Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Истоки реализма в английской литературе начала XIX века. Критический реализм в англии Критический реализм в Англии

Реализм утвердился в английской литературе как ведущее направление в 30-40-е гг. XIX в., достигнув своего расцвета во второй половине 40-х гг. реализм (от лат. realis - действительный, вещественный) - метод и направление в искусстве, основанные на правдивом и объективном изображении действительности.

Критический (или социальный) реализм пришел на смену просветительскому реализму в литературе XIX в.; его типология определялась следующими особенностями:

Принципом социальной обусловленности характеров героев и событий;

Действующие лица произведений несут в себе собирательные черты какой-либо социальной группы (типические черты);

Особой формой психологизма (внутренний мир героя изображен в связи с условиями его жизни);

Историзмом (персонаж выступает как герой времени, лицо эпохи) и объективным воспроизведением действительности, основанном на глубоком знании жизненного материала;

Сочетанием типических черт и глубокой индивидуализации в изображении персонажей, а также изображением их характеров в развитии.

В 1830-40-е годы в английской литературе популярность завоевывает жанр романа - реалистический роман соединял в себе лучшие достижения просветительского романа, открытия романтиков и опыт создания исторического романа (В.Скотт). Создаются лучшие произведения английского критического реализма: "Домби и сын" Ч.Диккенса, "Ярмарка тщеславия" У.Теккерея, "Джейн Эйр", "Шерли" Ш.Бронте, "Мэри Бартон" Э.Гаскелл. Хотя Англия, вступив в новую фазу развития, завоевала ведущее положение на международной арене в промышленности и торговле, положение народных масс противоречило официальной версии о "всеобщем процветании". Критические реалисты помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыв перед ними глубину социальных противоречий - не "старая добрая Англия", но страна, раздираемая противоречиями, в которой не затихала классовая борьба, была изображена в их произведениях.

В своем творчестве английские реалисты всесторонне отразили жизнь современного им общества; объектом критики и осмеяния они сделали не только отдельных представителей буржуазно-демократической среды, но и ту систему законов и порядков, которая была установлена власть имущими. писатели-реалисты ставят проблемы большой социальной значимости и непосредственно подводят читателя к выводу о бесчеловечности и несправедливости существующего общественного строя. Английские реалисты обратились к основному конфликту эпохи - конфликту между пролетариатом и буржуазией. В романе Диккенса "Тяжелые времена", в "Шерли" Бронте и "Мэри Бартон" Гаскелл поставлена проблема взаимоотношений капиталистов и рабочих. Социальные и вместе с тем географические рамки романа раздвигаются: трущобы Лондона и английская провинция, небольшие фабричные города и крупные индустриальные центры. Появляется и новый тип героя - это не просто люди из народа, это люди, глубоко задумывающиеся над жизнью, тонко чувствующие, горячо реагирующие на окружающее и активно действующие (Джон Бартон в романе "Мэри Бартон" Э.Гаскелл, бедная девушка-гувернантка Джен Эйр, героиня одноименного романа Ш.Бронте, кузнец Джо в романе Диккенса "Большие надежды").

Новые черты английского критического романа проявляются и в эпической многоплановой масштабности в изображении общества, к которой стремятся романисты - многие произведения можно назвать "энциклопедией жизни" - так, Ч.Диккенс в романе "Дэвид Копперфилд" стремится передать "движение жизни", которую он образно сравнивает с вечно струящейся рекой, неслышно несущей свои воды от детства к юности и к годам зрелости . Углубляется и мастерство изображения человеческой личности во взаимодействии с окружающим и обусловленности обстоятельствами - тот же Дэвид Копперфилд показан в процессе становления и развития его характера, в противоречиях и внутренней борьбе.

