Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жанры произведений литературы таблица. Что такое жанр в литературе

Приведенные типы классификации не исключают друг друга, а демонстрируют разный подход к определению жанров. Поэтому одна и та же книга может относиться сразу к нескольким из них.

Классификация жанров литературы по родам

При классификации литературных жанров по родам отталкиваются от отношения автора к излагаемому . Основа этой классификации была заложена еще Аристотелем. Согласно этому принципу, выделяется четыре крупных жанра: эпические, лирические, драматические и лиро-эпические. Каждый из них имеет собственные «поджанры».

В эпических жанрах рассказывается о событиях, уже произошедших, и автор записывает их согласно своим воспоминаниям, при этом он максимально отстраняется от оценок сказанного. К ним относят , романы-эпопеи, новеллы, мифы, баллады, басни и былины.

Лирический жанр предполагает передачу чувств, испытываемых автором, в виде литературного произведения в стихотворной форме. К ним относятся оды, эпиграммы, послания и стансы.

Классический пример стансов - «Чайльд Гарольд» Байрона.

Лиро-эпический жанр в объединяет характеристики эпических и лирических жанров. К ним относят баллады и поэмы, в которых наличествуют и сюжет и авторское отношение к происходящему.

Драматический жанр существует на стыке литературы и театра. Номинально к нему относятся драмы, комедии и трагедии со списком участвующих персонажей в начале и авторскими замечаниями в основном тексте. Однако фактически им может быть любое произведение, записанное в форме диалога.

Классификация жанров литературы по содержанию

Если определять произведения по содержанию, то они объединяются в три большие группы: комедии, трагедии и драмы. Трагедия и драма, рассказывающие, соответственно, о трагической судьбе героев и о возникновении и преодолении конфликта, довольно однородны. Комедии же делятся на несколько совершенно типов, согласно происходящему действию: пародию, фарс, водевиль, комедию положений и характеров, скетч и интермедию.

Классификация жанров литературы по форме

При классификации жанров по форме принимается во внимание только такие формальные признаки, как структура и объем произведения, независимо от их содержания.

Наиболее четко этим способом классифицируются лирические произведения, в прозе границы более размыты.

Согласно этому принципу, выделяют тринадцать жанров: эпопею, эпос, роман, новеллу, скетч, пьесу, очерк, эссе, опус, оду и видения.

Источники:

Литературный – это класс текстов, обладающих схожей структурой, содержанием, пределом вариативности. Существует множество жанр ов текста , и вам необходимо знать их характеристики, если вы не хотите ошибиться в выборе типа.

Инструкция

Для того чтобы правильно охарактеризовать текст и отнести его к определенному жанр у, внимательно ознакомьтесь с произведением. Подумайте, веселит оно вас или расстраивает, передает чувства автора к его героям или же просто рассказывает о каких-либо событиях, борется с непреодолимыми обстоятельствами или с самим собой? Если вы сумеете понять текст, вы с легкостью найдете его литературный жанр .

Различают три способа классификации литературных жанр ов. Группируются они по форме, в результате чего выделяют такие типы, как , очерк, повесть, ода. Пьеса – это творение писателя, предназначенное для исполнения со сцены, рассказ – небольшое повествовательное произведение в прозе. Роман, как правило, отличает от рассказа его масштабность. Он повествует о жизни и развитии

  • по содержанию
  • Ссылки

    • Сысоева О. А. Жанровый подход к изучению литературы в рамках дополнительного образования (на примере романа Саши Соколова «Школа для дураков»)
    • Теоретическая поэтика: понятия и определения.Хрестоматия для студентов филологических факультетов. Автор-составитель Н. Д. Тамарченко

    Литература

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Литературный жанр" в других словарях:

      РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см.… … Энциклопедический словарь

      Элегия (έλεγεία) лирическое стихотворение грустного, задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь в слово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна: его производят от предполагаемого припева έ λέγε … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      В настоящее время, самая популярная и самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем разнообразием волнующих ее вопросов. Чтобы достигнуть такого универсального значения, роману нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Плач один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии … Википедия

      - (поэтический) определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману, шутовской комедии … Литературная энциклопедия

      Жанр - ЖАНР (поэтический) определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману,… … Словарь литературных терминов

      - (ист. и спец. применяется в кинематографе) законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы… … Википедия

      ЖАНР - литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретическом понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений… … Литературный энциклопедический словарь

      А; м. [франц. genre] 1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода. Музыкальные, литературные жанры.… … Энциклопедический словарь

    Основные жанры литературы - это группы произведений, идентичных формально и по стилю изложения. Еще во времена Аристотеля произошло разделение литературы на жанры, свидетельство этому - "Поэтика" греческого философа, трактат о литературной эволюции, написанный за триста лет до Рождества Христова.

