Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Каким видится учебник сольфеджио для дмш. Тезисы по методике преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе Методика и практика преподавания сольфеджио в дмш

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. Г. Шендерёва» городского округа Судак

Доклад

на тему : « Пение с листа на уроках сольфеджио в ДМШ»

Подготовила: Пасиченко С. И.

преподаватель I категории

О П Е Н И И С Л И С Т А

Работа педагога по курсу музыкальной грамоты и сольфеджио должна быть с самого начала нацелена на то, чтобы вооружить учащихся умением петь с листа. С такой установкой построен предлагаемый «Музыкальный букварь» и составлены методические указания к нему; умение петь с листа - должно являться закономерным результатом последовательного прохождения курса.

Пение с листа нужно подготовить тщательно продуманными, постепенно усложняющимися интонационными упражнениями. Рекомендуются примерно следующие виды интонационных упражнений.

    Пение отдельных, не связанных друг с другом устойчивых ладовых ступеней.

Упражнениям должна предшествовать сознательная ладотональная настройка слуха: учащиеся должны знать, в какой тональности происходит настройка, должны услышать и спеть тонику.

Педагог может называть ступени, которые учащиеся должны петь, но лучше показывать указкой их обозначения на одной из вышеприведенных схем или просто по вертикальной записи на классной доске:

VII

V V

или и т.п.

IV IV

III III

II II

I I

Учащиеся поют, называя звуки, в той тональности, которая в данное время изучается.

Можно петь также по звукоряду какой-либо тональности, записанному на доске нотами (обозначения ступеней ставим над нотами), например:

В этом случае, однако, педагог должен иметь в виду два обстоятельства, затрудняющих работу. Во-первых, обозначения ступеней могут выпадать из круга внимания учащегося; а ведь важно как раз то, чтобы дети всегда сознавали, какую ступень они поют. Во-вторых, указка педагога движется по записи звукоряда то справа налево, то слева направо; но обычная нотная запись читается всегда слева направо; чтобы избежать путаницы в представлениях детей, в начале обучения для показа движения мелодии нецелесообразно применять такую нотную запись звукоряда.

Увидав, какую ступень педагог показывает, учащиеся поют соответствующий звук сперва в «уме» и лишь по дополнительному знаку педагога – вслух. Педагогу лучше всего держать указку в одной руке и управлять пением класса другой.

    Пение Звука за звуком, по указке педагога, коротких фраз, состоящих вначале из одних только ступеней, затем также из неустойчивых, достигаемых без скачков, например: V III , I V I , V II V I , V III V I , V III II I , V VI V III V , I III II I , I III II V I , V VI VII I , V VI VII V - I , и т.п.

Пение звук за звуком выполняется так: педагог показывает ступень, учащиеся поют соответствующий звук сначала «в уме», затем вслух; так исполняется каждый звук попевки в отдельности. Через некоторое время педагог может потребовать пение каждой попевки на одно дыхание; протягивая взятый звук, учащиеся следят, к какой ступени переводит педагог указку, и стараются уже представить себе зву3чание; вслух они интонируют новый звук лишь на соответствующий жест педагога.

    Попевку, исполненную в первую очередь звук за звуком, нужно затем спеть как единую, неделимую фразу. Педагог фразу в таком виде не демонстрирует; учащиеся должны создать ее по памяти: сперва в «уме», затем вслух. Естественно, ритмическое движение будет равномерным, а размер может оставаться неосознанным, без вреда для учебного процесса.

    Пение в целом мелодической фразы, показанной преподавателем, с равномерным ритмическим движением. На тех же наглядных пособиях или на изображении с клавиатуры педагог показывает два-три раза фразу вроде вышеприведенных попевок. Учащиеся запоминают и поют ее в «уме». Вслух поют ее сначала отдельные учащиеся, по вызову педагога, затем все.

    Пение мелодических фраз с некоторым ритмическим разнообразием, с применением повторений отдельных звуков. Педагог показывает фразу в целом, учащиеся запоминают ее и споют сначала «в уме», а затем вслух, как указано выше.

Важнейшая черта этих последних интонационных упражнений заключается в том, что педагог заставляет учащихся сначала запомнить фразу в целом, причем не только зрительно, но главным образом внутренним слухом, и лишь после этого петь ее вслух. Это уже непосредственная подготовка к пению с листа по нотам.

Однако переходя к пению по нотам, учащийся встретится с новыми трудностями. До сих пор педагог сообщал учащимся ритмическое движение в готовом виде. Вначале оно было равномерным, не требовало особого внимания. Позже учащийся должен был внимательно следить и за ритмическим рисунком, понять и воспроизвести его. Это нелегко: чтобы по показу педагогу интонировать чисто и без задержек ритмически разнообразную фразу, нужно достаточно свободно владеть слуховыми представлениями ладовых ступеней. Все же учащийся воспринимал ритмическое движение до сего времени непосредственно в показе педагога, а затем он должен создавать это движение самостоятельно по нотной записи.

Кроме того учащийся должен теперь самостоятельно охватить фразу как единое целое, сначала глазом, затем внутренним слухом. Наконец возрастает объем мелодий, которые нужно петь с листа; в связи с этим необходимо чувствовать фразу как часть более крупного целого, представить себе ладотональную и метроритмическую перспективу от одной фразы к следующей, на протяжении предложения или периода.