Однако после 1848 г. произведения таких крупнейших писателей-реалистов, как Теккерей, Бронте, Гаскелл, утрачивают былую обличительную силу - в романе "Ньюкомы" сравнительно с "Ярмаркой тщеславия" значительно снизилась сила сатирического разоблачения Теккереем буржуазно-аристократической Англии. После "Джейн Эйр" и "Шерли" Бронте не создала более значительных по своей тематике произведений. В "Мэри Бартон" Гаскелл поставила актуальную проблему положения рабочих, но ее последующие произведения ("Руфь", "Кренфорд") значительно уступают "Мэри Бартон" в идейно-художественном отношении. Одна из крупных английских романисток Джордж Элист стремится вовсе увести читателя от разрешения больших вопросов социального характера. Даже в ее лучшем романе "Мельница на Флоссе" мелочное копирование действительности вытесняет широкие обобщения, глубокое познание и анализ действительности писательница подменяет поверхностной описательностью.

Большие полотна, вызванные к жизни подъемом рабочего движения и отражавшие общественно-политическую и частную жизнь различных социальных слоев английского общества сменяются в творчестве английских критических реалистов произведениями все более и более далекими от насущных проблем современности и затрагивающими лишь отдельные, частные пороки капиталистического общества; английский критический реализм вступает в период кризиса .

Но творчество Ч.Диккенса резко выделяется на общем фоне английской литературы тех лет; реализм в его произведениях не снижается, но достигает еще большей силы и глубины обобщений. В его наиболее значительных вещах 50-х годов - "Холодный дом", "Крошка Доррит", "Тяжелые времена" - Диккенс остается стойким и последовательным защитником основных принципов критического реализма: в этих произведениях подняты важные общественные проблемы, выведены замечательные образы простых людей (Одинокий Том, рабочие, Обитатель Подворья Разбитых сердец) - мировоззрение писателя становится еще более демократичным, сатира в произведениях преобладает над юмором. Диккенс не ограничивается изображением отдельных сторон английской действительности - создавая такие обобщенные образы, как Канцлерский суд в "Холодном доме" и "Министерство Околичностей" в "Крошке Доррит", он стремился показать буржуазную систему в целом.

Мир образов, представленных критическим реализмом - это вся викторианская Англия, все общество того времени. Стремясь к объективному воспроизведению действительности, критические реалисты отражали закономерности социальной и политической жизни в обстоятельствах и конфликтах. И пожалуй, никто не смог выразить всей социальной напряженности, всех противоречий своей эпохи с такой полнотой, как Чарльз Диккенс.

реализм литература роман герой

Реализм Диккенса в романе «Домби и сын».

Образы финансистов в романах Бальзака и Флобера.

Образы абсурдной социальной действительности в романах Диккенса «Холодный дом» и «Крошка Доррит».

Реализм вообще - явление, привязанное к определенным историческим условиям.

Важнейший признак - эмансипация личности, индивидуализм и интерес к человеческой личности.

Предшественник английского реализма - Шекспир (у него на первом месте был историзм - и прошлое, и будущее определяли будущую судьбу героев). Ренессансному реализму была присуща народность, национальные черты, широкий фон и психологизм.

Реализм - это типический характер в типических обстоятельствах при определенной верности детали (Энгельс).

Основная черта реализма - социальный анализ.

Именно 19 век ставил проблему индивидуальности личности. Это и послужило основной предпосылкой появления реализма.

Он формируется из двух течений: филистерство (классицизм, основанный на подражании природе - рационалистический подход) и романтизм. Реализм заимствовал объективность от классицизма.

Чарльз Диккенс составил основу реалистической школы Англии. Морализаторский пафос - неотъемлемая часть его творчества. Он совместил в своем творчестве и романтические и реалистические черты. Здесь и широта социальной панорамы Англии, и субъективность его прозы, и отсутствие полутонов (только добро и зло). Он пытается пробудить в читателе сочувствие - и это сентиментальная черта. Связь с озерными поэтами - маленькие люди - герои его романов. Именно Диккенс вводит тему капиталистического города (ужасного). Он критически относится к цивилизации.

