Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История замысла «Капитанской дочки. История создания повести "капитанская дочка" История создания капитанской дочки интересные факты

Конспект урока литературы в 8 классе

«Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Бузыкановской СОШ

Марыхина Татьяна Владимировна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Тема урока « Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка », урок №1 из 7 по данной теме.

    Базовый учебник: В.Я Коровина

    Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

    Задачи:

Обучающие: познать прошлое, увиденное глазами великого поэта; подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

Развивающие: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;

Воспитательные: развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения; побуждать к активной положительной деятельности;

    Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

    Образовательная технология: исследовательские методы в обучении

    Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, портрет А.С.Пушкина.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Время

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Сегодняшний урок литературы будет отличаться тем, что в подготовке урока вы приняли непосредственное участие. В качестве эпиграфа я бы хотела предложить одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму».

Как вы считаете, что она означает?

Ребята, обращаю ваше внимание, что на столах у вас лежат оценочные листы, и вы во время выступления своих одноклассников должны оценить их работу.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

3 минуты

Целеполагание

Мы продолжаем изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина и приступаем к изучению повести «Капитанская дочка». Для того, чтобы было легче понять произведение, действия героев, необходимо знать, каким был тот исторический период.

Откройте тетради, запишите число и тему урока: Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

Слушают учителя, записывают в рабочие тетради тему урока

3 минуты

Актуализация знаний

Сейчас повторим материал прошлого урока.

Индивидуальная работа 2 учеников: (письменный ответ на вопрос).

Остальные учащиеся отвечают на вопросы.

Над каким историческим трудом Пушкина мы работали на прошлом уроке?

Кто стоял у власти в этот период?

Что можете рассказать о ее царствовании? (сообщение ученика)

Записываем в тетради тезисы выступления.

Каким предстает Емельян Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина?

Слово предоставляется ученице, которая расскажет нам о крестьянской войне 1773 - 1775г. (сообщение ученика)

Для нас сейчас все это давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий- из числа дворян и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались. Если для дворян Пугачев был «злодеем, извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, это личность постепенно приобрела легендарные черты: воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде «заступнике». Знал ли все это многообразие мнений Пушкин? Очевидно – да.

Обратимся к документам.

Осенью 1833 года Пушкин приехал в Оренбург для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Бёрду. Пушкина ждали. Пришли в дом к старой казачки Бунтовой, которая своими газами якобы видела Пугачева. Пушкин стал расспрашивать ее и в процессе беседы попросил спеть песню про Пугачева. Давайте сейчас прослушаем одну из песен.

Песня: в исполнении ансамбля «Казачий круг»

Кто знает, может, тогда Пушкин слышал песню, наподобие той, которая сейчас прозвучала. А теперь обратимся к историческим документам и найдем слова очевидцев из дворянского лагеря.

(Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в детстве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце). Кто дал данную характеристику Пугачеву?

(Эту характеристику дал Пугачеву один из современников Пушкина, историк Броневский)

Ученики отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ, слушают учителя, выполняют индивидуальные задания, которые они подготовили, исследуя материалы учебной и дополнительной литературы

Индивидуальная, групповая

Учащиеся исследуют материал и делают заметки в тетради

8 минут

III .

Изучение нового материала.

Ребята, скажите, вам что-нибудь известно о работе Пушкина над созданием «Капитанской дочки»?

Проверка опережающего задания. (сообщение ученика)

Проверка индивидуальных заданий.

В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему всё, что известно Пугачеве.

Обратимся к историческим и биографическим документам и найдем материал о том, как работал ПУШКИН над созданием «Капитанской дочки».

(«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою… Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения)

(фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки.

«Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя: объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону)

Исследуют карту – схему в учебнике литературы и указывают города, районы, охваченные восстанием.

Ребята, обратите внимание на дату издания, которая стоит в конце повести. Что эта дата значила в жизни А.С. Пушкина?

В 1836 году исполнилось 25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина в жизни Пушкина. Через несколько месяцев Пушкин погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание – свою последнюю повесть «Капитанская дочка». Уже 170 лет, как живет эта книга, и жизнь ее на этом не заканчивается. Еще многие века читатели будут искать ответы на загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял А.С. Пушкин в конце творческого пути

Отвечают на вопросы учителя, воспринимают на слух информацию, слушают ответы одноклассников, которые работали по карточкам, исследуя материал учебника.

Индивидуальная, фронтальная

Исследуют карту – схему и делают вывод, который записывают в тетрадь

5 минут

Физкультминутка

Чтобы немного отдохнуть, проведём физкультминутку.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Выполняют элементарные упражнения

2 минуты

Жанровое своеобразие.

Ребята, обратите внимание на запись на доске? (роман, повесть, хроника, мемуары).

Какое общее понятие объединяет их?

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

1 минута

Работа с толковым словарем. Вывод.

Вспомните их определения, если затрудняетесь, выясните значение литературных понятий, пользуясь толковым словарем литературных терминов.

- До сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? Роман? Хроника или мемуары?

Вам было дано индивидуальное задание поразмышлять над жанром произведения. (ответы учащихся)

Сделайте вывод и запишите его в тетради.

( «Капитанская дочка» - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта)

Работа со словарем литературных терминов, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Самостоятельно делают вывод и записывают его в тетрадь.

Индивидуальная, групповая

5 минут

IV .

История создания «Капитанской дочки».

Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении - это принцип историзма.

- Что такое историзм? (Ответы учащихся)

Главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои Пушкина имеют прототипы и их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная групповая

2 минуты

Прототипы героев повести. Работа со словариком в тетради.

Попытайтесь объяснить значение слова «Прототип»?

(Прототип - лицо, послужившее прообразом персонажа в художественном произведении ). Запишите.

Осваивают литературные термины, записывают в тетради

Групповая

2 минуты

Слово учителя.

- Пушкин не сразу нашел своего героя. Историю о том как это происходило, вы сейчас услышите (сообщение учащихся)

(Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов произведения «Капитанская дочка».

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Прототипом его был поручик 2 гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который предпочел «гнусную жизнь – честной смерти». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачевских событий – Башарине. Он был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не становился на фамилии Гринев. В правительственном сообщении от 10 января 1775 года имя Гринева числилось среди тех, кто вначале подозревались в «сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста.

Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением.

В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гриневу противопоставлен дворянин-изменник «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды)

Слово учителя: Вам, наверное, очень хочется узнать, кто был прототипом Маши Мироновой. Пушкин писал цензору: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…»

И не смотря на это, Маша Миронова стала любимой героиней Пушкина, и не случайно повесть называется «Капитанская дочка». Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка» Пушкин хотел подчеркнуть, что его в первую очередь интересуют человеческие отношения.

Воспринимают на слух информацию, которую учащиеся подготовили дома

5 минут

V .

Обобщение

Наш урок подходит к концу, давайте обобщим изученный материал.

Какова история написания «Капитанской дочки»?

Что вы можете сказать о жанре этого произведения?

Объясните лексическое значение слова ПРОТОТИП?

По первоначальному замыслу романа кто должен был стать главным героем?

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная, групповая

5 минут

VI .

Итог урока

Сегодня на уроке мы получили много новой информации, узнали, как работал А.С. Пушкин над повестью «Капитанская дочка», поразмышляли над жанром.

На следующих уроках мы рассмотрим жизненный путь главных героев, образ Пугачева.

Слушают учителя

1 минута

VII .

Д/з

Перечитать I IV главы повести, подготовить характеристику Петруши Гринева.

Записывают домашнее задание

1 минута

VIII .

Рефлексия

У вас на партах лежат листы самооценки, заполните их и сдайте. Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки в журнал.

Оценивание работы учащихся на уроке

2 минуты

История создания «Капитанской дочки» может заинтересовать всех кто читал этот исторический роман Пушкина или полностью.

«Капитанская дочка» история написания

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его “Архивных тетрадях” сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. “Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась “История Пугачева”, написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием “История Пугачевского бунта”, которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который “предпочел гнусную жизнь – честной смерти”. Имя его упоминалось в документе “О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников”. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались “в сообщении с злодеями”, но “по следствию оказались невинными” и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, “гнусный злодей” Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Работая над историческим романом, Пушкин опирался на творческий опыт английского романиста Вальтера Скотта (среди его многочисленных почитателей в России был сам Николай I) и первых русских исторических романистов М.Н.Загоскина, И.И.Лажечникова. «В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» - так Пушкин определил основной жанровый признак романа на историческую тему. Выбор эпохи, героев и особенно стиль «вымышленного повествования» сделали «Капитанскую дочку» не только лучшим среди романов русских последователей В.Скотта. По словам Гоголя, Пушкин написал «единственный в своем роде роман» - «по чувству меры, по законченности, по стилю и по изумительному мастерству обрисовывать типы и характеры в миниатюре…» Пушкин-художник стал не только соперником, но и «победителем» Пушкина-историка. Как заметил выдающийся русский историк В.О.Ключевский, в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над “Капитанской дочкой”. “Капитанская дочка” была напечатана в четвертом номере пушкинского “Современника” в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Теперь вы знаете историю написания и создания романа Пушкина «Капитанская дочка» и сможете понять весь историзм произведения.

После жестокого подавления мятежного восстания военных переселенцев в Старой Руссе в начале 30-х годов XIX века Пушкин обращает внимание на «смутные» времена в истории отечества. Отсюда начинается история создания «Капитанской дочки». Образ мятежника Пугачева завораживает и притягивает к себе внимание поэта. И эта тема проходит сразу в двух произведения Пушкина: историческом произведении «История Пугачева» и «Капитанской дочке». Оба произведения посвящены событиям 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева.

Начальный этап: сбор информации, создание «Истории Пугачева»

История создания «Капитанской дочки» занимает более 3 лет. Первым Пушкин написал произведение «История Пугачева», для которого он тщательно собирал факты и свидетельства. Ему пришлось объехать несколько губерний в Поволжье и Оренбургском крае, где проходило восстание и еще жили свидетели тех событий. Указом царя поэту был предоставлен доступ к секретным документам, относящимся к восстанию и подавлению его властями. Семейные архивы и частные коллекции документов составляли немалую часть источников информации. В «Архивных тетрадях» Пушкина есть копии именных указов и писем самого Емельяна Пугачева. Поэт общался со стариками, которые знали Пугачева и передавали предания о нем. Поэт расспрашивал, записывал, осматривал места сражений. Всю собранную информацию он скрупулезно и пунктуально записал в историческом труде «История Пугачева». Небольшой роман раскрывает нам одну из самых захватывающих страниц в русской истории - период пугачевщины. Этот труд получил название «История Пугачевского бунта» и вышел в 1834 году. Лишь после создания исторического произведения поэт приступил к написанию художественного - «Капитанской дочки».

