Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные проблемы в произведении дубровский. Анализ «Дубровский» Пушкин

Принято считать, что «Дубровский» это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по объему «Дубровский » скорее повесть.

Другим важным аспектом является тема народного восстания, изображенная в романтической традиции. Реалистические тенденции связаны с общим сатирическим пафосом произведения и образом кузнеца Архипа, но романтизм преобладает (выбор жанра: авантюрно-приключенческий роман о благородном разбойнике; композиция: любовь благородного разбойника к дочери своего врага, ситуация переодевания, ситуация мести за поруганную честь). Владимир Дубровский — типично романтический герой, реалистических черт в нем почти нет. Читателю ничего не известно о его быте, социальном окружении. Образ Владимира Дубровского дан в развитии: честолюбивый и беспечный мот становится защитником угнетенных, благородным мстителем. Образ не обладает реалистической цельностью и художественной завершенностью. Владимир не типичен по положению, в которое поставлен обстоятельствами предводитель крестьян-повстанцев. Пушкин идеализировал своего героя и строил его взаимоотношения с крестьянами на патриархально-идиллической преданности.

В «Дубровском» Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, органично соединив идейность и авантюрность, интригу.

Практически все литературоведы, знакомые с творчеством А.С. Пушкина, признают, что роман “Дубровский” стоит особняком в списке творений русского гения. Всё дело в том, что именно в этом романе автор, не вспоминая традиционные мотивы русского фольклора, поднимает вопросы, колышущие общество середины XIX века. Здесь проглядываются и опасения, вызванные своеволием и безрассудством помещиков, видно и беспокойство от проходящих в губерниях восстаниях крестьян.

Образ разбойника, действующего по своему “Кодексу чести”, привлекал авторов многих литературных произведений. Достаточно вспомнить, например, бессмертного в веках Робина Гуда из Шервудского леса. Серьёзные поиски в литературе выведут, например, к романам “Лара” и “Корсар”, написанные Д. Байроном, к которому А.С. Пушкин испытывал чрезвычайное уважение.

Сюжет таких романов схож между собой – лирический герой смел, им владеет простая идея, он грабит не для наживы, а во имя великой цели. События же в таких произведениях развиваются динамично, не давая читателям момента, когда можно было бы из-за пространных отступлений, усомниться в дальнейшей целесообразности чтения.

Российская империя дала очень большой толчок к написанию такой литературы. Десятками, а то и сотнями лет, на дорогах появлялись проходимцы, грабившие повозки с их владельцами. Из-за тяжёлого бремени рабства, крестьяне часто уходили в лес целыми деревнями, лишь бы избавиться от власти “ненасытного барина”, помыкавшего ими день ото дня. И А.С. Пушкин об этом очень хорошо знал.

Период 20-х годов XIX века в истории был прозван “холерным”. Бунты то и дело вспыхивали в окрестностях крупных городов, а позже к восставшим присоединились и части военных поселений, добавившие солидный арсенал бунтовщикам. В это время, как считают историки, многие писатели и замысливали написать роман о свободолюбивом разбойнике. Среди них находился и А.С. Пушкин, вынашивавший идею народного романа довольно давно.

Внешне роман “Дубровский” очень напоминает классический французский роман того периода. Есть даже сцены, выстроенные по канонам драмы – например, сцена “Герой в доме обидчика”, когда Дубровский, скрываясь под именем Дефорж, находится в доме своего антагониста – Троекурова. Есть и мотивация любви, классическая для “будуарного романа”. Однако А.С. Пушкин в романе шагнул немного дальше, чем его коллеги – он писал роман, опираясь на реальные события.

Отмечают, что 1832 год стал основным – осенью был оформлен “костяк” сюжета. Общий друг одного из лицеистов А.С. Пушкина рассказал ему историю, главным героем которой был некий Островский, белорусский молодой помещик дворянской крови. Богатый и влиятельный сосед Островского, воспользовавшись нерасторопностью юноши, отсудил у него имение и крестьян. Однако вышло так, что некоторые из крестьянских сёл, придя к Островскому, заявили, что не желают переходить под власть соседа.

Так и вышло, что юноша, выслушав крестьян, предложил им создать банду, чтобы постараться вернуть своё имение силой. Сначала были ограблены чиновники, способствовавшие скорейшему переходу имения, затем – судейский аппарат, а после под горячую руку начали попадаться все, кто хоть мало-мальски был связан с делом. Это продолжалось недолго – группу крестьян изловили и предали суду. Именно эти события, рассказанные приятелем А.С. Пушкина, позже и легли в основу сюжета. Нетрудно заметить и сходство фамилий главных героев, что ещё больше подтверждает сказанное выше.

