Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Боровиковский биография. Женские образы в портретах художника боровиковского Боровиковский портреты

    Род. в г. Миргороде, нынешней Полтавской губернии, 24 июля 1757 г., ум. 6 апреля 1825 г. Отец его, старожил Миргорода, значковый товарищ Лука Боровик (одинаково писавшийся Боровиком и Боровиковским, также как Лукой и Лукьяном, ум. в 1775 г.)… … Большая биографическая энциклопедия

    Владимир Лукич Боровиковский Портрет работы Бугаевского Благодатного Дата рождения: 1757 Дата смерти: 1825 Национальность: укр … Википедия

    - (1757 1825) российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (М. И. Лопухина, 1797). С 1800 х гг. испытал влияние классицизма (А. Б.… … Большой Энциклопедический словарь

    Боровиковский (Владимир Лукич) художник исторической, церковной и портретной живописи, родился в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в… … Биографический словарь

    Русский и украинский художник портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства… … Большая советская энциклопедия

    - (1757 1825), русский и украинский художник. Портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев; с конца 1788 в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И … Художественная энциклопедия

    Боровиковский Владимир Лукич - (1757—1825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). Академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1757 1825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1757 1825), живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М. И. Лопухина», 1797). Суховато сдержанные работы Боровиковского 1800 х гг.… … Энциклопедический словарь

    Боровиковский, Владимир Лукич - В.А. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797. Третьяковская галерея. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757 1825), российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритма с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) был одним из самых талантливых художников конца XVIII - начала XIX века. Его портреты, нежные, сентиментальные и пышные, парадные, раскрывают нам дворянскую культуру этого времени, когда проливали слезы над «Бедной Лизой» Н. Карамзина, читали шутливую «Жизнь Званскую» Г. Державина, восторгались новым слогом, которым стал писать А. Пушкин.

Детство и юность

Будущий художник родился в Малороссии в шумном Миргороде, в семье казака Луки Боровика. Весь клан Боровиковских служил в Миргородском полку. Не стал отступать от семейной традиции и Владимир Лукич. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы. Именно с икон начинал и сам Владимир. Но в 1787 году, когда Владимиру Лукичу было уже тридцать лет, Екатерина II отправилась в Крым. Киевской губернии, поэт XVIII в. В. Капнист пригласил Боровиковского расписывать помещение, в котором должна была остановиться императрица. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом.

Северная столица

Первые десять лет, по рекомендации, Владимир Лукич проведет в гостеприимном и шумном доме архитектора В нем собирается культурный цвет столицы. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе - сентиментализмом. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. Все жадно впитывает Боровиковский. Художник берет уроки в мастерской И.Б. Лампи. Среди первых работ можно выделить портрет

Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Она не жеманничает. Не кокетничает, а просто спокойно и приветливо смотрит на зрителя большими Молодая женщина нежна и мечтательна.

Первые портреты

Непринужденно пишет Боровиковский. Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Такова

Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас, изображая собой пастушку. В руке она держит символ богини любви - яблоко. Сияют, блещут перламутром краски, сверкает весельем юное свежее личико, задорно вздернут курносый носик. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Сияющую молодость написал Боровиковский. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности.

Лирическое произведение

В столице пробежало семь лет жизни, и перед нами - зрелый Боровиковский. Художник создает лирическую поэму. Нет, пожалуй, элегию Марии Ивановне Лопухиной, где молодая женщина и природа сольются в единое целое.

Ее поза совершенно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Гармония создается всем строем портрета - линии певучи и плавны, положение руки повторяет форма ветки дерева над молодой женщиной. Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками, играет свет и тень. Еще немного - и зазвучат волшебные звуки музыки. Спустя сто лет посвятит портрету проникновенные строки. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В.Л. Боровиковский. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера.

Мужской портрет

Екатерининский вельможа привлек живописца своим незаурядным умом.

Дмитрий Прокофьевич Трощинский вышел из самой простой семьи писаря. Учился он в а в итоге стал статс-секретарем Екатерины Великой. Со всеми орденами и регалиями, овеянным славой суворовских походов, мужественным изобразил его художник. С большим реализмом написано его суровое и энергичное лицо.

Г. Р. Державин

Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. Первый раз, когда поэт занимал государственные должности и был полон энергии, которой хватало и на работу губернатором в Карелии, и на поэтическое творчество. Второй раз - уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. Этот портрет представляется более интересным. В нем нет кабинетного антуража. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу.

В парадном алом мундире с орденами св. Александра Невского, св. Владимира, св. Анны и св. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Наступила осень жизни. И поэт с достоинством ее встречает, а вскоре он увидит своего юного преемника, который перевернет всю русскую словесность и обрадуется встрече с ним. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Достойная старость.