Второй крупный реалист 19 века - Теккерей . Эстетика зрелого Теккерея - основа зрелого реализма, описания негероического характера. И возвышенное, и низменное английские просветители ищут в жизни обычных людей. Объект сатиры Теккерея - так называемый уголовный роман (плутовской). Методика героизации характеров. В мире нет чистых злодеев, как нет и чисто положительных героев. Теккерей описывает глубокое человеческое достоинство повседневности, быта.

Нет кульминаций (они присущи роману). Теперь есть цвето-тени. «Суета сует».

Доминанта психологизма Теккерея: в реальной жизни мы имеем дело с простыми людьми, а они сложнее, чем просто ангелы или просто злодеи. Теккерей выступает против сведения человека к его социальной роли (по этому критерию нельзя судить человека). Теккерей выступает против идеального героя! (подзаголовок: «роман без героя»). Он создает идеального героя и заключает его в реальные рамки (Доббин). Но, изображая реального героя, Теккерей не изобразил народа, а лишь средний класс (сити и провинция), потому что сам происходил из этих слоев.

Итак, 40-е годы в Англии: Общественный подъем. Получили отражение в романе идеи века и состояние общественного движения, нравственные принципы (экономические отношения). В центре - человек. Высокий уровень типизации. Критическое отношение к действительности.

50-60-е годы: Время утраченных иллюзий, пришедших на смену большим ожиданиям. Экономический подъем в стране, расширение колониальной экспансии. Характер духовной жизни личности определяется идеями позитивизма. Перенесение законов живой природы на общество - разделений функций личности в социальной сфере. Опора на традиции сентиментального бытового романа с преимущественным развитием обыденного. Ниже уровень типизации, выше психологизм.

Английский реализм. Диккенс

Английская литература выдвинула плеяду писателей-реалистов, давших в своих романах широкую картину общественной жизни. Известной слабостью английского критического реализма XIX в. является элемент сентиментальности и морализации даже у крупнейших писателей, в том числе у Диккенса. Однако сравнительно большая зрелость буржуазных отношений в Англии позволила английским писателям показать то, что почти не входило в поле зрения Стендаля и Бальзака, - положение рабочего класса. Жизнь и борьба пролетариата, чартистское движение получили отражение в романах Диккенса, Бронте и Гаскелл. Правда, решение рабочего вопроса эти писатели видели не в развитии общественной борьбы, а в примирении классов в духе филантропической утопии.

Чарлз Диккенс (1812-1870) - один из великих художников мировой литературы. Раннее произведение Диккенса «Записки Пикквикского клуба» (1837 г.) еще изображает Англию как страну патриархальных нравов. Осмеивая прекраснодушие, доверчивость, наивность своего героя Пикквика, Диккенс вместе с тем сочувственно оттеняет его бескорыстие, честность, веру в добро. В книге искрится чудесный юмор. Однако Диккенс был слишком правдивым художником, чтобы надолго остаться в условном мире. Уже в следующем своём романе "Приключения Оливера Твиста" 1838 г.он обращается к изображению капиталистического города с его трущобами, к жизни бедняков.

Такое построение сближает его романы с проветительской литературой XVIII в. Диккен унаследовал от этой эпохи ее оптимизм, несокрушимую веру в торжество справедливости. Однако произведения Диккенса полны глубокое драматизма, социальные противоречия носят у него порой трагический характер, какого они не имели в трактовке писателей XVIII в.

Диккенс создает целую галерею носителей общественного зла, имеющих в его романах конкретный облик представителей буржуазного класса. Таковы ростовщик Ральф Никкльби и жестокий учитель Сквирс («Николас Никкльби»), лицемерный мистер Пексниф («Приключения Мартина Чезльвитта»), человеконенавистник Скрудж («Рождественские рассказы»), капиталист Баундерби («Тяжелые времена»). Величайшим достижением Диккенса в этом смысле является образ мистера Домби, героя романа «Домби и сын» (1846 - 1848 гг.). Диккенс создал тип человека, все чувства которого умерли. Самодовольство, тупость, эгоизм, черствость этого человека Диккенс объясняет тем, что он принадлежит к миру собственников. Разоблачая этот мир, писатель выдвигает, однако, наивное предположение о возможности перевоспитания Домби.

