Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Японские традиции. Веер утива (Uchiwa)

Удивительная вещь - когда-то этот жж был исключительно новостным. Но в последнее время там появились превосходные статьи по разным, не слишком у нас известным темам, связанным с японскими традициями. Перепечатка нескольких последних...

Оригинал взят у yamato7 в Японские традиции. Веер утива (Uchiwa).

Японский веер утива (Uchiwa) является традиционным японским изделием с давними традициями. Сначала веер не был складывающимся, он делался путем разрезания бамбуковой трубки, а узкие осколки распускались в радиальную форму веера. По обеим сторонам бамбука приклеивалась бумага васи или шелк. Утива походила на ракетку для игры в пинг-понг. В Японии утиву часто называют солнечным веером, так как внешне он напоминает часть солнечного диска с исходящими лучами. Материалом для изготовления японских вееров служил не только бамбук, но и бронза, слоновая кость, сандаловое дерево, перламутр, панцирь черепахи, серебро и золото.

Впервые вееры в Японию были привезены из Китая в 5-ом веке. С самого начала эти вееры были священными инструментами и использовались в буддийских церемониях и ритуалах. Ранние вееры были не округлены, как сегодня. Они были больше похожи на прямоугольники, установленные на палку. Японская императорская семья и других благородные фамилии использовали эти вееры, чтобы заблокировать солнце и незаметно скрывать свои лица от общественности в тех редких случаях, когда они вторгались в мир повседневной жизни за пределы дворца и усадьбы, где они проводят свои дни. При встрече с человеком более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами приличия - лицо подчиненного должно быть открыто всегда. Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание.

Шло время, утива изменили свою форму и дизайн, и к 10 веку превратился в округлый тип, который мы знаем сегодня, но оставались неокрашенными. В эпоху Хэйан (794-1185) вееры делали сложной конструкции, их использовали при торжествах императорского двора и в качестве аксессуаров аристократов. Позднее они стали использоваться при исполнении классического японского танца и для чайной церемонии. В период Камакура (1185-1333) вееры утива стали частью повседневной жизни, особенно в летний сезон, для людей всех сословий. Самые роскошные вееры, из шелка или даже кожи, были зарезервированы для знати и других лиц высокого ранга.

Предназначался веер не только для вентиляции, но также для защиты от солнца, комаров и сокрытия женского лица от посторонних глаз - японский вариант паранджи. В средневековье японские женщины полагали, что выставлять свое лицо напоказ - неприлично и даже опасно. Открытое лицо - все равно, что открытие собственного имени, делает тебя беззащитным - как перед мужчиной, так и перед недобрыми духами. Точно также считалось недопустимым обладать загорелой кожей. Одним из признаков настоящей красавицы, которая никогда не работала в поле, была белая кожа. Это должно было отличать ее от обычных женщин, опаленных солнцем крестьянок.

В период Муромати (1333-1568) японцы начали раскрашивать вееры. Популярными мотивами были люди, цветы, птицы и природные сцены. В период гражданской войны 1467-1568 годов, утива превратилась в важный аксессуар для самураев. В средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" повествуется о том, как могущественный военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе темнотой, взмахом веера заставил солнце вновь подняться на небосклон. Веер, прикрепленный к древку, воткнутому в землю, указывал на местонахождение коня военачальника. Одна из многочисленных легенд о знаменитом полководце Такэда Сингэн (1521-1573) рассказывает, что с помощью взмаха веера Сингэн оборонился от теснивших его вражеских войск. В японских сказках вееру также отводится роль волшебной палочки. Веер - непременный атрибут демона тэнгу - гибрида собаки и птицы, длинноносого демона, который обитает на вершине дерева, обычно сосны. С помощью взмаха круглого вера тэнгу мог удлинять и укорачивать людские носы.

Кроме утива в Японии получил распространение и складной веер ооги или сэнсу.
Считается, что ооги был изобретен в Японии, а затем заимствован Китаем - редчайший для древности случай. Обычно поток технологической информации был направлен прямо в противоположную сторону. Складывающийся веер украшали живописью и стихами.

Развитие вееров продолжилось в период Эдо (1600-1867), и вскоре их делали по всей стране с уникальными конструкциями и местными мотивами. Утива широко использовалась среди простых людей в эпоху Эдо. Вееры были необходимостью особенно в летнее время, чтобы остыть и защитой от комаров, а также важным инструментом для нагнетания воздуха при приготовления пищи на огне. Вееры этого периода были украшены изображениями народной культуры или местными культурными символами. Все чаще такие вееры стали отождествлять с женщинами, которые ценили утива в качестве модных аксессуаров и придавали им первостепенное значение. Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в период Эдо японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали раскрытым веером. По тому как упало дерево и в какой степени открытости оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество очков.

