Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные этапы развития мировой культуры. Основные этапы развития культуры Периодизация развития культуры

1. История развития понятия культура. 2

2. Структура и функции культуры. 2

3. Подходы к определению понятия культура. 3

4. Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры. 4

5. Эволюционистская парадигма изучения культуры. 4

6. Концепция культуры Л.Уайта. 5

7. Теория локальных цивилизаций О.Шпенглера.(Другое название теории – циклическая) 5

8. Теории модернизации. 6

9. Социальная феноменология. 6

10. Социологические концепции культуры А.Вебера и П.Сорокина. 6

11. Понимающая социология М.Вебера. 7

12. Теория социального действия Т.Парсонса. 7

13. Социология повседневности. А.Щюца. 8

14. Феноменология Э.Гуссерля. 8

15. Социологические аспекты изучения субкультур. 8

16. Элементы, типология и функции субкультур. 9

17. Понятийный аппарат социологии молодежной культуры и принципы исследования молодежной культуры. 9

18. Объект и предмет социологии искусства. 10

19. Художественная культура как система. 10

20. Социологическая теория искусства Ф.М.Фриче 10

21. Структура бюджета времени. 11

22. История развития представлений о свободном времени. 12

23. Социологическое изучение свободного времени. 12

24. Социальная сущность и функции свободного времени. 13

25. Подходы к осмыслению техники. 13

26. Инженерное направление философии техники. Э.Капп и П.Энгельмейер. 14

27. Гуманитарное направление философии техники. 14

28. Концепция техники М.Хайдеггера. 15

29. Понятия организационной культуры, культуры организаций. 15

30. Свойства, признаки, факторы, функции организационной культуры. 16

31. Мероприятия по формирования организационной культуры. Кадровая служба предприятия. 16

32. Экономические функции организационной культуры. 17

33. Структура организационной культуры. 17

34. Типы организационных культур. 17

35. Модели анализа организационной культуры. 18

36. Понятия массовой и элитарной культуры. 18

37. Специфика и функции массовой культуры. 19

38. Сферы проявления массовой культуры. 19

39. Уровни массовой культуры. 19

40. Концепция массового общества. 20

41. Сфера образования как социальный институт, форма и средство общественной жизни, как компонент общественной структуры. 20

42. Социологические аспекты изучения образования. 20

43. Объект и предмет социологии образования. 21

44. СМИ, гуманитарная и мозаичная культура. 21

45. Концепции СМИ в американской социологии. 21

46. Социология науки. 22

47. Концепция науки Р.Мертона 22

48. Т.Кун о развитии научного знания. 23

1. История развития понятия культура.

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура". Имелось в виду одухотворение человека посредством определенных ритуальных действий, обеспечивающих его приобщение к Богу

К XVIII - XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цивилизация. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т. е. всю сферу социального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

2. Структура и функции культуры.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

Систему образования,

Искусство,

Литературу,

Мифологию, нравственность,

Политику,

Религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

Мировая и национальная культура,

Классовая,

Городская и сельская,

Профессиональная и др,

Духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:

Физические объекты, созданные человеком; и

Природные объекты, используемые человеком.

Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры

Культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого выделяются основные функции культуры:

    человекотворческая (гуманистическая), т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);.

    гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

    информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего;Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

    коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

    ценностно-ориентационная , т. е. культура задает определенную систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей", в которых существует и на которые ориентируется человек;

    нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

    Духовно - нравственная - воспитательные роли культуры.

    Потребительская (релаксационная ) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

