Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Живописный склад monpansie. История гравюры

Ксилография (греч. хэlon grбpho - рисунок с дерева), иначе «обрезная гравюра» – самый древний вид эстампа, исполняемый штампом из древесины. Рисунок вырезается на доске и покрывается краской. Далее полученная печать накладывается на холст, бумагу или любой другой подобный материал. Относится к методам высокой печати.

Классификация гравюры по дереву

Известны всего две разновидности ксилографических оттисков.

Продольная печать. Древнейший вид ксилографии, который сегодня в классическом виде граверами практически не практикуется. Эту технику также часто называют обрезной. В качестве штампа применяется доска с волокнами, идущими параллельно плоскости горизонтально. Обычно используется древесина пород невысокой твердости. Это может быть груша, липа, ольха, яблоня. Самые красивые и тонкие оттиски получаются со штампов, выполненных из пальмы и самшита. Важнейшей особенностью этого древнего метода можно назвать широкое использование черного штриха. Современные мастера применяют для гравировки не только ножи, но и полукруглые или угловые стамески, которые могут быть прямыми или изогнутыми. Продольным штампом может быть выполнено несколько сотен оттисков;
Торцевая печать. Второе название – «репродукционная». Техника изобретена в 1780-х Томасом Бьюиком (Англия). Этот мастер впервые выполнил гравюру на торцевой стороне куска дерева. Именно им и именно этим способом были созданы картинки-иллюстрации к книгам «Общая история четвероногих» и «Птицы Британии». Данный метод произвел настоящий переворот в книжной графике. Ксилография вновь занимает в ней ведущее положение. Ранее она была вытеснена более детализированным офортом (штампом, выполненным методом травления) и резьбой по металлу. Торцевая поверхность любой доски отличается плотностью и однородностью, что позволяет выполнять максимально детализированный рисунок, не менее качественный, чем напечатанный металлическими штампами. От продольной торцевая ксилография отличается особой долговечностью. Такой печатью можно выполнить насколько десятков тысяч оттисков.

История развития

Изобретен этот метод выполнения оттиска в странах Древнего Востока, точнее, в Китае (VI – VII вв.). В Корее и Японии этот вид графики стал известен в VII в. Археологами был найден корейский печатный текст, который датируется VIII в. Известен также буддистский японский текст 60-х годов VIII столетия. Самые ранние китайские гравюры по дереву до наших дней не сохранились. Наиболее старинное произведение мастеров этой страны – «Алмазная сутра». Эта первая известная печатная книга была выполнена в Китае в 868 г. до н.э. На настоящий момент она хранится в Британской библиотеке. В книге указано, что доски для ее печати были вырезаны мастером Ван Чи. Книга состоит из шести свитков.

Предшественниками ксилографии можно считать эстампаж – особую технику, при которой изображение наносится прямым оттиском. Впервые этот метод был применен еще во II веке, примерно в то же время, когда была придумана бумага. В Европе техника появилась в XIV веке. Некоторое время она очень широко использовалась для печати листков на темы библейских сюжетов. Затем ее начали применять и для печати календарей и книг. Однако некоторое время спустя она была вытеснена гравюрой по меди, более точной и детализированной. И только после того, как Томас Бьюик изобрел торцевой способ, ксилография получила новую жизнь. В том же XIV веке предположительно в мастерских венецианца Уго да Карпи был изобретен способ выполнения цветной ксилографии, который был назван «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro – свет и тень). При этом печать производилась с трех досок, на каждую из которых был нанесен краситель необходимого цвета.

В России первые работы, выполненные методом ксилографии, известны со второй половины XIX века. Первыми мастерами, работавшими в этой технике, являются Л. Серяков, Е. Бернадский и В. Матэ. В начале XX в. развитие искусства гравюры по дереву было продолжено такими популярными художниками, как Н. Купреянов, П. Павлинов, Д. Штеренберг и многие другие. Именно этими граверами были разработаны основные методы советской школы ксилографии. Основной ее особенностью считается тяготение к народному искусству. Обычно гравюры мастеров советской эпохи предельно реалистичны и выполнены в классической манере. В наше время гравировка на дереве сохранила свое значение единственно как вид авторской художественной графики.

Избранные работы

. «Большая волна в Канагава» Хокусая (Япония, 1832 г). Входит в сборник из 36 гравюр с изображениями горы Фудзияма.
«Св. Христофор» (1476 г.) – одна из первых европейских датированных работ.
«Мадонна с четырьмя святыми» (1418 г.). Также одна из первых ксилографий, выполненных в Европе.
Ксилография , выполняемая на торце - на дереве поперечного распила из твёрдых пород (пальма, самшит) главным образом штихелями. Прорезаемые штрихи выходят белыми в отпечатке. Комбинации штрихов позволяют достигать тональных эффектов в тоновой гравюре. Торцовая на дереве была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски.

