Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Скрытый смысл сказок: «Золушка. Анализ любимой сказки "Золушка"

Европейские волшебные сказки – это древнейшие дошедшие до нас языческие истории. В христианские времена их считали «нехристианскими» и поэтому рассказывали втайне. Служанки и слуги часто читали их детям перед сном без ведома родителей. Наиболее известна сказка о Золушке («старая зола»), в том или ином виде представленная во всех культурах Евразии.

Золушка была отмечена с рождения: её мать умерла при родах. Она была милой трудолюбивой девушкой, с которой дурно обращались её сводные сестры и мачеха. Она спала в золе (в прахе?) и поэтому получила имя Золушки. Однажды она попросила у уходящего отца, чтобы тот принес ей первую ветвь, что упадет ему на шляпу – и тот вернулся с веткой орешника. Золушка принесла её на могилу матери, положила там и заплакала, полив ветку своими слезами. Та выросла в могучий куст, на который сел голубь, сказавший, что может исполнить три её желания.

Когда во дворце короля был устроен бал, куда были приглашены все желающие, Золушку не пустила мачеха. Та умоляла, чтобы ей разрешили пойти, но мачеха взяла совок зерна и высыпала его в золу, сказав, что если Золушка достанет все зёрнышки за два часа, то сможет отправиться на бал. Золушка попросила о помощи голубей, и уже через час все зёрна были сложены в совок. Однако ей всё равно не разрешили пойти. Она вернулась к голубям и попросила у них прекрасное белое платье с вуалью, а затем отправилась на бал без разрешения. Принц на балу совсем не обращал внимания на сестер Золушки, а весь вечер танцевал с ней. То же самое повторилось и на второй день, и на третий. Первые два дня принц хотел отвезти её домой, но не смог найти, а на третий день она потеряла одну из своих туфелек. Принц взял туфельку и с ней отправился искать Золушку. Когда он пришел на хутор, где она жила, сестры отрезали себе пятки, но всё равно не смогли надеть туфельку. Затем голуби сели на плечи принца и шепнули ему, что он ищет не там. Наконец принц нашёл и поцеловал Золушку.

Эта сказка повествует о таинстве Нового года и Йоля. Священная ветвь смогла открыть могилу. Этой ветвью является Болторн, мёртвый Бальдр.

Омывшись слезами богини, ветвь выросла и вновь стала могучим деревом. Мы знаем, что слёзы – это дочь Болторна по имени Бестла («лучшая влага», «лучшая вода»), дающая жизнь богам. Те же слёзы кургана встречаются в «Прорицании вёльвы» и песне об Иваре Эллисоне. В 33-м стихе «Прорицания» говорится:

А Фригг плакала в огороженном чертоге.

В песне об Иваре Эллисоне он повернулся к матери и велел ей жить хорошо, прежде чем уехать за ворота замка. Она отвернулась в слезах и не смогла ответить. Золушка – это богиня, ожидавшая в прахе предков и оплакивавшая Бальдра. Наши праотцы в некоторых землях порой сжигали мертвецов, оставляя лишь золу, но это ничего не меняет в древней религии. Прах развеивали или смешивали с почвой, чтобы мёртвые вернулись подобно растениям из семян.

Золушка хотела пойти на танцы, но мачеха, смешавшая семена с пеплом (прахом), не позволяла ей. Это может казаться странным, но в древней Скандинавии у изголовья мертвецов в могиле часто ставши горшок с семенами или символизирующими их камешками. Это делалось для того, чтобы злые духи (тролли) не вошли в эти тела и не превратили умерших в нежить, бродящую по ночам и пьющую кровь живых. К счастью, тролли были очень глупы и умели считать лишь до трёх. Их притягивала жизненная сила, а в семенах её было немало. Поэтому если поставить у изголовья мертвеца горшок с семенами (или похожей на них галькой), тролли не смогут овладеть мертвым телом, слишком занятые пересчётом семян. Досчитав до трех, они начинают снова – и так целую вечность. Это давало мёртвым возможность упокоиться с миром. Золушка не была троллем и легко справилась с заданием, когда ей пришлось изображать мёртвую, а значит и «стать» ей.

Она оделась как мертвец и пошла к могиле, где встретила принца (колдуна) и спала с ним.

В сказке говорится, что они лишь танцевали с принцем, но такой парный танец изначально был символическим половым актом, в котором партнеры до брака могли понять, подходят ли они друг другy. Поэтому танцевали ли они или совокуплялись – это неважно: ей необходимо было обучить принца тайнам любви, чтобы он знал, что делать после женитьбы на принцессе/королеве. Поцелуй – это обмен духом, эзотерическая передача знания от одного человека к другому. Именно поэтому на языке Бальдра вырезаны руны.

Мы знаем, что Золушка уже является колдуньей, готовой посвятить принца (после третьего танца – убедившись, что он достоин и прошел испытание) – об этом нам говорит то, что она носит лишь одну туфельку. Колдуны и колдуньи действительно снимали одну туфлю и начинали хромать. Также ради этого они могли специально повредить ногу подобно сёстрам Золушки – им это было необходимо, чтобы стать воплощением духа/бога, убивающего зимних духов на Рагнарёк. Видар, как известно, убил Фенрира/Хёда, поместив ему ногу в пасть, а затем разорвав её на части. При этом он обжигает свою ногу, ведь волк дышит огнём. Другими словами, хромота доказывала колдовские способности и успешное прохождение последнего этапа посвящения – убийства зимних духов на Рагнарёк.

История сохранила лишь смутные намеки на этот обычай: в эпоху охоты на ведьм хромота считалась признаком наличия на одной ноге дьявольского лошадиного или козлиного копыта. Дьявола, конечно, не существовало – был лишь хромой колдун. Кроме того, в Древней Греции одно из племён ходило в бой лишь в одной сандалии, что приводило врагов в ужас. Разумеется, ведь они думали, что будут сражаться против армии колдунов! Даже в те древние времена люди уже забыли, почему так делают. Греция к тому времени уже давно была религиозной страной, а старые традиции часто забывались и тогда.

