Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Матрешка в японии. Японская матрешка: название и фото


Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия : появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила . Он же Фукурокуджу , он же Фукурокудзю разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно.

Японская кукла Фукурума:

Русская матрешка:

Версия третья японскую фигурку будто бы привезли с острова в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.

«Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…»

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова — статья «Кто придумал матрёшку». Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе).

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

Русская матрешка:

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера»

:
Теперь о прототипе матрешки. А был ли ? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума , добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума , не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!»

Русская матрешка:

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.

Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта.
В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из д. Мешкарево Повенецкого уезда.

Русская матрешка:

На одном из форумов на тему культуры, в частности, развёрнутой в сети Интернет, прозвучало буквально следующее: «Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла . За образец . По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии. призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы ):

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме»


С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Что касается восточного мудреца Дарумы (вот ещё одно имя «предшественника» матрёшки!) – честно говоря, располневший от неподвижности, да ещё с отнявшимися ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с русской игрушкой, в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Речь вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических деятелей мужского (!) пола, карикатурными ликами которых предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт, прежде всего, о продолжении старых традиций разных школ в росписи русской матрёшки, о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.

В процессе работы над этим материалом возникла необходимость задействовать и смежные источники, не только посвящённые теме русской народной игрушки. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами:
МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам.

Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря, если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России – утверждение о том, что наша , несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка некоего восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала впоследствии своё влияние на культуры других народов, в том числе проявившая себя и в языке, и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.


Мало кто задумывался о том, что, как принято считать, исконно русская фигурка «Матрешка» на самом деле пришла в Россию из Японии на границе XIX-XX веков. Как это произошло, и как выглядели первые японские матрешки Вы узнаете из этой статьи.

Изначально есть несколько версий происхождения матрешки в Японии.

1. Древняя Япония – это страна множества богов. И каждый из Богов отвечал за свою область: урожай, искусство, справедливость. Японские боги были разнообразны и многолики. Древние Японские мудрецы считали, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал один бог. Поэтому в конце XIX столетия неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок одна в другую.

Так возникла фигурка буддийского мудреца Фукурумы и вместе с тем пра-матрешки. Фукурума – добродушный старик, который покровительствовал счастью, процветанию и мудрости (на иллюстрации слева)

2. Есть мнение, что матрешка была заимствована от японской куклы Дарумы . Дарума - это мудрец-основатель дзэн-буддизма . Дарума (達磨) - японский вариант имени Бодхидхарма, именно так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. «Изобретению» дзэн-буддизма предшествовала длительнейшая медитация, в течение которой Дарума просидел девять лет, смотря в стену. Из-за этого долгого сидения, согласно легенде, у Бодхидхармы (Дарумы) отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего кукла дарума изображается безногим. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так вырос настоящий чай. Его не по-азиатски круглые глаза стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы (на иллюстрации справа).


В Японии фигурки-неваляшки Дарумы используются в новогодних церемониях. Раскрашенная фигурка Дарумы без нарисованных зрачков покупается в храме и приносится домой. Перед Дарумой загадывается желание и дорисовывается один зрачок. Видимо, Даруме так хочется получить второй зрачок, что он приложит все усилия, чтобы желание осуществилось. Если желание сбывается, Дарума получает второй глаз, а нет - так относится в храм и сжигается.

На японскую фигурку в начале XX века обратил внимание русский мастер, токарь по профессии, Василий Звездочкин. Каким образом японская игрушка попала в Россию - неизвестно. То ли ее завез путешествующий по свету монах, то ли игрушку подарили богатой семье, в которой работал Звездочкин. Тем не менее это именно он выточил из дерева похожие фигурки, который вкладывались одна в другую. А расписал фигурку на русский мотив известный художник Сергей Малютин. Он изобразил круглолицую румяную девушку в цветастом платке, сарафане, с черным петухом в руке. Сле дующая девушка была с серпом в руке, еще одна – с караваем. Не забыл художник и о мальчиках. А самая маленькая фигурка стала носить образ спелёнутого младенца. Так появилось целою дружелюбное семейство. Первая матрешка хранится и по сей день Музее игрушки в Сергиевом Посаде (на иллюстрации справа).

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

Затем матрешка видоизменялась как в Японии


так и в России

В 1890 году из Японии в Россию завезли фигурки мудреца Фукурими. Сейчас такие фигурки мы называем … матрешками.

Фукурума-этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи и приобретают там их маленькие статуэтки.