В представлении японцев загробный мир управлялся буддами, а не синтоистскими божествами. Поэтому для удачного перерождения в буддийском раю следовало разорвать свои связи с божествами. Еще надо было предотвратить возврат духа покойного в мир живых, чтобы душа усопшего полностью ушла из этого мира. В противном случае злые духи могли через наиболее близкие к нему вещи нанести ему непоправимый вред. Способов разрыва с богами и жизнью было несколько. Можно было вывернуть наизнанку одежду покойного. Можно было разбить его чашку. А можно было после смерти разломать веер и забросить его на крышу дома или же перекинуть через ее конек.

Первые упоминания о веере относятся к VIII-II веку до нашей эры. Родиной их принято считать Китай. Первые опахало выглядели достаточно комично: это была небольшая палка с перьями. Спустя время веера появились и в Японии. Изначально они были выполнены из дерева прямоугольной формы с ручкой (утива), круглые из бумаги и не складывались. Присущи были только знатным особам. Зачастую большими веерами слуги овевали господ, нежащихся на своих ложе в саду. Изготовлялись они из дорогого шелка, больших и красивых перьев. Но прошло много времени, и веер обрел ту форму, к которой мы привыкли сейчас.

Кто изобрел?

До настоящего времени никто не знает, в каком месте или стране появился первый веер. Некоторые утверждают, что китайцы и индийцы первые кто начал использовать опахало. А уже совсем скоро японцы стали применять его не только во дворцах, а и в танцах, и в чайной церемонии. Складывающимися веерами на Дальнем Востоке пользовались только мужчины, а нескладывающимися – женщины.

Виды

Японские веера можно разделить на две группы:

  1. Утива (дансэн) – нескладывающийся веер, жесткий, имеющий округлую форму.
  2. Сэнсу (оги) – складной веер.

Утива имеет форму почти круглого листка, делается он из цельного кусочка дерева. Сверху его обтягивали натуральным шелком. Форму такого веера до сих пор считают исконно японским изобретением. Со временем на веер наносились различные мотивы, от исторических до современных.

Утива стал прототипом аксессуара для военачальников – гумбай. Как правило, он был либо деревянным, либо металлическим. А соответственно, мог стать оружием, так как на металлическом веере очень остро затачивали кромку. Но в наше время их тоже, как ни странно, используют. Например, таким веером судья в борьбе сумо показывает, кто победил в конкретной схватке.

Японские сказки рассказывают о демоне Тэнгу, который имел облик птицы и человека. У демона был именно такой веер утива, и с его помощью он укорачивал или, наоборот, удлинял носы людям.

Складной веер оги или сэнсу получил свою популярность в I-II веке нашей эры. Родиной его считается Китай. Состоял он из некоторого количества тонких пластин, соединенных вместе с одной стороны и прикрепленных к маленькой ручке. В основном ими пользовались люди высших сословий. Свою благосклонность к подданному император выражал подарком в виде веера оги. Очень часто такое веера украшали ручной росписью, стихами или живописью. А получить сэнсу в подарок означало прибавление счастья, мира и процветания.

Еще одним обязательным место, где использовали оги это, конечно, театр Но. Каждый актер, а вернее каждый персонаж, обладал своим веером. Глядя на этот реквизит, можно было безошибочно понять какую роль предстоит сыграть артисту.

В Японии несколько столетий назад считалось неприличным и опасным выставлять свое лицо на всеобщее обозрение. Японцы верили, что открытое для всех лицо притягивает болезни и неприятности. Но закрывать разрешалось только богатым и знатным особам. Не приветствовалось, если при встрече особы из высшего класса с придворной дамой, лицо обязана будет открыть придворная дама.

Можно сделать вывод, что японский веер предназначался для того, чтобы скрывать лицо, защищать кожу от солнца и охлаждать тело, овевая свои лицо, шею и плечи.

