Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музыкальная деятельность в подготовительной группе. День музыки в подготовительной группе доу

Косинова Наталья Васильевна,

Музыкальный руководитель

«В музыкальном королевстве…»

Цели и задачи:

1.Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) прививать детям любовь к классической музыке.

2. Способствовать формированию музыкальной культуры дошкольника через обогащение их музыкальных впечатлений и музыкального словаря.

3. Развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство ритма, голосовой аппарат, музыкальную память.

4. Познакомить с новым инструментом – с.

5.Способствовать активному восприятию музыки, через самостоятельную творческую деятельность.

6. Учить слушать живую музыку в исполнении детей детской музыкальной школы.

Методы и приемы активизации детей

  • Добиваться, чтобы ребенок сам определял характер музыки.
  • Реагировал на изменения в настроении, темпе, через самостоятельную творческую деятельность.

Метод умственного поиска:

  • Вслушайся, вдумайся, оцени, выскажись.
  • Запомни мелодию, определи характер произведения
  • Выбери музыкальный инструмент
  • Нарисуй то, что услышал и представил
  • Выбери соответствующие атрибуты и танцевальные движения на импровизацию.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Сказочный бал» Гладкова.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята (пропеваю мелодично)

Дети: Здравствуйте.

Музыкальный руководитель: Ребята вы догадались, куда мы с вами попали? - Какая музыка звучала, когда вы зашли в зал? (сказочная музыка)

Музыкальный руководитель: Сегодня мы побываем с вами в гостях у Феи музыки.

Ребята, а где же она? Наверное, не смогла приехать к нам. Но ничего, у меня в волшебном сундучке есть как раз подходящий наряд (достает и надевает). Вот такая нарядная накидка и корона и впрямь как у Феи Музыки.

Ну как я вам? Кажется неплохо! Но чего- то не хватает. Давайте подумаем.

Музыкальный руководитель: Музыка из чего состоит? (ответы детей).

Правильно, из звуков, нот, музыкальных инструментов.

А давайте украсим мой наряд вашими рисунками, которые вы приготовили для Феи Музыки (дети соглашаются и наряжают Фею).

Музыкальный руководитель: Ну, что похожа я на Фею музыки? Тогда в путь! Нас ждет с вами удивительный мир музыки. И попасть в музыкальное королевство поможет колокольчик (показывает и звенит)

Музыкальный руководитель: Закройте глаза и представьте, что мы в сказочном королевстве (звучит музыка).

Музыкальный руководитель: Вот мы и очутились в Музыкальном королевстве

(дети присаживаются).

Музыкальный руководитель: Вы слышите, звучит музыка. А пока она звучит я вам расскажу одну историю.

Сегодня, ранним утром мимо замка Музыкального королевства проезжал прекрасный принц. И вдруг он услышал чудесную музыку, которая лилась из окон замка. Кто-то легко и нежно играл на незнакомом инструменте, а прекрасная мелодия мягко обволакивала душу и сердце принца.

Ребята, вы узнали эту музыку? Опишите, какая музыка?

(ответы детей: музыка легкая, нежная, воздушная как цветы).

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята это

  • «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель: Принц был просто очарован, ему очень хотелось узнать, что это за музыка, а главное что это за инструмент, который издает такие чудесные звуки. Он подъехал к замку, где его встретил старый слуга и проводил в королевский зал. Принц увидел красивую девушку, она сидела в центре зала и играла на небольшом, красивом инструменте и водила по струнам какой – то волшебной палочкой, которая извлекала волшебные певучие звуки.

Вы, наверное, догадались, на чем играла принцесса Офелия? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Правильно, на скрипке.

Музыкальный руководитель: «Что это? Как называется этот удивительный инструмент?»- воскликнул принц!. «Скрипка! «- ответила застенчивая принцесса.

Движенья плавные смычка

Приводит в трепет струны

Мотив журчит из далека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка

Звучит мечтательный мотив,

Ее названье …скрипка!

(показ иллюстрации скрипки)

  • Видио - рассказ о скрипке (программа «Энциклопедия классической музыки»)

Музыкальный руководитель: Вот какой это удивительный инструмент. А наша сказка продолжается.

Принц, слушая принцессу все время смотрел на нее и влюбился с первого взгляда. Он тут же попросил руки принцессы у короля. Но король сказал, что в их королевстве все очень любят музыку, многое о ней знают и умеют играть на музыкальных инструментах. Принцу прежде предстоит пройти музыкальные испытания, и если он с ним справится, то получит в жены принцессу Офелию. Но одному принцу с этими заданиями не справиться.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотели бы помочь принцу пройти испытания? (ответы детей). Замечательно!

Вот первое задание.

Король пригласил в тронный зал всех обитателей своего замка и предложил создать большой королевский оркестр. Принц и все придворные выбрали себе музыкальные инструменты. Офелия повела смычком по своей скрипке и зазвучала чудесная музыка вальса.

Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли придворных музыкантов? (ответы детей). Тогда давайте, и мы создадим королевский оркестр. Выбирайте музыкальные инструменты и становитесь в полукруг. Поможем принцу исполнить просьбу короля.