По легенде, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума-дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. Куколка была разъемная, а внутри Просветленного пряталось еще несколько таких же «просветлят». Правдива эта история или нет, однако доподлинно известно, что разъемные фигурки Фукурумы и еще одного буддийского святого – Дарумы – в Японии были распространены очень широко.

Самая философская русская игрушка!И ведь именно оттуда в 1890 году в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» мецената и благотворителя Мамонтова привезли эту самую «многоуровневую» фигурку. В то время в моде было все японское, да и восточное в целом – в искусстве царил модерн, в салонах восточный мистицизм и философия причудливо сплетались с русской культурой. Естественно, Фукурума нашел здесь свою новую родину и потомков!

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Предупреждение: Данная новость взята

"Наше все" среди игрушек. Нарядная, живописная, несущая в себе тайну и не одну. Причем, главный секрет всегда таится в самой малюсенькой матрешечке, неразъемной. Этот секрет матрешки не выдают никому: тайну своего происхождения.

"Биографы" матрешки точно знают, когда эти забавные куклы появились в России - в конце прошлого века. Например, доподлинно известно, что в 1900 году эта красавица - шесть в одной - произвела фурор в Европе: получила бронзовую медаль на Всемирной выставке вПариже. Но кто их придумал, и есть ли у них прародители - это остается загадкой.

В Париж матрешку привезла М. Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного мецената Саввы Мамонтова и владельца игрушечной фабрики "Детское воспитание". Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую. По его воспоминаниям он увидел в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе. О том, что конкретно ему посоветовали мастера, и кто расписал первую деревянную куклу, в его воспоминаниях нет ни слова.

Специалисты считают, что это сделал известный художник, театральный декоратор, иллюстратор Сергей Малютин. Он дружил с Мамонтовыми и сотрудничал с А.И. Мамонтовым в его издательстве. Причем первая кукла была вовсе не матрешка - Матрена - Матрона - знатная красивая дама, а простая крестьянская девушка. С черным петухом под мышкой.

Дама с петухом.

И вкладывались в нее не уменьшенные копии, а просто девчонки и мальчишки, очевидно, братья и сестры, последняя куколка - запеленутый младенец .

Все эта история очень похожа на правду. Тем более, что в России существовали традиции изготовления разъемных точеных деревянных сувениров. Достаточно вспомнить пасхальные яйца, разъемные, полые и с секретом - сюрпризом внутри. И в русском фольклоре с воодушевлением разрабатывалась это тема. Смерть Кащея в иголке, иголка - в яйце, яйцо - утке...

Но многие считают, что фамильные корни матрешки надо искать дальше - в Японии. Не простая "журнальная чурка" стала прообразом знаменитой игрушки, а японский "яйцеголовый" - мудрец Фурукуму.

Конец 19 века. В России в большой моде Восток. В Абрамцево - загородную усадьбу Мамонтовых - кто-то из гостей-художников привозит забавную японскую деревянную игрушку - длинноголового Фукуруму (Фукурокудзю福禄寿) — бога богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия.


Фукурокудзю входит в число так называемых «семи богов счастья» Состав их был непостоянным, но общее число и единство персонажей неизменно по крайней мере с XVI в. Все эти семь богов и должны прятаться внутри Фурукумы.

Забавные японцы имеют успех, и на свет появляется наш ответ Стране Восходящего Солнца - Дама с петухом.

Но на этом история не заканчивается. Весьма возможно, что в Японии у матрешки есть еще один загадочный "родственник" , еще один мудрец - Дарума. У него своя удивительная история. Дарума - японский вариант имени Бодхидхарма , так звали индийского мудреца, основателя дзен-буддизма, пришедшего вКитай и создавшего монастырьШаолинь . Этому предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего Дарума изображается безногим. Кроме того, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы.

Именно эти качества - стать, и круглые глаза Дарума, очевидно, передал по наследству матрешке. Хотя, если честно он больше напоминает Ваньку-Встаньку и куклу-невалюшку. Вместо плоской подошвы-подставки у него круглое "дно" и смещенный вниз центр тяжести, что позволяет ему всегда сохранять вертикальное положение. В Японии фигурки-неваляшки Дарумы используются в новогодних церемониях. Раскрашенная фигурка Дарумы без нарисованных зрачков покупается в храме и приносится домой. Перед Дарумой загадывается желание и дорисовывается один зрачок. Видимо, Даруме так хочется получить второй зрачок, что он приложит все усилия, чтобы желание осуществилось. Если желание сбывается, Дарума получает второй глаз, а нет — так относится в храм и сжигается. Но это не означает, что человек отказывается от своего желания, а говорит о том, что для достижения своих целей он выберет другой путь.