Автор, понимая, что цензура может критически отозваться на такое произведение, решил перенести действия на полвека назад, мотивируя это тем, что “по большому счёту в стране за эти годы ничего не изменилось”.

Персонажи, описанные в романе, описаны в ярких красках. Барин Троекуров, главный отрицательный герой “Дубровкого” – настоящий кладезь человеческого вырождения в комфорте. Раньше он “был неплох, крестьян он слушал”, но из-за постоянного присутствия власти в руках, переродился в настоящего деспота.

Дубровского он знал давно. Испытывая к нему симпатию, он видит, как тот перечит ему, не соглашаясь в принципиальном вопросе, и не может этого стерпеть. Зная, что Дубровский влюблён в его дочь Машу, он, чтобы насолить тому, выдаёт её насильно замуж за князя Верейского – старого, доживающего свои годы помещика. Самодурство Троекурова – одна из ярких черт характера всей русской литературы XIX века.

Под стать Троекурову и его крестьяне. Некоторые из них, допущенные ко двору (кучеры, дворники, половые), почувствовав своё положение, стараются выделиться хвастовством и чванливостью среди своих же. В противоположность этому видно крестьян Дубровского – тихих, грамотных и “толковых”, привыкших к своему быту, не испытывающих раболепства перед барином.

Тема крестьян и простых людей – особая в романе. С необычайной теплотой А.С. Пушкин описывает няню Дуброского – Орину Егоровну, в которой, конечно, угадывается образ знакомой с детства Арины Родионовны.

Кузнец Архип, которому автор уделяет серьёзное внимание в произведении, тоже важен для повествования. Именно его тяжёлая рука и берёт топор, чтобы вершить самосуд. Именно он берёт на себя первую серьёзную кровь в романе – запирая приказных в доме, когда тот уже в огне, он обрекает их на неминуемую смерть. И именно он через несколько абзацев уже рискует жизнью, спасая кошку, не успевшую скрыться от пожара и сидящую на крыше.

Ушедшие в лес крестьяне не только не разбредаются, но и организовываются, решая, что “лучше они будут в лесу”, чем под властью немилостивого барина. Рядом с ними их предводитель – Владимир Дубровский, человек, кому не нужна нажива. Ему нужна месть. За разорение, за гибель отца, за своё существование в диких условиях. Не стать кровавым разбойником ему помогает любовь – именно из-за Маши Дубровский в финале романа бежит за границу, не в силах больше мстить Троекурову.

Такая незаконченность романа во многом связана с тем, что на горизонте стал показываться сюжет “Капитанской дочки” – произведения более масштабного восстания.

Мы ведём разговор о незаконченном романе Пушкина «Дубровский». С одинаковым совершенством владеет Пушкин всеми возможными родами и видами литературы: от проникновенного лирического стихотворения до романа. Спецификой романа (с этим жанром мы встретились впервые) является сложность, разветвленность сюжета, повествование о жизни многих действующих лиц, интересы и судьбы которых сталкиваются и переплетаются.
— Докажите, что произведение, которое мы изучаем, — роман. (Здесь несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия; многообразие персонажей.)

— Но кого сам Пушкин назвал главными героями произведения? Найдите строчки, подтверждающие это. (Глава 3: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» — о Владимире Дубровском; глава VIII: «дочь Кирилла Петровича … есть героиня нашей повести» — о Маше.)
— Итак, сегодня в центре нашего внимания — одна из интереснейших сюжетных линий романа: любовная — и ее главные герои Владимир и Маша. Запишем тему урока. Нам предстоит большая и интересная работа — в ходе анализа отдельных глав романа раскрыть характер отношений между главными героями. Обратимся к тексту произведения.
— Как вы думаете, что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

На такой простой, как пока еще кажется шестиклассникам, вопрос они быстро отвечают, что Дубровский хотел отомстить Троекурову. Обращаю их внимание, что в главе Х» автор разъясняет причину этого рискованного поступка: «Я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме».
— По этому поступку определим характер отношения Дубровского к Маше (Дубровский влюблен в Машу. Ради нее он рискует жизнью. Желание быть рядом с ней, постоянно видеть ее — главная причина его рискованного поступка.)

Чтобы понять, как складывается характер отношений между героями, проследим, как же Маша отнеслась к нему. Для этого вспомним, в роли кого появляется Владимир в доме Троекурова.