  • Дети исполняют «Вальс – шутку» Д.Шостаковича

Задание второе. (садятся на стульчики у фор –но)

Как рассказал король: Принцесса Офелия очень любила гулять в королевском саду, где росло много красивых цветов. Но особенно она полюбила один колокольчик за его прекрасную песенку. На фортепиано исполняется мелодия «песни колокольчика» из 7 звуков. Но однажды сильный ветер с дождем налетел на сад и бушевал всю ночь, а к утру все успокоилось. Девочка долго не могла найти свой колокольчик. Она подходила то к одному, то к другому колокольчику, до нее доносились разные песенки наконец нашла свой любимый цветок.

  • Музыкальный руководитель: А вы ребята сможете угадать «песенку любимого колокольчика» принцессы?

(дети прослушивают 3 разные мелодии и определить «песенку колокольчика» принцессы.)

Задание третье.

В королевском дворце жил шут Добряк. Он был самый веселый и добрый во дворце, но у него очень часто менялось настроение и музыку он любил слушать такую же (показываю плоскостного гнома (шута). И этот шут желает загадать музыкальную загадку и нам. Определить, что за произведение звучит и меняется ли настроение в нем. А мы должны вот этими карточками показать, где и когда звучит грустная и веселая мелодия.

Давайте сначала определим, что это за произведение.

Слушание: «Клоуны» Д.Кабалевского .

(Затем дети с помощью карточек синих и красных определяют грустную и веселую части.

Музыкальный руководитель: Ребята, а, сколько частей в этом произведении?)

Дети: Три.

Задание четвертое

Музыкальный руководитель: Ребята, придворный танцмейстер (человек, который обучал всех танцам) очень хотел бы посмотреть знает ли принц движения в танце полька?

Ну что ж поможем принцу?

  • Танец «Полька»

Задание пятое

Нянюшка Фаина рассказала принцу одну историю, которая произошла с принцессой, когда она была маленькой девочкой. «Крошка Офелия очень рано потеряла свою мать Королеву Аделину. Она умерла, когда принцессе было 4 года. Но в ее маленькой голове затаилась мелодия, которую мама пела ей на ночь, но, сейчас став взрослой она никак не может вспомнить ее слова. Может вы, услышав первые звуки мелодии, вспомните и споете ее?

(Музыкальный руководитель играет мелодию песни «Мама».)

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, вы легко справились с загадкой. Но прежде чем мы начнем петь мы прогуляемся по ступенькам сказочного королевства.

  • Распевка «Лесенка»
  • Дети исполняют песню «Мама»

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Принц благодаря вашей помощи выполнил все музыкальные задания, а на следующий день в замке была пышная свадьба. В большом зале собрались все жители королевства. Они поздравили жениха и невесту, веселились и танцевали, звучало очень много музыки.

Звучит вновь «Вальс цветов» П.И.Чайковского .

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте тоже повеселимся, возьмем вот эти ленты, шарфики и цветочки и закружимся в легком вальсе.

· Танцевальная импровизация детей

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами побывали в музыкальном королевстве, помогли выполнить все задания. А о каком музыкальном инструменте вы сегодня узнали? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Ребята, я вас попрошу в группе или дома нарисовать рисунки к этой истории, а завтра мы все вместе их рассмотрим.

До свидания (пропевают).

В копилку музыкального руководителя

Во время музыкальных занятий давать правильную установку на пение. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: Нужно сесть прямо, руки положить на колени, ноги упираются в пол.

Использовать при этом художественное слово:

1.Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей в воздух полетел.

Руки, плечи – все свободно.

Петь приятно и удобно.

Если же приходится петь стоя, то плечи должны быть опущены, спина прямая.

2.Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно,

Петь приятно и удобно.


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

В течение седьмого года жизни происходит дальнейшее развитие нервной деятельности ребенка. Это создает возможности для организации учебного процесса с детьми 6-7 лет в более сложных формах. Восприятие музыки становится целенапрпвленным, развивается произвольное запоминание и воспитание.

У детей совершенствуются навыки, полученные в старшей группе. В начале года (почти весь сентябрь) идет повторение пиши материала. Постепенно благодаря систематическим движения под музыку становятся более координированными и точными. Дети овладевают новыми видами движений: боковым галопом, шагом польки, шагом с притопом, элементами русской пляски (поочередное выставление ног на плавная ходьба с разными положениями рук: в стороны, сложенные на груди, на поясе). Чувствуя своеобразие факту­ры музыкальных произведений, дети способны передать в движении характер музыки: ходить торжественно, празднично; легко, плавно; бегать легко, ритмично, стремительно и широко, ВЫПОЛНЯТЬ движения с предметами и без них (плавно, энергично), ходить шеренгой в народных плясках и хороводах, выразительно воспроизводить различные игровые образы (веселый, забавный петрушка, трусливый заяц, ласковый котенок, злой ВОЛК и т. д.).

Развивается умение ориентироваться в пространстве. К концу года дети должны свободно перестраиваться из шеренги в круг, из маленьких кругов в большой и наоборот, двигаться по диагонали из разных углов зала, четко выполнять ходьбу змейкой, в играх уметь находить свое место и т. д.

