Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект экскурсии в краеведческий музей. Методика организации экскурсии для школьников План проведения экскурсии в краеведческий музей

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Определение цели экскурсии помогает творческой группе более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода. Четко сформулированная цель правильно намечает тему экскурсии.

Нельзя смешивать цель и задачи экскурсии. Неправильно, когда вместо цели называются задачи, стоящие перед экскурсией. Задачи экскурсии служат основой для вступительного слова экскурсовода в начале экскурсии, они определяют глубину раскрытия темы, объем материала экскурсии.

В качестве примера приведем цель и задачи экскурсии «Мир белорусских местечек», разработанной в ТП «Виаполь» экскурсоводом Н.Метельской:

Цель экскурсии : содействовать воспитанию патриотизма и чувства национальной гордости за прошлое отчизны; развивать уважение к культуре и традициям наших предков; развивать эстетическое восприятие памятников архитектуры; способствовать воспитанию ответственности за сохранность культурного наследия Беларуси.

Задачи экскурсии:

Познакомить с архитектурными памятниками Мира.

Познакомить с историей поселка Мир и Мирского замка.

Дать представление о традициях и культуре белорусских местечек.

На примере Мира познакомить с культурой национальных меньшинств Беларуси.

Выбор темы.

Что же такое тема вообще? Тема – это то, что положено в основу, это главная мысль произведения. Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Она показывает, чему, какому именно кругу явлений посвящено данное произведение, к чему автор стремиться привлечь внимание своих читателей, слушателей, зрителей, экскурсантов, что и с каких позиций хочет осмыслить. Русский лексикограф В.И.Даль давал этому термину такое толкование: тема – это «положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Таким образом, тема определяется как главная мысль той формы, в которой знания доносятся до аудитории – лекции, доклада, телепередачи, экскурсии.

В современной экскурсионной практике очень важно обеспечивать правильный выбор темы экскурсии. Он (выбор) зависит от спроса на туристском рынке, конкретного заказа. Четкая определенность темы оказывает влияние на содержание экскурсии и, в конечном счете, на ее эффективность. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии, которое объединяет в одно целое объекты и подтемы экскурсии.

В результате правильного выбора темы, экскурсии на разные темы могут быть построены на одних и тех же экскурсионных объектах, но раскрывать их разные стороны, по своему содержанию быть абсолютно не похожими. Так, объекты важнейшего экскурсионного центра Беларуси – Несвижа – являются основой для раскрытия нескольких тем экскурсий – «Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа», «Несвиж – столица белорусских привидений», «Радзивиллы – белорусские короли».

Тему экскурсии нередко смешивают с ее названием. Но это не одно и то же. Тема, как мы уже определились, призвана концентрировать внимание авторов-разработчиков, экскурсоводов, проводящих экскурсию, на определенном круге объектов и событий, связанных с ними, последовательном логическом изложении материала. Название же экскурсии – это ее имя. Его задача активизировать, заинтересовать заинтриговать экскурсантов, подготовить их к восприятию материала. У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от круга участников и от поставленной задачи. Например, обзорная экскурсия по Минску для гостей столицы носит название «Город-герой Минск – столица Республики Беларусь»; для местных жителей – «Родной город» или «Город девяти веков»; для школьников младших классов – «С чего начинается Родина?»; вечерний вариант - «Огни родного города» или «Минск зажигает огни»).

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13учебный год)

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии: дошкольное образование .

Консультация для педагогов: «Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой»

Место выполнения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»

Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что полноценное их развитие во многом зависит от личности педагога, культуры воспитания, условий в семье. Особая роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию. Ознакомление детей с искусством в детском саду не может в полном объёме сформировать умение понимать, принимать и чувствовать прекрасное. Необходима встреча ребёнка с его подлинными произведениями.

Экскурсии детей в музей необходимы. Образная память ребёнка сохранит впечатления, полученные в детстве, и он сможет снова к ним обратиться в более зрелом возрасте.

