Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какая тема пьесы бесприданница. Главный конфликт пьесы А

Психологическая драма Островского «Бесприданница» так же, как и пьеса «Гроза», принадлежит к числу драматургических шедевров Островского. Она отличается остротой общественной проблематики, колоритностью и яркостью характеров, утонченным психологизмом, редчайшим по своей выразительности сплетением социального и индивидуально-личного.

Почти двадцать лет отделяют «Бесприданницу» (1978) от «Грозы» (1859). Интенсивные перемены в русской жизни привели к усилению капитализации, «торжеству буржуазии». Действие пьесы происходит в приволжском городе Бряхимове в «настоящие дни» (то есть в конце 70-х годов XIX века). Герои пьесы — европеизированные купцы, которые, по выражению одного из слуг, разговаривать ездят «в Москву, в Петербург да за границу».

Сквозным в пьесе, во многом определяющим ее конфликт является мотив всевластия капитала. Значительную часть экспозиции драмы «Бесприданница», анализ которой нас интересует, занимает диалог миллионщика Кнурова с представителем богатой торговой фирмы Вожеватовым. У обоих купцов, как и у большинства персонажей Островского, значимые фамилии: «кнур» — боров, кабан, «вожеватый» — вежливый, обходительный. Купцы обсуждают сенсационную новость: согласие первой красавицы города, обаятельной и артистичной Ларисы Огудаловой, на брак с бедным чиновником Карандышевым, который в глазах преуспевающих торговцев совершенно ничтожен. «Ну, что такое Карандышев!» — презрительно заявляет Кнуров (д. 1, явл. 2).

Из диалога купцов мы узнаем об отношениях Ларисы с любимым ею Паратовым, который, по словам Вожеватова, «женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда» (д. 1, явл. 2). Лариса в безвыходном положении, она бесприданница, и это главная причина ее личных несчастий. Собеседники оценивают и собственные шансы в соперничестве за Ларису. Борьба за нее, ведущаяся чуть ли не по законам биржевой игры, открывает в каждом из соперников всю безмерность их личных амбиций, стремление утвердиться в роли «героя дня». О чем бы ни заговорили купцы, даже о самом личном, сокровенном,— везде на первом месте мотив купли-продажи.

Каждый из персонажей пьесы «Бесприданница» (Островский), анализ которой нас интересует, сообразно своим представлениям стремится к овладению «искусством жизни». Среди иерархии жизненных ценностей купцов и дворян на первый план выходят богатство, роскошь, изысканные удовольствия. Кнуров, имеющий громадное состояние, ведет себя как человек, для которого «невозможного мало». «С шиком живет Паратов» — так оценивают купцы стиль жизни «блестящего барина». «Любит и сама пожить весело»,— говорит о матери героини Харите Игнатьевне Огудаловой завсегдатай ее дома молодой, удачливый Вася Вожеватов. Бедный чиновник Карандышев, «человек самолюбивый и завистливый», стремясь к успеху и комфорту, предстает пародийным двойником Паратова. Карандышев не может усвоить чуждый, неорганичный для него стиль поведения и сбивается. По удачному выражению А. И. Журавлевой, он не может «попасть в образ». И только душевно утонченная Лариса как бы существует «над бытом», жаждет одухотворенной и нравственной жизни, мечтает о возвышенно романтических отношениях. Естественно, что при столь разных представлениях о жизни они с Карандышевым говорят на разных языках.

