Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Любовь длиною в жизнь: история любви Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Александра Пахмутова

Публикации раздела Музыка

Александра Пахмутова. «В песне жизнь моя»

«Нежность» и «Надежда», «Беловежская пуща» и «Команда молодости нашей». «Мелодия» и «Старый клен». Песни-истории. Песни эпохи. Даже одной хватило бы для всесоюзной славы. Александра Пахмутова написала более четырехсот. Песни Пахмутовой украшают любимые фильмы и помогают совершать музыкальные путешествия - от Кубы до Испании, от Камчатки до Воронежа. У каждой песни - своя жизнь, у их создателя - жизнь в песне. Подробнее о творческой биографии композитора - Наталья Летникова.

«Петухи поют»

Композитор Александра Пахмутова. 1961 год. Фотография: kompozitor.su

Александра Пахмутова, Николай Добронравов (за ней), Иосиф Кобзон (второй справа), Фред Юсфин (слева) на стройплощадке будущей Усть-Илимской ГЭС. 1961 год. Фото из семейного архива Пахмутовой и Добронравова. Фотография: trud.ru

Александра Пахмутова. Фотография: pakhmutova.ru

В 1943 году Александра Пахмутова поступила в музыкальную школу при Московской консерватории, а спустя два года как лучшая ученица исполнила скерцо из сонатины для фортепиано собственного сочинения в документальном фильме «Юные музыканты».

«Песня о тревожной молодости»

Принесла Александре Пахмутовой славу композитора-песенника. Автор текста - Лев Ошанин. «И снег, и ветер, / И звезд ночной полет…» - затянула вся страна вслед за героями фильма «По ту сторону» в 1958 году. Не только в Советском Союзе. Свою мелодию Александра Пахмутова услышала в Японии, на большом празднике. Знакомые строчки запел популярный ансамбль «Поющие голоса Японии», а в 2002 году патриотическую песню советского времени исполнила немецкая группа Rammstein.

«Лодочка моторная»

Особая песня в творческой биографии композитора. Начало творческого союза, который 60 лет назад стал союзом семейным. Александра Пахмутова и Николай Добронравов познакомились на радио в студии детского вещания. Пахмутова писала музыку к радиопостановкам, Добронравов, работая в ТЮЗе, читал свои стихи в «Пионерской зорьке». Композитору и поэту поручили творческое задание - написать песню к предстоящим каникулам. Так появилась «Лодочка моторная» и новая семья, которая, как и поется в этой песне - «объедем весь родимый край» , объехала всю страну. Начали со свадебного путешествия - в Абхазию.

В качестве путевого дневника творческой пары - песни. «Беловежская пуща» - музыкальные впечатления о посещении уникального заповедника. Песня породила легенду - про слезы на глазах итальянского посла во время исполнения Большим детским хором Всесоюзного радио. Впечатлительный итальянец сказал, что ничего лучше этой песни и «Ave Maria» детского Миланского хора в жизни не слышал. Мелодия полюбилась всей стране.

Песни для фильмов

Схожая судьба ожидала сотни произведений композитора. Полные особой гармонии песни стали неотъемлемой частью множества кинокартин. Фильм «Девчата» невозможно представить без строчек Михаила Матусовского и задорной мелодии Пахмутовой. Конечно, «было б скучно, наверно, на свете без девчат» , а «Старый клен» часто по ошибке причисляют к разряду народных.

«Три тополя на Плющихе» - это и песня «Нежность» . Хотя изначально Александра Пахмутова была не слишком настроена писать песню для «тетки, которая приехала на рынок мясом торговать» . Но увидела Доронину и глаза Ефремова … Мелодия родилась буквально за несколько шагов - от Студии Горького до стоянки такси. Песню полюбили и зрители, и космонавты, которые не понаслышке знали, как «дарят звезды свою нежность» .

Песни-посвящения

Юрий Гагарин был другом Александры Пахмутовой, и к первому полету в космос была написана песня «Орлята учатся летать» . Первооткрывателю космоса композитор посвятила вокальный цикл из пяти произведений - энергичных и лирических. «Созвездье Гагарина» . Рассказ о космонавтах-героях и просто людях. «Знаете, каким он парнем был» , - трогательные строки о человеческом обаянии и задоре первого космонавта.