Музей способен обогатить ребёнка впечатлениями подчас совершенно новыми, от незнакомых предметов, которые он никогда не видел, да и не мог встретить в доступной ему действительности.

Очень интересны детям выставки игрушек. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек, что доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие. Каждый экспонат по отдельности и все они вмести создают приподнятое, жизнерадостное настроение детям. Эти экспонаты надолго запомниться детям, а потом найдут отражение в изобразительном творчестве юных художников.

На сегодняшней день в дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы с детьми, включающая несколько этапов:

1. Подготовка детей в детском саду к посещению музея. Сначала педагог рассказывает, показывая иллюстрации, репродукции, слайды. Создав у детей определённые представления, он переходит к диалогу с ними. Это позволяет дошкольникам впоследствии легко непринуждённо общаться с экскурсоводом, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Возможно использование дидактической игры, игры беседы.

2. Экскурсия в музей. По приходу в музей встречает экскурсовод.

3.Работа с детьми в детском саду по закреплению музейных впечатлениях.

Посещение музея группой дошкольников происходит в сопровождении педагогов. Дети знают, какие единые правила поведения они должны придерживаться, а педагоги организуют предварительную работу и закрепляющую работу по согласованию с экскурсоводом.

Единственной проблемой является транспортировка детей к музею, так как их перевоз в городских экскурсионных автобусах запрещён. Решением этого вопроса мог бы стать транспорт, непосредственно приписанный к музею.

Многолетние наблюдения позволяют сделать выводы о том, что привлечение детей старшего дошкольного возраста к музею в высшей степени целесообразно.

При этой работе решаются важнейшие задачи по формированию:

Познавательной мотивации;

Потребности посещать музей;

Культуры поведения в музее;

Эстетического вкуса.

Дети, не обладая абстрактным мышлением, очень восприимчивы к конкретике. Например, работники музеев художественного профиля отмечают, что дети обычно с интересом рассматривают мелкую пластику, а при восприятии живописи сосредотачиваются на лице изображаемого. Таким образом, способность к зрительному переживанию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Поэтому в работе с маленькими посетителями особенно важно идти постепенно от экспоната к доступным их пониманию обобщениям.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Работающие с детьми специалисты должны вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты (копии, дубликаты), которые ребёнок может взять в руки. Психологи выявили, что использование такого приёма в работе с детьми 6-7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40% и обеспечивает точность описания и изображения исторических предметов и ситуаций.

Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например в игровой деятельности. Игра в жизни ребёнка – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленно манипулирования с предметами; пробуждается творческое начало, развивается воображение.

Вариантов игры в музей или с музейными предметами много. Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить её, представить себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своём прошлом, своих прежних хозяевах, какие поведали друг другу истории. Возможно коллективное придумывание небольшого сказочного действа, исполнители которого дети, а действующие лица – музейные экспонаты. Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластического чувства, зрительной памяти и наблюдательности: кто-то из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать это произведение.

Создание ситуации ролевого употребления, да вообще проведение музейных игр, требует, как подчеркивают психологи, очень большой работы музейного педагога. Он должен дать детям чёткое и одновременно доступное их пониманию представление о том контексте, в котором протекает игровое действо.

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети этого возраста особенно расположены к общению.

Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер: каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или по одиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращение к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребёнок. Экскурсия – монолог неприемлема в работе с детьми дошкольного возраста.

Для экскурсии необходимо:

При составлении маршрута желательно предусмотреть возможность отдыха через 15-20 минут после начала экскурсии (на скамейках или принесённых с собой маленьких подушках, разложив их на полу).

Для удобства общения желательно использовать бейджики с крупно написанными на них именами детей.

Рассказ экскурсовода должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

Многие дети затрудняются описывать переживаемые ими впечатления, поскольку их словарный запас не содержит необходимых понятий. Поэтому в подготовки экскурсии предметом специального внимания должны стать слова, которые позволят описывать как сам экспонат, так и вызываемые чувства, а также личное отношение.