В подготовительной группе более четко и организованно про­ходят индивидуальные занятия. Дети действуют с музыкой, вос­принимая ее посредством тактильно-вибрационного и слухового анализатора. Индивидуальное задание для 6-7-летнего ре­бенка включает уже 4-6 движений под музыку.

У детей появляется большая выдержка и умение ждать воз­никновения музыки, прислушиваться к ее исчезновению. Это дает возможность увеличить длительность паузы между отдель­ными отрывками и частями музыкального произведения.



При выполнении индивидуальных заданий с выключенным фением ребенок 7 лет может определить, сколько сыграно аккордов, прохлопать простейший ритмический рисунок, опреде­лить динамические оттенки (музыка громкая, тихая).

Изучение упражнений «звонкой азбуки» также проходит в тесном контакте с сурдопедагогом, который прежде отрабаты-1вет произнесение того или иного слова с ребенком. С музыкальным руководителем он уточняет темп произнесения звуков, слогов,слов и коротких фраз под музыку.


Во время пения все больше тренируется дыхание, так как дети способны петь более длительные фразы. Совершенствова­ние певческого дыхания приводит к улучшению речи. Голос ребенка озвончается, становится выразительным. Пение облег­чает работу по развитию умения читать с губ. Наблюдая за пением товарища, ребенок тренируется понимать устную речь окружающих. Дети 6-7 лет должны знать названия песен, игр и плясок.

К концу года возрастает объем умений и навыков по вос­приятию музыки, что дает возможность разрешить детям вы­ступить с показом отдельных упражнений перед малышами. Такой прием дает хорошие результаты: малыши усваивают дан­ное упражнение значительно быстрее, чем при показе взрослы­ми, старшие при этом испытывают большое удовлетворение - ведь они находятся в роли учителей. В процессе такого общения у детей развивается потребность в музыкальных занятиях и лю­бовь к ним.

Продолжительность музыкальных занятий с детьми 6-7 лет - 35 минут.

Музыкальное занятие в подготовительной к школе группе включает:

1. Индивидуальное задание (состоит из 3-6 движений).

2. Слушание музыки с заданием на узнавание и запомина­ние названия.

3. Фронтальное задание (состоит из 2-3 упражнений).

4. Упражнение «звонкой азбуки».

6. Песню-игру по желанию детей.

7. Пляску.

Примерный конспект занятия в подготовительной к школе группе

Задачи. Закреплять умение воспринимать музыку через зрительный, тактильно-вибрационный и слуховой анализаторы. Учить детей узнавать, знакомые произведения. Действовать в соответствии с характером музыкаль­ных произведений. Работать над чистотой произнесения слов в песнях «Ба­рабан», «Желтый лист», эмоционально передавать содержание песен. Учить умению перестраиваться из колонн в две шеренги.

Подготовка к занятию. Музыкальный руководитель отрабаты­вает весь материал занятия с сурдопедагогом и воспитателем, согласовывает с ними темп пропевания упражнения «звонкой азбуки» «Вот барабан». Пред­варительно «Упражнение с флажками» разучивается с двумя детьми. Они


показывают это упражнение всем. Это ускоряет выполнение индивидуального задания. На прогулке воспитатель обращает внимание детей, как осыпаются и листья с деревьев, и поет с ними песню «Желтый лист». В зале музыкальный руководитель расставляет стулья вдоль стены, приготавливает на каждого ребенка и взрослого по два цветных флажка, картинку с изобра­женном жука, барабан, шапочку, волка, таблички «Упражнение с флажками«, «Музыка веселая», «Музыка грустная».

Ход занятия Дети вместе с сурдопедагогом и воспитателем друг за другом входят в зал и выстраиваются в шеренгу. «Сегодня я первый»,-говорит ребенок, стоящий во главе шеренги, и ведет детей. Все садятся на

Первое задание (индивидуальное). «Упражнение с флажками» (см. с. 183.) Вова возьми два флажка из вазы. Таня, иди слушай музыку»,- обращается музыкальный руководитель к детям (они знают это упражнение) и показывает табличку «Упражнение с флажками». Дети проговаривают название. После того как дети покажут упражнение, они передают флажки другим, все поочередно выполняют задание, стоя спиной к инструменту. Второе задание (фронтальное). «Жуки» (см. с. 135). «Встаньте у пианино ГОВОРИТ музыкальный руководитель.- Узнайте, что я играю». Исполняется музыка *Жуки* Дети узнают и садятся на места.

Третье задание. Упражнение «Жуки». Музыкальный руководитель показывает картинку жука и говорит: «Вы будете жуки. Слушайте музыку». Дети выполняют упражнение (ложатся на пол на спину и передвигают и передвигают ногами «жуки барахтаются»),

Четвертое задание, «Ходьба в разных направлениях» (см. с. 177). Дети поднимаются с пола, идут друг за другом вдоль стены и садятся на места.

Пятое задание. Упражнение «Подготовка к шагу польки» (см. с. 167). и сурдопедагог садятся перед детьми и вместе с ними ритмично под музыку. «Встаньте в круг»,- говорит музыкальный руководитель. Дети в кругу под музыку выполняют шаг польки. С концом музыки останавливаются и по просьбе музыкального руководителя «Идите сядьте» садятся на места.

