Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жан лиотар биография. Жан этьен ленуар

Лиотар Жан Этьен

(Jean-Etienne Liotard) —

швейцарский художник

Отец художника — Антуан Лиотар родился в семье французских протестантов, был ювелиром, но после 1685 года по религиозным причинам бежал из маленького французского городка Монтелимар в Швейцарию. В Женеве и родились братья-близнецы Жан-Этьен и Жан-Мишель.
Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи.

В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем в 1725 году Лиотар, опять же вместе с братом, отправился в Париж. Здесь они продолжили образование в студии гравера и миниатюриста Жана-Баттиста Массе.

Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.
Лиотар написал картину «Давид в храме», которая была удостоена премии Парижской Академии художеств. Критики предполагали, что художник займется историческим жанром, но академики и коллеги убедили, что его призвание — портретный жанр.
Портреты Лиотара отличаются большим разнообразием. В одних ощутима связь со стилем рококо, с присущей ему любовью к нарядным и сложным костюмам, к обилию мягких струящихся тканей, изяществу грациозных поз и движений. Таковы портреты «Мадам Эпине», «Читающая девушка», «Мадам Боэр», «Шоколадница». В других, более многочисленных портретах преобладает стремление к объективной и точной характеристике.
Это видно в портретах Марии Терезии, маршала Морица Саксонского, жены художника, мадам Коньяр («Дама в кружевах»). Люди в этих портретах даны, как правило, крупным планом и приближены к зрителю, ничто не отвлекает в них внимания от главного — от лица. Художнику явно импонируют такие черты характера, как энергичность, активность, уверенность в себе.

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе — в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

Лиотар за более чем 60 лет творческой жизни создал огромное количество портретов. При этом, как пишут искусствоведы, он всегда стремился показать объективную и точную характеристику образа. Художник не скрывал недостатков своих героев, что противоречило эстетике стиля рококо, направленного на приукрашивание и даже лесть. Это «правдолюбие» Лиотара и отличает его от других французских портретистов XVIII века, например, Ватто и Буше. Некоторые критики даже ругали художника за отсутствие «элегантного стиля», при этом называя его пастельные портреты «изящными и нежными».

Ami-Jean de La Rive, 1758, Pastel on parchment,


Maria Christina, Duchess of Teschen

Portrait of the countess of Сoventry

Marie Antoinette of Austria, Future Queen of France

George, Prince of Wales

Marie Josèphe von Sachsen

Marc Liotard de la Servette, 1775, Pastel on paper,
Museum of Art and History, Ginevra

Portrait of Isaac-Louis de Thellusson, 1760, pastel on parchment,
Oskar Reinhart Foundation, Winterthur

" La Prima Colazione ", 1754

David Garrik, 1751, Pastel on parchment,
Collection Devonshire, Chatsworth. England

Portrait of a lady at the court Sun

Portret van Graaf Francesco Algarotti.

Francesco I D"Austria, 1744. Pastel on parchment,
Herzog Anton Ulrich-Museum. Brunswick

Portrait of Julie de Thellusson-Ployard

Marthe Marie Tronchin

Marie Charlotte Boissier

Madame Liotard and her daughter

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию. Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов. Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).

The Chocolate Girl

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые. И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы… Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того - Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги. Вот и разберись, где - правда, а где - легенда.

A Lady pouring Chocolate

Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком - пастель того самого Лиотара



La liseuse /Прекрасная читательница

Portret van een jong meisje, waarschijnlijk Caroline Russell

Children blowing bubbles

Marie Adalaide

Portrait of a Young Woman

В восточном костюме

Federica Sofia

Lady Ponsonby in costume veneziano

Maria Frederike van Reede-Athlone

Жан-Этьен Лиотар,Шоколадница, ок. 1743—45,Галерея старых мастеров, Дрезден

"ШОКОЛАДНИЦА" - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара. Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.

Художника называли "живописцем королей и красивых женщин". Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.