Принц не попался на уловку сводных сестер колдуньи, которые также хромали после того, как отрезали себе пятки, и не интересовался ими на балу. Трудно сказать, почему так произошло, но полагаю, что Золушка была самой молодой и красивой – лишь она спала в могильном прахе, лишь она обладала ключом (веткой орешника), лишь она носила белое («альвское») платье (т.е. одежду мертвеца) и вуаль. Чтобы видеть природных духов, колдуны и колдуньи должны были носить какую-то маску или вуаль. Возможно, у колдуньи в могиле были две помощницы, игравших не столь заметную роль в таинстве посвящения. Колдуньи в нашей культуре часто действуют втроем, но принц связан лишь с одной из них.

Существует много подобных сказок, явных описаний таинств Нового года и Йоля. Помимо «Золушки» стоит вспомнить «Кота в сапогах», «Двух странников», «Бедняка и богача» и, конечно, «Спящую красавицу», «Белоснежку и семь гномов», «Принцесса, которую никто не мог заставить замолчать» и «Госпожу Метелицу». Многие волшебные сказки были переписаны: европейских богов Хеймдалля, Тора, Одина или прочих часто заменяли христианским богом, но это не меняло их сути. Такие сказки по-прежнему могут многое рассказать о европейской религии.

Во многих сказках повторяется мораль, гласящая, что зло всегда получает по заслугам. Незваные гости, идущие на курган в надежде стать посвящёнными, будут наказаны. Мы не знаем, чем это продиктовано: желанием давать знание только отпрыскам Ярла или волей Хеймдалля к усложнению заданий. Один велел Хеймдаллю обучить потомков Ярла, чтобы они были достойными детьми. Плохие дети получали лишь золу – щёлок, которым следовало умыться. В традиционных историях они получают мыло (щёлок), но в сказках им везёт, если они вообще остаются в живых. Это объясняется тем, что сказки долгое время существовали в иудео-христианском мире, изранившем и запутавшем ум человека идеями наказания и стыда… Варг Викернес -«религия и магия Древней скандинавии»

22 марта 2017, 21:53

Сказки - неотъемлемый атрибут нашей жизни. С момента рождения наши головушки уже познают о сказочных дворцах, принцах и принцессах. Когда мы уже становимся «взрослыми и самостоятельными»: научились ходить, разговаривать, задали уже все вопросы «почему?», а некоторые научились читать, мы начинаем мечтать о той сказочной жизни. Конечно, реальность нашего бытия берет верх над нами, и со временем все эти мечты перестают быть частью нашей жизни, но могу с уверенностью сказать, что мы не выбрасываем из своей головы эти иллюзии. Ведь каждый глубоко в душе ощущает себя маленьким ребенком, который верит в чудо. Однако, как оказалось, не все так просто с этими сказками, оказываться эти маленькие незатейливые истории имеет очень глубокий психологический контекст, настолько глубокий, что перед нами возникает вопрос, а действительно ли сказки предназначены для детей? Еще один очень важный факт: ваша любимая с детства сказка может объяснить природу ваших нынешних проблем и страхов. Ну что же начнем!

Золушка

Итак, давайте посмотрим на сюжет «Золушки». Странная семья, честное слово! Безвольный папа, злобная мачеха с отвратительными сестрами и кроткая, бедная девочка, вынужденная батрачить на всю семью. На самом деле, мачеха – это и есть настоящая мама Золушки. Мачехи в подобных сказках всегда имеют собственных, нежно любимых и беспомощных детей, тогда как неродная, милая и услужливая падчерица держится в черном теле. Объясняется эта несправедливость весьма банальной причиной. Первый ребенок получает всю любовь и заботу от своей матери. Но вот на свет появляются младшие сестры или братья… Добрая мама тут же превращается в злую мачеху (пойди, подай, принеси, перепеленай, посмотри за сестричкой), а дочка – в несчастную, отвергнутую, забытую Золушку. Признать маму плохой девочке не хочется, поэтому надо представить себе сказочный сюжет на заданную тему. Скорее всего, он будет выглядеть так: моя мама ушла, умерла, бросила меня. А вместо нее явилась эта самая мачеха, которая теперь не дает буквально никакой жизни.

В психологии существует такой термин как «синдром Золушки» - это комплекс, который выражается низкой самооценкой и пассивным характером его обладательницы. По сути, типичная Золушка, как в сказке Шарля Перро, не любит привлекать к себе внимания. Она очень привязана к родителям и чутко прислушивается к их мнению. Родители (но на их месте вполне могут оказаться близкие друзья, муж) считают ее не совсем способной принимать правильные жизненные решения и, в каком бы возрасте не находилась Золушка, тесно участвуют в ее жизни. С кем дружить, за кого выходить замуж, в какой институт поступать, где работать и отдыхать, как воспитывать детей – сама Золушка решить это не может. Так они прекрасно дополняют друг друга – боязливая Золушка мечтает о чем-либо, а кто-то в роли многомудрой Феи всегда готов решать ее проблемы. Эта пассивность мешает Золушке повзрослеть. В то время как ее сверстницы учатся взаимодействовать с окружающим миром, приобретают жизненный опыт, они, словно пленницы, живут в небольшом замкнутом пространстве. И чем старше становится Золушка, тем заметнее ее неприспособленность. Страх оказаться в одиночестве, без поддержки воспитывает в них умение мгновенно подстраиваться под желания окружающих. Тихие и незаметные, они не создают проблем у родителей, их минуют подростковые кризисы. Но эта пластичность и отзывчивость не идет им на пользу. Целиком полагаясь на родителей и прочих советчиков, они так и не научатся определять свои таланты, желания, ценности.

