Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Post актер юрий богатырев личная жизнь. Юрий богатырев - биография, фото, личная жизнь, ориентация актера

29 лет назад ушел из жизни популярный советский актер Юрий Богатырев, известный по ролям в фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Два капитана», «Родня», «Дон Сезар де Базан» и многим другим.

До своего 42-летия он не дожил ровно одного месяца. Близкие актера уверены: он сам приблизил свой уход, так как всю жизнь очень страдал и испытывал чувство вины за то, что действительно был «чужим среди своих»…


Юрий Богатырев в юности


Знаменитый советский актер Юрий Богатырев
Юрий Богатырев родился в семье офицера военно-морского флота, но к отцовской профессии интереса никогда не проявлял. С детства он был очень ранимым и чутким, не ввязывался в драки и отличался мягким характером. Мальчишечьим играм он предпочитал шитье платьев для кукол и дружбу с девочками. Он и сам любил наряжаться и примеривать украшения, но родители не обращали внимания на эти увлечения сына, списывая их на тонкость артистической натуры.


После окончания Щукинского училища Богатырев выступал на сцене МДТ «Современник», а позже пришел во МХАТ. Еще во время учебы он ухаживал за девушками, но все его влюбленности были платоническими и ограничивались дружеским общением. Он влюблялся в своих партнерш по съемкам, но это, скорее, дарило только вдохновение на съемочной площадке, а не потребность в личных взаимоотношениях. Так, Ия Саввина и Наталья Гундарева стали его близкими друзьями.


Юрий Богатырев в спектакле *Двенадцатая ночь*, 1978
Актриса Елена Соловей признавалась, что Богатырев напоминает ей «большого ребенка, беззащитного и ранимого». Наталья Варлей вспоминала: «В Юру, по-моему, были влюблены все. А у него самого были исключительно платонические увлечения. Все знали, что он влюблен в Олю Яковлеву. Этакий «рыцарь под балконом». Он ходил на все ее спектакли – настолько был потрясен ее игрой. Это была не столько влюбленность мужчины в женщину – Яковлева была для него таким театральным божеством».


Юрий Богатырев в фильме *Свой среди чужих, чужой среди своих*, 1974
Его кинодебют состоялся в 1966 г., но настоящая популярность пришла в 1970-х гг., когда Богатырев сыграл главную роль в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». С тех пор он называл этого режиссера своим крестным отцом в кино, а Михалков считал его своим талисманом, продолжая снимать в своих картинах – «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Раба любви», «Родня».


Кадр из фильма *Два капитана*, 1976


Юрий Богатырев в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977
В 1980-х гг. Юрий Богатырев был уже одним из самых популярных, востребованных и богатых артистов. Он хорошо зарабатывал на съемках, но деньги у него никогда не задерживались – по словам близких, он был бессребреником и идеалистом. Вскоре у него появилось большое количество мнимых друзей – любителей выпить за его счет, с которыми они кутили ночи напролет. Его безотказностью пользовались многие. Но почти никто не знал о том, какая личная драма была причиной его затяжных депрессий и заставляла искать забытья в алкоголе.


Кадр из фильма *Несколько дней из жизни И. И. Обломова*, 1979


Кадр из фильма *Мертвые души*, 1984
Уже в достаточно зрелом возрасте Богатырев смог сам себе признаться в своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Он испытывал из-за этого комплекс неполноценности и очень страдал из-за того, что стал «чужим среди своих». Близкие друзья пытались его поддержать, Наталья Гундарева повторяла: «Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все». Но это не помогало – актер жил с постоянным чувством вины и не мог сам себя принять таким, каким был.


Режиссер Александр Адабашьян рассказывал: «Свою «непохожесть» Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют… А Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины… Но это было сильнее его. Это не было ни распущенностью, ни модой, ни чем-то еще, это было действительно отклонение, с которым он пытался бороться, победить которое никак ему не удавалось».


Юрий Богатырев в фильме *Нежданно-негаданно*, 1983
Какое-то время с ним жил администратор МХАТа Василий Росляков, потом в его квартире появился бармен Саша Ефимов, однако чувство бесконечного одиночества не покидало актера. Он даже был женат, но этот брак оказался фиктивным – актриса Надежда Серая была его соседкой по коммуналке, и ей срочно понадобился штамп в паспорте, чтобы остаться в Москве. Богатырев пошел ей навстречу. Они жили в соседних комнатах, хотя их связывали близкие отношения, и встречались на кухне, изливая друг другу душу за вечерними беседами. Об этом браке не знали даже близкие.




Юрий Богатырев в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989
Несмотря на обожание зрителей, Богатырев никогда не был доволен собой, постоянно сомневался в своих способностях и искал утешения то в алкоголе и антидепрессантах, то в увлечении живописью – в 1989 г. должна была состояться его первая персональная выставка, но она прошла уже после его смерти. Актер предчувствовал свой ранний уход, успел попрощаться с друзьями и даже предсказал дату, но ничего не сделал для того, чтобы предотвратить трагический финал. В 1988 г. он подарил другу свою фотографию с подписью: «От Юры Богатырева. За год до смерти». Пророчество сбылось. В тот день, когда должна была открыться его выставка, состоялись его похороны.


Актер театра и кино Юрий Богатырев
Зимой 1989 г. Богатырев получил гонорар за фильм «Очи черные». Отмечали этот повод бурно и весело, как всегда, с большим количеством алкоголя. Друзья поначалу не заметили, что актеру стало плохо. Вызвали «скорую», ему ввели препарат, который оказался несовместимым с принятыми накануне антидепрессантами и алкоголем. 2 февраля 1989 сердце Юрия Богатырева остановилось.


Народный артист РСФСР Юрий Богатырев

// Фото: Шерстенников / РИА Новости

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Мужчина скончался 2 февраля 1989 года в Москве. Той роковой ночью у Богатырева случился сердечный приступ. Приехавшая на место происшествия бригада «скорой помощи» ввела актеру клофелин, оказавшийся несовместимым с антидепрессантами, к которым пристрастился мужчина. Как итог – у знаменитости мгновенно остановилось сердце.

НЕДООЦЕНЕННЫЙ ХУДОЖНИК

Спустя 28 лет после смерти звезды кино и театра его друзья продолжают делиться воспоминаниями о близком человеке. Так, Станислав Садальский рассказал об одном из увлечений Юрия Богатырева. Артист поведал, что его приятель любил рисовать и был талантливым, но не признанным художником. К слову, первая выставка произведений Юрия Богатырева открылась 6 февраля 1989 года в Доме-музее Ермоловой. Он не дожил до этого долгожданного события буквально несколько дней.

«Юра был знатоком живописи, настоящим ценителем. Это теперь говорят, что он – гений, настоящий недооцененный художник, устраиваются его выставки, издаются альбомы. А тогда... Он нарисовал мой портрет за несколько минут… А я чуть не потерял его...» – поделился Садальский в своем блоге.

// Фото: ЖЖ Станислава Садальского

Друзья Богатырева считали, что увлечение живописью стало продолжением его актерской карьеры. Сам Юрий Богатырев был согласен с мнением близких людей и охотно признавал, что не конкурирует с известными художниками. Мужчина и подумать не мог, что со временем искусствоведы начнут ценить его творчество. «Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений. Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию», – говорил мужчина.

«Он как будто обладал способностью «вытягивать» какое-то внутреннее свойство человека, недоступное взглядам окружающих», – рассказала в эфире телеканала «Культура» Ирина Гамула, главный хранитель государственного театрального музея имени Бахрушина.

