Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мистические картины русских художников. Мистические картины (16 фото)

Итальянские ученые заявили, что они нашли останки, которые могут принадлежать Лизе дель Джокондо. Возможно, тайна «Моны Лизы» будет раскрыта. В честь этого вспомним самые загадочные картины в истории.

1. Джоконда
Первое, что приходит на ум, когда заходит речь о загадочных картинах, либо о картинах-загадках - это «Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи в 1503-1505 годах. Грюйе писал, что эта картина может свести с ума любого, кто, насмотревшись вдоволь на нее, начнет вести о ней разговоры.
«Загадок» в этой работе да Винчи находят множество. Искусствоведы пишут диссертации по наклону руки Мона Лизы, медицинские специалисты ставят диагнозы (от такого, что у Джоконды нет передних зубов до такого, что Мона Лиза - мужчина). Есть даже версия, что Джоконда - это автопортрет художника.
Кстати, особую популярность картина приобрела только в 1911 году, когда была украдена итальянцем Винченцо Перуджио. Нашли его по отпечатку пальца. Так «Мона Лиза» ещё и стала первым успехом дактилоскопии, и огромным успехом маркетинга рынка искусств.

2. Черный квадрат


Всем известно, что «Черный квадрат» на самом деле не черный, и не квадрат. Это действительно не квадрат. В каталоге к выставке он был заявлен Малевичем как «четырехугольник». И действительно не черный. Художник не использовал черную краску.
Меньше известно, что Малевич считал «Черный квадрат» своим лучшим произведением. Когда художника хоронили, «Черный квадрат» (1923) стоял в изголовье гроба, тело Малевича было накрыто белым холстом с нашитым квадратом, черный квадрат был нарисован и на крышке гроба. Даже на поезде и кузове грузовика были изображены черные квадраты.

3. Крик

С картиной «Крик» загадочно не то, что она якобы тяжело влияет на людей, заставляя их чуть ли не совершать самоубийство, а то, что эта картина - по сути, реализм для Эдварда Мунка, который в пору написания этого шедевра страдал от маниакально-депрессивного психоза. Он даже вспоминал, как именно он увидел то, что написал.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

4. Герника


Пикассо написал «Гернику» в 1937 году. Картина посвящена бомбардировке города Герника. Говорят, когда Пикассо в 1940 году вызвали в гестапо и спросили про «Гернику»: «Это сделали вы?», художник ответил:«Нет, это сделали вы».
Огромную фреску Пикассо писал не дольше месяца, работая по 10-12 часов в сутки. «Герника» считается отражением всего ужаса фашизма, бесчеловечной жестокости. Те, кто видел картину своими глазами, утверждают, что она порождает тревогу, а иногда и панику.

5. Иван Грозный и сын его Иван


Все мы знаем картину «Иван Грозный и сын его Иван», называя её обычно «Иван грозный убивает своего сына».
Между тем, убийство Иваном Васильевичем своего наследника, весьма спорный факт. Так, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.
Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей.
Иван Грозный не убивал своего сына. Именно такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический». Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом.
На картину однажды было совершено настоящее покушение.
16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес ей три удара ножом, после чего лица изображенных на картине Иванов Илье Репину пришлось писать фактически заново. После происшествия, тогдашний хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о вандализме, бросился под поезд.

6. Руки противятся ему


Картина Билла Стоунхема, написанная им в 1972 году, прославилась, скажем прямо, не самой доброй славой. Согласно информации на E-bay, картина через некоторое время после покупки была найдена на свалке. В первую же ночь, как картина оказалась в доме нашедшей её семьи, дочь прибежала к родителям в слезах, жалуясь, что «дети на картине дерутся».
С того времени за картиной очень нехорошая репутация. Купившему её в 2000 году Киму Смиту постоянно приходят гневные письма с требованием сжечь картину. Также в газетах писали, что в холмах Калифорнии иногда появляются призраки, как две капли воды похожие на детей с картины Стоунхема.

7. Портрет Лопухиной


Наконец, «нехорошая картина» - портрет Лопухиной, написанный Владимиром Боровиковским в 1797 году, через некоторое время стал иметь дурную славу. На портрете была изображена Мария Лопухина, которая скончалась вскоре после написания портрета. Люди стали говорить, что картина «отбирает молодость» и даже «сводит в могилу».
Достоверно неизвестно, кто пустил такой слух, но после того, как Павел Третьяков «бесстрашно» приобрел портрет для своей галереи, разговоры о «загадке картины» поутихли.

Любое настоящее искусство излучает сильную энергетику, которую невозможно не почувствовать. Чаще всего она – положительная. Но есть творения с ярко выраженной негативной энергетикой, тогда считается, что они приносят неприятности и даже бедствия. Мистическими свойствами обладают музыкальные и литературные произведения, спектакли и фильмы и, конечно же, живопись.