Зависимость, пассивность, отсутствие жизненного опыта – на основе этих качеств формируется низкая самооценка, причем вне зависимости от природных данных и формальных успехов. Золушками могут быть и красавицы, и умницы, и даже вполне успешные женщины. Только им все время будет казаться, что успех пришел к ним случайно, что он незаслуженный. Исследователи отмечают, что у Золушек может присутствовать своеобразный «страх преуспеть». Ведь успешных Золушек не бывает, иначе от чего тогда их будет спасть Принц?

И конечно, Золушки очень романтичные особы. Мечтают о любви с первого взгляда и на всю жизнь, читают дамские романы, увлекаются женскими сериалами. Верят, что где-то на свете существует идеально подходящий для них человек, и все что от них требуется – это ждать, когда же Принц их найдет. В сказке нашей «Золушке» очень повезло: она обрела своего принца, не прилагая никаких усилий. Все решил случай: она потеряла туфельку, принц решил найти ее обладательницу и в конечном итоге нашел. В реальной жизни ждать принца – невыгодная позиция, ведь рядом повсюду будут «уродливые сестры» (уродливые они только для Золушки), которые смело сумеют переманить принца. Кроме этого, в современном обществе произошла подмена понятий, а именно: один из основных инстинктов мужчин – функция добытчика, исчезает из-за ряда причин, а идеальный принц для Золушки – это именно тот самец, который «пришел, увидел, победил», то есть риск, что она попросту может не дождаться своего «мужчину» и остаться старой девой.
Красная шапочка В «Красной шапочке» речь идет о невероятных семейных отношениях, когда мать отправляет маленького ребенка в лес, к бабушке. Мыслимое ли это дело? На самом деле, с психологической точки зрения, сказка о Красной шапочке – это сказка о первых сексуальных фантазиях. Ибо в оригинале девочка несет бабушке не только пирожки и горшочек масла, а еще и бутылочку с красным винцом. И предлагает она волку эту самую бутылочку открыть. Так что помимо прочего, сказка о Красной Шапочке – это сказка о девочке, которая с удовольствием соблазняет мужчину (волка) невинным поведением, после чего с неменьшим удовольствием, обязательно позовет охотников. В жизни такие сюжеты встречаются на каждом шагу – динамо в красной шапочке получает наслаждение, используя свое тело, как ловушку для «плохих дядек». Сами по себе эти звери-мужчины ее совершенно не интересуют, ведь единственной причиной неадекватного поведения Красной Шапочки становится желание отомстить родителям, так запросто отправившим ее восвояси. Взрослая Красная Шапочка нередко выходит замуж, но она так и остается вечной девочкой, не признающей собственную женственность. Любопытно, что современные Красные Шапочки обожают связываться с местными хулиганами, бандитами, преступниками – одним словом, «волками», - и мстят им при первой возможности.

Красавица и чудовище
"Красавица и чудовище" содержит в себе глубокую духовную истину, являясь, в сущности, поучающей притчей. В основе этой сказки лежит принцип: "Если женщина любит мужчину достаточно сильно, она может изменить его". Это могучее, всепроникающее убеждение кажется вмонтированным в ядро нашей психики. В нашей повседневной речи и поведении постоянно проявляется одна и та же культурная установка: мы можем изменить человека к лучшему силой своей любви, а если мы женщины, то это наш долг. Когда близкий нам человек поступает или чувствует не так, как нам хочется, мы начинаем искать способы изменить его поведение или настроение - обычно с благословения других людей, дающих нам советы и поощряющих наши усилия ("А ты не пробовала...?") Такие предложения в силу своей многочисленности могут противоречить друг другу, и немногие друзья или родственники способны удержаться от них. Каждый хочет помочь, даже средства массовой информации. Они не только поддерживают культурный стереотип, но благодаря своему влиянию всемерно укрепляют его. К примеру, женские журналы полны советов вроде "как помочь вашему мужчине стать...", в то время как советы вроде "как помочь вашей женщине стать..." фактически отсутствуют в соответствующих журналах для мужчин. И мы, женщины, покупаем журналы и пытаемся следовать заключенным в них советам, надеясь помочь своим мужчинам стать такими, какими мы хотим их видеть. Почему идея превратить несчастного, больного или "нехорошего" мужчину в безупречного партнера является для нас такой привлекательной? Почему она так прочно владеет нашими умами, так пленяет нас?
Для некоторых ответ может показаться очевидным: в основе христианской религии воплощен принцип необходимости помогать тем, кому повезло меньше, чем нам. Нас учили со щедростью и состраданием относиться к чужим проблемам, не судить, но помогать - это, похоже, является нашим моральным долгом. К сожалению, подобные добродетельные принципы никак не объясняют поведение миллионов женщин, выбирающих своими партнерами жестоких, безразличных, эмоционально недоступных, пристрастных к алкоголю и/или наркотикам либо по иным причинам не способных к любви и нежности мужчин. Женщины, которые любят слишком сильно, делают этот выбор из-за неудержимой потребности иметь власть над близким человеком. Принцип, что любовь способна превратить чудовище в принца является мифом, придуманным женщинами. По факту, для мужчины брак – это постоянное изменения себя (как для женщин), а просто приобретение нового социального статуса, они не собираются меняться. Женщины, которые вышли замуж, чтобы изменить своего партнера, нередко стают жертвами домашнего насильства.

Русалочка
Сказка о Русалочке – это единственная сказка без «хеппи-энда», но в основе этой сказки также лежит психологическая проблема. Если вспомнить сюжет, то Русалочка – это милое, но бессмысленное создание с роскошной грудью и хвостом на месте того, что положено настоящей женщине, влюбилась в двуногого принца. Ради этой любви ей пришлось покинуть отчий дом, широкие перспективы дочери морского царя, пойти на сговор с колдуньей, остаться без хвоста и гарантированной возможности прожить долгие и счастливые 300 лет. В довесок к этому блаженной русалочке полагалось страдать при каждом шаге от невыносимой боли и молчать, как рыба об лед, потому что садистка-колдунья отрезала ей еще и язык.