В своей мастерской

Уезжая из России, И.Б. Лампи, учитель Боровиковского, передает ему свою мастерскую. В ней художник будет жить и работать, покинув дом Львовых. Он выработал уже свою технику, которую до конца дней будет оттачивать, передавая свое мастерство ученикам. А самым любимым у него был А.Г. Венецианов, который увлечется работой в собственном имении и будет писать своих крестьян. Но это потом, позже.

Техника и приемы живописца

Художник Боровиковский Владимир Лукич за 38 лет работы создаст бесчисленное количество портретов. Он научился легко и прозрачно писать, выстраивать композицию. Но главное внимание он обращал на внутренний мир человека, на его личные неповторимые черты. Все служило только рамой для лица - и поза, и положение рук, и пейзаж. К особенностям его письма можно отнести особые переливы, перламутровость красок, которые соединялись у него с академической точностью рисунка.

На шестьдесят восьмом году жизни умер художник Боровиковский. Биография его наполнена неустанной работой, встречами с друзьями, которые зачастую были и его заказчиками. Не потому ли от его портретов исходит любовь и тепло.

Владимир Лукич Боровиковский

Художник Владимир Лукич Боровиковский родился в июле 1757 года в городе Миргороде, в семье иконописца Луки Ивановича Боровиковского. Дядя Владимира Боровиковского был иконописцем, иконописцами, впоследствии, стали и братья художника.

Первым учителем живописи будущего художника стал его отец, однако Владимир Лукич выбрал иную стезю – поступил в Миргородский казачий полк и почти десять лет отдал воинской службе, дослужился до чина поручика и подал в отставку.

Выйдя в отставку Владимир Боровиковский с увлечением расписывает местные храмы, пишет иконы. В этот период художник знакомится с поэтом и драматургом В.В. Капнистом, которому расписывает дом в Кременчуге. Этот дом посетила императрица Екатерина II и была поражена убранством дома. Художника представили Екатерине и императрица повелела Боровиковскому быть в Санкт-Петербурге.

В 1788 году Владимир Лукич переезжает в столицу, некоторое время живет в доме Н.А. Львова, который знакомит живописца с Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым, И.И. Хемницером и Д.Г. Левицким, который становится первым настоящим учителем живописи будущего портретиста.

Творчество художника – это, в основном, камерный портрет. В женских образах – камерный сентиментальный портрет, в котором художник стремится не только к сходству с оригиналом, но и к поиску идеала женской красоты. Не красоты внешней, а красоты духовной.

В 1795 году Боровиковский был удостоен звания академика, в 1803 году – советника Академии художеств.

В последние годы Владимир Лукич вернулся к религиозной живописи, написал несколько икон для ещё строящегося Казанского собора, писал иконостас для церкви смоленского кладбища, давал уроки живописи начинающим художникам, стал учителем для Алексея Венецианова.

Умер художник в апреле 1825 года, его прах был погребен на Петербургском Смоленском кладбище. Всё своё имущество Владимир Лукич Боровиковский завещал нуждающимся.

Картины художника Владимира Лукича Боровиковского

Портрет императрицы Екатерины II в парке Портрет Е.Н. Арсеньевой Портрет генерал-адъютанта графа Петра Александровича Толстого Анна Сергеевна Безобразова Портрет Е.В. Родзянко Портрет Павла Семеновича Масюкова Портрет Павла I Портрет князя А. Б. Куракина Портрет императрицы Марии Фёдоровны Портрет Елены Александровны Нарышкиной Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми Портрет великой княжны Марии Павловны Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой Портрет великой княгини Елены Павловны Портрет княгини К.И. Лобановой-Ростовской Портрет Варвары Алексеевны Шидловской Портрет Тёмкиной Лизы Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Владимир Лукич Боровиковский завершает плеяду крупнейших художников - портретистов 18-го века. Старший сын украинского мелкопоместного дворянина, добывал средства на существование вместе с отцом - иконописью и первые уроки получил у него. Впервые он обратил на себя внимание в Кременчуге, где выполнял в соборе росписи к приезду царицы ЕкатериныII. Это дало ему возможность отправиться учиться в Петербург, где он брал уроки у Левицкого.
Боровиковский был мастером религиозной живописи, однако, славу ему принесли портреты высочайших особ и петербургской знати. У него много камерных, интимных портретов, и даже в парадные портреты он вносит нотки камерности, даже сентиментальности.

Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник написал его вариант. Так возникли два почти одинаковых портрета ЕкатериныII, один из которых - с Румянцевским обелиском на фоне - находится в Русском музее, а другой - с Чесменской колонной - в Третьяковской галерее.
Портрет Екатерины интересен новизною замысла. Императрица изображена не в блеске царских регалий, как у большинства художников XVIII века, и не мудрой законодательницей, как в знаменитой картине Левицкого, а "казанской помещицей"(как она любила себя называть), совершающей утреннюю прогулку по своей усадьбе - Царскосельскому парку. Ей 65 лет, из-за ревматизма она опирается на посох. Ее одежда подчеркнуто неофициальна: одета в пальто, украшенном кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец. Лицо написано обобщенно, смягчая возраст императрицы, на нем выражение снисходительной доброжелательности. У ног ее резвится собака. И хотя Екатерина представлена почти в домашней обстановке, поза ее полна достоинства, а жест,которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен. Екатерина не была в восторге от портрета и не выкупила его, однако, Боровиковский внес этим портретом еще один штрих в образ великой русской императрицы.
Следует сказать, что портрет Екатерины нашел своеобразное отражение в русской литературе. Он невольно вспоминается при чтении "Капитанской дочки" Пушкина. Пушкин несомненно воспользовался картиной Боровиковского при описании встречи Марьи Ивановны с императрицей: "Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: "Не бойтесь, она не укусит". И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось леи сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую."

Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Твердая осанка, исполненная выразительности. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. Рука его демонстративно указывает на бумаги и рукописи, лежащие на столе, они говорят о деятельности Державина в Сенате и о занятии поэзией. Портрет парадный, в нем Боровиковский возвеличивает неповторимую личность Державина, значительность его фигуры.

На портрет изображена Екатерина Николаевна Арсеньева, дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева. Это очень радостный портрет. В уютном уголке сада, на фоне зелени парка, изображена веселая юная девушка с яблоком в руке. Она очаровательна и жизнерадостна, подвижна и целеустремленна. Чувствуется, что девушка полна ощущения счастливой молодости, легкости бытия. Художник показал ее яркий, дерзкий характер, умение свободно, полной грудью вдыхать прелесть природы и саму жизнь.
Весь облик девушки очень русский: круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, узкие, чуть раскосые глаза.
Колорит картины гармонично объединяет образ девушки и окружающую ее природу.

Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая, изображена в возрасте 23 лет. На фоне пейзажа — колосьев, березок и васильков, символизирующих сельскую простоту, легким певучим силуэтом рисуется нежная фигура юной женщины в простом белом платье с локонами, небрежно ниспадающими на плечи. Тихая дремлющая природа навевает ей сладкие грёзы, приятные мечты, а может быть, легкую грусть. Томная полуулыбка скользит по чуть припухлым губам, тяжелые веки слегка приподняты над задумчивыми, чуть грустными глазами, небрежно опустилась нежная рука. Бледный колорит картины еще более усиливает впечатление мягкой задумчивости, придает образу поэтическую одухотворенность.

Красота Лопухиной в свое время пленила императора ПавлаI, была его фавориткой, а когда она вышла замуж, он устроил должным образом судьбу молодой четы.

Известно, что сам Боровиковский не был равнодушен к обаятельной Лопухиной и свои чувства сумел передать в портрете. Известно также, что через год после написания портрета она умерла от чахотки.

Поэт Яков Полонский написал такие строки под впечатлением от портрета:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз, и той улыбки нет, что молча выражали

Страданья, тень любви, и мысли, тень печали, но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела и будет этот взгляд, и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать, уча его любить, прощать, страдать, молчать.

На семейном портрете графиня Анна Ивановна Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. Все трое позируют перед нами, демонстрируя свою любовь друг к другу, а равно их общую любовь к умершему сыну и брату - это его портрет в миниатюре в руках у младшей сестры.
Картина Боровиковского - трогательное и поучительное зрелище семейных добродетелей. Если же пристальнее вглядеться в лица изображенных, чувствуется наблюдательность художника. Графиня Безбородко была не только нежной и заботливой матерью, но и рачительной хозяйкой, властной, несколько грубоватой, в это время уже немолодой женщиной. У ее старшей дочери Любови худощавое, болезненное лицо. У младшей - Клеопатры - лицо некрасивое, своенравное и полное живости. Дальнейшая жизнь этой молодой девушки сложилась не совсем обычно. Одна из богатейших невест в России, имевшая приданое в десять миллионов, она вскоре вышла замуж за князя Лобанова-Ростовского. Супруги не сошлись характерами и разъехались. Клеопатра Ильинична была настолько расточительна, что под конец жизни не только истратила все свое огромное состояние, но объявила себя несостоятельной в пяти миллионах.
И все-таки при пристальном взгляде на картину, большой любви и нежности между матерью и дочерьми нет, скорее они демонстрируют эту любовь, но все смотрят не друг на друга, а в разные стороны.