  • Акционерные общества
  • Общественные организации
  • 2.4. Какие учреждения культуры сохранили свою организационно-правовую форму в условиях рынка?
  • 2.6. Откуда берутся финансовые средства на развитие культуры?
  • 3.1. В специальной литературе встречаются понятия «социальная сфера» и «социально-культурная сфера»? Как они между собой взаимосвязаны?
  • 3.2. Что такое социально-культурная деятельность? Каковы ее характер и содержание?
  • 3.3. Когда и как возникла социально-культурная деятельность?
  • 3.4. Что такое функции социально-культурной деятельности.?Как они реализуются в различных по типу учреждениях культуры?
  • 3.5. Какое влияние оказывают на развитие социально-культурной деятельности экономические и общественно-политические факторы?
  • 3.6 Какие тенденции характерны сегодня для развивающейся социально-культурной деятельности?
  • 3.7 Какие учреждения культуры непосредственно занимаются социально-культурной деятельностью?
  • 2. Образовательно-воспитательные учреждения:
  • 4. Культура и досуг. Культурно-досуговая деятельность
  • 4.1. Рядом с понятием «культура» часто соседствует «досуг».
  • 4.2. В чем сущность культурно-досуговой деятельности? Каковы ее природа, характер и содержание?
  • 4.3. Правомерно ли считать культурно-досуговую деятельность педагогической? в чем это проявляется?
  • 4.4. Известно множество форм культурно-досуговой деятельности. Можно ли их как-то упорядочить, классифицировать?
  • 4.5. Какие формы культурно-досуговой деятельности наиболее популярны в наше время?
  • 4.6. Как видоизменяются характер и содержание культурно-досуговой деятельности в связи с развитием Интернет?
  • 5.3 Каковы характер и содержание труда менеджера? Какие роли ему приходится «играть»?
  • 5.4. Как выглядит работа менеджера на операциональном уровне?
  • 5.5. Менеджмент и руководство – это одно и то же?
  • 5.6. Учебная литература пестрит примерами из американского и японского менеджмента. А российский опыт представляет интерес?
  • 5.7. Каковы функции и принципы современного менеджмента?
  • 5.8. Какие особенности характерны для социально-культурного менеджмента?
  • 5.9. Какие механизмы лежат в основе социокультурного
  • I. Мероприятия политического характера
  • II. Мероприятия экономического, финансового характера
  • III. Работа с кадрами отрасли
  • IV. Развитие социально-культурной деятельности
  • 6.3 Имеются ли необходимые предпосылки для внедрения маркетинговых технологий в сфере культуры?
  • 6.4. В чем отличие маркетинговой концепции деятельности от традиционной, т.Е. Производственно-сбытовой?
  • 6.5. В сфере культуры есть, по меньшей мере, два сектора: коммерческий и некоммерческий. В каком из них применим маркетинг?
  • 7.1. Сегодняшний специалист социально-культурной деятельности вырастает в высокопрофессионального профессионала. А какие требования предъявлялись к работнику культуры в советское время?
  • 7.2. Какова роль специалиста культуры в современной политической, экономической и социально-культурной ситуации?
  • 7.3. Коль скоро социально-культурная, в частности, культурно-досуговая деятельность является по своему характеру и содержанию педагогической, то и работник культуры должен быть Педагогом?
  • 7.4. В повседневный обиход вошло словосочетание «педагогический менеджмент». Кто такой менеджер-педагог? Какие требования предъявляются к нему?
  • 7.5. Готов ли к выполнению роли менеджера сегодняшний практик?
  • 7.6. Какой должна быть оптимальная система профессионального становления и совершенствования менеджера культуры?
  • 8. Социально-культурное образование:
  • 8.2. Что следует понимать под профессиональным мастерством специалиста культуры?
  • 8.3. Где можно получить высшее профессиональное образование по специальности «Социально-культурная деятельность»?
  • I. Государственные классические университеты:
  • II. Государственные университеты культуры и искусств:
  • III. Негосударственные университеты культуры и искусств:
  • IV. Государственные академии культуры и искусств:
  • VI. Филиалы учебных заведений:
  • 8.4. Что собой представляет вступительный экзамен по социально-культурной деятельности?
  • 8.5. Какие учебные дисциплины изучаются в период обучения в вузе культуры и искусств?
  • 7. Социально-культурная деятельность столь широка и необъятна, что управлять всеми процессами менеджеру практически невозможно. Существуют ли какие-то специализации?
  • 8.8. Кем и как определяется качественный уровень профессиональной подготовки специалиста в вузах культуры и искусств.
  • Общие требования к образованности специалиста
  • Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
  • 8.9. Где и в качестве кого могут работать выпускники вузов (факультетов) культуры и искусств?
  • 9. Кафедра социально-культурной деятельности
  • 9.1. Какая кафедра непосредственно занимается подготовкой менеджеров культуры?
  • 10.2. Что такое жизненный цикл личности?
  • 10.3. Кто и как может помочь молодому человеку в выборе «своей» профессии?
  • 10.4. Что такое система ценностей? Как она влияет на профессиональную карьеру специалиста?
  • 10. 5. Как познать и адекватно оценить себя? Ведь от этого зависят наши взаимоотношения с окружающими.
  • 10.7. Какую роль играет в профессиональном становлении специалиста культуры самовоспитание?
  • 10.8. Что такое самоменеджмент специалиста и как им заниматься?
  • 1.1. Что такое культура, как она возникает и развивается?

    Первоисточник культуры – жизнь. Из неё культура черпает всё: материал, коллизии, идеи и реалии. И отдает жизни, её стремительному движению свою духовную красоту, интеллектуальное богатство, обогащает духовную среду обитания человека, предлагает ему нелицеприятный портрет своего времени.

    На современной фазе развития культуры особенно важно, чтобы общество создало необходимые условия развития для плодотворного духовного развития человека. Мера развитости культуры определяется не только ее содержанием и богатством духовных ценностей, но и характером её связей с человеком, способом распределения и интернализации духовных ценностей, степенью проникновения культуры в духовный мир человека, который и определяет степень культурного прогресса общества в целом.

    Возьмём нашу отечественную культуру. Она шла и идёт тернистым историческим путем, извилистыми тропами, на которых искали истину многие поколения людей. И сейчас она – залог спасения от грозящих нам катастроф, надежда на лучшее будущее. Осмысливая грядущее, мы видим его истоки именно в культуре. Поэтому современная «нить Ариадны» – культура – способна помочь человечеству выйти из плена кризиса и решить магистральные проблемы социального прогресса. Примечательная черта нового времени в том, что культура постоянно и динамично включается во все сферы жизнедеятельности общества. При этом обнаруживается, что чем меньше культуры в цивилизованном пространстве, тем полнее осознается её значимость.

    Культура украшает мир человека богатейшей палитрой красок, привносит в него современное понимание добра и зла, представляет собой неисчерпаемый арсенал ценностей. Эволюция культуры осуществляется через свободу мысли и информации. Культура скрепляет общество, выдвигая современные духовные нормативы. Рождение качественно новых культурных реалий может оказаться показателем современного прогресса человечества.

    К началу ХХI века культура для человека становится не менее важной сферой жизни, чем природа и общество. Именно она придает осознанную реальность человеческому бытию, задает перспективы человеческому существованию. Культура никогда не будет завершенной, закрытой книгой. С одной стороны, она сохраняет традицию, благо – приобретенное. С другой – она всегда в движении; колесо её постоянно крутится, преодолевая постоянно возникающие препятствия. Энергия опережения – вот что движет культурой. Сложная культурная динамика всегда обнаруживает себя как духовно-нравственный ответ на те социальные проблемы, которые переживает общество.