Но и этого мало. Поскольку Русалка решила вести жизнь совершенно отличную от жизни предков, непременным условием ее выживания на суше становится свадьба. Если свадьбы не будет, ей гарантировано превращение в пену морскую. Русалочка пачкает королевский паркет кровью, сочащейся из прелестных ножек во время танцев, в надежде, что принц наконец-то поймет, что пора бы уже и жениться. Но ничего не помогает. Этот Принц Русалочку в шелка и муслин наряжает, повсюду с собой таскает, играет ее кудрями, в общем, развлекается, как может, после чего совершенно закономерно женится на настоящей девушке, симпатичной дочери богатых родителей, получившей хорошее образование и приданное в виде половины королевства. Эта сказка как раз-таки описывает созависимые отношения. А именно те отношения, в которых один из партнеров полностью зависим от другого (не обязательно в финансовом плане). Основные принципы созависмых отношений: смысл жизни сосредоточен в партнере, учитываются только желания партнера, терпение любой боли во имя ЛЮБВИ. В основном, такие отношения редко приводят к браку, мужчина абсолютно не воспринимает такую женщину как свою жену, как человека, который достоин уважения, а даже если и доходят, то в таком браке мужчины позволяют себе все, а их зависимые женушки вечно все им прощают. Такое поведение к мужчинам формируется еще с детства. Причиной всему этому – недостаток тактильной и эмоциональной любви от матери. Как раз-таки у Русалочки очень рано умерла мать, а поэтому материнской ласки она не смогла познать.

На самом деле сказок очень много и много интерпретаций к ним. Я попыталась собрать самые интересные и приближенные к реальной жизни психологические анализы. Если эта тема вас заинтересует, буду продолжать работать над ней. Если же не, то все равно буду благодарна за прочтение.

Всего наилучшего, Дорогие Сплетницы! И до встречи!

Добрый день уважаемые любители сказок! Я вновь приветствую вас на своем сайте. Сегодня я попытаюсь вместе с Шарлем Перро проникнуть в глубинный смысл его сказки «Золушка».

Краткое содержание сказки.

Жил – был один почтенный и знатный человек. У него были жена и дочь. Но как только дочери исполнилось 16 лет, жена умерла. Отец женился на другой. У мачехи были две своих дочери, которых она любила и оберегала от работы. Падчерицу мачеха возненавидела и всю грязную неприятную работу по дому поручала ей, не позволяла ни минуты отдыха.

Своих дочерей мачеха одевала в красивые наряды, а падчерица ходила в старом, грязном платье. Падчерица была красивой девочкой, а мачехины дочери не были красавицами, но были горделивы, тщеславны и всячески старались унизить их сводную сестру, не могли простить ей ее красоту и доброту. Мачеха была грозной агрессивной, отец был подавлен властностью жены и не смел защитить свою дочь.

Двойственность мира

Я думаю, что речь здесь идет о двух типах людей: одни приземленные, думают только о благах, удобствах, богатстве для себя любимых, они не замечают страданий окружающих их людей. Даже если у них есть какие – либо излишки одежды, еды, денег, — ни с кем не поделятся. Приземленные потому что их интересует только все земное, они как бы дети матери материи (в сказках – мачехи), не думающие о том, что есть мир Небесный и там другие ценности. Есть и другой тип людей: они уже от рождения как бы дети Отца Небесного (в сказках дети отца, падчерицы, пасынки). Уважительные, трудолюбивые, талантливые, всегда оказывающие помощь и поддержку окружающим, но неизбежно терпящие обиды и насмешки от «мачехиных» детей.

Казалось бы – такая несправедливость. Но в каждой сказке в конечном итоге добро побеждает. В этой сказке падчерица выходит замуж за принца, в других сказках Иванушки и другие отважные герои получают принцессу в жены и полцарства в придачу и т.д.

Формирование Родового Древа

В начале сказки есть очень важное сообщение: девочка жила с родителями до 16 лет. Любящая мама успела научить дочь очень важным жизненным принципам:

«Учила мамочка меня: нет, не течет вода под камень,

А в печке не зажжешь огня, коль не заполнена дровами.

А если сладко хочешь спать, не уповай на Божью милость,

Соломку надо подстилать, да и следить, чтобы не сбилась.

Не смей – чужого не бери! Свое храни. Уж как сумеешь.

А слезы вытри, не реви, от жалости к себе слабеешь.

У Бога много не проси, но верь, что край придет – поможет.

Гнев неразумный погаси, и на судьбу не злись, негоже.

Не жди, что кто-то принесет, поди возьми, ведь ноги держат.

А коль беда – то кто спасет? Сама хоть что-то сделай прежде.

Пусть боязно, пусть не с руки, другие могут – ты пытайся.

Глаза у страха велики, но все получится – старайся.

А за обиды не держись, прощай их. Если бы я знала…»

Учила матушка, а жизнь ее науку подтверждала (стихи А.Опариной).

Очень важно, чтобы именно родители научили ребенка основным жизненным понятиям – это тот духовный стержень, который даст возможность пережить все сложности жизни. В мультфильме «детство Ратибора» очень хорошо показано как матушка с батюшкой обучали сына быть сильным, крепким, смышленым. Ребенок несет наставления родителей через всю жизнь и передает их, умножив своим опытом, детям, внукам и т.д. Вот так формируется Родовое Древо.

Мечты Золушки

Слово Золушка означает уменьшительно – ласкательное от зола. Зола – черные остатки прогоревшего дерева. В этот мир, мир «кожаных одежд» либо «деревянных человечков» (в сказке «Золотой ключик»), мы родились, не умея владеть своими возможностями, которые в нас заложил Отец Небесный при Сотворении. Он нас сотворил «по образу и подобию Своему», то есть в нас заложены возможности творить и одухотворять сотворенное, чтобы было живое.

