Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

(Не)возможно увидеть: Северная Корея. Искусство северной кореи

Авторами выставки стали основатель музея и бывший мэр Архангельска Александр Донской с сыном Александром Донским - младшим, который посетил "самую закрытую страну в мире" и вывез оттуда целый чемодан экспонатов - плакатов, предметов одежды, продуктов и почтовых марок.

Впечатление от поездки осталось двоякое, - рассказал Metro путешественник. - Поначалу кажется, что люди, живущие там, счастливы. Ты видишь позитивную картинку, которую тебе показывают. Но, приглядевшись, я не увидел ни одного лица с улыбкой, если не считать гидов, работающих с туристами. Есть ощущение, что все это - некий театр. Нас возили как в автозаке, мы не могли выбирать, куда ехать. Привозят в определенные места, в определенное время. Например, мы приехали в школу и там был концерт. Было видно, что он сделан именно под туристическую группу. А когда на наших глазах дети таскали большие кирпичи на третий этаж, чтобы построить в школе стену, нам запретили это снимать. Еще нас не пускали в обычные продуктовые магазины. Мы видели, что товаров там немного. А нас возили в огромный трехэтажный универмаг, где есть куча всего.

По словам организаторов, тотальный контроль коснулся и самой выставки.

Мы пригласили представителей посольства Северной Кореи, хотели получить от них поддержку в виде экспонатов, - пожаловался Донской-младший, - а они приехали и два дня уже тут все меняют!

Цензура коснулась табличек с "шокирующими фактами" о Северной Корее.

"На границе страны специально возведен фальшивый город “Деревня мира ” , призванный демонстрировать, как благополучно живут граждане Северной Кореи. Город необитаем" , - гласит одна.

"На корейских дорогах нет светофоров и мало машин, поскольку владеть транспортом разрешено только военным" , - говорится на другой.

Мы нашли эту информацию в Интернете, а нам сказали убрать эти таблички, потому что это неправда. Видимо, у них есть свое видение, своя правда, - осторожно рассказал Донской-младший.

Убрать заставили и веселый портрет смеющегося Ким Чен Ына с манекена, демонстрирующего национальную корейскую одежду.

А мы его сейчас приделаем обратно! - обиженно заявил Донской-старший. - Это же не их выставка! Ну вернутся, будут возмущаться - снимем опять...

Маленькой победой стал ядерный взрыв в форме гриба, составленный из стеклянных шариков в форме женской груди, входящих раньше в другую инсталляцию музея.

Корейцы не поняли, что это не просто шарики, а грудь, - рассказал Донской-старший. - Взрыв им понравился, так что это будет наш тайный стратегический объект!

/ Воскресенье, 21 января 2018 года /

темы: Культура Происшествия

Чем живут люди в самой закрытой стране мира, можно узнать, не выезжая в Северную Корею. В Москве открылась уникальная выставка под маркой "Сделано в КНДР". Организаторы обещают полное погружение не только в быт страны, но и в идеологию чучхе.

Приподнять занавес таинственности над Северной Кореей позволяют многочисленные экспонаты и инсталляции. На выставке представлены настоящие агитационные артефакты - почтовые марки, книги, национальные костюмы, продукты и, конечно, плакаты, большинство из которых исполнены в привычной для Северной Кореи милитаристской стилистике. Даже с фото Пхеньян грозит Вашингтону, нацеливая на столицу США свои ракеты. Все экспонаты привезены из КНДР.

Во всем мире Северная Корея воспринимается как закрытое государство. Хотелось как-то открыть, показать миру, что производит Северная Корея, какая идеология в стране - Александр Донской, организатор выставки.

Во время команды КНДР и Южной Кореи выйдут под единым флагом.



Искусство Северной Кореи

В центре современного искусства “Винзавод” до 30 января 2011 года проходит первая в России выставка современного северокорейского искусства «И подо льдом течет вода» .

Большинство работ выполнены в традиционной для КНДР технике «корейской живописи» , история которой насчитывает более двух тысяч лет. Большинство картин написано в 2000-х годах, также представлены плакаты, вышивка и мозаики, являющиеся предметом национальной гордости.

Ким Дон Хван. “На высоте”. 2009

Сопряжение традиций: соцреализм и «корейская живопись»

Выставка «И подо льдом течет вода» — первый в России проект, представляющий работы современных художников Северной Кореи. Кураторы проекта взялись показать мир современной КНДР сквозь призму искусства. Современное изобразительное искусство КНДР представляет собой альянс «корейской живописи» и традиций советской живописной школы. Между тем, Северная Корея сумела в свое время избежать прямого следования приемам соцреализма и взяла курс на поддержание национальных традиций живописи.