"Крик" Эдварда Мунка

Конечно же, чаще всего, когда речь заходит о мистических картинах, вспоминают "Крик" норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Говорят, картина, стоимость которой составляет 70 тысяч долларов, жестоко мстит каждому, кто так или иначе "обидит" ее. Все началось с того, что один из служащих музея, в котором выставлялась картина, нечаянно уронил полотно, после чего у него начались страшные головные боли. Врачи не могли поставить диагноз, и никакие лекарства не спасали несчастного от страданий, не выдержав которых он покончил жизнь самоубийством. Другой служитель выронил "Крик", когда перевешивал его с одного места на другое, и вскоре попал в страшную автомобильную катастрофу – он выжил, но остался калекой. Посетитель, всего лишь прикоснувшийся к картине, через несколько дней заживо сгорел во время пожара…

Такую мстительность картины объясняют тяжелой судьбой самого живописца, который еще в детстве потерял всех своих близких и страдал шизофренией. Поначалу это полотно называлось "Крик природы", многие считают, что на ней художник запечатлел конец света. Сам он уверял, что действительно видел такой страшный пейзаж: "Я шел по тропинке с двумя друзьями, солнце садилось, неожиданно небо стало кроваво-красным. Я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу". Мунк написал четыре версии "Крика", две из них можно увидеть в Музее Мунка и Национальном музее Норвегии, оба они находятся в Осло.

"Руки, защищающие его" Билла Стоунхема

Картина "Руки, защищающие его" ("Hands Resist Him"), написанная американским художником Биллом Стоунхемом, произвела "фурор" на первой же выставке, на которой была представлена: многие посетители вернисажа внезапно ощущали необъяснимую слабость и головокружение, они начинали рыдать и даже падали в обморок. Первый хозяин "Рук" умер через два месяца после того, как приобрел картину, а его родственники, обвинив во всем картину, выбросили ее на свалку. Там ее подобрала небогатая семья. "Руки" повесили в детской, но маленькая дочь хозяев попросила убрать оттуда полотно: она уверяла, что по ночам изображенные на ней дети дерутся. Отец счел этот рассказ фантазией, но, решив проверить слова девочки, повесил в комнате камеру – она зафиксировала движение на картине. Впоследствии "Руки" часто меняли хозяев, но от картины всегда быстро избавлялись. Последним ее хозяином стал коллекционер Ким Смит из Чикаго, который пока никому ее не продавал.

"Руки, защищающие его" написаны Стоунхемом по фотографии, на которой он запечатлен в возрасте 5 лет со своей младшей сестрой. Можно было бы сказать, что картина является копией фото, если бы не несколько отличий. Самого себя Стоунхем изобразил со странным, искаженным лицом, а сестру – куклой с круглыми, пустыми глазами. Но, наверное, самое страшное на полотне – дверь, за которой в яркий солнечный день стоит кромешная тьма, и детские ладошки, тянущиеся оттуда к стеклу. Сам художник говорил, что за этой дверью находится вход в потусторонний мир, а кукла – проводник в мир духов.

Древняя икона с изображением Христа

Казалось бы, изображения святых должны излучать только позитив, но сотрудники многих музеев буквально в один голос утверждают: очень сложно находиться целый день в зале, где выставлены иконы. Очень уж сильная – и, зачастую, негативная – энергетика от них исходит. Одна из таких икон, на которой изображен Христос, хранится в запасниках Эрмитажа. Раньше она выставлялась в экспозиции, но после нескольких необъяснимых смертей сотрудников музея была убрана с глаз долой. Один из специалистов, обследовавших картину, предположил, что художник, который писал икону, обладал мощными экстрасенсорными способностями, и передал их своему творению. Выдержать такое напряжение могут люди с аналогичным энергетическим потенциалом, всем остальным икона нанесет вред.

Но, к счастью, известны и случаи, когда иконы спасали жизнь людей. В 1812 году входящий в состав армии Наполеона отряд принца Евгения, вице-короля Италии, остановился возле одного из монастырей рядом со Звенигородом. Ночью принцу привиделся седовласый старик в длинной черной одежде. Он постоял рядом с Евгением около минуты, а потом произнес: "Не вели своим солдатам разрушать монастырь, а особенно – уносить что-либо из церкви. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует, и ты вернешься домой невредимым".

Утром Евгений приказал своему войску продолжать движение на Москву, не трогая монастыря. Перед уходом он решали зайти в монастырский храм. В помещении стояла гробница, а над ней – портрет старца, в котором Евгений узнал своего ночного гостя. Это был основатель монастыря, святой Савва, и его мощи… Евгений прошел через множество сражений, но ни разу не был даже легко ранен. Он благополучно вернулся во Францию, в то время как почти все наполеоновские маршалы, пришедшие с императором в Россию, погибли или были впоследствии казнены.

"Водяные лилии" Клода Моне


"Водяные лилии" Клода Моне

Картина "Водяные лилии" импрессиониста Клода Моне считается одним из самых пожароопасных шедевров живописи.