«Мелодия» - музыкальное посвящение для Муслима Магомаева - Тамаре Синявской , которая в тот момент находилась на стажировке в Италии. Магомаев звонил каждый день и даже посылал цветы. Именно в этот момент в репертуаре певца появилась песня Пахмутовой и Добронравова… Тамара ее услышала по телефону.

Песня - как сувенир на память

Александра Пахмутова буквально из каждого путешествия привозила новые песни. Особенно если поездки по заданию. К примеру, в Сибирь - от ЦК комсомола. В начале 60-х «в этот край таежный» отправилась творческая группа: композитор Александра Пахмутова, поэты Николай Добронравов и Сергей Гребенников, певец Иосиф Кобзон. Поддерживали молодежь на комсомольских стройках от Иркутска до Братска. В результате родился целый цикл героико-романтических песен «Таежные звезды» и в их числе легендарная «Главное, ребята, сердцем не стареть» .

Больше чем песни

Еще в консерватории Александра Пахмутова писала произведения для симфонического оркестра. В конце 50-х годов ХХ века немецкий музыкальный критик Карл Фриц Бернхардт отмечал оригинальность и содержательность Концерта для трубы с оркестром молодого композитора. В Большом театре на музыку Пахмутовой поставили балет «Озаренность».

Александра Пахмутова - автор многих инструментальных произведений: «Русской сюиты» , увертюр, концертов для оркестра, музыки для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita, музыкальных циклов к кинокартинам «Битва за Москву», «О спорт, ты - мир!».

Картина о советских спортсменах с музыкой Пахмутовой хранится в особой видеотеке Международного олимпийского комитета. А песня «До свидания, Москва» , полная лирики и ностальгии, придала московской Олимпиаде особенно трогательные нотки. Как и практически каждая песня Пахмутовой. Даже если мелодии на стихи о комсомоле - в этой песне непременно обнаружится и любовь, и весна.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Однажды Аля Пахмутова, которой только-только исполнилось три года, пошла вместе с мамой Марией Андреевной в кинотеатр. Фильм был музыкальный, с большим количеством песен и красивых мелодий. Придя домой, мама ушла на кухню, а дочка осталась в комнате, где на самом видном месте стояло пианино. Мария Андреевна готовила обед, как вдруг услышала, что кто-то наигрывает, и достаточно точно и чисто, мелодии из только что просмотренного фильма. Играть могла только Аля, но ведь ей всего три года и никто её до этого музыке не учил! Мария Андреевна вошла в комнату и увидела стоящую у пианино дочку. Она положила на стул стопку книг, подсадила девочку к пианино и долго с удивлением слушала её игру. Позже с Алей стал заниматься отец, рабочий бекетовского лесозавода и одновременно неплохой музыкант-любитель. Когда Александре исполнилось четыре года, она написала свою первую музыкальную пьесу «Петухи поют». Так начиналась карьера Александры Пахмутовой - одного из самых успешных и знаменитых советских композиторов, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии, автора более 400 песен и трёх десятков симфонических произведений.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. С первых же лет жизни музыка стала её судьбой. Проблемы выбора жизненного пути у Али не было - в шесть лет девочка поступила в Сталинградскую музыкальную школу, в которой училась до начала Великой Отечественной войны. «Когда говорят пушки - музы молчат» - в осаждённом фашистами и подвергавшемся ежедневным разрушительным бомбардировкам Сталинграде о занятиях музыкой не могло быть и речи. Занятия пришлось прервать, а вскоре семья Пахмутовых была эвакуирована в Казахстан.

Как же всё-таки везёт людям, которые с самого детства знают, чем они будут заниматься, и могут сказать себе: «Это - моё, и ничто, никакие трудности не заставят меня свернуть с этого пути!». Александру Пахмутову можно смело причислить к таким людям. Война ещё продолжалась, а она уже ехала в Москву продолжать учёбу. Летом 1943 года Аля была зачислена в Центральную музыкальную школу для одарённых детей (ныне - музыкальная школа при Московской консерватории). После её окончания в 1948 году Александра поступила в Московскую государственную консерваторию, в класс к известному композитору и прекрасному педагогу профессору Виссариону Яковлевичу Шебалину. В 1953 году Пахмутова успешно окончила консерваторию и поступила в аспирантуру. Через три года Александра защитила диссертацию по теме «Партитура оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила“».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но - закон, - сказала однажды Александра Николаевна. - Но талант ещё не гарант. Как будет воплощён замысел песни, как будет развиваться её тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии - всё это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ». Действительно, чтобы добиться успеха, композитору нужен талант. Это условие обязательное, однако отнюдь не гарантирующее признания. В Советском Союзе существовали тысячи музыкальных школ, ежегодно они выпускали тысячи юных музыкантов, в том числе и будущих композиторов. Многие из них были действительно талантливы, но только единицы добивались настоящего успеха, становились лауреатами всевозможных конкурсов и премий. Но не в званиях дело.