// Фото: кадр программы «Раскрывая тайны звезд»

Вместе с тем Богатырев отличался какой-то бытовой неустроенностью. Близкие актера поведали о том, что он не нагружал себя работой по хозяйству. Все свое свободное время артист предпочитал посвящать искусству.

«Он всегда был занят не бытом и либо рисовал, либо читал или разговаривал. Он выходил в каком-то полурваном халате, и возникало ощущение, что это персонаж Островского. Он делал яичницу так, что она походила на картину», – рассказал режиссер Иосиф Райхельгауз.

Интересно, что Юрий Богатырев долгое время предпочитал жить в театральном общежитии. Именно туда он возвращался после светских вечеринок и торжественных приемов. Артист переехал оттуда лишь в 1981 году, когда ему вручили звание заслуженного артиста РСФСР. Тогда актеру подарили однокомнатную квартиру на улице Гиляровского.

РАБОТА С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ

Никита Михалков стал режиссером, открывшим Юрия Богатырева для кинематографа. Молодой актер сыграл немца в его дипломной картине «Спокойный день в конце войны», вышедшей на экраны в 1970 году. «Юра Богатырев – замечательный, потрясающий, великий русский артист. Остается только сожалеть, что он многого не сделал и слишком рано ушел», – отметил Михалков в сюжете телеканала «Культура».

В дальнейшем сотрудничество с Никитой Сергеевичем продолжилось. В 1974 году советские зрители увидели фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором Юрий Богатырев сыграл знаковую для себя роль чекиста Егора Шилова. Для миллионов поклонников кинематографа этот мужественный и «горячий» персонаж стал настоящим супергероем, не уступающим современным «Людям Икс»: он уверенно держался в седле и с легкостью выполнял различные трюки.

// Фото: кадр фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

ТОНКИЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ

По воспоминаниям друзей Богатырева, знаменитый артист не имел ничего общего с прославившим его Шиловым.

«Поначалу он был как ребенок. У него был пушок, щетину ему «нарастили». По характеру он был мягкий, трепетный, сердечный, пульсирующий как перо на ветру. Дунешь, и он взлетает на воздух», – рассказал журналистам актер Сергей Шакуров.

// Фото: кадр фильма «Объяснение в любви» (1977)

Друзья артиста также сообщили журналистам, что он как будто предчувствовал свою смерть. Но тогда окружение звезды кино и театра не воспринимало его слова серьезно. В программе «Раскрывая тайны звезд» близкие Богатырева поведали о том, что его мучило.

«Я пришел к нему, поднялся. Нашел номер квартиры, звоню, никто не отвечает. Смотрю: дверь не заперта. Вижу, что он сидит на ковре посреди комнаты, выпивший, весь в слезах. Говорит: «Я скоро умру», – поделился друг звезды Евгений Стеблов.

// Фото: кадр фильма «Юрий Богатырев. Украденная жизнь»

Слова актера подтверждает режиссер и однокурсник Юрия Богатырева Константин Райкин. «Он всегда говорил, что рано умрет. Я считал, что он «интересничает» и говорит ради красного словца. Юре было свойственно делать такие «залипухи», – поделился звезда кино и театра.

Друзья знали о ранимости Юрия Богатырева, страдавшего всю жизнь от того, что он был не таким, как все. Окружение мужчины старалось поддерживать его в трудную минуту и помнило, что артист требовал очень бережного обращения к себе. «Он нуждался в комплиментах, аплодисментах, восторгах. Тогда он скромно опускал глаза и говорил: «Вы преувеличиваете», – рассказал коллега актера Виктор Мережко.

«Мало, всего мало. Рисунков, ролей, репетиций, друзей, общения. Мало тебя хвалят, мало тобой восторгаются, мало тебя смотрят», – поделился, в свою очередь, друг Юрия Богатырева Иосиф Райхельгауз.

// Фото: Кадр фильма «Двенадцатая ночь» (1978)

Некоторые близкие Богатырева считали его большим ребенком. Этой точки зрения придерживался, к примеру, юрист Андрей Попов, который общался с актером в последние четыре года его жизни. По мнению друга знаменитости, Юрий Богатырев был очень спокойным и старался не ввязываться в скандалы, так как это шло против его природы. «Я не слышал, чтобы он вообще с кем-нибудь когда-то дрался, на моей памяти таких эпизодов не было. Он умел идти на компромисс, договариваться и был абсолютно бесконфликтным человеком», – рассказал пожилой мужчина.

По словам Андрея Михайловича, его приятель очень долго работал над каждой ролью. Богатырев словно вживался во всех своих персонажей. Мужчина называет труд известного актера «титаническим». Его слова подтверждает Никита Михалков. «Он схватывал все на ветру», – говорит режиссер. К слову, ради одной из ролей убежденный вегетарианец попробовал мясо, и с той поры забыл о диете.

БОГАТЫРЕВ И ЖЕНЩИНЫ

Стоит отметить, что звезде кино и театра посчастливилось работать со многими красивейшими актрисами своего времени, в том числе с Анастасией Вертинской, Еленой Соловей и Светланой Крючковой. Чувства Юрия Богатырева к его партнершам были платоническими: предложить им нечто большее, чем дружбу, он не мог. Артист уподоблял женщин богиням. При этом природная деликатность и чувствительность не давали ему раскрыться полностью.

Лишь с годами Богатырев понял, что он не такой, как все. Это осознание в буквальном смысле давило на мужчину, предпочитавшего «лечить» проблемы алкоголем.

«Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в него как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился. Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Нынешние звезды этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами – это модно, практично – они ведь дружны между собой…» – говорил в одном из интервью режиссер Александр Адабашьян.

// Фото: Кадр фильма «Мертвые души» (1984)

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

В последние годы Юрий Богатырев перестал бороться с лишним весом и страдал гипертонией. Артист часто звонил друзьям и жаловался на жизнь. Некоторые из них считали, что мужчину довела работа в театре, которая оказалась слишком тяжелой для чувствительного артиста. «Он был очень израненный», – отметил Александр Калягин.

Некоторые считали, что Богатырев словно уставал от самого себя. Каждый день он играл чужие страсти, а после выхода на сцену страдал от своих. Актеру всюду мерещились насмешки и осуждение со стороны незнакомых людей. Близкие артиста говорят, что его можно было унизить даже «неправильным» взглядом или поворотом головы.

«Он мне звонил и говорил: «Светотуля, я сижу тут один. Старый, толстый, никому не нужный». И это были не бравада и кокетство. Он так себя ощущал», – рассказала актриса Светлана Крючкова.

// Фото: Кадр фильма «Дон Сезар де Базан» (1989)

В числе навязчивых ночных кошмаров Богатырева был сон о том, что зрители его высмеивают. У актера случались дни, когда он презирал себя. Артист страдал из-за того, что не был похож на окружавших его людей.

«Наташа Гундарева говорила, что он мог выпить и прийти к ней в слезах. Он говорил: «Меня все презирают, я ничего не могу с собой сделать». Она говорила: «Ты сам все выдумал, никому ты ничего плохого не делал». В нем все нарастало постепенно. Со временем у него исчезла внутренняя гармония. Он был в постоянном конфликте с собой, и ему казалось, что его недолюбливают, относятся к нему с предубеждением или отрицательно. Сам построил вокруг себя стену и вообразил, что она построена снаружи», – поделился Александр Адабашьян.

Для подготовки статьи использовались материалы «Собеседника» и «Независимой Газеты» .

