой фон рисунка на картине покрыт стежками с лицевой и с изнаночной стороны, и односторонняя, в которой лицевая сторона вышивки сильно отличается от

изнаночной.

Существует и узелковая гладь , в которой весь узор зашивается простыми узелками с вливанием тонов. Чаще всего узелковая гладь используется в качестве декоративного дополнения в самых разнообразных вышивках. Так, выполняя работу простыми швами или гладью, отдельные элементы (например, сердцевинки цветов, тычинки, листики, стебли или стволы деревьев) вышивают разными узелковыми швами.

Хордовая вышивка – изонѝть или подругому изображение нитью, нитяная графика – это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, CD дисках.

Ришелье – один из самых сложных в исполнении, но вместе с тем – удивительно

красивых видов вышивки, представляющий собой ажурное полотно, в котором нитки подобраны в тон ткани. Свое название техника получила благодаря поклоннику кружевных платков – французскому кардиналу Ришелье. Ажурная вышивка используется, в основном, для украшения столового и постельного белья, воротников, жабо и носовых платков из тонких тканей. Вышивка имеет несколько разновидностей в оформлении перемычек, в рисунке самого узора и наличии дополнительных разделок. Контур узора во всех видах вышивки выполняется «петельным», или, как его раньше называли, «фестонным» швом.

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото

и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Вышивка бисером . С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем с середины XVII века –цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, на которых изображают цветы, птиц и животных.

Вышивка шелковыми лентами – вид художественного рукоделия, определенный

способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент. Вышивка шелковыми лентами широко применяется в создании оригинальных художественных картин. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты,

сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах.

1.5. Лоскутная техника

Лоскутное шитьё (печворк ) – вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. В России давно используется лоскутная техника, в частности, для изготовления стёганых лоскутных одеял. Современные мастера выполняют также в технике

лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции.

Крейзи Квилт – смешение швейных и вышивальных техник, где можно применять лоскутки различных форм, размеров и цветовых гамм, ленты,

кружево, пуговицы, бусины, различные способы вышивки чем угодно: нитками, шелковыми лентами и многим другим. Полный полет фантазии. Сочетаемое с несочетаемым.

Квилтинг . Хотя у разных народов и в разных культурах существует бесчисленное количество вариаций квилтинга, в их основе лежит одна и та же техника – два или более слоев ткани простегиваются с помощью квилтинговых швов, в результате чего получается декоративное изделие. По выбору рукодельницы квилтинг может быть простым или сложным, его можно выполнять вручную или с помощью швейной машины – в любом случае он дает простор для фантазии и эксперимента. Узоры в этой технике выполняются мелкими стежками «вперед иголку». Разноцветные нитки позволяют подчеркнуть центральный элемент

декора и создать удивительные бордюры.

1.6. Народная текстильная игрушка

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Сейчас известно более 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была

не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что

такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу

делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не

может поселиться нечистая сила. По своему назначению куклы делятся на три

большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных

опасностей, а также предмет, на который наговорено заклинание и который но-

сят на теле в качестве талисмана.

Берегиня – пример обереговой куклы – символа женского начала. Берегиню

нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том,

что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью

узелков и нитей.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на

сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Обрядовые куклы имели ритуальное назначение и символизировали плодородие и достаток («Вепская» кукла – капустка, рванка). Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка» предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Кукла «Купавка»- это обрядовая кукла одного дня.

«Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий

ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности.

Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева.

1.7. Народный костюм

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный

элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Народный костюм – своего рода летопись жизни народа. Это звено прочно связывающее художественное прошлое народа с настоящим и будущим. И не столь важно – используется ли он в виде сценических костюмов фольклорных коллективов или в украшении коллекции народной игрушки.

1.8. Ткачество, гобелен

Искусство ткачества – древнейший вид декоративно-прикладного искусства.

Узорное ткачество . В русском узорном ткачестве были широко распространены такие виды ткачества, как закладное, браное, выборное, переборное, ремизное. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента особо выделяется

ткачество Русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области.

Гобелен – один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

Ковроделие . По технике выполнения ковры разделяют на паласные и ворсовые. Ковроткачество характерно для центральных русских районов – Воронежской, Белгородской и особенно Курской областей.

1.9. Батик

Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи различных тканей. В основе всех этих приемов, за исключением техники

свободной градуированной росписи, лежит принцип резервирования, то есть

покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Существует несколько техник

батика, каждая различна по степени сложности, эффекту получаемого изображения, материалам и приемам, которые используются для росписи ткани.