Фея в сказке показывает немного чудес: из тыквы делает карету, мышей превращает в коней, крысу в кучера, одним взмахом своей волшебной палочки меняет старое грязное платье Золушки на прекрасный бальный наряд, которому позавидовали все дамы у принца на балу.

Мир не прост

Так как же нам обрести в себе «подобие Божие»? Как ни странно, те, кто вынуждает нас в любой работе проявлять творчество (чтобы больше заработать, нужно уметь делать что-то лучше других людей: красивее шить, вкуснее готовить, лучше строить, в спорте достигать лучших результатов, конструировать лучшие машины, самолеты, ракеты и т.д.) и есть испытатели нашего характера. Выносливость, выдержка, умение принять мудрое решение, сопереживание, со-радость, терпение и смирение нарабатываются не враз – это результат долгого труда души человека. Каждое поколение рода нарабатывает за жизнь что-то свое и по генам передает детям, а дети своим детям и т.д. Род, в котором лучше потрудились предки, в каждом последующем поколении достигает более высоких результатов. В школе с самого первого класса видно, что все детки разные по способностям и по глубине восприятия информации. Изначально каждому роду на земле дан один талант – самый первый, а дальше Господом сказано, чтобы люди развивали свои таланты, а не «зарывали в землю», то есть лень исключается – плохая попутчица в жизни. Из рода в род передавалась какая-то профессия от отца к сыну, от сына к внуку и т.д. Если получалось хорошо делать что-то одно, развивались попутно и другие способности, например: выращенный богатый урожай нужно было продать, чтобы приобрести что-то другое необходимое в хозяйстве. Учились ремеслу торговли, психологии торговли, учили языки разных народов, чтобы с ними торговать. То есть человек, активно живущий, всегда развивал свои таланты.

Это важный момент в жизни человека, но не главный. Мы стараемся себя и своих близких оградить от трудностей житейских. Но вот парадокс: если человек сам не страдал, он не умеет сопереживать боли других, он не находит нужным помогать нуждающимся, даже если есть такая возможность.

Обретение себя настоящего

«Мы говорим, что страданий не должно быть, но они есть, и мы должны обретать самих себя в их огне. Скорбь – это один из важнейших факторов жизни, и потому бесполезно говорить, что ее не должно было бы быть. Грех и страдание, и скорбь есть и не наше дело говорить, что Бог ошибся, когда допустил их. Скорбь выжигает в наших душах массу мелочей, но она не всегда делает человека лучшим.

В успехе невозможно обрести себя самого. От успеха бывает только головокружение.

В однообразии тоже невозможно обрести себя. В однообразии мы способны только ворчать.

Найти себя можно только в огне страданий. Страдание либо дарит мне самого себя, либо уничтожает мое Я. На основании Священных Писаний, и человеческого опыта, известно, что это так в жизни людей. Ты всегда узнаешь, когда человек прошел огонь страданий и нашел самого себя (то есть подобие Божие в себе), и ты уверен, что можешь обратиться к нему в беде и найти, что у него есть время для тебя. Если ты обретешь себя в огне страданий, Бог сделает тебя полезным для других людей» (О. Чемберс).

Мачеха с сестрами уехали на бал, а Золушке велено было перебирать смешанные зерна, и она выполнила это задание. Это образ того, что мы очищаем себя от всего ненужного в душе: зерна от плевел, и помогают нам в этом все силы природы физической (птички) и тонкого мира (ангелы). Количество переходит в качество при постоянном усилии, волей своей мы нарабатываем терпение и смирение при необходимости выдержать какие-то испытания в судьбе.

Иногда мы в своих поступках или в мечтах возвышаемся над обыденностью – пребываем на балу у принца. Но вскоре это состояние проходит: карета вновь превращается в тыкву, бальный наряд в старое некрасивое платье и вот только туфелька хрустальная выдает наше обретение себя горнего. Жизненные сложности, преодоленные нами, утончают нашу психику, как бы делают нашу поступь по земле более легкой. В сказке это отображено в изменении обуви: грубые башмаки Фея заменила Золушке на изящные хрустальные туфельки и они не исчезли.

Страдают те, кому в земном мире не очень уютно, они то и преображаются и после жизни в земном мире, уходят в Высшие Светлые миры. Их мы впоследствии и называем Святые.

Радость встречи

«Мир не прост, совсем не прост. Нельзя в нем скрыться от бурь и гроз, нельзя в нем скрыться от зим и вьюг, и от разлук, от горьких разлук». Но за все эти испытания впереди ждет награда – радость встречи с Любовью – Господом нашим. А Золушка – это сердце каждого человека нашей планеты, который сумел в себе подчинить тело – душе, а душу – духу. Вот такое превращение от золы до Золушки.

Я так поняла смысл этой, на первый взгляд незамысловатой, сказочки. А на самом деле, отображающей весь смысл нашей жизни: делай добро и оно возвратится к тебе, «что в мир выпускаешь, то из него и получаешь; как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним; каким судом вы судите, таким и вас будут судить» (Евангелие).