Александра Пахмутова - явление уникальное. Расхожий, конечно, штамп, но иначе не скажешь, факт остаётся фактом - такие, как Пахмутова, рождаются раз в сто лет, а то и вовсе лишь однажды. «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «ЛЭП-500», «Прощание с Братском», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолёты», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Знаете, каким он парнем был», «Ненаглядный мой», «Старый клён», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «И вновь продолжается бой», «Мелодия», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были» - эти песни Александры Пахмутовой знала и пела вся страна.

Стихи к музыке Александры Пахмутовой писали многие известные поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Сергей Гребенников, Римма Казакова. И всё-таки трудно себе представить её музыку без стихов Николая Добронравова. Говорят, что без поэта Добронравова не было бы композитора Пахмутовой, и наоборот. С этим можно поспорить, однако они настолько гармонично подходили друг другу, что очень быстро сложился один из самых удачных в СССР творческих союзов, который вскоре стал и союзом семейным. Интересно, что Пахмутова и Добронравов, при всей своей известности и популярности, всегда относились к прессе и журналистам, скажем так, с осторожностью. Александра Николаевна и Николай Николаевич, вообще-то, не очень-то балуют журналистов, а что касается личной жизни - то в этом вопросе соблюдается строгое табу.

Их судьбы во многом схожи. Оба появились на свет в ноябре (Николай Николаевич родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде), обоим в детстве пришлось узнать, что такое война и эвакуация. Но если Александра Пахмутова буквально с трёх лет начала заниматься музыкой и это стало делом всей её жизни, то Николай Добронравов свой путь и предназначение нашёл не сразу. Окончив в 1942 году школу, Николай поступил сначала в Московский городской учительский институт, а затем в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. После окончания школы-студии Николай Добронравов работал актёром в Московском театре юного зрителя. Здесь он познакомился с актёром Сергеем Гребенниковым, вместе с которым написал несколько новогодних сказок, поставленных во Дворцах пионеров и клубах Москвы. Вначале для актёров это было своеобразным развлечением, но вскоре Николай и Сергей начали профессионально заниматься литературной деятельностью. Для редакции музыкального и детского вещания Всесоюзного радио авторы написали несколько пьес и инсценировок, в кукольных театрах страны были поставлены пьесы «Колосок - волшебные усики» и «Тайна старшего брата».

В середине 60-х годов Николай Добронравов заканчивает актёрскую карьеру. В это время в Московском театре юного зрителя с успехом идёт написанная им вместе с С. Гребенниковым пьеса «Загорается маяк» (в 1962 году она была издана в издательстве «Молодая гвардия»), а в Куйбышевском театре оперы и балета ставится опера по либретто Добронравова и Гребенникова «Иван Шадрин». В 1970 году Н. Добронравов становится членом Союза писателей СССР. Из печати выходят его повести «Отчаливай, отчаливай!», «Скоро каникулы», «Третий не лишний», поэтические сборники «Созвездие Гагарина», «Стихи и песни», «Таёжные костры», «Вечная тревога», «Стихотворения». Но безусловно, исключительное место в творчестве Николая Добронравова занимает песня. Стихи, положенные на музыку, - это стержень жизни поэта, «и нету жизни без судьбы, и без судьбы - нет песни», - написал он в песне «Пластинка памяти моей».

Творчество Александры Пахмутовой и Николая Добронравова настолько разнопланово, что их песни пели такие непохожие по стилю и манере исполнения певцы, как Л. Зыкина, С. Лемешев, Г. Отс, М. Магомаев, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Л. Лещенко, Э. Хиль, М. Кристалинская, Э. Пьеха, В. Толкунова, А. Градский, Т. Гвердцители, Юлиан, Н. Мордюкова, Л. Сенчина, П. Дементьев, М. Боярский, Бисер Киров.