Шестое задание. Песня «Барабан» (см. с. 292). «Будем петь. Вот барабан -говорит музыкальный руководитель и показывает барабан, играет на нем и передает сидящему перед детьми сурдопедагогу, затем показывает

табличку «Музыка веселая». Сурдопедагог говорит детям: «Веселая песня, дети идут, поют, играют на барабане. Будет праздник. На празднике весело. Все кричат «ура!». Будем петь песню «Барабан». Дает одному ребенку барабан предлагает поиграть на нем. Дети поют стоя, барабанщик стоит перед детьми, он поет, повернувшись спиной к музыкальному руководителю, на припев ударяет в барабан.

Седьмое задание. Песня «Желтый лист» (см. с. 294). Музыкальный руководитель показывает табличку «Музыка грустная». Сурдопедагог проговаривает с детьми текст песни. Детям эта песня знакома, они поют ее два раза: один раз сидя, другой-стоя.


Восьмое задание. Упражнение с флажками к празднику Октября (см. с. 217). Взрослые раздают детям по два флажка, берут и себе флажки. «Мальчики, встаньте в колонну»,- говорит сурдопедагог и сама встает впереди колонны. «Девочки, встаньте в колонну»,- обращается воспитатель к девочкам и также встает впереди колонны. Музыкальный руководитель обращается ко всем: «Слушайте музыку». Дети выполняют упражнение один раз, следя за действиями взрослых.

Девятое задание. Игра «Дети и волк» (см. с. 198). Детям знакома эта игра. Музыкальный руководитель исполняет музыкальное сопровождение игры и предлагает определить характер каждой части. «Волк бежит - му­зыка громкая,- говорит ребёнок.- Дети собирают ягоды - музыка тихая». Волка изображает ребенок, ему надевают шапочку. Взрослые играют вместе с детьми. Музыкальный руководитель хвалит всех детей за то, что они хоро­шо слушали музыку, весело играли. Дети прощаются и уходят из зала.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ

УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ И ПЛЯСКИ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Конспект самостоятельной музыкальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Снежная песня Зимы».

Цель: создать условия для развития детского музыкального творчества по теме «Снежная песня зимы».
Задачи:
обучающая: формировать умения самовыражаться на тему зимних мотивов через разные виды музыкальной деятельности.
развивающая: развивать творчество, фантазию в импровизациях, развивать звуковысотный слух, ритмический слух.
воспитательная: воспитывать желание использовать полученные знания в самостоятельной творческой деятельности, воспитывать умение договариваться о порядке действий, избегая конфликты, уважительно относиться к результатам деятельности других детей, воспитывать желание добиваться общего положительного результата,.
Виды деятельности – музыкальная, познавательно-исследовательская.
Формы организации – подгрупповая, парная.
Формы реализации детских видов деятельности – пение, оркестровка, танцевальная импровизация.
Предварительная работа: восприятие музыкальных произведений П.И. Чайковский «Времена года «Декабрь», «Валь снежных хлопьев» и «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик», А.Вивальди «Времена года»-«Зима», Свиридов «Метель», «Тройка»; разучивание песен «Санки» муз.Филиппенко, «Едет Зимушка-Зима», инсценировка песни «Почему медведь зимою спит»; озвучивание стихов Пушкина, Есенина, Маршака шумовыми инструментами; разучивание танца снежинок, творческие задания с предметами (султанчики, платки, шарфы) придумай свой танец на знакомую музыку; исполнение на детских музыкальных инструментах «Снежный вальс».
Интеграция с другими образовательными областями: художественно-эстетическая – чтение произведений о зиме, заучивание стихов о зиме, аппликация нетрадиционным способом (обрывание), рисование набрызгом, рассматривание картин художников о зиме; познание – исследовательские опыты с водой, снегом; речевое развитие – беседы о зиме, приметах, составление рассказов.
Оборудование: запись видеофрагмента Зимы, презентация «Зимнее рондо», музыкальный центр, диски с произведениями, пазлы «Зимний лес», шумовые инструменты для создания зимних звуков, альбомы для рисования, краски, клей. ножницы, телевизор-игрушка для «просмотра» видеоклипа. атрибуты для импровизации танцев (султанчики, платки и шарфы из легкой ткани белого цвета), набор «поющих» стаканов, емкость с водой, деревянные и металлические палочки, крупный строительный набор, набор валдайских колокольчиков.Дети играют в группе. Раздается звук видеовызова (скайп).
Воспитатель: Ребята, нам кто звонит. Это не обычный, а видеозвонок. Давайте ответим.
Зима: (грустным голосом) Здравствуйте ребята.
Воспитатель: Здравствуй Зимушка, а почему ты такая грустная? Как мы тебя долго в этом году ждем, ты опаздываешь –снега нет, морозов нет, а ведь уже январь наступил.
Зима : Я решила к вам в этом году не приходить. Я поняла, что вы меня зовете только для того, чтобы праздник новый год пришел с подарками и Дедом Морозом. а сама я вам не нужна.
Дети: Почему ты так думаешь?
Зима : Каждое время года яркое, шумное, раскрашенное… а я белого цвета. С моим приходом устанавливается в природе тишина, что же во мне хорошего, что же меня ждать? Я в этом году решила к вам не приходить.
Воспитатель : Подожди, Зима, не отключайся. Мы с ребятами думаем по-другому. Давайте ребята докажем Зиме, что мы ее ждем, потому, что она …
Дети: Снежная, вьюжная, долгожданная, хрустальная, поющая, танцующая, морозная, искристая, метельная, заботливая, потому что укрыла растения снегом от мороза, убаюкивающая – уложили медведя и других животных спать, (другие варианты ответов)
Зима : Это все про меня, не может быть? У меня и голоса нет: ручьи со мной не поют, гром и дождь не шумят, трава и цветы не радуют многоцветьем, птицы от меня улетели далеко на юг. Все меня боятся.
Воспитатель: Мы с ребятами тебе покажем, что ты не права, согласны, ребята? Предлагайте, как мы можем это сделать?
Дети высказываются.