Прототипы героев, построение сюжетной линии

Повествование в романе ведется от лица молодого офицера Петра Гринева, который проходит службу в Белогорской крепости. Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет и переименовывал героев. В начале героем произведения задумывался молодой дворянин, который перешел на сторону Пугачева. Поэт изучал историю дворянина Шванвича, который добровольно перешел на сторону восставших, и офицера Башарина, угодившего в плен к Пугачеву. На основании их подлинных дел сформировались два действующих лица, одно из которых - дворянин, ставший изменником, чей образ требовал прохождения через морально-цензурные преграды того времени. Можно сказать, что прототипом Швабрина послужил офицер Шванович. Это фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнию изменника бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников». А главные герой «Капитанской дочки» Гринев был создан автором на основании действительной истории офицера, взятого под стражу властью. Его подозревали в связях с но позже это не подтвердилось, офицер был признан невиновным и освобожден.

Публикация и история создания «Капитанской дочки» Пушкина

Для Пушкина освещение такой острой политической темы было непростым трудом, о чем говорит история создания «Капитанской дочки»: многочисленные перемены в построении плана произведения, смена имен героев и сюжетной линии.

Рассказ «Капитанская дочка» впервые упоминается в середине 1832 года. Само произведение появилось в печати в декабре 1836 года в журнале «Современник» без подписи автора. Однако цензурой была запрещена публикация главы о бунте крестьян в деревне Гринева, которую сам поэт позже называл «Пропущенная глава». У Пушкина создание «Капитанской дочки» заняло последние годы его жизни, после выхода произведения в печать поэт трагически погиб на дуэли.

Александру Сергеевичу пришлось приложить немало сил, чтобы создать персонажей. Он обращался к неопубликованным документам, семейным архивам, яро изучал историю восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Пушкин посетил множество городов Поволжья, включая Казань и Астрахань, где начинались «подвиги» бунтаря. Он даже нашел родственников участников, чтобы более достоверно изучить всю информацию. Из полученных материалов было составлено историческое произведение «История Пугачева», которая и была использована им же для создания своего Пугачева для «Капитанской дочки». Приходилось одновременно думать о цензуре и персонаже, который противоречил не только морально-этическим ценностям того времени, но и поднимал политические дискуссии. Его дворянин-отщепенец поначалу должен был стать на сторону Пугачева, но еще в ходе план изменялся много раз.

В итоге пришлось разделить персонажа на двух - «светлого» и «темного», то есть защитника Гринева и предателя Швабрина. Швабрин вобрал в себя все самые плохие качества, начиная от предательства и заканчивая трусостью.

Мир героев «Капитанской дочки»

Поэту удалось описать на страницах повести истинно русские качества и черты характера. Пушкину очень четко и красочно удается передавать противоположности характеров людей из одного сословия. В произведении «Онегин» он ярко описал противоположные типажи дворянства в образах Татьяны и Онегина, а в «Капитанской дочке» ему удалось показать противоположность характеров типажей русского крестьянства: благоразумный, преданный хозяевам, рассудительный и осмотрительный Савельич и мятежный, неистовый, непокорный Пугачев. В повести «Капитанская дочка» характеристика героев дается очень правдоподобно и выразительно.

Дворянин Гринев

Особого внимания в нашем рассказе заслуживают персонажи главные. Герой «Капитанской дочки» молодой офицер Гринев, от лица которого ведется повествование, воспитан в старинных традициях. Он был отдан с малых лет на попечение Савельича, влияние которого только усилилось после изгнания из учителей француза Бопре. Еще не родившись на свет, Петр был записан в сержантом, что определило все его будущее.

Петр Алексеевич Гринев - главный герой «Капитанской дочки» - был создан по образу реального человека, сведения о котором Пушкин нашел в архивных документах эпохи пугачевщины. Прототип Гринева - офицер Башарин, который попал в плен к восставшим и бежал из него. Создание повести «Капитанская дочка» сопровождалось изменением фамилии героя. Она менялась несколько раз (Буланин, Валуев), пока автор не остановился на Гриневе. С образом главного героя связаны милосердие, «семейная мысль», свободный выбор в непростых и жестких обстоятельствах.

Описывая устами Гринева страшные последствия пугачевщины, Пушкин называет бунт бессмысленным и беспощадным. Горы мертвых тел, куча народа, закованного в цепи, забитого кнутами и повешенного - вот страшные последствия восстания. Видя ограбленные и разорённые селения, пожары, ни в чем не повинных жертв, Гринев восклицает: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Крепостной Савельич

Создание повести «Капитанская дочка» было бы невозможным без яркого образа выходца из народа. Крепостной Савельич свято верил, что рожден лишь для того, чтобы служить своему господину. Другую жизнь он себе и представить не мог. Но его служение господам - это не раболепие, он полон чувства собственного достоинства и благородства.

Савельич богат внутренним бескорыстной привязанностью и самопожертвованием. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, заботится о нем и страдает от несправедливых упреков в свой адрес. Этот старик страдает от одиночества, ведь всю свою жизнь он посвятил служению господам.