    Важная характеристика культуры – синергия, взаимодействие различных потенций или видов энергии в целостном действии. В молодой науке – синергетике – исследуются законы и механизмы саморазвития и самоорганизации сложных систем. Для культуры как сложной самоорганизующейся информационной системы характерно, с одной стороны, саморазвитие, а с другой – образование новых культурных структур (или подкультур). И в том, и в другом случаях обнаруживает себя внутренний источник самоконструирования, самосозидания, импульс, заложенный в самой культуре.

    Направленная на осмысление актуальных вопросов реальности, культура, как внутренне дифференцированная целостность, способна успешно развиваться только тогда, когда она находится в неразрывном единстве с индивидуальной и общественной жизнью, когда она духовно обогащает индивида и систему общественных отношений, духовный облик человека и общества, ибо её идейно-смысловое ядро образует основные социокультурные ценности (3; с. 41-43).

        Культура материальная и культура духовная, культура поведения и культура управления… Как во всем этом разобраться?

    Первое и ближайшее к каждому из нас – бытовое употребление понятия: культура речи, культура пения, поведения, чтения, культура производства, культура быта, культура управления и так далее. Здесь мы вкладываем в слово свою оценку чего-либо как хорошего или совершенного в своем роде, как мерило качества в сочетании со шкалой оценки: высокая, низкая, недостаточная и т.п. Все бы ладно, да вот беда: слишком велик разброс представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Другое значение понятия – ведомственное. Оно в ходу в государственных документах, ведомственных бумагах, в журналистике. Здесь под культурой понимают область ведения Министерства культуры – учреждения искусства, культурно-просветительную сферу, деятельность других творческих организаций. Ведомственные связи и зависимости выражены в таких, например, сочетаниях, как экономика и культура, наука и культура и т.д. За строкой бюджета «Культура» все однозначно понимают, что речь идет об учреждениях искусства и культурно-досуговых учреждениях.

    Третья ипостась хождения понятия культура – в различных науках. Во многих человеческих науках это есть один из специальных терминов. У историков культура предстает в ведомственном значении, составляя последний раздел характеристики эпохи. Для этнологов культура понимается как очень широкий пласт характеристики этноса в дополнение к хозяйственной (язык, одежда, обычаи, мораль, художественная деятельность и т.п.). Для искусствоведов культура есть область духовной жизни и деятельности, в составе которой наиважнейшей является художественно-творческая. Для представителей точных наук культура профессионально не нужна и она видится как неопределенная и нестрогая сфера душевных и умственных упражнений гуманитариев. Своё понимание культуры в антропологии, социологии, лингвистике, психологии и т. д.

    Итак, культура есть созданная и создаваемая человеком в процессе общественно-политической практики искусственная среда, необходимая для существования человека и развертывания его творческих сил, выраженная в совокупности предметных, знаковых, организационных формах и уровне освоения их человеком.

    В операционном плане в качестве аналитического инструмента для познания содержания культуры мы обратимся к понятию духовная культура как к продукту деятельности преимущественно умственной, а пока посмотрим слагаемые понятия культура, содержащиеся в определении.

    Первый класс явлений – предметный мир культуры: тепловозы и космические корабли, дома с мебелью и техникой, скульптура, картины и т.д. Поскольку он включает в себя и материальные носители творений духа, получается всё богатство культуры за вычетом человека-творца и продукта культуры. Потому предметную форму существования культуры можно считать одним из классификационных подходов.

    Другой класс явлений – знаковые формы существования культуры и связанный с ними феноменологический подход к понятию.

    Самым мощным и основным пластом в этой группе явлений есть язык в многообразных его формах. Первоначально – это звуковое обозначение предметов и явлений окружающего мира человека. Тысячи языков и наречий различаются, главным образом, фонетически и составом слов, обусловленным средой обитания, характером деятельности. Например, современный городской европеец, не говоря уже об африканцах, с трудом назовет полдюжины состояний снега в качестве прилагательных, а для чукчи, живущего в мире снега, каждое состояние обозначено своим словом. Позднее возник язык письменный. Древнейшие его виды – клинопись, иероглифы – одним знаком обозначали весь фонетический эквивалент слова. Или к общему знаку птицы, например, добавляли штрих, обозначающий вид птиц (голубь, павлин). Привычные нам письменные языки и алфавиты являются вариантами финикийско-арамейского, созданного в начале I тысячелетия до н.э. Чудесное изобретение – буквенное (знаковое) изображение звука. Как на базе семи нот творится бесконечное разнообразие музыки, так и на базе нескольких десятков букв – бесконечное богатство языка. Язык ближайшим образом свидетельствует о богатстве и уровне культуры.