Горячий батик – самая древняя и самая сложная из всех техник росписи ткани. Работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстро наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины или специальным приспособлением для нанесения контура из расплавленного воска. После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет.

Холодный батик -при технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика, которые можно купить в любом магазине товаров для творчества. То, что здесь не нужно нагревать вещества, вытравливать воск и снова наносить его, значительно облегчает технологию росписи по ткани. Холодный резерв можно наносить специальными стеклянными трубочками для батика.

Узелковым батиком - называется древний вид оформления ткани. Смысл его

прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого

рисунка) при помощи нити. Можно формировать рисунки при помощи под-

ручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы

предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи

ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья,

скатерти, салфетки.

Свободная роспись такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения. В основном, свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями.

1.10. Бисероплетение

Бисерное рукоделие существует давным-давно и хранит свои секреты, а именно: как слагаются из маленьких бусинок – бисера – неповторимые по красоте изделия. По желанию мастера бисер, бусинкии пайетки превращаются в красивые цветы, нарядные украшения, ожерелья илинеобычные деревья самых причудливыхформ.

Плетение «крестиками» (или квадратиками) известно и популярно довольнодавно. С помощью него создаются кулоны, колье, пояса и браслеты, бисерныесалфетки. Изделия выглядят как густаясетка из крестиков. Этот вид плетениятребует достаточно мастерства и терпения.

Техника плетения сотами довольно сложна и встречается нечасто. Она выполняется двумя иглами. Изделие состоит из правильных шестиугольников и выглядит, как полотно из множества цветочков.

Многониточное плетение -использовалось еще в давние времена. Этим способом плели жгуты, соединяя длинные нитки с нанизанным бисером в заранее установленном порядке. Для плетения этим способом необходимо иметь рабочее

место с большой свободной плоскостью, чтобы нити с бисером не запутывались.

Мозаичная техника – самый плотный метод плетения. Бисеринки располагаются рядами, смещенными как кирпичная кладка. Это плетение используют для изготовления украшений и аксессуаров – браслетов, колье.

Сетчатое плетение – очень распространенный способ оплетения сосудов, изготовления пасхальных яиц, а также бисерных воротников, чехлов. Бисерные

чехлы из сетки с мелкими ячейками прекрасно держат форму, а кружевные бисерные воротники из крупноячеистой сетки очень красиво ложатся на платье.

Можно сделать в этой технике также и колье, пояса, различные украшения.

Плетение сетки в основном выполняется в одну нить.

Техника параллельного плетения выполняется чаще всего на проволоке. Ра-

бота проводится обоими концами проволоки (нити) навстречу друг другу в каждом ряду. Используется эта техника для изготовления листьев и лепестков для бисерных цветов, а также различных элементов объемных бисерных фигурок.

Объемное плетение - появилось сравнительно недавно и активно развивается. С

помощью этой техники делают различные жгуты – круглые и квадратные,

плотные и ажурные, с включением рубки и стекляруса, объемные колье, шарики,

цветы, снежинки, различные фигурки зверей, бабочек и т.д.

1.11 Кружевоплетение

Кружева вырабатывают различными способами: плетением, вязанием,

вышиванием, ткачеством и др.

Ручные кружева – это узорная сетчатая ткань, представляющая собой произведение декоративно-прикладного искусства. В настоящее время лучшие традиции народного кружевоплетения развивают кружевницы Вологодской, Липецкой, Кировской, Рязанской, Ленинградской и Архангельской областей. Для изготовления кружев и кружевных изделий используют белые или глянцевые хлопчатобумажные, отбельные и суровые льняные, в небольшом объеме, шелковые, шерстяные, капроновые нитки, пряжу разных номеров. Для нарядных предметов одежды применяют металлические нитки.

На коклюшках плетут кружева по особым рисункам – сколкам Мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Ручные кружева и кружевные изделия классифицируют по назначению, материалу, характеру узоров и народным промыслам.

Фриволите – это техника плетения кружев вручную с помощью специальных челноков. Кружево фриволите применяется для отделки предметов одежды, скатертей, салфеток, покрывал и др. Изделия из фриволите оправдывают название этой техники кружева так, как они действительно легкие и почти невесомые.

1.12. Роспись (по стеклу, фаянсу, дереву)

Роспись по стеклу привлекательна уже тем, что для этого не нужно быть большим художником. А область применения этой техники позволяет не только создавать оригинальные картины и рамки в витражном стиле, но и подарить новую жизнь всем тем старым стеклянным стаканам, рюмкам, графинам, бутылкам и флаконам, которые есть в каждом доме.