Для целеустремленного преодоления новых трудностей необходимы: а) предварительный разбор мелодии; б) настройка слуха; в) пение мелодии по нотам в уме; г) неоднократное пение вслух.

Все это выполняется учащимися вначале под руководством и при помощи педагога, затем все более самостоятельно.

Как разбор мелодии, так и слуховая настройка имеют две стороны: ладотональную и метроритмическую.

Ладотональный разбор мелодии должен включать в себя не только определение тональности, но и нахождение важнейших опорных звуков мелодии по фразам. Соответственно, для ладотональной настройки слуха желательно пропеть не только стандартные упражнения – тонику, тоническое трезвучие, гамму, но и простые интонации, подводящие к найденным опорным звукам.

В плане метроритмического разбора нельзя ограничиваться определением одного лишь размера; кроме того, обязательно обратить внимание на начало мелодии с сильной или со слабой доли и на фразировку. Необходимо отметить в нотной записи место окончания каждой фразы; э то делается лучше всего при помощи запятых поставленных над нотным станом.

Большое внимание нужно уделить предварительной метроритмической настройке слуха. Для этого, прежде чем приступить к пению, нужно четко протактировать одну фразу или всю мелодию, с ясным представлением рисунка (схемы) тактирования, начало фраз (с сильной или слабой долей) и определенного темпа (обычно несколько замедленного по сравнению с окончательным).

После разбора и настройки следует переходить к пению в уме по нотам с обязательным тактированием. При этом рекомендуется «выговаривать» названия звуков сначала беззвучно, а затем вслух, строго в темпе, строго ритмично.

«Основным навыком, достигаемым в результате работы над отдельными элементами метроритма, должно быть развитие глубокого, внутренне устойчивого чувства темпа».

От пения «в уме» мы переходим к пению вслух. При первых попытках петь с листа по нотам целесообразно проработать каждую фразу в отдельности, пропевая её мысленно и вслух несколько раз, пока пение не получается уверенным, убедительным; затем нужно пропеть «в уме» всю мелодию – это помогает установить слуховую перспективу, наконец – всю мелодию вслух. В завершении работы над данной мелодией педагог обращает внимание учащихся на выразительные свойства последней, помогает классу, при активном участии детей, почувствовать эмоциональное содержание мелодии и, исходя из этого, найти правильный темп и характер исполнения. Здесь нужны и показ и словесные объяснения; часто очень полезны образные сравнения (например: «эта мелодия похожа на колыбельную, пойте её мягко, ласково, будто вы поёте её маленькому ребенку», или «стакатто пойте здесь упруго, легко, представьте себе, что вы бегаете на цыпочках»).

При пении с листа нельзя проводить урок торопливо, и нельзя петь все время всем классом: это привело бы к тому, что сознательно с листа пели бы только лучшие из учащихся, « запевалы», а вся группа детей следовала бы пассивно за ними. Лучше вызывать к пению с листа сначала отдельных детей – поочередно каждого учащегося, - а классу в целом дать указание – все время следить за нотами, петь «в уме», а правильно исполненную «запевалой» мелодию повторить по знаку педагога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Е.В. Давыдова «Чтение с листа в классах сольфеджио», М., Музгиз, 1957 г.;

2. Г. Фридкин «Чтение с листа в классах сольфеджио», Издательство «Музыка», 1965 г.;

3. А. Л. Островский «Очерки по методике теории музыки и сольфеджио», Л., Музгиз, 1954 г.;

Ирина Чичина
Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»

Тема урока : «Тональность Ре-мажор » .

Тип занятия : комбинированный.

Степень сложности : средняя.

Форма занятия : групповая.

Продолжительность урока : 45 минут

Цель : развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения гаммы Ре-мажор .

Учебно-методический материал :

1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» ПО. 02. УП. 01. «Теория и история музыка» по предмету «Сольфеджио » , реализуемая в МБУ ДО «Николаевская ДШИ» . Составители : Чернова Т. Н., Шалагина Н. В., 2016г.

2. Учебник «Сольфеджио » , 1 класс . А. Барабошкина, изд. «Музыка» ,М. ,1988г.

3. Рабочая тетрадь по сольфеджио , 1 класс . Калинина Г., 2009г.

4. Учебное пособие «Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы» - «Мы играем, сочиняем и поем» , сост. Ж. Металлиди, А Перцовская,1989г

5. Учебник «Сольфеджио в сказках » , О. Камозина, издат. «Эксмо» , М., 2015 г.

6. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л. «Музыка» , 1986

7. Королева С. Теория музыки на уроках сольфеджио . – Спб., «Композитор» , 2011

Цели урока

Основные :

Развитие ладоинтонационного слуха ;

Познакомить учащихся с новым материалом : тональность Ре-мажор ;

Сформировать начальные навыки транспонирования;

Помочь освоить новую терминологию;

Совершенствовать навыки музыкального восприятия.

Сопутствующие :

Получить положительные эмоции от участия в работе на уроке ;

Доставить эстетическое удовольствие;

Повысить мотивацию к процессу обучения.

Задачи урока

Образовательные :

Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор » , опираясь на ранее полученные знания.

Расширить знания учащихся о тональностях .

Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.

Обучить первичным навыкам транспонирования из До-мажора в Ре-мажор .

Развивающие :

Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.

Развивать музыкальное аналитическое мышление.

Развивать слуховые представления.

Развивать вокально-интонационные навыки .

Развивать эмпатию, чувство сопереживания через слуховые впечатления.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио » .

Воспитывать уважение к мнению одноклассников .

Воспитывать любовь к музыкальному искусству.

Воспитывать волевые качества – терпение, настойчивость, целеустремлённость

Прогнозируемый результат

Знания :

учащиеся закрепят знания о строении мажорной гаммы, познакомятся с тональностью Ре-мажор , с понятием «ключевые знаки» , с принципом транспонирования.

Умения :

учащиеся научатся отличать тональности До и Ре-мажор по нотному тексту , транспонировать несложные мелодии, будут совершенствовать умение сравнивать и анализировать.

Навыки :

учащиеся укрепят вокально-интонационные навыки пения мелодий в До и Ре-мажоре с дирижированием , будут развивать навыки анализа мелодий по нотному тексту.

Педагогические технологии :

обучение в сотрудничестве;

технология проблемного диалога;

личностно-ориентированная технология

Методы реализации поставленных задач :

словесный - беседа, рассказ, объяснение;

наглядный;

эвристический (частично-поисковый) ;

метод сравнения и анализа;

практический;

творческий;

Структура урока :

Вводная часть : организационный момент – 2 минуты

Вхождение в тему - 3 минуты

Основная часть - 20 минут

Закрепление знаний и способов действий - 15минут

Подведение итогов, домашнее задание - 5 минут

План урока

Вводная часть (5 минут)

Цели : организация внимания, настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятный настрой на уроке на общение с музыкой.

Задачи : проверить подготовленность учащихся к уроку , распеться, задать непринужденную, творческую атмосферу в классе .

Методы : беседа, объяснение, наглядный, игра.

Критерии усвоения : высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку .

Основная часть – изучение нового материала (20 минут)

Цели : дать прочное и глубокое понимание нового материала. Создать взаимосвязь известного и изученного ранее материала с новым.

Задачи : дать четкое представление о тональности Ре-мажор . Познакомить с новым музыкальным приемом - транспонированием. Добиться восприятия, осознания и усвоения новых знаний. Создать такие условия и настрой, чтобы учащиеся смогли следить за объяснением в течение всего урока без потери внимания . Развить навыки пения по нотам с дирижированием в До-мажоре и Ре-мажоре . Развивать творческие навыки (импровизация ритмического рисунка при пении гамм, упражнений) . Развивать внимание, волевые качества, умение высказывать свою точку зрения и терпимо относиться к чужой. Развивать наблюдательность, аналитическое и логическое мышление.

Методы : беседа, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.

Критерии усвоения : показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активность и увлечённость всего класса в выполнении предложенных заданий.

Закрепление пройденного материала (15 минут)

Цели : повторить и закрепить на практике освоение учащимися новых понятий, умений и навыков.

Задачи : закрепить и систематизировать полученные знания и умения, выявить степень их усвоения каждым учащимся, повторить то, что хуже усвоилось, скорректировать пробелы и неверные представления.

Методы : беседа, письменная работа.

Критерии усвоения : учащиеся справились с письменным заданием, принимали активное участие в ответах на вопросы, дали минимальное количество неверных ответов.

Подведение итогов домашнее задание (5 минут)

Цель : организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания, учить детей давать оценку своей деятельности.

Задачи : 1. Предложить детям оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников .

2. Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность домашней работы. Показать алгоритм выполнения домашнего задания.

Методы : беседа, объяснение.

Критерии усвоения : учащиеся поняли, как нужно выполнить домашнее задание, они успешно мотивированы на его выполнение, об этом свидетельствует их положительная эмоциональная реакция на содержание и объем предстоящего домашнего задания.

Логика построения материала

Повторение : тональность До-мажор , строение мажорной гаммы

Построение гаммы от ноты «Ре» на клавиатуре

Ключевые знаки в Ре-мажоре : фа# и до#.

Определение понятия : «Транспонирование» - перенос мелодии из одной тональности в другую

Практическое задание : транспонирование мелодии № 45 из До-мажора в Ре-мажор

Сравнение по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор . № 45

Ход урока

Этап 1. Приветствие.

Настрой на общение с музыкой. Постановка цели и задач урока .

Этап 2. Вокально-теоретическая разминка.

Распевание. Спеть Гамму До-мажор : сольфеджировать с дирижированием с использованием карточек с ритмическим рисунком.

2/4 I П I I П I I I II

2/4 П П I I П I I II

Спеть гамму До-мажор произвольно, используя ритмические группы четверти и восьмые.

Спеть Трезвучие, Тонику. Повторить «Песенку медведя» А. Филиппенко (стр. 34 А. Барабошкина,

Вспомнить сказку «Тон, тон, полутон» (стр. 18-19 О. Камозина)

Повторить строение мажорной гаммы.

Этап 3. Теоретический

Построение гаммы на «Клавиатуре» от ноты «ре» по схеме мажорной гаммы. Подбор гаммы Ре-мажор на фортепиано .