Как и у каждой мистической картины, у "Водяных лилий" есть своя легенда. Поселившись в местечке Живерни в Верхней Нормандии, где у Моне был дом с садом, художник увлекся с цветами: он не только выращивал, но и рисовал их. Позже, отведя воду от реки, оборудовал в саду пруд, где начал выращивать лилии – Моне написал целую серию картин (в музеях мира хранится около 80 полотен на эту тему), объединив их общим названием. Окончание работы над одним из полотен Моне решил отметить вечеринкой, на которую пригласил своих друзей. Подвыпившие гости по неосторожности устроили в мастерской художника пожар, в результате чего вспыхнула и сама картина, которую тут же залили вином. Впоследствии "Водяные лилии" висели в одном из кабаре на Монмартре, в доме мецената Оскара Шмитца и в Нью-йоркском музее современных искусств, и везде начинался пожар. Два раза виновницу "торжества" удавалось спасти, но на третий раз она сильно обуглилась. Случилось это полвека назад, и с тех пор ученые ломают голову над тем, как восстановить шедевр. Говорят, за это возьмутся специалисты NASA, владеющие космическими технологиями.

"Старик с протянутой рукой" неизвестного автора

Причиной пожара несколько раз становилась и картина неизвестного автора "Старик с протянутой рукой", которая хранится в Королевском музее в Эдинбурге. Если человек увидит, как старик шевелит пальцами, ему суждена смерть в огне. Людская молва приписывает полотну двух жертв – капитана Белфаста и лорда Сеймура, которым не повезло испытать проклятие картины на себе. После этого публика разделилась на две части: одни просили убрать злополучную картину из музея, а другие требовали ее оставить, чтобы убедиться: она действительно приносит несчастье. Любопытство победило, поэтому "Старика с протянутой рукой" до сих пор можно увидеть в Эдинбурге.

"Плачущий мальчик" Джованни Браголина


"Плачущий мальчик" Джованни Браголина

История, связанная с картиной испанского художника Джованни Браголина, наделала в свое время столько шума и столько раз пересказывалась в самых разных вариациях, что отличить, где в ней правда, а где – вымысел, уже не представляется возможным.

Согласно существующей легенде, Браголина очень хотел написать плачущего мальчика, и сделал натурщиком собственного сына, подвижного и веселого мальчугана, который ничего на свете не боялся, кроме огня. Поэтому, чтобы заставить сына рыдать, отец-садист зажигал у его лица спички. Однажды мальчик не выдержал и в запале крикнул: "Чтоб ты сам сгорел!" Проклятие исполнилось очень скоро: через две недели малыш умер от воспаления легких, а через пару лет погиб во время пожара его отец. Сама картина сегодня считается утерянной, а вот ее репродукции были одно время весьма популярны в Англии. Пока однажды не выяснилось, что копии "Плачущего мальчика" хранились почти во всех домах, в которых случались пожары, и репродукция была единственным имуществом, которое не пострадало от огня.

"Мона Лиза" Леонардо да Винчи


"Мона Лиза" Леонардо да Винчи

Достопримечательность Лувра, знаменитая "Джоконда" Леонардо да Винчи далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Некоторые исследователи творчества Леонардо да Винчи считают ее портретом, "питающимся" энергией тех, кто на нее смотрит.

По их версии на нем изображена вовсе не Мона Лиза, а черная вдова Пачифика Брандано. Будучи энергетическим вампиром, она приносила несчастье всем, с кем сталкивала ее судьба. Ее любовник герцог Медичи, женившийся на французской принцессе, вскоре после свадьбы заболел чахоткой и умер. Сын Пачифики был отравлен. Да и сам да Винчи изрядно пострадал от своей модели: он писал картину около трех лет, и, по свидетельству очевидцев, превратился за это время из полного сил мужчины, который, как силач в цирке, мог легко гнуть подковы, в дряхлого старца. Его охватили усталость и апатия, отнялась правая рука. Казалось, жизнь по капле уходит из великого художника.

Гению да Винчи с уникальной достоверностью удалось передать не только внешний облик своей модели, но и ее энергетическую сущность. Портрет продолжает жить и вытягивать энергию из посетителей Лувра, многие из которых приезжают в столицу Франции только ради встречи с этой картиной. Сегодня "Мона Лиза", изображение которой тиражируется на календарях и в разного рода рекламе, торговая марка. Исследования маркетологов показали, что на нее "западают" девять человек из десяти. Она гипнотически притягательна, от нее, как от наваждения, невозможно избавиться. Известно множество случаев, когда посетители падали в глубокий обморок перед портретом – спустя несколько веков, изображение Пачифики продолжает питаться энергией живых людей. В пользу этой версии говорит тот факт, что в те времена, когда Лувр по какой-то причине на некоторое время закрывают, картина тускнеет, а изображенная на ней женщина как будто бы стареет. Но стоит в зале появиться посетителям, как она снова начинает сиять.