Закономерно возникает вопрос: искренен ли Карандышев в своем чувстве к Ларисе? Без сомнения, этот мелкий чиновник с большими амбициями по-своему любит ее. Но это чувство неотделимо у него от надрывной амбиции, желания повеличаться, предъявить соперникам свой «капитал». М. В. Отрадин верно замечает, что отношения Ларисы и Карандышева «сразу проявляются как взаимные претензии». Карандышев, едва став женихом, начинает с обвинений, ведет себя неблагородно, напоминает своей невесте о жизни «в таборе». Лариса отвечает ему с уничтожающей, беспощадной откровенностью: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бы бежать от людей, разве я пошла бы за вас?» (д. 1, явл. 4). Романтически настроенная Лариса не скрывает от Карандышева, что ее идеалом мужчины является Сергей Сергеич Паратов. Она воспринимает Паратова в ореоле высоких романсовых ассоциаций (М. В. Отрадин), видит в нем смелого, щедрого, во всем исключительного человека. Согласившись на брак с Карандышевым, Лариса изменяет своим представлениям о любви и подлинном счастье. Однако согласие Ларисы на брак с нелюбимым человеком допускает разные толкования. Потеряв, казалось бы, обретенное счастье (Паратов уехал и забыл о Ларисе), она не утрачивает надежды на достойную и нравственную жизнь. И именно поэтому выбирает путь брака. «Хоть за Карандышева, да замуж»,— не без досады говорит Вожеватов. Примечательно, что мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, гораздо менее разборчива в средствах достижения жизненного благополучия. Она не исключает «теплого участия» в жизни дочери богатого человека, о чем свидетельствует ее разговор с Кнуровым. «Хорошо, как найдется это участие»,— соглашается она с Кнуровым (д. 2, явл. 2). В глазах старшей Огудаловой дочь — товар, поэтому замужество Ларисы или «покровительство» участливого богача для нее — матери — стоят друг друга.

Главным событием в первом действии становится возвращение в Бряхимов Паратова. Его приезд важен не только для влиятельных лиц города. Ему рады и трактирные слуги, и цыгане. Паратов — всеобщий любимец. Когда он рассказывает о механике с «Ласточки»: «Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то» (д. 1, явл. 6),— читатель (зритель) вправе ожидать, что сам Паратов — истинно русский человек с широкой душой. Паратов и стремится к тому, чтобы его именно так воспринимали. Но здесь же открывается, что ему нетрудно найти с купцами общий язык: «У меня, Мокий Парменыч,— обращается он к Кнурову,— ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» (д. 1, явл. 6). За этим весьма откровенным самопризнанием следует сообщение о женитьбе на девушке с очень богатым приданым. Островский показывает, что в русском обществе идет процесс стирания различий между сословиями. Большой барин рассуждает и поступает вполне по-купечески. То обстоятельство, что Паратов с его образованностью и умом, способностью чувствовать прекрасное служит тем же идолам, что и купцы, драматически заостряет конфликт, неотвратимо приближает катастрофу.

Примечательно, что по сравнению с сильными мира сего комический актер Аркадий Счастливцев (в сюжете его роль второстепенна) предстает более естественным человеком. Его реакции на мир более непосредственны, но это лишь усугубляет его положение шута, с которым «отводят душу» просвещенные российские самодуры новейшей формации. В сходном шутовском положении оказывается и жених Ларисы, которому соперничающие мужчины постоянно пытаются указать его истинное место. С Робинзоном соотносится и сама Лариса, на которую «медичисы» смотрят как на вещь.

Во время встречи с Ларисой (д. 2, явл. 8) Паратов ведет себя как режиссер и как актер одновременно. Его обращение к шекспировскому Гамлету может быть объяснено стремлением к игре, смене ролей, масок. Паратов — крайне эгоцентричный человек, привыкший первенствовать во всем и, прежде всего, в любви. Его мужскому самолюбию льстит, что Лариса по-прежнему во власти страстных чувств. Несомненно, он принадлежит к «хищному» типу героев («паратый» — сильный, хищный зверь). В ответ на просьбу Ларисы не злоупотреблять ее откровенностью Паратов лицемерно заявляет: «Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня — дело священное» (д. 2, явл. 8). Истинность этих слов опровергается всем последующим его поведением, всем ходом событий. Для него брак — выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе, и возможную перспективу счастья с ней за крупное приданное нелюбимой столичной невесты.

Без преувеличения можно сказать, что самолюбие— тот «архимедов рычаг», которым движется действие. «Все себя любят»,— с горечью говорит Лариса.

Карандышев, затевая званый обед, лелеет тайное желание посмеяться над богатыми «фанфаронами» и отомстить им. На обеде он поднимает тост за свою невесту Ларису — и произносит похвальное слово себе. Карандышев ощущает себя в зените величия, а его гости видят только, как он смешон. В борьбе амбиций побеждают сильные и преуспевающие. Паратов, издеваясь над хозяином обеда, добивается своей цели: в глазах Ларисы Карандышев унижен, а следовательно, уничтожен. Лариса освобождается от внутренних обязательств перед женихом.

Не задумывается и Карандышев о том, что для Ларисы брак с ним — компромисс, что в семье она надеется найти уединение и покой. Для него породниться с дворянской семьей Огудаловых, заполучить красавицу-жену — «сыграть на повышение». Поэтому он мечтает о парадной пышной свадьбе, которая претит Ларисе.