— Как Маша отнеслась к появлению нового человека в доме? Подтвердите текстом. (Глава VIII: «Маша не обратила никакого внимания на молодого француза-л

— Отчего вдруг Маша обратила внимание на молодого француза? Какое событие заставило ее изменить свое отношение к учителю?

— Да, это эпизод с медведем. Сейчас мы увидим фрагмент художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (его название мы обсудим позже). Подумайте, какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей комнате». (Учащиеся отмечают решительность главного героя, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.)

— Что изменилось в характере отношений Маши к Дефоржу? Подтвердите текстом.
(Глава VIII: «Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее … После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь).

— Как вы думаете, почему Пушкин выбирает глагол «влюбилась», а не «полюбила», почему не усиливает его каким-нибудь эпитетом: пылко, страстно? (Любовь —
глубокое чувство, а влюбленность — легкое, романтическое чувство. Маша впервые увидела сильного, смелого героя. О таких героях она только читала в романах. В ее юном сердце просыпается романтическое чувство. Поэтому глагол «влюбилась» более точен. Ее воображение рисует ей нового героя, и таким героем становится Дефорж.)

— В начале XII главы Пушкин снова пишет о чувствах Маши. Найдите строки: «Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза … Она скучала без Дефоржа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась. Может быть, она не была еще влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце».

— Теперь о препятствиях. Зачем Дефорж назначает Маше свидание в саду? (Дефоржу необходимо уйти, так как он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)

— Что рассчитывала услышать Маша? («Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чем она догадывалась … »)

— А что услышала? Обратимся к тексту и найдем ответ на вопрос: «Почему Владимир отказался от мести?» (Глава ХII: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался отмщения, как от безумства-.)

— Развивая сюжетную линию именно так, к какому выводу приводит своих читателей Пушкин? (Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.)

— Нам ясны чувства Владимира? Какие слова передают его состояние? («Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам»)
— Но «Марья Кирилловна стояла неподвижно». О чем это говорит?

— Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (3арождающееся чувство ее пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж — это
Дубровский.)
— Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (Сватовство князя Верейского.)

— Зная, что его любимую отец насильно выдает замуж, испытывает ли Владимир к тому ненависть? (Глава XV: «О, как должен я ненавидеть того, но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти»)

— Кто еще обязан жизнью Маше? (Князь Верейский. В главе XV Владимир говорит:
«я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнью)

— При каком условии она соглашается на побег с Дубровским? (Глава XV: «Тогда,
тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женой». Если отца не тронут ее слезы, она согласна быть с Дубровским.)
— Обратим внимание на конец главы XIV. О чем рассуждает Маша? («Нет, нет, — повторила она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».)

— Любит ли Маша Дубровского? (Прямого ответа Пушкин не дает. Участь жены
разбойника пугает ее. Им придется жить постоянно скрываясь; и для Маши, очень
послушной, домашней девушки, это очень тяжело и страшно.)
— Как вы думаете, почему, когда Маша все же решилась обратиться за помощью к Дубровскому, Владимир в такой судьбоносный момент опаздывает к любимой и венчание Маши и князя состоялось? (При сложившихся обстоятельствах их союз и счастье невозможны.) Смотрим эпизод художественного фильма и думаем над вопросом: «Почему после венчания Маша отказалась от помощи Владимира?»
Обсуждение фрагмента. Чувство долга, чести берет верх. Она была готова стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.
— Почему Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими «сообщниками» и советует им сменить свое ремесло?
Подводим итог размышлениям учащихся: Дубровский не предводитель взбунтовавшихся крестьян. Пушкин подчеркивает личные мотивы его бунтарства. Но теперь, когда Маша стала женой князя и их жизни пошли разными путями, ему незачем здесь оставаться, больше его здесь ничто не держит. Кроме того, Владимир понимает, насколько ужасна жизнь, когда ты «в бегах». Жить нужно не разбоем. Прочитав в VIII классе роман «Капитанская дочка», мы поймем и отношение Пушкина к бунту: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

В начале XIX столетия в русской литературе большой популярностью стали пользоваться авантюрно-приключенческие повести и романы. Не встал в стороне от модных тенденций и Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман о благородном разбойнике. В «Дубровском» анализ произведения включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанра и истории создания. Он будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с тщательным разбором по плану «Дубровский».

Краткий анализ

Год написания – 1833 год.

История создания – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.

Композиция – Экспозиция - описание героев и обстановки; завязка - ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета - приезд Владимира Дубровского, поджог Кистеневки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация - свадьба Маши со стариком; развязка - отъезд Дубровского заграницу.

Жанр – Социальный роман.

Направление – Реализм.

