Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Николай леонтович. Нотные издания произведений Леонтовича


В Британии эту песню называют «новогодняя серенада», в Америке – «колядка колоколов», в Латинской Америке – «песня бурного моря» или «песня большого очарования», в Канаде – «новооткрытый сфинкс». А у нас – «Щедрик». Написал, точнее аранжировал ее как архаичную народную песню, композитор Николай Леонтович. Очень простая мелодия, несколько нот всего, но как она западает в душу, какие светлые обертоны будит в нас. «Щедрик» называют мелодией ХХ века, так как она, действительно, стала интернациональной, исполняемой везде и любимой всеми.

Автор ее, Николай Дмитриевич Леонтович, родился 13 декабря 1877 в селе Монастирок Подольской губернии, был сыном простого священника, и сам должен был после обучения принять сан, но сознательно пошел работать учителем музыки. Народная песня с детства пленила его сердце. Отец научил музыкальной грамоте, потому что сам играл на виолончели, скрипке, гитаре и некоторое время руководил хором семинаристов. Великолепная природа Полесья и мягкий мамин голос запали в душу Николая и позднее реализовались в его творчестве.

Как появился «Щедрик»?

Музыку Леонтовича знали и слышали повсюду. Он сделал обработки, а точнее, оригинальные версии, более 100 народных песен. Наиболее известные из них «Щедрик» и «Дударик».

Первая – стала международной рождественской мелодией. Версий «Щедрика» теперь множество, говорят, больше шестисот. «Щедрик» стал, действительно, интернациональным рождественским гимном. Без него просто немыслимы зимние праздники, по крайней мере, в Германии, Голландии, Франции, Испании, Англии, Бельгии. Даже колокола на ратуше в Брюсселе выбивают «Щедрик».

Но не все, к сожалению, знают, что первоисточником для их создания была именно украинская песня-щедривка в обработке Николая Леонтовича. Щедривки пели в , в канун старого Нового года, в это время по традиции певцы желали хозяевам богатства и мира, чтобы «овцы окотились, а овечки родились», чтобы был «товар весь хороший», чтобы «иметь мерку грошей» и «жену чернобровую». Правда, в древности новый год наступал весной, когда ласточки с юга возвращались. Поэтому и песня начинается с прилета ласточки.

Казалось бы, такая светлая безобидная песенка, чего в ней опасного? И как она вообще могла появиться в темноте страшного времени красного террора. В каких условиях творил Леонтович? Начало ХХ века, войны, революции, безвластие, диктатура. Это были условия голодного, холодного и постоянно опасного существования. В старом пальто, тонкой шапке, рваных сапогах ходил великий композитор. Священники в селе жили бедно. Даже когда стал учителем и писал музыку, скитался и каждый день думал о том, как прокормить семью.

Как художник, Леонтович был необычайно требовательным к себе. Ему было стыдно назвать себя композитором, всю жизнь он был преподавателем музыки и пения, руководителем хора. Даже работая в Киеве дирижером и композитором в 1918-1921 году. Его произведения включали в свои репертуары музыкальные коллективы Украины. После падения УНР и установления советской власти Леонтович работает в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Григорием Верёвкой в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков. Из-за высокой требовательности к себе первый сборник своих песен Леонтович уничтожил, хотя Николай Лысенко считал, что этот скромный провинциальный учитель был гением. «С этого учителя выйдет человек!» – как-то сказал о Леонтовиче К. Стеценко. А сам Николай не считал себя композитором, говорил жене: «Когда я стану композитором, тогда заживем!»

Однажды известный теоретик музыки профессор Болеслав Яворский, который преподавал Леонтовичу композицию, дал своему ученику задание написать упражнение на основе старинной народной мелодии «Щедрик». Так упражнение превратилась в работу, над которой Леонтович трудился более двенадцати лет, переписывая и совершенствуя ее бесконечно. И довел до высшего уровня. Так еще никто не подходил к обработке народных песен, это было нечто совершенно новое и уникальное.