Жана Этьена Лиотара(1702-1789г) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности.

Легенда о создании картины такова:

В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа.

Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.

Но есть и другая версия:

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.

Третья версия:

Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Описание картины.

На картине изображена всего одна женская фигура.Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды.

Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире.

Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»

"Живопись – зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная" - Жан-Этьен Лиотар.

Мне очень нравится другая работа Лиотара.У него есть ещё одна Шокладница или«Голландская девушка за завтраком»Картину специалисты «Сотбис» оценили в 4−6 миллионов фунтов (примерно 5,6−8,4 млн. долларов).


В последнее время интерес к творчеству художника резко возрос.Так, в 2009 году на лондонском аукционе «Кристис» «Дама в турецком костюме со служанкой в хамаме» ушла с молотка за $1 064 088, а в 2012 году в Париже «Портрет мадмуазель Луизы Жаке» был продан почти за 2 миллиона долларов.Лиотар Портрет мадмуазель Луизы Жаке»

Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца Антуана Лиотар, покинувшего родной Монтелимар «по неким религиозным причинам» и укрывшегося в Женеве. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи. В то время женевской школы живописи еще не существовало (она сложится к концу XVIII века), зато преподавалась техника миниатюры и эмали - ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем продолжил образование в Париже. Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.

Позднее, в своем «Трактате о живописи » Лиотар объяснит: живопись - «зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», и если «в произведениях природы мазков не видно», то их не следует показывать и на картине. Пастель позволяла добиться желаемого эффекта: мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей. Работы Лиотара, выполненные в реалистичной манере и строгом стиле, отличались от произведений Ватто или Буше, представителей «галантного жанра», предпочитавших декоративное изящество рококо. А портреты Лиотара ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе. Лиотар считал себя «художником правды» и главным его стремлением было правдоподобие в живописи, изображение без прикрас… что далеко не всегда нравилось знатным дамам, портреты которых он писал!


Marie Josèphe von Sachsen

Неповторимым стилем отличались не только полотна Лиотара, но и его внешность. Из поездки в Константинополь, куда он отправляется по приглашению английского лорда, Лиотар вернется знаменитым не только благодаря своему таланту и необыкновенным пастелям, но и… бороде. В Европе художника окрестят «турком» за эффектную бородку и восточные одежды, и это только добавит ему популярности. Так что жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность. Тем более что и та, и другая проходили в бесконечной веренице путешествий по всей Европе - Молдавия, Вена, Франкфурт, Париж, Амстердам, Лондон…


Portrait of the countess of Сoventry

Чего не скажешь о его брате-близнеце: получив образование гравера в Париже и совершив небольшое путешествие по Италии, Жан-Мишель возвращается в Женеву. Если он не стал таким же великим художником, как его брат, то в семейной жизни, кажется, преуспел гораздо больше: во всяком случае, Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином. Вероятно, братья были слишком разными по характеру, чтобы поддерживать близкие отношения. В письмах - по крайней мере, тех, которые известны искусствоведам, - Жан-Этьен совсем не упоминает брата. Кстати, спорным остается и тот факт, что братья, родившиеся в один день, были близнецами. Достоверных свидетельств современников о сходстве художников Лиотар не сохранилось.


Madame Liotard and her daughter

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию. Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов. Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).


The Chocolate Girl

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые. И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы… Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того - Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги. Вот и разберись, где - правда, а где - легенда.


A Lady pouring Chocolate
Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком - пастель того самого Лиотара…

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе - в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

Жан-Этьену, большому оригиналу своего времени, многие из ценностей XIX века, несомненно, пришлись бы по душе. Он всегда был сторонником независимости - и в жизни, и в искусстве.

La liseuse

Portret van een jong meisje, waarschijnlijk Caroline Russell

A young girl as Diana


Children blowing bubbles

Portrait of Julie de Thellusson-Ployard

Maria Christina, Duchess of Teschen

Marie Antoinette of Austria, Future Queen of France

Portret van Graaf Francesco Algarotti.