    в литературе?

    Литература берет свое начало с библейских времен, люди писали и читали всегда. содержащие хоть какой-то текст, - это уже литература, ибо написанное есть мысли человека, отображение его желаний и чаяний. Докладные, челобитные, церковные тексты писались во множестве, и таким образом появился первый литературный жанр - берестяной. С развитием письменности возник жанр летописи. Чаще всего написанное носило уже некоторые литературные признаки, изящные обороты речи, образные аллегории.

    Следующим жанром литературы стали былины, эпические сказания о богатырях и других героях исторических сюжетов. Отдельным можно считать религиозную литературу, описание библейских событий, жития высшего духовенства.

    Появление книгопечатания в 16 веке положило начало бурному развитию литературы. На протяжении всего 17 века формировались стили и жанры.

    Литература 18 века

    На вопрос о том, что такое жанры в можно ответить однозначно, что литература того времени условно делится на три основных направления: драму, повествование и поэтические вирши. Драматические произведения нередко принимали форму трагедии, когда герои сюжета погибали, а борьба между добром и злом становилась все более смертельной. Увы, конъюнктура литературного рынка диктовала свои условия уже тогда. Жанр спокойного повествования тоже находил своего читателя. Романы, повести и рассказы считались "средним звеном", тогда как трагедии, поэмы и оды относились к "высокому" жанру литературы, а сатирические произведения, басни и комедии - к "низкому".

    Вирши - это примитивная форма поэзии, которая была в ходу на балах, светских раутах и других мероприятиях высшей столичной знати. Стихи в жанре виршей имели признаки силлогистики, стих делился на ритмические отрезки. Механический слог, убийственый для настоящей поэзии, долгое время диктовал моду.

    Литература19-20 веков

    Литература 19 века и первой половины 20-го отличается несколькими жанрами, наиболее востребованными в золотой пушкинско-гоголевский век, а затем - в серебряный век Александра Блока и Сергея Есенина. Драма, эпос и лирика - вот что такое жанры в литературе прошлого и позапрошлого столетий.

    Лирика обязательно должна была иметь эмоциональную окраску, быть осмысленной и целеустремленной. Ее категориями были ода и элегия, причем ода - с восторженным удивлением, воспеванием и возведением в ранг героев.

    Лирическая элегия строилась по принципу печальной тональности стиха, грусти, как результата переживаний героя, независимо от того, что явилось причиной - или дисгармония мироздания.

    Что такое жанры в литературе современной?

    Жанров в современной литературе достаточно много, среди них можно выделить наиболее популярные, востребованные широкой читательской аудиторией:

    • Трагедия - разновидность литературного жанра драмы, отличающаяся крайним эмоциональным напряжением, с обязательной гибелью героев.
    • Комедия - еще одна разновидность жанра драмы, противоположная трагедии, с веселым сюжетом и счастливым концом.
    • Жанр сказки - литературное направление для детей, их творческого развития. В жанре много литературных шедевров.
    • Эпопея - литературный жанр исторического толка, описывает отдельные события прошлых времен в стиле героизма, отличается большим количеством персонажей.
    • Жанр роман - это обширное повествование, с несколькими сюжетными линиями, подробно описывающее жизнь каждого персонажа в отдельности и всех вместе, отличается склонностью к анализу происходящих событий.
    • Повесть - жанр средней формы, пишется по одной схеме с романом, но в более сжатом контексте. В повести обычно выделяется один персонаж как главный, остальные описываются в "привязке" к нему.
    • Рассказ - жанр повествования малой формы, краткое изложение одного события. Сюжет его не может иметь продолжения, представляет квинтэссенцию мысли автора, всегда имеет законченную форму.
    • Новелла - жанр, аналогичный рассказу, отличие только в остроте сюжета. Новелла отличается неожиданным, непредсказуемым финалом. Этот жанр хорошо подходит триллерам.
    • Жанр очерка - тот же рассказ, но в нехудожественной манере изложения. В очерке не бывает цветистых оборотов речи, высокопарных фраз и патетики.
    • Сатира как литературный жанр встречается нечасто, ее обличительная направленность не способствует популярности, хотя сатирические пьесы в театральной постановке принимаются хорошо.
    • Жанр детектива - самое востребованное литературное направление последнего времени. Миллионы книг в мягких обложках популярных авторов, таких как Александра Маринина, Дарья Донцова, Полина Дашкова и еще десятков других, стали настольными для многих российских читателей.