Диккенс касается в своем творчестве также жизни и борьбы рабочего класса. Он изображает положение пролетариата в романе «Лавка древностей» (1841 г.). Писатель глубоко сочувствует тяжкой жизни рабочего, но он не верит в его революционные возможности и в романе «Тяжелые времена» (1854 г.) даже насмешливо изображает чартистского агитатора. Диккенс не представляет себе выхода за пределы буржуазного общества; все же его позиция является подлинно демократической. Неистребимый оптимизм, яркий и очень национальный юмор, трезвый, реалистический взгляд на жизнь - все это делает его величайшим после Шекспира народным писателем Англии.

В Англии реализм сформировался очень быстро, потому что он следовал сразу за эпохой Просвещения и его становление происходило почти одновременно с развитием романтизма, который нисколько не помешал успехам нового литературного направления. Связующим звеном между эпохой Просвещения и так называемым просветительским реализмом стало творчество английской писательницы Джейн Остин. К тому времени, когда она написала свои романы («Нортенгерское аббатство» и «Чувство и чувствительность»), жанр просветительского романа уже получил свое завершение в романах Оливера Голдсмита («Векфильдский священник») и Лоренса Стерна («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»). К предшественникам реализма XIX века надо отнести и Томаса Лава Пикока, создателя «романа идей» в английской литературе («Хедлонг Холл», «Мелинкорт», «Аббатство кошмаров»).

Особенность английской литературы состоит в том, что в ней романтизм и реализм уживались вместе и обогащали друг друга. Примером тому служит творчество двух писательниц - Элизабет Гаскелл и Шарлотты Бронте.

И все же открытие и утверждение реализма в английской литературе связано прежде всего с творчеством Чарлза Диккенса (1812-1870) и наследием Уильяма Мейкписа Теккерея (1811-1863).

Ч. Диккенс написал нравоописательные очерки («Очерки Боза»), множество романов (сентиментально-юмористический: «Посмертные записки Пиквикского клуба»; авантюрно-приключенческие: «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Мартин Чезлвит»; социальные: «Домби и сын», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»; социально-психологические: «Большие ожидания», «Наш общий друг»; детективный: «Тайна Эдвина Друза»; сентиментально-дидактический: «Лавка древностей»; исторический: «Барнаби Радж»; «роман воспитания»: «Дэвид Копперфилд») и другие произведения.

Уже первая книга Диккенса «Очерки Боза» связана с описанием быта и нравов. Писатель внимателен к подробностям, к деталям, он юмористически и с подлинным великодушием относится к простым людям. В дальнейшем реализм Диккенса надолго связывается с юмором и сентиментализмом, с жизнью сердца. В первом большом романе «Посмертные записки Пиквикского клуба», восходящем к жанру романа «больших дорог», прежние свойства творческой манеры Диккенса упрочились: он отличался наблюдательностью, меткими сатирическими зарисовками, гротескными сценами. Постепенно из комического персонажа, недалекого буржуа, мистер Пиквик превращается в чудака, в Дон Кихота XIX века, вызывающего интерес и сочувствие, его слуга Сэм Уиллер - в Санчо Пансу. Комизм ситуаций проистекает из того, что действительность не соответствует представлениям героев. Пиквик добр, справедлив, бескорыстен, честен, отзывчив, действительность бессердечна, обманчива, лжива и несправедлива. Свой жизненный идеал Диккенс воплотил в обыкновенном герое, стремящемся, однако, изменить жизнь в лучшую сторону, но мечты Пиквика терпят крушение, хотя финал романа идилличен. В ранних романах Диккенса торжествует жизнерадостность, юмор, конфликты разрешаются благополучно.