В центре драмы судьба обаятельной и талантливой бесприданницы, вокруг которой ведется откровенный и циничный торг. В процессе развития действия «пытка чувств» (термин Б. Эйхенбаума) героини максимально затягивается. Паратов, решивший уничтожить Карандышева, не задумывается над тем, какую боль он причинит Ларисе.

Доминирующие мотивы пьесы образуются и поддерживаются музыкальной романсной стихией. Лариса поет романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В этой элегии господствуют разочарование, усталость души, неспособность к обольщениям любви. Романс можно рассматривать как ключ к драме героини. Пение Ларисы — голос исстрадавшейся души. Девушка пьесы, испытывая высокое романтическое чувство к Паратову, пыталась, но не смогла смириться с ролью невесты нелюбимого человека, которого ее мать придерживала в доме «на всякий случай».

В анализируемой пьесе «Бесприданница» Островского, как и в романсах, немало внутренних парадоксов. Страдания Ларисы, казалось бы, дошли до последней черты. И вдруг она услышала в словах восхищенного Паратова то, что ждала и хотела услышать, по-своему восприняла и истолковала его зыбкие, но страстные признания. Ее душа мгновенно отзывается на влюбленный, взволнованный голос любимого. Жить для Ларисы и значит любить. Поэтому она не задумываясь соглашается ехать за Волгу с человеком, в котором уже было разуверилась (д. 3, явл. 12). Реплика Паратова — «Она поедет»,— адресованная Кнурову и Вожеватову, как бы перечеркивает всю предыдущую ситуацию (сватовство Карандышева, согласие на брак Ларисы). Паратов всегда ощущает себя хозяином положения.

Для Карандышева бегство гостей и невесты — страшный удар. Его монолог: «Да, это смешно... Я смешной человек...» (д. 3, явл. 14) — полон патетических интонаций. И читатель (зритель) — едва ли не впервые — начинает сочувствовать ему. Психологическая характеристика этого персонажа заметно усложняется, его положение драматизируется. Карандышев собирается мстить своим оскорбителям, и этот бунт против них: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого» (д. 3, явл. 14) — совершенно естествен.

В «Бесприданнице» Островского значительное место отведено мотиву игры, многогранно развернутому автором и в действии пьесы, и в характерах, и в отношениях персонажей. Это и злая шутка с актером Счастливцевым, которого Паратов выдает за иностранца Робинзона и обещает отправить в Париж. Но и «Париж», куда попадает Счастливцев, — бряхимовский ресторан. Это и игра чувств и самолюбий центральных героев.

Это и одна из форм воплощения конфликта. Во втором действии Паратов беседует с матерью Ларисы. Он игриво замечает: «Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить!» (явл. 7). На самом деле он далек от джентльменства: благородный лоск — его маска, а за ней — натура и интересы дельца. Харита Игнатьевна пытается раскрыть игру Паратова, обнаружить его тайные намерения: «Понимаю: выгодно жениться хотите?» Женитьба на бесприданнице Ларисе для Паратова невозможна — это игра, не стоящая свеч: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе,— вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака» (д. 1, явл. 7). Да и сами отношения с Ларисой, пробуждающие в Паратове азарт игрока, — жестокая, опасная игра, вполне осознанный риск: «Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью» (д. 3, явл. 12). В сцене узнавания витиеватые речи Паратова расцениваются Ларисой как игра в слова: «Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите!..» (д. 4, явл. 7). Понятие «игра» реализуется в пьесе и в метафорическом смысле: «жизнь — игра». «Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать» (д. 3, явл. 12). Последнее действие начинается сценой карточной игры, а за ней следует эпизод розыгрыша Ларисы в орлянку, где Кнуров и Вожеватов полагаются на волю случая.