А не пробовали вы разложить эту сказку по Фрейду? Повествование получится на удивление пространным, особенно диагноз главной героини (неполная семья, проблемы с идентификацией в инфантильный период, и т. д.). Ну и туфля, символическое представление вагины, окажется наиболее удобным (и практически - единственным) объектом для фиксации неосознанных желаний принца, почему и была оставлена на лестнице Золушкиным бессознательным как выражение не только подспудного желания вернуться во дворец, но и (бессознательного) намерения с этим самым принцем совокупиться. Принц, обнаруживая туфлю, расшифровывает этот «месседж», после чего, натурально, принимается за поиски… Кстати: довелось мне встретиться с мнением, что в оригинале туфля была не хрустальная, но меховая. Три сестры там чёрт знает что символизируют… Помните трёх братьев у Достоевского? Во-во…

Кстати: никто из нас не знает, чем там всё у этой сказочной парочки кончилось. Каковы были их отношения в дальнейшем? Душевная травма от ранней потери матери, отсутствие объекта для выстраивания идентификации, постоянные унижения со стороны мачехи и сводных сестёр не могли пройти бесследно для душевного здоровья нашей героини. Бессознательное Золушки будет рассматривать новый брак папаши как предательство по отношению к почившей матери (дети воспринимают своих родителей как единое целое вне зависимости и от совместной жизни, и просто от их, родителей, земного существования). Это предательство усугубляется ещё и фактом иного, более лояльного отношения к дочерям новой жены - которых Золушка не могла не воспринимать как конкурентов в борьбе за отцовскую любовь. Тем самым отец совершил против дочери как бы двойное предательство. Отсюда - смутное желание отомстить папеньке, которое в силу невозможности этого… ну, вы и без меня уже догадались. Вся эта агрессия, натурально, будет искать своего выхода. А путь для канализации её у Золушки, как и у большинства других женщин, только один - тот, кто всё время под рукою, то есть муж. Именно на него будет со временем перенесён весь комплекс недовольства биологическим родителем. Отсюда, как минимум, эпизодические вспышки её беспричинного гнева (а если она, как сильная личность, сумеет их подавить, то - неврозы, психозы, навязчивые состояния и прочая психосоматическая муть, по которой плачет кушетка психоаналитика).

Не говорю уже о страстном желании самоутвердиться - желании, всегда отличающем parvenue. Реализуется это у Золушки двумя путями: во-первых, стремлением подчинить себе принца (с этим всё более-менее понятно), а во-вторых, желанием превзойти его во внешнем великолепии. Отсюда - непомерные траты королевской казны, тысячи дорогущих платьев, роскошные балы в её честь , и прочее, прочее, прочее. Чуть не забыл: о своём отце она, скорее всего, забудет (опять же - бессознательная месть, и всё такое). Здесь весьма уместно припомнить рассказ Чехова «Анна на шее» : в обоих случаях психические механизмы девушек совершенно одинаковы. Примерно одинаков и сценарий развития событий. Но вернёмся к сказочке.

Нетрудно заметить, что теперь внутреннее развитие Золушки двинется по одному из двух путей: либо она вся уйдёт в воспитание детей и сразу же обабится - чем вызовет законное недовольство принца и последующее появление у него хорошенькой свежей фаворитки (а может быть даже и не одной). Что останется ещё делать тётке, как не восстанавливать детей против их отца? (Кстати, такие вещи могут происходить и неосознанно, что сделает их ещё более действенными - вспомним идеи Юнга о коллективном бессознательном). Чего доброго, распоясавшейся бабе удастся разрушить их идентификацию - особливо, если «боевые действия» придутся на эдипов период. В результате наследники престола вырастут закомплексованными, неуверенными в себе, да ещё и с проблемами в общении со сверстниками, а впоследствии - и в сексе.

Либо новоиспечённая принцесса ещё пуще станет предаваться светским увеселениям, изменяя мужу начала с молодыми стройными кавалергардами, а потом и с прислугой - для, так сказать, восстановления душевного равновесия. «Пёс возвращается на свою блевотину», - заметил как-то раз апостол Пётр, по другому, впрочем, поводу. Натурально, рано или поздно всё бы это всплыло…

Существует и ещё один немаловажный момент. «Если судьба лишила меня одного любимого объекта, то кто знает, может быть завтра я точно также утрачу и другой, то есть мужа», - будет нашёптывать Золушке её психика . Отсюда мы получаем не только с детства заниженную самооценку девочки («раз это произошло со мной, значит я плохая»), но и перманентный страх утратить новый любовный объект. Отсюда - не только постоянные изнуряющие принца требования подтверждения любви, но также и ревность, а самое главное - потребность в тотальном за ним контроле. Беднягу будут постоянно изводить подозрениями, лазить по карманам камзола, рыться в столе, перлюстрировать письма, понуждать придворных фрейлин следить за каждым его шагом… Потом, натурально, начнутся скандалы и упреки… Представляете, как будет выглядеть такая «семейная жизнь»?

Реакцию «молодого» на все эти невротические проявления также нетрудно предугадать: «Да ты вообще кто такая? Ты же мне всем обязана. Да я тебя из дерьма вытащил!» Наша принцесса, ещё в отцовском доме сполна натерпевшаяся всевозможных унижений, скорее всего за словом в карман не полезет… А отсюда - новый виток семейных конфликтов. Кстати: если бы Золушка пошла с ним под венец пусть и из счастливой, и полноценной, но не княжеской семьи, то и это добром бы не кончилось. И теперь её также разрушало бы то, что называется «из грязи в князи». Героиню всё равно травмировало бы неприятное ощущение как собственной зависимости, так и презрительно-пренебрежительного отношения придворных герцогов и князей. А если бы у принца были ещё братья и, особенно, сёстры - то вообще пиши пропало: придворная жизнь стремительно выродилась бы в типичный мексиканский сериал.

Вся эта катавасия неизбежно скажется и на авторитете принца, будущего короля. Общаться на равных с королевами соседних государств бывшая Золушка по определению не сможет: будет постоянно мешать всё тот же застарелый комплекс. Дамочка начнёт либо постоянно срываться на грубость, либо брякать что-то невпопад на званых приёмах. «Незнание этикета не позволяло ей достойно представлять интересы мужа на официальных мероприятиях». Не говоря уже об общей необразованности и неотёсанности - постоянные занятия домашним хозяйством лишили её возможности получить хорошие манеры и полноценное образование… Да и не стали бы королевы с нею общаться, не желая признавать за равную - ведь это означало бы потерять собственный их авторитет.