Мятежник Пугачев

Другой яркий образ русского характера поэту удалось передать через Емельяна Пугачева. Этот герой «Капитанской дочки» рассматривается Пушкиным с двух разных сторон. Один Пугачев - это умный, с большой смекалкой и проницательный мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность. Другой Пугачев - жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на виселицу и казнивший немолодую вдову коменданта Миронова. Эта сторона Пугачева - отвратительная, поражающая своей кровавой жестокостью.

Рассказ «Капитанская дочка» дает понять, что Пугачев - злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же. Сам же Пугачев считал, что России было суждено быть наказанной через его окаянство. Он понимал, что обречен, что он лишь игрок главной роли в мятежной стихии. Но в то же время Пугачев не бездушная марионетка в руках старейшин, он прилагает все мужество, настойчивость и душевные силы для успеха восстания.

Антагонист главного героя - Швабрин

Дворянин Швабрин, герой «Капитанской дочки», еще один реальный человек, упоминания о котором найдены Пушкиным в архивных документах. В противоположность благородному и честному Гриневу, Швабрин - подлец с бесчестной душой. Он легко переходит на сторону Пугачева, как только тот захватил Белгородскую крепость. Силой он пытается добиться Машиного расположения.

Но в то же время Швабрин далеко не глупый, он остроумный и занимательный собеседник, попавший на службу в Белгородскую крепость за любовь к дуэльным поединкам. Именно из-за Швабрина Гринев попадает под подозрение в измене и едва не лишается жизни.

Капитанская дочка Мария Миронова

Рассказ «Капитанская дочка» повествует также о любви в нелегкое время народного восстания. Главная героиня «Капитанской дочки» - Мария Миронова, воспитанная на французских романах бесприданница, дочь капитана Белогорской крепости. Именно из-за нее дерутся на дуэли Гринев и Швабрин, хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петруше родители запретили даже и думать о женитьбе на бесприданнице, а подлецу Швабрину, который практически выиграл дуэль, нет места в сердце девушки.

Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться ее благосклонности. В Маше собраны все лучшие черты характера русской женщины - невинность и чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение не изменять своим принципам. Ради спасения Маши из рук Швабрина Гринев идет к Пугачеву просить его об освобождении любимой.

Описание событий в повести

Описание событий основано на мемуарах пятидесятилетнего дворянина Гринева Петра Алексеевича. Они были написаны во время правления императора Александра и посвящены восстанию крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. По воле судьбы молодому офицеру пришлось принять в нем невольное участие.

Детство Петруши

Начинается история «Капитанской дочки» с ироничных воспоминаний Петра Андреевича о своем детстве. Его отец - отставной премьер-майор, мать - дочь бедного дворянина. Все восемь братьев и сестер Петруши умерли еще в детстве, а сам герой был записан в сержантом еще во чреве матери. В пять лет к мальчику приставляют стремянного Савелыча, которого жалуют Петруше в дядьки. Под его началом он обучился русской грамоте и «мог здраво судить о свойствах борзого кобеля». После молодому барину был выписан в учителя француз Бопре, учительсвование которого завершилось позорным изгнанием за пьянство и порчу дворовых девок.

Юный Петруша живет беззаботной жизнью до шестнадцати лет, гоняет голубей и играет в чехарду. В семнадцать лет отец решает отправить недоросля на службу, но не в Семеновский полк, а в действующую армию, чтобы он нюхнул пороха. Это послужило поводом для разочарования молодого дворянина, который надеялся на веселье и беззаботную жизнь в столице.

Служба офицера Гринева

По дороге в Оренбург барин со своим слугой попадают в сильный буран, и совсем уже было заблудились, когда навстречу им попадался чернобородый цыган, который вывел их к умету. По пути к жилью Петру Андреевичу снится пророческий и жуткий сон. Благодарный Гринев отдает своему спасителю заячий тулуп и угощает стаканом вина. После взаимных благодарностей цыган и Гринев расстаются.

Прибыв на место, Петр с удивлением обнаружил, что Белгородская крепость совсем не похожа на неприступный бастион - это всего лишь милая небольшая деревушка за деревянным забором. Вместо удалых солдат - военные инвалиды, а вместо грозной артиллерии - старенькая пушка, в жерло которой забит старый мусор.

Начальник крепости - честный и добрый офицер Миронов - не силен в образовании и находится полностью под влиянием своей жены. Супруга заправляет крепостью как своим домашним хозяйством. Мироновы принимают молодого Петрушу как родного, и он сам привязывается к ним и влюбляется в их дочь Марию. Необременительная служба располагает к чтению книг и сочинению стихов.

В начале службы Петр Гринев испытывает дружескую симпатию к поручику Швабрину, который близок ему по образованию и роду занятий. Но язвительность Швабрина, с которой он раскритиковал стихи Гринева, послужила поводом для ссоры между ними, а грязные намеки в стороны Маши - поводом для дуэли, в ходе которой Гринев был подло ранен Швабриным.

За раненым Петром ухаживает Мария, и они признаются друг другу во взаимных чувствах. Петр пишет письмо родителям, спрашивая их благословения на женитьбу. Однако, узнав, что Мария не имеет приданого, отец запрещает сыну и думать о девушке.