«Жестокая игра» Паратова и Ларисы закончилась тем, что героине открывается наконец истинный Паратов, для которого расчет и выгода превыше всего. Разочарование в любимом для Ларисы равносильно потере смысла жизни. Страдая от предательства Паратова, бесприданница ни в ком не находит сочувствия, даже в друге детства, Вожеватове. Последний диалог в пьесе, Ларисы и Карандышева, идет на сильных эмоциональных перепадах. Убийственное слово «вещь», которое находит для бывшей невесты Карандышев, становится одним из лейтмотивов этого последнего разговора. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— говорит Карандышев (д. 4, явл. 11). Но далее, потрясенный намерением Ларисы пойти к Кнурову, он смягчается: «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю». Карандышев умоляет осчастливить его, признается в любви. И затем — в ответ на категорический отказ и презрение Ларисы — следует новый эмоциональный перепад: «Так не доставайся ж ты никому!» Бывший жених Ларисы, решивший защищать ее и мстить за нее (один из всех и один против всех), не удерживается на этой высоте и убивает свою возлюбленную, подтверждая взгляд на нее как на вещь (Б. О. Костелянец).

Лариса расценивает выстрел Карандышева как благодеяние. В ней нет цельности Катерины, поэтому Лариса оказалась на грани компромисса и нравственного падения, хотя в ней жива страстная мечта о чистоте и красоте человеческих отношений. Смерть позволяет ей сохранить цельность и высоту, не утратить собственного достоинства. Но, как подчеркивает А. И. Журавлева, «чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острей суд зрителя».

Смысл названия пьесы «Бесприданница», анализ которой мы провели, ориентирован не только на социально-бытовой, но и на нравственно-психологический конфликт. «Катерину бесприданницей не назовешь. Она богата: за нею мощь традиции, сила народного мировосприятия и народной поэзии. Лариса прекрасна, но она сама по себе»,— справедливо заметил Н. Н. Скатов. Героини двух драматургических шедевров Островского предстают индивидуально-неповторимыми и относятся к самым обаятельным женским образам русской и мировой литературы.

Итак, в центре своего повествования Островский ставит героиню — Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит — «Бесприданница». Лучшая из лучших — бесприданница».

— Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудалавой, — «лучшая из лучших».

Вот Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи …. эта женщина создана для роскоши».

Василий Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той (у матери) все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»

Мокий Парменыч Кнуров ничуть не преувеличивает, когда заверяет Хариту Игнатьевну в том, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет», что она «создана для блеску».

Лариса, мечтающая «поскорей отсюда выбраться», «вырваться отсюда», честно признается: «Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую». И С душевною болью сознает героиня самое страшное: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь! .. Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость, искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д.

Отметив, что душа Ларисы подобна птице, следует подчеркнуть одну из писательских особенностей драматурга – использование «прямой» этимологии, то есть соответствия первоначального значения имени основным качествам характера героини. Лариса в переводе с греческого значит «чайка».

— Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.

Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.

Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.

Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.

Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.

Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.
— Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?

Первая реакция учащихся — удивление: что общего между абсолютно разными героями?

Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает: «сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и
Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях.

По мнению Ларисы, Паратов — «идеаль мужчины», потому что В нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

В городе Бряхимове Сергея Сергеича знают все. На вопрос Хариты Игнатьевны, кто приехал, цыган Илья отвечает: «Такой барин, ждем не дождемся: год ждали — вот какой барин».

«Ну что такое Карандышев!» — недоумевает Мокий Парменыч, возмущенный тем, что именно за этого ничтожного человека выходит замуж Лариса Дмитриевна. Вожеватов называет его чудаком: «Ему бы жениться поскарей да уехать в свое именьишко, пока разговоры утихнут … а он таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а никогда их не носил. Кланяется, едва кивает; тон какой взял: прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю».

« … из ничего, да в люди попал» — таково мнение и Хариты Игнатьевны Огудаловой.
Отметим в конспекте различия: Паратов — блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса.

Карандышев — мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй и все, чем отличаются эти герои.

Карандышев — жертва? Да. Несчастный человек? Безусловно. Негодяй? В определенном смысле — несомненно. И хитрит Юлий Капитоныч, и изворачивается, и все в его поведении, особенно в присутствии Ларисы и Паратова, свидетельствует о том, что устроить скандал он может при первом удобном случае, и в аристократы метит … Не этим ли обстоятельством так уязвлено самолюбие Паратава, что в счастливом сопернике — ничтожном человечишке Карандышеве — он видит как в зеркале себя!

Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратава скорее всего драматург образовал от диалектного слова поратый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых
справочниках есть и такое объяснение фамилии: паратый — ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева по Далю — «коротышка, недоросток, малорослый человек».

— Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции.

Паратав: «Что такое «жаль», этого я не знаю, у меня … ничего заветного нет, знай выгоду, так все продам, что угодно».

Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь хочу и вправе погордиться и повеличаться. Ну чем я хуже Паратова?»

— Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?

Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратава ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева «А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал, — объясняет Юлий Капитоныч суматоху, поднявшуюся в городе. — Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек». Сам Паратов о причине неожиданного своего исчезновения год назад так говорит Харите Игнатьевне «Управители мои и управляющие свели без меня домок мой в ореховую скорлупку-с. Своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение … брешь порядочная осталась».

Решить такую проблему Паратов собирается следующим образом: «Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски … я должен проститься с моей свободой … отец моей невесты важный чиновный господин; старик строгий: он слышать не может о цыганах, о кутежах и о прочем»,

— Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышева?

Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.

— Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?

Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями: «Ведь Я было чуть не женился на Ларисе, — вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака». Сергей Сергеич давно избрал красивую жизнь не по своим средствам, бездумно сорит деньгами, которые не умеет сам зарабатывать, и в конце концов продает себя.

Помня о том, как влюбленная девушка «наглядеться на него не могла», Паратов, приехав в Бряхимов, собирается как можно веселей провести последние холостые денечки, для чего со спокойной совестью увозит Ларису со званого обеда. Когда же Лариса Дмитриевна просит дать ответ, кто же она ему, жена или нет, показывает обручальное кольцо: «Вот те цепи, которыми я скован на всю жизнь».

Не случайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.

Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме «Бесприданница» тип «маленького человека». Важно помнить, что эта пьеса создана в 1878 году, идеи индивидуализма, связанные с культом великого Наполеона, сказались и на мировоззрении мелкого чиновника.

Вот Карандышев приглашает на обед Кнурова и Вожеватова, говорит о желании видеть Ларису Дмитриевну окруженной только избранными людьми. А через несколько минут в разговоре с Ларисой называет Вожеватова пустым, глупым мальчиком.

Упрекая Ларису в простоте общения с людьми, невзыскательности, Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие.

Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе — «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.

В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.

Следующий этап составления конспекта — анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова. Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур — «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).

Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ — развязный, беспардонный.

Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате — запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.

Еще одно, последнее звено, замыкающее круг равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны.

Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.

Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана.

Фамилия Огудалова образована от глагола «огудать», который толкуется так: обмануть.

Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам.

— Какого мнения о Харите Игнатьевне влиятельные купцы города Бряхимова?

Мокий Парменыч Кнуров называет Хариту Игнатьевну «бойкой женщиной», с чем полностью согласен Василий Данилыч Вожеватов, который между тем высказывает предположение: «Она. должно быть, не русская … очень проворна». А дополнение «любит и сама пожить весело» многое объясняет в ее холодной, расчетливой натуре.

Разве думала она о счастье старшей дочери, выдавая замуж за какого-то горца, кавказского князька, зарезавшего молодую жену от ревности по дороге, так и не довезя ее до Кавказа?

Трудно поверить в наивность и простоту Хариты Игнатьевны, будто бы не сумевшей разглядеть в проходимце, выдающем себя за иностранца, обыкновенного шулера.

— Каковы жизненные принципы этой женщины?

«Без хитрости на свете не проживешь» — вот что в первую очередь внушает она дочери. Этот принцип — прямая, буквальная перекличка с фамилией: огудать, то есть обмануть. И еще в одном убеждена Харита Игнатьевна: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду. чтобы потом пожить по-человечески». Свою жизненную позицию она преподносит дочери. (В конспект заносим эти два высказывания Хариты Игнатьевны.)

— Как относится Харита Игнатьевна к дочери?

Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.

Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное — это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.

— Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».

  1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого — привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.
  2. Поделитесь своим мнением

«Бесприданница » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Русский драматург Александр Николаевич Островский создал целую плеяду русских характеров. В основном это были купцы: степенные, с окладистой бородой. И если в некоторых пьесах драматурга можно встретить настоящих «самодуров», то есть произведения, где Островский продолжил традиции Тургенева в изображении женских характеров. «Тургеневская» девушка отличается решительностью, она может первой признаться в своих чувствах и никогда не откажется от своих слов.

В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза», «Снегурочка» созданы образы подобных героинь - решительных и смелых, но с трагической судьбой. Даже среди таких ярких девушек с «горячим сердцем» можно выделить одну - Ларису Огудалову, главную героиню пьесы «Бесприданница» . Незаурядная личность, она выделяется из своего окружения и разительно отличается от своей матери, которая во всем пытается найти выгоду.