"Поклонение волхвов" Питера Брейгеля -старшего


"Поклонение волхвов" Питера Брейгеля-старшего

К этому библейскому сюжету обращались многие художники, начиная от Леонардо да Винчи и заканчивая Иеронимом Босхом, но дурной славой пользуется только картина "Поклонение волхвов" представителя Северного Возрождения Питера Брейгеля-старшего (Мужицкого). Полотно, написанное в 1564 году, находится в Лондонской картинной галерее. Считается, что на нее нельзя долго смотреть женщинам – якобы она вызывает бесплодие. Это объясняют тем, что художнику позировала его двоюродная сестра, которая не могла иметь детей. Какой же силой и энергетикой должна была обладать кисть художника, чтобы через время и расстояние передавать ее бесплодие. Интересно, что у "Поклонения волхвов" Питера Брейгеля-младшего, который повторил картину своего отца, репутация хорошая – в плохом влиянии на людей оно замечено не было.

"Венера с зеркалом" Диего Веласкеса

Еще один популярный сюжет, особенно у мастеров эпохи Возрождения, – "Венера с зеркалом", картины на него писали и Джорджоне, и Тициан, и Рубенс. Но опасной считается только "Венера" Диего Веласкеса, которая находится в Лондонской картинной галерее. Картину несколько раз перепродавали на аукционах, потому что ее хозяева, богатые торговцы, как только передавали деньги за покупку, тут же разорялись, а то и умирали: у одного пираты захватили и потопили корабли с товарами, у другого – от удара молнии загорелись склады и погибло все имущество, а третьего и вовсе убили во время ограбления. Стали говорить о том, что "Венера" приносит несчастье, поэтому долгое время ее не покупали, пока в 1906 году полотно не приобрели для Лондонской картинной галереи. Спустя восемь лет пострадала и сама несчастливая картина – в 1914 году на нее напала с ножом суфражистка Мэри Ричардсон. После реставрации "Венера с зеркалом" вернулась в галерею Лондона, где ее и может увидеть каждый желающий.

Портрет Александры Небурчиловой

Интересна история портрета купчихи Александры Федоровны Небурчиловой, выставленного в Музее промышленности и искусства имени Бурылина в Иванове. Он был написан неизвестным художником в 1840 году, а поскольку Небурчилова изображена в голубом платье, сотрудники музея называют ее "женщиной в голубом". Как только портрет вывесили, сотрудники музея стали поначалу слышать тяжелые шаги купчихи. С каждым годом она становилась все смелее и смелее, следовала за музейными работниками след в след, особенно по лестницам. Дошло до того, что они стали бояться ходить по залам в одиночку. И только во время экскурсий призрак не появлялся, а только пристально смотрел на присутствующих с портрета, поджав губы. Из-за этих губ музейщики считали Небурчилову злобной и своенравной. Но именно она однажды спасла жизнь женщине-реставратору. Та, стоя на лестнице под самым потолком, внезапно покачнулась и начала падать, но вдруг почувствовала, как чьи-то руки ее довольно сильно и уверенно поддерживают. Успокоился призрак "женщины в голубом" только после того, как портрет отдали на реставрацию в коломенские мастерские.

Александра Волошина

Эти полотна известны даже тем, кто далек от мира искусства, ведь они являются настоящими шедеврами. И каждая из них таит какую-то тайну, которую нельзя увидеть невооруженным взглядом.

И вроде бы каждый мазок уже изучен вдоль и поперек, тем не менее, ученые постоянно открывают что-то новое в этих старинных картинах. Их авторы оставили потомкам необычные загадки, которые получилось разгадать!

Редакция InPlanet приготовила список из 12 легендарных полотен, которые хранят тайны уже много лет и даже веков!

Портрет четы Арнольфини / Ян ван Эйк (1434)

Этот портрет стал первым в истории Европы, на котором изображена пара. Он является прекрасным образчиком эпохи раннего Возрождения. Историки до сих пор спорят, кто изображен на полотне, и что там происходит. Многие уверены, что это свадьба, на что указывают некоторые знаки на картине.

Но самый любопытный фрагмент практически скрыт от глаз - в отражении зеркала на стене можно увидеть очертания четырех людей. Смутно понятно, что там мужчина и женщина, и подпись - "здесь был Ян ван Эйк". Искусствоведы считают, что художник изобразил себя и свою супругу.

Тайная вечеря / Леонардо да Винчи (1495-1498)

Эта фреска является одной из самых знаменитых работ Леонардо да Винчи и тоже таит в себе много тайн. Самая интересная загадка скрыта на поверхности - в изображениях Иисуса и Иуды.