Второго марта актеру Юрию Богатыреву исполнилось бы 65 лет...
Источник - tvkultura.ru
1974 год. «Свой среди чужих, чужой среди своих». Режиссёрский дебют Никиты Михалкова дал пищу для разговоров: картину ругали, хвалили, обсуждали. Даже самые убеждённые критики фильма отдавали должное актёрскому ансамблю. Солоницын, Кайдановский – эти имена уже были известны, – но Калягин, Райкин, Шакуров, Пороховщиков – кто такие? откуда? А главное открытие – Богатырёв. В газетах замелькали статьи об успешном дебюте, но в общем потоке похвал нередко сквозили ноты сомнения: а не счастливая ли это случайность? не разовый ли успех?
«Раба любви» – крохотный эпизод в прологе и время от времени появляется фотография героя в кадре. А потом - «Неоконченная пьеса для механического пианино»... Самые упрямые скептики из последнего продолжали ворчать: «Ну, допустим, спелись с Никитой... Посмотрим, что получится с другими?» И вот Филиппок у Авербаха. Наконец для всех стало очевидным: Юрий Богатырёв – актёр милостию Божьей.

Его мать работала на заводе, отец был морским офицером. Обычное послевоенное детство в коммуналке, средняя школа. Всё как у всех... Что определило судьбу? Может быть, пожилой учитель рисования, с такой любовью рассказывавший о своём предмете и на собственные гроши возивший ребятишек в художественные музеи. Или кукольные спектакли, которые десятилетний Юра разыгрывал с девочками из своего двора? Но так или иначе, к моменту отрочества в нём жили две равноценные страсти: любовь к рисованию и любовь к театру.
Живопись поначалу перевешивала: после восьмого класса – Художественное училище им. Калинина, правда, Юра не преминул организовать там драматическую студию. Три года жил «на разрыв» – между мольбертом и сценой в крохотном актовом зале. И все же Юрий ушел из училища, поступил в Мастерскую эстрадного искусства на отделение разговорного жанра. Потому оставил и мастерскую… Что дальше? Для поступления в ВУЗ необходим аттестат, а значит – снова за парту. Он закончил вечернюю школу. И поступил в «Щуку» на курс к замечательному педагогу и актёру Катину-Ярцеву. Это был его первый набор, и какой! Богатырёв, Гундарева, Райкин, Варлей, Граббе... «Сразу и явно выделились самые упёртые и одарённые: Юра Богатырёв, Костя Райкин, Валера Фокин», – так вспоминал начинающий тогда педагог Александр Ширвиндт.
Дипломный спектакль поставил Валерий Фокин по мопассановской «Пышке». Юрий Богатырёв исполнял роль Переводчика. Спектакль вспоминают до сих пор, тем более, что это – ещё один поворот судьбы. Бывший студент Щукинского училища Никита Михалков, тогда уже учившийся во ВГИКе, по традиции просматривал выпускные работы старшекурсников. После спектакля он пришёл за кулисы, познакомился с Юрой, пожал ему руку: «Старик, будем вместе работать». Впервые команду «мотор!» Богатырёв услышал на съёмочной площадке дипломного фильма Михалкова. Он сыграл там крохотный эпизод, но это был лишь первый шаг... Впереди будут театры – «Современник» и МХАТ, шумные успехи на сцене, телеспектакли, киноработы и постоянные сомнения в собственной состоятельности.
Он ушел в 42 года – непростительно рано. «Кто-то сказал, почему он так рано ушел? А рано ушел потому, что рвал сердце на каждой роли, – вспоминает народная артистка России Елена Королева. – Он так играл в "Тартюфе", что иногда невозможно было рядом находиться. Становилось за него страшно»...


Источник - vmdaily.ru -
Наталья Боброва
Опубликовано: 29 февраля 2012

Любимые женщины Юрия Богатырева.
Он всегда мечтал о несбыточном






…Красавец Егор Шилов.




Подлый Ромашка.


Мужественный Мартин Иден.



Прагматичный Штольц.

Все эти работы в кино Юрия Богатырева плюс десятки других - на телевидении, в театре, на радио - вошли в историю советского искусства. Стали классикой - причем живой. А ведь прошло уже 23 года со дня его смерти, такой внезапной и нелепой, от «неправильного» укола врачей «скорой».

Он работал, не давая себе поблажки и отпусков. Жил, сгорая в любимом деле. Не менее бурной была личная жизнь народного артиста.

Через шелуху сплетен все четче проступает силуэт глубоко несчастного и одинокого человека - несмотря на обилие связей. Кого на самом деле любил Богатырев, так и останется тайной.

Но до сих пор у его могилы на Ваганькове в памятные дни собираются преданные поклонники. Так будет и в день его рождения - артисту исполнилось бы 65 лет.


на Ваганьковском кладбище (24 уч.). Писательская аллея (дорога слева от колумбария), могила справа, у самой дороги.

Сегодня мы расскажем о дамах, которые оставили в его судьбе заметный след.

«КОФЕЙНАЯ ЖЕНЩИНА»

После восьмого класса Богатырев поступает в художественное училище и знакомится с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Они устраивали вечеринки вскладчину: две бутылки вина, винегрет, печенье, выпеченное по особому татарскому рецепту, которое приносила красивая и хозяйственная НЕЛЛИ ЯКУБОВА.

Юра, как и мы все, любил тогда встречаться в неформальной обстановке, - вспоминает Нелли Игнатьева (Якубова).- Мы обычно со бирались на праздники у нашей подружки Нины Турчак на Цветном бульваре. Там бывали интересные люди - Бродский, Высоцкий, Визбор, Галич… Читали стихи, пели свои песни, играли на гитаре... И Юра всегда оказывался в центре внимания.

Тогда между начинающим артистом и ее будущим мужем Лешей Игнатьевым развернулась настоящая борьба за «сердце красавицы».

Я никак не могла выбрать, кто из них мне больше нравится, - вспоминает Нелли Александровна. - Юра очень интеллигентно ездил с подарками, нежно и трепетно за мной ухаживал. Он умел нравиться, был исключительно галантен. Когда мне исполнилось восемнадцать, Юра торжественно пришел и подарил янтарный браслет. По тем временам - шикарный подарок. Но в тот вечер Леша с ним серьезно «поговорил», и Юра надолго исчез из поля моего зрения...

Я вышла за Лешу замуж, Юра окончил Щукинское училище. И лишь потом мы снова стали дружески общаться.

Именно в их дом в Марьиной Роще будет часто приходить Богатырев. Нелли назовет он кофейной женщиной - она будет снабжать его трехлитровыми банками дефицитной тогда арабики и доставать вельветовые костюмы у знакомых поляков.

А он будет привозить из-за границы всякие сувениры вроде моднющих тогда электронных часов.

Но в последнее время Юра, видимо, чувствовал, что скоро уйдет,- говорит Нелли Игнатьева. - Ему, наверное, хотелось быть поближе к людям, которые любили его... Иногда звонил мне в три-четыре часа ночи и просто рыдал в трубку:

Поговори со мной!

Сейчас я понимаю его состояние… И казню себя, что тогда я, как и многие, не воспринимала всерьез его страданий, его одиночества. Ведь Юра, несмотря на большое количество друзей и приятелей вокруг, был одинок и безумно раним. Человек без кожи...

Кларисса Столярова и Нелли Игнатьева.

ЛЮБОВЬ ПОД СОФИТАМИ

Ему всегда везло на партнерш. В институте это были две Натальи - Варлей и Гундарева. Молодой артист неотвратимо увлекался своими партнершами по сцене и экрану. И на каждой хотел жениться. В мечтах.

АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ, с которой он вместе играл во МХАТе, в то время была замужем за Никитой Михалковым. Юрий «по-белому» завидовал Никите. И очень любил ее сына Степу. Когда же супруги расстались, разошлись, Богатырев начал серьезную атаку. Но... Вертинская не откликнулась - у нее уже завязался роман с Олегом Ефремовым...


С Анастасией Вертинской

Со СВЕТЛАНОЙ КРЮЧКОВОЙ они познакомились в 1977-м году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло кушать огромную баранью ногу и запивать ее самогоном. На самом деле это была вода, разбавленная молоком... Богатырев в то время был вегетарианец. И упрекал партнершу: «Что это вы, Света, едите? Кого это вы едите?»


Светлана Крючкова - кадр из фильма - Объяснение в любви

Но особо нежные чувства связывали его с ИЕЙ САВВИНОЙ. Они стали не просто коллегами, но друзьями - даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в 10 лет. Саввина была старше. Они переписывались и старались в этот день встретиться. Как-то разругались по-крупному. Богатырев сгоряча ее «послал». Потом мучился, даже думал уходить из театра: не знал, как дальше общаться. Но умная Саввина позвонила через неделю: «Юра, я тебя прощаю, я прочла все твои письма»... А они были весьма нежные…


Ия Саввина и Юрий Богатырёв

В фильме - Открытая книга -

«ЖЕНЮСЬ! КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ СОМНЕНЬЯ…»

В его жизни оказалось две Надежды. Первая - НАДЯ ЦЕЛИКОВСКАЯ. Младшая сводная сестра знаменитой актрисы. Еще студентом худучилища он познакомился с ней и представлял, к ужасу родных, своей женой. Целиковская принимала его ухаживания, но условие совместной жизни поставила жесткое: Богатырев не должен сниматься в кино. Сама она после ВГИКа осталась практически без работы из-за своеобразной внешности - большой нос, шрам.

Она некрасивая, но очень умная, - отстаивал Юрий невесту перед родными. И все-таки жесткий ультиматум ему не подошел: «На что же мы будем жить?» Они расстались.

Тем не менее, штамп в паспорте у него все-таки появился. С другой Надей. Много лет все считали, что это был фиктивный брак. А он был настоящий. Они познакомились в общежитии «Современника» на Манежной площади. Бывшая актриса Театра на Таганке, НАДЕЖДА СЕРАЯ, попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем могла оказаться на улице. Друзья-соседи решили, что Богатырев, единственный холостяк в квартире, должен помочь коллеге, то есть жениться на ней. Тогда она получит московскую прописку. Благородный Богатырев не отказался.

Юра ходил мимо моей комнаты по коридору, - вспоминает Надежда Серая. - Встречались мы на кухне. Он был выше меня, я ему по грудь... Я его очень любила как актера... Но робела.

А познакомились мы, когда он плакал в коридоре. Я его утешала. Тот день закончился у нас танцами и песнями. И с этих пор мы подружились.

И проводили много времени за разговорами... Все эти ночные бдения, слезы, переживания привели нас к близости. И в прямом, и в переносном смысле. Вообще-то на это я не надеялась. Хотя какие-то разговоры были - скорее шутливые... Юра даже намекал: «Надо бы, чтобы ты мальчика родила...» И вот однажды он сделал мне предложение - за накрытым столом. Я растерялась и… согласилась.

Мы не афишировали нашу свадьбу. Расписывались в загсе на Плющихе - приехали туда на такси. Гуляли в общежитии. Его родных не было. Мы никого не ставили в известность. Поэтому многие считали, что Юра не был женат. Правда, не уточнял, что у него жена - актриса. Называл ее то учительницей, то инженером.


Надежда Серая

Почему же они расстались?

Из-за дочери, - объясняет Серая. - При живом отце я не могла объяснить девятилетней девочке, что у меня появился другой муж - она и так ужасно страдала. А ведь Юра обожал Варю, называл ее своим «секретарем». О нашем браке знали только соседи и мои родители. А потом наши отношения уже сошли на нет. О былом напоминал лишь штамп в паспорте.

Вообще, Юра был особенным человеком, - подчеркивает Серая. - Одиночкой по жизни. Преданным только работе. И наш брак - просто его благородный порыв. Но отношения наши были искренние... И мы были счастливы.

БРАТИК И СЕСТРИЧКА

ЗИНАИДА ПОПОВА, дочь легендарной Анки-пулеметчицы, журналистка, тогда знала практически всю театральную Москву. Они познакомились в театре на вечере, посвященном Фурманову.

Даже внешне они оказались похожи - чертами лица, светлым цветом волос, просто брат и сестра.

С первого же момента мы почувствовали какое-то духовное влечение друг к другу, - вспоминает Зинаида Михайловна. - Казалось, у нас всегда будет один и тот же ответ на любой вопрос... И началась наша дружба.

Часто заезжал после спектаклей, мы могли часа два болтать за чаем. В то время он не пил алкоголя...Часто звонил.

С часа до трех ночи мы разговаривали. Всегда находилась тема.

Он был весь... какой-то пастельный... Кстати, ему нравились именно пастельные тона. Всегда дарил мне свои рисунки и изысканные милые подарки, которые привозил отовсюду - это керамика, платки, шкатулки...Как-то подарил мне синюю кофту «со своего плеча». Решил, что мне она больше идет.

Он позвонил ей за три дня до смерти.

Мы полночи разговаривали по телефону - вспоминает Попова. - Говорили о том, как тяжело жить... И зачем вообще человеку дается жизнь - на счастье или на страдание?

Мы хорошо понимали друг друга. Он серьезно хотел уходить из МХАТа, а я все его отговаривала: «Не смей этого делать - ты все потеряешь!» И снова он не мог принять решение... После этого разговора у меня поднялась высокая температура... И первого февраля я отключила телефон, чтобы немного отдохнуть...

И до сих пор себя корю, хотя понимаю, что ничем не могла ему помочь...


Зинаида Попова

«ЛАСТОЧКА МОЯ»

Особенное место в его жизни в последние годы заняла - переводчица и редактор КЛАРИССА СТОЛЯРОВА.


Кларисса Столярова и Юрий Богатырев

Они познакомились в 1984 году, во время работы над спектаклем «Юристы» по пьесе Рольфа Хохута. Ставил спектакль немецкий режиссер Гюнтер Флекенштайн.

Столярова делала сценическую редакцию. На роль Хеммерлинга из службы безопасности Ефремов посоветовал Богатырева. И с этого момента началась серьезная и большая дружба...

Столярова по-матерински заботилась об артисте: замяла скандал когда он «не в форме» пришел на спектакль.

Когда это повторилось, уложила его в больницу. Там его «зашили». В знак признательности он писал ее портреты, помогал по хозяйству (особенно любил мыть посуду).

Она же старалась его вкусно накормить.

Помню, однажды на Пасху он сломал ногу, сидел дома, и я привезла на такси ему изысканное югославское блюдо - грудинку на косточках с фасолью, - вспоминает Кларисса Ивановна. - Он встречал меня, зачастую щелкая зубами от голода. Как-то приехала - а у него уже ничего из еды не осталось - на сковороде хрустящие хлебцы подогревает...

Новый 1989 год они встретили вместе. Вдвоем. И решили больше не расставаться.

Эта ночь стал рубежом в наших отношениях. Если раньше они были чисто дружеские, то в эту ночь произошли серьезные изменения.

