Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

А зори здесь тихие сюжетный план. Тема: Война – самое бесчеловечное явление (по повести Б

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой. Одним из таких писателей является Борис Львович Васильев.

В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году работал по специальности инженером-испытателем боевых машин. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Б.Л.Васильев начал печатать свои произведения в 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.

Война в изображении прозаиков-фронтовиков -- это не столько героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный тяжёлый и кровавый труд, жизненно необходимый, и от того, как его будет выполнять каждый на своём месте, и зависела победа.

Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более женской природе. Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным. Женщина на войне - это неисчерпаемая тема. Именно этот мотив проходит через повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

Целью данной работы становиться определить художественное своеобразие произведения Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…». Для ее достижение необходимо решение следующих задач:

Изучить литературу, относящуюся к данной теме;

Выявить средства, с помощью которых создаются образы;

Выявить жанровые особенности произведения.

Изучаемая тема актуальна по причине необходимого отношения к данной проблематике. Проявляется читательский интерес подобному роду литературы. Важно понимания значимости данной темы как литературной единицы в общекультурном процессе. Новизна данной работы обусловливается не достаточным исследованием творчества Б.Л.Васильева. Объектом работы является повесть «А зори здесь тихие…». Предметом работы станет художественное своеобразие повести.

1. Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

2. Художественное своеобразие повести

По жанровому определению «А зори здесь тихи…» - повесть. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя. Жизнь главного героя мы узнаём из его собственных воспоминаний, которые ему навели «думы» после прибытия в его распоряжение молодых зенитчиц. Автор описывает жизнь Васкова немногословно, указывая лишь определённые жизненные события. Федот Ефграфович рано лишился отца. Вынужден был идти работать, окончив только 4 класса школы. Несмотря на все тяготы «устоял». Женился, ушел воевать в финской. Васков считал свою жизнь спокойной, здесь на 171-м разъезде. Но всё изменилось с новым прибытием: «покойно жилось старшине Васкову. Почти до сего дня спокойно. А теперь… Вздохнул старшина.»(148). Встретив в своей жизни молодых зенитчиц, наблюдая за ними и понимая, что их место не на войне, Федот Ефграфович стал более сентиментальным. Лишь однажды Васкову вспомнилось что-то нежное, доброе и счастливое из детства. Точнее приснилось. И это было связано с образом матери «а казалось, что лежит на печи…и маманю увидел: шуструю, маленькую, что много уж лет спала урывками, кусочками какими-то, будто воруя их у крестьянской своей жизни»(176)

В своей повести Борис Львович часто использует употребление противительных союзов «а» и «но». Даже название повести начинается с «а». Это даёт нам понять, что в произведении речь пойдёт о том, что противоречит тихим летним зорям. «А зори здесь тихие-тихие…» повторяются в тексте неоднократно. Так начинается 3 глава, в которой описывается ночное возвращение Риты. Именно в эту ночь она увидела диверсантов, что и послужило поводом похода группы в распоряжении Васкова. В следующий раз мы можем видеть это сочетание в период ночёвки героев в лесу «ввечеру сырой тут, а зори тихие, и поэтому слышно аж за пять вёрст»(178). По этой фразе мы можем судить всю напряжённость, нагнетающую атмосферу. Мы понимаем, что не далёк фатальный исход событий. Заканчивается повесть словами из письма студента «А зори здесь тихие-тихие, только сейчас и разглядел…»(246). Из них мы понимаем, как среди такого спокойствия могли воевать. Как это противоестественно нарушать гармонию, созданной самой природой жестокими и варварскими деяниями.

Есть, что-то противительное и в судьбах каждой из героинь. До войны все они мечтали, жили, любили…но наступила война. И они, совершенно разные, волею судьбы оказались здесь на 171-м разъезде. С другой стороны, употребление союза «а» даёт нам возможность детально рассмотреть судьбы героев. Автор, мастерски используя этот приём, за минимально возможный отрывок текста показывает внутренние переживания персонажей. Особенно ярко это видно в сцене после купания девушек перед диверсантами на примере Женьки Комельковой: «Женька потянула его руку, он сел рядом и вдруг увидел, что она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами, и ужас этот живой и тяжёлый, как ртуть.»(193)

В то же время Б.Васильев использует «а» как частицу, с помощью которой усиливается трагизм и осознание неизбежности. Автор, используя эту несамостоятельную часть речи, искусственно нагнетает какую-либо ситуацию, акцентируя на ней внимание читателя. Так, например, описывается довоенная жизнь Риты Осяниной «Рита была не из бойких…Просто они с лейтенантом Осяниным случайно оказались рядом…А потом школьные затейники организовали игру…А потом был общий фант…А потом стояли у окна. А потом…Да, потом он пошел её провожать.»(148) Здесь нам как бы автор показывает планомерное обыденное течение довоенной жизни Риты, а вместе с ней и многих других, похожих на неё девушек. И становится понятно, что вот таким девушкам пришлось столкнуться со страшной реальностью войны. «А тот берег молчал.»(192), «а время шло…»(218), «а подмога всё не шла и не шла»(221) - так автор передаёт мучительные и долгие ожидания развязки этой истории, надежды героев на спасение.