В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Павел на картине в торжественном одеянии, в котором он желал себя видеть на парадном портрете. Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозданного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Далматик из белого бархата - древняя одежда византийских императоров. Это именно парадный портрет, говорящий о положении человека, о чем говорят и все его аксессуары. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка.

Всемогущий князь, Александр Борисович Куракин, любимец Павла I изображен в парадной одежде, в горделивой позе, торжественной обстановке. Фаворит любил пышность. Недаром его прозвали "бриллиантовым князем". Его дом по установленному там штату и церемониалу напоминал императорский двор в миниатюре. Его наряды поражали роскошью. Один из его парадных кафтанов был так густо расшит золотом, что однажды буквально спас жизнь своему владельцу: попав в пожар, Куракин не получил сильных ожогов только благодаря "золотой броне" своего кафтана. Спесив и важен был Куракин до чрезвычайности и не зря недруги за глаза звали его "павлином". Это был опытный царедворец, хитрый и изворотливый, стихией которого были придворные интриги.
Портрет Куракина - один из самых блестящих парадных портретов в русской живописи. Нарядная одежда, украшенная золотым шитьем. разнообразные ленты и сверкающие бриллиантами звезды орденов, брошенная на кресло мантия, колонны и драпировки, Михайловский замок на фоне - все это создает в портрете обстановку чрезвычайной пышности. А надо всем этим великолепием доминирует лицо Куракина - хитрое и властное, с любезной и горделивой улыбкой.

В начале XIXвека Боровиковский создал одно из своих лучших произведений - портрет сестер Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных. Они принадлежали к богатому и знатному княжескому роду. Особенно процветали Гагарины при Павле I, когда родной брат княжон Гагариных женился на фаворитке императора Лопухиной.
Художник представил сестер Гагариных музицирующими. Младшая играет на гитаре, одном из любимых инструментов того времени, старшая сестра держит нотный лист.
Позы молодых девушек изящны и немного изнеженны, жесты легки и грациозны. Одежды, по моде того времени несколько напоминающие античные хитоны, падают плавными классическими складками, более мелкими у младшей сестры и более крупными, монументальными у старшей.
Изысканны цветовые сочетания в картине: голубовато-белое и серое платья, коричневая гитара, лилово-розовая шаль, голубое небо и темная зелень деревьев. Лица девушек объединены семейным сходством и общим настроением "нежной мечтательности". В то же время можно заметить, что у младшей княжны лицо менее правильное, но живое и насмешливое, а у старшей - более классическое, но чуть расплывшееся, с большими томными глазами.

Боровиковский отлично владел техникой миниатюрной живописи: особенно это чувствуется в очень тонкой моделировке лица изображенного. Фигура легко и непринужденно вписана в круг, линии сочетаются в мягком ритме.
Близкими к миниатюрам по своему характеру были небольшие портреты, написанные масляными красками на металлических пластинках, картоне или дереве. Боровиковский много работал в этом жанре, в котором он написал камерный портрет молодых девушек - Лизаньки и Дашеньки.
Девушки одеты и причесаны по моде, бытовавшей в дворянском кругу. Лиза и Даша - дворовые девушки князя Львова, превосходные плясуньи.
Перед нами идиллическое, несколько манерное изображение двух юных грациозных девушек, прильнувших друг к другу с чувством "чистой и нежной дружбы", которую часто воспевали поэты той поры. Это настроение подчеркивают и светлые тона, и гармоничный, музыкальный ритм линий, и тонкая моделировка лиц, и мягкая живописная манера.

Перед нами портрет известного чиновника, министра Дмитрия Прокофьевича Трощинского. Судьба этого человека сложилась необычно. Сын войскового писаря, учившийся грамоте у дьячка, он к концу жизни дослужился до поста министра и был назначен членом Государственного совета, достигнув вершины служебной лестницы.
Трощинский был человеком "отличною твердостью и редким в делах государственных искусством одаренным". Написанные им документы и указы по ясности мысли и четкости изложения стоят в ряду лучших произведений делового слога того времени. Характер у него, по-видимому, был нелегкий. По словам одного из современников, Трощинский всегда "казался "старее своего возраста, "имел вид несколько угрюмый. Друзьям был друг, а врагам враг".
Портрет работы Боровиковского может служить своеобразной иллюстрацией к этой словесной характеристике, настолько художник проник в характер Трощинского. На портрете у Трощинского широкое лицо с неприветливым взглядом и твердыми очертаниями рта.В нем угадывается ясный ум и настойчивая воля. Чувствуется и угрюмая настойчивость человека, вышедшего "из низов", который ничего не получил "по праву рождения", а всего добился сам. Есть в Трощинском и важность сановника, гордое сознание собственной значительности и властность крупного чиновника, привыкшего распоряжаться людьми.