Роспись по дереву – это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается. Украсить росписью по дереву можно практически все. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры.

Наиболее известные виды росписи – хохломская, городецкая, полховмайданская.

Лаковая живопись . В каждом промысле лаковая живопись имеет свои особенности исполнения, свою традицию оформления вещи орнаментом.

Федоскинская лаковая живопись ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки.

Палехская лаковая живопись, следуя старинной технике иконописи, выполняется темперными красками (цветные пигменты, разведенные наклею и яичном желтке). В характере живописи видно продолжение иконописных традиций. Выполняется на чёрном фоне.

Роспись керамики, фаянса

Семикаракорская керамика. Отличительная особенность Семикаракорской керамики в том, что при производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Особенность письма выражается в индивидуальном почерке, мотивом которого является роспись букетно-растительного орнамента на белоснежном фоне фаянса. Особую утончённость и изысканность придаёт изделиям пейзажная роспись. Вместе с тем, в орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора.

Гжельская керамика. Название промысла связано с районом Подмосковья, где уже более 8 столетий изготавливают гончарную посуду, черепицу, изразцы. Традиционный декор – синяя подглазурная роспись на белом фоне с золотыми отводками.

Дымковская игрушка . Дымковская игрушка имеет характерные особенности в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняют роспись темперными красками.

Каргопольская игрушка . В тематике фигуры медведей, коней, оленей, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие.

Филимоновская игрушка – в ней компенсируется удлинённая пропорция традиционных фигур росписью горизонтальными полосками красного, желтого, зеленого цветов.

Декоративная роспись на металле в зависимости от места производства имеет свои отличительные особенности.

Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа.

Жостовские подносы . В начале XIX в. подносы изготовляли в селах и деревнях– Жостове, Троицком, Новосильцеве (Подмосковье) и др. Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном реферате мы рассмотрели далеко не полный перечень

видов и техник декоративно-прикладного искусства. Современная жизнь диктует свои правила. С развитием новых технологий в процесс изготовления изделий декоративно-прикладного искусства вносятся изменения, делая их более интересными и современными. Однако в основе каждой технологии лежит традиционная техника изготовления и материал.

Творения современных мастеров умельцев удивляют многообразием форм, яркой образностью, своеобразием исполнения, выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, единением полезности и красоты.

Как правило, большинство их произведений выполнено из простых, часто встречающихся материалов: дерева, глины, шерсти, льна и т.п. Но благодаря неповторимому, самобытному мастерству современных исполнителей по своему художественному достоинству эти работы ценятся значительно выше, чем многие изделия из дорогих материалов. Именно в этих, на первый взгляд, незамысловатых работах из самых обычных материалов наиболее полно прослеживаются истоки духовной жизни народа. Именно они насыщены особым смыслом и богатым содержанием – добротой, мудростью и достоинством.

Литература

1. Байер К. Войлок. Иллюстрированный самоучитель. Москва, 2012 г.

2. Бондаренко Т.В. Куклы своими руками. Москва. Полиграфиздат. 2009 г.

3. Каминская Е.А. Волшебный пейчворк. Москва, 2012

4. Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. Москва, Профиздат 2000 г.

5. Круглова О. Русская народная резьба по дереву. Москва, 1974 г.

6. Митрофанова А.П. Кружевоплетение на коклюшках. Ростов-на-Дону, 2000 г.

7. Осипенко В. Резьба по дереву. Москва, Профиздат. 2006 г.

8. Работнова И. Русское кружево. Ленинград 1959 г.

9. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. Москва. Знание.

10. Троекурова Т.А. Плетение из лозы. Ростов-на-Дону. 2000 г.

11. Черняева М.И. Русская народная игрушка. Г. Воронеж. 2010 г.

Народное декоративное искусство у нас в стране является органической частью народной культуры. Поэтические образы, эмоции, присущие ему, дороги и понятны всем людям. Оно прививает чувство прекрасного, помогает сформировать гармонично развитую личность. Будучи основанным на давних художественных традициях, декоративное искусство положительно сказывается на воспитании человека будущего. Произведения, которые созданы мастерами из народа, являются отражением любви к родной земле, способности видеть и понимать красоту окружающего мира.