Восстание Пугачева

Создание «Капитанской дочки» связано с народным восстанием. В повести события развивались следующим образом. В крепостной деревушке пойман немой башкир с возмутительными посланиями. Жители со страхом ждут нападения восставших крестьян во главе с Пугачевым. И нападение мятежников произошло неожиданно, при первом же военном приступе крепость сдала свои позиции. Жители вышли навстречу Пугачеву с хлебом-солью, и их ведут на городскую площадь для присяги новому «государю». Комендант и его супруга погибают, отказавшись присягать самозванцу Пугачеву. Гринева ждет виселица, но позднее сам Емельян милует его, узнав в нем того попутчика, которого он спас в буран и получил в дар от него заячью шубу.

Пугачев отпускает офицера, и тот пускается за подмогой в сторону Оренбурга. Он хочет спасти из плена больную Машу, которую попадья выдает за свою племянницу. Он сильно переживает за ее безопасность, ведь комендантом назначен Швабрин, который перешел на сторону мятежников. В Оренбурге не приняли всерьез его донесения и отказали в помощи. И вскоре сам город оказался в долгой осаде. Случайно к Гриневу попадает письмо Маши с просьбой о помощи, и он снова направляется в крепость. Там с помощью Пугачева он освобождает Машу, а сам попадает под подозрение в шпионаже с подачи все того же Швабрина.

Заключительный анализ

Основной текст повести составлен из записок Петра Андреевича Гринева. Критиками была дана повести «Капитанская дочка» характеристика следующая: это исторически важное повествование. Эпоха пугачевщины увидена глазами дворянина, который дал присягу на верность императрице и свято следовал своему долгу офицера. И даже в трудной ситуации, среди гор мертвых тел и моря народной крови, он не нарушил данного слова и сберег честь мундира.

Народное восстание под предводительством Пугачева рассматривается в «Капитанской дочке» как национальная трагедия. Пушкин противопоставляет народ и власть.

Критики называют рассказ «Капитанская дочка» вершиной художественной прозы Пушкина. В произведении зажили подлинно русские характеры и типажи. Всю поэзию Пушкина пронизывает мятежный дух, он переступает рамки обыденности. И в повести, в рассказе о бунте Пугачева, поэт воспевает вольность и мятеж. Русские классики дали повести «Капитанская дочка» отзыв положительный. Еще одним шедевром пополнилась русская литература.

«Капитанская дочка»: жанровая принадлежность

Можно ли считать, что у рассказа «Капитанская дочка» жанр исторического романа? Ведь сам поэт считал, что осветив в своем произведении целую историческую эпоху, он мог бы считать его романом. Однако по объему, принятому в литературоведении, произведение относят к повестям. Немногие критики признают, что «Капитанская дочка» - роман, чаще ее называют повестью или рассказом.

«Капитанская дочка» в театре и на постановках

На сегодняшний день осуществлено множество театральных и кинопостановок повести «Капитанская дочка». Наиболее популярным стал художественный фильм Павла Резникова с одноименным названием. Картина была выпущена в 1978 году и по сути является киноспектаклем. Роли главных персонажей получили известные и привычные для телезрителей актеры. Необычность актерской игры состоит в том, что никто не вживается в образ, никому не накладывают особого грима, и вообще нет ничего, что связывало бы актеров и книгу, кроме текста. Именно текст и создает настроение, заставляет зрителя проникнуться, а актеры просто читают его своим голосом. Несмотря на всю неординарность постановки повести «Капитанская дочка», отзывы картина получила потрясающие. Многие театры до сих пор следуют по принципу одного только чтения текста Пушкина.

Такова, в общих чертах, история создания повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина.

Язык оригинала русский Дата первой публикации Цитаты в Викицитатнике

Сюжет

На склоне лет помещик Пётр Андреевич Гринёв ведёт повествование о бурных событиях своей молодости. Детство своё он провёл в родительском поместье в Симбирской губернии , пока в 16 лет строгий отец - офицер в отставке - не распорядился отправить его служить в армию: «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Волею судьбы по пути к месту службы молодой офицер встречается с Емельяном Пугачёвым , который тогда был просто беглым, никому не известным казаком. Во время бурана тот соглашается проводить Гринёва с его старым слугой Савельичем к постоялому двору. В знак признательности за услугу Пётр отдаёт ему свой заячий тулуп.

Приехав на службу в пограничную Белогорскую крепость , Пётр влюбляется в дочь коменданта крепости, Машу Миронову. Сослуживец Гринёва, офицер Алексей Швабрин, с которым он познакомился уже в крепости, тоже оказывается неравнодушен к капитанской дочери и вызывает Петра на дуэль , в ходе которой наносит Гринёву ранение. О поединке становится известно отцу Петра, который отказывается благословить брак с бесприданницей.

Тем временем разгорается пугачёвщина, которую сам Пушкин характеризовал как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный ». Пугачёв со своим войском наступает и захватывает крепости в оренбургской степи. Дворян казнит, а казаков призывает в своё войско. Родители Маши погибают от рук бунтовщиков; Швабрин присягает Пугачёву, а Гринёв отказывается. От верной казни его спасает Савельич, обратившись к Пугачёву. Тот узнаёт человека, который ему помог зимой, и дарит ему жизнь.

