Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Очень краткое определение что такое вальс. Лекция-концерт "вальс как музыкальный жанр"

| Медленный фокстрот | Квикстеп

Вальс, история и характер Медленного вальса (Slow Waltz)

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце “матеник” и его разновидности “фурианте”, исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце “вольт” и, наконец, в австрийском “линдлере”, самом близком к вальсу из его предшественников. Родился и расцвел вальс в начале XIX века в Вене, а затем и во всем мире. В разных странах этот “король” танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка, фигурный вальс и др. Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постоянной популярности. В результате развития музыкальной формы вальса в начале ХХ века в 20-х годах в Англии появились новые танцы: вальс бостон и медленный вальс . Они и стали родителями современного конкурсного медленного вальса.

Год появления вальса: 1923-1924

Музыкальный размер вальса: 3/4

Темп вальса: 27-29 тактов в минуту, медленный

Родина танца вальс: Англия

Счет вальса: "1", "2", "3"

Акценты: на счет "2" акцентируется поъем танцевальной пары

Характер вальса: медленный лирический танец с очень характерно выраженной и постоянно повторяющейся "накатной волной прибоя" создающей впечатление полета и невесомости. Особую привлекательность и выразительность может ему ридать более мягкий характер исполнения снижений. Управление партнером пары носит магко завуалированный, скрытый характер.

Историческая справка: Т.к. темп Венского Вальса был достаточно быстрым, то вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1874, в Англии, образовался очень влиятельный "Бостонский Клуб" и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии Медленным Вальсом (Slow Waltz). Однако, только после 1922 этот танец станет столь же фешенебельным как Танго. Странно, но то что раньше пары танцевали в Вальсе Бостон очень сильно отличается от того, что мы исполняем сейчас. Сразу после 1-ой Мировой войны Вальс стремительно меняется. Танец сочинен в начале 1919 году как самостоятельный, однако все приципы движения и особенно фигуры были использованы из медленного фокстрота. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из этих фигур мы танцуем до сих пор.

(от нем. Walzen - кружить, вращать), романтичный бальный танец в трехдольном размере, состоящий в плавном поступательном кружении пар, а также музыка для этого танца.

Услышав вальс, вы никогда не ошибетесь и не спутаете его с другими танцами. Тысячи песен звучат в ритме вальса. Символ романтической любви, вальс увековечен величайшими композиторами всех стран и времен: Штраусом, Шубертом, Легаром, Глинкой, Вебером, Шопеном, Чайковским. Они вводят мелодии вальса в свои оперы и фортепианные произведения.

Вальс как танец не знает конкурентов. Появившись, он имел огромный успех во всех слоях общества и произвел настоящий фурор в многочисленных бальных салонах.

Предполагается, что он произошел от австро-немецкого народного танца лендлера и французской вольты в конце XVIII в. Правда, лендлер исполнялся очень медленно, а вольта, наоборот, быстро, с прыжками и воздушными поддержками, но оба эти танца состояли в основном из поворотов (вращений ).

Характерная особенность и прелесть вальса заключается в непрерывном и плавном кружении танцующих пар в сочетании с общим продвижением по кругу (линии танца ). Своей непосредственностью, оживленностью и простотой вальс вносил светлую струю в аристократические салоны с их церемонными, жеманными и вычурными менуэтами и гавотами . Хотя вальс, как и большинство бальных танцев того времени, произошел от народных плясок , он встретил отпор со стороны аристократических кругов, диктовавших бальный репертуар. Чопорное, обусловленной строгим этикетом взаимоотношение кавалера и дамы вальс заменял непосредственным общением партнеров. Вальс считался неприличным, неблагопристойным танцем: «как это - обхватить даму за талию и кружиться с ней по залу!» («Русский вестник», 1878 г.) Вальс был самым романтическим танцем, а близость танцующих располагала к нежным объяснениям. Не пошатнет ли такой танец моральные устои общества? Танец подвергался настоящему гонению. Борьба с вальсом велась официально и была непримиримой, выходило множество предписаний о его запрете.

Вальс: Литография Ф. фон Резничека. 1908

В первое десятилетие ХIХ в. в Вене запрещалось вальсировать более 10 минут. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.

В России вальс появился в эпоху правления Екатерины II, но не пользовался одобрением императрицы. При императоре Павле I было официально запрещено «употребление пляски, называемой вальсеном». Только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов .

Вальс традиционно исполнялся вторым танцем на балу и часто был непосредственным продолжением полонеза . Кому-то вальсирование может показаться простым, но нужно много тренироваться, чтобы в движениях пары чувствовались легкость и изящество.

Остановить распространение вальса было невозможно. Популярности вальса способствовали венские композиторы и дирижеры: Ланнер, Иоганн Штраус-отец и особенно Иоганн Штраус -сын, подаривший миру более 400 вальсов.

Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, в которых могли разместиться до 3000 пар! Вальс побеждал не только уходящие, но и вновь возникающие, модные танцы.

Весь XIX век прошел под символом грациозного, летящего, страстного вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник во многие жанры профессиональной музыки: оперу, балет , симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное конкретное значение. Вальс оказал влияние на развитие всей европейской музыки XIX и XX вв.