Основные разновидности декоративного искусства

Долгие века домашнее производство в крестьянских семьях, а начиная с XVIII-XIX веков и кустарные промыслы, снабжали города и деревни разнообразной утварью из глины, дерева и металла, набивными тканями, керамическими и деревянными игрушками, коврами и др. Наибольшую популярность приобрели знаменитая своей яркостью и жизнерадостностью по дереву, дымковские фигурки и свистульки из глины, лукутинские расписные лаковые шкатулки. Каждый из этих предметов - произведение народного декоративного искусства. Деревянное золото - хохломская роспись - вызывает огромный интерес в России и за рубежом.

Самобытные промыслы имелись на Дальнем Востоке, Русском Севере, в Сибири, на Кавказе. Известность приобрели обработка металла в дагестанском Кубачи, керамическая роспись в Балхаре, насечка по дереву серебром Унцукуль. Народное декоративное искусство, виды которого очень многообразны, представлено в разных уголках нашей огромной страны.

Вологодское кружево - народное декоративное искусство

Вологодские кружева приобрели популярность в европейских столицах в конце XVIII века. И в наше время многие иностранцы ошибочно считают, что кружева на территории России плетут только в Вологде. На самом деле Елец, Кириши, Вятка тоже имеют основание гордиться своими изделиями. Почти все они обладают своими неповторимыми особенностями. Так, очень интересны михайловские цветные кружева. У нас в стране они приобрели не меньшую популярность, чем вологодские. Тем не менее, как и сотни лет назад, именно в Вологду едут за белоснежным чудом.

Ажурная резьба

Ажурная резьба украшает предметы из кости небольшого размера: коробочки, шкатулки, кулоны, броши. Произведение народного декоративного искусства - костяное кружево - так поэтично называют ажурную резьбу.

Наибольшее распространение получили три разновидности орнамента в деле резки по кости:

  • Геометрический - сплетение прямых и кривых линий.
  • Растительный.
  • Рокайльный - стилизация формы морской раковины.

Техника ажурной резьбы используется для создания композиций на основе орнамента и сюжетных. Сырьем служит обыкновенная коровья кость.

Тонкая работа над ажурной резьбой требует специальных инструментов: надфилей, штихелей, клепиков, лобзиков.

Бисероплетение

Бисероплетение может гордиться многовековой историей, как и сам бисер. Жители Древнего Египта первыми овладели сложным мастерством плетения ожерелий на основе мелких цветных шариков из стекла, а также украшали ими одежду. Однако по-настоящему расцвело бисерное производство в Х веке. В течение долгих лет жители Венеции бережно хранили секреты мастерства. Роскошным бисером украшали кошельки и сумочки, обувь, одежду и другие изящные вещи.

Когда появился бисер в Америке, он пришел на смену традиционным материалам, используемым коренными жителями. Здесь им отделывали колыбели, корзины, серёжки, табакерки.

Народы Крайнего Севера украшали бисерной вышивкой унты, шубы, оленью упряжь, головные уборы.

Батик

Батик - роспись ткани своими руками с применением фиксирующих составов. Техника базируется на наблюдении, что резиновый клей, парафин при нанесении на ткань не пропускают сквозь себя краску.

Имеется несколько разновидностей батика — узелковый, горячий, шибори, холодный.

Название "батик" индонезийское, что означает "рисовать", "штриховать", "покрывать каплями".

Эта роспись издревле использовалась народами Индии и Индонезии. В Европу батик пришел в ХХ веке.

Роспись

Роспись является одним из наиболее древних видов декоративного искусства. Она столетиями являлась органичной частью самобытной культуры и жизни народа. В этот вид декоративного искусства распространен широко.

Вот некоторые разновидности росписи:

  • Жостовская роспись - известный русский промысел, появившийся в XIX веке в деревне Жостово, недалеко от Москвы. Принадлежит к самым популярным промыслам, где создается русская народная живопись. Знаменитые жостовские подносы расписываются от руки. Чаще всего изображаются букеты цветов на черном фоне.
  • Городецкая роспись - промысел, появившийся в середине XIX века в городе Городце. Роспись отличается яркостью и лаконичностью. Темы ее - фигурки коней, жанровые сцены, цветочные узоры. Украшала двери, ставни, мебель, прялки.
  • Хохломская роспись — один из самых старых народных промыслов. Возникла в XVII веке в Хохломе, недалеко от Нижнего Новгорода. Хохломская роспись - декоративная роспись деревянных предметов, выполненная на золотистом фоне чёрным, красным, реже зелёным цветом. После нанесения рисунка осуществляется покрытие изделия особым составом и трехкратная обработка в печи, которая позволяет достичь уникального медово-золотистого цвета. Традиционными для хохломы являются ягоды рябины и земляники красного цвета, ветки и цветы. Часто в композициях фигурируют звери, рыбы и птицы, превращая сделанное в подлинное произведение народного декоративного искусства. Деревянное золото - так часто называют хохломскую роспись.