Применение веера Фибоначчи

Наверное, нет такого человека, который не слышал бы о числах Фибоначчи. Самый известный математик средневековья, итальянец Леонардо Пизанский или просто Фибоначчи открыл новую систему исчисления. Такую систему активно используют во многих сферах. Трейдеры финансовых рынков активно используют и применяют такую последовательность в своей работе. К индикаторам Фибоначчи относится и веер. Он основывается на числах Фибоначчи, которые отлично подходят для построения коррекционной динамики цен. Веер Фибоначчи состоит из трех лучей, выходящих из одной точки. Эти лучи соответствуют трем уровням 61,8%, 50,0% и 38,2%. Эти уровни условно можно считать вероятным скачком цены. Чтобы правильно построить веер нужно, во-первых, определить минимум и максимум цены за какой-то определенный период. Чтобы правильно построить график с использованием веера, нужно точно определить наименьшую и наивысшую цену на этом графике. Соединить их с линией тренда. Помните, что при нисходящем тренде линия тренда устанавливается в точке с максимальной ценой и проводится к минимальной, в растущем тренде – с минимальной к максимальной. Принцип работы веера устроен так, чтобы можно было получить информацию о вероятном отскоке цены от них. А значит, трейдер может либо покупать либо продавать товар на свое усмотрение, но с учетом получения максимальной прибыли.

В этом видео показано, как сделать японский веер своими руками.

Для чего нужен?

После появления веера в Японии первым местом, где его использовали как предмет искусства, был театр. Именно в театре кабуки начинает свою историю японский веер. В этом театре играть могла только мужчины. Хотя он и считался профессиональным, зачастую выступления проходили на закрытых площадках или просто на рынках. В театре кабуки мужчины использовали веер как некую защиту нижней части лица, для большего сходства с женщиной. Со временем веера не только стали использовать по назначению, а и увеличились в размерах. Их стали применять во время танца, декораций сцены. Очень часто можно встретить веера в интерьере дома, квартиры, кафе.

Кто придумал веер?

Существует красивая, старинная легенда о Богине ветра. Именно она, увидев, как страдали люди в те далекие времена, сжалилась над ними и подарила волшебный веер. Его волшебство заключалось в том, что попав в беду, любой житель поднебесной мог взмахнуть веером и тем самым попросить помощи у великой Богине ветра. И она всегда приходила на помощь.

В этом видео показано боевое применение японского веера. Не забывайте оставлять свои замечания, пожелания и просто

Большинство из нас воспринимает веер как предмет, который был в моде много лет назад. В голове возникает картинка, как дамы в прекрасных платьях с кринолином прогуливаются по зеленому парку, обсуждая светские новости, попутно обмахиваясь веерами. Однако в восточной культуре веер не только не утратил свою популярность, но и приобрел совершенно другое значение. Фен-шуй использует данный атрибут как защитное средство от недоброжелательной энергетики.

Значение веера

Древнекитайские мифы и легенды превратили веер в своеобразный талисман жизни. Даос Чжун Лиоань обладал бессмертием и использовал свой золотой веер для воскрешения умерших. В те времена веера носили самые высшие сливки общества, поэтому людей с этим аксессуаром очень уважали. Не меньшая популярность пришла к вееру с тем, что его начали считать эротическим символом.

Если вы раздумываете, куда повесить приобретенный веер, однозначного ответа вам не получить. Его вешают в тот сектор дома, который нужно активировать. Самое популярное место для размещения талисмана — южная сторона жилища, отвечающая за славу. Определите эту зону с помощью компаса и украсьте ее веером. Кстати, для этой зоны лучше всего выбрать талисман с изображением на нем орла.

Чтобы улучшить состояние здоровья семьи и оберечь от болезней, веер вешают в восточной стороне дома. Он должен быть украшен кедром или елью. Если нужно поправить материальное положение и пополнить копилку, приобретайте веер с изображением одной или нескольких рыбок, и украсьте им кабинет.

Возможно, в некоторых сферах сферах вашей жизни чувствуется дискомфорт, отсутствие прогресса, словом застой. Чтобы активизировать зону любви или карьеры, поставьте амулет в нужном месте.

При напряженных отношениях с супругом/супругой повесьте веер у кровати, и по прошествии небольшого отрезка времени вы вернете былую гармонию, любовь и страсть.

Если вы чувствуете постоянную усталость, отсутствие творческих идей и просто нежелание работать, нужно повесить талисман за своей спиной в месте, где вы трудитесь. Например, за рабочим столом в офисе. Веер должен располагаться определенным образом — под углом в 45° с повернутым вверх опахалом.

Размер веера зависит от размеров помещения. Все должно быть пропорционально — маленькой комнате маленький веер, большой — веер побольше. Чересчур большой размер талисмана не принесет положительного результата, лишь волнения, тревоги и переживания. А мелкий веер не даст надлежащего импульса.

Цвет и изображения на веере

Можно выбирать абсолютно любой оттенок талисмана, единственное правило — чтобы он вам нравился, расслаблял и доставлял эстетическое удовольствие. Однако есть несколько хитростей, которые точно сработают. Ниже мы приведем самые популярные варианты вееров и изображений на них.