Этап 4. Знаки альтерации

В процессе построения гаммы Ре-мажоре определяются два ключевых знака – фа# и до#. Навыки определения по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор . Вводится понятие : ключевые знаки. Считаем ступени в Ре-мажоре от «Тоники» .

Этап 5. Построение гаммы Ре-мажор

Определение нового понятия. Транспонирование – перенос мелодии из одной тональности в другую . Сравнение тональностей и основные принципы транспонирования из До-мажора в Ре-мажор . Тоника. В нотной тетради записать изучаемую гамму, подписать ступени, вводные звуки, тонику.

Этап 6. Вокально-интонационная работа .

Спеть гамму Ре-мажор с названием ключевых знаков, в ритмическом рисунке

с дирижированием.

Этап 7. Сольфеджирование и пение с листа .

Разбор №50 украинская народная песня «Галя по садочку ходила» (стр. 38 А. Барабошкина) .

Определение тональности Ре-мажор . «Спеть в ладоши» ритмический рисунок песни, восьмые длительности – в ладоши, четвертные длительности – о парту. Обратить внимание на нисходящее движение мелодии от V ступени к I.

Спеть сольфеджио , добиваясь чистого, стройного интонирования, добиваясь четкости дирижирования. Спеть со словами.

Разбор №52 «Едет, едет паровоз» (А. Барабошкина, стр. 39, определить направление мелодии, отметить одинаковые фразы, просольмезировать с дирижированием .

Этап 8. Слуховой анализ.

Ритмический диктант. Простучать ритмический рисунок «Веселая дудочка» сл. Н. Френкеля, музыка М. Красева в обработке А. Перцовская (стр. 35 Ж. Металлиди, А Перцовская) с аккомпанементом. Разбить мелодию на фразы.

Записать ритмический рисунок песни.

Этап 9. Творческое задание.

1. Определить и назвать «спрятанные» в словах названия нот, записанные на доске в басовом ключе (стр. 11 Ф. Калинина «Сольфеджио » Рабочая тетрадь, задание №8. Какими ступенями для Ре-мажора они являются ?

2.«Веселая дудочка» - разучить песню с использованием музыкальных шумовых инструментов (барабан, бубен, треугольник)

Этап 10. Повторение пройденного на уроке . Закрепление новых понятий и навыков.

Вопросы отражают важнейшие этапы объяснения : - вспомнить название темы урока ; - что такое гамма, ее строение; - тоника, трезвучие, ступени гаммы; - тональность Ре-мажор , ключевые знаки; - фраза, мажор, форте и пиано, акцент;

Басовый ключ, расположение звуков в басовом ключе; - группировка длительностей; - что такое транспонирование; - как перенести мелодию из До-мажора в Ре-мажор .

Этап 11. Подведение итогов урока .

Дети оценивают свою работу на уроке , участие в работе : - понравился ли урок ; - что понравилось больше всего;

Кто лучше всех работал на уроке .

Этап 12. Домашнее задание.

Петь гамму Ре-мажор в ритмических рисунках

с дирижированием, тонику,

2) цифровку в Ре-мажоре : I-III-V-I-V-II-VII-I

3) №52 «Едет, едет, паровоз» Г. Эрнесакса (стр. 39 А. Барабошкина) выучить с дирижированием наизусть со словами и сольфеджируя

4) подобрать №52 на инструменте от звуков до, ре, ми, фа, соль .

5) разгадать слова, зашифрованные с помощью нот в басовом ключе задание №9 Ф. Калинина «Рабочая тетрадь» , стр. 11

Этап 13. Заполнение преподавателем дневников учащихся : домашнее задание, выставление оценок.

Методика - совокупность приемов практической деятельности , направленных на достижение определенной цели. Методика преподавания сольфеджио как отрасль музыкальной педагогики, опирающаяся на достижения музыкальной психологии.

Тема 1. Музыкальный слух и его психофизиологические особенности.

Музыкальный слух - основа музыкального мышления и музыкально-оценочной деятельности. Уровни проявления музыкального слуха (звуковысотный слух, интонационный слух, чувство строя, гармонический слух, тембровый слух, чувство метроритма).

Музыкальный слух как психофизиологическое явление. Механизм первичной переработки музыкального раздражения и реакция на него (рефлекторная дуга).

Роль рефлексов на отношения в музыкальном восприятии.

Внутренний слух.

Основные типы звуковысотного музыкального слуха: 1) абсолютный музыкальный слух (тональный) - врожденная долговременная память на высоту звуков; 2) относительный музыкальный слух (интервальный).
«Зонная природа» музыкального слуха - теория Н. А. Гарбузова

Тема 2. Содержание курса сольфеджио в детской музыкальной школе.

Учебная программа по предмету как нормативный доку­мент, определяющий задачи обучения, устанавливающий его конкретное содержание в четкой дидактической системе и дающий рекомендации по организации занятий и методике обучения. Общий объем знаний и навыков, обозначенный Программой.

Распределение учебного материала по классам. Возможные коррективы.

Основные формы работы на уроке : 1) интонационные упражнения и пение с листа; 2) слуховой анализ; 3) развитие чувства метроритма; 4) музыкальный диктант; 5) теоретические сведения (музыкальная грамота); 6) творческое музицирование.

Тема 3. Организация и планирование учебного процесса. Урок сольфеджио в ДМШ.