George, Prince of Wales

Наш мир постоянно меняется и совершенствуется благодаря гению человеческой мысли. Каждое столетие рождает гениев, которые своими изобретениями и величайшими открытиями меняют и двигают мир вперед. Одним из них и является Жан Этьен Ленуар, занимавшийся исследователями в области электротехники, химии, механики, изобретатель двигателя внутреннего сгорания. Родился гениальный изобретатель 12.01.1822 г. в Бельгии, местечко Мюсси-ла-Виль. Мальчик рос в обеспеченной семье бельгийского промышленника и мечтал со временем учиться в знаменитом парижском техническом вузе Ecole Polytechnique. Однако, ранняя смерть отца помешала осуществить мечту. Будучи уже юношей, он пешком добрался до Парижа, но не сдал экзамены при поступлении в Политехническую школу. Какое-то время он работал официантом в парижском ресторане, частыми гостями которого были владельцы мастерских и механики. Юношу уже тогда посетила идея усовершенствования двигателя, о котором так часто говорили и спорили механики, сидя за столом в ресторане. Вскоре юноша перешел в одну из мастерских, где работал над составлением новых эмалей. Через год он оставил мастерскую и работал какое-то время механиком-одиночкой. Талантливый юноша брался за любую работу, чинил все подряд, будь то экипажи, либо разная кухонная утварь. Но это не приносило ни денег, ни удовлетворения.

Ленуар поступает в механико-литейное заведение “Мариони”, которое вскоре благодаря ряду его изобретений, в частности, способу гальванопластического покрытия украшений, превратилось в гальванопластическую мастерскую. Ленуар значительно улучшил свое материальное положение и усиленно экспериментирует со своими изобретениями. Он изобрел и запатентовал собственный электромотор, водомер, регулятор динамомашин. Его не оставляет идея паровой машины двойного действия, Он изучает и использует инженерный опыт других изобретателей, своих предшественников. Наконец, был изготовлен первый образец двигателя. Бесшумная работа двигателя была его огромным плюсом. Однако, в процессе работы он быстро нагревался, что было минусом, требовавшим принципиально иного охлаждения.
При охлаждении воздухом рабочие поршни расширялись и заклинивали в цилиндре. Тогда Ленуар решил использовать для охлаждения воду. Свою конструкцию он дополнил системой масляной смазки. Использование природной воды, безусловно, не было идеальным вариантом. Это приводило к постепенному образованию накипи, осадков, в холодное время в нерабочем двигателе вода замерзала, разрушала двигатель. И только в 20-е годы двадцатого столетия впервые была изобретена охлаждающая низко замерзающая жидкость на основе глицерина, получившая название антифриз. Чтобы ваша машина работала исправно, вы должны знать, как проверить антифриз в машине и добавить в радиатор охлаждающую жидкость.Спонсором Ленуара выступал владелец мастерской итальянец Мариони и так как изобретатель не оформил свое изобретение юридически, то машина вскоре была опечатана. Кроме негатива, ссора со спонсором сыграла и положительную роль — это подтолкнуло Ленуара на создание своей фирмы.