Особую роль в системе художественной выразительности Б.Л.Васильев отдаёт портрету своих героев. Портрет - описание внешности персонажа, играющее определённую роль в его характеристике; одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. Девушек он описывает глазами старшины Васкова, закоренелого вояки, который всю жизнь прожил «по уставу». Мы понимаем как нежно и трогательно и сам автор относится к зенитчицам. Из раздумий Васкова нам видно, что девушки не готовы воевать, они не созданы для войны, так как «сапоги на тонком чулке»(162) и « портянки намотаны словно шарфики»(162), а отправлялась эта «гвардия»(162): « винтовки чуть по земле не волочатся»(162). Особое место автор отводит такой портретной черте, как глаза, употребляет разнообразные эпитеты. Глаза отображают внутренний мир героя, его духовность и определяют характер. Так у Комельковой с одной стороны «глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца»(151), а с другой - «опасные глазищи, как омуты»(177), «неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица»(177). Если в первое определение принадлежит девушкам при знакомстве с Женей ещё до приезда на 171-й разъезд, то два другие являются примечаниями Васкова в момент опасности. Автор показывает как глаза одного и того же человека меняются в разные периоды жизни. Видно, как молодая девушка становится женщиной, а потом в минуту опасности представляет собой смертоносное оружие. И этому находится подтверждение, когда она расправляется с немцем, убившим Соню Гурвич «а тут ведь женщина по живой голове прикладом била, баба, мать будущая, в которой самой природой ненависть к убийству заложена»(212). Так же по глазам можно судить о Евгении, как о натуре отчаянной, открытой душой и неувядающей духом. Всю семью расстреляли у неё на глазах. Женька осталась жива благодаря одной эстонки, которая её спрятала. Но, несмотря на все жизненные перипетии, Евгения Комелькова всегда оставалась общительной и озорной.

Интересен образ Гали Четвертак «и глаза печальные, как у тёлушки: любого обвиноватят»(179). Она выросла в детском доме, но сознавать это не хотела. Галя постоянно жила в придуманном ей мире, постоянно находилась в мечтах, остальные девочки поддерживали её, не разоблачая подругу во лжи. Лишь однажды Рита резко сказала, что они знают про Галю всю правду. Это было в момент похорон Сони, а Галя «заплакала. Горько, обиженно - словно игрушку у ребёнка сломали…»(215). Б. Васильев показывает, каким ещё ребёнком наивным и чутким была Галя Четвертак. Как она хотела быть счастливой, иметь свой дом и родных ей людей. Жизнь на фронте она видела какой-то романтичной и интересной, именно поэтому она туда так стремилась. Но маленькую Галю не сразу взяли на фронт, она не отчаивалась и решительно шла к своей цели. Но попав на 171-й разъезд, в этот поход, увидев первые смерти, она осознаёт эту реальность и не хочет её принимать «она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть всё, вычеркнуть из памяти, хотела - и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнётом этого ужаса, ничего уже не соображая»(222).

Автор активно использует в своей прозе всевозможные средства выразительности. Одной из них является художественная деталь (фр. detail - часть, подробность) - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. Так в повести для раскрытия характеров героев Васильев использует костюм. Костюм - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. «Жил затянутая ремнём. На самую последнюю дырочку затянутая». Так автор пишет о Рите Осяниной. И сразу представляется человек, который строг к себе и окружающим. Так оно и оказывается. Рита, потеряв мужа, ушла на фронт, чтобы мстить «а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно»(150). В ней чувствуется эмоциональная сдержанность, она даже злится, когда другие веселятся, потому как считает подруг «зелёными»(150), которые ничего ещё не видели в жизни.

Совсем другой характер у Евгении Комельковой. Женька всегда находится в радушном настроении, она открыта всем душой и весьма оптимистична. «Красивое бельё было Женькиной слабостью. Молодое, лёгкое, кокетливое…»

По описанию Сони Гурвич сразу понимается, что она скромна, застенчива, выросла в семье интеллигентов « носила платья, перешитые из платьев сестёр. Длинные и тяжёлые, как кольчуги…Недолго, правда, носила: всего год. А потом форму одела. И сапоги на два размера больше»(206). Этим автор показывает, что Соня совсем не готова воевать. Это подчеркивается тем, как её воспринимает Васков. Его отношение к Сони читается в строках: «Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