На предложение поступить в войско Пугачёва Гринёв не соглашается. Он уезжает в осаждённый повстанцами Оренбург и воюет против Пугачёва, но однажды получает письмо от Маши, которая осталась в Белогорской крепости из-за болезни. Из письма он узнаёт, что Швабрин хочет насильно на ней жениться. Гринёв без разрешения покидает службу, прибывает в Белогорскую крепость и с помощью Пугачёва спасает Машу. Позже по доносу Швабрина его арестовывают уже правительственные войска. Гринёва приговаривают к казни, заменённой на ссылку в Сибирь на вечное поселение. После этого Маша едет в Царское Село к Екатерине II и вымаливает прощение жениху, рассказав всё, что знала, и заметив, что П. А. Гринёв не смог оправдаться перед судом только потому, что не хотел впутывать её .

Работа над книгой

«Капитанская дочка» принадлежит к числу произведений, которыми русские писатели 1830-х откликнулись на успех переводных романов Вальтера Скотта . Пушкин планировал написать исторический роман ещё в 1820-е годы (см. «Арап Петра Великого »). Первым из исторических романов на русскую тему увидел свет «Юрий Милославский » М. Н. Загоскина (1829). Встреча Гринёва с вожатым, по мнению пушкиноведов, восходит к аналогичной сцене в романе Загоскина .

«Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману.

Летом 1832 года Пушкин намеревался сделать героем романа офицера, перешедшего на сторону Пугачёва, - Михаила Шванвича (1749-1802), объединив его с отцом, который был изгнан из лейб-кампании после того, как разрубил палашом в трактирной ссоре щёку Алексея Орлова . Вероятно, замысел произведения о дворянине, подавшемся из-за личной обиды в разбойники, воплотился в итоге в роман «Дубровский », действие которого было перенесено в современную эпоху .

Позднее Пушкин придал повествованию форму мемуаров , а рассказчиком и главным героем сделал дворянина, сохранившего верность долгу, несмотря на соблазн перейти на сторону бунтовщиков . Историческая фигура Шванвича, таким образом, расщепилась на образы Гринёва и его антагониста - «откровенно условного» злодея Швабрина.

Сцена встречи Маши с императрицей в Царском Селе была, очевидно, подсказана историческим анекдотом о милости Иосифа II к «дочери одного капитана» . Нестандартный, «домашний» образ Екатерины, нарисованный в повести, основан на гравюре Н. Уткина с известного портрета Боровиковского (исполненного, впрочем, гораздо позже событий, изображённых в повести) .

Вальтерскоттовские мотивы

Многие сюжетные положения «Капитанской дочки» перекликаются с романами Вальтера Скотта , на что указывал, в частности, Н. Чернышевский . В Савельиче ещё Белинский увидел «русского Калеба » . Комический эпизод со счётом Савельича Пугачёву имеет аналог в «Приключениях Найджела » (1822) . В царскосельской сцене «дочь капитана Миронова поставлена в одинаковое положение с героиней „Эдинбургской темницы “» (1818), - указывал в своё время А. Д. Галахов .

Публикация и первые отзывы

«Капитанская дочка» была опубликована за месяц до гибели автора в издававшемся им журнале «Современник» под видом записок покойного Петра Гринёва. Из этого и последующих изданий романа по цензурным соображениям была выпущена глава о бунте крестьян в деревне Гринёва, сохранившаяся в черновой рукописи. До 1838 года никаких печатных отзывов на повесть не последовало, однако Гоголь в январе 1837 года отмечал, что она «произвела всеобщий эффект». А. И. Тургенев писал 9 января 1837 года К. Я. Булгакову :

Повесть Пушкина… так здесь прославилась, что Барант , не шутя, предлагал автору, при мне, перевести её на французский с его помощию, но как он выразит оригинальность этого слога, этой эпохи, этих характеров старорусских и этой девичьей русской прелести - кои набросаны во всей повести? Главная прелесть в рассказе, а рассказ перерассказать на другом языке - трудно.

Традиционные для вальтерскоттовцев мотивы удачно перенесены Пушкиным на русскую почву: «По размеру не более, чем одна пятая среднего романа Вальтера Скотта. Манера рассказа сжатая, точная, экономная, хотя и более просторная и неторопливая, чем в пушкинских повестях», - отмечает Д. Мирский . По его мнению, «Капитанская дочка» больше других произведений Пушкина повлияла на становление реализма в русской литературе - это «реализм, экономный в средствах, сдержанно юмористичный, лишённый всякого нажима» .

Обсуждая стилистику повести, Н. Греч в 1840 году писал, что Пушкин «с удивительным искусством умел схватить и выразить характер и тон средины XVIII века» . Не подпишись Пушкин под повестью - «и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен», - соглашался с ним Ф. Достоевский . Восторженный отзыв оставил о романе Н. В. Гоголь :

Решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде. Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. <...> В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей.

Зарубежные критики далеко не столь единодушны в своих восторгах по поводу «Капитанской дочки», как русские. В частности, суровый отзыв о произведении приписывается ирландскому писателю Джеймсу Джойсу :

В этой повести ни грамма интеллекта. Недурно для своего времени, но в наше время люди куда сложнее. Не могу понять, как можно увлекаться столь примитивной продукцией - сказками, которые могли забавлять кого-то в детстве, о бойцах, злодеях, доблестных героях и конях, скачущих по степям с припрятанной в уголке прекрасной девицей лет семнадцати от роду, которая только и ждёт, что её спасут в подходящий момент.