Ким Су Дон. “Передовики Сонгунской эпохи”. 2009

К началу XXI века искусство КНДР сложилось в узнаваемый художественный стиль, который можно назвать чучхейским соцреализмом и в котором прослеживаются не только идеи коммунистических идеалов, но и глубокая связь с корейским эстетическим наследием. Узнать о существовании этого художественного явления раньше не представлялось возможным вследствие закрытости и самой КНДР, и внешнего «политического эмбарго». В этом отношении выставка в ЦСИ ВИНЗАВОД, подготовленная при участии Творческого объединения «Мансудэ», является беспрецедентным проектом. Это попытка взломать корку идеологического льда, сковывающего наше представление о КНДР, и открыть доступ к иного рода информации — информации культурной.

Техника и тематика

Большинство работ, представленных на выставке, выполнены в наиболее репрезентативной для КНДР технике «корейской живописи», которая является предметом национальной гордости и история которой насчитывает более 2000 лет. Современная «корейская живопись» — это яркий, красочный, как правило, крупноформатный рисунок, выполненный на бумаге тушью. В отличие от европейской акварели, основным инструментом рисования здесь является линия (контур), а не цветовое пятно. Произведения северокорейских художников сюжетны и повествовательны.

Чвэ Чин Нам. “Колыбель”. 1995

Изображение розовощекой девушки с увесистой сумкой на плече, остановившейся на поселковой дороге и заговорившей с детворой, рассказывает о том, что жилищное строительство достигло такого размаха, что почтальон теряется в знакомом поселке и не может найти нужный дом (Чвэ Дон Ир, «Новые дома в селе Мигок»).

Чвэ Дон Ир. “Новые дома в селе Мигок”. 2009

Подобно советской живописи, даже в большей мере, искусство КНДР, представляя достижения корейского народа, функционирует как своего рода новостная лента. Наряду с «корейской живописью», в состав выставки входят вышивка, мозаика и плакатное искусство.

Концепция выставки

Олег Кулик: «Представляя искусство КНДР, мы хотим обратить внимание на мир людей, живущих в закрытом от внешнего воздействия пространстве. По сути любой человек живет в закрытой системе своего внутреннего мира, отдавая себе в этом отчет или нет, занимаясь саморазвитием или пустив его на самотек. Мы решили представить образный мир целой страны как метафору внутренней жизни любого человека в современном мире. Внутренний мир жителей Северной Кореи интересен прежде всего своей самобытностью - сформированный в обществе, закрытом от влияния всеподавляющего информационного потока, этот мир обнаруживает намного больше человеческого, чем можно ожидать».

Ким Рен. “В суровые дни”. 2009

Анна Зайцева: «При том что изобразительное искусство КНДР во многом наследует советской живописной школе, программно корейская культура очень рано стала дистанцироваться от влияния СССР, настаивая на собственном своеобразии. В ключевом тексте Ким Ир Сена «Три хартии объединения Родины» советская Сибирь фактически приравнивается к идеологически чуждой Западной Европе: «Во время Отечественной войны я побывал в одном из госпиталей. На его стене висел пейзаж Сибири, на котором был нарисован медведь, ползающий по белому снегу под большим деревом. Тогда я серьезно покритиковал работников, спросив их, почему не нарисовали такие прекрасные горы и реки Кореи… Корейская нация и впредь должна жить в прекрасной родной стране, а отнюдь не в Сибири и не в Европе». С начала 1950-х годов отношение к советской культуре вообще и художественной в частности было отношением притяжения и отталкивания одновременно. Древняя техника «корейской живописи» стала основой национального чучхейского соцреализма, и на первых порах (вплоть до 1970-х) полностью вытеснила масляную живопись, обремененную буржуазно-европейским происхождением».

Чвэ Чхан Хо. “Строители Тэгедоских солончаков”. 2009

Творческое объединение «Мансудэ»

Творческое объединение «Мансудэ» было основано в 1959 году и на сегодняшний день является крупнейшим художественным объединением, в котором представлены такие отрасли, как живопись (масляная и корейская живопись, фреска), скульптура и прикладное искусство (вышивка, керамика, резьба по дереву пр.).

Чон Ген Вон. “Наши девушки”. 2009

Художники Творческого объединения «Мансудэ» являются авторами важнейших художественных и архитектурных памятников КНДР, в число которых входят интерьеры Пхеньянского метрополитена, Монумент идеям Чучхе, Триумфальные ворота в Пхеньяне, памятник в честь основания Трудовой партии Кореи и памятник Трем хартиям объединения Родины. На выставке в ЦСИ ВИНЗАВОД будет представлено около 60-ти работ, созданных художниками Творческого объединения «Мансудэ».