Экскурсоводу необходимо осознано дозировать передаваемую детям познавательную информацию.

Необходимо продумать вопросы. Хорошо продуманные вопросы позволяют нацелить детей на восприятие произведения, подвести к самостоятельным открытиям.

Непринуждённая беседа, в форме которой протекают занятия с детьми, вносит в экскурсию немалый элемент непредсказуемости. Поэтому музейному педагогу необходимо обладать даром импровизации, быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Атмосфера свободы и раскованности, которая создаётся благодаря живому диалогу, не должна мешать сосредоточенной работе детей. Не случайно опытные экскурсоводы более трети всего времени тратят на поддержания дисциплины, что, конечно, достигается чёткой организацией занятия.

Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения даже от взрослых посетителей. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребёнку долго стоять у музейной витрины , рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Именно поэтому при работе с детьми нужно очень чётко знать, сколько времени займёт экскурсия, что им показать и в каком объёме.

Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего внимание снижается. Поэтому при продолжительности экскурсии 40-45 минут её первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую – внести элементы игры, творческой работы, двигательной разрядки.

Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната, (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть крупногабаритный предмет: они обходят его, наклоняются, приседают, заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии. Чрезвычайно важно не забывать, что детям очень трудно стоять на одном месте. Время остановки у одной витрины не может быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя.

Для того чтобы ребёнок обогатился новыми знаниями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возращение к уже увиденному и услышанному.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Творческая работа происходит, как на занятии, так и в свободное время . Во многих музеях стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, смастерить или раскрасить игрушку. Так возникает ситуация «знания через руки», дающая наибольший эффект в работе с дошкольниками.

На сегодняшний день музеи сделали большой шаг в развитии концепции наглядности, применяя новые и современные средства.

Широко применяется сотрудниками музея принцип учёта возрастных особенностей детской аудитории.

Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребёнка помогает тесное сотрудничество педагогов детского сада и музейных работников. Характер такого взаимодействия определяется типом музея и предусматривает разные формы совместной деятельности.

Это может быть:

Семинары, в ходе которых обсуждаются основные направления работы с детьми.

Ознакомление музейных работников с воспитательными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Консультации по конкретным вопросам музейной педагогики.

Лекции научных сотрудников музея для воспитателей; тематические экспозиции.

Совместное проведение игр – путешествий в музее, в ходе которых роль экскурсовода в определённый момент берёт на себя воспитатель.

Многообразны и формы работы сотрудников музея с детьми.

Экскурсии, структура которых предусматривает дидактические игры, практическую деятельность детей по изготовлению кукол.

Выезд в детский сад с музейными экспонатами для проведения занятий.

Выставка одного экспоната (по теме занятия).

Создание «исторической гостиной», в которой изучаемая эпоха, культура того времени представлена историческими или сказочными персонажами.

Тематическое коллекционирование, в котором принимают участие сотрудники детского сада, дети и их родители, создание на этой основе мини-музеев с обязательным педагогическим сопровождением – «паспортом», включающим исторические сведения. Литературную подборку, фотографии по теме коллекции.

Встречи с краеведами, архитекторами, народными умельцами.

В конце каждой темы – заполнение творческих тетрадей для закрепления материала и развития интереса к познанию.

Приобщение к красоте, стремление пробудить фантазию в ребёнке – вот главные задачи, которые ставит и успешно решает народный умелец, вкладывающий в своё творение всю душу, всё тепло, свои представления о прекрасном.

Методическая разработка экскурсии в школьном музее «Рушник – это Вам ни полотенце!»
Цель
: Воспитание подрастающего поколение в духе возрождения народных традиций России через возрождение интереса к народному декоративно-прикладному творчеству на примере использования рушника в обрядах.

Место проведения: школьный музей.