Применяются твердые породы дерева: пальма, самшит, бук. Но для более грубых работ можно употреблять и другие, более мягкие породы, например, березу. Так как толщина ствола обычно меньше, чем требуемый размер гравюры , то доски склеивают из отдельных кусочков. Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей - штихелями. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Принципы гравирования и печати сходны с теми, которые знакомы нам по обрезной гравюре: углубляются на доске те места, которые не должны печататься. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов , выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры .

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона . Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная». Примером очень хорошего использования достоинств техники ксилографии могут служить иллюстрации Г.Д. Епифанова к "Одиссее" Гомера. Торцовая гравюра очень широко распространена в книжной графике. Деревянная печатная форма нередко верстается вместе со шрифтовым набором и печатается полиграфическим, машинным способом.

Ещё одной особенностью торцовой гравюры , выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски , что делает невозможным получение качественных оттисков . Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций . Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

Долгое время торцовая гравюра являлась лишь только средством репродуцирования. По оригиналам художников мастера-граверы создавали печатную форму, достигая порой замечательного совершенства, проявляя большой вкус. Многих из них мы по праву можем считать соавторами художественных произведений . Широко известны, например, гравированные иллюстрации и станковые рисунки Домье, Гаварни и Доре. Яркий пример творческого отношения к делу представляют гравюры русского мастера Е. Вернадского к "Мертвым душам" Н.В. Гоголя , сделанные по рисункам А. Агина. Высоким мастерством, ясным индивидуальным почерком отличаются гравюры Л. Серякова и В. Матэ.

Вполне творчески самостоятельная, свободная от репродукционных тенденций торцовая гравюра зародилась в странах Западной Европы и в России к началу XX века. Художники стали создавать авторскую печатную форму. Из европейских мастеров , положивших начало эстампа в этой технике, следует прежде всего назвать Ф. Валлотона во Франции, К. Колльвиц в Германии и Ф. Мазерееля в Бельгии. В России лучшие торцовые гравюры создали советские художники . Если до революции и появлялись сравнительно немногочисленные гравюры в станковой и книжной графике, то в советском искусстве сложилось очень интересное и разнообразное искусство торцовой гравюры .

Например, произведения замечательного художника В.А. Фаворского отличаются глубиной и значительностью замысла. В.А. Фаворский работает преимущественно в технике торцовой гравюры , и это яркий пример того, как художник наилучшим образом раскрывает свой богатый талант , свои убеждения, свой темперамент в определенной технике. Этот требовательный и мудрый художник решает свои замыслы языком ксилографии с ее строгой и ясной техникой, чеканностью форм, благородством и чистотой штриха . Его гравюрам свойственна простота, строгость и значительность - качества, присущие произведениям глубокого художественного обобщения.

Или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

История [ | ]

Ксилография возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока . В Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века , а в Японии - фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия .

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку . Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке . В «Алмазной сутре » (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке , указано, что мастер Ван Чи (Ван Цзе) вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Предшественники: эстампажи и печать притиркой [ | ]

Косвенным предшественником ксилографии отдельные исследователи предлагают считать эстампаж - технику получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.) - это получение оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску. В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов - чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями .

Этот способ имел применение и в дальнейшем, уже с появлением гравюры на дереве. Есть предположения о том, что он мог оказать влияние на отдельные стилистические приёмы старой китайской гравюры, в которых можно наблюдать подражание эстампажу, что выражается наличием белого штриха по цветному или чёрному фону или силуэтам .

Усматриваются сходство с эстампажем и в приёмах печати торцовой гравюры притиркой - единственном возможном способе получения качественных оттисков с досок малых форматов; о чём - далее .

Техника [ | ]

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.

Продольная (обрезная) гравюра [ | ]

Первоначально техника гравирования в Западной Европе , как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки . В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре . Это угловые и полукруглые стамески, подобные, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра [ | ]

Первые образцы западноевропейской гравюры , выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV -XV веков . В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик ( -) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии» .

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели , подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Morihite. «M.Koide. Op.7». Гравюра на органическом стекле. 1989

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники работа с этими материалами почти не сказывается на валёре .

Очевидными техническими недостатками торца является, во-первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во-вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского , сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше , что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы. Пластик же позволяет решить обе эти проблемы .