Конечно, для поколения «шестидесятников», детей оттепели, глотнувших воздух свободы, комсомольско-партийная лирика Пахмутовой и Добронравова - это символ «совка», которым партийные идеологи пытались заменить западную музыку. Да, «Битлз» в СССР официально так и не появился, зато песни Пахмутовой и Добронравова звучали всюду - на телевидении, радио, пионерских линейках, правительственных концертах. Но ведь, кроме того, их песни пел народ, а не это ли является показателем любви и признания? А песню «До свиданья, Москва!», прощальный гимн Московской Олимпиады-80, знал весь мир, и не просто знал, а плакал, когда под эту мелодию в московское небо улетал олимпийский Мишка.

Власть награждала Александру Пахмутову званиями и премиями (Александра Николаевна - народная артистка СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Герой Социалистического Труда), но та же власть долго отказывала композитору в получении нормальной квартиры. Бывало, запрещали некоторые песни. Самый хрестоматийный и абсурдный пример - «Песня о Ленине», написанная для хорового исполнения. Недовольство вызвала строчка «…Ильич прощается с Москвой…». На прослушивании Пахмутовой и Добронравову объяснили, что Ильич с Москвой прощаться не может, поскольку он навсегда в ней. «Песню ветеранов Первого Белорусского фронта» запретили из-за того, что упоминались Жуков и Рокоссовский, но не было ни слова о Брежневе, «главном герое Великой Отечественной войны» в застойные времена. В музыке песни «И вновь продолжается бой» усмотрели роковые мотивы, из-за чего у худсовета возникли серьёзные нарекания, и только ценой неимоверных усилий песню удалось отстоять. Всё это, конечно, не доставляло радости, однако Александра Николаевна всегда относилась к подобным вещам философски. «Не сегодня, так значит, завтра выйдет, - говорила она в одном из интервью, - глупо сидеть и копить обиды, когда можно успеть ещё столько всего сочинить. Я ведь и сегодня от невостребованности не страдаю. Нужно стараться жить в ритме молодёжи».

А жить и творить в молодёжном ритме ох как не просто, хотя Александра Пахмутова и привыкла к смене эпох. Начинала она писать музыку ещё при Сталине, затем была оттепель, брежневские времена, перестройка. Настало время перемен, изменились отношения между композиторами, поэтами и артистами, музыкальный мир стал жить по коммерческим правилам. Сейчас никого не удивляет, что за песню, тем более хорошую, нужно платить, и платить много. Но Александра Пахмутова и Николай Добронравов остались верны своим принципам. «Мы никогда не продавали песни и никогда не будем этого делать, - сказала недавно Александра Николаевна в интервью газете „Вечерний Минск“. - Да и как вы себе это представляете? Мы встречаемся с певцом, обсуждаем песню, пробуем так и этак, пьём кофе, разговариваем. А потом я говорю: „Теперь давай плати“? Это невозможно».

Конечно, сейчас песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова всё реже появляются в теле- и радиоэфире, их творчество, как говорят в современной музыкальной «тусовке», перешло в разряд «неформата». Но это не пугает авторов, Александра Николаевна и Николай Николаевич, как всегда, с оптимизмом смотрят в будущее. Их часто спрашивают о творческих планах и о том, чем они занимаются. «Чем же ещё заниматься композитору и поэту? Конечно, пишем песни», - отвечает Александра Пахмутова. А сидящий, как обычно, рядом Николай Добронравов добавляет: «И будем этим заниматься, пока живы…».

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

От Петра I до Александра III «Пожаловали мы сею саблею…» Впервые стал Петр I награждать холодным оружием офицеров регулярных частей русской армии. В Артиллерийском музее Петербурга хранится палаш с надписью на клинке: «За Полтаву. Лета 1709». Одним из первых золотую шпагу с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги Словарь современных цитат автора

ДОБРОНРАВОВ В древности любили давать имена, которые указывали бы на характер человека и его нравственные достоинства. Вот почему в дохристианскую эпоху было так много Добромилов, Добромиров, Доброславов. Женщин звали Добромила, Добромира, Доброслава. Еще раньше

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

ГРЕБЕННИКОВ Сергей Тимофеевич (1920-1988); ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэты-песенники 243 Гайдар шагает впереди.Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А.

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэт-песенник 66 Мы хотим всем рекордам / Наши гордые дать имена!«Герои спорта» (1973), муз. А.