В период зрелости писателя (1840-е годы) критическое начало в его творчестве усиливается. Так, в романе «Домби и сын» представлено множество лиц, событий, многообразие противоречий. На примере торгового дома Домби рассказывается о жизни семьи и обо всей Англии. Домби в соответствии со своим буржуазным сознанием мыслит себя центром не только Англии, но и всей Вселенной: «Земля была создана для Домби и сына... Реки и моря были созданы для плавания их судов... звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре которой были они». Таково представление о себе и своем круге английского коммерсанта, чопорного и самоуверенного.

Проникая в сущность буржуазного образа мыслей и чувств, раскрывая тайны всего общественного организма, Диккенс противопоставляет внешнему благополучию узкий и сухой внутренний мир Домби - сноба, лишенного тепла, холодного и бессердечного. И когда рушится непрочный внешний вид богатства, герой остается один в холодном и угрюмом доме, своего рода склепе. Диккенс, как и большинство реалистов, увидел за несомненным техническим прогрессом и комфортом, который несла с собой буржуазная действительность, зияющие нравственные бездны механистической цивилизации, ее антигуманный характер, который для писателя не искупался ее научными и практическими достижениями. В этом смысле характерен символический образ поезда-чудовища, поезда-возмездия, оставляющего за собой «зловещий дым» («Будь проклят этот огненный грохочущий дьявол...»).

Если юмор и сентиментально-романтические мотивы - непременные слагаемые реализма Диккенса, то сатира и гротеск - столь же яркие признаки таланта другого английского реалиста Уильяма Теккерея.

У. Теккерей написал несколько романов («Записки Желто-плюша», «Пенденнис», «История Генри Эсмонда», «Виргинцы»), семейную хронику «Ньюкомы» и другие сочинения. Наиболее значителен из его наследия роман «Ярмарка тщеславия».

По своему таланту Теккерей гораздо сдержаннее и рациональнее Диккенса. Он скептик, который, однако, верит в силу добра и считает, что человек, несмотря на все пороки и слабости, несет в душе частицу добра и света. В своем изображении жизни Теккерей исходил из принципов христианской этики. Нравственная проблематика - основа его романов и угол зрения, под которым он художественно воплощал действительность. Поэтому для Теккерея, как и для Диккенса, обязателен нравственный суд. Рационализму в этике соответствовал рационализм в эстетике. Теккерею, как замечено исследователями его творчества, несвойственна самоценность того или иного образа. Каждый персонаж строго обусловлен структурой повествования и связан с остальными.

В фундаменте бытия, считал Теккерей, лежит игра, увлекательная и опасная лотерея, случайно счастливая и неумолимо страшная, чреватая выигрышами и проигрышами, использованными и неиспользованными возможностями, потерями и обретениями. В ней происходит вечная борьба добра со злом, правды с ложью. Тем самым жизнь предстает многообразной и неисчерпаемой, полной превращений. В ней происходит постоянное обновление. Согласно такой точке зрения, реализм Теккерея - сочетание конкретной точности, социально-исторической зоркости, типического обобщения с игрой воображения, фантазии, сатиры, гротеска, веселой и озорной буффонады. Ничто не ускользает от взгляда писателя. Больше того, этот взгляд направлен и на себя, поскольку присущие ему противоречия писатель тоже делал частью своей образной системы и предметом художественного анализа. Эту особенность один из французских критиков назвал «системой взаимоотражающих зеркал». Отсюда проистекает и ирония по поводу всезнающего автора («романист знает все»), который на практике, однако, далеко не всеведущ. На самом деле его знание относительно, и это предвещает прозу XX века.