    К естественному языку примыкают специальные, например, устная речь для глухонемых и письменный язык слепых. Образовался пласт из искусственных языков: азбука Морзе, математические формулы, язык дороги. К знаковым формам относятся мимика и жесты. Если мимика, выражающая преимущественно эмоциональное состояние, более-менее однозначна для представителей разных культур, то жесты нередко в разных культурах имеют различное значение. Знаковый характер имела и одежда. Она имела формы или компоненты, указывающие на социальную или профессиональную принадлежность, на возраст и семейное положение. Русская крестьянка от отрочества до старости раз пять меняла характер одежд. Известны в истории такие одежды-символы как фригийский колпак освобожденных рабов в Риме, короткие штаны дворян во Франции, цилиндр, картуз. Хотя всякий знак есть символ чего-то, но есть в зна­ковой форме культуры и специальный символический блок, в котором значение реальных предметов и явлений можно понять только в рамках данной культу­ры. Несовпадение сущности и явления. Например, священный для христиан крест обладает, якобы, мистической силой и защитит от всякой нечисти, дья­вольщины. Знамя - кусок порой разноцветной ткани, а для кого-то он есть знак Отечества и как крайний позор и поражение воспринимается захват его врагом. Гимн - обычная музыка, пока какое-то сообщество не признает ее символом страны. Или вот обряд (эти действия имеют, как правило, символический и не­понятный для представителя иной культуры смысл): молодых после венчания встречают у входа в родительский дом, по сторонам - друзья, родичи; они по­сыпают молодых мелкими деньгами, пшеном, хмелем. В этом - пожелание жизни безбедной, сытой и веселой. Знаковая форма культуры, охватывая почти весь спектр культуры, не может быть арифметическим слагаемым в понимании содержания культуры. Она есть одновременно другая классификационная грань или способ анализа культуры, который мы ранее назвали феноменологической концепцией культуры.

    Третьей составляющей понятия являются организационные формы культуры. Это внебиологические ответы на потребности человеческой деятель­ности, это система социальных институтов, предназначенных упорядочить су­ществование и организовать совместную деятельность членов общества. На за­ре человечества были вожди, которые определяли жизнь и деятельность рода, племени, дирижировали ею. Они мало отличались от вожака стада, которым становился самым сильный. По мере усложнения человеческой деятельности были востребованы не только сила вожака, но опыт и знания уже немощных стариков. Образуются советы старейшин. Итак, по мере укрупнения и услож­нения сообществ и содержания их деятельности, усложняется и их обществен­ная организация. От вожаков стада мы пришли к разнообразным и разветвлен­ным формам государственного устройства, при котором законодательно опре­делены назначение и функции социальных институтов (управление, экономика, право, банки, коммуникации, здравоохранение и т.д.) в организации жизнедея­тельности общества.

    Элементы разделения труда и организации жизни наблюдаемы и в животных сообществах (бобры, пчелы, муравьи), но там они константы и биологически детерминированы. Некоторые ученые, позицию которых можно бы на­звать социологическим взглядом на культуру, исследуя организационные фор­мы культуры, структуру общества склонны считать их. эти формы, сущностью и содержанием культуры. В соотношении «структура общества - структура культуры» есть уязвимые моменты: в основе общества есть очень высокой со­противляемости природный компонент - сам человек; не вполне поддаются со­циологической классификации и семиотико-семантические элементы культур разных сообществ. А посему будем рассматривать организационные формы культуры как один из необходимых, но не универсальных способов классифи­кации содержания и понятия культуры.

    Наконец, о заявленной в определении личностной форме культуры. Археологи наших дней открыли исчезнувшие культуры и по безмолвным их осколкам пытаются реставрировать, воссоздать целостное о них представление. Это мертвые культуры. Культура живет, пока живет ее носитель – этнос, состоящий из индивидов, личностей. Живет и развивается в той мере, в какой эти индивиды освоили предметный и знаковый мир культуры, ее оргформы.

    Личностную форму бытия культуры, ее развития, ее закономерности ис­следует такая составная часть теоретико-культурной науки как культурология, именуемая в некоторых западных книгах как культурная антропология. Выше уже был высказан взгляд па теорию культуры как философию человека. В этом контексте культурология занимается преимущественно историческим и содер­жательным аспектом философии человека, тесно дружит с историей, психоло­гией, социологией, археологией, этнологией, искусствоведением, науковедени­ем и т.п.

    Проблема освоения человеком предшествующего культурного опыта сообщества в его выше названных формах обнажается в связи с понятием «актуальная культура».

    Актуальная культура. Это понятие тесно связано с личностной формой бытия культуры, ибо обозначает тот пласт культурной совокупности, культурного массива и опыта общества, который освоен людьми и используется ими в их деятельности, который жизненно необходим для формирования определен­ного типа личности. Это освоенный массив культуры, за пределами которого, в запасниках остается значительная масса культурных явлений, не востребованных обществом сегодня.

    Объем культурного опыта таков, что на протяжении жизни отдельного конкретного человека не может быть освоен. Поэтому каждый человек или со­циальная группа осваивают только очень узкую специализированную часть всего спектра культурного опыта. Только такими совокупными усилиями удается в какой-то мере осваивать основные параметры исторического культурно­го опыта.

    Хотя общая масса культурной информации, освоенной людьми, возрастает, есть серьезные беспокойства теоретиков культуры но поводу уменьшения веса актуальной культуры в отношении ко всему культурному массиву (14; с.23-28).

        Что такое функции культуры и как их понимать?

    Первая функция – освоение и преобразование мира – связана с цен­тральным положением человека во Вселенной как мыслящею, творческого су­щества, призванного овладевать силами природы и продолжать с помощью данного ему разума процесс направленной эволюции природы. Овладение си­лами природы оправдано постольку, поскольку ведет к духовному совершен­ствованию.

    Вторая функция- коммуникативная - связана с социальностью челове­ка. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом общества. Прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей обусловлено обменом мыслями, взаимной стимуляцией духовных усилий в со­временных поисках истины. Всякий длительный отрыв от общества приводит к духовной деградации.

    Третья функция культуры – сигнификативная - обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстиктивно - приспособительных форм поведения, а с другой космичностью, всемирностью человечества. Культура вырабатывает запас значений, символов, имен, знаков, данностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития явлений. Желая понять поведение людей, мы должны изучить их язык, основные категории, которыми они пользуются. Важно, к примеру, глубоко понимать, как трактуются людьми такие понятия, как совесть, честь, достоинство, милосердие, любовь, надежда, вера, профессиональный дои.

