Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое уникальный перфоманс. Что значит перфоманс? Перфоманс Олега Кулика и Марины Абрамович

11Авг

Перформанс – это форма современного искусства, которая характеризуется активностью и эфемерностью, а не статичностью и постоянством. Данное искусство призвано непосредственно привлекать аудиторию как за счет общей картины происходящего, так и за счет действий творца.

Что такое ПЕРФОРМАНС — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Перформанс – это нестандартное выступление (действие ), которое сочетает в себе довольно странные, интригующие или шокирующие публику события. В качестве примера самых нашумевших перформансов, можно привести панк молебен «Pussy Riot» или Петра Павленского, который прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке на Красной площади. Таким образом можно сказать что перформанс за счет своей шокирующей составляющей призван вызывать и создавать .

Суть перформанса.

Данный вид искусства призван вызывать очень сильные чувства со стороны аудитории. К перформансу часто прибегают в тех случаях, когда автору необходимо распространить и обнародовать какую-то важную идею или проблему. Хотя, встречаются ситуации, когда перформанс выступает в качестве развлечения. К примеру человек, может каким-то необычным образом играть на музыкальном инструменте посреди улицы. Это тоже можно считать перформансом.

Перформанс и история.

Сам термин был придуман в 1960-х годах, но корни движения относятся к рубежу прошлого века. Идея искусства, восходит к иконоборцам-футуристам и конструктивистам, которые работали в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Вдохновленные стремительным темпом технологических изменений, эти художники часто работали в альтернативных СМИ. Они использовали нетрадиционные методы, чтобы вызвать реакцию со стороны аудитории.

Что значит слово перфоманс? В переводе с английского это значит « представление, постановка». Это очень обширное понятие, которое можно применить практически к любой публичной акции. Чаще всего перформансы организуют не на профессиональной театральной сцене, а прямо на улице, среди прохожих. Также в отличие от спектаклей, которые требуют продолжительных репетиций, перформансы предполагают неожиданные действия актеров и импровизацию

Квесты в реальности могут проводиться в любом формате: на домашних праздниках, в кафе с целенаправленным набором участников, в качестве треннингов для сплочения коллектива, как игра на дне рождения ребенка.

Отличие от квеста

Многие компании, занимающиеся организацией квестов, предлагают также пройти перформанс, который сочетает положительные стороны квестов и театрализованного представления, где главные герои - сами участники.
Чаще всего современные перфомансы встречаются на хоррор-тематику, а в последнее время стали развиваться проекты в стиле фэнтези или постапокалипсис. Новичкам советуют обратить внимание на представления, где контакт с актером на «лайт» уровне, чтобы не испортить первое впечатление о подобных развлечениях.

В чем заключается разница между перформансом и квестом?

  • Во-первых, финал игры для участников до последнего момента остается загадкой, в отличие от квеста, когда герои знают, что через час они найдут долгожданный ключ.
  • Главной фишкой перфоманса являются актеры, которые ведут действие игры, взаимодействуют с участниками посредством диалога или прикосновения.
  • Участникам не придется ломать голову над множеством логических задач; актеры ставят главной целью вызвать определенные ощущения и эмоции у героев с помощью атмосферы и спецэффектов.
  • Участников не покидает ощущение реальности происходящего благодаря непревзойденной импровизации актеров.

Вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления - акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?

Для начала разберемся, перфоманс - что короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. От театра его отличает то, что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ними персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства - центральная роль человека, его представляющего. Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс - что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.

Ближайшие соратники такого рода представления - акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики. Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.

Акционизм - направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант - наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем. Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них - «выходка» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем.

Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций. Пожалуй, единственным достойным судьей в этом споре станет время, которое расставит все по своим местам. Давайте немного подождем…

ПЕРФОРМАНС

ПЕРФОРМАНС

(performance - англ.: исполнение)

публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с “искусством для искусства” за П. закрепилась характеристика “акт ради искусства”) ; худож. сверхзадачей - утверждение идентичности творца.

П. как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринет-ти в манифесте “Мюзик-холл”, 1913 , концепция “театра неожиданности”, профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью) , дадаизм, хэппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения “Флюксус” и япон. группы Гутай.

Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.) , то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - “концептуальное шаманство” И. Бейса, “живая скульптура” Гилберта и Джорджа.

П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобр. “театр памяти”, то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L"Acte pour 1"art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1"art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

Перформанс

(англ. performance - исполнение) Публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органические свойства П. Его эстетической спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творческого акта как такового (по аналогии с «искусством для искусства» за П. закрепилась характеристика «акт ради искусства»); художественной сверхзадачей - утверждение идентичности творца. П. как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 70-е гг. XX в. К его художественно-эстетическим предшественникам принадлежат русский и итальянский футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте «Мюзик-холл» 1913 г. концепция «театра неожиданности», профанирующего классическое искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), дадаизм, хзппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетическая поэзия К.Швиттерса, театр жестокости А.Арто, а также Творческий опыт движения «Флюксус» и японской группы Гутай. Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, рискованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - «концептуальное шаманство» Й.Бойса, «живая скульптура» Гилберта и Джорджа. П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобразный «театр памяти», то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978;

Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984;

Labelle-Rojoux A. L"Acte pour l"art. P., 1988;

Groupes, mouvements, tendances de l"art contemporain depuis 1945. 2 ed. P., 1990.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .

Перформанс

performance - англ. : исполнение, представление.

публичное создание Артефакт а по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с “искусством для искусства” за П. закрепилась характеристика “акт ради искусства”); худож. сверхзадачей - утверждение идентичности творца.