Ее, Хариту Игнатьевну Огудалову, можно понять: она одна поднимала трех дочерей. Да только у двух старших, замуж отданных, несчастливо сложилась судьба: первую муж-кавказец зарезал из ревности, вторая оказалась во власти шулера. Лариса - последняя надежда матери: она прекрасно поет, исполняет русские романсы, музицирует, танцует. И мать надеется, что уж такую талантливую и красивую дочь ей удастся хорошо выдать замуж, чтобы жила как у Христа за пазухой. Поэтому она учит: «Лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

В представлении женщины с цыганским именем Харита, по-человечески, это когда в доме бывает много мужчин, вино льется рекой, звучат комплименты. Не случайно нынешний жених Ларисы, бедный чиновник Юлий Капитоныч Карандышев, сравнивает жизнь в доме Огудаловыъх с табором. Только все ухищрения матери напрасны, ведь Лариса - бесприданница. А в обществе, которое окружает девушку, есть место только деньгам. Новые хозяева жизни, в отличие от героев «Грозы», уже не самодуры: их власть основана на деньгах. «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам», - говорит другой герой пьесы Сергей Сергеич Паратов - «блестящий барин», в оценке автора.

И это действительно так: Паратов, которого Лариса полюбила так, что «чуть не умерла с горя», легко променял ее на «миллионную» невесту - дочь владельца золотых приисков. Покинув ее без объяснения причин год назад, теперь, когда Лариса решает выйти за «первого встречного» Карандышева, Паратов, объявившись вновь, Ларису же и обвиняет в измене. При встрече он с упреком говорит, что хотел бы знать, «скоро ли забывают страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…»

И Лариса, которая уже говорила своему жениху, что «Сергей Сергеич - идеал мужчины», снова теряет голову. Она прощает любимого, который год назад скрылся неожиданно, и «ни одного письма». Лариса - романтичная натура, поэтому не замечает очевидных вещей. Она с гордостью рассказывает Карандышеву, как год назад Паратов хладнокровно выстрелил в часы, которые она держала в руке. Но этот факт, скорее, говорит о том, что Лариса ничего не значит для него. К тому же Паратов злопамятен: едва познакомившись с Карандышевым, он успевает задеть самолюбие бедного чиновника, но настаивает на том, чтобы именно Юлий Капитоныч извинялся перед ним, хозяином жизни. А после, на званом обеде, спаивает его, чтобы в очередной раз унизить перед людьми, измеряющими все деньгами.

Так уж повелось в пьесах Островского: на фоне решительных и смелых героинь мужчины оказываются вялыми и безжизненными. В пьесе «Гроза» муж Катерины Кабановой во всем зависит от маменьки, что в результате приводит к трагедии: его молодая жена добровольно уходит из жизни.

В «Бесприданнице» похожая ситуация: от отчаянья согласившись выйти замуж за Карандышева, она умоляет его уехать в деревню, чтобы начать новую жизнь, мало напоминающую прежний табор. Но мелкий чиновник, терпевший насмешки в надежде дождаться взаимности от Ларисы, теперь «расправляет крылья». Ему хочется утереть представителям высшего сословия, и он дает обед в честь Ларисы Дмитриевны, чтобы сказать: она выбрала себе в женихи самого достойного человека - его, Юлия Капитоныча. Это его месть за ту зависть, которую ему приходилось испытывать каждый раз, когда он видел красивых и успешных поклонников Ларисы.

Но этим поступком он еще больше вызывает к себе презрение со стороны тех, кто привык пить шампанское по утрам и обедать в ресторане. Ведь у него, бедного чиновника, хватает денег лишь на дешевое пойло, бутылки из-под которого тщательно заклеивают этикетками от дорого вина. И если Лариса в ответ на упреки в измене со стороны Паратова говорит, что ее жених обладает самым главным достоинством - любит ее, то в финале она испытывает разочарование и в нем. Она с отвращением говорит бывшему жениху, стоящему на коленях перед ней: «Вы слишком ничтожны для меня», а потом с горечью признается: « Я любви искала и не нашла».