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Николай II и Александра Фёдоровна Будущий император Николай II родился в 1868 году в семье Александра III и Марии Фёдоровны. Императрица была дочерью короля Дании Кристиана и в девичестве звалась Дагмарой.Николай вырос в атмосфере роскошного императорского двора, но в

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА Алексеева Марина Анатольевна родилась 16 июля 1957 года во Львове в семье потомственных юристов. Окончила юридический факультет МГУ (1979). Работала преподавателем в Академии МВД, затем заместителем начальника научно-исследовательского и

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Танковые асы: Зиновий Колобанов, Андрей Усов, Николай Никифоров, Николай Роденков, Павел Кисельков 19 августа 1941 г. Памятник З. В. Колобанову в д. ВойсковицыЗиновий Григорьевич Колобанов родился 12 декабря 1912 г. в селе Арефино (ныне - Вачский район Нижегородской области).

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания,

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

ГРЕБЕННИКОВ, Сергей Тимофеевич (1920–1988); ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтыпесенники 808 Гайдар шагает впереди. Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А. Пахмутовой 809 Держись, геолог, крепись, геолог! «Геологи» (1959), муз. А. Пахмутовой 810

Из книги автора

ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтпесенник 294 Мы хотим всем рекордам Наши гордые дать имена! «Герои спорта» (1973), муз. А. Пахмутовой 295 Знаете, каким он парнем был? Назв. и строка песни о Ю. Гагарине (1971), муз. А. Пахмутовой 296 До свиданья, наш ласковый Миша. «До

Из книги автора

Семья Александра III Взаимоотношения в семье Александра III были на редкость гармоничны. Для императорской семьи. Несмотря на некоторые неизбежные сложности в начале супружеской жизни, несмотря на взрывной характер Марии Федоровны, которую прозвали Гневной, это была

Из книги автора

Распорядок дня Александра II Сын Николая I – император Александр II во многом сохранил рабочий график своего отца, но следовал ему без фанатизма. Это был слабый правитель и слабый работник, хотя, конечно, отказать ему в уме было бы неправильно. Однако ему не хватало харизмы

Александра Пахмутова – это женщина, музыка которой стала настоящим символом советской эпохи. Ее композиции исполняли первые звезды СССР, ее шлягеры звучали на всех радиостанциях Советского союза. Именно поэтому с течением лет наша сегодняшняя героиня стала одним из самых уважаемых композиторов своего времени.

Но какие еще факты и события стоит вспомнить, ведя речь о жизни и творчестве Александры Пахмутовой? Узнать все самое интересное из жизни этой выдающейся женщины вы сможете из нашей статьи.

Ранние годы, детство и семья Александры Пахмутовой

Александра Николаевна Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года в небольшом населенном пункте под названием Бекетовка (в настоящее время район Волгограда). Как отмечается в большинстве источников, проявлять интерес к музыкальному искусству девочка стала уже в трехлетнем возрасте. Она отличалась исключительной музыкальной одаренностью, а потому сочинять свои первые композиции начала уже очень и очень рано. По сообщениям большинства биографов, свою первую мелодию девочка написала уже в пять лет. Пьеса для фортепиано «Петухи поют» до сих пор считается первым произведением в карьере Александры Пахмутовой.

Александра Пахмутова в молодости

Видя тягу дочери к музыкальному искусству, родители Саши в семь лет отдали ее в городскую музыкальную школу, где она впоследствии училась пять лет – вплоть до начала Великой отечественной войны. В 1941-м году Пахмутова оставила учебу, а вместе с ней и родной Сталинград, отправившись вместе с другими детьми в Караганду, где располагались лагеря для гражданского населения. Там же, в Казахстане, Пахмутова продолжила обучение в местной музыкальной школе (которой, кстати сказать, вскоре был присвоен статус училища).

Ее обучение проходило гладко. Александра планомерно совершенствовала свое мастерство. Однако в один прекрасный момент поняла, что хочет большего и, собрав нехитрые пожитки, отправилась в далекую Москву. На дворе стоял 1943-й год.

В самый разгар Второй мировой войны данный поступок казался безумием. Но Александра не собиралась сворачивать с намеченного пути. Добравшись до Москвы, она подала документы в Центральную музыкальную школу, которая работала при Московской гос. консерватории имени Чайковского. В этом месте она стала учиться на факультете фортепианной музыки, а параллельно посещать кружок юных композиторов.

Интервью с Александрой Пахмутовой

В этот период ее педагогами и наставниками были выдающиеся советские композиторы Николай Пейко и Виссарион Щебалин. Последний также стал ее куратором после того как девушка поступила на композиторское отделение консерватории. У Щебалина Пахмутова также проходила курс обучения в аспирантуре.