В той игре жизни, которую художественно исследует Теккерей, неожиданно всплывают и возникают типические образы, которые, как правило, образуются путем сочетания масок древнего искусства с индивидуальностями, порожденными социаль-но-исторической действительностью. В литературе о Теккерее отмечено, что, например, знаменитая Ребекка Шарп одновременно и авантюристка XIX века, и одна из метаморфоз мифологического образа сирены.

Другой принцип типизации и всей образной системы писателя состоит в «гротескном юморе», согласно которому, по словам Теккерея, «страшно становится от того, как сходны между собою мошенник и честный человек». Тут реализуется идея постоянного превращения героев, ведущих игру с жизнью. Их добрые и злые качества сменяют друг друга, заставляя персонажей страдать. Другие - любимые - герои писателя оказываются жертвами Ярмарки тщеславия. В них воплощен трагизм бытия.

В «Ярмарке тщеславия» действительность предстала с самых разных сторон, и потому не случайно для выражения такого богатства жизни - исторического и современного, героического и бытового, далекого и близкого, большого и малого, низкого и высокого - автору понадобился синтез многих жанров, объединенных в сатирико-юмористическом эпическом романе. Образ Ярмарки тщеславия стал символом конкретной исторической действительности и земного существования вообще, в котором есть светлое начало - земные радости и наслаждения, а есть и темное - мелкая суета, «жизни мышья беготня», порочная, полная интриг и цинизма.

Из других английских писателей-реалистов наибольший интерес вызвали Энтони Троллоп, автор 47 романов (например «Попечитель», «Доктор Торн» и др.), Джордж Элиот (псевдоним Мэри Энн Эванс), которой принадлежит, кроме других произведений, роман «Миддлмарч», Льюис Кэролл (псевдоним Чарлза Доджсона), создатель прочно вошедших в мировую литературу книг «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Во второй половине и в конце XIX века выдвинулись Джордж Мередит (лучший роман - «Эгоист»), Самюэль Батлер («Путь всякой плоти»), Томас Гарди («Тэсс из рода д’Эбервилей», «Возвращение на родину», «Мэр Кестербриджа», «Джуд Незаметный»),

В конце XIX века в английской литературе, как и во всей Европе, ощущается кризис реализма, возникают, а затем и усиливаются натуралистические тенденции (Джордж Мур, Джордж Гиссинг).

СЕМИНАР 1

ТЕМА: ТВОРЧЕСТВО ДЖ. ЧОСЕРА

1. Средневековая литература в Европе: общие черты и особенности.

2. Особенности средневековых жанров. Характерные черты поэзии средневековья.

3. Драматическое искусство средних веков. Средневековая драма в Англии.

4. Дж. Чосер и его роль в становлении английского языка и английской литературы. Биография Чосера. Периодизация творчества Чосера. Преемственность и новаторство в его творчестве.

5. «Кентерберийские рассказы» Чосера и мировое значение данного произведения литературы.

Литература

2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1998

3. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2006.

4. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. История Западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1999

5. Гарднер А.А. Жизнь и время Чосера. – М., 1986

СЕМИНАР 2

ТЕМА: ТРАГЕДИИ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА. «ГАМЛЕТ»

1. Эпоха Возрождения: общая характеристика. Возрождение в Англии и его особенности.

2. Театр в Англии. Предшественники Шекспира. К. Марло и его пьесы.

3. Биография Шекспира. Шекспировский вопрос.

4. «Ромео и Джульетта» Шекспира.

5. Великие трагедии Шекспира второго периода: их общая характеристика.

6. «Гамлет»: история создания и разные интерпретации трагедии.

7. Образ Гамлета как героя эпохи Возрождения.

8. Три этапа развития образа Гамлета в трагедии Шекспира. В. Белинский о Гамлете.

9. Гамлет в восприятии Тургенева И.С.

10. Критика Эльсинора и его представителей в трагедии Шекспира (Клавдий, Гертруда, Полоний, Лаэрт, Офелия, Розенкранц, Гильденстерн и др.).

11. Характеристика сонета, его особенности. Сонеты Шекспира.