    Четвертая функция культуры – накопление и хранение информации. Информационные процессы воздействуют на идеологические процессы, спо­собствуя их стабилизации или разложению. В недавнем прошлом администра­тивно-командная система, получив контроль над органами печати, радио, теле­видением, не только не смогла установить тотальную диктатуру идеологии, но и сумела произвести настоящее опустошение в культуре. Уродливые идеологи­ческие структуры стремились ниспровергнуть общечеловеческие ценности, в них грубо фальсифицировалась история. Весь процесс хранения и передачи информации подчинялся сиюминутным политическим интересам, что оберну­лось разрушением культурного наследия. Работа с информацией становится се­годня важнейшей функцией общества. Необходимы усилия по сбору, обработке информации, изучению информационных потребностей различных социальных групп населения. Многое здесь могут сделать и организации, функционирую­щие в сфере культуры и искусства.

    Пятая функция культуры - нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержании равновесия. Норма есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек может или должен действовать. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности. В условиях развития рыночных отношений, влияние учреждений культуры на сознание включенных в экономические от­ношения людей трудно переоценить. Роль норм в общественной жизни поисти­не многообразна. Они поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать по­ступки, указывают наиболее разумные, проверенные на практике способы дея­тельности.

    Шестая функция культуры состоит в психологической разрядке. Отвле­чение значительной части жизненной энергии в сферу деловой, творческой активности, неравномерные или чрезмерные психологические нагрузки могут создавать в психике значительные напряжения. Далеко не всегда существуют условия для свободного удовлетворения желаний, нормального отдыха. Нали­чие неудовлетворенных потребностей и желаний приводит к возникновению очагов возбуждения, делает психику неустойчивой, предрасположенной к взрыву. Движение и спорт, ритуальные действия, праздники и массовые гуля­ния, общение с искусством, коллекционирование, разнообразные игры - все это в той или иной мере служит уравновешивающим фактором в повседневном самочувствии и поведении человека. Большими позитивными возможностями об­ладают в реализации жизненно важной функции психологической разрядки все те же учреждения культуры и искусства, досуга и спорта.

    Седьмая – защитно-адаптивная - функция культуры обеспечивает под­держание равновесия между человеком и окружающей средой, поскольку куль­тура способна служить сама по себе надежным средством защиты. Использова­ние огня, одежды, строительство жилищ, а в наше время защита от излучения, химикатов, низких температур и перегрузок - вес это средства и способы «при­выкания» человека к условиям природы. Они тем надежнее и разнообразнее, чем активнее развивается научно-технический прогресс. Учреждения культуры активно пропагандируют знания из области экологии, медицины и этим помогают делу.

    Кроме перечисленных здесь функций культурологи выделяют и другие: гоминизация, социализация, инкультурация, индивидуализация и др.

    Гоминизация связана с обучением и воспитанием человека, передачей ему совокупного человеческого, общественного опыта.

    Социализация - это усвоение формирующейся личностью определенно­го «минимума» культуры, усвоение основных ролей, овладение языком, вхождение человека в ту или иную социальную группу.

    Инкультурация – это приобщение к культуре на глубинном, избирательном уровне, с учетом способностей и особенностей конкретной личности. Индивидуализация же – способствование развитию способностей, талантов, качеств личности, предопределенных природными задатками. Потребность в индивидуальной самореализации важна сегодня, как никогда прежде: само вре­мя требует от каждого члена общества максимального раскрытия его дарований, способностей, в том числе в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности.

    Иногда выделяют и такие функции культуры как рекреативная , связан­ная с отдыхом и развлечениями, физической культурой, восстановлением сил и энергетических запасов организма, и гедонистическая , предполагающая глубокое удовлетворение или даже удовольствие, наслаждение, испытываемое че­ловеком от общения с искусством, миром прекрасного.

    Не все названные функции реализуются с одинаковой полнотой во всех без исключения культурных организациях, однако, в той или иной мере они свойственны каждой из них (20; с.16-19).

        Культура отдельного человека и культура всего общества,

    как они между собой взаимосвязаны?

    Рассматривая культуру как многогранный социальный феномен, следует учитывать ее значение как внутреннего духовного богатства человека, связанного с его постоян­ным совершенствованием, способностью создавать духовные ценности. Ведь именно с помощью культуры человек становится личностью, преодолевает ограниченность сво­его биологического жизненного существования, утверждает силу разума и свое единство с миром. А с совершенство­ванием человека преображается общество.

    Современным человеком культура воспринимается как синоним духовного и интеллектуального, нравственного и эмоционального обогащения в процессе его творческой жизнедеятельности. В этом контексте культуру можно рас­сматривать как новое, второе рождение человека, его восхождение к одухотворенной человечности. Ведь культурные реалии отнюдь не заложены в человеке изначально. Они складываются в процессе его жизнедеятельности. Известно, что природный человек, т. е. человек, выпавший из общества, десоциализируется, утрачивает способность жить в культуре. Значимость и оценка культуры начинается с того, какое место на своем жизненном пути занима­ет в ней человек, как он ощущает себя в ней. История его жизни – это летопись его развития в культуре и в то же время это путь постепенного накопления, концентрации культуры в личности. Культура оказывается не только моделью свободной творческой деятельности, но и неукоснительной силой духовного развития личности, идеальным средством ее самовыражения. Истинное богатство че­ловека начинается с культуры, возвышающей его. Имен­но в высокой культурности заложены его человеческие преимущества, через нее достигаются результаты его активности. Она служит для него универсальным механизмом адаптации к жизни, обществу, цивилизации.