Участники : Учитель технологии, хранитель музея, заранее подготовленные ученики-экскурсоводы, школьники (обучающиеся возрастной категории 11-14 лет).

Материальное обеспечение: музейные экспонаты предметов быта, оформленные вышивкой; выполненные работы детей, мам и бабушек; магнитофон и аудиокассета с записью народных мелодий (мероприятие проходит на фоне русских народных мелодий).

    Приветствие, общее знакомство с музеем

II . Экскурсия (рассказы экскурсоводов сопровождаются демонстрацией музейных экспонатов, принесенных детьми работ мам и бабушек, своих первых работ).

Рассказ учителя: Рушник это расшитое декоративное полотно прямоугольной формы из конопляного или льняного холста. Это не только предмет народной культуры славян, но и один из немногих реликтов уходящей в прошлое славянской культуры вышитого символьного письма. Рушник несёт в себе множество смыслов, хранит историю народа не только христианского, но и гораздо более раннего, языческого периода.

Слово рушник имеет корень «руш», «рух». Что означает «рушить» – рвать, ломать, то есть рушник это оторванный кусок ткани, отрез. В славянском языке корень с этим значением встречается в таких словах, которые означают рубашку, простыню, одежду - рухо, рухлядь, то есть полотно, целостность которого нарушена.

Ткань рвали, а не резали потому, что ткачество как таковое появилось намного раньше металлических ножей и ножниц.

Созвучие со словом «рука» наталкивает многих людей на ошибочное толкование слова «рушник» как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались утирки, ширинки, полотенца, рукотерки, ручники - небольшие куски полотна, которые были украшены гораздо скромнее по сравнению с настоящим рушником.

Настоящий же рушник имел ширину 35 - 40 сантиметров и длину 3 - 5 метров. Он был богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием практически невозможно вытирать руки. Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое.

Экскурсовод 1: Рушник - дорога жизни. Вышитое льняное (или конопляное) полотенце - очень символичная вещь. Оно сопровождает человека в самые ответственные моменты его жизни - рождение, крещение, свадьба. А длинное - порой до двух с половиной и трёх метров - отбеленное полотно символизирует дорогу.

Важнейшие события в жизни народа не обходились без рушника:

    он был знάком гостеприимства,

    на нём дорогим гостям подносили хлеб-соль,

    на рушниках принимали новорожденных,

    мать дарила рушник сыну в дорогу - на счастье в новой жизни,

    славянская невеста должна была приготовить к свадьбе 40 рушников.

Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник , на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель.

На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником . Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники , но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником » называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебных рушников насчитывается около 40. В знак согласия невесты и ее родителей на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник . Когда невеста была подготовлена к свадьбе, её отец передавал в дом жениха посыльный рушник - знак того, что можно ехать за невестой и начинать свадьбу. Рушник-ширинку повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из родного дома. Отдельно ткали и вышивали рушник «родительский» или «благословенный» , на который преклоняли колени молодожены, когда их благословляли на брак родители перед венчанием. Такие рушники входили в приданое невесты.

Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).

Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный» . Ещё были «союзный», «хлебосольный», «рушник–утренник» и много других, о которых могут рассказать вам ваши бабушки.

Экскурсовод 2: Рушники украшали магическими узорами. Старинная вышивка представляет собой своеобразную систему тайнописи. Узоры, вышиваемые на рушниках, носили глубоко символический смысл. На рушниках вышивались орнаменты зооморфные (лебеди, петухи, куры, орлы, утки, олени, кони и др.), растительные (дуб, хмель, виноград, калина, лилия, мак, роза, и др.) и геометрические (круги, ромбы, свастики, зигзагообразные линии и проч.).