Вальс менялся и развивался и как следствие дал начало новым танцам, таким, как медленный вальс , вальс-бостон , а также танцы-«гибриды» (вальс-мазурка , вальс-гавот и др.) Был распространен вальс втроем (алеман ) и вальс в два па, популярный в России.

Правда, история вальса знала и временные спады. Появление польки как бального танца в 40-х годах XIX в. немного снизило интерес к вальсу. Но постепенно во всех европейских столицах установилась негласная традиция: первый бал - это обязательно белое платье, смокинг и вальс!

Эдварда Мейбриджа (1893)

Вальс (фр. valse ) - общее название бальных , социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.

Происхождение

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в австрийском «лендлере », самом близком к вальсу из его предшественников.

Есть мнение, что предшественником вальса является французский средневековый танец вольс. Начинался он чем-то вроде Польши, но через несколько тактов кавалер должен был приподнять свою даму, продолжая крутить её. Вольс танцевали при французском дворе, пока Людовик XIII не наложил запрет на него.

Родиной Вальса по праву считают Германию и Австрию.

В XIX и начале XX веков существовало несколько различных форм вальса, включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4.

Вальс - одно из искусств выразительных движений в ритме 3/4.

Разновидности вальса

  • Быстрые формы вальса называют Венский вальс
  • Вальс международного стандарта - танцуется только в закрытых позициях
  • Можно танцевать и в открытых позициях, так танцевали в Италии в конце XVIII века

См. также

Напишите отзыв о статье "Вальс"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вальс

Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.

Вальс

(франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых муз. жанров, прочно утвердившийся в проф. музыке европ. стран. Муз. размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.
Назв. "В." появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение нар. крестьянского танца нек-рых областей Юж. Германии и Австрии (то же что лендлер, или "нем. танец").
С проникновением в город (прежде всего в Вену) танц. движения и музыка В. становятся более плавными, темп - более быстрым, определяется яркий акцент на 1-й доле такта, ритмич. формула

С нач. 19 в. В. - самый популярный во всех слоях европ. общества танец. Развитие В. особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского В. связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного "королём вальса". И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 В. ("Walzerkette" - "цепь вальсов") с интродукцией и кодой, обогатил В. со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно В. Наиболее известны его В.: "Прекрасный голубой Дунай", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса". Кроме венского В., были распространены разл. варианты франц. В., состоявшего из трёх частей разл. темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны В. франц. композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 в. появляется новый вид В. - В.-бостон, пришедший в Европу из Сев. Америки в 20-х гг. (наз. также англ. В., медленный В., см. Бостон).
Ранний В., мало отличавшийся от лендлера, или "немецкого танца", нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои В. во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая В. в лирич. миниатюру. Форма шубертовских В. - простая двухчастная или (реже) трёхчастная - типична для ранних В. Такие В. часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области В. были продолжены Р. Шуманом ("Бабочки" и "Карнавал" для фп.) и И. Брамсом (16 вальсов для фп. в 4 или 2 руки, ор. 39, "Вальсы любви" и "Новые вальсы любви" для вокального квартета, а также для фп. в 4 руки).
Тенденция к превращению В. в крупное конц. инстр. произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля ("Танцы для зала Аполлона" - "Tдnze fьr die Apollosale" для фп. - с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в "Приглашении к танцу" ("Aufforderung zum Tanz") К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе В. создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтич. идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтич. музыки, сочетая в себе лирико-поэтич. выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.
В. проникает во многие виды инстр. и вок. музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта ("Фантастическая симфония" Берлиоза, 5-я симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен ("Фауст", "Евгений Онегин"), В. используется как основа сольных вок. эпизодов ("Ромео и Джульетта" Гуно, "Травиата" Верди, "Богема" Пуччини и др.). В. широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.
Характерные черты В. - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 в. (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.
Жанр В. получил развитие во мн. нац. муз. школах (вальсы Э. Грига для фп., "Грустный вальс" - "Valse triste" Я. Сибелиуса и др.); особое значение он приобрёл в рус. музыке - от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фп., рус. бытовой романс) до классич. образцов поэтически обогащенного симф. и концертного В. (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).
В симф. творчестве П. И. Чайковского В. служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева ("Пушкинские" В., опера "Война и мир", балет "Золушка" и др.).
В музыке 20 в. жанр В. иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого - с оттенком идиллия, любования или же в юмористич., иронич., гротесковом преломлении (Г. Малер). К типу вальсов Штрауса возвращаются Р. Штраус (опера "Кавалер роз"), М. Равель (хореографии, поэма "Вальс", представляющая собой образец драматизации жанра). К пародийному использованию В. прибегают И. Ф. Стравинский ("Петрушка", "История солдата"), А. Берг ("Воццек"), Д. Д. Шостакович ("Катерина Измайлова"),
Литература : Друскин М., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI - XIX веков, Л.-М., 1948; Вie О., Der Tanz, В., 1906; Weig1 В., Die Geschichte des Walzers nebst einem Anhang ьber die moderne Operette, Langensalza, 1910; Mendelssohn J., Zur Entwicklung des Walzers, "StMw", Jg XIII, 1926; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Сarner M., The waltz, L., 1948; Nick Ed., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette, Hamb., (1954). Е. M. Царёва.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Вальс" в других словарях:

    вальс - вальс, а … Русский орфографический словарь

    вальс - вальс/ … Морфемно-орфографический словарь

    А; м. [франц. valse] 1. Парный бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар; музыка этого танца. Танцевать, исполнять в. Закружиться в вихре вальса. Свадебный в. Вальс бостон. 2.… … Энциклопедический словарь

    - (франц. valse, от нем. Walzer). Род танца и музыка, написанная для этого танца, медленный (старинный) и скорый, венский. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛЬС немецкий танец, с очень ускоренным… … Словарь иностранных слов русского языка

    вальс - valse f. <, нем. Walzer. 1. Парный танец трехдольного размера. Сл. 18.Танцовали и кадрили, и экосезы, и вальцы нет нужды, как: в селе и в Малороссии не льзя требовать Парижских, или Московских зефиров. ММ 4 29. По иностранному мы в вальсах… …

    Вальсок, вальсик Словарь русских синонимов. вальс сущ., кол во синонимов: 6 бостон (6) в … Словарь синонимов

    - (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец (смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… … Современная энциклопедия

    ВАЛЬС, вальса, муж. (франц. valse). 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием.» Грибоедов. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным… … Толковый словарь Ушакова

    вальс флёри - * valse fleurie. Цветущий вальс. Вальс цветов, с цветами. Репетицию начинаю с valse fleurie из Волшебного зеркала. М. Петипа 83 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Краткий рассказ детям о вальсе поведает Вам много интересного об этом знаменитом танце. Также сообщение о вальсе можно использовать для подготовки к занятиям.

Сообщение о вальсе

Что такое вальс в музыке?

Вальс — это танец, который танцуют на свадьбах, выпускных вечерах, Венских балах. Классический вальс характеризуется такими чертами:

  • Ритмичная и быстрая структура. Ритм вальсовых шагов отбивается так-«Раз, два, три. Раз, два, три».
  • Партнер кладет руку на талию партнерши. Женщина кладет руку на плечо партнеру. Свободные руки замыкают фигуру вальса.
  • Воздушность, грациозность и легкость в каждом движении.
  • Каждый такт вальса включает 3 доли. Это называется трехдольным музыкальным размером, на который совершаются танцевальные движения.
  • Вальс выполняется в закрытой позиции: партнеры стоят друг к другу лицом. Женщина стоит немного правее.

История вальса

Вальс отнюдь не является старинным видом танца. Если сравнить с курантой или аллемандой, то вальс совсем юн: его возраст составляет не больше 2-ух столетий. А вот подробности происхождения танца точно неизвестны. Одна версия гласит, что прародитель вальса – это стремительный немецкий вальцер. Согласно другой версии он произошел от трехдольного танца австрийских и немецких крестьян – лендлера. Его танцевали в паре по кругу. Вроде бы довольно просто, однако в танце присутствовали элементы будущего вальса — движение по кругу, касание талиипартнером и вставание на колено.

Со временем вальс вошел в аристократические круги, на светские приемы и балы. Вначале его приняли не очень тепло. В 1816 году танец вальс был включен в бальные танцы при дворе. Духовники и религиозные лидеры посчитали его постыдным и развратным, нарушающим нормы нравственности и морали, лишенным целомудрия. На вальс повесили ярлык непристойного и вульгарного и решили, что приличного общества он не достоин. Подобное отношение к танцу наблюдалось во всей Европе.

Однако вальсу удалось выжить. Его с восторгом приняла буржуазия, распространяя танец в танцевальных светских салонах среди горожан. Возможно, вальс бы так и остался «не принятым» в высшем кругу, если б не творчество композиторов эпохи романтизма (например, Ланнера и Штрауса). В ХІХ веке облагороженная вальсовая музыка дала толчок для дальнейшего развития вальсовой хореографии. Она приобрела легкость, грациозность и красоту. В начале ХХ века вальс приняли при дворе. Особенно он пользовался успехом во времена правления королевы Виктории.

Виды вальса

Вальс танец достаточно разнообразный. Он пережил много видоизменений за свою историю. Сегодня существует много разновидностей этого танца. Наиболее распространенными являются:

  • Венский вальс — стремительный, быстрый, легкий и изящный.
  • Английский вальс — сдержанный, элегантный, требующий хорошей техники и дисциплины. Ему характерны смены темпа, фермат и пауз.
  • Танго-вальс. Сочетает в себе элементы вальса и танго. Другое название Аргентинский вальс.
  • Фигурный вальс. Этот танец вошел в программу спортивных бальных танцев. Характеризуется выполнением большого количества строгих элементов.

Надеемся, что сообщение о вальсе помогло Вам подготовиться к занятию. А свой краткий рассказ о вальсе Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?