Натурально, взбалмошная, излишне самоуверенная и слегка туповатая королевка начала бы тривиально жаловаться мужу (в спальне, перед… ну, вы и сами уже поняли), а потом и всячески пилить его. Типа, «если ты меня любишь, то больше не принимай таких-то послов: их королева на меня косо взглянула». Да-да, он любит. Он всё сделает. Помните Николая II?

Коль скоро отец Золушки в ситуации повторного брака повёл себя как типичная тряпка, это свидетельствует об исключительной мягкости его характера. Натурально, дочь будет искать себе аналогичного подкаблучника. Вполне возможно предположить, что избранный ею принц именно таков. Скорее всего, счастливый муж не сможет отказать горячо любимой жене в такой мелочи… Короче, результатом гриммовского мезальянса стала бы эскалация международной напряжённости. А что? Многие считают, что все войны произошли из-за женщин. Чем, спрашивается, «схема», представленная на суд читателю, хуже?

Да, я ещё не рассказал вам о взаимоотношении новоиспечённой «принцессы» с королевой-матерью. Это отдельная история… Это просто песня!

Кстати, лучше всех истолковал эту сказку, описал характер главной героини, и нарисовал убедительнейшую картину дальнейшего развития событий Алексей Черных. Очень и очень рекомендую. Только «хеппи-энд» у него совсем другой. Так что прочтите и выберите из двух вариантов тот, который более вам по душе.

Любовь возвышает в исключительно редких случаях; замужество за принцем - не из таких. Кухарка не может, не должна, и не будет управлять государством. Но факт остаётся фактом: эта сказка наверняка испортила психику и мировосприятие не одного поколения юных впечатлительных особ… А впрочем, при чём тут сказка? Сознание поколений женщин всего лишь подобрало подходящий сюжет под свои изначальные устремления - получить сразу и всё, ничем за это не заплатив. О меховой туфельке как «способе оплаты» пока умолчим. Один сетевой автор на форуме, где обсуждалась тема «идеал женщины - это подкаблучник», очень верно подметил, что «в сказках девушки выходят замуж именно за принцев. Заметьте, не за гувернантов, садовников, королевских гвардейцев, генералов, министров, казначеев. Не идут в любовницы к королю, например (то место уже занято придворными фрейлинами). Только за принца. Во-первых, денежки у него папины. Ходить на работу ему не к лицу. А за супружеской верностью присмотрят папарацци. Что остаётся бедному мальчику? Только представительские функции на всяческих балах и презентациях. Да делать в спальне новых продолжателей королевского рода».

«Сказка о Золушке - одна из самых популярных сказок в мире. Она живёт уже 2500 лет и за это время получила 700 версий. А самый ранний вариант „Золушки“ был найден в Древнем Египте - там матери рассказывали детям на ночь историю о прекрасной проститутке, которая купалась в реке, а в это время орёл украл её сандалию и унес её фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил общенациональный розыск. И, конечно, когда он нашёл Фодорис - Золушку - он тут же женился на ней».

Сам факт распространённости выражения «ищу своего принца», да и сюжета сказки является весьма показательным, так как более всего обличает стремление многих, очень многих женщин перескочить «из грязи в князи», используя при этом мужчину и его положение в обществе. Типа, «чтобы у меня всё было, а мне за это ничего не было». Но так не бывает. За всё нужно платить. Внешней красоты ещё недостаточно, чтобы претендовать на место принцессы. Как насчёт голубой крови, внутреннего аристократизма и сознания того, что за каждым твоим шагом следят десятки поколений благородных предков, перед которыми не хочется краснеть?

Для тех, кто заинтересовался этой темой, предлагаю ознакомиться с интересными рассуждениями Елены Черниковой: миф о Золушке «остаётся не только действенным, но и совершенно непонятым основной массой нашего женского населения. С одной стороны, мужчины по-прежнему на вторых ролях. Точно как и в советском кино: Принцу достаточно было лишь поучаствовать в бальных мероприятиях, а вот потенциальной принцессе надо и очиститься, и путь пройти, и ведьму иметь в крестных. С другой стороны, историческая, фольклорная золушка всех народов на самом деле имеет право на престол . (выделено Еленой Черниковой. - К. Б. ) В оригинале судьба-злодейка отбрасывает её на некоторое время с дороги по семейным обстоятельствам, а она возвращается в исходное положение благодаря смекалке и другим качествам. Но - возвращается в своё законное положение! А вовсе не по рабскому труду получает орден».

Министерство образования Украины

Харьковский национальный университет им. Каразина

на тему: "Психологический портрет Золушки"

г. Харьков 2008


Речь пойдет о героине сказки Шарля Перро "Золушке", которая рассматривалась с моей точки зрения (славянской) понимания этой зарубежной героини.

С начала сказки героиня Золушки предстает милой, общительной, сопереживающей и готовой придти на помощь нуждающимся в ней, маленькой девочкой, которая радуется жизни, своим родителям, открыта окружающему миру. Ребёнком, который может и выражает свободно свои эмоции и чувства, разные свои желания и взгляды. Она значима и уважаема должным образом своими родителями. Можно сказать, что как ребенок, Золушка играла и развивалась свободно, не ограничивая свой творческий потенциал и способности, открыто выражала (пусть по-детски наивно) свои взгляды на вещи. В этот момент её жизнь была интересной и наполненной смыслом.

Рассматривая детство и семью Золушки, можно предположить, что условия такого хорошего воспитания и отношения к ней: как ещё маленькой, но уже личности, взрастили бы целостную личность во взрослой Золушке. Но неожиданный удар судьбы - смерть мамы и в дальнейшем брак её отца на новой жене - злой мачехе коренным образом меняют жизнь Золушки, а впоследствие и её личность подвергается изменениям.

Как происходил процесс изменения личности Золушки можно лишь предполагать и фантазировать, так как в сказке этот период её взросления коротко описывается тяжелыми условиями (в том числе бездействием и беспомощностью отца) и многочисленными обязанностями.