Компания "Ленуар и Ко" очень быстро наладила производство газовых двигателей мощностью 4 лошадиных сил. 24.01.1860 г. Этьен Ленуар запатентовал его. В 1862 г. на Парижской выставке он демонстрировал первую безлошадную восьмиместную повозку с запатентованным двигателем. Фирмы Франции и Германии выпустили около трехсот двигателей, которые устанавливались на дорожных экипажах, судах, локомотивах. Он стал первым серийным двигателем.
В 1872 г. газовый двигатель установили на дирижабле, результат испытаний был положительным. Будучи бельгийцем, Жан Этьен Ленуар, получил французское гражданство за героизм, проявленный в 1870 г. при обороне Парижа в войне Франции с Пруссией. Жан Этьен Ленуар признан официально изобретателем двигателя внутреннего сгорания, однако, его слава длилась лишь несколько лет. Вскоре слава перейдет к его немецкому коллеге инженеру Николаусу Отто, с которым Ленуар познакомился а 1860 г. и которому демонстрировал свой двигатель. Н.Отто, заинтересовавшись изобретением, первоначально создал с Лангеном фирму по выпуску двигателей Ленуара. Одновременно он работал над собственным вариантом двигателя, который продемонстрировал в 1878 году. Это был 4-х-тактный, громоздкий и шумный двигатель, но его КПД составляло 16%, в то же время КПД машины Ленуара было в 3 раза меньше (5%). В результате, изобретение Н.Отто вытеснило двигатель Ленуара.

Жан-Этьен Лиотар и его «Прекрасная шоколадница»
К 270-летию создания знаменитой картины

«Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана
зрения в искусстве, вроде гроздей винограда на картине
древнего художника, который пытались клевать птицы»
М. Алпатов. Академик искусствоведения

Кто не помнит одну из жемчужин Дрезденской галереи, изящную картину «Шоколадница», на которой изображена молоденькая венская красавица, грациозно несущая на подносе хрупкую фарфоровую чашку с новомодным шоколадным напитком и стакан чистой прозрачной воды? Написанная почти три века тому назад на пергаменте в технике пастели, картина поражает живописным мастерством и поэтической свежестью.
Автором «Шоколадницы» (другие названия - «Прекрасная шоколадница», нем.„Das Schokoladenm;dchen“, фр. „La Belle Chocolati;re“) является швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (1702 - 1789). Его считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Сохранилось множество легенд о его странствиях и приключениях.
Лиотар родился в Женеве в семье ювелира из французов-протестантов, которым когда-то пришлось эмигрировать в альпийскую республику. Склонность к рисованию он проявил еще в детстве. Любил рисовать портреты друзей, сцены из римской истории, увлекался миниатюрами и эмалевой живописью. Начав заниматься в мастерской у Гарделя, за несколько месяцев превосходит своего учителя. Лиотар виртуозно копирует полотна старых мастеров.
В 1725 году художник отправляется на три года в Париж, чтобы совершенствовать свою технику. Через несколько лет он оказывается в Риме, где создает множество пастельных портретов, в том числе папы Климента XII и ряда кардиналов, это послужило началом его известности в Европе.

Надо сказать, что у Жана-Этьена было два главных увлечения: живопись и тяга к странствиям, и многое в жизни художника складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, связанных именно с путешествиями. Однажды, благодаря знакомству со знатным англичанином, Лиотар совершает поездку на Восток (Мессина, Сиракузы, Мальта, Смирна, острова Делос и Парос), которая завершилось в Константинополе. Здесь художник «задержался» на целых 5 лет. Свои впечатления он воплотил в великолепных рисунках, в которых мастерство и свобода владения техникой (причудливая вязь узоров, линий, утонченные тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины) сочетались с документально точным воспроизведением облика персонажей, их костюмов, фактуры тканей и даже кроя одежды. Люди органично вписывались в пышное убранство помещений с обилием ковров, драпировок, столиков, ваз, подушек. Правда, его восточные красавицы иногда напоминали изысканных парижанок.
Вернувшись в Европу, Лиотар продолжал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что получил прозвище «художник-турок». Он постоянно переезжал из одной страны в другую, общался с интересными людьми, писал их портреты, оставив потомкам достоверный «...внешний облик давно исчезнувших с лица земли людей». Синтез декоративности французского рококо и ясности голландского реализма XVII века в творчестве художника, принес Лиотару большой успех.