Звездный путь композитора Александры Пахмутовой

В течение своей жизни Александра Пахмутова работала в самых разнообразных жанрах. Она писала музыку для симфонических оркестров, а также создавала произведения кантатно-ораториального жанра. На музыку нашей сегодняшней героини поставлены балетные спектакли в московском Большом театре, а также в Одесском государственном театре оперы и балета.

Данные успехи сделали Александру Пахмутову признанным деятелем искусства СССР, а также принесли ей многие государственные награды. Однако, несмотря на это, наибольшую славу актрисе обеспечили произведения, созданные для массовой культуры. Так, в частности, музыка композитора звучит в таких кинофильмах как «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Полынь — трава горькая», «Сын за отца», «Битва за Москву», «О спорт, — ты мир!», «Семья Ульяновых», «Моя любовь на третьем курсе», а также многих других картин. Кроме того, Александрой Пахмутовой создан целый ряд песенных произведений, которые впоследствии исполнялись ведущими артистами советской эстрады. Именно они, собственно, и сделали нашу сегодняшнюю героиню настоящей звездой на пространстве Советского союза.

Таисия Повалий и Александра Пахмутова — Нежность

В разные периоды времени из-под пера Александры Пахмутовой вышли такие песни как «Беловежская пуща» (Песняры), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (Лев Барашков), «До свиданья, Москва», (Лев Лещенко и Татьяна Анциферова), «И вновь продолжается бой» (Иосиф Кобзон), «Нежность» (Майя Кристалинская), «Трус не играет в хоккей» (Вадим Мулерман), а также многие другие замечательные композиции. Кроме того, песни композитора исполняли также такие звезды тех лет как Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Эдита Пьеха, София Ротару, Анна Герман и некоторые другие исполнители. Композиции Пахмутовой также находятся в репертуаре некоторых оркестров, в том числе нескольких детских студий.
В данном контексте стоит отметить, что Александра Пахмутова часто создавала композиции для детских коллективов. В разные годы ею было написано около сорока песен, которые впоследствии прозвучали в мультипликационных фильмах, а также попали в репертуар детских ансамблей.

Не менее яркой была судьба и других ее композиций. Песни Александры Пахмутовой, выдержанные в традиции советской эстрадной классики, стали культовыми хитами уже во времена СССР. Многие из них остаются настоящими шлягерами и сегодня.
В течение большей части своей жизни (с 1968-го по 1991-й год) Александра Николаевна занимала почетный пост секретаря правления Союза композиторов СССР. Оставить этот пост Пахмутовой пришлось лишь после его упразднения.

Александра Пахмутова в настоящее время

За свою выдающуюся карьеру в мире советского музыкального искусства композитор была награждена званиями Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народной артистки РСФСР и Народной артистки Советского союза.

Александра Пахмутова с мужем Николаем Добронравовым

Кроме того, в ее коллекции есть Орден Франциска Скорины (Беларусь), российская премия «Овация» и некоторые другие награды. В настоящее время Александра Николаевна также является почетным гражданином Луганска, Волгограда, Братска, Москвы, Магнитогорска и Усть-Илимска.
Все это еще раз говорит о высоком признании заслуг композитора.

В последние годы наша сегодняшняя героиня ведет тихий образ жизни. Время от времени она также появляется на концертах, а также сочиняет новые мелодии. Однако музыкальным творчеством Александра Николаевна занимается уже только для души.

Личная жизнь Александры Пахмутовой

Большую часть своей жизни Александра Пахмутова прожила с одним мужчиной – композитором и поэтом Николаем Добронравовым, в сотрудничестве с которым ею было написано множество хитов. Пара живет в Москве. Детей у них нет.

  • Юбилей Александры Пахмутовой. Маленькая и великая

    Жизнь Александры Пахмутовой не только пример неувядающего таланта, но и редкая история настоящей и верной любви.

    Сегодня Александре Николаевне Пахмутовой исполняется 85 лет! На музыкальном фоне её песен выросло не одно поколение людей, её песни были визитной карточкой олимпиад и знаковых событий нашей страны. Песни Пахмутовой становились поистине народными.

    Пахмутова Александра Николаевна: «Семья ради меня поменяла всю свою жизнь»

    Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в селе Бекетовка под Сталинградом. Отец девочки в душе был музыкантом, в доме было фортепьяно, на котором он хорошо играл. «Моя музыкальная одарённость лишь крошечная часть от одарённости папы. Всю великую музыку я впервые услышала от него », — говорит Александра Пахмутова.