Повзрослевшая Золушка - это всё та же добрая, но без проявления себя, своего характера, терпеливая, всепрощающая девушка. Девушка без прав на проявление чувств, желаний, эмоций. В этой ситуации ужасают не условия и постоянное выполнение тяжелого физического труда, а бездействие и принятие Золушкой сложившегося образа жизни: выполнив всю работу по дому Золушка уходила в уголок возле печи, садилась на горку золы (от сюда и прозвище "Золушка") и ждала очередных приказов, требований, поручений, которые отдавали её сводные сёстры и мачеха. И лишь в моменты, когда она оставалась одна, она вспоминала свою семью и то, время когда ей было хорошо среди любящих людей. Эти мысли уводят её далеко в свой идеальный мир, в котором нет злобной мачехи и её дочерей, а есть свой дом, семья и любящий принц. Здесь просматривается идеалистическое мышление Золушки, попытки день за днём, раз за разом забыть, не думать о реально происходящем, о своём страхе и неспособности что-либо менять.

Лишь с большими усилиями она делает то, что хочется. В ситуации, когда она красивая и нарядная, одетая и подготовленная феей-крёстной, подъехав к замку, сомневается и боится сделать так, как хочется - пойти на бал. Золушке приходится, преодолевая себя, свои сомнения, спасительное желание уйти (убежать), зайти в замок, и войдя в бальный зал почувствовать себя по-другому. И здесь на балу, получив желаемое, она бежит из страха непринятия себя принцем такой, какая она есть. Да и ей самой трудно в один миг принять исполнение своих желаний, ведь она отвыкла от этого.

Проявление слабой воли и самопожертвования наглядно проявляется во время примерки хрустальной туфельки сёстрами. Здесь Золушка собственноручно умело одевает туфельку на ногу сестре, и в этот момент отказывается от любимого принца, от возможности стать принцессой: вырваться из своего дома и реализовать свои мечты. Она делает так, как хочет её окружение, пряча и приглушая свои чувства, отодвигая себя на задний план. Так и хочется задать вопрос: "А, что же дальше?". И не услышав ответа, понимаешь бессмысленность и бесполезность жизни Золушки на этом этапе жизни. Возможно всё и было бы так грустно, если бы вновь воля случая (разбитая туфелька) и старания феи-крёстной не дали шанс Золушки заявить о себе и своих правах (девушки, обладательницы той самой маленькой ножки, с которой и слетела туфелька) на роль невесты принца.

Подводя итог выше сказанного, обращаясь к типологии патологий личности профессора Дусавицкого А.К., можно сказать, что психологический портрет Золушки - это портрет "Стоика":

с основным жизненным принципом - терпение,

с второстепенным, саможертвующим отношением к себе,

с типом личности, который сформировало окружение (в случае Золушки - это мачеха и её дочери),

с принятием приоритетности других,

с идеалистическим мышлением и приглушенными в себе чувствами,

с отсутствием воли и прикладыванию больших усилий для реализации своих желаний,

с памятью, которая отказывается помнить всё то, что происходит и

в результате бессмысленным прожиганием жизни.

Подходя к концу истории о Золушке, веришь в то, что благодаря положительному воспитанию, полученному в раннем детстве, "волшебным" обстоятельствам, поддержки феи-крёстной, принца и, наконец, своим усилиям и целеустремлённому развитию, эта молодая девушка станет целостной личностью: творческой, с ярким проявлением достойного уважения к себе, реализующей свои желания, чувствующей и помнящей каждый момент своей осмысленной, целеустремленной жизни.

Другие материалы

  • Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад
  • Между двумя исследуемыми группами. 2.2. Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад 1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому. Рассмотрим анализ анкетирования родителей...


    Производство и в князи, и в грязи!» Заключение Итак, рассмотренные в данной работе многочисленные факты, влияющие на современное состояние жанра политический портрет, нуждаются в обобщении. Принципиальная особенность отображения человека на станицах периодической печати сводится к...


  • Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития
  • Необходимости связываются с коллегами и администрацией учреждений, куда поступает ребенок. Опыт создания и деятельности СССиР в г. Пскове показал, что работа по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития востребована. За полтора года работы Службы ее услугами воспользовалось...


    Такая тенденция наметилась в литературной сказке с 20-х годов. Вместе с Золушкой, носительницей доброго начала, в сказку входит одна из главных тем творчества Е.Шварца - тема любви, понимаемая драматургом весьма широко. Противостояние добра и зла, таким образом, предстает как противостояние любви...


    Этапа к другому, не означает механической смены и последовательности стадий. Каждая стадия самосознания детерминирована не только соответствующим уровнем развития психики и личности в целом, но и результатами развития предыдущих, менее сложных стадий самосознания. Иными словами, между всеми стадиями...


    Проявление жизненной необходимости. В работе И. П. Черноусовой “Структура и художественные функции мотивов русской волшебной сказки” приводится система мотивов, разработанная автором для структурного анализа волшебных сказок. Это мотивы: · Поиск супруга и восстановление...


    Причин и последствий неравенства их изначального положения в профессиональной деятельности, на наш взгляд, залог для дальнейших успехов в ней. Глава 2. Выбор карьеры для женщины Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других. (Соммерсет Моэм) Выбор...


    И духовности. Во второй главе описана экспериментальная и исследовательская работа. Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ учебников на предмет выявления воспитательного содержания сказок, предложены формы внеклассной...


    Судьбы и наследия героя. Не мог остаться незамеченным в романтизме и характерный для художественной биографии ярко выраженный элемент идеализации героя, метафоричность его образа. 5. Типы и основные черты биографических новелл Паустовского 5.1 Биографическое произведение как вид литературы...


  • Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях
  • Правильного воспитания, основа оказания помощи родителям в решении задач семейной педагогики. Можно сказать кратко: чтобы помогать, надо знать. Поэтому изучение семьи не самоцель, не самостоятельная проблема в работе классного руководителя. Это обязательное условие (одно из многих) успешности его...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?