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли , горизонтальной волнистой линией - воду , а вертикальной волнистой - дождь , треугольником - горы , скрещивающимися линиями - огонь и молнию . Солнцу , как источнику жизни, обладающему очистительной и охранительной силой, придавалось большое значение, поэтому солнечная символика присутствовала на многих предметах. По условиям техники вышивки счетными швами круг превращен в многогранник, ромб, или в квадрат. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, приносили счастье и веселье, благополучие. Калина - дерево украинского рода. Ягоды калины красные, что символизирует бессмертие рода. Дуб и калина - символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной. Символика винограда открывает нам радость и красоту образования семьи. Лилия - символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии. Узоры срозами вышиваются по законам растительного орнамента, что означает беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. Хмель - очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках. Молодоженов символизируют соколы , голуби и петухи . Ласточка - эта птица всегда несет добрые вести.


III . Рефлексия. Школьники заинтересовались вышивкой рушников, выбрали узоры для своих будущих работ. Решили пригласить мам и бабушек, послушать их рассказы, поучиться у них вышивке.

IV . Фотоотчет

Фото 1. Место проведения экскурсии - школьный музей.

Фото 2. Хранительница музея Т.Б. Лисова познакомила школьников с музейными экспонатами.

Фото 3. Ученицы демонстрируют свои первые работы, выполненные на уроках технологии.

Предания старины глубокой

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Цель экскурсии: формирование знаний по истории заселения родного края, о труде и быте зауральских крестьян на основе фольклорных данных и экспонатов музея.

Задачи экскурсии:

1. Образовательные: в ходе экскурсии обеспечить усвоение основных факторов, повлиявших на развитие родного края.

2. Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать полученную информацию.

3. Воспитывающие: формировать интерес к истории родного края, к достижениям предков.

Ожидаемые результаты .

В ходе экскурсии учащиеся смогут:

Высказывать собственное мнение;

Применять различные источники информации;

Использовать полученные знания в общении с людьми.

Оборудование: экспонаты школьного музея.

После похода Ермака в 1581 – 1582 гг. потянулись люди в Сибирь. Юрий Конецкий в поэме «Верхотурье» написал:

Русь в Сибирь повалила по тракту.

Кто с проезжей, а кто с кистеньком,

Кто - с лошадкой по свежую травку,

Кто – свободной землицей влеком.

Кто – тайком, кто в железах – кандальник,

Кто – по делу гуляет, кто – так…

С брякунцами на тройке – начальник,

Приказной воевода иль дьяк.

В колымагах, повозках, кошёвах,

В сапогах, в лапотках, босиком

То ли счастья пытают большого,

То ль от прежнего горя - бегом?

Шли люди и в Зауралье, которое протянулось полосой между Уралом-батюшкой и Сибирью-матушкой. Фамилии поселенцев часто говорят, откуда пришли люди в наши края. Крестьяне шли из Верхотурского, Тюменского и Тобольского уездов, из России.

Устюжанины – из Устюга, Басаргины – с севера европейской России, Пермяковы, Зыряновы – из Пермской губернии (коми-пермяки и коми-зыряне), Булатов – фамилия тюркского происхождения и др. (1, с. 16, 17).

В Зауралье русские люди столкнулись с татарами и башкирами. Часто бывало, что нападали тюркские народы и уводили людей в плен. Вот что об этом говорит легенда.

Жил за Тоболом народ нерусский. До сих пор сохранились ещё ямы от их юрт. Увели они однажды девушку совсем молоденькую, годиков 7. Выросла она среди людей нерусских. Потом её замуж выдали. Сын родился и стал расти.

Пошла в лес собирать грибы старуха русская. Налетели на неё нерусские люди, как коршуны, и увели в полон. Отдал старуху муж к молодой жене в гусятницы, да ребёнка качать. Увидела хозяйку пленница и узнала дочь свою потерянную. И запела песню жалобную.

По этому сюжету была написана баллада:

Как за речкою

Да за Дарьею

Злы татарове

Дуван дуванили.

На дуваньице

Доставалася,

Доставалася

Тёща зятю.