Трудно найти любовь в обществе, где все только продается и покупается. Паратов продает свой любимый пароход «Ласточку», потому что нашел выгоду - невесту с миллионным приданым. Но он совершает гораздо более подлый поступок: унизив в глазах Ларисы ее жениха, дает надежду на будущее и, воспользовавшись ситуацией, соблазняет бедную девушку, а после сознается, что обручен - у него «золотые цепи». Вот тогда приходит к героине прозрение. Она понимает, что все окружающие, даже родная мать, смотрят на нее как на вещь, на забаву.

У нее не хватает мужества покончить с собой, как это сделала Катерина в «Грозе», но она находит в себе силы признать, что никто никогда не старался заглянуть ей в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова. Лариса выносит страшный приговор самой себе: «Я не нашла любви, так буду искать золота». И она действительно готова прокатиться на выставку в Париж с немолодым купцом Кнуровым, выигравшим ее в «орлянку» у более молодого соперника, готова стать его содержанкой, то есть продать себя подороже, ведь для нее остается единственное утешение: если уж быть вещью, то очень дорогой.

Финал этой психологической пьесы предрешен. Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, а для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать - она остается свободной и по-настоящему счастливой. Она умирает со словами прощения на устах. Так автор показывает, что смерть - трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.

Русский драматург Александр Николаевич Островский создал целую плеяду русских характеров. В основном это были купцы: степенные, с окладистой бородой. И если в некоторых пьесах драматурга можно встретить настоящих «самодуров», то есть произведения, где Островский продолжил традиции Тургенева в изображении женских характеров. «Тургеневская» девушка отличается решительностью, она может первой признаться в своих чувствах и никогда не откажется от своих слов.

В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза» , «Снегурочка» созданы образы подобных героинь – решительных и смелых, но с трагической судьбой. Даже среди таких ярких девушек с «горячим сердцем» можно выделить одну – Ларису Огудалову, главную героиню пьесы «Бесприданница» . Незаурядная личность, она выделяется из своего окружения и разительно отличается от своей матери, которая во всем пытается найти выгоду.

Ее, Хариту Игнатьевну Огудалову, можно понять: она одна поднимала трех дочерей. Да только у двух старших, замуж отданных, несчастливо сложилась судьба: первую муж-кавказец зарезал из ревности, вторая оказалась во власти шулера. Лариса – последняя надежда матери: она прекрасно поет, исполняет русские романсы, музицирует, танцует. И мать надеется, что уж такую талантливую и красивую дочь ей удастся хорошо выдать замуж, чтобы жила как у Христа за пазухой. Поэтому она учит: «Лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

В представлении женщины с цыганским именем Харита, по-человечески, это когда в доме бывает много мужчин, вино льется рекой, звучат комплименты. Не случайно нынешний жених Ларисы, бедный чиновник Юлий Капитоныч Карандышев, сравнивает жизнь в доме Огудаловыъх с табором. Только все ухищрения матери напрасны, ведь Лариса – бесприданница. А в обществе, которое окружает девушку, есть место только деньгам. Новые хозяева жизни, в отличие от героев «Грозы», уже не самодуры: их власть основана на деньгах. «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам», - говорит другой герой пьесы Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин», в оценке автора.

И это действительно так: Паратов, которого Лариса полюбила так, что «чуть не умерла с горя», легко променял ее на «миллионную» невесту – дочь владельца золотых приисков. Покинув ее без объяснения причин год назад, теперь, когда Лариса решает выйти за «первого встречного» Карандышева, Паратов, объявившись вновь, Ларису же и обвиняет в измене. При встрече он с упреком говорит, что хотел бы знать, «скоро ли забывают страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…»

И Лариса, которая уже говорила своему жениху, что «Сергей Сергеич – идеал мужчины», снова теряет голову. Она прощает любимого, который год назад скрылся неожиданно, и «ни одного письма». Лариса – романтичная натура, поэтому не замечает очевидных вещей. Она с гордостью рассказывает Карандышеву, как год назад Паратов хладнокровно выстрелил в часы, которые она держала в руке. Но этот факт, скорее, говорит о том, что Лариса ничего не значит для него. К тому же Паратов злопамятен: едва познакомившись с Карандышевым, он успевает задеть самолюбие бедного чиновника, но настаивает на том, чтобы именно Юлий Капитоныч извинялся перед ним, хозяином жизни. А после, на званом обеде, спаивает его, чтобы в очередной раз унизить перед людьми, измеряющими все деньгами.