Если раньше Юра мог меня поцеловать чисто дружески, то сейчас меня уже целовал не друг, а мужчина. И Юра начал вести разговоры о том, что нам придумать, чтобы быть рядом...

Но не сложилось.


Кларисса Столярова

У нее было много работы с Петером Штайном, который привез тогда в Москву спектакль «Три сестры». Он готовил выставку своих картин в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре. Но она откроется уже без него: в ночь на 2 февраля 1989 года Юрия Богатырева не станет…


Он писал портреты людей, с которыми учился, работал, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений...


Богатырев охотно дарил друзьям свои шаржи (Леонид Филатов)

Андрей Миронов


портрет актера Евгения Евстигнеева работы Юрия Богатырева


Елена Коренева


Татьяна Догилева


Олег Ефремов

Работа Юрия Богатырева к пьесе А.П. Чехова Три сестры. Ирина.

Елена Соловей:

Юрочка для меня всегда будет большим ребенком. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым.. Он, как ребенок, обижался на всякую ерунду... И как ребенок, прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве.


Кадры из фильмов -

Мне кажется, у него не было защиты. Он всегда мечтал о несбыточном...


........................................................................................
Большой-большой ребёнок. Юрий Богатырёв



Юрочка Богатырёв и его же собственный шарж -


Детство - с родителями и с друзьями -


Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина


С Борисом Щербаковым, Олегом Табаковым, Евгением Киндиновым, Олегом Ефремовым и другими...

С Галиной Волчек и Станиславом Садальским. Во время работы в Современнике Юра настолько был влюблен в Галю, что каждое утро мыл ей машину...


Юрий Богатырев в роли Дмитрия Фурманова. Драматическая хроника Мятеж. Московский художественный академический театр СССР имени М. Горького.


В кино Богатырев дебютировал в 1970 году в дипломной работе Никиты Михалкова Спокойный день в конце войны...


С Владиславом Дворжецким в картине Там, за горизонтом 1975 год


Юрий Богатырев в роли Бориса и Ирина Скобцева в роли матери Бориса на съемках художественного фильма Мой папа – идеалист.


Юрий Богатырев и Эва Шикульска и фильме Объяснение в любви


Одной из его лучших театральных работ называют роль Клеанта в спектакле Тартюф в постановке Анатолия Эфроса...
...............................................................................................





Мартин Иден - ОТРЫВКИ -



















ОТРЫВКИ -









Объяснение в любви
По мотивам книги Евгения Габриловича "Четыре четверти".
Почти весь фильм звучит волшебная музыка Баха, Вивальди, Малера...
Ровесник века, талантливый литератор Филиппок, мучительно ищущий свой путь в жизни, свидетель и участник важнейших исторических событий. Филиппок казался всем слабым и нерешительным. Но, по сути, он был сильным, цельным человеком. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь - Зиночку...
В ролях-Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Ангелина Степанова, Бруно Фрейндлих, Светлана Крючкова, Кирилл Лавров, Дарья Михайлова, Никита Михайловский, Иван Бортник....
Такая сложная и такая трогательная история его жизни, где она его звала...Филиппок...




Вечно живые (1976)
Режиссеры: Галина Волчек, Олег Ефремов
Композитор: Рафаил Хозак
Актеры: Олег Ефремов, Антонина Богданова, Олег Даль, Лилия Толмачева, Юрий Богатырев, Марина Неёлова, Людмила Иванова, Игорь Кваша, Владислав Федченко, Станислав Садальский, Елена Коренева, Тамара Дегтярева, Елена Козелькова, Нина Дорошина, Галина Волчек, Авангард Леонтьев, Екатерина Маркова, Александр Вокач, Галина Соколова, Владимир Поглазов, Борис Сморчков, Владимир Земляникин
Фильм-спектакль по пьесе Виктора Розова, поставленный Олегом Ефремовым. Легендарная постановка. Это с нее начинался ефремовский "Современник".
"Вечно живые" - это трагическая история двух влюбленных, Бориса и Вероники, которых война разлучила навсегда, и в то же время рассказ о любви, которую война не смогла уничтожить. Война, увиденная с точки зрения влюбленных. Спектакль с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание... Борис ушел на фронт добровольцем и пропал без вести. Вероника, потеряв любимого, родителей, родной кров, в порыве отчаяния пытается обрести новую семью, и выходит замуж за брата Бориса Марка, но это не приносит ей облегчения...






Неоконченная пьеса для механического пианино
Авторы сценария - А. Адабашьян, Н. Михалков
Режиссер - Н. Михалков
Оператор - П. Лебешев
Мосфильм, 1976 г, драма
В ролях - Александр Калягин, Юрий Богатырев, Антонина Шуранова, Евгения Глушенко, Елена Соловей, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Анатолий Ромашин...

По мотивам произведений А.П. Чехова.
В судьбе первой юношеской пьесы Антона Павловича Чехова много загадочного. Утраченный титульный лист породил путаницу - долгое время она считалась "Пьесой без названия". В театральном обиходе драма более известна как "Платонов". В воспоминаниях младшего брата писателя пьеса упоминается под заглавием "Безотцовщина", под этим именем она и вошла в полное собрание сочинений писателя...
ОТРЫВОК -



ИЛИ - фильм целиком -







Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) -
По мотивам романа И. А. Гончарова "Обломов"
Режиссер-постановщик: Никита Михалков
Сценарий: Никита Михалков, Александр Адабашьян.
Оператор-постановщик: Павел Лебешев
Художники-постановщики: А. Адабашьян, А. Самулекин
Композитор: Эдуард Артемьев
В фильме использована музыка Беллини и Рахманинова
В ролях:
Олег Табаков, Юрий Богатырев, Андрюша Разумовский, Олег Козлов, Андрей Попов, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Евгения Глушенко, Евгений Стеблов, Николай Пастухов, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Олег Басилашвили, Любовь Соколова, Николай Бурляев, Федя Стуков и др.
Текст от автора читает Анатолий Ромашин
ОТРЫВКИ -


И поначалу она ушла из Меда, чтобы быть ему настоящей женой, а потом от него, узнав, что он любит другую...
Она была не очень прилежной студенткой Меда, но она первая поставила правильный диагноз своему умирающему сыну...Но не смогла спасти маленького...
Зато спасала и спасла много других жизней, мотаясь в любую погоду по тайге...Многих спасла и еще - его сынишку...
И, вобщем, про что ж спектакль? Про ТАНЮ...Про жизнь... Про выбор...Про встречи и расставания...
Удивительная и трогательная пьеса Алексея Арбузова в постановке Анатолия Эфроса, 1974 год...
Как давно всё это было...
Отрывок - Здесь - Юрий Богатырёв - после ПЯТОЙ минуты -




РОДНЯ (1981)
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Юрий Богатырев, Федор Стуков, Всеволод Ларионов, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Павел Лебешев, Лариса Кузнецова, Олег Меньшиков, и другие...
Маруся, очень простая, грубоватая, но чрезвычайно душевная женщина из деревни, едет к дочери в город и знакомится в поезде с главным инженером рыбзавода, тоже немолодым, но очень добрым и милым человеком. В городе Маруся узнает, что дочь не любит мужа, с которым не живет, хотя и не развелась, не любит свою работу, на которую выучилась, чтобы только уехать из села, да и жизнь свою, похоже, не очень любит. Все это отрицательно сказывается на внучке. С пещерной непосредственностью и самыми лучшими намерениями Маруся пытается наладить семейные отношения дочери, дав ее мужу по морде. Она продолжает знакомство с работником рыбзавода, навещает своего окончательно спившегося мужа, которого в свое время выгнала из дома, пытается поправить и его судьбу. На фоне различных персонажей, встречающихся на пути Маруси, она демонстрирует дикую чистоту огромного сердца, шокируя окружающих, да и зрителя тоже. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест.
ОТРЫВКИ - Чужая жена и муж под кроватью (1984)
Трагикомедия по мотивам ранних рассказов Федора Достоевского.
Режиссёр: Виталий Мельников
Сценарий: Владимир Валуцкий
Оператор: Юрий Векслер
Композитор: Тимур Коган
Актёр: Юрий Богатырев, Станислав Садальский, Олег Табаков, Олег Ефремов, Николай Бурляев, Марина Шиманская, Марина Неелова, Гали Абайдулов