Художник с легкостью написал остальные образы, но эти два лица давались ему сложнее всего. Для лика Иисуса он искал воплощение добра, и ему повезло - в церковном хоре он встретил юного певчего. А вот последним ненаписанным пятном оставался Иуда, и да Винчи часами просиживал в забегаловках, чтобы подобрать идеальное воплощение зла. И, наконец, ему повезло - в канаве он обнаружил пьяницу, который едва стоял на ногах. С него он и написал образ Иуды, но в конце был удивлен.

Этот мужчина подошел к нему и сказал, что они уже встречались. Несколько лет назад он был певчем в хоре и уже позировал Леонардо для этой картины. Так, один мужчина стал олицетворять добро и зло.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо / Леонардо да Винчи (1503-1505)

Пожалуй, самой таинственной картиной из всех написанных когда-либо является Мона Лиза. Вот уже несколько столетий она не дает покоя искусствоведам и историкам, порождая все более дикие и интригующие идеи ее создания.

Кто же эта женщина с загадочной улыбкой и без бровей? Традиционно принято считать, что это супруга торговца Франческо Джокондо. Но есть еще несколько теорий, которые имеют право на существование. Например, что Мона Лиза - автопортрет самого Леонардо. Также есть вероятность, что эта картина написана да Винчи для себя, а настоящее полотно было обнаружено в Айзерлуте 100 лет назад. Эта Джоконда более подходит под описание картины современниками Леонардо.

А совсем недавно ученые предположили, что загадочная улыбка девушки на полотне связана с тем, что у нее не было зубов. Кстати, рентген показал, что брови у нее были, просто реставрации их значительно повредили.

Сотворение Адама / Микеланджело (1511)

Еще один гений эпохи Возрождения, Микеланджело, создал свою фреску для Сикстинской капеллы, где она и находится по сей день. Сюжетом для этой части росписи стала сцена из Бытия под названием сотворение Адама. И на фреске есть множество зашифрованных символов.

Например, стоит приглядеться к Творцу, который создает Адама, и можно увидеть…мозг человека. Эксперты считают, что таким образом художник провел аналогию Творца с источником разума, а попросту мозгом. Такая теория подтверждается тем, что Микеланджело увлекался анатомией и постоянно проводил опыты на трупах.

Сикстинская Мадонна / Рафаэль (1513-1514)

Это огромное полотно, принадлежащее кисти Рафаэля, является образцом высшего искусства эпохи Возрождения. Картина была написана по заказу папы римского Юлия II и находилась в монастыре Пьяченцы. Некоторые искусствоведы считают, что этот шедевр был написан для похорон папы.

Рафаэль зашифровал на холсте множество знаков, которые удалось раскрыть историкам. Один из явных секретов Сикстинской Мадонны - на заднем плане художник изобразил лица облака в виде лиц ангелов. Некоторые историки считают, что это еще не рожденные души.

Сцена на берегу / Хендрик ван Антониссен (1641)

Полотно известного нидерландского мариниста Хендрика ван Антониссена давно привлекало внимание искусствоведов. На этой картине 17 века изображен, казалось бы, обычный морской пейзаж. Но специалистов смущало большое количество народа, собравшееся на берегу без видимой причины.

Истину удалось установить с помощью рентгеновского исследования, которое установило, что в действительности на картине был изображен кит. Но художник решил, что лицезреть мертвую тушу кита людям будет скучно, поэтому переделал картину. А с китом полотно смотрится намного эффектнее!

Последний день Помпеи / Карл Брюллов (1830-1833)

Русский художник Карл Брюллов был впечатлен историей Помпеи во время посещения Везувия в 1828 году. Он по характеру был очень сдержанный человек, но тут Карла просто захлестывали эмоции, он пробыл в разрушенном городе четыре дня и через пару лет начал писать свою знаменитую картину.

На полотне есть особый секрет - если присмотреться, в левом углу можно увидеть автопортрет самого художника. Также он запечатлел свою возлюбленную, графиню Юлию Самойлову, с которой его связывали долгие отношения, как минимум, три раза, возможно и больше. Ее можно увидеть в виде матери, прижимающей к груди дочерей, в виде девушки с кувшином на голове и в образе лежащей на земле.

Автопортрет с трубкой / Винсент ван Гог (1889)

Историю с отрезанным ухом экстравагантного художника Винсента ван Гога знают все. Он даже написал свой автопортрет с перевязанным ухом, чем вызвал горячие споры у искусствоведов. До сих пор доподлинно неизвестно, отрезал ли он ухо полностью, или поранил.

Долгое время специалистов смущало то, что на картине Ван Гог изображен с повязкой на правом ухе, а поранил он левое. Но секрет был раскрыт - нидерландский художник писал автопортреты, смотрясь в зеркало, поэтому на картине возникла путаница из-за зеркального отображения.

Синяя комната / Пабло Пикассо (1901)

Сейчас имена этих художников известны всем, а в начале своей карьеры им приходилось писать несколько картин на одном холсте - они не могли себе позволить купить ткань. Именно поэтому многие шедевры имеют так называемое двойное дно, например, картина Пабло Пикассо "Синяя комната".