Перед нами опальный перс Муртазы-Кули-Хан, о котором Екатерина II так писала в одном из своих писем: "Приблизительно около месяца у нас гостит персидский принц Муртаза-Кули-Хан, лишенный братом своим Ага Магометом владений и спасшийся в Россию. Это человек добродушный и предупредительный. Он попросил осмотреть Эрмитаж и был там сегодня в четвертый раз; он провел там три или четыре раза подряд, рассматривая все, что там находится, и смотрит на все как настоящий знаток, все, что наиболее прекрасно в каком бы то ни было роде, поражает его и ничто не ускользает от его внимания". Возможно, Екатерина смогла увидеть в персидском госте больше, чем Боровиковский, но и положение их было неравное. Императрицу Муртаза-Кули-хан старался расположить в свою пользу, а перед художником позировал чуждый и непонятный ему человек, восточный властелин, привыкший скрывать свои чувства. И все же Боровиковский подметил выражение грусти и пресыщенности на его умном и тонком лице. Но живописца прежде всего увлекла экзотичность облика персидского принца - его бледное лицо и черная борода, выхоленные руки с розовыми ногтями, величавая поза и, наконец, роскошное одеяние с причудливым сочетанием атласа, парчи, сафьяна, меха и драгоценностей.
Красота и изысканность цветовой гаммы, торжественность и монументальность композиции делают портрет Муртазы-Кули-Хана одним из лучших образцов парадного портрета в русском искусстве.

А вот еще один шедевр Боровиковского - портрет Скобеевой. Дочь кронштадского матроса, она еще девочкой попала в дом Д.П.Трощинского, который воспитал ее как дворянку и сделал своей любовницей. Уезжая на ревизию в Сибирь, Трощинский отправил молодую женщину в свое смоленское имение, подальше от соблазнов светской жизни. Вряд ли он мог предположить, что там его возлюбленная познакомится с местным помещиком Скобеевым и выйдет за него замуж, приобретя тем самым права дворянства.
Работая над этим портретом. Боровиковский повторил некоторые приемы, найденные ранее. Поза женщины. ее белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке - все это как бы "скопировано" с портрета Арсеньевой. Однако такая одинаковость остается почти незаметной: столь различны образы. Вместо веселой, легкомысленной Арсеньевой перед нами энергичная женщина с крупными чертами лица, густыми черными бровями, строгим и решительным взглядом. Ощущается ее внутренняя собранность, незаурядный характер, ясная, целенаправленная воля.

Происходящий из небогатой казацкой семьи, Боровиковский Владимир Лукич (1757 —1825) появился на свет в Украине. Оба его брата и отец занимались религиозной живописью - они писали иконы для местных храмов. Немалый талант Владимира был заметен уже тогда, и кроме икон, сам Владимир пользовался популярностью и как талантливый портретист.

Настоящую же удачу ему принесли два аллегорических портрета, написанных для «путевого дворца» — одного из небольших, но роскошных имений, возведенных на пути императрицы Екатерины II в Крым. Архитектор, художник и музыкант Н.А. Львов, бывший в свите императрицы, обратил внимание на картины Боровиковского Владимира и нашел художника. Уже через год Владимир переехал в Петербург и первое время обретался в доме Львова и его семьи.

Быстро набравший популярность и клиентуру в Петербурге, Боровиковский никогда не зазнавался. Работал он очень много. Брался и за парадные портреты, и за «домашние сцены», и за иллюстрации к книгам и романам, и за копии, используя красивый багет для картин . «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. Репродукции картин Боровиковского Владимира отличаются мягкой цветовой гаммой, лиричным настроением и умением выразить характер изображенного на них человека, при этом подчеркнув именно лучшие его черты.

Работал Владимир Боровиковский до глубокой старости. Постепенно популярность его пошла на спад, художник сделался мрачен и хмур, перестал поддерживать переписку с друзьями, углубился в мистику и последняя серия его картин, альбомы с набросками - это своего рода «конспект» той мифологии и мистики, которую он изучал. Самой же последней его работой был иконостас в церкви Смоленского кладбища в Петербурге, где и похоронен художник Владимир Лукич Боровиковский.

Боровиковский известные картины

Портрет великой княжны Александры Павловны

Портрет великой княжны Елены Павловны

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?