Триумф «Щедрика»

Впервые «Щедрик» исполнили студенты Киевского университета под руководством композитора Кошица в 1916 году, и это потрясло киевлян. Позже Симон Петлюра, который был в 1919 году главой Директории Украинской Народной Республики, решил организовать хоровую капеллу и отправить ее на гастроли по миру. Капелла должна была удивить Европу и Америку песнями и голосами Украины. На последние деньги хор отправляется в далекое турне. Это было очень смелое, но, как оказалось, беспроигрышное решение. Об Украине услышали во всем мире. И виновата в этом оказалась простая песенка-щедривка в обработке Леонтовича, которая стала коронным номером хора А. Кошицы. Все полюбили эту мелодию и были поражены невероятным полифонизмом и совершенством произведения, некоторые слушатели даже заглядывали за сцену после концерта, думая, что это какой-то мотор гудит, такие низкие и стройные были у хористов басы. А высокие женские голоса напоминали колокола.

В 1921 году «Щедрик» впервые пели на концерте в Карнеги Холле в Нью-Йорке. Песня покорила и . Американцам тоже такую захотелось. Хотите – так нате вам! Англоязычная версия «Carol of the bells» была создана в тридцатом году учителем музыки Питером Вильховским (американцем украинского происхождения). Хормейстер Питер Вильховский создал английскую версию стихотворения, переведя архаичную щедривку на американский манер. И она приобрела другой смысл, уже связанный с Рождеством. Американцы украинскую щедривку воспринимают как колядку, то есть Рождественскую песню. Они назвали ее «Песня колоколов» («Carol of the Bells») – ведь мелодия очень похожа на перезвон колокольчиков. Получилась интересная жанровая метаморфоза: щедривка превратилась в колядку и стала связана с темой рождения Христа.

А ведь всего три ноты в пределах полутора тонов – и вот вам настоящая магия звука. Песня становится всемирно известной, хотя другая, не менее совершенная, под названием «Дударик», не получает и сотой доли этой славы. Почему? В этом есть большая доля везения, а еще тот факт, что в лице композитора Кошицы Леонтович нашел конгениального исполнителя. Александр Кошица знал, как подать текст так, чтобы он очаровал публику.

Кроме того, в европейском культурном контексте эта музыка попала как раз на период фовизма, одной из разновидностей авангардного искусства. Такие яркие народные мотивы очень ценились и появлялись в творчестве Прокофьева, Стравинского, Бартока как актуализация древних народных пластов. Это был новый взгляд на фольклор, отыскание в нем таких живых сторон, которые смогли бы оплодотворить музыку XX века и создать в ней сильное фольклорное направление, способное противопоставить себя умозрительным музыкальным системам. Язычество входило в моду, Леонтович откликнулся на потребности публики. Плюс гениальное исполнение. Как талантливый промоутер и музыкант, Кошица представил мелодику Украины в лучшем виде. И мир благосклонно принял её. Фрагмент живой материи из удивительных украинских степей создал странное явление, несмотря на то, что эта незамысловатая обрядовая песенка была одной из самых старых фольклорных форм, но воспринималась в качестве уникального музыкального архетипа, который проснулся в мелодии от волшебного прикосновения Леонтовича.


За что убили Леонтовича?