    Заключение

    Многообразны, каждый содержит потенциал дальнейшего творческого развития, который обязательно будет использован современными писателями и поэтами.

    Жанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Прочитав эту статью, вы узнаете, каковы особенности жанра рассказ, примеры самых известных произведений, а также популярные ошибки, которые совершают авторы.

    Рассказ - это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.

    Краткая история жанра рассказ

    В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.

    Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.

    Единство времени

    Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них - единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить "Смерть Ивана Ильича" (автор - Лев Толстой) и Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской "Попрыгунье" изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.

    Единство действия и места

    Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством - действия. Рассказ - это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).

    Единство персонажа

    Еще одна особенность рассказа - единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко - несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ - это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе "Челкаш" Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском "Спать хочется" и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.

    Единство центра

    Как жанра, перечисленные выше, так или иначе сводятся к единству центра. Действительно, рассказ невозможно себе представить без некоего определяющего, центрального знака, "стягивающего" все другие. Совсем не важно, будет ли этим центром какой-то статический описательный образ, кульминационное событие, само развитие действия или же значимый жест персонажа. Главный образ должен быть в любом рассказе. Именно за счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

    Основной принцип построения рассказа

    Вывод из размышлений о "единствах" сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.

    Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.

    Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.

    Роль мотивов в рассказе

    Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее.

    Особенности композиции

    Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе.

    Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.

    Место рассказа в мировой литературе

    Рассказ - который занимает важное место в мировой литературе. Горький и Толстой обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ у Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы. Таковы, например, рассказы Толстого "Три смерти" и "Смерть Ивана Ильича", тургеневские "Записки охотника", произведения Чехова "Душечка" и "Человек в футляре", рассказы Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш" и др.

    Преимущества рассказа перед другими жанрами

    Интересующий нас жанр позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай, ту или иную сторону нашей жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них. К примеру, Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом "на деревню дедушке", полным детского отчаяния, подробно останавливается на содержании этого письма. Оно не дойдет по назначению и из-за этого становится особенно сильно с точки зрения обличительности. В рассказе "Рождение человека" М. Горького эпизод с рождением ребенка, которое происходит на дороге, помогает автору в раскрытии основной идеи - утверждении ценности жизни.

    В школе на уроках литературы изучают рассказы, повести, романы, эссе, элегии. В кинотеатрах демонстрируют различные фильмы – боевики, комедии, мелодрамы. А как все эти явления объединить одним термином? Для этого придумано понятие «жанр».

    Давайте разберемся, что такое жанр в литературе, какие их виды существуют и как определить, к какому направлению относится то или иное произведение.

    Деление произведений по родам известно еще со времен античности. Что такое жанр в античной литературе? Это:

    • трагедия;
    • комедия.

    Художественная литература была практически неотделима от театра, а потому набор ограничивался тем, что можно воплотить на сцене.

    В Средние века список расширился: теперь сюда вошли новелла, роман и повесть. К Новому времени относится появление романтической поэмы, романа-эпопеи, а также баллад.

    XX век с его огромными по значению переменами, то и дело происходившими в жизни общества и отдельного человека, породил новые литературные формы:

    • триллер;
    • боевик;
    • фантастика;
    • фэнтези.

    Что такое жанр в литературе

    Совокупность некоторых особенностей групп литературных форм (признаки могут быть как формальными, так и содержательными) – это и есть жанры литературы.

    Согласно Википедии они подразделяются на три большие группы:

    • по содержанию;
    • по форме;
    • по родам.