Если Даруму считать одним из прародителей матрешки, то поиски корней могут переместиться не только в Китай, но и в Индию. А если вспомнить о том, древние египтяне любили хоронить своих фараонов в нескольких саркофагах, вкладывающихся один в другой, то и в Египет.

Но как бы то ни было самой популярной в этом древнем и разветвленном клане все - таки стала именно русская матрешка. А тайна ее рождения пусть так и останется тайной.


Кстати, работа над матрешечным "комплектом" начинается именно с главной хранительницы этой тайны, самой маленькой матрешки. В качестве материала используют липу, режеольхуилиберёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течении несколько лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций.

Затем каждую куклу покрывают маслянным лаком. После окончательной сушки и полировки приступают к раскраске.

В России существует несколько "матрешечных" школ. У каждой свои фирменные "примочки".

В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.

Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой.

Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают полхов-майдановскую матрешку. Она постройнее своих подруг: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.


Использованы материалы Википедии.

В России традиционная кукла матрешка появилась сравнительно недавно: лишь в 90-х годах XIX столетия. Тем не менее уже во время проведения Всемирной выставки в Париже 1900 года матрешке удалось завоевать золотую медаль, подтвердив статус национального символа.

В начале было…

Несмотря на то что во всем мире матрешка считается неизменным символом русской культуры, мало кому известно, что на самом деле прообразом этой знаменитой раскладной куклы послужила Дарума - японская «матрешка», которая была олицетворением Бодхидхармы. Однако история ее появления имеет намного более древние корни.

Первые раскладные куклы появились еще в Древнем Китае во времена империи Сун, около 1000 года н. э. Внешне они выглядели совсем не как куклы. Это были небольшие ящички, красиво украшенные и многофункциональные. Значительно позже, в XVIII веке, принцип их устройства стал использоваться для изготовления наборов раскладных кукол: в каждой кукле большего размера находится куколка поменьше. Так и появились первые «матрешки».

В китайском варианте внутри самой маленькой куклы находилось лишь одно зерно риса - символ божественной духовной пищи.

А что в Японии?

Согласно легендам, давным-давно в Китае поселился буддийский монах родом из Индии и основал там монастырь Шаолинь, где медитировал дни и ночи в течение 9 лет. Звали мудреца Бодхидхарма. В японском варианте это имя известно как Дарума. Подобно святому Антонию, подвергавшемуся многочисленным искушениям во время своего пребывания в пустыне, Дарума должен был преодолевать всевозможные испытания, то и дело сваливающиеся на него. Однажды мудрец осознал, что вместо медитации он пребывает во сне. Тогда Дарума совершил отчаянный поступок: срезав свои веки, он бросил их наземь и продолжил медитацию. Впоследствии из-за долгого сидения Дарума перестал контролировать собственные руки и ноги, поэтому деревянную куклу с его изображением, появившуюся в Японии, принято изображать безногой и безрукой.

Сотни и тысячи японцев ежегодно совершают особый новогодний ритуал, связанный с их верой в чудодейственную силу Дарумы. Сама японская матрешка имеет округлую форму, по сути, являясь не столько «матрешкой» в традиционном понимании, сколько куклой-неваляшкой. У нее большие круглые глаза без зрачков, что необходимо для совершения ритуала. Куклу покупают в храме и дома загадывают желание. Затем один глаз раскрашивают, т. е. открывают Даруме глаз. В таком виде матрешка будет стоять в доме целый год и, если желание исполняется в течение этого времени, то ей раскрашивают второй глаз. Это благодарность Даруме. В противном случае японскую матрешку относят обратно в храм, сжигают и покупают новую.

Семь человеческих тел

Есть иная версия возникновения японской матрешки. Игрушка, согласно ей, была соединена с восточной философией русским монахом, бежавшим в Японию. Прообразом этой матрешки стало изображение Фукурумы (или Фукурокудзю).

В японской традиции выделяется семь богов счастья - так называемые ситифукудзин, каждый из которых контролирует лишь одно из семи человеческих тел. Среди них есть тот, который отвечает за мудрость, высокие интеллектуальные способности и богатство - Фукурума. Японская матрешка с его изображением имеет собственные уникальные особенности. Это, прежде всего, высокий удлиненный лоб, на котором виднеются глубокие морщины, и посох, который Фукурума держит в руках.