С помощью рентгеновских лучей удалось выяснить, что под изображением нарисован портрет мужчины. Искусствоведы определяют, кем был этот человек. По одной из версий, Пикассо написал автопортрет.

Старый рыбак / Тивадар Костка Чонтвари (1902)

Венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари создал за свою жизнь множество картин, но был мало известен. Он страдал от приступов шизофрении, но все равно мечтал о славе Рафаэля. Тивадар прославился после смерти, когда была расшифрована картина "Старый рыбак", которая сейчас стала очень популярна. Она была создана в 1902 году и считается одной из самых таинственных работ художника.

С первого взгляда на полотне изображен старик, как много лет и считалось. Пока однажды кому-то не пришло в голову посмотреть на зеркальное изображение двух половинок лица старика. Тогда был раскрыт главный секрет этого полотна - на нем мастер изобразил Бога и Дьявола, которые есть в каждом человеке.

Портрет Адели Блох-Гауэр / Густав Климт (1907)

Это полотно является одним из самых известных произведений Густава Климта. В 2006 году Золотую Адель купили за баснословную сумму - 135 млн долларов. Красивая женщина, изображенная на ней, на самом деле была написана ради… мести.

В 1904 году о романе Адели Блох-Гауэр и Густава Климта говорила вся Вена, в том числе и ее муж Фердинанд. Он придумал необычную месть и заказал художнику портрет любимой жены. Фердинанд был очень придирчив, и Климт сделал более 100 эскизов. За это время любовница, изображение которой давалось так сложно, наскучила художнику, и их роман прекратился.

Черный квадрат / Казимир Малевич (1915)

Одна из самых известных и спорных русских картин - "Черный квадрат" кисти Каземира Малевича. Немногие понимают скрытый смысл этого провокационного полотна. Но начать стоит, пожалуй, с того, что квадрат вовсе не квадратной формы и даже не черный!

Рентген помог определить, что под "Черным квадратом" есть еще одна работа Малевича, поверх которой он и написал свой шедевр. Для него он приготовил специальный состав матовых и глянцевых красок, среди которых, кстати, не было черного оттенка. И, несмотря на то, что стороны так называемого квадрата имеют длину 79,5 см, у фигуры нет ни одного прямого угла.

Так или иначе, Мона Лиза остается одной из самых загадочных картин современности. Возможно, мы никогда не узнаем, что хотел нам сказать тот или иной художник, а может и вовсе, все знаки - лишь случайное совпадение…

Сегодня мне прислали ссыль на творчество одного (по ходу дела замахнувшегося на славу методы Сальвадора-нашего-Дали) художника.

Ради любопытства я, естесссстно поперла смотреть, невзирая на недружелюбно настроенное ко всем валяющим дурака руководство. Картины вызывают тревожное чувство. Что в принципе было автором и задумано. А мысль моя потекла в направлении мистического да загадошного (я люблю эту тему, ага). Ведь многие картины (как, кстати, и многие музыкальные произведения - об этом отдельно готова написать) вызывают странные чувства или (ещё не лучше) странные происшествия с теми, кто на них был в недобрый час изображён, или купил их/получил случайно/слишком долго пялился. До начала изысканий на эту тему я знала только о двух картинах с "недоброй" славой, но стоило порыться, как...

Картина Клода Моне «Водяные лилии» — один из шедевров мировой культуры. Интересно, думал ли сам художник, когда рисовал картину, что спустя десятилетия о ней будет идти столь дурная слава? А дело все в том, что за картиной тянется целый шлейф пожаров. Причем первый произошел у самого Моне дома, буквально сразу после окончания работы над картиной. Пожар в мастерской, где находились и «Водяные лилии», удалось быстро потушить, сама картина не пострадала.
В скором времени хозяевами картины стали владельцы увеселительного заведения на Монмартре, и месяц спустя владельцы паковали чемоданы, выезжая из сгоревшего здания кабаре. Кстати, в чемодане была и сама картина - одна из нескольких вещей, которые удалось вынести из охваченного пламенем здания. После этого картину приобрел Оскар Шмитц, меценат, живший в Париже. Ему повезло больше, чем прошлым хозяевам - его дом стоял нетронутым целый год… Через год от дома остался лишь пепел, причем пожар, по свидетельствам очевидцев, начался именно в той комнате, где висела картина Моне. Кстати, полотно опять оказалось среди той толики вещей, которую удалось спасти. И вновь картина перекочевала к новому хозяину. На этот раз не к единоличному владельцу, а в музей — Нью-Йоркский музей современных искусств. И его не обошел пожар - он случился через 4 месяца, на этот раз полотно довольно серьезно пострадало.

Еще одним полотном, которое постоянно сопровождают неприятности, является «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса .

Первый владелец картины - испанский купец - разорился, его торговля ухудшалась с каждым днем, пока большая часть его товаров не была захвачена пиратами в море, а еще несколько кораблей потонули. Продавая с молотка все, что у него было, купец сбыл и картину. Ее приобрел другой испанец, тоже торговец, владевший богатыми складами в порту. Едва были переданы деньги за полотно, как склады торговца загорелись от внезапно ударившей молнии. Хозяин был разорен. И опять аукцион, и опять картина продается в числе остальных вещей, и опять ее покупает состоятельный испанец… Через три дня его зарезали в собственном доме при ограблении. Картина после этого долго не могла найти своего нового хозяина, слишком уж подпорченная у нее была репутация, и полотно колесило по разным музеям, пока в одном из них на картину не кинулась душевнобольная туристка с ножом и не испортила ее.

Несчастья, которые связываются с различными полотнами, бывают совершенно разными. Например, многие владельцы «Поклонения волхвов» Питера Брейгеля-старшего избавлялись от картины, считая, что именно с ней связано бесплодие в семье.

Интересно, что кузина художника, с которой он и рисовал это полотно, также страдала бесплодием, которое будто передавалось через картину в те семьи, где она хранилась. Дети не появлялись даже там, где до этого женщины рожали без проблем.

Известна, конечно же, и слава знаменитой «Джоконды» Леонардо да Винч и: картина якобы непонятным образом воздействует на тех, кто долго смотрит на нее.

Отмечал это еще писатель 19 века Стендаль, который после долгого любования полотном упал в обморок. Смотрители Лувра отмечают: подобные обмороки - не редкость, они приключаются с посетителями довольно часто, причем именно перед портретом Моны Лизы. Да и сам да Винчи, по воспоминаниям близких, был словно одержим картиной, постоянно пытаясь поправить детали, перерисовать и т.д. А во время работы у него часто случался упадок сил, наступала подавленность.

Загадочные события происходили и с теми, кто ненароком «обижал» знаменитую картину Эдварда Мунка «Крик» .

Стоимость этого полотна достигает 70 миллионов долларов. И, возможно, коллекционеры были бы безмерно счастливы иметь у себя эту картину в частной коллекции:, если бы не одно но: поговаривают, что картина будто мстит всем своим обидчикам.

К примеру, сотрудник музея, случайно уронивший холст, затем долго страдал от невыносимых головных болей, которые в итоге привели его к самоубийству. Другой сотрудник музея, также уронивший картину, спустя несколько дней попал в реанимацию после страшной автомобильной аварии: сломано у него было практически все - руки, ноги, ребра, тазовые кости… Один из посетителей музея, трогавший картину, в скором времени заживо сгорел дома во время пожара. Возможно, многое из того, что рассказывают про эту картину, — вымысел, но существуют десятки историй о том, что люди, каким-либо образом входившие в контакт с картиной, затем сильно болели, впадали в тяжелую депрессию и даже умирали. Многие связывают такое воздействие полотна с жизнью самого художника. Мунк пережил смерть почти всех близких: мать умерла от туберкулеза - Мунку было 5 лет; любимая сестра внезапно умерла, когда ему было 14; вскоре умер брат, а еще одна сестра заболела шизофренией. Сам художник переживал и депрессии, и сильнейшие нервные срывы.

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Лопухин был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье…

Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи. Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадочек-то остался!



Голландский художник Питер Брейгель-старший писал «Поклонение волхвов» два года. Деву Марию он «срисовал» со своей двоюродной сестры. Та была женщиной бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Именно она, как судачили простые средневековые нидерландцы, «заразила» картину. Четыре раза «Волхвов» покупали частные коллекционеры. И каждый раз повторялась одна и та же история: в семье по 10 — 12 лет не рождались дети…
Наконец в 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что проклятие его не особо пугало.

Самая наверное знаменитая нехорошая картинка интернетовского пространства со следующей историей: Некая школьница (часто упоминают японскую) перед тем как вскрыть вены (выброситься из окна, накушаться таблеток, повеситься, утопиться в ванной) нарисовала данную картину. Если смотреть на неё 5 минут подряд девушка измениться (глаза покраснеют, волосы почернеют, проявятся клыки).
На самом деле понятно, что картинка нарисована уж явно не от руки, как многие любят утверждать. Хотя как эта картинка появилась никто ясных ответов не даёт.

Сейчас она скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» — самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда — не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха.
Откуда взялась необычная картина, рассказала ее автор — винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, — вспоминает Светлана. — И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, кстати, совсем не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки. В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро — часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала».
Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы.
«Было интересно наблюдать, — говорит художница, — насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее другим людям».
Несколько лет назад появилась первая покупательница. Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину», повесила ее у себя в спальне.
Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все рано не могу».
Потом появился второй покупатель. Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял.

Про остальных - в том числе моих "любимцев" - некст тайм.

С древних времен люди верили в мистическую силу картин. Достаточно вспомнить первобытные племена и их наскальную живопись, изображающую сцены удачной охоты: прорисовывая пронзенную копьями добычу, древние художники пытались наглядно показать духам-покровителям, чего они ждут от предстоящего дня.