Как повёз тёщу зять

Во далёку степь,

Во далёку степь

К молодой жене.

Ну и вот, жена,

Тебе работница,

С Руси русская

Полоняночка.

Ты заставь её

Семь дел делати.

Первое дело –

Дитя качать,

Другое дело –

Куделю прясть;

А и третье дело –

Гусей пасти.

Полоняночка

Колыбель колышет,

Колыбель колышет,

Вот качает дитя,

Вот качает дитя,

Приговаривает:

«Ты баю, баю,

Боярский сын,

Ты по батюшке –

Зол татарчоночек,

А по матушке –

Ты – русёночек,

А по роду-то

Мне ты – внучоночек.

Ведь твоя-то мать –

Мне родная дочь.

Семи лет она

Во полон взята».

Как услыхала эту песню хозяйка, так и вскинулась вся. Подбежала к матери, в ноги повалилась и заплакала слезами горькими:

Ты родимая государыня,

Ты почто мне не сказалася,

Ты зачем мне не призналася?

Эта песня заинтересовала Михаила Юрьевича Лермонтова, который записал её для себя (2, с. 164).

В XVII веке земли по реке Исети стали активно заселяться. В 1644 году монахом Далматом (в миру Дмитрий Иоаннович Мокринский) был основан монастырь. У подножия высокого места вырыл он пещеру и поселился отшельником. А земли эти принадлежали знатному татарину, тюменскому мурзе Илигею. Прискакал он с отрядом татар, вошёл в пещеру преподобного с обнажённым клинком, но в разговоре выяснил, что мать Далмата была крещёной татаркой из его рода. В 1646 году отдал он Далмату всю вотчину во владение, подарил ему свой боевой шишак и кольчугу.

Построили деревянную обитель, но в 1651 году налетели калмыки, сожгли обитель, замучив монахов, только Далмат уцелел. Снова к нему пошли монахи, крестьяне с семьями. Пришёл его родной сын Иоанн (в монашестве Исаак). Построили деревянную церковь во имя Успения Божьей Матери (3, с. 5 – 11).

Макет монастыря в Далматовском краеведческом музее. Фото: Л. Плотникова

В 1664 г. монастырь снова сгорел, опять его отстроили. В 1697 г. монах Далмат умер в возрасте 103 лет. А его сын Исаак выстроил каменный монастырь.

О времени трудном, опасном свидетельствуют экспонаты музея: кистени, ядра от пушек, кандалы.

Мирная жизнь крестьян была наполнена тяжким трудом. Об этом говорят пословицы.

«Хлеб да вода – то наша еда».

«То ещё не беда, что во ржи лебеда, а то беда, как ни ржи, ни лебеды».

Поговорки:

Без соли, без хлеба половина обеда.

Никто без хлеба не обедает.

Если хлеба край, то и под елью рай.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Обратите внимание на орудия труда, которыми пользовались зауральские крестьяне. Как вы думаете, о чём эти загадки?

    Весь мир кормит, сама голодная (соха).

    Ног много, а с поля домой на спине едет (борона).

    Маленький, сутуленький, все поля обежит, к зиме домой прибежит (серп).

    Насажена на дерево, летом – на лугу, зимой – на крюку (коса).

А вот ещё одна загадка:

Показать сито для подсева семян, ступу, жернова, лопату, на которой отправляли калачи в печь.

Обратите внимание на предметы быта, одежду жителей деревни. В нашем музее представлены вещи, которые хранят тепло рук мастериц: полотенца, кружева, вышивки. Они донесли до нас представления о красоте и счастье. Зимними вечерами женщины пряли, вязали, ткали. Девушки сами готовили приданое: полотенца, скатерти, кушаки и др. В богатых семьях невеста дарила жениху гарусные вожжи и ковровую подпругу. За работой пели, слушали сказки, предания, были, духовные стихи и библейские легенды.

Среди них была легенда о «всемирном потопе».