Но как появилась сама матрешка? Точно сказать никто не сможет. Считается, будто однажды неизвестный японский мастер создал семь кукол-изображений ситифукудзин и поместил одна в другую. Самой крупной и главной среди них был Фукурума. В нем и пряталась вся его «божественная» семья.

Путь в Россию

В продолжение этой версии появления русской матрешки стоит отметить, что многие всерьез полагают, будто именно эту японскую матрешку, с изображением Фукурумы, привезли в Россию в 1890 году. И привезли не куда-нибудь, а в усадьбу Абрамцева, где проживал типограф Анатолий Мамонтов, брат известного русского мецената Саввы Мамонтова. Ему принадлежала мастерская «Детское воспитание», где работали художник-модернист Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин.

Когда художник увидел японскую куклу и воодушевился ее необычным устройством, в голове у него возник интересный замысел. Его он вскоре изложил Звездочкину, у которого и заказал изготовление первой в России русской матрешки. Роспись куколок Малютин осуществил собственноручно. Поначалу это были скромные девушки в простых платьях, раскрашенные гуашью. Однако позже роспись стала усложняться - появились матрешки со сложными цветочными орнаментами и сказочными сюжетами. Количество матрешек из одного набора также увеличивалось. Но самая первая матрешка до сих пор не утеряна. Она хранится в музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Вернемся в Японию

Мы уже рассмотрели три версии происхождения матрешки, но есть и четвертая. Существует еще одна японская матрешка - кокеши (или кокэси). Местом происхождения ее считается Тохоку, окраина японского острова Хонсю. Что касается даты рождения… Предположительно, это XVII-XVIII века, но некоторые специалисты утверждают, что кукла появилась на свет более 1000 лет назад.

Кокеши представляет собой красиво расписанную девочку. Ее изготавливают из дерева, и состоит она из двух раздельных частей: небольшого цилиндрического туловища и головки (см. фото японской матрешки ниже). Бывает, что кокеши делают из цельного бруска дерева, но это встречается очень редко. Заметьте, что эта японская кукла также не имеет ни рук, ни ног.

Для изготовления кокеши подходят самые различные деревья - от клена и березы до утонченного вишневого дерева. Кукла обычно раскрашивается в красный, черный и желтый цвета и украшается растительными мотивами, столь характерными для японской культуры.

Интересно, что у традиционных кокеши выделяется как минимум 11 типов формы. Самая популярная - «наруко кокеши». У нее головка может поворачиваться, а сама кукла издает при этом звук, очень похожий на тихий плач. Отсюда ее второе название - «плачущая кокеши».

В целом, кокеши - чрезвычайно популярная игрушка в современной Японии. Они символизируют собой жизнерадостность, стойкость уклада японской культуры, преемственность традиций предков. Они обладают значительной культурной ценностью. Пожалуй, по этим характеристикам японские матрешки очень схожи с их русскими «сестрами».

Таковы предположения о происхождении русской матрешки. Как оказалось, не так уж традиционна она для культуры России, как многие привыкли думать. Одно несомненно: прообраз разборных кукол появился еще в далекие времена благодаря усилиям и воображению японских мастеров. Что из этого вышло? Смотрите сами.

Современные матрешки

Сегодня наборы разборных кукол пользуются высокой популярностью по всему миру. Помимо традиционных мотивов, все чаще мастера используют свои неординарные и иногда очень смелые идеи для росписи матрешек. Так появились матрешки, изображающие политических лидеров, музыкальных идолов, животных. На самом деле они показывают все, на что способна фантазия мастера. Разнообразие столь велико, что традиционные мотивы почти полностью ушли на задний план. Возможно, именно в этом секрет ее популярности? Среди огромного выбора каждый может найти что-то по душе.

Для любителей животных

Здесь есть матрешки, изображающие птиц, медведей, кошек и собак - все это по-прежнему напоминает о старинных русских традициях, сохранившихся с незапамятных времен. Разве могут эти матрешки не умилять и не заряжать позитивом?

Матрешки-президенты и куклы для болельщиков

Еще один оригинальный вариант росписи матрешек - изображения президентов и государственных служащих различных стран, которые все еще ведут политическую деятельность либо уже оставили след в истории человечества.

Актуальная для этого года тема росписи матрешек - ФИФА 2018. Сохранив исконный русский облик голубоглазой красавицы, фартук матрешки украсили символикой главного футбольного соревнования.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?