Ознакомимся с различными предметами народных промыслов, используемыми в детском саду для развития детей.

Дымковская игрушка

Продукция кировских мастеров поражает яркими узорами, нестандартными пропорциями и формой. Всех приводят в восторг нарядные, замечательно оформленные и расписанные барыни-франтихи, пони, петухи, козлы. Первые дымковские игрушки появились в 1811 году. На вятском празднике продавались глиняные куклы с росписью. Глиняные игрушки изготавливали мастера села Дымково. Они занимались этим вместе со своими семьями.

Сейчас фабрика, выпускающая дымковские игрушки, работает в Кирове.

Филимоновская игрушка

Не меньшей известностью обладает центр народного промысла в деревне Филимоново под Тулой, где рождаются замечательные глиняные игрушки. Люди и животные, изготовленные мастерами, отличаются причудливостью формы и большой выразительностью. Это крестьянки, барыни, солдаты, коровы, наездники на лошадях, бараны. Филимоновские игрушки невозможно перепутать с другими, так как они несут свои неповторимые черты в форме лепки и росписи. Они играют всеми цветами радуги.

У ребёнка, увидевшего филимоновскую игрушку, обладающую нестандартными цветом и формой, пробуждается творческое начало.

Каргопольская игрушка

Каргополь - древний город, жители которого издавна занимались гончарным делом. Преимущественно они изготавливали посуду, однако некоторые мастера занимались глиняной игрушкой. Правда, в 1930 году промысел пришёл в упадок. Восстановление каргопольских мастерских произошло в 1967 году.

Каргопольские игрушки выглядят строже на фоне ярких дымковских и филимоновских. Гамму цветов составляют коричневый, чёрный и тёмно-зелёный цвета. Здесь много забавных образов, простых, но в то же время дышащих теплотой и юмором. Это бабы-крестьянки, бородатые мужики, куклы с прялками.

Гжельская посуда

Неподалеку от Москвы расположено село Гжель. С 14-го века здесь занимались гончарным делом. Среди посуды, которую выпускали квасники, - тарелки и игрушки, которые расписаны коричневыми и желтовато-зелеными красками для керамики. Сейчас фарфоровые изделия, выпущенные в Гжели, имеют мировую славу. Причина этого - неповторимость формы и рисунка. Гжельский фарфор отличается синей росписью, сделанной на белом фоне. Правда, синева не является однородной. Если присмотреться, то можно обнаружить тончайшие оттенки и полутона, навевающие мысли о голубизне неба, речной и озерной воды. Помимо посуды в Гжели производят игрушки и малую скульптуру. Все, что делают мастера, поражает гармонией содержания и формы. Это настоящее произведение народного декоративного искусства. Гжель приобрести мечтает каждый.

Декоративное искусство в детском саду

Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых. Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрёшками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью. Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий.

Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам. Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные.

Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.

Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей.

Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить.

Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления. Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.

Изобразительное искусство в младших классах

Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников позволяет детям вернуться к истокам народной культуры, к духовному наследию. В современном мире изучение богатств национальной культуры - важнейшая задача нравственного воспитания детей, превращения их в патриотов своей страны. В народных промыслах воплощается душа нации, пробуждается историческая память поколений. Воспитать полноценную личность, развить ее нравственный потенциал, эстетический вкус детей нельзя, если разговоры о творчестве сведутся к абстрактным рассуждениям. Ведь произведения умельцев являются иллюстрацией лучших качеств народного характера: это пробуждение уважения к собственной истории и традициям, любовь к родине в целом и к месту где родился в частности, скромность, стремление к прекрасному, чувство гармонии.

Как организовать воспитательный процесс так, чтобы любовь к родине не была просто красивой фразой, а действительно соответствовала внутренней сущности подрастающего поколения? Что можно предпринять, если нет спектаклей, раскрывающих ярко и образно тему патриотизма? В этом вопросе, безусловно, требуется комплексный подход. должны решаться системно.

Чтобы ребенок понял, о чем идет речь, предлагается на уроке рассмотреть произведение народного декоративного искусства (любое). Пример такого произведения поможет разобраться в вопросе.

Современная эпоха требует обращения к самым истокам искусства. Хранение, приумножение народного творчества, развитие его традиций - такие непростые задачи стоят перед учителями, воспитателями, деятелями искусства.