    Википедия называет не менее 30 различных направлений. В их число входят (из самых известных):

    • рассказ;
    • повесть;
    • роман;
    • элегия,

    и другие.

    Существуют и менее общеупотребительные:

    • скетч;
    • опус;
    • стансы.

    Как определить жанр

    Как определить жанр произведения? Если речь идет о романе или оде, то мы не запутаемся, а вот нечто более сложное – скетч или стансы – могут вызвать затруднения.

    Итак, перед нами раскрытая книга. Сразу можно верно назвать известные литературные формы, в определении которых мы даже не нуждаемся. К примеру, мы видим объемное творение, описывающее большой промежуток времени, в котором фигурирует много персонажей.

    Сюжетных линий несколько – одна главная и неограниченное число (по усмотрению автора) второстепенных. Если все эти требования соблюдены, то каждый школьник-старшеклассник с уверенностью скажет, что перед нами роман.

    Если это небольшое повествование, ограничивающееся описанием какого-либо события, при этом отношение автора к тому, о чем он говорит, явственно видно, – то это рассказ.

    Сложнее, например, с опусом.

    Толкование понятия неоднозначно: чаще всего так обозначают нечто вызывающее насмешку, то есть эссе, повесть или рассказ, достоинства которого сомнительны.

    В принципе, многие литературные произведения могут быть отнесены к понятию «опус», если не отличаются ясностью слога, богатством мысли, проще говоря – бесталанны.

    А что такое стансы? Это своеобразное стихотворение-воспоминание, стихотворение-размышление. Вспомните, например, пушкинские «Стансы», написанные им в долгой зимней дороге.

    Важно! Чтобы правильно классифицировать то или иную литературную форму, обязательно учитывайте и внешние признаки, и содержание.

    Попробуем свести литературные жанры воедино, а для этого соберем известные нам виды произведений в таблицу. Конечно, охватить все нам не удастся – наиболее полно литературные направления представлены в серьезных филологических трудах. Но небольшой список можно составить.

    Таблица будет выглядеть следующим образом:

    Определение жанра (в общепринятом значении) Характерные признаки
    Рассказ Точный сюжет, описание одного яркого события
    Очерк Разновидность рассказа, задача очерка – раскрыть духовный мир героев
    Повесть Описание не столько события, сколько его последствий для душевного мира персонажей. В повести раскрывается внутренний мир героев
    Скетч Короткая пьеса (чаще всего состоящая из одного акта). Действующих лиц минимальное количество. Рассчитана на постановку на сцене
    Эссе Небольшой рассказ, где немалое место отводится личным впечатлениям автора
    Ода Торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию

    Виды жанров по содержанию

    Прежде мы касались вопроса о форме написания и делили роды литературы именно по этому признаку. Однако направления можно трактовать шире. Очень важно содержание, смысл написанного. При этом термины в обоих списках могут «перекликаться», пересекаться.

    Скажем, рассказ попадает сразу в две группы: рассказы можно выделить по внешним признакам (короткий, с явно выраженным отношением автора), и по содержанию (одно яркое событие).

    Среди направлений, разделяемых по содержанию, отметим:

    • комедии;
    • трагедии;
    • ужасы;
    • драмы.

    Комедия – это, пожалуй, одно из наиболее древних направлений. Определение комедии многопланово: она может быть комедией положений, комедией характеров. Различают также комедии:

    • бытовые;
    • романтические;
    • героические.

    Трагедии тоже были известны еще античному миру. Определение этого жанра литературы – произведение, исход которого непременно будет печальным, безысходным.

    Жанры литературы и их определения

    Список литературных жанров можно найти в любом учебнике для студентов-филологов. Кому важно знать, по каким направлениям выделяются литературные формы?

    Эта информация нужна следующим специалистам:

    • писателям;
    • журналистам;
    • педагогам;
    • филологам.

    При создании художественного произведения автор подчиняет свое творение определенным канонам, и их рамки – условные границы – позволяют отнести созданное к группе «романы», «эссе» или «ода».

    Это понятие имеет отношение не только к творениям литературы, но и к другим видам искусства. Википедия объясняет: этот термин можно употреблять также по отношению к:

    • живописи;
    • фотографии;
    • кино;
    • ораторскому искусству;
    • музыке.