Но тогда возникает законный вопрос, за что же убили скромного и тихого композитора-волшебника? Выехав из Киева в Тульчин в связи со сменой власти и началом террора, Леонтович вынужден искать работу. Он снова становится простым учителем. Однажды в 1921 году приехал к своему отцу в село Марковка под Гайсином. И стал жертвой неожиданного и вроде случайного убийства. В ту ночь с 22 на 23 января Николай долго не ложился спать, он занимался обработкой одной грустной народной песни. Она называлась «Смерть». Странное совпадение, композитор будто чувствовал, что смерть уже вошла в его дом, или сам притягивал ее, писал почти до утра, и только лег отдохнуть, где-то уже в восемь часов, был убит тем странным полуночным путешественником, который, безусловно, выполнял чью-то волю. Случайный путник, которого пожалели и приютили в доме сердобольные хозяева, выстрелил спящему композитору в живот. Леонтович буквально истек кровью на глазах связанных убийцей родственников. Позже тот бандит, белогвардеец, как его назвала советская власть, получит конкретное имя как агент уездного чека Афанасий Грищенко, но известно об этом станет только в 1990 году, благодаря обнародованному рапорту из советских архивов. В нем Грищенко будет фигурировать как убийца милиционера Твердохлеба, который преследовал его в городе Теплик, где агент скрывался после того, как застрелил 43-летнего Леонтовича.

После смерти Николая Леонтовича 1 февраля 1921 в Киеве собрались деятели культуры, профессора и студенты Киевского музыкально-драматического института им. М.В. Лысенко, чтобы по-христиански отметить девять дней после смерти композитора. Тогда стало понятно, как много он успел сделать для украинской музыки. Был организован концерт из его произведений, а в родном Тульчине, где он последний год работал учителем, впервые исполнили песню, над которой Леонтович просидел всю ночь, накануне своей смерти. Во время исполнения песни «зал истерически рыдал». Это была весомая потеря для украинской музыки. Тогда же был создан Комитет памяти Н.Д. Леонтовича, который возглавил К. Стеценко (с этим композитором Николай Дмитриевич дружил и работал вместе последние годы). Хоронили Леонтовича под ту страшную песню, над которой он работал в последнюю ночь.

Долгое время, аж до девяностых годов считалось, что это было просто бытовое ограбление. Более поздние исследования показали, что имело место заказное и тщательно спланированное убийство. За Леонтовичем давно было установлено наблюдение. Есть его собственные воспоминания о том, что за ним следили и даже пересматривали его вещи, и он об этом знал. Интеллигенция того времени была под колпаком ЧК. К тому же, кроме народных песен, Леонтович писал духовную музыку для украинской автокефальной церкви. А этот факт просто стал поперек горла советской власти.

Кроме того, в музыке Леонтовича была душа, свободная душа украинского народа. Не случайно советская власть активно уничтожала тех, кто обладает даром создавать музыку или поэзию. Для Леонтовича музыка была тем средством сбережения идентичности, которую он хотел передать следующим поколениям. Безусловно, вершиной творчества Леонтовича является не «Щедрик», а «Литургия», написанная для церковного хора. Это необычная версия Литургии, она замешана на песнях с Подолья и Галичины и хранит в себе глубокую народную традицию. То есть Леонтович был духовным композитором. Написал более пятидесяти духовных произведений. Был свидетелем и участником (членом церковной комиссии) собора православных церквей, на котором расправляла крылья Украинская автокефальная церковь, и он был с ней. Она входила в систему взглядов Леонтовича, пережившего первую мировую войну, революцию, украинскую самостоятельность и ее поражение, и любил Украину, которая занимала первое место в его творчестве.

Что в советское время позволяли слушать из Леонтовича? Да ничего, кроме безобидных «Щедрика» и «Дударика». Языческая колядка была допустима, поскольку не связана с Христом. Кстати, хоровая капелла Кошицы, которая пела «Щедрика» в США, в Украину уже не вернулась, потому что не было там уже ни Петлюры, ни независимости, и капеллу обязательно расстреляли бы, как и Леонтовича. Пришла советская власть, принесла кровавый террор атеистов и поняла, что композитор будет писать духовную музыку и это опасно для большевиков. От такой музыки надо избавиться, то есть избавиться от ее создателя.

Кто он был?