Однако, существует множество легенд и преданий, повествующих о проклятых картинах, которые приносят своим обладателям несчастья и даже смерть.

«Демон поверженный» Врубеля

Михаил Александрович Врубель, один из самых известных художников России, отличился сразу двумя «проклятыми» полотнами. Первая картина, портрет его горячо любимого сына Саввы, была написана незадолго до смерти ребенка. Горькая потеря в семье художника произошла неожиданно: Савва заболел и скоропостижно скончался.

В этот же период Михаил Александрович писал картину «Демон поверженный». Ее создание совпало с серьезными ухудшениями физического и душевного здоровья художника, в том числе - на фоне смерти маленького сына. Согласно воспоминаниям современников, он никак не мог оторваться от написания картины, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи. Более того, однажды во сне к нему явился Демон и потребовал назвать полотно иконой, так как перед прекрасным поверженным злом должны преклоняться как перед другими мучениками.

После того, как картина была отправлена на выставку, Врубель отправился в след за ней и продолжил вносить изменения в свою работу прямо в выставочном зале. Понимая, что становится одержимым, Врубель согласился на лечение в психиатрической клинике. Однако, болезни художника не отступали. Улучшив свое душевное состояние и вернувшись к прежней жизни, он начал терять зрение и последние годы жизни провел в полной темноте.

«Плачущий мальчик» Джованни Браголина

В 1985 году в Северной Англии произошла череда пожаров. Некоторые пострадавшие утверждали, что из всего их имущества уцелела лишь репродукция картины «Плачущий мальчик», написанной Джованни Браголина, итальянским художников XX века. В короткое время по всей стране прокатился слух о том, что картина была проклята. Дошло даже до того, что одно из печатных изданий опубликовало информацию о том, что все владельцы репродукций этого полотна должны немедленно от них избавиться, более того, приобретение и хранение копий картины было запрещено властями.

Согласно легенде, в качестве натурщика для этой картины Браголина использовал своего сына, а для получения нужной эмоции, он жег спички перед лицом малыша. Это было особенно жестоко, поскольку художник знал: его маленький сын испытывает панический страх перед огнем.

В конце концов, измученный ребенок крикнул своему отцу: «Гори ты сам!», и эти слова в скором времени исполнились. Через пару недель от воспаления легких скончался мальчик, а вскоре - сгорел дом, в котором находился его отец.

«Водяные лилии» Клода Моне

Полотно «Водяные лилии» импрессиониста Клода Моне также считается проклятым: практически сразу после того, как картина была закончена, в мастерской художника произошло возгорание. «Водяные лилии» уцелели.

Для того чтобы отремонтировать свою студию, Клод Моне продал картину владельцу одного из кабаре на Монмартре. Увы, пейзаж не долго украшал это увеселительное заведение: меньше чем через полгода оно превратилось в пепелище. Уцелело ли что-то? Да, огонь и на этот раз пощадил «Водяные лилии».

Далее картина попала к одному из парижских мецентаов - Оскару Шмитцу. И уже через год дотла сгорел его дом: говорят, что возгорание началось именно в той комнате, на стене которой висела картина. К слову, снова уцелевшая.

Подобные истории повторялись раз за разом, и в 1955 году «Водяные лилии» оказались в Нью-Йоркском музее современного искусства. Картина не долго радовала глаз посетителей. Спустя три года второй этаж, на котором было выставлено полотно, серьезно пострадал от пожара. На этот раз, в огне погиб и злополучный шедевр.

«Крик» Эдварда Мунка

Картина «Крик», известного норвежского художника Эдварда Мунка - одно из самых узнаваемых и цитируемых произведений искусств. Ее стоимость оценивается в десятки миллионов долларов, но многие люди наверняка отказались бы повесить ее у себя дома, даже если бы она досталась им бесплатно. Дело в том, что с этой картиной связано множество несчастных случаев и совпадений, что заставляет думать о проклятии, которое несет это полотно.

Множество людей, деятельность которых так или иначе была связана с картиной, испытали на себе ее негативное воздействие: глубочайшие депрессии, внезапная смерть и разрыв отношений с близкими людьми - это только начало списка.

Располагаясь в музее города Осло, картина не прощала никого, кто так или иначе посягал на ее сохранность. Так, один из музейных служащих однажды случайно уронил шедевр. В скором времени у него начались сильнейшие головные боли, которые довели его до самоубийства.

Другой музейный рабочий также случайно выронил картину, когда перевешивал ее с одной стены на другую. Спустя несколько дней он попал в жуткую автомобильную аварию, получив сотрясение мозга, и серьезные переломы конечностей.

Как известно, музейные экспонаты трогать нельзя. Нарушитель этого правила, потрогавший полотно пальцами, сгорел заживо в своем доме через пару суток после этого.

Видео - Проклятые картины ТОП 5



Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?