Двенадцатая ночь (фильм-спектакль) - отрывок - Здесь - после ЧЕТВЁРТОЙ минуты - Юрий Богатырёв -



Дон Сезар де Базан


Кое-что из губернской жизни - Отрывок -

Юрий Богатырев – советский артист, художник. Родился в марте 1947 года, он известен по съёмкам в картинах «Свой среди чужих, чужой среди своих» и многих других.

Юрий Богатырев родился в 2 марта 1947 года в советской Прибалтике, городе Риге. Он происходил из семьи военного моряка, поэтому с детства родителям приходилось много переезжать. Вскоре они приехали в Ленинград, а затем в Москву.

Мальчик оказался особенным с самого детства, поскольку его не интересовали традиционно мужские забавы, но он с удовольствием шил платье для кукол, импровизировал, создавал свои кукольные постановки, а также увлекался рисованием.

В его арсенале было мало подручных средств, но по-настоящему творческого человека это остановить не способно, и в ход шли старые занавески, платья — из них он создавал настоящие шедевры.

Детство и первые шаги в искусстве

Надо сказать, что уже в детстве было заметно, что мальчику ближе гуманитарные дисциплины и что натура он творческая. В нём проснулась большая тяга к рисованию, что повлияло на выбор учебного заведения. После окончания школы он избрал профессию, связанную с этими навыками, поступив в художественно-промышленное училище, где, как предполагалось, он должен был стать мастером по созданию ковров. Частично это предполагало занятия рисованием, а не только получение технических навыков.

Фото: Юрий Богатырев в молодости

Студенты обязательно выезжали на пленэры, рисовали этюды, и в одной из таких поездок он познакомился с ребятами, будущая профессия которых была связана с кукольным театром. Это вновь всколыхнуло в нём воспоминания из детства, позволило почувствовать почти забытое увлечение. Сдружившись со студентами, он ставил спектакли, импровизировал. Молодой человек окончательно понял, что ему по душе актерская профессия.

Обучение и первый успех в театре

В 1966 году, то есть в возрасте 19 лет, он, оставив учебу в художественно-промышленном училище, поступил в театральное училище имени Щукина, а в 1971 году его пригласили в московский театр «Современник». Поступил он легко, несмотря на то, что не занимался подготовкой, да и к идее поступления пришёл спонтанно после общения на пленэре со студентами театрального вуза.

Как вспоминают педагоги, всем было понятно, что на курс попал талантливый и, фактически, уже сформированный актёр. Руководителем курса был знаменитый артист Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Он вспоминал, что как только увидел талантливого студента, то испытал чувство беспокойства, ведь было очевидно, что студент слишком беззащитен перед миром, что он очень мягкий и даже в чём-то ранимый, а таким людям в жизни приходится нелегко, ведь живут они далеко не в тепличных условиях.

И в то же время в Юрии была потрясающая грустная ирония, он умел с юмором относиться к себе и к людям. Отличался студент и прекрасными физическими параметрами, что еще больше контрастировало с его мягкостью. У него были большие широкие плечи и мощные руки, которые студенты в шутку называли «вторые ноги».

В 70-ых годах он одновременно работал в театре «Современник» и во МХАТе, поскольку оба прославленных столичных театра считали его достойным появиться на их сцене. Пользовался большой популярностью спектакль «Тартюф» по Мольеру с его участием.

Всенародная слава с подачи Никиты Михалкова

Юрий Богатырев считал, что его «крестным отцом» является Никита Михалков. Собственно, это действительно так: после съемок в его картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» актер, как это принято говорить, проснулся знаменитым. Но до этого был тоже удачный фильм «Спокойный день в конце войны», правда, не сравниваемый по популярности с картиной Михалкова. Однако это позволило убедиться в том, что Юрий Богатырев очень органичен как киноактер, его очень любила камера, он выглядел в меру мужественным, очень выразительным, фотогеничным и казался настоящим героем, образцом мужчины. В полной мере это проявилось в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», действие в котором происходит сразу после революции в небольшом городе на юге России. Чекист, который был сыгран Богатыревым, сразу стал эталоном мужественности, он сумел пройти через обстрелы, бандитские разборки, предательство со всех сторон и доказать свою преданность. Это потрясающе глубокая драматическая роль, которая удалась артисту идеально.

Вообще, творческий союз с Никитой Михалковым - это попадание в десятку, хотя, к сожалению, совместных картин было не так много. Из других ролей, которые также произвели фурор, стоит отметить роль в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» — чеховская классика.

Актер для детей и молодёжи

Да, именно молодежная аудитория прежде всего оценила созданные образы. Поэтому режиссёры, понимая это, часто приглашали уже вполне состоявшуюся звезду для участия в детских проектах, телеспектаклях. 1976 году он снялся в сериале для молодёжи «Два капитана» по повести известного писателя Каверина. Можно сказать, что Юрий Богатырев стал кумиром молодых людей и образцом мужественности, но с умением подчеркнуть в своих героях доброе начало, сострадание, милосердие.

У Никиты Михалкова также были картины, закрепившие успех актера на отечественном олимпе, в частности, «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Родня» и другие.

Критики считают, что одной из самых культовых ролей стала роль Филипка в фильме «Объяснение в любви» — жизненная мелодрама, которая показывает все тяготы отечественной истории, разруху, коллективизацию, революцию. Фильм охватывает полувековой период, в нем прекрасно передана атмосфера тех времён, и на фоне трагических событий разворачивается любовь двух героев. Но и здесь всё не так просто, ведь журналист, которого исполнил Юрий Богатырев, влюблён в прелестную домохозяйку, которая ради скуки изменяет мужу. Это трагическая, философская драма, многие называют ее главной в богатой фильмографии артиста.

Снялся он и в «Дон Сезар де Базан» с — последняя роль за такую короткую, но яркую жизнь. Он сыграл испанского короля, и кроме Анны Самохиной в картине приняли участие , Игорь Дмитриев. Это тоже одна из наиболее интересных работ, где артист предстаёт в новом амплуа.

Трагическая судьба

Формально актёр был женат, его избранницей была актриса Надежда Серая, но, как она сама признается, это не брак в полном смысле слова, а просто желание доброго и понимающего артиста помочь с регистрацией в столице талантливой начинающей актрисе. Эта версия подтверждается и тем, что о заключенном союзе Юрий не сообщил никому, даже своим родителям, да и проживать вместе с Надеждой после заключения брака он не стал.