  • Золотой веер придает жизненной силы, энергии во всех начинаниях и защищает от негативного воздействия внешних факторов. Также он положительно влияет на отношения. Хорошо, если он будет украшен изображениями парных фигур или иероглифов счастья и любви.
  • Красный веер принесет успех и удачу, улучшит материальное положение семьи. Вешайте его около входной двери в дом.
  • Рисунок драконов с жемчугом или орла привлекает карьерный рост, удачу в делах и профессиональный успех.
  • Кедр защищает от болезней, обеспечивая хорошее самочувствие и здоровье. Следует размещать в восточной стороне дома.
  • Рыбка привлекает финансовое благополучие, приток денег в дом, веер с ее изображением вешайте на юго-востоке. Будет замечательно, если вы найдете атрибут с изображением нескольких рыб.
  • Цветущая сакура или лотос — символы любви и привлечения противоположного пола. Вещайте в юго-западной части квартиры.
  • Пионы или павлин по древнекитайским преданиям способствуют тому, что у вас родится умный и смышленый мальчик. Такой веер вешайте в южной стороне.
  • Бамбук, сосна, журавли — это картинки для востока вашей квартиры. Они будут оберегать здоровье членов семьи и способствовать долголетию.
  • Рисунок корабля притягивает успех в вашей профессиональной сфере.
  • Изображения природы — зеленых лугов, озер и гор — избавляют от усталости, дарят хорошее настроение и позитивный настрой.
  • Иероглифы — альтернатива изображениям на веерах. В зависимости от ваших потребностей выбирайте веер с иероглифом здоровья, любви, успеха и пр.

Активация амулета

Амулет в виде веера активируется достаточно просто. Прежде чем повесить его на выбранное вами место, используйте его по назначению — обмахивайтесь им. Время от времени повторяйте данный ритуал, чтобы прилив положительной энергии и удачи не прекращался.

Если веер уже некоторое время находится в вашей квартире, то сделайте это прямо сейчас — обмахивайтесь им в течении пары минут и почувствуйте прилив сил для новых свершений.

В Китае веер считают двойным талисманом, так как на нем можно изобразить еще один талисман. Изображения драконов, сакуры или иероглифов принесут двойную пользу. Если купленный вами веер чист, вы можете исправить это в домашних условиях — нарисуйте, распечатайте или отыщите нужный вам символ, вырежьте его и просто приклейте на веер.

В доме имеются места, в которых специалисты фен-шуй не советуют располагать данный амулет. Приведем основные требования:

  • Над кроватью. Размещение веера прямо над спальным местом сулит проблемы со сном, ночные кошмары или вовсе бессонницу. Чтобы избежать этого, просто повесьте его близко от кровати, примерно на расстоянии одного метра. Такая дистанция считается наиболее комфортной и оптимальной для действия амулета. Веер и кровать также могут разделять прикроватные тумбочки, полки, стеллажи.
  • Напротив входа в квартиру. Мы уже писали, что амулет нужно вешать в благоприятной зоне, а расположение напротив входа в квартиру не будет способствовать циркуляции положительной энергетики. Напротив, она будет уходить из вашего жилища.
  • Перед столом. Когда вам требуется организовать вашу работу, добиться успеха и карьерного продвижения, ни в коем случае не вешайте атрибут напротив своего рабочего стола, исключительно позади него. Иначе вас будут окружать неразбериха в делах, сроки будут гореть, а удачные идеи так и не возникнут.

Кроме распространенных видов единоборств, подобных кэндо или каратэ, здесь зародились достаточно экзотические. На одном из главенствующих мест стоит искусство владения боевым веером, или тэссэн-дзюцу, которое включает в себя комплексные элементы защиты и нападения при помощи такого специфического оружия.

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн - складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен - складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива - твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом - в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название "оги" или "сэнсу" (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется "дансэн" или "утива". Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки - саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

в близком бою

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун - удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.

MENSBY

4.6

У японских мужчин легко найти веер в портфеле рядом с деловыми бумагами или в специальном футляре, по соседству с мобильным телефоном.

При слове "веер" в памяти сразу возникает томная дама на великосветском балу, изящно обмахивающаяся этим предметом. А между тем в Японии веер - это, в первую очередь, мужской атрибут.

Сначала он был знаком императора и символом высшей власти. Потом стал частью боевого снаряжения сёгунов и самураев и предназначался для аристократов. А в дальнейшем веером стали пользоваться все японские мужчины.