    С трёх лет Аля на слух точно воспроизводила на инструменте понравившиеся мелодии из фильмов, а в четыре года написала первую фортепианную пьесу под названием «Петухи поют».

    В 1943 году талантливая девочка были принята в музыкальную школу для одарённых детей в Москве. Шла Великая Отечественная война, но страна продолжала воспитывать музыкантов и композиторов, считая необходимым заботиться о своём будущем, которое настанет после Победы. Ученики получали стипендию и продуктовые карточки высшей категории – такие получали только работники оборонных заводов. Так руководством страны были расставлены приоритеты. Музыка и дети для нас главное!

    Звуковой духовный поиск россиян заложен в менталитете. Нигде нет таких звуковых детей , как в России. У них свой огромный потенциал, но и свои пустОты, которые необходимо было наполнять, чтобы звук оставался здоровым. Одним из вариантов такого наполнения звуковых детей были многочисленные музыкальные школы в стране. Понимание этого было, скорее, интуитивным, но это было стопроцентное попадание. Звуковые дети заполняли музыкальные школы и, даже если позднее они не становились музыкантами, звуковые нехватки были наполнены занятиями музыкой. Так в стране сохранялся здоровый звук и здоровые дети, рождённые со звуковым вектором.

    После музыкальной школы у Александры Пахмутовой были консерватория, аспирантура – всё с отличием и всё прекрасно!

    Пахмутова и Добронравов. Мелодия и нежность

    В 1956 году у Александры Пахмутовой произошла судьбоносная встреча с поэтом Николаем Добронравовым, ставшим её мужем. Пахмутова написала песню на стихи Добронравова, и с тех пор эта пара фамилий, как и пара душ, творили вместе и шли вместе по жизни, преподнося урок гармоничного брака, основанного на духовной близости и взаимопроникновении.

    Кожно-звуко-зрительная Александра Пахмутова и анально-звуко-зрительный Николай Добронравов – брак был природным по влечению нижних векторов, а с развитыми верхними векторами происходило и духовное родство.

    Союз двух звуковиков это союз, созданный на основе совместного духовного поиска . Зрительные вектора давали глубокую эмоциональную связь. Так что взаимный интерес всерьёз и надолго был им обеспечен. Александра Пахмутова стала музой поэта, вдохновляя его на новые стихи и тексты песен. Она и её произведения вызывали его неподдельное восхищение. Вместе они творили.

    До сих пор удивительно видеть, насколько этим людям интересно друг с другом, насколько они наполнены и радостны от своего союза.

    Она, при всём своём обаянии, строгая, внутренне очень логически выстроенная, без малейшей небрежности. Он более романтичен и мягок. Взаимодополняющая и взаимообогащающая друг друга пара.

    «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей » — не просто так рождаются подобные строки у поэта. Каждая песня как объяснение в любви, каждая песня как рождённое дитя. Они до сих пор любят друг друга уважительно, трепетно и нежно, и этого не скрыть.

    «Моя жизнь пришлась на самое яркое время в стране: выиграли войну, запустили спутник… И тогда народ сказал: «Да, мы всё можем!» И началось: целина, Братская ГЭС… На мёрзлой земле палатки, днём люди работают, ночью поют. А мы были влюблены в этих людей, писали для них. Потом космос пошёл. И песня совпала с тем, что нужно государству. » (А.Пахмутова)

    Они были обласканы властью, любимы народом, потому что искренно верили в правильность выбранного страной пути и честно трудились вместе со всеми, отдавая свой талант на увеличение тех самых достижений и побед, которые восхваляли в своих песнях.

Имя: Николай Добронравов (Nikolay Dobronravov)

Возраст: 90 лет

Место рождения: Санкт-Петербург

Рост: Вес:

Деятельность: поэт, актер

Семейное положение: женат на Александра Пахмутова

Николай Добронравов - биография

Николай Добронравов - поэт, писавший всю свою жизнь песни, известен тем, что его стихи, благодаря не звёздной жене, стали востребованы в советское время и по нынешний день.