Как вспоминают близкие, артисту завидовали очень многие. Завидовали нехорошо, чёрной завистью, желая зла. Причины, надо сказать, для этого имелись. Юрий успешно снимался, в том числе и у таких именитых режиссеров, как Никита Михалков. Он был одним из самых высокооплачиваемых артистов того времени, внешне он казался абсолютным здоровяком, которому неведомы болезни. Он был очень добрый, ранимый, постоянно одалживал коллегам и знакомым деньги, а они не всегда могли их вернуть, что тоже раздражало их. Некоторые завидовали тому, что у всенародно любимой звезды не было семьи, он казался им свободным, как птица, в то время как они были связаны детьми и женами.

Да, так могут думать только те, кто не знал всего происходящего в биографии этого замечательного человека и ориентировался исключительно на внешние атрибуты. У него не стеснялись занимать деньги, он вынужден был покупать водку своим спившимся коллегам, которые запросто могли завалиться к нему ночью, причём не имея средств даже оплатить такси. Юрию было тяжело отказать людям, он не мог быть грубым, но внутренне страдал. В конце жизни он начал терять форму, у него появился лишний вес, что его весьма разочаровывало.

К тому же, чувствовалось, что в стране приближаются перемены, которые пойдут не на пользу многим актёрам. В основном останутся на плаву те, кто сумеет приспособиться к новым реалиям, молодые, сильные и здоровые, и в любом случае Юрий не вписывался в эти критерии. Возможно, он понимал, что заканчивается целая эпоха страны и его жизни. Он начал принимать антидепрессанты. Другие источники утверждают, что он сам принимал алкоголь, во многом этому способствовала и специфичная театральная атмосфера.

Личная жизнь

В его личной жизни были прекрасные женщины: Елена Соловей, Ольга Яковлева, которыми он искренне восхищался, боготворил их, но это были платонические отношения. Елена Соловей вспоминает, что при всей своей физической мощи Юрий так и остался большим ребенком. Он обижался легко, но вскоре забывал обиду, был бы абсолютно незлопамятным человеком. Строить отношения с противоположным полом ему было тяжело.

Также долгое время актёр придерживался вегетарианской диеты, поскольку считал, что есть мясо неэтично. Сохранились воспоминания Ии Саввиной, которая буквально заставила есть его мясо, которое он должен был поглощать с аппетитом по сценарию фильма, но пытался уговорить режиссёра заменить мясо яблоками.

Женщины, видя в нём такую ранимость, подсознательно испытывали к нему материнские чувства и стремились взять под свою опеку. Например, Ия Саввина, у которой день рождения был в один день с Юрием, старалась праздновать эти даты совместно, она убеждала артиста пересмотреть рацион и включить в него мясные блюда.

Что касается его брака с Надеждой, то до сих пор неизвестно, был ли брак действительно фиктивным, но получилось так, как получилось: молодые так и не начали жить вместе, постепенно отдалились друг от друга, а после смерти артиста Надежда не претендовала на наследство.

Личная жизнь Юрия Богатырева покрыта мраком, он сознательно не афишировал ее, да и прожил он относительно мало, всего лишь 41 год. Многие близкие считают, что он был человеком со странностями и приписывают это его нетрадиционной сексуальной ориентации. Например, Александр Адабашьян утверждает, что артист крайне болезненно переживал свою непохожесть, он тяжко реагировал на то, что он не такой как все. Возможно, это тоже стало причиной его депрессии, пристрастия к алкоголю.

В любом случае доподлинно неизвестно, был ли артист гомосексуалистом и пытался это скрыть или просто был застенчивым, с неудавшейся личной жизнью. Александр Адабашьян поясняет, что даже если это и правда, то в те времена было непринято говорить об этом в отличие от дней сегодняшних, когда в погоне за вниманием публики многие звёзды бравируют своей нетрадиционной ориентацией.

Трагическая смерть

Умер великий человек и талантливый самородок очень рано, когда ему был всего лишь 41 год. Несмотря на то, что внешне он был пышущим здоровьем, у него было слабое сердце, плюс он принимал антидепрессанты, которые выписал врач.

Однажды ночью у него случился приступ, а врачи скорой помощи сделали укол, не поинтересовавшись, принимает ли пациент какие-либо медицинские препараты. Он скоропостижно скончался в ночь на 2 февраля в 1989 году, до 42-го дня рождения не дожив всего лишь месяц. Похоронили артиста на Ваганьковском кладбище, где и сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, могила его находится в ухоженном состоянии, на ней практически всегда видны цветы от поклонников, не забывающих его творчество.

Это отношение сохранилось и во МХАТе. Хотя в эфросовском «Тартюфе» он играл замечательно и смешно. Его Клеант был потрясающе нудным и все свои многословные монологи выпаливал с пулеметной быстротой.


Богатырев сыграл во МХАТе героическую роль Фурманова в спектакле «Мятеж», причем ввелся в готовый спектакль, где не хватало лишь главного героя. Был убедителен, создавая образ непогрешимого красного командарма, не менее убедителен, чем в роли подлеца Ромашова в телесериале «Два капитана».

В 1988 году Богатырев снялся в музыкальной комедии «Дон Сезар де Базан».


Богатырев обладал фантастической способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия. Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Однажды Юрий Богатырев гостил у своих знакомых на даче под Одессой. Как-то он решил помочь хозяевам починить забор. Только он начал прибивать доску, как из-за забора высунулась соседка Фаня Наумовна и нежно, потому что она очень уважала Богатырева, сказала ему:


- Юрочка, перестань стучать, сволочь! У меня же ребенок спит!


Богатыреву это выражение понравилось. И в Москве, когда ему надо было ночью утихомирить соседей, он высовывался в коридор и стыдил:


- Перестаньте кричать, сволочи! Я же сплю!

При всей известности Богатырева его жизнь долгое время была не устроена. Имея подмосковную прописку, Богатырёв скитался по квартирам друзей, трогательно пытаясь компенсировать неудобство от своего присутствия покупкой булочек и бесконечным мытьем посуды. Позже, работая в «Современнике», он перебрался в театральное общежитие. В котором прожил до получения звания «заслуженного артиста», после чего ему была выделена однокомнатная квартира. Рисовал свои картины Юрий Богатырев на общей кухне. На плите варились обеды, а он располагался с кистями, красками здесь же. Мог рисовать, одновременно разговаривать с соседями, травить анекдоты.

Портреты, шаржи на коллег от такой непринужденности только выигрывали: артисты вставали в очередь, чтобы Богатырев их нарисовал. Свои работы художник щедро раздаривал - они остались в коллекциях известных актеров кино и театра.


«Ни в коей мере я не претендую на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихом к портрету артиста», - писал сам Юрий Богатырев, явно преуменьшая свои таланты.

До поступления в «щукинское» в художественно-промышленном училище, он оформил несколько спектаклей. Среди них были «Пять вечеров», «Нос», «Пышка». Но портреты, шаржи и композиции на темы литературных и драматических произведений тогда видели лишь немногие друзья в его маленькой квартирке. У него почти не было условий, но он рисовал всегда, когда не был занят в театре или на съемках. У всех его персонажей - будь то реальный Леонид Филатов, Ольга из «Трех сестер» или пушкинский Герман - одинаково грустные глаза. В них есть что-то от автора и его неповторимого взгляда. Вертикальность силуэтов - вечная устремленность к идеалу самого Богатырева. Необычайная яркость красок - цветной мир театральных кулис. Юрий Богатырев и в картинах остался прежде всего актером - он примерял на себя маски своих героев с любовью и нежностью. «Мне же их всех жалко!» - говорил он. У него было очень внимательное и доброе сердце. А сам Богатырев был очень щедрым, добрым и талантливым человеком.


Позже выставка художника Юрия Богатырева объехала всю Россию, и собрала пять книг отзывов.