Групповой урок как основная форма учебной работы. Принципы комплектования групп. Роль учителя на уроке и активность учащихся в усвоении учебного материала. Повторение пройденного на предшествующем уроке, изучение нового материала, закрепление знаний и определение домашнего задания как основа структуры урока. Общедидактические и специальные задачи урока сольфеджио в ДМШ. Типы уроков: 1) традиционный (комбинированный) урок с изучением нового материала; 2) традиционный (комбинированный) урок с закреплением пройденного материала; 3) контрольный урок.

Календарно-тематический (перспективный) план на полугодие.

Поурочный план, его особенности. Способы реализации комплексного подхода к формированию слухового восприятия: 1) применение одного и того же музыкального образца в нескольких формах работы по развитию слуха; 2) использование одной тональности во всех формах работы в течение целого урока. При таком подходе происходит своеобразное слуховое «погружение» (термин заимствован из лингвистической педагогики) в тональность, способствующее скорейшему формированию у учеников разносторонних музыкально-слуховых представлений. Поэтому метод погружения в тональность в рамках одного или нескольких уроков особенно эффективен и предпочтителен на начальном этапе музыкально-слухового развития.

В плане урока это может быть отражено следующим образом:

  1. Пение с листа (или одноголосный музыкальный диктант).
  2. Пение или прослушивание данной мелодии с аккомпанементом педагога.
  3. Слуховой анализ аккомпанемента.
  4. Запись аккомпанемента буквенно-цифровыми обозначениями.
  5. Воспроизведение отдельными учащимися аккомпанемента на фортепиано (можно с мелодией).
  6. Сочинение и запись варианта мелодии.
  7. Сочинение и запись варианта аккомпанемента (если таковой возможен).
  8. Вокальная импровизация на основе данной мелодии (в старших классах).
  9. Инструментальная импровизация (в старших классах).

Поначалу петь с листа рекомендуется только в классе под руководством педагога, чтобы сформировать у учеников правильный подход к этой важной в развитии слуха форме работы. Порядок действий должен быть следующим: «вижу-слышу-пою-проверяю на инструменте». В домашних занятиях следует лишь повторить пение пройденных в классе образцов. Один из них можно странспонировать в какую-либо из пройденных тональностей или подобрать к нему аккомпанемент.

Тема 4. Интонирование в курсе сольфеджио. Формирование ладового слуха.

Интонирование как один из важнейших факторов музыкальной деятельности и как проявление мелодического слуха.

Психофизиологические особенности интонирования. Роль ассоциативного мышления в процессе интонирования. Роль рефлексов на отношения в процессе интонирования. Интонирование интервалов.

Интонирование и музыкальный строй как «совокупность высотных отношений между зонами» (по-Гарбузову). Связь мелодического и гармонического строя в процессе интонирования.

Методы формирования ладового слуха. Интонационное освоение элементов лада.

Клавиатура фортепиано как эффективное наглядное пособие в развитии координации слуха и голоса. Ручные знаки Золтана Кодая как эффективное средство визуального и тактильного подкрепления ладовых слуховых ощущений:

Тема 8. Работа над музыкальным диктантом

Музыкальный диктант как одна из форм активного музыкального восприятия, выявляющая уровень музыкально-теоретических знаний и слуховой подготовки учащихся.

Музыкальный диктант как средство развития музыкальной памяти и внутреннего музыкального слуха.

Основные разновидности музыкального диктанта как формы работы в начальных классах музыкальной школы (устные диктанты, диктанты-«минутки», диктанты с ошибками).

Более сложные формы музыкального диктанта.

Основные методические установки:

  • уровень сложности;
  • разновидности настройки и их дидактическое значение;
  • техника записи музыкального диктанта (стенографическая, эскизная);
  • место музыкального диктанта в плане урока;
  • связь музыкального диктанта с другими формами работы на уроке;
  • связь музыкального диктанта с курсом музыкальной литературы;
  • музыкальный диктант как основа для творческого музицирования.

Тема 9. Творческое музицирование на уроках сольфеджио

Творческое музицирование на уроках сольфеджио как азы сочинения и импровизации.

Практическое значение данной формы работы. Отличие и сходство понятий «сочинение» и «импровизация».

Особенности творческого музицирования на начальном этапе обучения: образно-звуковая импровизация на фортепиано; сочинение мелодии на стихи, на заданный ритм; досочинение мелодии; подбор баса к мелодии и т.п.

Более сложные формы творческого музицирования:

  • мелодико-ритмическое варьирование темы;
  • жанровая и образная трансформация темы;
  • подбор аккомпанемента с использованием всех доступных ладогармонических средств;
  • гармоническая фигурация;
  • полифонические способы преобразования темы;
  • вокальная и инструментальная импровизация на заданное сопровождение;
  • сочинение и импровизация в заданной форме;
  • сочинение и импровизация в заданном жанре

Связь таких занятий с другими формами работы на уроке.

Тема 10. Усвоение теоретических сведений (музыкальная грамота) в курсе сольфеджио

Музыкальная грамота как ключ к осознанному восприятию слышимого.

От практики к теории, от слухового восприятия к теоретическим выводам, не не наоборот.