Педагог, который творил какую-то мелодию прямо во время урока, или профессиональный композитор, которого некоторые считали самодеятельным? И тем, и другим. На одном из концертов (еще при жизни Леонтовича) в Тульчине Кирилл Стеценко удивил слушателей, сказав, что выдающийся композитор, музыку которого они только что прослушали, обычный учитель их детей. И просто вытащил Леонтовича на сцену. Все были потрясены. А Леонтович только краснел от смущения. Это был очень скромный человек. Не бунтарь, не борец, не революционер, а творец, смыслом жизни которого стала музыка.

Для многих Николай Леонтович так и остался автором «Щедрика». Но нельзя воспринимать композитора по одному произведению. В его активе около трехсот работ, все теперь доступны и проработаны специалистами. Он мог бы стоять у истоков самобытного национального искусства, должен был основать первую советскую хоровую капеллу. Но ему не дали. Потому что там, где возникал Леонтович, там был хор, а там, где был хор, там было сообщество. А сообщество – это уже сила, которой стоит бояться. Вот поэтому и возникла необходимость как можно быстрее расправиться с обладателем этой силы. Автора «Щедрик» убили, но саму песню, которая сохраняется в душе народа и путешествует по свету, убить оказалось невозможно.

ФОТОКАРТОТЕКА

ОТ РОДНЫХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Николай Дмитриевич Леонтович - талантливый композитор, хоровой дирижер, фольклорист, педагог и общественный деятель, глубокий знаток народного творчества, он вписал яркую страницу в историю украинской музыки. Николай Леонтович родился 13 декабря 1877 в селе Монастырек Брацлавского уезда на Подолье (теперь Винницкая область) в семье сельского священника. С детства любил народное пение. Его отец играл на разных музыкальных инструментах, мать знала многие украинские песни и искусно их исполняла.

По семейными традициями Николай должен был стать священником - так хотели его родители, поэтому его отдали учиться в Шаргородское начальное духовное училище, а затем - в Каменец-Подольскую духовную семинарию. В училище и семинарии юношу прежде всего привлекали нотная грамота и хоровой пение. Здесь он впервые начинает записывать народные песни, поет в хоре. В этот период он настойчиво овладевает игрой на рояле и скрипке, изучает музыкальную литературу, знакомится с биографией выдающихся композиторов. Особенно его привлекают хоровые обработки народных песен Николая Лысенко. На музыкальное формирование Леонтовича влияла также быстрая культурная жизнь административного центра Подольской губернии - Каменец-Подольского. В город на гастроли приезжали труппы, ставили оперы Верди, Бизе, Глинки, Чайковского. Руководство семинарии не поощряло увлечение семинаристов театром, однако Николай использовал любую возможность, чтобы посетить спектакль.

Музыкальные успехи юного семинариста были довольно ощутимые, что дало ему возможность еще до получения диплома занять место регента семинарских хора. Талант его быстро развивался. Он был не только руководителем хора, но и попробовал себя как композитор - именно здесь он начал писать первые свои духовные произведения. Певцы хора, которые были в восторге от молодого музыканта, по окончании обучения подарили ему клавер оперы Петра Чайковского "Черевички" с дарственной надписью: "Будущему славному композитору, незабываемом регентовi от хора певцов" . После окончания в 1899 семинарии Н.Леонтович отказался от духовного сана и несколько лет работал преподавателем пения, арифметики и географии в Чуковской двукласной школе. Но, как и раньше, в центре его интересов оставалась музыка. Он руководил ученических хором, организовал симфонический оркестр, репертуар которого состоял из произведений западноевропейских и российских классиков, из пьес Украинский композиторов, а также аранжированных им народных песен. В 1902 году Леонтович переехал в Винницу, где устроился преподавателем церковно-учительской школы. Как и в Чукови, он создает ученических хор, руководит духовным оркестром. Для хористов обрабатывает народные песни. Эти прекрасные обработки украинских песен вошли в казну украинского музыкального наследия. Вечный учитель и вечный ученик - именно такими словами можно определить позицию Леонтовича-педагога и Леонтовича-художника. Особое внимание композитор уделял самообразованию. Необходимость систематизировать и упрочить приобретенные самостоятельно знания привела его к Петербургской придворной капелле, где во время школьных каникул 1903-1904 годов он сдал экзамены на звание регента церковных хоров.