В 1745 году судьба занесла Жана-Этьена Лиотара в Вену, где в 1740 году императорский трон заняла 23-летняя Мария Терезия, старшая дочь императора Карла VI. Императрица оказала известному художнику теплый прием и поручила князю Дитрихштайну, человеку близкому ко двору, опекать гостя.
Вскоре Лиотар создает здесь свою Галатею – «Прекрасную шоколадницу» (82,5 ; 52,5 см). Непритязательность композиции, лёгкая атмосфера и почти фотографическая точность пастели, после условности и манерности, характерной для мастеров XVIII века, произвели на современников впечатление откровения. Пастель воспринималась ими как шедевр в одном ряду с работами Шардена и Вермеера, с их персонажами, углублёнными в свои повседневные занятия. Венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи в одном из своих писем писал о «Шоколаднице»: «Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели».
Шедевру Лиотара посвящено огромное количество статей и исследований, дающих подробное ее описание. Вот небольшая выборка из них: «...В этой простой жанровой сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством. ...Здесь все ласкает глаз - миловидная девушка с открытым, ясным лицом и легкой походкой, спокойные, гармоничные сочетания светлых цветов - белого, розового, золотисто-коричневого, серого. ...Девушка изображена на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом.
Художник располагает ее левее центра картины, как бы давая героине возможность двигаться вперед. Направление ее движения подчеркивается жестом вытянутых рук, несущих изящный лаковый поднос, линиями пола. ...Разглядывая эту картину, восхищаешься тем, как виртуозно и точно переданы тонкость фарфоровой чашки (пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый мейсенский фарфор), стакан с прозрачной водой отражает окно, и преломляет линию верхнего края подноса.
Замечательно передана фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упругими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру. ...Цвета одежды «Шоколадницы» подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый розовый чепчик».

Достоверных сведений о том, кого художник изобразил в образе «Прекрасной шоколадницы» нет. В самой романтичной и самой красивой версии легенда о создании «Шоколадницы» звучит примерно так. Однажды в промозглый зимний день 1745 года князь Дитрихштейн заглянул в небольшую венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный горячий шоколадный напиток, о котором в это время шло много разговоров. Приятный напиток считался еще и лечебным, а подавали его со стаканом воды. Обслуживала аристократа молодая официантка Анна Бальдауф, дочь обедневшего дворянина. Князь был настолько увлечен грацией и красотой девушки, что сразу влюбляется в нее. Чтобы знакомиться с Анной поближе, он отныне посещал кофейню почти ежедневно. Вопреки сильному сопротивлению придворного дворянства, еще в том же самом году Анна становится женой Дитрихштейна и австрийской княгиней. В качестве свадебного подарка молодожен заказал художнику Лиотару картину «Прекрасная шоколадница». Мастер создал шедевр, на котором изобразил Анну в костюме официантки-шоколадницы, воспев любовь с первого взгляда.

Круг жизни Лиотара замкнулся 12 июня 1789 года, когда «художник королей и красивых женщин» умирает, вернувшись на родину в Женеву. Он создал немало прекрасных работ, особенно пастелей, но в памяти потомков остался знаменит именно как автор «Шоколадницы».
С 1855 года "Шоколаднца" находится в коллекции знаменитой Дрезденской галереи.

Во время Второй мировой войны картина вместе с другими шедеврами была перевезена нацистами в крепостной замок Кёнигштейн над Эльбой в Саксонской Швейцарии, недалеко от Дрездена. Здесь в глубоком заминированном каземате в плоских сосновых ящиках сокровища из Дрездена были обнаружены советскими войсками. Это чудо, что они не были взорваны во время отступления немецких войск, уцелели и не успели погибнуть от холода и сырости.
В 1955 году пастель Лиотара демонстрировалась на прощальной выставке в Москве среди других немецких художественных трофеев перед возвращением ее в Дрезденскую галерею. Картины выставлялись со 2 мая по 20 августа 1955 года. Народ приезжал издалека, иногда днями выстаивая в очереди, чтобы увидеть легендарные сокровища, среди которых не затерялась и скромная «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?