Детство, семья

Николай родился в Ленинграде в семье интеллигентов. Бабушка по отцу очень много времени уделяла воспитанию внука. Благодаря этой женщине, Николай часто бывал в театре, ходил на оперу и балет, смотрел кукольные спектакли, а повзрослев, стал посещать драматические спектакли. Теперь стало понятно, кто написал первую страницу творческой биографии будущего поэта. В школе Добронравову повезло с учителем, благодаря чему он полюбил литературу. А в десятилетнем возрасте он выучил наизусть всё «Горе от ума», чем очень напугал свою бабушку.

Когда началась война, вся семья переехала в Горький (Нижний Новгород), а позже переселилась в подмосковную Малаховку. Там он окончил десять классов с красным аттестатом. После окончания школы Николай стоял перед выбором, куда поступать. Выпускник планировал своё поступление в педагогический или литературный институт, но подал документы в Школу - студию МХАТ. Успешно отучился в выбранном заведении и поступил на службу в ТЮЗ столицы. Добронравов начинает писать первые тексты.

Начало творческого пути

В самом начале своей актёрской карьеры Добронравов в союзе с товарищем по цеху Сергеем Гребенниковым пишет маленькие пьесы, которые были востребованы в кукольном театре, а их следующее совместное произведение полюбилось многим театрам юного зрителя. Молодой актёр снимается в фильмах. Их не было в его биографии много, но тема спорта и колхозная тема им были раскрыты неплохо. Но вскоре бывший выпускник театрального вуза понял, что литература становится для него главнее всего. Николай принимает решение поступить в педагогический институт и получить профессию учителя литературы.


Николай становится на несколько шагов ближе к поэзии. Так как Добронравов прежде всего актёр, он часто бывал в роли чтеца детских стихов и пьес. Однажды его попросили сочинить стихи к одной из детских песенок. Композитором этой песенной композиции являлась юная начинающая композитор Александра Пахмутова . Всё получилось, песенка про моторную лодочку имела успех.

Николай окончательно решил оставить театр и заняться поэтическим творчеством. Самое трудное было для поэта сочинять стихи на готовую музыку, хорошо, когда и стихи и их музыкальное сопровождение рождаются одновременно. Пара двух талантливых людей стала работать вместе. Это был не просто творческий союз, молодые люди решили пожениться.

Период славы и признания


Добронравов вместе с Александрой Пахмутовой создали много интересных песен, которые стали настоящими песнями на все времена. Сколько прошло лет с того момента, как произошло появление песни «Как молоды мы были», а после триумфального её исполнения Александром Градским , новые молодые звёзды эстрады и кино до сих пор представляют её на многих концертах. И такая же биография есть у всех песен, которые были созданы знаменитым семейным дуэтом. Авторов любили многие певцы, такие как Иосиф Кобзон , Муслим Магомаев .


Они с удовольствием включали в свои концертные программы очередные шедевры, которые предлагали им супруги Добронравов и Пахмутова. Но это не означает, что стихи Николая Николаевича были только востребованы его женой. Другие композиторы охотно писали музыку к поэтическим строчкам Добронравова. Таривердиев и Мартынов, Островский и Бабаджанян писали музыку, и эти песни тоже становились шлягерами. Более полусотни песен вышло из-под пера поэта. Некоторые фразы из известных его песен стали крылатыми. Это несколько символично с тем фактом, что Добронравов и Грибоедов создали произведения для афоризмов последующим поколениям читателей, слушателей и зрителей.

Личная жизнь

Николай Добронравов, встретив первый раз маленькую хрупкую девушку, сразу полюбил её всем сердцем. Он недолго размышлял, через три месяца знакомства, гуляний под луной и ухаживаний он сделал предложение. Александра согласилась, и молодые люди создали семью. Свадьба была не пышной, обычной по тем временам. На медовый месяц молодожёны уехали в Абхазию. Потом началась их совместная плодотворная работа над песенными шедеврами. Кроме этого, они активно сотрудничают с Москонцертом и много гастролируют.


Александра играла на рояле, Николай читал свои стихи. Везде их ждали тёплые и гостеприимные встречи поклонников. Сейчас супруги находятся в преклонном возрасте, но их любовь до сих пор жива. Это заметно по их взглядам, по нежному отношению друг к другу. И пусть у них нет детей, они дарят теплоту своих отношений не только себе, но и всем, кто их окружает. У супругов много настоящих друзей и почитателей их таланта. Самой главной женщиной для Николая Добронравова является его жена Александра Николаевна Пахмутова, она его муза, его вдохновительница.
Автор биографии: Natsh 21883
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?