Воспитатель: Я поддерживаю ваши предложения: мы будем с помощью музыки, танцев, зимних звуков сочинять «Снежную песню Зимы». Если Зиме понравится наше творчество, она к нам придет со снегом, морозом, инеем, зимними играми.
Далее идет презентация развивающих центров:
Мастерская головоломок (центр развивающих игр) : сложить из пазлов картину «Зимний лес», озвучить с помощью шумовых инструментов.
Видео мастерская (центр искусства): нарисовать видеоклип к песне «Почему медведь зимою спит», озвучить.
Поющая мастерская (центр науки) : изготовить оркестр поющих стаканов с разными тембрами голосов (доливая для этого в каждый воды), сочинить зимнюю мелодию, продумать способ звукоизвлечения.
Танцевальная мастерская (центр музыки и искусства): выбрать из фонотеки любимое произведение, отобрать необходимые атрибуты для передачи музыкального образа, сочинить танец, продумать, сколько нужно исполнителей, пригласить детей, если не хватает.
Воспитатель: Подумайте, кто чем бы хотел заняться, пройдите в мастерские. Договаривайтесь в процессе творчества об очередности, распределяйте роли. Если вам понадобится моя помощь, звоните мне по нашему групповому волшебному телефону, я помогу.
Дети проходят в выбранные центры. В процессе самостоятельной творческой деятельности воспитатель наблюдает, советует, рекомендует.
Творчество импровизация на музыку «Танец снежных хлопьев» Чайковский помогает воспроизвести запись, предлагает назначить на роль ветра мальчика, нацеливает на выразительную передачу образов. слушают произведение, выбирают атрибуты для танца, распределяют роли – снежинки, ветер;
исполняют импровизацию.
сложить из пазлов картину «Зимний лес», озвучить с помощью шумовых инструментов. напоминает о технике безопасности при работе со стеклянными предметами.
складывают картину «Зимний лес», исполняют импровизацию, выбрав необходимые инструменты: стеклянные пузырьки с горлышками разного диаметра, хрустящая бумага, маракасы, деревянные ложки, кастаньеты,
нарисовать иллюстрации к каждому куплету песни «Почему медведь зимою спит», выразительно ее исполнить разными приемами напоминает, что песня начинается со вступления, на него тоже необходим рисунок, спрашивает какими способами можно исполнить песню, какие выберете вы (с запевалами, цепочкой, подгруппами, мальчики – девочки, по ролям) вспоминают песню, считают количество куплетов – иллюстраций, вспоминают строение песни, придумывают как иллюстрировать проигрыш, на каком инструменте его исполнить, рисуют, склеивают рисунки в одну ленту, репетируют готовый клип, пробный просмотр по телевизору.
изготовить оркестр поющих стаканов, с помощью добавления воды добиться разного тембра, придумать способы звукоизвлечения напоминает о технике безопасности при работе со стеклянными предметами, по завершении эксперимента предлагает заморозить воду – как вы думаете, изменится тембр звука после замерзания воды? экспериментируют с набором поющих стаканов, воспроизводят звук мокрым пальцем по краю стакана, наливают разное количество воды в каждый стакан, извлекают звук разным способом – деревянной или металлической палочкой, мокрым пальцем по краю стакана, легко постукивая их друг о друга,импровизируют мелодии, выкладывают ритмический рисунок или знаками записывают мелодию
Во время самостоятельной деятельности детей прерывается видеозвонок Зимы.
Воспитатель: Прервался звонок Зимы. Как же мы теперь узнаем, понравилась ли ей наша общая «Снежная песня Зимы»? Вы, ребята, как думаете, понравилась или нет?
Дети предлагают свои варианты ответов, обосновывая свой ответ – почему может понравится или почему может не понравится.
В группу входит музыкальный руководитель, спрашивает: «Что у вас здесь происходит? Как красиво звучит сегодня ваша группа, необычная музыка льется по всему детскому саду
Дети рассказывают о своей творческой деятельности.
Музыкальный руководитель: А я думаю, почему мне пришло сообщение от Зимы? (показывает планшет с текстом приглашения в лес на прогулку) Принимаем приглашение? А как мы в лес доберемся? Садитесь поудобнее на санки парами. Чтобы веселее было ехать, споем песню «Едет Зимушка – Зима».
Дети парами «на санках едут» в музыкальный зал. На экране изображение зимнего леса.
Музыкальный руководитель: предлагаю исполнить «Зимнее рондо», чтобы Зима услышала как она красиво звучит даже без музыки.
Музыкальный руководитель читает текст.
Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой.
Скок, скок, скок (2р.) (рефрен, повторяется после каждых 2 строк)
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Дятел стучит. Вьюга свистит.
(рефрен)
Белка на елке орешки все грызет, цок, цок, цок.
Рыжая лисичка зайчонка стережет.
рефрен.
Холод, холод. Стужа, стужа. Снег пушистый кружит, кружит.
Ехали мы, ехали. Наконец приехали!
Сгорки ууууух! В ямку – бух! Приехали!
Виды музыкальной деятельности Содержание деятельности Действия воспитателя Действия дошкольников
Творчество изобразить с помощью шумовых инструментов, звучащих предметов звуки леса, животных скрип саней. предлагает взять любые предметы, шумовые инструменты, следить на экране за появлением подсказок, импровизировать звуками. участвуют в озвучивании стихотворения, придумывают способы звукоизвлечения, ритмический рисунок, длительность звучания, внимательно следят за чтением текста, вовремя вступают