В своей повести Б. Васильев, описывая героинь, показывает своё трепетное к ним отношение, уважение и жалеет каждую из них. Совсем другое отношение автора к образу врага. Здесь он не многословен. Враг у Васильева безличен, а значит и бездушен, всего лишь «серо-зелёные фигуры»(183), «…себя спасает, шкура фашистская. Плевать ему на умирающего, на приказ, на друзей… Да, не героем фриц оказался, когда смерть в глаза заглянула. Совсем не героем…»(233). Совсем по-другому описывается состояние во время боя девушек, которые не боялись умереть «бьют - значит живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!..»(237). Все эти слова пропитаны чувством гордости и любви автора, как и к своим героям, так и к родине. Читая эти строки, представляешь, как много нужно иметь внутренних сил, чтобы, превозмогая страх перед смертью, защищать себя и ближних.

«За соснячком лежал мшистый, весь в валунах пологий берег Легонтова озера. Бор начинался, отступя от него, на взгорке, и к нему вёл корявый березняк да редкие хороводы ёлок»(203). Так видел Васков место, где были диверсанты, где суждено погибнуть девушкам-зенитчицам. Туман «помогал»(227) прятаться вечерами героям от диверсантов, в то время, как и «ввечеру сырой тут, а зори тихие, и поэтому слышно аж за пять вёрст»(178). Надоедливые комары, которые постоянно досаждали Васкову в засаде «жрали комары, пили кровушку, а он даже моргнуть боялся»(232). Описание природы усиливает эмоциональный накал, как героев, так и читателя. Живо представляется картина весеннего холодного леса. Особенно яркая характеристика болота, когда погибает Лиза Бричкина: «Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом».

Автор использует элементы сентиментализма. Герой в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Пейзаж в произведениях получает эмоциональную характеристику - это не просто бесстрастный фон, на котором развёртываются события, а кусок живой природы, как бы заново открытый автором, прочувствованный им, воспринятый не умом, не глазами, а сердцем.

Заключение

Работая в традициях русской военной прозы, Васильев обогатил тематику новыми сюжетными коллизиями, впервые введя своих героев-фронтовиков в рамки времени исторического, показал диалектическое единство Времени и Пространства, расширяя, таким образом, рамки проблематики. Автор едва ли не первым, используя элементы сентиментализма и романтизма в литературе конца XX века, добивается эффекта катарсиса, когда, очищаясь слезами, негодуя во многом от неожиданной смерти героя, истово скорбя о нем, читатель в конечном итоге приходит к мысли, что добро неуничтожимо, а хороших людей все же большинство.

Временное пространство васильевской прозы часто организует причинно-следственную и психологическую связь событий, образуя сложное их переплетение. Писатель целенаправленно выражает неразрывность цепи временных пластов в судьбе человека, взаимоотношения макро- и микромиров, показывает и объясняет как личность во времени, так и время в ней. Через художественное "автобиографическое пространство" автор фиксирует стремительность и глубину происходящих событий, диалектику чувств, внутренних переживаний героев, их духовно-нравственное прозрение. Авторское время -- действенная форма выражения внутренней концепции и художественно-эстетической позиции.

Б.Л.Васильев с помощью многообразия художественных средств, через созданную им систему образов в своей повести «А зори здесь тихие…» показал влияние на человеческую судьбу трагизма войны. Бесчеловечность и противоестественность подчеркивается образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней «положил ведь я вас, всех пятерых положил...»(242). Васильев «убивает» девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны. Женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей, они готовы отдать последние силы. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы»(241).

Каждая из этих девушек « могла нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом»(214). В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне.

Б.Л. Васильев, вспоминая первые свои годы на фронте, рассказал в интервью газете «Мир новостей»: «Утром нас разбудил оглушительный грохот, горел город…мы кинулись к лесу, из девяти ребят добежало четверо…начали бомбить и расстреливать людей. Я увидел картину, которая продолжает меня мучить в кошмарных снах и сегодня: женщины и дети, прижатые к земле, роющие её руками, пытающиеся спрятаться…». Разве не в этих словах отражается отношение писателя-фронтовика, да и просто человека ко всей чудовищной сущности войны? Надо знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и помнить о тех девчонках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», которые смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль. Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» была переведена на 26 языков мира, что свидетельствует о высоком читательском интересе. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в сердцах и литературе.

Список использованной литературы

1. Васильев Б. А зори здесь тихие…-М.: Эксмо, 2011.

3. Б.Васильев. Чтобы помнили //Мир новостей, 2003.- 14(1005)

4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

5. Бахтин М. М. Тетралогия. М., 1998

6. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983

7. Гуральник 3. Поэтика военной прозы Б. Васильева в историко-литературном контексте 60--70 годов. --Диссертация. --Л.,1990. -- С. 19.

8. Поляков М. Риторика и литература. Теоретические аспекты. - В кн.: Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978.

9. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы.-М.: Просвещение, 1978.

10. Малый академический словарь. -- М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957--1984

11. Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Нравственная проблема формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие". История жизни и гибели пяти девушек-зенитчиц; колорит и гамма чувств персонажей, их вклад в приближение Победы.

    сочинение , добавлен 06.10.2012

    Великая Отечественная война - бессмертный подвиг советского народа. Отражение правды войны в литературе. Героическая борьба женщин с немецкими захватчиками в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…". Трагедия военного времени в романах К. Симонова.

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Борис Львович Васильев - советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателя. Кадры из к/ф "А зори здесь тихие…". Экранизация повести. Книги, написанные Б.Л. Васильевым.

    презентация , добавлен 09.04.2012

    Особенности работы Чехова над повестью "Три года". Эволюция творческого жанра от "романа" к повести. Описание системы образов в повести "Три года", ее художественное своеобразие. Литературные приемы, используемые писателем для раскрытия образов героев.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера "Роман с Европой". Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера "пражского" периода.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2016

    Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари "Приключения Чиполлино". Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.

    анализ книги , добавлен 07.04.2017

    Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского "Дядюшкин сон". Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского "Дядюшкин сон".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2007

    Биографии Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева. Место проиведений в творчестве писателей. История содания романа и повести. Место действия. Прототипы героев. Новаторство писателей и дань классике. Женские образы в романе и повести. Взаимоотношения героев.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Отражение становления человеческой личности в повести "Кадеты". "Юнкера" как обзор второй ступени подготовки будущих офицеров. История создания повести "Поединок". Художественное мастерство Куприна, своеобразие стилистики и языка его произведений.

Тема. «Война - не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)

Цель

системы образов;

завоевано счастье победы.

Оборудования

Эпиграф к уроку

А. Твардовский, 1965.

Ход урока

Разве хотела ты нашей смерти,

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое -

Горе твое - это наше горе,

Правда твоя - это наша правда,

Слава твоя - это наша слава,

I . Слово учителя.

А что такое война? (война - это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод)

О суровой В.О. войне 1941-45 г.г. мы, новое поколение, судим лишь по рассказам наших дедов, прадедов, по кинокартинам да по книгам, а их немало. («Они сражались за Родину» М. Шолохова, реж. Бондарчук; «20 дней без войны» К. Симонова - реж. А.Герман; «Судьба человека», «Горячий снег», «17 мгновений весны» и т.д.)

Так уже случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

(чтение эпиграфа урока)

II

(инсценировка эпизода)

2) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Женя Комелькова - яркая красота, которой восхищаются и мужчины, и женщины, друзья и даже врачи. Своеобразие Риты Осяниной - в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной - это близость к природе, открытая сердечность. Особенна галка Четвертак - способность преображать действительность, неуемность фантазии)

У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты Осяниной - гибель на второй день войны мужа. У Жени Комельковой - «маму, сестру, братишку - всех из пулемета уложили». У Сони Гурвич - дружная и большая семья в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной - несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».

У Гали Четвертак - неосуществленные фантазии.

Знакомя с Васковым, Б. Васильев прибегает к прямой характеристике, прямой речи, экскурсом в прошлое героя. Прошлое старшины многое объясняет в нем, сегодняшнем. Прежде всего, считая «большой помехой, что человек он без образования», хоть и не его вина. В конце четвертого (класса) у него медведь отца заломал. И стал он с 14 лет и кормильцем и поильцем и добытчиком в семье. Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. В армии он старшиной был не только по званию, но и по старшинской сути. В старшинстве автор видит символ. Символ опоры на таких людей, как Васков - добросовестных работников, и в военной тоже.

Взаимоотношение Васкова и зенитчиц на первых порах складывается трудно из-за того, что девушки постоянно нарушают устав. На этой стадии девушки для него - «эх, вояки!», а он - «пенек замшевый».,

IV. Итог урока.

Войны - будь они даже маленькие,- для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.

А кому адресована повесть Васильева? (Повесть адресована современникам. Парень - турист, узнав о подвиге, пристыжен своим незнанием. Это видно из его письма. Финал повести очень скромен)

Таким образом, на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах. И гибнут они не потому, что так решил автор их судьбу, а просто: война - не женское дело.

Просмотр содержимого документа
««Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)»

Тема. «Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)

Цель : познакомить с биографией и творчеством Б.Л. Васильева;

расширить и углубить представления учащихся о сущности подвига, о

формах его проявления, о путях человека к подвигу;

закрепить навык анализа образа персонажа (характера);

уметь вместе с учащимися выбирать, отбирать материалы для анализа

системы образов;

воспитание у учащихся чувства патриотизма, постижение какой ценой

завоевано счастье победы.