    В современной культуре активно противостоят друг другу две полярные святыни – ценность социума и цен­ность личности. Патриотически ориентированные «славянофилъские» круги, «державники» настаивают на приори­тете социума. Их антагонисты славят свободную, соци­ально активную, творческую личность, воспитанную в идеалах индивидуализма. В той же мере противоборствуют ценности равенства и рынка. Благодаря культуре многие осознают, что идеал лавочника отнюдь не вершина и не итог развития человечества. В среде современной молоде­жи уже рождается противостояние культу «золотого тельца», желание активизировать арсенал духовных ценностей. Но вместе с тем в современном обществе рождается от­вержение традиционных установок на уравнение, нивели­ровку людей. Возникает тяготение к инициативе, предприимчивости. Когда человек безоружен перед окружающим миром, не способен постичь и разрешить жизненные коллизии, культура подсказывает, как преодолеть эти трудности. В сущности, культура – это процесс становления и обогащения человеческого разума. Именно творческий разум – перводвигатель творчества и деятельности челове­ка, его активности. Вместе с тем огромна роль человече­ской воли, чувств и чаяний людей.

    Культура со времен своего возникновения очень мно­гое дала человеку, но и многое из своих возможностей не реализовала. Насколько удалось ей выразить самое себя? Наступило время трезвого анализа возможностей культуры: что она в силах дать человеку и чего не может, что человек способен для нее сделать и что ему мешает в этом? Культуру можно рассматривать как пространственно-временной вектор, истоки которого в самом человеке. Поэтому, как нам кажется, решение духовно-нравственных проблем, с которыми сталкивается Россия, лежит не только в границах социально-экономических коллизий, но и в глубинах сознания и души каждого россиянина (3; с.45-46).

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Развитие культуры

    Культура сыграла большую роль в духовной подготовке перемен, именуемых перестройкой. Деятели культуры своим творчеством подготавливали общественное сознание к необходимости перемен (фильм Т. Абуладзе «Покаяние», роман А. Рыбакова «Дети Арбата» и др.).

    Вся страна жила ожиданием новых номеров газет и журналов, программ телевидения в которых как свежий ветер перемен давалась новая оценка историческим деятелям, процессам в обществе, самой истории.

    Представители культуры активно включались в реальную политическую деятельность: избирались депутатами, руководителями городов, становились лидерами национально-буржуазных революций в своих республиках. Такая активная общественная позиция привела интеллигенцию к расколу по политическому признаку.

    После распада СССР политический раскол в среде деятелей культуры и искусства продолжался. Одни ориентировались на западные ценности, объявляя их общечеловеческими, другие придерживались традиционных национальных ценностей. По этому признаку раскололись почти все творческие связи и группы.

    Перестройка отменила запреты на многие виды и жанры искусства, вернула на экраны отложенные на «полку» фильмы и запрещенные к публикации произведения. К этому же периоду относится и возвращение блистательной культуры серебряного века.

    Культура рубежа XIX и XX веков явила нам целый «поэтический континент» тончайших лириков (И. Анненский, Н. Гумилев, В. Ходасевич и др.), глубоких мыслителей (Н. Бердяев, В. Соловьев, С. Булгаков и др.), серьезных прозаиков (А. Белый, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.), композиторов (Н. Стравинский, С. Рахманинов и др.), художников (К. Сомов, А. Бенуа, П. Филонов, В. Кандинский и др.), талантливых исполнителей (Ф. Шаляпин, М. Фокин, А. Павлова и др.).

    Такой поток «запрещенной» литературы имел кроме положительного и негативный момент: молодые писатели, поэты, сценаристы были лишены возможности публикации в государственных изданиях. Продолжался и кризис в архитектуре, связанный с сокращением расходов на строительство.

    Развитие материальной базы культуры резко замедлилось, что сказалось не только в отсутствии новых фильмов и книг на свободно формируемом рынке, но и в том, что наряду с лучшими зарубежными образцами культуры в страну хлынула волна продукции сомнительного качества и ценности.

    Без четкой государственной поддержки (об этом свидетельствует и опыт развитых западных стран) в условиях рыночных отношений у культуры мало шансов выжить. Сами по себе рыночные отношения не могут служить универсальным средством сохранения и приумножения духовного и социокультурного потенциала общества.

    Глубокий кризис, в котором находится наше общество и культура, есть следствие длительного пренебрежения объективными законами общественного развития в советский период. Строительство нового общества, создание нового человека в советском государстве оказалось невозможным, так как на протяжении всех лет советской власти люди были разлучены с истинной культурой, с истинной свободой.

    Человека рассматривали как функцию экономики, как средство, а это так же дегуманизирует человека, как техногенная цивилизация. «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизацию самого человека... Противиться такой опасности может только духовное укрепление человека».

    Исследователи различных культурологических концепций говорят о цивилизационном кризисе, о смене парадигм культуры. Образы культуры постмодерна, культуры конца тысячелетия (Fin Millenium) многократно превзошли наивный декаданс модернистской культуры конца столетия (Fin de Sitcle).

    Другими словами, суть происходящих изменений (применительно к смене культурологической парадигмы) состоит в том, что не культура находится в кризисе, но человек, творец, а кризис культуры лишь проявление его кризиса.

    Таким образом, внимание к человеку, к развитию его духовности, духа есть преодоление кризиса. Книги Живой этики обращали внимание на необходимость сознательного подхода к грядущим изменениям культурно-исторической эволюции человека и выдвигали на первый план этические проблемы как важнейшее условие развития человека и общества.