    Важно! Даже игра в шахматы подчиняется своим жанровым стандартам.

    Однако это очень большие отдельные темы. Нас же сейчас интересует, какие жанры есть в литературе.

    Примеры

    Любое понятие стоит рассматривать с примерами, и виды литературных форм – не исключение. Ознакомимся с примерами на практике.

    Начнем с самого простого – с рассказа. Наверняка все помнят со школы чеховское произведение «Спать хочется».

    Это страшная история, написанная нарочито простым, будничным слогом, в основе ее – преступление, совершенное тринадцатилетней девочкой в состоянии аффекта, когда ее сознание затуманилось от усталости и безысходности.

    Мы видим, что Чеховым соблюдены все законы жанра:

    • описание практически не выходит за рамки одного события;
    • автор «присутствует», мы чувствуем его отношение к происходящему;
    • в рассказе – одна главная героиня;
    • по объему сочинение небольшое, можно прочесть за несколько минут.

    В качестве примера повести можно взять «Вешние воды» Тургенева. Автор здесь больше рассуждает, словно помогая читателю сделать выводы, ненавязчиво подталкивая его к этим выводам. В повести важное место отводится вопросам морали, этичности, внутреннему миру героев – все эти проблемы выходят на первый план.

    – тоже вещь достаточно конкретная. Это своеобразная зарисовка, где автор высказывает собственные мысли по конкретному поводу.

    Для эссе характерны яркая образность, оригинальность, откровенность. Если вы читали когда-нибудь Андре Моруа и Бернарда Шоу, то поймете, о чем идет речь.

    Романы и их характерные черты – протяженность событий во времени, множественные сюжетные линии, хронологическая цепочка, периодические отступления автора от заданной темы – не позволяют спутать жанр с каким-либо другим.

    В романе автор затрагивает множество проблем: от личных до остросоциальных. При упоминании о романах на ум сразу приходят «Война и мир» Л. Толстого, «Отцы и дети» , «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Грозовой перевал» Э. Бронте.

    Виды и группировки

    Кроме группировки по содержанию и форме, мы можем воспользоваться предложением филологов и подразделить все созданное писателями, поэтами и драматургами по родам. Как определить жанр произведения – к какому роду оно может относиться?

    Можно сформировать такой список разновидностей:

    • эпические;
    • лирические;
    • драматические.

    Первые отличаются спокойным повествованием, описательностью. Эпическим может быть роман, очерк, стихотворение. Вторые – это все, что связано с личными переживаниями героев, а также с торжественными событиями. Сюда относят оду, элегию, эпиграмму.

    Драматические – это комедия, трагедия, драма. По большей части «право» на них выражает театр.

    Резюмируя сказанное, можно применить такую классификацию: в литературе существует три крупных направления, охватывающих все, что когда-либо было создано прозаиками, драматургами и поэтами. Делятся произведения по:

    • форме;
    • содержанию;
    • родам написанного.

    В рамках одного направления может быть много совершенно разноплановых сочинений. Так, если брать деление по форме, то сюда мы отнесем рассказы, романы, эссе, оды, очерки, повести.

    Определяем принадлежность к какому-либо направлению по «внешнему строению» произведения: его размеру, количеству сюжетных линий, отношению автора к происходящему.

    Деление по родам – это лирические, драматические и эпические произведения. Лирическим может быть роман, рассказ, очерк. К роду эпических относят поэмы, сказки, былины. Драматические – это пьесы: комедии, трагикомедии, трагедии.

    Важно! Новое время вносит коррективы в систему литературных направлений. В последние десятилетия получил развитие жанр детектива, зародившийся в XIX в. В противоположность роману-утопии, возникшему в период позднего Средневековья, зародилась антиутопия.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    Литература в наши дни продолжает развиваться. Мир меняется с огромной скоростью, а потому претерпевают изменения формы выражения мыслей, чувств, скорость восприятия. Возможно в будущем сформируются новые жанры – настолько необычные, что пока нам трудно представить их себе.

    Не исключено, что они будут находиться на стыке сразу нескольких видов искусства, например, кино, музыки и литературы. Но это – в будущем, а пока наша задача – научиться разбираться в том литературном наследии, которое у нас уже есть.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?