Оборудования : проигрыватель, грамзапись с песней «За того парня»;

портрет Васильева, выставка книг.

Эпиграф к уроку

Подружки, сестры наши, медсестрички,

Что шли на смерть и повстречались с ней,

В разных краях иль на чужой сторонке…

А. Твардовский, 1965.

Ход урока

Под музыку «За того парня» звучит стихотворение Р. Рождественского «Реквием»

Разве погибнуть ты нам завещала,

Жизнь обещала, любовь обещала,

Разве для смерти рождаются дети,

Разве хотела ты нашей смерти,

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»-

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое –

Горе твое – это наше горе,

Правда твоя – это наша правда,

Слава твоя – это наша слава,

I . Слово учителя.

А что такое война? (война – это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод)

О суровой В.О. войне 1941-45 г.г. мы, новое поколение, судим лишь по рассказам наших дедов, прадедов, по кинокартинам да по книгам, а их немало. («Они сражались за Родину» М. Шолохова, реж. Бондарчук; «20 дней без войны» К. Симонова – реж. А.Герман; «Судьба человека», «Горячий снег», «17 мгновений весны» и т.д.)

Так уже случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

И накануне 70-летия его дня Победы хочется низко поклониться перед женщинами, державших на своих плечах тыл, сохранивших детишек и защищавших страну вместе с мужчинами.

Сегодняшний урок мы посвящаем таким женщинам, которые наравне с мужчинами приближали победу.

(чтение эпиграфа урока)

Перед нами предстанут судьбы, жизни, искореженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятно военных лет.

Вы прочитали замечательную повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Давайте поговорим о своеобразии этого произведения.

II . Биография Б.Л.Васильева. Выступление учащейся.

Борис Львович Васильев родился в 1924 г. в Смоленске в семье военного. Летом 1941, через две недели после начала войны, прямо со школьной скамьи добровольцем ушёл на фронт. В 1943 г., выздоровив после тяжелого ранения, Васильев поступил в Академию бронетанковых войск и получил специальность военного инженера.

Однако тяга к творчеству, желание рассказать об увиденном и пережитом на войне заставила его переменить профессию.

Печататься он начал с 1954 г., но широкая известность пришла к писателю в 1970 году, иногда в ж. «Юность» была опубликована его повесть «А зори здесь тихие..» вслед за этой повестью Б.Л. Васильев создает ряд произведений, посвященных мирной жизни. Из них наибольшим успехом пользуется у читателей повесть «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), утверждающая непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле. К теме В.О. войны вернулся в романе «В списках не значился» (1974). Одно из последних произведений роман о довоенной школе.

Итак, повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Для осмысления произведения, для анализа нам помогут вопросы, записанные на доске.

Ш. Анализ произведения «А зори здесь тихие».

1) Как вы понимаете название повести? (На протяжении повести подчеркивается, что в лесу стояла тишина. А зори здесь тихие. В повести нет ожесточенной борьбы, бомбежки, а лишь проходят перестрелки. Васильев хотел дать понять, что, чтобы зори всегда были тихими, красота природы никого не трогает, все силы отданы борьбе.)

(инсценировка эпизода)

2) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Женя Комелькова – яркая красота, которой восхищаются и мужчины, и женщины, друзья и даже врачи. Своеобразие Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной – это близость к природе, открытая сердечность. Особенна галка Четвертак – способность преображать действительность, неуемность фантазии)

У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты Осяниной – гибель на второй день войны мужа. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили». У Сони Гурвич – дружная и большая семья в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

Из неповторимых характеров пяти девушек-зенитчиц в повести незаметно возрастает емкий собирательный образ советской женщины, женщины-патриотки, защитницы своей Родины. Каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

Что общего заключено во всех девушках-зенитчицах. В чём оно? (В повести поэтизируется женственность, обаяние молодых героинь.

С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, как девушки налаживают отношения между собой, порой нарушают субординацию, единодушно пытаются саботировать распоряжения «сухаря Васкова». С горечью Васильев подчеркивает, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой. (противоречие в том, когда, например, Рита Осянина убивает своего первого немца. Потрясение от убийства «всю ночь его трясло».

Такие же качества испытывает Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врача прикладом «по живой голове», хотя и у Риты и Жени есть свой счет к фашистам.

Объединяет всех героинь готовность без колебаний вступить в бой с врагами. Против целой диверсионной группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали пять девушек с трехлинейками. Они делают все, чтобы остановить врага, не жалеют жизней своих.)

5) Можно ли назвать «героической» гибель каждой из девушек? (Каждого из нас потрясла смерть всех девчат, защемило сердце о каждой.(анализ сцены гибели Ж. Комельковой, Риты Осяниной, Л. Бричкиной). Васков прощается с девушками, подводя горестные итоги, нерасторженно соединяет всех пятерых своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них.