Литература

1. Михальская Н.П. История английской литературы. – М. «Академия», 2007

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2006.

3. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. История Западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1999

4. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985/2006.

5. Морозов М.М. Статьи о Шекспире: см. Избранное. – М., 1979.

6. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М.:Просвещение, 1978.

7. Козинцев Г. Наш современник В.Шекспир. – М., 1966.

8. Белинский В.Г. Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета.

9. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот (статья) // Cобр. соч. в 12 т. – Т.11.

10. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987 («Гамлет» Шекспира).

Семинар 3.

ТЕМА: ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. РАЗВИТИЕ ЖАНРА РОМАНА В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. Просвещение в литературе Европы. Его характерные черты.

2. Особенности Просвещения в британской литературе (общая характеристика). Периодизация английской литературы эпохи Просвещения.

3. Развитие жанра романа в первый период Просвещения.

4. Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»: жанровые особенности, проблематика, композиция.

5. Образ главного героя романа.

6. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»: жанровые особенности, проблематика, композиция.

7. Образ главного героя романа.

8. Преломление концепции «естественного человека» в романах Дефо и Свифта.

9. Расцвет жанра романа во второй период Просвещения. Г.Филдинг, его роль в развитии жанра романа и значение его творчества.

Литература

1. Михальская Н.П. История английской литературы. – М. «Академия», 2007

2. Черноземова Е.Н. Ганин В.Н. История зарубежной литературы 17-18 веков (Практикум). – М.: Флинта, 2004

3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985/2006.

4. Апенко Е. М., Белобратов А.В. История зарубежной литературы 18 века. – М., 1999

5. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966.

6. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. – М., 1973.

7. Соколянский М.Г. Творчество Г.Филдинга. – Киев, 1975.

8. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2006.

9. Черноземова Е.Н. История английской литературы. Практикум. – М.: Флинта, 2001.

СЕМИНАР 4.

ТЕМА: Д.Г.БАЙРОН И ЕГО ПОЭМА «ДОН ЖУАН»

1. Романтизм как новое направление и новый художественный метод в европейской литературе.

2. Романтизм в английской литературе, его особенности.

3. Биография и творчество В.Скотта.

4. Биография и творческий путь Д.Г.Байрона.

5. «Паломничество Чайльд-Гарольда» и «Восточные поэмы» Байрона как романтические произведения.

6. «Дон Жуан» Байрона как «эпос современной жизни». Общая характеристика произведения.

7. Критика английского общества в «Дон Жуане» Байрона.

8. Образ Дон Жуана и его отличие от других героев Байрона.

9. Значение творчества Д.Г.Байрона.

Литература

1. Михальская Н.П. История английской литературы. – М.: «Академия», 2007

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2006

3. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. – М.: Флинта, 2003

4. Сидорченко Л.В. История западноевропейской литературы. 19 век: Англия. – М.: Академия, 2004

5. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М.,1998.

6. Дубашинский И.А. Поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». – Рига, 1978.

7. Дубашинский И.А. «Дон Жуан» Байрона. – М., 1976.

8. Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. – Ленинград,1974.

9. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. – М., 1981.

10. Байрон Д.Г. Собрание сочинений в 4-х томах. – М., 1981.

11. Byron J.G. Selections. – М., 1979.

СЕМИНАР 5

Критический реализм в литературе Англии

1. Критический реализм в английской литературе, его особенности и отличительные черты.

2. Периоды творчества Чарльза Диккенса (общая характеристика).

3. «Рождественские повести» - общая характеристика.

4. «Дэвид Копперфилд» в сопоставлении с предыдущими романами о судьбе молодого человека («Оливер Твист»).

5. Роман «Тяжелые времена» - сатирическое изображение явлений действительности.

6. Значение творчества Ч.Диккенса.

1. Михальская Н.Н. История английской литературы. М. 2007 г.

2. Луков В.А. История зарубежной литературы от истоков до наших дней. М.2008

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?