Действующие лица

  • Пётр Андреевич Гринёв , 16-летний дворянин, ещё будучи в утробе матери записанный в гвардии Семёновский полк ; во время описываемых в повести событий - прапорщик . Как раз он и ведёт повествование для своих потомков в правление Александра I , пересыпая рассказ старомодными сентенциями . В черновой версии содержалось указание, что Гринёв умер в 1817 году:168 . По оценке Белинского , это «ничтожный, бесчувственный характер» , который нужен автору как относительно беспристрастный свидетель поступков Пугачёва . Однако по мнению Ю. М. Лотмана в Петре Андреевиче Гринёве «есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен» :276 .
  • Колоритная фигура Емельяна Пугачёва , в котором М. Цветаева видела «единственное действующее лицо» повести , несколько заслоняет собой Гринёва. П. И. Чайковский долгое время вынашивал замысел оперы по «Капитанской дочке» , но отказался от него из-за опасений, что цензура «затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачёвым», ибо тот выведен у Пушкина «в сущности удивительно симпатичным злодеем» .
  • Алексей Иванович Швабрин , антагонист Гринёва, - «молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым» и волосами, которые «черны как смоль». Ко времени появления Гринёва в крепости уже пять лет как был переведён из гвардии за дуэль. Слывёт вольнодумцем , знает французский, разбирается в литературе, но в решающий момент изменяет присяге и переходит на сторону бунтовщиков. В сущности, чисто романтический негодяй (по замечанию Мирского, это вообще «единственный у Пушкина негодяй» ).
  • Марья Ивановна Миронова , «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши»; дочь коменданта крепости, давшая название всей повести. «Одевалась просто и мило». Чтобы спасти возлюбленного, едет в столицу и бросается в ноги царице. По замечанию князя Вяземского, образ Маши ложится на повесть «отрадным и светлым оттенком» - как своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной . В то же время Чайковский сетует: «Мария Ивановна недостаточно интересна и характерна, ибо она безупречно добрая и честная девушка и больше ничего» . «Пустое место всякой первой любви», - вторит ему Марина Цветаева .
  • Архип Савельич , стремянной Гринёвых, с пяти лет приставленный к Петру в качестве дядьки . Обращается с 17-летним офицером как с малолетним, помня наказ «смотреть за дитятей» . «Верный холоп», но лишённый холопства нравственного - прямо выражающий неудобные мысли в лицо и барину, и Пугачёву. Образ самоотверженного слуги принято относить к наиболее удачным в повести. В его наивных хлопотах о заячьем тулупе заметны следы типажа комического слуги, характерного для литературы

«Чудом совершенства» назвал критик В.Г. Белинский «Капитанскую дочку» - роман о Пугачёвском бунте. Обращаясь к истории, Пушкин не только осмыслял минувшее и день нынешний, но и чувствовал личную сопричастность к воссоздаваемым событиям.

Мысли об историческом труде, в центре которого будут Пугачёв и пугачёвщина, вызревали у Пушкина долго. Ещё в 1826 году он говорил М.Н. Волконской перед её отъездом в Сибирь к сосланному на каторгу мужу: «Я хочу написать сочинение о Пугачёве. Я отправлюсь на места, перееду через Урал, проеду дальше и приду просить у вас убежища в Нерчинских рудниках».

Замысел «Капитанской дочки», или, точнее, сюжет ещё не до конца сложившейся повести о дворянине-пугачёвце, родился в процессе работы Пушкина над «Дубровским». «Разбойничий» роман не позволял глубоко и точно осмыслить проблему крестьянского бунта и отношение к нему дворянства.

Пушкин-историк понимал значение подлинных документов и фактов, много работал в архивах. Помимо этого он хотел побывать на местах событий. В августе 1833 года он подаёт прошение «на увольнение в отпуск на четыре месяца в губернии Казанскую и Оренбургскую». Разрешение получено, и 5 сентября 1833 года Пушкин приезжает в Казань - первый пункт на его пути, где жива была память о Пугачёве.

Правда, ещё прежде, в Васильсурске, он записал со слов нищенки местное предание о Пугачёве, которое использовал в VII главе «Истории Пугачёва». Вблизи Чебоксар рассказали ему про двух барышень, спрятавшихся в копие сена, обнаруженных и казнённых пугачёвцами; под Казанью писатель осмотрел Арское поле - лагерь Пугачёва в нескольких верстах от города, потолковал с участниками событий. В бумагах Пушкина сохранился листок, который принято называть «казанские записи». В них, например, имеется свидетельство некого Бабина, мальчиком бывшего иод Казанью во времена Пугачёва: «Народ, пригнанный в лагерь Пугачёва, поставлен был па карачки перед пушками, бабы и дети подняли вой. Им объявили прощение государево. Все закричали ура! - и кинулись к его ставке. Потом спрашивали: кто хочет в службу к государю Петру Фёдоровичу?

Вид Казани. Неизвестный художник. 1820-е гг.

Охотников нашлось множество». Другой казанский старожил, купец Крупеников, которого Пушкин расспрашивал полтора часа, рассказал, как довелось ему быть в плену у Пугачёва. «Народ, - записал Пушкин, - возвратись из плена, нашёл всё вверх дном. Кто был богат, очутился нищим, кто был скуден, разбогател». Все эти заметки на листках и в дорожной записной книжке, равно как и «зарубки в памяти», пригодились при написании «Капитанской дочки».