Николай Леонтович стал учителем целого поколения украинских музыкантов, потому что силой таланта сконденсировал в своем творчестве хоровую и песенную практику народа и художественное мнение предшественников и современников. Народное искусство открыло ему тончайшие черты национального характера, красоту его творческого духа и навсегда определило гражданское кредо Леонтовича. В одних из своих записей он подчеркивал, что для настоящего художника жизненной целью должна быть работа в полную силу при любых обстоятельствах. Личным примером композитор доказал неразрывное единство слова и дела, безграничную преданность делу, которому себя посвятил.

С осени 1904 Николай Леонтович работает в железнодорожной школе на станции Гришино (ныне Красноармейск) на Донбассе. За короткий период он организовал там занятия пения, создал хор и инструментальный ансамбль в составе железнодорожников и членов их семей. В 1905 году судьба возвращает Леонтовича на родную землю. Он поселяется в Тульчин, устраивается учителем в епархиального училище. Здесь работает с самодеятельными хорами, продолжает записывать и гармонизировать народные песни. К тому времени свои музыкальные попытки он уже объединил в два напечатаных сборника "Песни из Подолья".

В этот период Леонтович в совершенстве овладел приемами и средствами хоровой техники в процессе живого пения. Композитор много сделал, чтобы сохранить для будущих поколений первозданность народного творчества, защитить ее от штампов салонного исполнения. Обращаясь к одному и тому же произведения в течение многих лет, Леонтович открывал новые грани песни, оказывал ей новый неповторимый колорит. Лучшими образцами его хоровых обработок, построенных на народно-песенном материале, является незабываемые "Щедрик", "Дударик", "Козака несут" , "Ой из-за горы каменной", "Зашумiла лiщинонька", "Была у матери дочка". Эти и другие обработки Леонтовича широко бытовали в народе, часто выполнялись в концертах народных самодеятельных и профессиональных хоров.

Творческое кредо художника можно было бы сформулировать так: народное искусство даровало ему свои сокровища, а он шлифовал их и возвращал создателям в виде драгоценных камней. Однако этот яркий, очень самобытный по творческим стилем мастер украинской хоровой музыки не был известен широкой общественности, и только после успешного выполнения народной песни "Щедрик" в его обработке студенческим хором Киевского университета под руководством Александра Кошица имя подольского учителя стало известно в музыкальных кругах. В 1909 г.. Н.Леонтович переезжает в Киев, где руководит хоровыми коллективами, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Николая Лысенко, работает в музыкальном отделе Киевского областного комитета и во Всеукраинском комитете искусств, возглавляет созданный государственный оркестр, общается с известными учеными, музыкантами (профессором Б.Яворським, певцом Л.Собиновим, дирижерами-композиторами Я.Степового, Я.Калишевским) .

Занимаясь активной музыкально-организаторской и педагогической деятельностью, Н.Леонтович однако не оставляет композиторской работы. Кроме обработок народных песен, он пишет произведения на слова современных украинских поэтов: "Моя песня", "Летний тона", "Ледолом", "Легенда", начинает работать над оперой со сказочным сюжетом "русалок", которую так и НЕ закончил.

Украинская революция 1917-1920 годов, момент становления украинского государства Леонтович встретил с энтузиазмом. Казалось, ему добавилось еще больше энергии и сил. Вместе с другими выдающимися музыкальными деятелями и композиторами - Кириллом Стеценко, Яковом Степным, Александром Кошицем - Леонтович погружается в водоворот бурного культурной и общественной жизни. Именно в это время их усилиями были основаны государственные хоры: Республиканская Капелла под руководством Александра Кошица, капелла "Думка" (Государственная Украинский Мандрiвна Капелла) под руководством Кирилла Стеценко; организуются новые самодеятельные хоры; широко развертывается деятельность Музыкально-театрального Института им. Лысенко; активизируется концертная, издательская и музыкально-просветительская деятельность - все это было на почве начала нового этапа развития национальной музыкальной культуры.