    Эти мысли перекликаются и с современным пониманием жизни человека и общества. Так, П. Костенбаум, специалист по вопросам воспитания руководящих кадров Америки, считает, что «общество, построенное не на этике, не на зрелых сердцах и умах, долго не проживет».

    Н. Рерих утверждал, что Культура – культ Света, Огня, почитание духа, высшее служение совершенствованию человека. Утверждение истинной Культуры в сознании человека является необходимым условием преодоления кризиса.

    1. Значение культуры в развитии человечества

    Экономика, политика и культура – это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

    На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

    3. Значение культуры доклассового общества

    Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

    Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

    4. Основные характерные черты культуры Египта

    Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

    Литературные памятки: «Тексты пирамид», «Книга мертвых», «Тексты саркофагов», «Песня арфиста».


    5. Античная мифология в мировой культуре

    Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения -

    Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

    На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

    Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

    Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

    украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

    6. Основные характерные черты культуры Греции

    Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

    Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

    I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

    II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

    III. Эпоха собственно античной цивилизации:

    1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

    2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

    3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

    7. Художественная культура классической Греции

    В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

    Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

    Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

    Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

    8. Особенности культуры Древнего Рима

    Наследником эллинской цивилизации становится Рим. В Отличии от Афин, Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания как город – страна. Римская мифология была примитивней чем грецкая. Только под влиянием греков стали изготовляться изображения богов и строится храмы. Как пример были взяты грецкие боги.

    9. Взаимодействие Византийской и Древнерусской культуры

    В последние годы историками, философами, филологами, искусствоведами активно разрабатывается широкий спектр тем по проблеме диалога культур. В их числе вопрос о стилевой соотнесенности древнерусского искусства. Тезис о том, что сложившаяся в Византии восточно-христианская цивилизация имела большое значение и длительный период влияния на становление, развитие культур славянских народов, сегодня считается общепринятым. Изучение восприятия и переработки этого наследия - особенно в сфере искусства - необходимо для уяснения многих процессов и явлений, происходивших как в самой Византии, так и в сопредельных с ней странах.

    Исследования о византийско-русских контактах в художественно-эстетической области проводились отечественной и зарубежной наукой более двух столетий, в течение которых был накоплен значительный объем сведений о византийских реминисценциях в русском средневековом искусстве. Спектр мнений достаточно широк. До последнего времени идут споры вокруг терминологии для обозначения культурных взаимоотношений Византии и Руси (влияние, трансплантация, мимесис, диалог и т.д.), обусловленные типичным для гуманитарного знания полисемантизмом понятий. Учеными выясняется интенсивность этого процесса в конкретные хронологические периоды, степень византийского воздействия на древнерусскую архитектуру, живопись, иконографию, декоративно-прикладное.

    10. Основы мировоззрения Византии и ее роль в развитии культуры

    Византийская культура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов. Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византии существовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческие празднества. Отличие византийской культуры от западной - слабое культурное влияние варваров.

    Центры византийской культуры - Константинополь, провинциальные центры, монастыри, феодальные поместья. Через Византию, бывшую до XII в. самым культурным государством Европы, до нас дошли римское право, античные литературные источники, утерянные на Западе. Греческие ученые и художники внесли весомый вклад в мировой культурный процесс, его развитие. Византийская ремесленная техника, архитектура, живопись, литература, естествознание, гражданское каноническое право способствовали формированию средневековой культуры других народов.

    11. Основные формы Византийского искусства

    1. Архитектура.

    2. Храмовая живопись(мозаика, фреска).

    3. Иконопись

    4. Книжная миниатюра.

    12. Исторические условия формирования культуры европейского Средневековья

    Условием формирования культуры европейского средневековья стало христианство в форме капитализма. Это уже не было первобытное христианство, характерное для периода распада Римской империи.

    13. Формирование художественных принципов средневекового искусства

    Религия относится к женской красоте более чем настороженно. В христианстве телесная красота традиционно признается иллюзорной и обманчивой, а инквизиторы вообще видели в красивом женском лице почти такой же верный признак ведовства, как полет на метле.

    Между тем отношение к женской красоте самой по себе в иудаизме, пожалуй, даже еще более строгое, нежели в христианстве. Слушать женское пение, любоваться женским лицом запрещено. А в Талмуде можно встретить немало высказываний вроде следующего: «Тот, кто передает женщине деньги из рук в руки с намерением посмотреть на нее, не избегнет ада, даже если он полон Торы и добрыми делами, как Мошерабейну» (Ирувин 18).

    Но все же в продолжение затронутой ранее темы «Дня любви» я бы хотел поговорить сегодня о «непопулярном» альтернативном подходе. Я бы хотел рассмотреть вопрос, имеется ли в женской красоте положительный религиозный смысл, и если да, то в чем он заключается.

    Культ женской красоты по существу известен лишь одной единственной культуре – европейской. Этот культ если не зародился, то во всяком случае сформировался под небом Прованса в творчестве трубадуров, открывших так называемую «куртуазную любовь», т.е. - бескорыстное преклонение перед Дамой. Этот культ, разумеется, имел смысл лишь в более широком контексте рыцарского служения.

    Культура

    В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера , компетентностей , навыков , умений и знаний).

    Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

    Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

    Различные определения культуры

    Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации : Культура понимается как…

    История термина

    Античность

    В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя , которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

    В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) - самом раннем памятнике латинской прозы.

    Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры .

    Марк Туллий Цицерон

    В латинском языке слово имеет несколько значений:

    Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т. д.

    В Европе в XVII-XVIII веках

    Иоганн Готфрид Гердер

    В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе , в противоположность человеку «естественному», необразованному .