Интерьер выставки

Организаторы выставки: ЦСИ ВИНЗАВОД при содействии Творческого объединения «Мансудэ».
Кураторы: Олег Кулик, Анна Зайцева.

Чвэ Чхон Хор. “Демонстрация благородного чувства нравственности и долга на высшей высоте!” 2001

Хам Сон Чхор. “День в зоопарке”. 2009

Пак Дон Чхор. “Пионеры освоения Западного моря”. 2009

Чвэ Чхан Хо. “Строители”. 2009

Ким Ен Чхор. “Прекрасная душа”. 2009

Чвэ Чхан Хо. “Ночной пейзаж на проспекте Тонир”. 1990

Чвэ Чхоль Рим. “Мой пост говорит о великой заботе”. 2009

Хван Хи Сон. “Девушки-работницы питомника”. 2010

Ли Ен Хак. “Распределительный пункт в Мигокском сельхозкооперативе”. 2009

Более 70-ти современных фотографий, отобранных специально для экспозиции в России, объединены главным замыслом - показать возможности фотографии в исследовании образа одного из самых закрытых государств. Дополняют выставку репортажные кадры, сделанные советскими фотографами в середине-второй половине XX века, давая возможность показать диапазон восприятия КНДР в разных культурных и временных контекстах.

«Фотография - это способ исследовать мир, в том числе недоступные его части. Она всегда выполняла эту функцию и даже сегодня, несмотря на возможности быстро преодолевать расстояния, мы многое узнаем только благодаря изображениям и сопутствующим текстам. Особенно это касается закрытых государств, доступ в которые ограничен или невозможен по политическим причинам. Но в результате образ складывается только благодаря медиа, зачастую мифологизируясь и Северная Корея, возможно, самый яркий такой пример. Сложность еще и в том, что, даже попав в страну, там практически невозможно снимать, за человеком с камерой постоянно следят. Поэтому авторы, решившиеся что-то сказать о КНДР через фотографию, вынуждены искать способы это сделать» - прокомментировала идею выставки главный куратор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

«(Не)возможно увидеть: Северная Корея» - это работы современных авторов, каждый из которых по-своему решал вопросы творчества в строго установленных рамках. В состав экспозиции вошли работы таких авторов как Вонг Гуофенг (Китай), Мартин Парр (Великобритания), Филипп Шансель (Франция), Элис Велинга (Нидерланды), Эрик Лаффорг (Франция), Мэтт Пэш (Великобритания), Матьяж Танчич (Словения), Оливер Уэйнрайт (Великобритания), Эддо Хартман (Нидерланды). Все они побывали в КНДР недавно, и каждый по-своему смог увидеть закрытое общество, акцентируясь на деталях, часто неуловимых невооруженным взглядом.

В кадр попадают, казалось бы, привычные вещи - архитектура, интерьеры, массовые празднества групповые и одиночные портреты, скрытая повседневность. Но через эти сюжеты авторы изучают темы массового и индивидуального, постановочного и реального, возможности монтажа, обращаются к темам застывшего времени и коммуникации между людьми.

В экспозицию также вошли фотографии, созданные в годы дружбы СССР и КНДР, когда фотография сыграла колоссальную роль в формировании идеологически выверенного образа «дружественной социалистической страны». Сочетание современных и архивных материалов, проявляющее сходства и различия в темах, сюжетах и способах показа, также ставит вопрос о границах фотографии и возможностях восприятия. «Такое сопоставление дает возможность показать, насколько разную роль может играть фотография в отношении идеологии. Работы современных авторов становятся своеобразной оптикой для репортажных серий и выявляют новые значения изображений» - считает куратор проекта Ольга Аннанурова.

Многие вошедшие в выставку серии были показаны в рамках персональных и сборных выставок ведущих музеях и галереях мира. В частности, работы Вонга Гуофенга были представлены в Художественном музее Сеула (SeMA) (Южная Корея), галерее De Sarthe в Пекине, Матьяжа Танчича - в Художественной галерее Pékin Fine Arts (Гонконг), Филиппа Шанселя и Элис Велинги - в рамках фотофестиваля Les Rencontres d"Arles (Арль, Франция), Эддо Хартмана - в музее фотографии Huis Marseille (Амстердам, Нидерланды) и Художественном музее Сеула (SeMA) (Южная Корея). Также работы Матиаса Танчича, Филиппа Шанселия и Элис Велинги вошли в состав групповой выставки «Перспективы Северной Кореи» в Музее современной фотографии при Колумбия Колледже (Чикаго, США).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?