По окончании исполнения «Зимнего рондо» на экране появляется Зима. Она улыбается, приветливо машет детям рукой.
Музыкальный руководитель: Почему Зима молчит, как мы узнаем, постарались мы, ей понравилось?
Дети должны догадаться по эмоциям Зимы о результатах своей творческой деятельности.
Виды музыкальной деятельности
Содержание деятельности Действия воспитателя Действия дошкольников предлагает ответить: «Как вы думаете, понравилась Зиме наша «Снежная песня Зимы»? Как вы догадались? почему она молчит? Уйдет она совсем или порадует нас зимними забавами?
Я с вами согласна, Зима очень довольна. По ее счастливому лицу мы видим, что ей понравилось наше творчество, как мы поработали в наших волшебных мастерских. Теперь мы будем ждать от Зимы снега, мороза, чтобы вволю поиграть на улице.
Давайте и мы не будем шуметь в зимнем лесу. Садитесь в саночки, поехали в группу, скоро придут родители. отвечают на вопросы воспитателя, доказывая правильность своего ответа (ей понравилось, она улыбается, в лесу нельзя шуметь, поэтому она молчит)

Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить у детей знание основных эмоций (радость, грусть, страх, злость, удивление).
  • учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов)

Развивающие:

  • развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
  • развивать воображения, творческое мышление
  • развивать певческие навыки, ритмический слух, тембровый слух, интонацию.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке
  • воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Тип занятия: тематическое

Методы: Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, художественно практический метод, метод проблемного воспитания и обучения.

Оформление сцены: Сцена оформлена в виде города (дома, деревья, улицы). На стене прикреплены черные тучи.

Атрибуты: Пиктограммы с выражением различных эмоций и настроений тряпичные бабочки, маски для жуков (шляпы), цветы.

Программное содержание:

Слушание

«Шуточка» В.Селиванова
«Грустная песенка» В. Калинникова

Учить детей различать настроения контрастных между собой произведений, эмоционально откликаться, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке, различать средства музыкальной выразительности, развивать фантазию, воображения.

Речевая игра

«Кошкин дом», «Ключи от буфета»

Воспитывать любовь к литературе, учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов), воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Пение

Попевка: «Потешка» Развивать певческий аппарат, певческое дыхание.

Песня: «Кто придумал песенку» слова Л.Дымовой, музыка Д.Львова – Компанейца.

Учить детей воспринимать и передавать веселый, радостный характер песни. Исполнять легким звуком в оживленном темпе. Вовремя вступать после музыкального вступления. Чисто интонировать мелодию, точно выполнять ритмический рисунок. Петь умеренно громко не форсируя звук. Правильно произносить гласные в словах «распевает», «стоголосый», «дирижер».

Музыкально ритмическая игра:

«Жуки и Бабочки»

Слушать музыку, обратить внимание на контрастный характер, эмоционально откликаться. Уметь выразительно исполнять движения в соответствие с характером музыки, проявлять творчество, воображение в исполнение игры.

Ход занятия.

Дети входят в зал. Музыкальный руководитель предлагает исполнить музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй».

Музыкальный руководитель.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Сядьте удобнее я вам все расскажу. Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными, белыми. Вот как сейчас (обращает внимание на сцену). Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания. Поможем им, ребята? (Да).

Нашей помощницей станет для нас - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания.

Послушайте музыку и скажите: Что она выражает?

Звучит «Шуточка» В.Селиванова

Ответы детей: музыка выражает веселье, радость, задор.

Музыкальный руководитель.

Ответы детей.

Настоящее название пьесы «Шуточка» композитор В.Селиванов

Попробуйте выбрать из пиктограмм то выражение, которое больше всего подходит к настроению музыки

Давайте придумаем имя нашему жителю.

Ответы детей: «Веселушка», «Шутница»

Прослушайте другую музыкальную пьесу и скажите: Что она выражает?

Звучит «Грустная песенка» В. Калинникова

Ответы детей: музыка выражает грусть, печаль, тоску.