В мемуарах сохранились некоторые дополнительные сведения об оренбургских днях и посеиеенйи Берды. Например, такой рассказ местной жительницы: «В каком году приезжал Пушкин, я не помню, знаю только, что день выдался тёплый и ясный. Двое каких-то господ, одетых в штатское платье, шли по улице... а у лома... сидела наша бердская казачка Бунтова. Я была тут же около старушки Бунтовой, которой было лет за шестьдесят и которая оставалась по дому нянчить детей. Штатские подошли к старушке, и, вероятно, увидав, что она очень древняя, один из них, курчавый, спросил Бунтову, не знает ли она что-нибудь про Пугачёва. Старушка ответила, что всё знает и даже песню, что про него сложена. Господа попросили её спеть. Бунтова спела им одну песню». В старинном казачьем селении Бердская слобода, которую Пушкин назвал «мятежной», он был 19 сентября. Сохранился в записи и рассказ самой Бунтовой об этом событии: «А бабы как было меня напугали. Много их набежало, когда тот барин меня расспрашивал, и песни я ему пела про Пугача. Показал он патрет: красавица такая написана, „вот, - говорит, - она станет твои песни петь". Только он со двора, бабы все так на меня и накинулись. Кто говорит, что его подослали, что меня в тюрьму засадят за мою болтовню; кто говорит: „Антихриста видела, когти-то у него какие. Да и в Писании сказано, что антихрист будет любить старух, заставлять их песни петь и деньгами станет дарить". Слегла я со страху, велела телегу заложить, везти меня в Оренбург к начальству. Там и говорю: „Смилуйтесь, защитите, коли я чего наплела на свою голову; захворала я с думы". Те смеются. „Не бойся, - говорят, - это ему сам государь позволил о Пугачёве везде расспрашивать"».

В самом факте, что были «под Пугачёвым», люди ощущали некую вину Недаром Бунтова, когда спросил её Пушкин: «Знала ли Пугачёва?» - ответила в испуге: «Знала, батюшка, бес попутал!» Боялись даже имя его произнести, а тут рассказывай заезжему барину! В конце IV главы «Истории Пугачёва» автор сам подчеркнул эту ситуацию: «Доныне престарелые свидетели тогдашнего смятения неохотно отвечают на вопросы любопытных». И всё же говорили, не чурались Пушкина. Значит, он умел завоевывать доверие.

Из Оренбурга Пушкин съездил ещё за 300 вёрст «большой Уральской дорогой» в Уральск, где продолжал свои расспросы, порой с удивлением убеждаясь, что не только память о Пугачёве сохранилась, но не угасла и любовь к народному вождю. «В Уральске жива ещё старая казачка, носившая черевики его работы», - пишет Пушкин. На вопрос приезжего: «Каков был Пугачёв?» - она ответила: «Грех сказать... на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал».

Беседы с очевидцами, запись их рассказов помогли сделать Пушкину важнейший вывод: «Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало. <...> Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны...»

Труд «История Пугачёва» и художественное произведение - роман «Капитанская дочка» - создавались практически одновременно, и многие материалы, не вошедшие в «Историю...», возникали на страницах романа.

В.И. Даль, сопровождавший Пушкина, рассказывал об осмотре «золотого дворца» Пугачёва. В главе XI «Капитанской дочки» читаем: «Нас привели прямо к избе, стоявшей на углу перекрёстка. <...> Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, - всё было как в обыкновенной избе». Это живое впечатление отразилось в романе, равно как и многое другое, включая название крепости Белогорской, которое придумано не «просто так», а восходит к меловым горам, виденным Пушкиным на берегу Урала.

Вводил Пушкин в текст и отдельные эпизоды, сведения, имеющиеся в «Истории Пугачёва». Так, в главе III «Истории Пугачёва» Пушкин сообщал: «Пугачёв не был самовластен. Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями нрошлеца, не имевшего другого достоинства, кроме некоторых военных знаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом; но наедине обходились с ним, как с товарищем, и вместе пьянствовали, сидя при нём в шапках и в одних рубахах и распевая бурлацкие песни. Пугачёв скучал их опекою. Улица моя тесна, говорил он Денису Пьянову, пируя на свадьбе младшего его сына».

Этот материал переосмыслен в «Капитанской дочке» и дан в восприятии Гринёва в главе VIII: «За столом <...> Пугачёв и человек десять казацких старшин сидели, в шайках и цветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами... Все обходились между собою как товарищи, не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю... „Ну, братцы, - сказал Пугачёв, -затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков! начинай!" Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором: „Не шуми, мати зелёная дубровушка..."» и пр.

Из «Истории Пугачёва» в этой сцене «Капитанской дочки» не использован только заключительный эпизод: слова Пугачёва, сказанные на пиру Денису Пьянову: «Улица моя тесна». Но и они не исчезают в романе и появляются в разговоре Пугачёва с Гринёвым в XI главе: „А ты полагаешь идти на Москву?" Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: „Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры"».

Во время путешествия 1833 года была записана Пушкиным замечательная калмыцкая сказка об орле и вороне, замыкающая беседу Пугачёва с Гринёвым о походе на Москву, а но живым рассказам старухи Бунтовой восстановлены были красочные сцены присяги Пугачёву после взятия Белогорской крепости (глава VII), картина раздачи денег народу (глава IX) и другие ис-торико-бытовые сцены романа.

Но самым существенным является то, что работа над «Историей Пугачёва» помогла Пушкину окончательно определить художественный замысел «Капитанской дочки».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?