Александр Адабашьян рассказывал о Богатыреве: «Я думаю, живопись для Юры была продолжением его профессии. Он рисовал друзей, старушек на улице, чеховских персонажей. Любил гулять по арбатским переулкам и потрясал меня знанием этих мест. У Юры ведь долгое время была красногорская прописка, ему не полагалось общежитие. Поэтому он жил у однокурсника Кости Райкина, а потом переехал ко мне. Юра был человеком детских реакций: легко обижался, легко мирился. Зато режиссеры могли вылепить из богатыревской внешности любой образ. По требованию Никиты Михалкова для роли Егора Шилова актеру пришлось худеть. Богатырев долго питался капустными котлетами. А для роли Стасика в "Родне" из него сотворили толстяка: Богатырев играл с яйцевидной наклейкой на голове, с подкладным животиком и производил впечатление рохли. Кстати, знаменитую сцену танца с Нонной Мордюковой, которая выглядела как сплошной полет фантазии актеров, ставили с балетмейстером и репетировали целый месяц. Все эти роли сделали Богатырева знаменитым, но совсем не приблизили к разгадке его сущности».


От себя могу добавить, что первое мое впечатление в момент посещения квартиры Елизаветы Алексеевны Даль - это несколько чрезвычайно интересных рисунков, висевших в холле квартиры ее мужа, актераОлега Даля. На них был изображен сам Олег Даль, но в разных актерских образах.

Картины поражали своей изобразительной палитрой, художественным соединением реального Олега и его придуманного образа.Естественно, одним из первых вопросов Лизе:

Юра Богатырев…

Хотя позже отношения Даля и Богатырева не сложились. Елизавета Даль рассказывала: «Во время съемок «Отпуска в сентябре» Богатырев был частым гостем в семье Олега Даля.Он любил посидеть, послушать музыку, поговорить, поесть - Юра ведь жил холостяком, а у нас был налаженный быт, - вспоминает Елизавета Даль. - Моя мама любила покормить, и Юра с удовольствием поглощал цыплят табака. Тогда, в 1979-м, он был в хорошей форме - мощный, большой. Очень веселый, легкий в общении. Хотя бывал ироничным, мог съязвить. Все вместе мы ходили слушать «Арсенал», Лешу Козлова. Охлаждение произошло, когда Олег увидел Богатырева в юмористической программе по телевизору. На экране он, рыдая, читал «Я вас любил» Пушкина. Потом камера опустилась, и оказалось, что Богатырев режет лук. Олегу это не понравилось - у него было святое отношение к пушкинской поэзии».

Помню, много позже я спросил, почему у Богатырева не было детей? Лиза как-то немного задумалась. Потом сказала, что Юрий Георгиевич предпочитал жить с женщинами несколько старше его. В подробности мы не углублялись.

В личной жизни Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. С женщинами он предпочитал дружить. Одна из его подруг - Зинаида Попова, познакомилась с актером в 1977 году. Она рассказывала: «Тогда Юра был худенький, совсем не пил и интересовался абсолютно всем. У него была внешность настоящего русича. Он подчеркивал ее - носил косоворотки, украинские рубашки. Не любил галстуки. Предпочитал спокойные цвета. За двенадцать лет у меня скопилось огромное количество Юриных подарков. Юра дружил с Ией Савиной. Они выходили на одну сцену во МХАТе и даже родились в один день. Для него это была святая дата. На день рождения к Саввиной он всегда ходил один. Вдвоем с Юрой мы встречали Новый год. Помню, он пришел ко мне после спектакля с цветами и шампанским, я накрыла на стол. Мы оба были ночные пташки. Бывало, до трех ночи говорю по телефону с подругой, потом звонит Юра, и разговор продолжается до пяти утра. Такой вели образ жизни. Он любил посидеть, послушать музыку, поговорить, поесть»

Именно гурманка Ия Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно - мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался.

У него были прекрасные партнерши на экране и в театре, которыми он увлекался постоянно - Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства - светлые и чистые.


Елена Соловей вспоминала о нем: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».


Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно.

Но однажды Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложную жизненную ситуацию. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой. В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно. Надежда Серая вспоминала: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка - с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари - жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» - когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на «нет». Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.


В своей однокомнатной квартире на улице Гиляровского в Москве Богатырев прожил совсем недолго. Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года.

В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова. Она вспоминала: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении - ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам - ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь… Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни».

В 1989 году Юрий Богатырев готовил первую в своей жизни персональную выставку. Она должна была открыться в Москве 6 февраля. Но в этот день состоялись его похороны. После смерти артиста его двоюродная сестра Татьяна Томницкая организовала турне картин по стране с тем, чтобы собрать деньги на изготовление памятника Юрию Богатыреву.

Елена Соловей рассказывала: «Есть на этой земле родственные души, и, мне кажется, мы с Юрочкой были таковыми. Может быть, потому, что одногодки и родились под одним знаком Зодиака. Возможно, потому, что наши первые большие роли связаны с именем одного и того же режиссера, которого мы любили и которому многим обязаны. А скорее всего потому, что в удивительном мире, который называется "кино", мы часто проживали совместную жизнь - в "Рабе любви", "Неоконченной пьесе...", "Открытой книге", "Доченьке". Думаю о нем всегда с нежностью. Юрочка был душевно хрупким человеком, впечатлительным, незащищенным. Добрейшая душа - всегда всем помогал, обо всех заботился. Хотя, наверное, сам нуждался в помощи и заботе больше других. В жизни грубой и прозаической он был слаб и по-детски беспомощен. Его страсть, сила принадлежали искусству - там он был решительным и мужественным. Люблю все его роли, так не похожие на него самого. Юра умер рано, невозможно рано, так не хватает его звонков и наших встреч в моем ленинградском доме, где его всегда ждали и любили. Я храню две вещи, подаренные мне Юрой, - мой портрет, им написанный, и его фотографию в роли Андрея Штольца из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". Он там такой смешной - взрослый ребенок в гимназическом башлыке. Юрочка».


Юрий Богатырев похоронен на Писательской аллее Ваганьковского кладбища в Москве.

После смерти Юрия Богатырева Юрий Филатов снял о нем передачу из цикла "Чтобы помнили".



Эта передача вызвала так много зрительских откликов, что Леонид Филатов продолжил рассказ о Богатыреве в продолжении передачи, которую назвал "Недосказанное"...

Текст статьи «Картины "Штольца" приехали на родину Обломова» А.Идрисовой

Текст статьи «Свет и тени жизни и смерти Юрия Богатырева» С.Пальчиковского

Фильмография:

1970 Спокойный день в конце войны

1974 Свой среди чужих, чужой среди своих

1974 Таня

1975 Раба любви

1975 Там, за горизонтом

1976 Два капитана

1976 Неоконченная пьеса для механического пианино

1977 Объяснение в любви

1978 Двенадцатая ночь

1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова

1979 Отпуск в сентябре

1979 Последняя охота

1980 Глубокие родственники

1980 Мой папа - идеалист

1981 Две строчки мелким шрифтом

1981 И с вами снова я...

1981 Родня

1982 Время для размышлений

1982 Нежданно-негаданно

1983 Где-то в губернском саду

1983 Карантин

1983 Уникум

1984 Злой мальчик

1984 Мертвые души

1984 Чужая жена и муж под кроватью

1987 Доченька

1987 Кувырок через голову

1987 Очи черные

1987 Первая встреча, последняя встреча

1988 Полет птицы

1988 Презумпция невиновности

1989 Дон Сезар де Базан

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?