Практическое значение теоретических знаний в курсе сольфеджио. Основные цели усвоения теоретических сведений – научить грамотно читать (и воспроизводить) нотный текст и точно определять элементы музыкального языка. Работа с клавиатурой и нотным текстом.

Использование сообщающего и проблемного (поискового) методов в изучении музыкальной грамоты. Использование вопросно-ответной системы в освоении теоретического материала.

Способы закрепления теоретических знаний в сольфеджийной и исполнительской практике.

Тема 11. Изучение тональностей. Обзор учебно-методической литературы.

Понятия тональность, лад, гамма. Методы освоения квинтового круга тональностей. Освоение элементов лада.

«Погружение» в тональность (тональное единство урока) как один из способов оптимизации обучения.

Типы учебных пособий. Учебники сольфеджио для ДМШ, их разновидности. Классификация учебных пособий:1)по формам работы; 2) по методической направленности (использование определенной системы); 3) по принципу подбора и систематизации музыкального материала.

Методические пособия, их классификация: методические записки к учебным пособиям. Методические пособия – приложения к учебникам сольфеджио для ДМШ.

Необходимость постоянного изучения специальной литературы и опыта лучших педагогов. Повышение квалификации, постоянное совершенствование педагогического мастерства – необходимое условие успешной педагогической работы.

Тема 12. История возникновения и развития сольфеджио как учебной дисциплины.

Реформа Гвидо Аретинского и ее значение.

Цифровая система Ж.-Ж. Руссо как способ массового распространения музыкальной грамоты. П. Гален, Э. Пари, Э.Шеве – последователи «цифрового метода» Ж.-Ж. Руссо.

Возникновение «натурального сольфеджио» в XVIII веке.

Выход в свет в 1802 г. учебника «Сольфеджио» для Парижской консерватории и распространение абсолютной системы сольфеджирования в странах Европы.

Английская система «Тоника соль-фа», созднная С. Гловер и Дж. Кервином. Наглядные таблицы и «умственные эффекты».

Система «Тоника-до» (подвижное до ) в Германии как разновидность относительной сольмизации.

Связь сольфеджио в России с развитием хоровой культуры.

Первые русские учебники сольфеджио в России. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого как система освоения нотной грамоты и сольмизации. «Азбука» А. Мезенца.

Роль М. Глинки и других русских музыкантов в формировании русской музыкальной педагогики.

Методы обучения в Бесплатной музыкальной школе.

Критика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в высказываниях Одоевского и Серова.

Музыкально-педагогическая деятельность Римского-Корсакова, Чайковского, Аренского, Лядова и др.

Перестройка системы музыкального образования в начале XX века. Выдвижение на первый план теории воспитания «интервального слуха» как основы слуховых представлений.

Взгляды Асафьева и Яворского на систему музыкального воспитания.

Утверждение ладового принципа развития музыкального слуха. Выход в свет «Сольфеджио» Островского.

Новый этап в формировании слухового восприятия, связанный с «преодолением ладовой инерции слуха» (по-Островскому), для освоения музыки XX века.

О возможностях и пользе объединения относительной и абсолютной сольмизации в единую систему развития музыкального слуха.

Относительная сольмизация как основа музыкального воспитания в Венгрии. Релятивная система З. Кодая.

Тема 13. Основные методы обучения, используемые в курсе сольфеджио

Сравнение как метод познания и формирования аналитического мышления.

Подражательный метод и его значение на начальном этапе обучения детей.

Сообщающий метод как традиционный способ передачи знаний. Необходимость воспитания у учащихся навыков добывания знаний.

Поисковый метод как способ активизации мыслительной деятельности учащихся. Постановка проблемного вопроса. Обучение по моделям (шаблонам). Модель как образец, схема для дальнейших преобразований. Например, до мажор – модель мажорного лада, ля минор – минорного.

Тема 14. Релятивная система.

Релятивная система – относительная система слоговых обозначений ступеней лада и длительностей звуков. Разновидности систем сольмизационных слогов.Освоение ритма с использованием ритмослогов.
Положительные и отрицательные стороны релятивной системы.

Тема 15. Особенности работы с дошкольниками .

Специфика занятий с дошкольниками: роль игрового начала, качество и доступность музыкального материала, необходимость частой смены форм работы, использование прогрессивных методик и систем. Примерный сценарий урока. Значение подражательного метода в работе с дошкольниками. Использование системы музыкального воспитания К. Орфа.

Тема 16. Использование наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО).

Карточки и музыкальное лото.

Понятие «обучающая окружающая среда»: наглядные пособия, дизайн классной комнаты.
Техническое оснащение классной комнаты, предназначенной для занятий сольфеджио (цифровое фортепиано с функцией grand piano, наушниками и встроенным синтезатором; качественные динамики и аудиоаппаратура; доступ к электронным нотным библиотекам).
Возможности современных технических средств и совершенствование контроля за усвоением учебного материала.

Значение электронных учебных пособий в самостоятельных занятиях учащихся.

Экология человека и отрицательное воздействие ТСО на здоровье (необходимость регулярной влажной уборки и проветривания классной комнаты).

Тема 17. Способы оптимизации учебной деятельности .

Научная организация учебной деятельности.