П. как один из ключевых феноменов искусства Постмодернизм а возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. Футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте “Мюзик-холл”, 1913, концепция “театра неожиданности”, профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), Дадаизм , Хэппенинг , Боди-арт , концептуальное искусство (см. Концептуализм), фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения “Флюксус” и япон. группы Гутай.

Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - “концептуальное шаманство” И. Бейса, “живая скульптура” Гилберта и Джорджа.

П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобр. “театр памяти”, то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит. : Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L"Acte pour 1"art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1"art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРФОРМАНС" в других словарях:

    - (английское performance спектакль, представление), направление в неоавангардистском искусстве 1970 80 х гг.: система действий исполнителя или исполнителей, рассчитанная на публичную демонстрацию (например, создание художественного произведения… … Современная энциклопедия

    перформанс - а, м. ст. фр. performance f.,> англ. Бурный успех. Сл. конца 19 в. Эрудит 1995. Перформанс, или перформэнс арт, .. объединяет как равноправные разные визуальные искусства: театр, танец. музыку, видео. поэзию и кино. Действие разыгрывается не в … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (перфоманс) (англ. performance букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изо искусства и театра. Ему предшествовали живые картины, но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности… … Большой Энциклопедический словарь

    - (перфоманс) (англ. performance, букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины» (см. ЖИВЫЕ КАРТИНЫ), но окончательно он сложился в акциях представителей… … Энциклопедический словарь

    - [англ. performance исполнение, действие] 1) театр. представление, спектакль; трюки; 2) лингв. употребление языка, языковое (речевое) действие. Противоп. КОМПЕТЕНЦИЯ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 акционизм (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Перформанс (англ. performance исполнение, представление, выступление) форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу… … Википедия

    - (англ. performance – исполнение), вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра. Прообразом перформансов были представления «живых картин». Художник и (или) подготовленные им участники представляют… … Художественная энциклопедия

    перформанс - перф орманс, а … Русский орфографический словарь

    перформанс - вид визуального искусства, в котором произведением являются любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книги

  • Течения в искусстве. От импрессионизма до наших дней , Джорджина Бертолина , Данный том энциклопедии является логическим продолжением книги "Стили в искусстве" и охватывает все многообразие процессов, которые происходили в мире художественного творчества, начиная с… Категория:

Перфоманс, стоит обратиться к авторитетным источникам. Согласно словарю живописных терминов, перфоманс (от англ. performance – «выступление», «исполнение», «игра», «представление») – короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой художественной галереи, музея или на открытом воздухе.

Эта форма современного искусства в конце 1960-х годов, вобрав в себя элементы театра, поэзии. Но при всей своей эклектичности перфоманс имеет ряд особенностей, которые делают его вполне самостоятельным явлением сегодняшней культурной жизни.

Отличительные черты перфоманса как формы искусства

Перфоманс является спланированным действом. Он предполагает наличие определенного сценария, в котором может быть продумано все, включая малейшие движения. Действие становится похоже на игру, правила которой определяет сам художник.

Особое значение в действии отводится художнику. Автор перформанса примеряет на себя роль некого персонажа и выбирает определенную поведенческую модель, которая помогает выразить замысел представления.

При этом предполагается невовлеченность зрителя в процесс. Сторонний человек не становится частью художественного действия, а остается наблюдателем.

Перфоманс протестует против традиционных художественных принципов, не требует от зрителя восприятия с позиций привычного искусства. Действие зачастую имеет ироничное, пародийное начало, нацелено на эпатаж. Тем самым выражается радикальная эстетическая позиция художника.

Известные перфомансисты и их работы

Одним из самых знаменитых перформансистов современности является югославская художница Марина Абрамович. Свой творческий путь она начала в конце 1960-х. К этому периоду относятся первые эксперименты со звуком и пространством. Однако настоящую славу ей принесли совместные работы с голландским перформансистом и фотографом Уве Лейсипеном, более известным под псевдонимом Улай.

Яркий пример совместного творчества Абрамович и Улая – перфоманс «Отношения во времени». Художники, расположившись друг к другу спиной, сплели свои волосы и находились в таком положении 16 часов. Все это время в зале галереи не было никого, кроме ее сотрудников. В начале 17-го часа, когда Марина и Улай уже были изрядно утомлены, в зал пригласили зрителей. Художникам удалось продержаться еще час, после чего представление было завершено.

Связанная статья

Популярным жанром современного творчества стал перфоманс. Перфоманс – это вид искусства, при котором художественное произведение состоит только из действий актеров в определенное время и в определенном месте.

Перфоманс впервые появился в 1952 году. Основоположником данного направления искусства считается Джон Мильтон Кейдж, который исполнил на сцене «4 минуты и 33 секунды тишины».

Действие вне времени и пространства

Данная форма выступления появилась в результате уличных выступлений футуристов, театра Баухауза и клоунады дадаистов. Суть заключается в преодолении пространства картины.



В результате творчества многих художников, таких как Крис Бурден, Йозеф Бойс и многих других в 60-е гг. прошлого столетия перфоманс стал новым направлением в мире искусства и творчества. Однако на Западе он просуществовал недолго, и к концу 80-х годов развитие концептуального действия полностью прекратило свое существование.

  • Для западного человека перфоманс стал жанром сумасбродства и искусственной игры, где художник волен начать и закончить действие в любой благоприятный для него момент.

В настоящее время приверженцами данного стиля являются американский историк Стивен Коэн, сербский Марина Абрамович и некоторые российские , такие как Олег Кулик, Елена Ковылина и многие другие.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?