Мастера ксилографии [ | ]

  • Мастер E. S. (1420-е - около ) - немецкий художник.
  • Альбрехт Дюрер ( -) - немецкий художник.
  • Лукас ван Лейден ( -) - голландский художник.
  • ( -) - французский график.
  • Томас Бьюик ( -) - английский гравёр и орнитолог.
  • Мориц Ретч ( -) - немецкий гравёр и иллюстратор.
  • Эдмунд Эванс ( -) - английский гравёр
  • Холевиньский, Юзеф ( -) - польский художник, график, гравер.
  • Василий Васильевич Матэ ( -) - русский художник, гравёр
  • Анна Петровна Остроумова-Лебедева ( -) - российская и советская художница.
  • Павел Яковлевич Павлинов ( -) - русский и советский график.
  • Дмитрий Исидорович Митрохин ( -) - русский график.
  • Владимир Андреевич Фаворский
  • Гиббингс, Роберт ( -) - ирландский и английский мастер гравюры на дереве, писатель, издатель.
  • Франс Мазерель ( -) - бельгийский график.
  • Мауриц Корнелис Эшер ( -) - нидерландский график.
  • Геннадий Дмитриевич Епифанов ( -) - русский советский график.
  • Михаил Владимирович Маторин ( -) - русский советский график.

Ксилография – гравюра на дереве, использующаяся для печати изображений и текстов. На отшлифованную поверхность наносится рисунок, после чего линии рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге.

Ксилография возникает в Китае, и тесно связана с буддизмом, который поощряет распространение сутр. Самая старая из дошедших до нас китайских печатных работ датируется 684~705 годом.

Изображения на ткани ксилографическим способом делаются в Центральной Азии и в Византийской Империи, а в исламском Египте появляются примеры печати на бумаги, относящиеся к 1000 году.

В Европе печать на ткани распространяется раньше печати на бумаги, и является обычным явлением к 1300 г. Делать ксилографические оттиски на бумаге стали практически сразу, как бумага стала широко доступна около 1400 г.

Техника ксилографии была такой же, как и в Азии: на деревянной доске вырезали зеркально рельефное изображение или текст, затем на рельеф наносили краску, а печатник прижимал к этой доске лист бумаги, легко приглаживая ее щеточкой.

Библия бедняков

В Европе ксилографическим способом печатали изображения святых, тексты молитв, светские произведения, например календари, игральные карты.

Ксилографические книги стали массовой литературой для бедных, зачастую полуграмотных горожан. Поэтому они снабжались большим количеством иллюстраций, и по современным меркам были не книгами, а комиксами.

Типичный пример – "Библия бедняков", популярный пересказ Ветхого и Нового заветов с многочисленными иллюстрациями. Единственный пример книги той поры, не содержащей изображений – учебник латинской грамматики.

Для печати книг с изображениями, так называемых "блочных книг" использовали одну доску, на которой располагался и текст, и картинки. Гравюры прикладывали к бумажном листам, заполняя их. Чтобы листы книги не перепутались и не растерялись, их склеивали вместе.

Большинство ксилографических книг около 1480 г. были напечатаны только на одной стороне листа, - трудно было печатать на обеих сторонах, не испачкав первую сторону. Иногда отпечатанные листы склеивали пустыми сторонами, но это было неудобно. Технические условия печатания на обеих сторонах листа были созданы только изобретением печатного пресса.

Ксилографические книги к середине XV в. получили распространение во всей Западной Европе. Центрами их изготовления были Северная Германия и Голландия. В 1417 г. антверпенские ксилографы объединились в один цех с иллюминаторами и художниками-резчиками. Так возникает цех печатников.

Ксилографические "книги для бедных" не признавались образованными людьми и духовенством. В монастырские библиотеки и частные коллекции они не попадали, а переходили из рук в руки, пока не изнашивались. "Серьёзные" книги продолжали писать на пергаменте.

Фактически, в позднем средневековье существует два типа книгопроизводства – пергаментные манускрипты для религиозной и университетской литературы, и бумажная ксилография для малообразованного простого народа.

Однако в скором времени изобретение и совершенствование наборных шрифтов и печатного пресса вытесняет как манускрипты, так и ксилографию из книжного производства в Европе.

Тем не менее, сохраняется и развивается школа ксилографической печати художественных гравюр, и долгое время она является основным способом создавать иллюстрации к ранней печатной книге в Европе.

Гравюра на дереве по-другому называется ксилографией. Это название произошло с греческого языка, где «xylo» обозначало древо, а «grapho» - пишу. Но эта методика могла стать популярной только в том случае, если материал, на котором может быть напечатана гравюра, был бы относительно дешевым. И с появлением такого материала, в частности, бумаги, в Китае и начал развиваться данный вид искусства. Это происходило с XIII века в Европе, а пик расцвета гравюры пришелся на XV-XVI века.

Гравюра на дереве

Как выполняется классическая гравюра на досках?