Большевистская оккупация прекратила эти движения. Фактически, украинское возрождение было разгромлено: закрытые или "реорганизованы" новостроенные национальные учреждения, переследовались или физически уничтожались выдающиеся деятели украинской культуры, науки. Это были меры новой политики, лозунгом которой стало "культура национальная по форме, но Большевистская по содержанию". На практике это означало конец культурному развитию, национальному подъему, конец украинской государственности. С 1920 года, попав в "черный список" ЧК, Леонтовича преследовали "органы". Ему приходилось скрываться, часто менять места жительства. Полагая, что он спасется в доме отца, поселился у него. В ночь с 22 на 23 января 1921 подосланый чекист убил его выстрелом в грудь.

Правда об этом злодейском убийстве стала известна недавно, после открытия архивов. А в советское время официально историки подносили факт смерти Леонтовича как случайную смерть от руки неизвестного бандита, как несчастный случай. Сразу же после смерти Леонтовича 1921 года в Киеве был создан Общественный комитет его памяти, в который вошли известные деятели культуры - М.Верикiвський, Я.Степовой, П.Демуцький, Д.Ревуцький, Г.Веревка, представители музыкальной и научной общественности Киева и Украины. Позже этот комитет превратился в Общество им. Леонтовича, задачей которого было изучать, выдавать, пропагандировать творчество выдающегося художника. Его именем названы улицы, творческие организации, профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, консерватории. Для лучших студентов установлена стипендия имени Леонтовича, созданы музеи.

shark_bmt писал(а):

повторите

Я уже забыл детали, заранее
говорю, что могу подвирать что-то. В Великолукском районе Псковской области есть музей
Мусоргского. Там МП родился, в деревне Карево. Но дом, где он родился, давно не
существует, есть только фундамент. Не знаю. как сейчас, а раньше на этом фундаменте была
небольшая памятная доска. На доске строка из песни Мусоргского со слегка изменённым
текстом: `Барин наш миленький` (в оргинале - `мой`, а не `наш`). Появилась эта доска в
весьма советские ещё времена. Поставили ее за свой счет местные жители. Крестьяне, до
которых, видимо, как-то дошла память о Мусоргском. Как такой текст могли допустить, я не
знаю. И ведь никто не разломал. (повторяю, видел доску в начале 80-х, с тех пор там не
бывал. Далее. Из музыкантов давних лет один В.Каратыгин доехал до этих мест. Прочие мы
все, музыковеды, почитатели, композиторы, исполнители, удачно пользовались тем, что
Мусоргский творил, но после Каратыгина никто больше ничем таки не инетерсовался. писали в
книгам. что родился в Кареве, вот и всё. А что за Карево, кто его там знает, кому оно
надо. Насколько я знаю рассказы о появлении музея, он возник опять-таки не по инициативе
нас, столичных ценителей, а по инициативе дяденьки учителя из тех мест, который добрался
до, кажется, Хренникова, последний и дал отмашку действовать. И вот сделали музей. С
которым, к слову, одно горе. Экспонатов крайне мало, место от центров далёкое, доходов
никаких, то обворуют-влезут, то ещё что. Но в былые годы музеем постоянно занимался
Е.Е.Нестеренко. Осмелюсь порекдомендовать статью Н.С.Новикова, совершенно уникального
человека, которого я знал лично: http://www.hrono.ru/libris/lib_n/novmus05.php . Где-то у
меня лежат распечатки некоторых его исследований родословий Мусоргского, которые
удивительно интересны и добросовестны. Ими Николай Степанович занимался, сидя в пыли
архивов, многими годами. Систематически бы их надо издать, надеюсь, что у Нестеренко есть
все материалы. Ибо публиковалось всё это хаотично и разрозненно.