Музыкальный руководитель.

Попробуйте придумать название этой пьесе

Ответы детей.

Настоящее название пьесы «Грустная песенка» композитор В. Калинников (портрет)

Выберите из пиктограмм выражение настроения этой музыкальной пьесы

Давайте придумаем имя и этому жителю.

Ответы детей: «Грустинка», «Слезинка»

Настроение двум другим жителям мы попробуем вернуть при помощи речевой игры: «Дин - дон» для этого встанем в круг

Дин-дон, дили-дон,
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила
Бежит курица с ведром
Заливает Кошкин дом.
Тух-тух-тух и огонь потух

Музыкальный руководитель.

Ребята, а какие эмоции вы испытывали в этой игре?

Ответы детей: игра выражает страх, тревогу, испуг.

А теперь вспомним игру «Ключи от буфета»

Музыкальный руководитель.

Кто взял ключи от буфета, где лежат мои конфеты?

Их взял, их взял, их взял (имя ребенка)

Ребенок

Кто я!? Я не брал!
Знаю, знаю, кто их взял.
Их взял, их взял, их взял………(имя другого ребенка) и т.д.

В заключение дети говорят все вместе

Зря на нас не говорите
У себя ключи ищите.

Музыкальный руководитель.

Что выражает эта игра?

Ответы детей: игра выражает удивление, возмущение.

Музыкальный руководитель.

Вот еще двум жителям мы вернули настроения, выберите подходящие пиктограммы и придумайте им имя.

Ответы детей: «Трусиха», «Удивлялка»

Дети усаживаются на стульчики

Еще одному жителю мы должны помочь вернуть настроение, а поможет нам попевка, которая называется

«Потешка»

Что выражает эта попевка, какое настроение

Ответы детей: попевка выражаете веселье, смех, задор

Выберите подходящую пиктограмму и придумайте имя.

Ответы детей: «Смешинка», «Забияка»

Музыкальный руководитель.

Ребята, посмотрите у нас осталось еще две пиктограммы, какое настроение выражают они?

Ответы детей: выражают зло и гнев, доброту и нежность

Вспомните, какая музыкальная игра могла бы выразить именно настроение

Музыкально ритмическая игра «Жуки и бабочки»

Расскажите мне жуки, они какие?

Ответы детей: злые, коварные, угрюмые музыка исполняется тяжело, звуки низкие.

А, бабочки, они какие?

Ответы детей: добрые, нежные, легкие музыка напевная, ласковая звуки высокие.

Давайте и мы с вами превратимся в жуков и бабочек, и при помощи движения, выражения лица их изобразим. (атрибуты для игры)

Вот и последним жителям мы помогли вернуть настроение, а как их мы назовем?

Ответы детей: «Злюка», «Милашка»

Музыкальный руководитель.

Ребята, посмотрите всем жителям города мы вернули настроения, вернули их лица. Скажите все вам нравится в этом городе? Может быть, что-то вы хотели бы убрать или наоборот добавить.

Ответы детей: убрать черные тучи, озеленить деревья, посадить цветы.

Посмотрите, какой красивый город у нас получился. Ребята, а какой из жителей города вам больше всего нравится, может на кого-то из них вы похожи. Ответы детей:

Музыкальный руководитель.

Ребята скажите, а кто был нашим помощником на протяжении всего занятия и помогал возвращать жителям города их настроения? Без чего бы мы не смогли обойтись?

Ответы детей: нам помогала музыка, игры.

Какую мы музыку с вами слушали? И что она выражает?

Ответы детей: «Шуточку», «Грустную песню» выражают веселье и грусть

Играли в игру «Дин - дон», «Ключи от буфета» выражают испуг и удивление, «Жуки и бабочки» выражают добро и зло.

Музыкальный руководитель.

Ребята, а перед тем как отправиться в группу, что бы вы хотели пожелать жителям города Настроения.

Ответы детей:

А что бы настроение у них всегда было хорошее давайте, исполним весеннюю песенку

«Кто придумал песенку» слова Л.Дымовой, музыка Д.Львова – Компанейца.

Вы сегодня занимались очень хорошо, молодцы. Я бы хотела попросить вас к следующему занятию нарисовать картины, выражающие разное настроение, может это будет картина, выражающая веселое или грустное настроение, а может она будет смешная или страшная. Мы с вами устроим выставку картин, вы постарайтесь и у вас все получится.

Конспект тематической музыкальной деятельности в подготовительной группе «В мире звуков»

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

Конспект тематической музыкальной деятельности «В мире звуков» (шуршащие) для детей подготовительной группы

Описание материала : Предлагаю вам конспект музыкальной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Развитие поисковой активности в области звуков в процессе организованной музыкальной деятельности». Это конспект познавательной деятельности, направленный на развитие интереса к шуршащим звукам, способам звукоизвлечения из различных предметов, развитие творческого воображения и мышления.

Цель:

· Знакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими.

· Способствовать развитию познавательной активности, тонкостей тембрового слуха.

· Развивать звуковую фантазию, ассоциативное мышление.

· Воспитывать любовь к природе, видеть её красоту.

Задачи:

· Побуждать детей к танцевальной импровизации.