Поскольку штрихи при выполнении этой методики получались четкими, и сам оттиск был насыщенным, такую печать называли высокой. Ксилография - наиболее ранняя техника печати графики. Суть метода заключалась в поочередном выполнении действий:

  • Изначально брались доски продольного распила, сделанные из груши или бука.
  • На отшлифованную поверхность доски наносился рисунок или печатный текст. На бумагу он переносился зеркальным изображением, что также добавляло трудностей при вырезании.
  • Рисунок как бы вырезался по линиям, а сам штрих оставался, фон вырезался стамесками на глубину 2-5 мм.
  • Потом доску заливали краской и делали оттиск. При печати рисунок получался темным, а фон - светлым. Для обрезания слоев дерева нужны стамески, долота разной глубины, тогда рельеф получится более насыщенным. После нанесения на краску белого листа делается оттиск, его интенсивность зависит от слоя краски. Чем больше оттисков сделано, тем цвет будет менее насыщенным. Такой по дереву назывался обрезным. К тому же раньше резчик по дереву и автор рисунка были совершенно разными людьми, поэтому гравюра зависела от мастерства обоих. Иногда первоначальный рисунок совершенно не соответствовал полученной гравюре. Поэтому обрезная гравюра начала постепенно терять поклонников такого вида искусства.

Данная процедура отдаленно напоминает принципы современной типографии. И не зря, поскольку именно таким образом печатали первые книги. Сначала создавалась объемная форма на дереве - матрица, - с которой постом перепечатывали книги. Это продолжалось до литографии. Для литографии затрачивалось меньше времени, но четкость текста получалась хуже. Поэтому если нужны были максимально насыщенные красивые буквы, тогда возвращались к гравюре по дереву.

Старые доски, с которых отпечатывалась гравюра, не сохранились до наших дней. Они были очень ломкими, несмотря на деревянное происхождение. Вырезанные линии оказались слишком хрупкими и недолговечными. От большого тиража они начинали ломаться и, таким образом, в рисунке или тексте образовывались пустоты и неровности. А вот уже напечатанные издания по такому методу сохранились до наших дней. Эти раритеты находятся в библиотеках Британии и датируются 868 годом.

Усовершенствованная методика

Поскольку основным инструментом для ксилографии оставалось дерево, оно имело свои волокна. Порой эти волокна также отпечатывались на рисунке, да и сама гравюра получалась резкой и жесткой. А в искусстве художники больше предпочитали видеть плавные тона и переходы.

Ножи для выполнения гравюры на дереве

Чтоб исправить эти факторы, художник Томас Бьюик примерно в 1780 году предложил другой способ гравирования. В качестве материала он использовал то же дерево, но вот спил уже брал поперечный. Так и появилась торцовая гравюра, в которой волокна дерева уже не отпечатывались на бумаге. Удаление ненужных фрагментов, которые не будут отпечатаны в данной методике, выполняется множеством способов, а не только срезанием. Форму можно придать царапаньями, точками, штрихами.

В общем фактура у такой гравюры может быть практически любой. Поэтому она использовалась не только для печатания книг, но еще и для репродукции художественных картин. Поэтому второе название методики - репродукционная.

Для торцовой гравюры используют и специальные инструменты - штихели. Это такие ножички из стали, заточенные под углом 45 градусов, длиной примерно 10 сантиметров. Поэтому на изображении получаются линии разной толщины. Для такого вида искусства лучше всего подходит самшит. Но дело в том, что это дерево медленно растет и сейчас запрещено к вырубке. А еще в таком способе невозможно добиться естественным путем большого размера картинки из-за размеров ствола дерева.

Поэтому художникам приходилось склеивать вместе несколько досок. Кстати, такой материал более долговечен, чем продольные доски для гравюры. Тираж может доходить до пяти тысяч экземпляров с одного куска дерева, при этом мелкие части не будут отламываться, как в предыдущем способе.

Есть еще один вид гравюр - цветное изображение. Такая методика называлась «Кьяроскуро». Название имеет итальянское происхождение и в переводе означает «светотень». Это не совпадение, поскольку именно в Италии зародилась техника в мастерской Уго да Карпи. Позднее она обрела популярность в работах японских художников Китагавы Утамаро и Кацусики Хокусаи.

Сначала по методике использовали несколько досок: на одни наносили темные тона, а на другие - светлые. Отпечатывали такую гравюру поочередно начиная с темных оттенков. Процедура достаточно трудоемкая и переход цветов получался резкий. Потом художники начали экспериментировать с нанесением нескольких тонов на дерево одновременно и добивались интересного смешения оттенков.

Множество способов, которые используются при изготовлении гравюр на дереве, делают этот вид искусства идеальным вариантом как для обучения новичков, так и для усовершенствования мастерства профессиональных художников.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?