Когда Ной загружал ковчег, сторожить вход поставил собаку. А была она, как люди, без шерсти. Дьявол напустил ветер, дождь, град.

Когда собака съёжилась от холода, дьявол подполз к ней, соблазняя тёплой шубой, но собака держалась, неся честно службу.

Он тут же начал грызть корабль и прогрыз-таки. В дырку потекла вода, ковчег осел. Беда надвинулась неминучая.

Тогда кошка кинулась на мышь и съела её, а уж своим телом заткнул дыру. Увидел это Бог и всем «сёстрам раздал по серьгам», повелев: «Пусть к собаке прирастёт шуба, а у ужа на лбу будет отметина – «белая звёздочка», чтобы он выделялся из змей.

Собаке велено жить во дворе (проступок большой!), кошке за её ответственность – в доме, рядом с человеком. Ужу тоже разрешено быть рядом с людьми, которые обязаны наливать ему молоко (2, с. 172) .

Христианский мир нашёл своё отражение в экспонатах музея. Это церковный колокол, потир, нательные кресты.

Задания для учащихся:

Расспросите своих родных, пожилых людей, какие сказки, песни, частушки, легенды и были они знают;

Сделайте записи.

Литература

1.Антропов, В.И.Земля Катайская / В.И. Антропов. – Курган, Парус-М., !998. - 304 с.

2.История земли Курганской с древнейших времён до начала 60-х годов XIX века. Учебное пособие для учащихся V VII классов школ Курганской области. – Курган, 1997. – 206 с.

3.Преподобный Далмат Исетский, основатель Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря (1594 – 1697). Буклет.

Тема: экскурсия в краеведческий музей.

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Ход занятия:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσεῖον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.

Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы со старшими ребятами спросим, что вы запомнили.

Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

    Краснодар в годы войны.

Экскурсовод:

2. Коллекция «Флора и фауна Краснодарского края»

Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории района в естественных условиях многих видов птиц и животных.

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Пти́цы - класс оперённых, теплокровных, яйцекладущих позвоночных, чьи передние конечности имеют форму крыльев. Изначально строение птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует и много видов нелетающих птиц. Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва. На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов (в России - 600 видов).

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на чучела настоящих птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в лесах нашего района.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора.
(Бобры)

Экскурсовод:

    Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества, резьбы по дереву.

За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.

Наш далёкий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.

Вышневолоцкие плотники сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода, орудия труда, детали лодки.

В нашем крае широко была развита резьба и роспись по дереву.об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 и начала 20 века, представлена в собрании музея различными образцами. Коллекция обычной домашней утвари состоит, главным образом, из долблёной, резной и токарной посуды. Это скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки. Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

Как вы думаете, для чего служили прялки?

Среди разнообразных предметов для напитков преобладали плоскодонные сосуды, которые по традиции сохраняли естественный цвет древесины, изредка окрашивались коричневой или красной краской либо покрывались олифой. Все изделия местных мастеров отличаются красивой формой, выразительным силуэтом с плавными линиями.

Кто из вас уже встречался с этим предметом утвари и где?

Повсеместно изготавливали различные долблёные солонки. Одним из древних видов народного искусства является художественная обработка металла. Кузнецы умели искустно ковать железо, мебель. Работали здесь и мастера художественного дела. В коллекции музея много образцов кузнечного мастерства 18-19 века светцы для лучины, амбарные замки, ключи, бубенчики и т. д. К наиболее древним видам народного прикладного творчества, распространенного в нашем крае, относится гончарное производство. Его развитию способствовали месторождения красной, белой, синей и серой глин, имеющиеся на территории района. Многие гончары работали семьями в своих жилых домах, обжигая свои изделия в обычных печах.На этом наша экскурсия подходит к кону.

III. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1932г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

С каким разделом музея нас познакомили Настя и Иль.

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Что за мебель находиться в зале?

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?