· Научить детей классифицировать звуки по характеру их звучания.

· Организовать на занятии простейшую проблемно-исследовательскую деятельность.

· Развивать творческое воображение и мышление.

· Развивать способность слышать красоту тонких шуршащих и шелестящих звуков.

· Формировать доброе отношение друг к другу.

Образовательные области: «Познание», «Музыка», «Коммуникация».

Материалы: Листики с деревьев (клён, дуб, берёза) по одному для каждого ребёнка; силуэты или картинки деревьев (клён, дуб, берёза); шуршащие и шелестящие предметы: газетная бумага, тетрадные листы, гофрированная бумага, фольга, целлофан, шторка целлофановая, разноцветные коробочки с крупой; Шуршунчик, разноцветная коробочка с бабочками-шуршалками, сделанными из конфетных фантиков и зубочисток; маракасы.

Ход МД

Дети под музыку входят в зал.

1. Музыкальная игра «Здравствуйте» (развитие доброжелательного отношения друг к другу).

Дети под музыку ходят врассыпную по залу, но как услышат звон колокольчика, должны подать руку стоящему перед ним ребёнку и сказать «Здравствуйте!». Игра проводиться 2-3 раза.

2. Игровая мотивация «Листопад».

Звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. Музыкальный руководитель, читая отрывок из стихотворения, разбрасывает осенние листья.

Листопад, листопад

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голым станет сад.

(В. Мирович «Листопад»).

3. Эвристическая беседа.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Ответы детей).

Возьмите, пожалуйста, по одному понравившемуся листику. (Дети собирают листики).

Посмотрите на свои листики и скажите, с какого дерева у вас листик? (Ответы детей).

4. Дидактическая игра «Собери кружок у своего дерева» (на развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве).

На медленную музыку дети идут вокруг своих «деревьев» («Ходим, бегаем», Е. Тиличеевой), на быструю – бегают врассыпную по ковру. Когда музыка заканчивается, дети должны стать в кружок вокруг своего «дерева».

А какие звуки издают опавшие листья, когда мы по ним ходим на прогулке в парке? (Ответы детей)

Ребята, а мы с вами знаем песенку о шуршании листьев. Как она называется? Давайте её споём.

5. Исполнение песни «Шур – шур», слова и музыка И. Осокиной.

Дети поют 1 куплет и припев.

6. Пластический этюд «Листья кружатся» (упражнение на развитие творческого воображения – вживание в образ). Звучит «Вальс» А. Грибоедова.

Дети, давайте сейчас превратимся с вами в осенние листики и подвигаемся под музыку.

Выполняя творческое задание, дети изображают листики. Каждый по-своему двигается в соответствии с характером музыки.

Да, осенью с деревьев падают листья, как ковёр укрывают они землю и шуршат под ногами проходящих людей. Вам нравится звук шуршащих листьев? (Ответы детей).

7. Проблемно – поисковая ситуация.

Ребята, а мы можем сейчас, не выходя на улицу, услышать в зале шуршание опавших листьев? Как это можно сделать? Что поможет нам?

Дети предлагают различные варианты, пробуют извлекать звуки из разных предметов, лежащих на столике, сравнивая получаемый звук с шуршанием опавшей листвы. Приходят к выводу, что больше всего звук опавшей листвы напоминает шуршание сминаемой бумаги.

Давайте представим, что листьев нападало много-много, и мы с вами все вместе идём по ним.

Звучит «Ходим, Бегаем» Е. Тиличеевой. Дети выполняют спокойную ходьбу и шуршат листами бумаги

8. Озвучивание стихотворения В. Лунина «Шорох».

Музыкальный руководитель читает стихотворение, дети стараются озвучить его при помощи предметов, лежащих на столике.

Шорох, шептанье

Шумок под окном,

Шлепанье легкое. Кто это – гном?

Ш –Ш –Ш! Там за шторами возле окна,

Шустрым мышонком шуршит тишина.

(В. Лунин).

9. Игровая мотивация. Приход Шуршунчика из «Комнаты звуков» (Активизация внимания детей).

Подходят к окну все вместе, открывают штору. За которой находится Шуршунчик.

Ой, кто это? Откуда ты взялся?

Шуршунчик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Шуршунчик. Я очень люблю шуршащие звуки. Проходил мимо зала и услышал, будто листья опавшие шуршат, вот и решил зайти посмотреть, так ли это.

Дети с музыкальным руководителем рассматривают Шуршунчика, гладят его. Приходят к выводу, что он и сам весь шуршащий.

А где ты живёшь?

Шуршунчик: Я живу в «Комнате звуков». У меня там много разнообразных предметов, которые шуршат. Я приглашаю вас к себе в гости, приходите.

Обязательно придём, спасибо за приглашение.

10. Сюрпризный момент . Шуршунчик дарит детям бабочек-шуршалок.

Шуршунчик: А на память о нашей встрече, я подарю вам бабочек-шуршалок из моей шкатулки. Я не прощаюсь с вами, а говорю вам до свидания!

Раздаёт бабочек и уходит. Дети прощаются с Шуршунчиком.

11. Пиктограмма (фиксирование детских идей).

Подводится итог занятия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?