Я был свидетелем того, какую неприязнь ко всему этому делу имело местное руководство.
Евгений Евгеньевич, который тогда, вов сяком случае, был человеком весьма и весьма
могущественным, добился решения об установке большого памятника Мусоргскому в местах. где
композитор родился. Должна была состояться закладка этого монумента. Для этого ЕЕ
подготовил большую концертную программу, пригласил хор Мигина, Едену Образцову, меня тоже
прихватил, выстроили временную эстраду под открытым небом. Все мы приехали. Приезжаем. А
холм, на котором должно был стоять памятник, распахан. распахан так, что подойти туда
невозможно. Ясно, что никакой сельскохозяйственной необходимости тут не было. Такая форма
местного начальственного хулиганства. Концерт провели, а вот церемонию отменили. И
памятник так и не заложили. Спустя годы опять ЕЕ пошел по второму кругу, было некое
собрание в мастерской скульптора Думаняна у уже отлитого памятника организовал он митинг,
распространил что-то такое в прессе, в общем. как-то ему удалось пропихнуть, я бы сказал,
этот проект. С огромным сопротивлением на разных этажах власти. - Сам музей находится в
другой усадьбе неподалеку, в селе Наумово, там жили близкие родственники МП, упустил это
сказать. Памятник вроде бы благополучно стоит, но я его так и не видел, никак не доеду,
места не близкие, надо на своей машине, самое близкое цивильное место там городок Торопец,
от него километров 20-30 всё-таки. Можно с Рижского вокзала до станции Кунья, там как-то
на автобусе, но где ночевать, непонятно. Сложно, в общем. А до Торопца путь не близкий.
Может, забыл что, а уж напутал точно, простите. Так и не имею ответа на вопрос, кто
отрубил руку.

Николай Леонтович биография краткая изложена в этой статье.

Николай Леонтович краткая биография

Леонтович Николай Дмитриевич — украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог. Автор известных народных песен для хора «Щедрик», «Дударик», «Казака несут».

Родился 13 декабря 1877 года в селе Монастырёк Подольской губернии в семье сельского священника. Раннее детство прошло в селе Шершнях Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца.

В 1887 году Леонтович вступил в Немировскую гимназию. В 1888 году, за неимением средств, отец переводит его в Шаргородское начальное духовное училище.

В 1892 году Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Николая Лысенко.

В 1898 году Леонтович закончил духовную семинарию, и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать своё музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье. В 1903 годувышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.

С 1904 по 1908 — работает на Донбассе преподавателем пения и музыки в железнодорожной школе станции Гришино (в настоящее время г. Красноармейск).

Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность Леонтовича привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в город Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 года Леонтович учится под руководством известного теоретика музыки Б. Яворского, которого он периодически посещает в Москве и Киеве.

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко. В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принесшую ему большой успех у киевской публики.

С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переезжает из Тульчина в Киев, где начинает активную деятельность как дирижёри композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в обработке Леонтовича. После прихода большевиков Леонтович работает некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г. Верёвкой работает в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков.

Во время захвата Киева 31 августа 1919 года деникинцами вынужден бежать в Тульчин. Основывает первую в Тульчине музыкальную школу. В 1919-1920 годах работает над первым большим симфоническим произведением - народно-фантастической оперой «На праздник русалок » по одноименной сказке Б. Гринченко. Осенью 1920 года в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и Павла Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича. В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу «На праздник русалок».

В ночь с 22 на 23 января 1921 года композитор находился у своего отца в селе Марковка Гайсинского уезда, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК Афанасием Грищенко. Текст рапорта, раскрывающий имя агента, был обнародован в 1990-х годах.

Украинская педагогика в лицах - XIX века / Под редакцией А.В. Сухомлинского / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в двух книгах / / «Лыбидь», - К., 2005, кн. 1. С. 545 - 551.