Подвиг каждой из героинь становится значительным от того, что они женщины, исполненные любви к людям, предназначенные природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные, хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают защищая ценой своих жизней свободу и будущее своей Родины.

6) Какое представление о героизме и подвиге в В.О. войне дается в повести? (Раздумья автора и главного героя о несовместимости с войной женщины, в которой самой природой ненависть к убийству заложена, о той утрате, которую несёт жизнь и гибелью женщины, будущей матери, что могла бы дать начало целой ниточке «в бесконечной пряже человечества».)

7) Как изменяются на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора?

Знакомя с Васковым, Б. Васильев прибегает к прямой характеристике, прямой речи, экскурсом в прошлое героя. Прошлое старшины многое объясняет в нем, сегодняшнем. Прежде всего, считая «большой помехой, что человек он без образования», хоть и не его вина. В конце четвертого (класса) у него медведь отца заломал. И стал он с 14 лет и кормильцем и поильцем и добытчиком в семье. Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. В армии он старшиной был не только по званию, но и по старшинской сути. В старшинстве автор видит символ. Символ опоры на таких людей, как Васков – добросовестных работников, и в военной тоже.

Васков опекает бойцов, добивается исполнения устава, заботится о порядке.

Взаимоотношение Васкова и зенитчиц на первых порах складывается трудно из-за того, что девушки постоянно нарушают устав. На этой стадии девушки для него – «эх, вояки!», а он – «пенек замшевый».,

Впечатление о красоте Ж. Комельковой он говорит: « Неимоверной силы глаз как 152 мм. пушка-гоубица»)

Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в которой раскрывается характер Васкова.

Узнавая девушек-бойцов он проникается теплым сочувствием к горю каждой из них. сроднившись с девушками общей бедой, утратами, желанием победить, он говорит: «Какая же я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат.» Так в бою расправляется душа сурового Васкова. Девушки проникаются уважением к нему. Васков-исполнитель, но в ситуации, в которой оказался, потребовал от него умения самостоятельно решать, принимать решения. (зачитать стр.9.)

Каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Ж. Комелькова, Р. Осянина, Л. Бричкина,Г. Четвертак, Соня Гурвич каждая могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям….. Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, прожить свои собственные жизни.

IV. Итог урока.

«Какой бы были мы красивой парой,

Мой милый, если б не было войны».

Войны – будь они даже маленькие,- для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.

(Ученица читает стихотворение собственного сочинения)

А кому адресована повесть Васильева? (Повесть адресована современникам. Парень – турист, узнав о подвиге, пристыжен своим незнанием. Это видно из его письма. Финал повести очень скромен)

Таким образом, на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах. И гибнут они не потому, что так решил автор их судьбу, а просто: война – не женское дело.

А зори здесь тихие...

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу.

Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать.

Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев.

Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

Конспект урока литературы в 9 (10, 11) классе

Тема: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Тип урока: урок- семинар.

Цели и задачи урока:

  1. Раскрытие подвига, его глубочайшей гуманистической сущности.
  2. Показ высоких нравственных качеств простого русского человека, которого героическое время сделало настоящим гражданином, активным и инициативным.
  3. Закрепление навыка анализа образа – персонажа (характера).

Методы и приемы: наблюдение, анализ, сравнение.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне.

Технологии обучения: технология проблемного обучения, метод проектов, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, компьютерная.

Вопросы, данные учащимся заранее:

  1. В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек – зенитчиц?
  2. Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
  3. Какое представление о героизме и подвиге в Великой Отечественной войне дается в повести?
  4. Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора - повествователя?
  5. Когда и с какой целью Борис Васильев использует авторскую характеристику Васкова, отступление в его прошлое (гл. 5,6); и в прошлое каждой из пяти девушек (гл.2,7,8,10,13)?
  6. Как раскрывается в повести проблема «Человек и обстоятельство»?
  7. Как вы понимаете название повести?
  8. Кому адресована повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте эпилог.

Эпиграф к уроку:

И не нас ли, ныне живущих, окрыляет на неустанный труд и на новые подвиги суровая ответственность, которую мы несем не только перед грядущими поколениями, но и перед светлой памятью тех, кто сражался и шел на смерть, защищая Родину…

М.Шолохов.

Ход урока:

1.Вступительное слово о Б.Васильеве.

Мини-проект. Выступление заранее подготовленного ученика.

Участник Великой Отечественной войны.

2.Беседа с анализом текста.

1. Где происходит действие повести?

Действие повести происходит в 1942 году на 171 разъезде Мурманской дороги.

2. Краткий пересказ. Подчеркнуть своеобразие характеров Жени Комельковой и Риты Осяниной. Неповторимостью наделены все другие героини повести.

Предлагается проанализировать своеобразие характеров каждой девушки.