Изобразительное искусство в средней школе

По мере взросления дети начинают все больше разбираться, что такое произведение народного декоративного искусства. 6 класс также системно изучает этот вопрос.

Рабочая программа по изучению изобразительного искусства в 6 классе предусматривает три главные разновидности творческой деятельности:

  1. Изобразительная работа (живопись, рисунок).
  2. Декоративно творчество (орнаменты, росписи, аппликации).
  3. Наблюдение за окружающим миром (беседа).

Эти разновидности позволяют детям знакомиться со сферами художественного творчества. Уже в ходе знакомства становится понятно, насколько тесно взаимосвязаны эти направления и как заметно они дополняют друг друга в процессе решения задач, которые поставлены программой. Подробному разбору необходимо подвергать каждое произведение народного декоративного искусства. 6 класс - самое время для развития художественного вкуса.

Изобразительное искусство преподается в школе в тесной связи с другими предметами. Оно использует знания, которые получены в результате изучения литературы, музыки, русского языка, истории, технологии, биологии. Это дает возможность понять практический смысл уроков изобразительного искусства, их жизненную необходимость. В курсе литературы также изучается такая тема, как "Произведение народного декоративного искусства". Сочинение (6 класс) позволяет школьнику проявить знание предмета. Дети оценивают в нем изделия народных умельцев. Они должны составить план работы и описать произведение народного декоративного искусства (любое). 5-6 предложений для каждого пункта плана будет достаточно.

Народное декоративное искусство и Россия

И Татарстана, и других регионов России коснулось народное искусство. Татарское декоративное творчество яркое и многогранное. Оно уходит своими корнями в давние времена язычества - VII-VIII века. В Казанском ханстве и Волжской Булгарии развитие искусства шло в русле исламских традиций. Ведущим направлением были разнообразные Этот вид узора широко проявляет себя в различных видах татарского искусства. Орнаменты украшают вышивку, резьбу по дереву и камню, керамику, ювелирные украшения, каллиграфию. Зооморфный стиль получил широкое распространение в изделиях мастеров Булгарии языческого времени.

Особенностью русского декоративного искусства является его массовый характер. В России декоративное искусство чаще всего анонимно. Мебель Гамбса и ювелирные украшения Фаберже, скорее, исключение, чем правило. Безымянные мастера создавали шедевры росписи, ткачества, посуды и игрушки. Художественное производство России может гордиться созданием великих ценностей в различных областях.

Первые доказательства высокого развития кузнечных и ювелирных производств можно встретить у скифов и племен, которые жили на территориях, простирающихся от Черного моря до Сибири. Здесь преимущество отдавалось скифскому звериному стилю. Северные славяне, контактировавшие с жителями Скандинавии, в орнамент включали фрагменты человеческих и звериных тел, которые причудливо переплетены. На Урале угро-финские племена делали амулеты с изображениями медведей и волков, выполненные из дерева, камня или бронзы.

По всей России было много иконописных мастерских. В Палехе Ивановской области разработана тончайшая на сюжеты народных сказок и песен по черному лаку. Из Древней Византии к нам пришло филигранное искусство чеканки, зерни, черни, резных ажурных работ по дереву и кости. В XVII веке декоративное искусство сложилось в развитые художественные производства. Это ростовская расписная эмаль, нижегородская резьба на избах, чернение по серебру в Великом Устюге. Работами народных мастеров декоративного искусства украшались дворцы и храмы.

В петровские времена вошли в моду западноевропейские вещи: мягкая мебель, фаянс. С XVIII века начинают широко использоваться зеркала. М. В. Ломоносов овладел искусством производства стекла, зеркал и мозаичной смальты. Талантливые архитекторы XVIII и начала XIX века разрабатывали проекты предметов декоративной отделки интерьеров. Некоторые зодчие той эпохи начинали свой творческий путь с декораторской работы, например Росси и Воронихин. Императорский двор и высшая знать России снабжали многочисленными заказами частные предприятия, которые сумели достичь вершин мастерства. К таким предприятиям можно отнести Кузнецовские заводы фаянса и фарфора, Поповский завод фарфора.

Изучение народного искусства и народных промыслов показывает, что популяризация произведений народного творчества самым лучшим образом влияет как на взрослых, так и на детей. Это воспитывает эстетический вкус, способствует появлению духовных потребностей, вызывает чувство национальной гордости и человечности. Ведь изумительные красочные предметы создаются народными мастерами, людьми, которых природа одарила талантом, фантазией и добротой.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?