  1. Профессионализм и креативность педагога.
  2. Обучающая среда.
  3. Роль психологического комфорта в успешной учебной деятельности. Психология сотрудничества в отношениях учителя и ученика.
  4. Рациональное планирование учебной деятельности.
  5. Систематизация учебной деятельности.
  6. Роль межпредметных связей. Связь сольфеджио с курсом музыкальной литературы: музыкальный диктант, пение с листа и слуховой анализ на основе примеров из курса музыкальной литературы. Связь сольфеджио с курсом специальности: анализ различных элементов музыкального языка в произведениях из репертуара учащихся.
  7. Роль внутрипредметных связей. Осуществление взаимосвязи между различными формами работы на уроке: связь музыкального диктанта, пения с листа со слуховым гармоническим анализом и творческим музицированием.
  8. Использование прогрессивных методик.
  9. Использование современных технических средств обучения.

Тема 18. Осуществление контроля над учебным процессом. Критерий оценки. Методика выявления и оценки музыкальных данных на приемных экзаменах в ДМШ.

Контроль как составная часть учебного процесса. Функции контроля: проверочная, обучающая, корректирующая, воспитательная, управляющая.

Объекты контроля: учебная работа учащихся в классе, самостоятельная работа дома, уровень знаний и навыков, динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Виды контроля. Необходимость систематического контроля. Роль самостоятельных и контрольных работ по отдельным разделам программы. Контрольный урок. Необходимость индивидуального подхода к оценке знаний учащихся с учетом уровня способностей и трудолюбия.

Тема 19. Организация и проведение приемных экзаменов в ДМШ и ДШИ.

Наличие музыкальных способностей – главный критерий отбора детей для обучения в музыкальной школе. Методика выявления и оценки музыкальных способностей. Способы проверки различных сторон музыкального слуха. Важность создания психологического комфорта для экзаменуемого ребенка, установления контакта с ним.

Выявление музыкальных данных у непоющих детей.

Необходимость творческого подхода педагога к проведению приемных экзаменов.

Методическая литература

Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975

Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977

Воспитание музыкального слуха. – М..1977

Глядешкина З., Енько Т. С.Ф. Запорожец – педагог. – М.,1986

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986.

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1976

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса ДМШ. – М., 1978

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса ДМШ. – М., 1981

Калужская Т. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 6 класса ДМШ. – М., 1988

Кодай З. Избранные статьи. – М., 1986

Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. – М.,1985

Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М., 1984. С.190-232.

Незванов Б. А.Интонирование в курсе сольфеджио.– Л. 1985

Оконь В., Основы проблемного обучения. – М., 1968

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Л.,1970

Как преподавать сольфеджио в XXI веке // под ред.

Берак О., Карасёвой М. – М., Классика-XXI, 2006

Учебные пособия

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 класса ДМШ.– М., 1975

Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса ДМШ. – М., 1986

Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 2 класса ДМШ. – М., 1986

Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио: Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1986

Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1987

Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 5 класса ДМШ. – М., 1987

Золина Е. Сольфеджио для 7-8 классов ДМШ. – М., 2009

Калужская Т. Сольфеджио: Учебник для 6 класса ДМШ – М., 1988

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: Учебное пособие для подготовительной группы ДМШ. – Л., 1986

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: Учебное пособие для классной и домашней работы. Первый класс. – Л., 1987

Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. – М., 1980

Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем: Учебное пособие для 1 класса ДМШ

Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М., 1975

Музыковед, преподаватель

Появившиеся в последние годы несколько учебников сольфеджио для ДМШ - свидетельство неудовлетворённости педагогов современным состоянием системы обучения, признак поиска педагогами новых путей совершенствования музыкальной подготовки детей. Среди них есть бесспорно удачные варианты¹, позволяющее включить детей в процесс творческого мышления, но есть и столь же бесспорные неудачи, основанные на сомнительных в музыкальном отношении дидактических материалах.

К сожалению, руководство учебными заведениями страны и её регионов заботится о достижении чисто внешних показателей с помощью организации смотров, конкурсов, олимпиад, и не стремится организовать общественное обсуждение назревших проблем в музыкальном воспитании учеников ДМШ и ДШИ. Такое обсуждение идёт кулуарно, в узких кругах, и результат его не знаком большому сообществу коллег-педагогов страны.

Предлагаю свои мысли по этому поводу.

Цель обучения детей в музыкальной школе - воспитание творческого музыкального сознания . Для достижения этой цели требуется найти гармоническое сочетание исполнительских навыков с теоретическими знаниями и развитыми творческими способностями .

1. Дидактические материалы , позволяющие ученикам практически овладеть главной ценностью музыкального искусства - его способностью передавать суть жизни , её процесс , движение , обновление , преобразование . Это, в первую очередь, касается согласования репертуара исполнительских классов с дидактическими материалами в курсе сольфеджио:

диктантов ;

материалов для чтения с листа ;

практических упражнений в музыкальной грамоте ;

аналитических заданий .

2. Адекватный понятийный аппарат теоретического цикла, позволяющий осмыслить и отразить процессы , происходящие в музыкальном материале.

По мысли П. Флоренского, высказанной в его работе «Имена», освоение языка (в том числе и музыкального), предполагает «…такие движения души, такие духовные акты, как изумление, удивление , влечение к тайне жизни».