У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги.

Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга.

Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить.

Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность, а особенность Гали Четвертак – в ее способности преображать действительность, в неуемности фантазии.

  1. Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?

Озорные, веселые, они ведут себя не так, как положено на войне. «Днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, трещали как сороки, загорали, вместо команды – «полная насмешка»(«Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя –разводящая!) «Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики». Сначала просто не верится, что им придется воевать, стрелять. А рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть.

Васильев показывает самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война.

5.У кого из девушек личный счет с врагами? Мини-проект. (Сообщение о Рите, Жене).

У каждой из девушек свой личный счет с фашистами.

У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».

У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку- всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пклемет».

Как попали на фронт остальные? Что узнаем мы о прошлом Лизы, Сони, Гали?

У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.

У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске».

Она любит театр, поэзию.

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в повести незаметно вырастает емкий собирательный образ русской женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины.

По сути, каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

  1. Что объединяет девушек?

На страницах повести поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь. С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, даже то, как девушки чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию. Единодушно пытаются саботировать распоряжения сухаря Васкова.

С горечью пишет Васильев о том, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой.

Это подтверждают следующие сцены:

  1. когда Рита Осянин6а убивает своего первого немца. Потря\сение от убийства, хотя оно и являлось справедливым возмездием, настолько велико, что на поздравления девчат, «она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло.»
  2. такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врага прикладом « по живой голове» (как говорит Васков). И это притом, что у Риты и Женьки есть свой, и немалый, счет к фашистам.

Объединяет всех героинь повести их готовность без колебаний вступить в бой с врагами.

Против целой диверсионный группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих.

  1. Почему воспоминания о довоенной жизни девушек автор дает перед описанием гибели каждой из них?

Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно дает почувствовать, как глупо, как несуразно и неправдоподобно было погибать в 19 лет.

Борис Васильев понимает и заставляет понять нас, что понятия война и женщины несовместимы.

Они не знали ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости; еще ничего не видели в жизни, потому что были совсем зелеными. И погибают.

Постановка проблемного вопроса.

Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают?

Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее других?

Она стремилась поскорее выполнить приказ Васкова. Мы видим ее ужас и до последнего мгновения веру в то, что завтра будет и для нее».

  1. Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?
  1. Смерть Жени (наизусть) гл. 13. Заранее подготовленный ученик.
  1. Почему Женя не затаилась, а приняла бой?

Она хотела хоть чем-то помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен довести дело до конца. Женя понимала, что уводя немцев в сторону от своих товарищей, она тем самым спасает их от верной гибели.

Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она осознает свое положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя.

  1. Как погибли Соня и Галя?

Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Можно ли осуждать их смерть?

Конечно, осудить легче всего. Но вы представьте их в военном обмундировании с оружием в руках сначала на болоте, затем в лесу.

  1. Какие чувства девушки вызывают у Васкова?

Обе они – маленькие, «пигалицы городские». Соня худющая, как осенний грач, сапоги у нее на два номера больше, она топает ими, на спине вещмешок, в руках – винтовка. Она сильно измаялась, «аж приклад по земле волочился. А личико остренькое, некрасивое. Но уж очень серьезное. Васков думает о ней с жалостью и невольно задает ей вопрос как ребенок:»Тятя с мамашей живы у тебя или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони «полоснуло Васкова по сердцу» от вздоха этого… И он подумал: «Ах заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

А рядом с ней Галка – худющая замухрышка. Она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Представил ее, маленькую (Четвертачок) тоже с винтовкой с вещмешком, без сапога, в одном чулке.

В дырку большой палец торчит, синий от холода. И Васков обращается с ней как с ребенком. Ему хочется укрыть ее, уберечь, он берет ее на руки, чтобы она лишний раз не промочила ноги. А вспомним, как они переносят трудности пути.

Вот они идут через болото, Галка уже потеряла сапог. Но все упрямо лезут вперед, пыхтят и дальше: «Гнал он своих девчат ходко, но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только. Бежал, пока у самого хватило дыхания. А они за ним худенькие, маленькие, в обмундировании, с оружием. И – ни слова жалобы.

Даже Соня улыбается, а Галка обижается, почему ее в запасе оставляют. У нее жар, она больна, но молчит, только глаза печальные. А утром на вопрос Васкова: «Ну как ты?» Отвечает: «Ничего,»- пытается улыбаться и сама в караул вызвалась. А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев. Соня погибла, потому что хотела сделать приятно Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.

Сам Васильев вспоминает:

«Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток, чаще всего первокурсниц. Для них война была самой страшной. Где-то среди них и «сражается и моя Соня Гурвич».

Что говорит Васков после смерти Сони и о чем думает?

«Стихи читала».

Каково состояние Гали?