Так уж повелось в пьесах Островского: на фоне решительных и смелых героинь мужчины оказываются вялыми и безжизненными. В пьесе «Гроза» муж Катерины Кабановой во всем зависит от маменьки, что в результате приводит к трагедии: его молодая жена добровольно уходит из жизни.

В «Бесприданнице» похожая ситуация: от отчаянья согласившись выйти замуж за Карандышева, она умоляет его уехать в деревню, чтобы начать новую жизнь, мало напоминающую прежний табор. Но мелкий чиновник, терпевший насмешки в надежде дождаться взаимности от Ларисы, теперь «расправляет крылья». Ему хочется утереть представителям высшего сословия, и он дает обед в честь Ларисы Дмитриевны, чтобы сказать: она выбрала себе в женихи самого достойного человека – его, Юлия Капитоныча. Это его месть за ту зависть, которую ему приходилось испытывать каждый раз, когда он видел красивых и успешных поклонников Ларисы.

Но этим поступком он еще больше вызывает к себе презрение со стороны тех, кто привык пить шампанское по утрам и обедать в ресторане. Ведь у него, бедного чиновника, хватает денег лишь на дешевое пойло, бутылки из-под которого тщательно заклеивают этикетками от дорого вина. И если Лариса в ответ на упреки в измене со стороны Паратова говорит, что ее жених обладает самым главным достоинством – любит ее, то в финале она испытывает разочарование и в нем. Она с отвращением говорит бывшему жениху, стоящему на коленях перед ней: «Вы слишком ничтожны для меня», а потом с горечью признается: « Я любви искала и не нашла».

Трудно найти любовь в обществе, где все только продается и покупается. Паратов продает свой любимый пароход «Ласточку», потому что нашел выгоду – невесту с миллионным приданым. Но он совершает гораздо более подлый поступок: унизив в глазах Ларисы ее жениха, дает надежду на будущее и, воспользовавшись ситуацией, соблазняет бедную девушку, а после сознается, что обручен - у него «золотые цепи». Вот тогда приходит к героине прозрение. Она понимает, что все окружающие, даже родная мать, смотрят на нее как на вещь, на забаву.

У нее не хватает мужества покончить с собой, как это сделала Катерина в «Грозе», но она находит в себе силы признать, что никто никогда не старался заглянуть ей в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова. Лариса выносит страшный приговор самой себе: «Я не нашла любви, так буду искать золота». И она действительно готова прокатиться на выставку в Париж с немолодым купцом Кнуровым, выигравшим ее в «орлянку» у более молодого соперника, готова стать его содержанкой, то есть продать себя подороже, ведь для нее остается единственное утешение: если уж быть вещью, то очень дорогой.

Финал этой психологической пьесы предрешен. Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, а для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по-настоящему счастливой. Она умирает со словами прощения на устах. Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.

Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы. Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы. После того как мы проведем краткий анализ пьесы "Бесприданница", станут более явны те акценты, которые Островский расставил в произведении, а также будет ясна задумка автора.

Социально-психологическая проблематика пьесы «Бесприданница»

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Начнем мы анализ пьесы "Бесприданница" именно с этой мысли. Они всё привыкли мерить деньгами. Примечательно, что на реплику Кнурова о том, как хорошо было бы «прокатиться» с Ларисой в Париж, да недолго в неё и влюбиться, Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть», «я… лишнего не передам». В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Этим определяется отношение людей друг к другу. Паратов вызывает всеобщее уважение тем, что сорит деньгами. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, привечает богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в доме у неё «базар», «табор». Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

В этом мире всё продаётся и покупается. Проводя анализ пьесы "Бесприданница", отметьте это. Паратов рассказывает, что «женится на миллионе», совсем не испытывая чувств к невесте. В финале Лариса, узнав, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому она достанется, с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек».

Но в не менее важен и психологический конфликт. Он определяется противоречием между миром капитала, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла». Кнуров замечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, хитрить, заманивая женихов. Она верит в чувства Паратова, понимая только в конце, что он её обманул. Не сразу осознаёт, насколько мелок и ничтожен Карандышев. Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Анализ пьесы «Бесприданница» - система образов

Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу. Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов - «блестящий барин», человек широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать. Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы "Бесприданница" им это счастья не приносит.

Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу. Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».

В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы "Бесприданница" Островского. Посетите наш литературный блог , где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?