Согласно сложившейся практике преподавания сольфеджио в ДМШ, школьная теория, по сути, отражает язык «мёртвый», застывший. Уместно сравнить овладение школьной теорией с изучением мёртвых языков. Павел Флоренский в своей работе «Имена», ссылаясь на Александра Гумбольдта, пишет: «…мертвые языки изучаются не иначе, как посредством усвоения некогда жившего в них начала : их изучение, хотя на минуту, но действительно вызывает их к жизни , потому, что язык нельзя изучать как высушенное растение.

Отсутствие адекватного понятийного аппарата особенно болезненно сказывается в представлениях учеников о мелодии - основе музыкальной драматургии, «лице» любой пьесы . В существующих учебниках и действующих программах по сольфеджио отсутствует представление о сюжете мелодии, различном »весе» тактов , составляющих фразы , логике синтаксиса , средствах организации движения внутри мелодии, её образном строе и жанровой природ е .

Без ясных представлений о мелодии невозможно понять и тему «фактура» , практически не знакомую ученикам ДМШ. Необходимо воспитывать представление о гармонической ткани как об ансамбле мелодий, а не последовании аккордов или интервалов.

Столь же схематично и искажённо изложена в действующих учебниках тема «лад» , сводящаяся к пресловутой схеме тяготений неустойчивых ступеней в устои, якобы, присущих самим ступеням, независимо от условий контекста .

3. Прочные певческие навыки, позволяющие непосредственно пережить процесс движения музыкального материала, прежде всего - мелодии. Хорошо известно, что то, что не пропето - не пережито , не осмысленно . Это относится и к материалу, изучаемому в классах специальности.

4. Осознание глубокой связи логики музыкального языка с логикой языка понятийного:

Обе эти формы познания мира развиваются во времени (хотя степень временной организации в музыке многократно превосходит то, что видим в понятийном языке);

В основе обеих форм присутствует сюжет - логическая связь образов, как литературных, так и музыкальных;

Тематические элементы в музыке можно уподобить подлежащим в понятийном языке, а тональные функции - глаголам в речи;

Для усвоения смысла и буквенной, и нотной записи от начинающих чтецов и музыкантов требует преодоление разрозненного существования нот или букв. Без этого невозможно сложить их в слова (или музыкальные фразы) и понять не только прямой смысл выражений, но и глубоко скрытые ассоциации и связи.

5. Уроки сольфеджио (как и уроки по специальности), должны давать ученикам возможность осознания внутренней связи выразительных средств музыки с системой языка изобразительного искусства, театра, балета, кинематографии. Такая задача требует от педагога ясного понимания и соответствующего понятийного аппарата.

6. Сложившаяся в практике ДМШ система односторонней связи «педагог - ученики» формирует пассивное отношение детей к освоению теоретического материала, не подкреплённое творческой и исполнительской практикой. Необходимой составной частью обучения должны стать различные способы исследования учениками изучаемых материалов, раскрывающее для них приёмы и средства организации движения , обновления, преобразования музыкального материала, невозможные без опоры на адекватный понятийный аппарат .

Оптимальной представляется деление учебной группы на команды , каждая из которых исследует поставленные педагогом задачи и представляет свой вариант их решения, с последующим обсуждением различных путей к результату. Конечно, такая организация учебного процесса требует от педагога поиска заданий, которые не рассчитаны на единственный правильный ответ учеников.

Такая установка позволяет сформировать активное творческое мышление и преодолеть «точечный» подход к музыкальному тексту, прочно утвердившийся как в современной практике ДМШ, так и в действующих программах по теоретическим предметам, многих учебниках и пособиях.

7. Система творческих заданий , позволяющая практически освоить элементы и приёмы музыкальной логики. Недопустимо строить учебный процесс на пассивном усвоении устаревших представлений, не подтверждённых личным творческим опытом учеников. Наиболее яркий пример - представление о «тяготениях» четырёх неустоев к трём устоям в рамках ограниченного круга семиступенных гамм.

8. Необходимость координации деятельности педагогов-теоретиков с педагогами специальных дисциплин и музыкальной литературы, опирающаяся на общий подход к целям и результатам работы всего коллектива.

9. Представляется необходимым зафиксировать сольфеджийные навыки - диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, чтение с листа, сольфеджирование и сольмизацию - с помощью аудиозаписи, привязав теоретические знания к соответствующим практическим навыкам. Такая форма работы позволит наиболее активным ученикам работать с опережением программы.

10. Естественно, что на разных стадиях обучения все эти принципы выражены по-разному, но они обязательно должны присутствовать на любом этапе профессиональной подготовки музыкантов.

__________________________________________________________

¹ Назову учебники Ж. Металлиди и А. Перцовской «Мы играем и поём», построенные на логичном материале и разумной методике.

_______________________________________________________________

Издание «Музыка в заметках» рекомендует книгу В. П. Середы «Дорога к музыке. Повесть о детстве и юности» , которая вышла в издательстве Ridero. Автор, чьё детство пришлось на тяжелые годы войны и послевоенное время, рассказывает о впечатлениях своей непростой жизни, о встречах с разными педагогами и попытках осмысления их педагогики, об интуитивном поиске своего собсвенного пути в музыке. Здесь вы найдёте также размышления об укоренившейся системе преподавания сольфеджио и способах преодоления её недостатков.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?