Соню хоронят, а Галка несет ее, потом по приказу Васкова должна надеть ее сапоги. «Наделенная от природы яркой фантазией, Галя сейчас физически, до дурноты ощущала, проникающий в ткани нож, чувствовала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови.

Это рождало тупой чугунный ужас». А рядом враги, смерть.

  1. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Правы ли Рита и Женя желая поставить на комсомольском собрании вопрос о поведении

Гали в бою?

  1. Как расценивает поведение Гали Федот Васков?
  2. Почему он берет Галю в разведку?

Он считает, что никакой трусости не было. «Трусость во воторм бою только видна. А это просто растерянность. Васков всегда очень точно, неукоснительно выполнял устав, привык. А в нем сказано, что командир должен быть и воспитателем подчиненных. Поэтому он берет с собой Галю, хотя понимает, что лучше бы Женю.

  1. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

Они бесстрашно перебрались через болото, не пали духом, узнав, что немцев намного больше, чем предполагали. Действовали очень осторожно, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. И все они, если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, погибли как герои, защищая Родину, понимая, что «Родина не с каналов начинается, совсем не оттуда. Мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал»(Рита).

Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым от того, что они женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее Родины.

  1. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Почему, по вашему мнению, все девушки погибают?

Война очень жестокой была. И гибель девушек подчеркивает эту жестокость.

На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо иметь ввиду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдавшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

Выразительное чтение последнего разговора Васкова и Риты (гл.14).

(Исследование темы подвига продолжается в работе над образом старшины Васкова, центрального героя повести (эволюция героя)).

18.Кто является командиром девушек?

Прошлое старшины многое объясняет в нем сегодняшнем. Прежде всего, считая большой помехой, что «человек он почти без образования», хоть и не его в этом вина: «аккурат в конце … четвертого (класса) у него медведь отца заломал». И стал он с 14 лет «и кормильцем, и поильцем, и добытчиком» в семье. «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был». А это объясняет в свою очередь, почему в армии он старшиной был, не только по званию, а по своей старшинской сути», которая стала своеобразной чертой его мироощущения. В старшинстве Васкова автор видит своего рода символ. Символ опорной коренной роли таких людей как Васков, добросовестных работников, трудяг во всей жизни и в военной тоже. В качестве «старшого» он опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения задания.

В «пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования».

Но (педантичная) приверженность каждой букве устава выдает ограниченность кругозора старшины, ставит его нередко в смешное положение.

Взаимоотношения старшины и зенитчиц на первых порах складываются трудно именно оттого, что, с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают устав, а с точки зрения девушек, - оттого, что Васков слепо следует уставу, не в состоянии учитывать живую жизнь, которая никак не укладывается в уставные параграфы.

Девушки для старшины (на этом этапе) – «эх, вояки!», а он для девушек – «пенек замшелый: в запасе 20 слов, да и те из уставов» (Само слово устав и другие военные термины не сходят с языка Васкова. Пытаясь, например, выразить свое впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаза, как стопятидесятимиллиметровая пушка-гаубица»).

Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова.

Необходимость поддерживать бодрость духа в своем маленьком отряде заставляет скупого на проявление чувств старшину «улыбку изо всех сил к губам прилаживать».

Узнавая девушек-бойцов, он проникается теплым сочувствием к горю каждой из них.

Сроднившись с этими девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат».

Так в бою наполняется живой благотворной человечностью, расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к Васкову, доверяя его жизненному опыту – военному, трудовому.

Но еще более существенно другое изменение в характере героя. Мы уже говорили о том, что по складу мышления, по привычкам Васков – исполнитель, достойный самой высокой похвалы за свою добросовестность. А ситуация, в которой он оказывается, потребовала от него умения самостоятельно принимать решения, догадываться о замыслах врага, предупреждать их.

И, преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает все, что действительно могло быть единственно правильным, необходимым и возможным. Учащиеся подчеркивают, что само отношение к уставу у старшины в этот момент не стало иным, но сейчас оно не вызывает усмешки, так как в нем Федот Евграфыч ищет поддержку своим раздумьям.

Васков рассуждает:

Это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтоб ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника.

Б.Васильев видит основу такого духовного преображения старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности «за все на свете»: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение подчиненных и за соблюдение ими уставных правил.

Так в повести раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью советского труженика и его способностью к высокой гражданской активности. (Вывод учащихся).

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать…. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно он, Ф.Е.В. был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия».

Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Это и есть мера героического, по Васильеву.

19. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Повесть заканчивается трагически, но почему все-таки она носит

Оптимистический характер?

20. Как Б.Васильев показывает, что эстафета подвига продолжается?

(сегодня)?

21. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Почему повесть так называется?

Подведение итогов.

Домашнее задание: Сочинение на тему «У войны не женское лицо…» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…).


Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?