    В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг , выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

    Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением , тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли.

    В России в XVIII-XIX веках

    В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно - просвещение .

    Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов» . Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».

    За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура , но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.

    Природа - возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. - Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.

    Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.

    В России в XIX-XX веках

    Бердяев, Николай Александрович

    Противопоставление-сопоставление природы и культуры в труде Велланского не есть классическое противопоставление природы и «второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеального образа. Культура - это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное - в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание) .

    Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур - Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

    Рерих, Николай Константинович

    Расширил и углубил толкование слова культура , его современник, русский художник , философ , публицист , археолог , путешественник и общественный деятель - Николай Константинович Рерих (1874-1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Он не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез » даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур»:

    Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь.

    В этой же статье он пишет:

    …Теперь же хотелось бы уточнить определение двух понятий, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в обиходе нашем. Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации . К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией . При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное , общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности , то есть цивилизации , которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль.

    Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже цивилизованным человеком, но никто не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец её окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить «Дом Культуры», но будет очень неуклюже звучать: «Дом Цивилизации». Вполне определительно звучит название «культурный работник», но совсем иное будет обозначать - «цивилизованный работник». Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения «цивилизация Греции», «цивилизация Египта», «цивилизация Франции», но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…

    Периодизация истории культуры

    В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

    • Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);
    • Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. - V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности ;
    • Культура Средних веков (V-XIV вв.);
    • Культура Возрождения или Ренессанса (XIV-XVI вв.);
    • Культура Нового Времени (к. XVI-XIX вв.);

    Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

    Культура и природа

    Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

    Современное понимание культуры

    На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки . С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии .

    Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение - где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века . Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской . Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» - «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.

    Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой » культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам .

    Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

    Примеры.

    Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры - строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

    При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

    Понятие субкультуры

    Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

    Изменения в культуре

    Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика - упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода

    • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
    • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
    • природные ресурсы
    • коммуникационный
    • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)
    • хозяйственные технологии
    • социальные институты и организации
    • ценностно-смысловой
    • рационально-познавательный

    Изучение культуры

    Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных - культурология , культурные исследования, культурная антропология , философия культуры , социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы . Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies ) . Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры . Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры .

    Примечания

    1. *Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. - СПб. : Университетская книга, 1998. - 640 с. - 10 000 экз, экз. - ISBN 5-7914-0022-5
    2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ. - С.66
    3. Пелипенко А. А. , Яковенко И. Г. Культура как система . - М .: Языки русской культуры, 1998.
    4. Этимология слова «культура» - Архив рассылки по культурологии
    5. «cultura» в переводных словарях - Яндекс. Словари
    6. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53
    7. Гулыга А.В. Кант сегодня // И. Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 26
    8. Ренофанц И. Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.
    9. Черных П.Я Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. С. 453.
    10. Велланский Д.М Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 196-197.
    11. Велланский Д.М Основные начертания обшей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С 209.
    12. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
    13. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990 °C. 166.
    14. Рерих Н.К Культура и цивилизация М., 1994. С. 109.
    15. Николай Рерих. Синтез
    16. Белый А Символизм как миропонимание С 18
    17. Белый А Символизм как миропонимание С 308
    18. Статья «Боль планеты» из сборника «Твердыня пламенная» http://magister.msk.ru/library/roerich/roer252.htm
    19. Новая философская энциклопедия. М., 2001.
    20. White, Leslie «The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome». McGraw-Hill, New York (1959)
    21. White, Leslie, (1975) "The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations, Columbia University, New York
    22. Усманова А. Р. «Культурные исследования» // Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий)
    23. Абушенко В. Л. Социология культуры // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий)
    24. Давыдов Ю. Н. Философия культуры // Большая советская энциклопедия

    Литература

    • Georg Schwarz, Kulturexperimente im Altertum , Berlin 2010.
    • Этимология слова «культура»
    • Ионин Л. Г. История слова «культура». Социология культуры. -М.: Логос, 1998. - с.9-12.
    • Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
    • Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур.- М.:Магистр, 1997.
    • Асоян Ю., Малафеев А. Историография концепта «cultura» (Античность - Ренессанс - Новое время) // Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX - начала XX веков. М. 2000, с. 29-61.
    • Зенкин С. Культурный релятивизм: К истории идеи // Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2001, с. 21-31.
    • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
    • Луков Вл. А. История культуры Европы XVIII–XIX веков . - М. : ГИТР, 2011. - 80 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-94237-038-1
    • Лич Эдмунд. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в антропологии. Пер. с англ. - М.: Издательство «Восточная литература». РАН, 2001. - 142 с.
    • Маркарян Э. С. Очерки истории культуры. - Ереван: Изд. АрмССР, 1968.
    • Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983.
    • Флиер А. Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности // Личность. Культура. Общество. 2012. Том 14. Вып. 1 (69-70). С. 108-122.
    • Флиер А. Я. Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. 2011. № 5. С. 4-16.
    • Шендрик А. И. Теория культуры. - М.: Издательство политической литературы «Единство», 2002. - 519 с.

    См. также

    • Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития

    Ссылки

    • Вавилин Е. А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категория культуры: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 1993.
    • Ассоциация культурологических кафедр и научных центров
    • Гуреев, М. В. Основные угрозы и опасности для культуры в XXI веке. ,
    • Келле В. Ж. Процессы глобализации и динамика культуры // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 69-70.
    • Колин К. К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 104-111.
    • Колин К. К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности (окончание) // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 80-87.
    • Культура в СССР = субкультура российской интеллигенции
    • Луков М. В.
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?