История создания

Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что ее можно взять за основу будущего романа.

По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду, и стал промышлять грабежами.

Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом, и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершен в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.

Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 год после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский». Смысл названия достаточно прост - так звали главного героя романа.

Тема

Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема «Дубровского» – защита человеческого достоинства. Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы. Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.

Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.

Основная мысль романа - отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.

Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия - покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым - вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа - стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.

Композиция

Композиция романа отличается четкой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей - помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.

Завязкой произведения ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время умирает.

Далее происходит развитие сюжета . Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.

Желая отомстить своему главному обидчику - Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно - Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.

В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.

Развязка романа - это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.

Главные герои

Жанр

При анализе произведения следует отметить, что принадлежит оно жанру социального романа, в котором раскрыто множество остро социальных тем своего времени.

Направление, характерное для романа Пушкина «Дубровский» - реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые черты романтизма.

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт России, который стал эталоном для всех писателей, которые творили после его рождения. Он является создателем особо художественного языка, а его произведения вошли в самую великую классическую литературу. Но и великий поэт придавался критике как отрицательной, так и положительной. В основном субъективную оценку его произведениям могли дать лишь современники Пушкина. «Дубровский» стал одни из лучших творений поэта, которое знает каждый современный образованный человек. Что о «Дубровском» говорили образованные современники Пушкина рассмотрим далее.

В. Г. Белинский считал, что «Дубровский» был предвестником «капитанской дочки», где рассказывают историю любви, только в первом с более неудачным концом. Пушкин явно осуждает помещичьи принципы. Дубровский- прототип человека, который имеет дворянские корни, но не поддерживает связь с ними, а наоборот отрекается. При этом спасти самодостаточного героя от горя и любви так и не удалось. Белинский восхищается точно переданным образом русской девушки, которая по истине женственна, влюбчива и юна соображениями. Фантазии и мечты о великой любви присущи почти каждой дворянке. Отец ее с точностью показывает устоявшийся дворянский быт со всем его самодурством. Все это блестящие стороны повести, которые удалось проявить автору.

П. В. Анненков удивлен скорости написания произведения. 3 месяца для такого произведения достаточно малый срок. Но следует заметить, что очерки были сделаны карандашом - это объясняет почему описание происходящего любовного треугольника так быстро заканчивается, а быть изображен так неточно и преувеличенно. Хотя образ Троекурова ему удался, во всех красках и мелочах. Нужно быть тонким психологом, чтобы так чувствовать и изображать героев. В русской литературе до этого времени было мало произведений, где с такой точностью изображаются психологические портреты людей.

Так же в журнале "Санкт-Петербургские ведомости" была опубликована статья анонимного автора, в которой говорилось, что главный герой произведения Дубровский -это олицетворение русской природы. Русского духа. Он офицер и честный, сильный человек не только духом, но и телом (это можно увидеть в схватке Дубровского с медведем). Он подобно Емельяну Пугачеву становится предводителем восстания на почве чувства мести и глубокой русской печали. Положение событий как у Ромео и Джульетты свойственны лишь Пушкину.

В. О. Ключевской так же оценил второстепенного героя Троекурова, который стар возрастом и жизненными принципами. Его поведение свойственно русскому помещику. Невежество, грубость, эгоизм и властолюбие – главные его черты характера. Князь Верейский – это новый вид человека, который получает все более распространение среди русского народа.

Все отзывы о произведении Пушкина «Дубровский» имеют один и тот же подтекст. Каждый ученый литератор говорит о таланте автора и невероятном наследии произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

  • Марк Крысобой в романе Мастер и Маргарита образ и характеристика сочинение Булгаков

    В ершалаимских главах Булгаков представляет в том числе и второстепенных персонажей, которые дополняют повествование. На допросе у Понтия Пилата также присутствует Марк Крысобой

  • Образ и характеристика Левши в рассказе Лескова 6 класс сочинение

    Левша – это прототип простого русского народа с широкой душой и богатым внутренним миром, но без возможности получить достойную награду за свой творческий труд. Главный герой произведения Лескова для большинства был человеком

  • Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского сочинение

    Лидия Михайловна – один из ключевых персонажей в рассказе В. Распутина. Молодая, двадцати пяти лет, учительница французского со слегка косящими глазами оказывается своего рода ангелом-хранителем для главного героя рассказа.

  • Смерть прокурора в поэме Мертвые души Гоголя

    Эпизодов, где главными героями оказывается прокурор не очень-то и много, но они все-таки есть. Самая первая встреча Чичикова предоставляется нам на балу, где присутствует Ноздрев.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?