А вот женщины в Стране восходящего солнца получили право на веер в самую последнюю очередь. Вот она, дискриминация по половому признаку!

Веер появился в Японии примерно в VII веке. Изначально это была округлая рама с натянутой на ней бумагой или шёлком, по виду напоминавшая ракетку для настольного тенниса. Опахало также могли делать из цельного куска дерева или плетёной осоки. Такой веер назывался утива.

Затем японцы усовершенствовали предмет обихода, сделав его складным, скрепив у основания несколько деревянных пластинок (из кипариса, кедра или сандала). Это веер сэнсу. Потом и бумагу для веера стали складывать в гармошку, изготовив таким образом оги - веер с небольшим количеством рёбер, который просто и легко раскладывался, превращаясь в полукруг и напоминая солнечный диск. Так в результате появилось несколько типов вееров.

Особняком стоит гунсэн - боевой, или "военный", веер. Им отдавали приказания, обозначали ранги военачальников, премировали за боевые заслуги и при необходимости использовали как оружие. Гунсэн мог быть как складным, так и цельным. Боевым веером можно было и обороняться, и атаковать, и отвлекать внимание противника. А для его изготовления использовали металл или твёрдое тяжёлое дерево. Сложенный веер напоминал дубинку или меч, а развернутый защищал от метательного оружия и прикрывал открытые участки тела.


Боевой веер самураев.

Владение им изучали в специализированных школах, а теперь это искусство иногда преподают при обучении каратэ, айкидо и кендо. Занятия с веером помогают обрести ловкость и улучшить координацию движений.

Если веер предназначался для подачи армейских сигналов или служил чем-то вроде знамени, то он был огромных размеров, яркий, украшенный конскими волосами, кистями и т.п. Часто на одной стороне сигнального веера на жёлтом фоне изображался красный круг, символизирующий солнце, а на другой - жёлтый солнечный диск на красном фоне.

Классические веера покрывали лаком и наносили несколько слоев золотой пудры. Сохранилось предание, как император, проходя по мосту, уронил в реку свой веер. Все подданные вслед за ним тоже побросали в воду веера, чтобы показать своё благородство и ничем не отличаться от повелителя. По свидетельству очевидцев, картина создалась удивительная - веера плыли по воде, от чего река казалась золотой и узорчатой.

До сих пор традиционные веера в Японии делают вручную. Технология предполагает, что каркас изготавливается из бамбука, затем на него натягивается особая бумага (3-х, 5-ти или 7-слойная), конструкция скрепляется у основания, украшается росписью, металлическими накладками и инкрустацией из слоновой кости. Работа эта трудоёмкая и длительная, а в семейных мастерских взрослым помогают дети.

В древних сказаниях веер сродни волшебной палочке - им обращали врагов в бегство, укорачивали или удлиняли людские носы, оборонялись от злых сил и призывали богов, даровали счастье и благополучие.

На веерах записывали религиозные и поэтические тексты и рисовали географические карты. С их помощью просеивали рис и пшеницу, возносили молитвы в синтоистских храмах, судили поединки в сумо и сопровождали ритуальные танцы, а знатные дамы прикрывали веерами лица от взглядов посторонних и обжигающих солнечных лучей. Даже в наши дни бракосочетание проводится с веерами - невесте и жениху предписано держать в руках золотой и серебряный веер. Души усопших тоже сопровождаются в мир иной с этим предметом.

Веерами украшают стены и придают интерьеру изящество, оформляют представления театров Кабуки и Но (веера символизируют разнообразные предметы и обозначают персонажей), их коллекционируют и дарят по особо торжественным случаям. Без них нельзя представить японские национальные костюмы, где красивый веер - оригинальный и выразительный аксессуар.

Веер помогает японцам выражать отношение друг к другу без слов. К примеру, движение веера может продемонстрировать почтение, приветствие, благосклонность, указание и т.д. С его помощью, как на подносе, дают милостыню и преподносят подарки. Также посредством веера имитируют дуновение ветерка в жару. Правильно пользоваться веером - большое искусство, постигать которое можно годами.

Сегодня в Японии веера широко используются в рекламных целях, их украшают портретами знаменитостей и пейзажами Страны восходящего солнца. А туристы с удовольствием покупают их в качестве сувениров.

Оги считается наиболее японским, обязательным атрибутом современной жизни, который имеет в своём гардеробе каждая женщина. Да и у мужчин легко найти веер в портфеле рядом с деловыми бумагами или в специальном футляре, по соседству с мобильным телефоном.

Так что японский веер - это сочетание красоты и этикета.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?