Леонтович

Николай Дмитриевич

Композитор,

Хоровой дирижер,

Общественный деятель

Николай Дмитриевич Леонтович родился 1 декабря 1877 г. в селе Селевинци (по последним архивным данным, оно было приселком села Монастырек, которое раньше считали местом рождения композитора) Брацлавского уезда Немировской волости Подольской губернии (теперь Винницкой области). Он был первенцем в последствии многодетной семье сельского священника и учителя. Отец, Дмитрий Феофанович Леонтович происходил из семьи родовых служителей церкви, но, как и его дед-прадед, сочетал исполнение духовных служб с учительством. В семье Леонтович воспитывались образованные и не безразличные к жизни и культуры Украины люди.

Детство Николая Леонтовича прошло в селе Шершень Тывровский волости, куда на новое место службы перевели отца летом 1879 г. Именно в семейном кругу он примкнул к музыкальному фольклору и украинского песенного творчества. Отец будущего композитора играл на нескольких струнных инструментах (цитре, балалайке, скрипке, гитаре), а мать знала множество песен и хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера. Малый Коля не только привык полюбил слушать, а впоследствии и исполнять песни, но и подбирал народные мелодии на музыкальных инструментах. С ранних лет открылось его творческое предназначение: он организовал своих младших братьев и сестер в хор и они устраивали семейные концерты перед многочисленными родственниками и крестьянами. Таким образом, еще до учебы в школе Коля имел определенную музыкальную подготовку.

Отец, Дмитрий Феофанович Леонтович, мечтал о основательную светское образование для старшего сына - в 1887 г. отдал его в подготовительный класс Немировской гимназии. Но, обремененный семьей, небогатый сельский священник был не в состоянии платить за его обучение, и с января следующего года мальчик перешел к первому классу Шаргородского духовного училища, где поповские дети учились бесплатно. В 1892 г., получив высокие оценки по нотного пения, чистописание, географии, греческого, юный Леонтович закончил начальное образование и в том же году продолжил учебу в Каменец-Подольской духовной семинарии. С воспоминаний и архивных источников известно, что его мало интересовали богословские науки, зато он увлекался литературой и психологией, а более всего любил и добросовестно изучал пение и музыку. К счастью студента, музыкальные предметы в семинарии преподавал высокообразованный педагог Ю.О.Богданов, получивший музыкальное образование в Петербургской придворной капелле, был активным собирателем народных песен, издал сборник хоровых обработок более 100 мелодий, записанных им в селах Подолии и Волыни. Как музыкант-просветитель, педагог старался не только дать своим ученикам специальные профессиональные знания и привить любовь к музыке, но и воспитать из них хороших учителей пения, которые несли искусство в народ. Именно под его руководством Николай Леонтович сделал первые попытки переложения и собственной обработки народных песен («Гандзя», «За Сибирью солнце всходит»), постепенно накапливая песенный материал для будущей педагогической работы. Уже в 1898 г. ему поручили возглавить хоровую капеллу семинаристов, и он получил возможность овладеть искусством управления хором и оркестром. Стремясь расширить рамки Семинария, Николай Дмитриевич Леонтович подбирал материал не духовного направления, а светского, за что впоследствии его наказали: отстранили от диригентства и оставили на второй год. Вынужденно продолжая обучение, семинарист еще активнее принялся за сбор музыкального фольклора в селах и местечках, готовясь к профессиональной работе.

Начало учительской деятельности Николая Дмитриевича Леонтовича пришелся на период активизации национально-демократического просветительского движения на украинских землях, когда национально сознательная интеллигенция вела упорную борьбу за признание самоценности украинского языка и культуры, за родной учительство. Свой вклад в это движение сделал и молодой Николай Леонтович, который 1 сентября 1899 занял должность «учителя пения ***, арифметики и географии» Чукивськои двухклассной церковноприходской школы, что на Подолье.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?