Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Глинка годы жизни и смерти. Михаил иванович глинка краткая биография о самом главном

Здравствуй, любознательный ученик!

Ты находишься на страничке, посвященной великому русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке!

Михаил Иванович Глинка - русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине .

Заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса.

Для начала необходимо познакомиться с личностью композитора, для этого предлагаю вам ознакомиться с биографией Михаила Ивановича.

Родился 1 июня 1804 г . в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.

После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.

В 1830-1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты - написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским - подвиг Ивана Сусанина. Уже в в 1836 г. Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» . После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г . состоялась пре мьера «Руслана и Людмилы» , ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории р усской музыки.

Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами - его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.

В 1844-1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь
в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.

Теперь настало время познакомить вас с двумя операми М.Глинки, для этого посмотрите презентацию.

Две оперы М.Глинки

Две оперы М.Глинки

Прослушайте Арию Сусанина

Видео YouTube


В этом документе представлены основные значимые произведения композитора.

Произведения Глинки

Произведения Глинки

Биография Глинки насыщена интересными фактами и событиями. Огромное наследие, оставленное Михаилом Ивановичем, включает в себя романсы, произведения для детей, песни и композиции, симфонические фантазии. Главной работой композитора является опера «Руслан и Людмила», которая прославилась на весь мир. Музыкальные критики называют Глинку Пушкиным в музыке. Михаил Иванович Глинка, биография которого пестрит необычайными фактами, написал первую российскую оперу, основанную на исторических событиях. В этой статье мы проследим жизненный путь великого композитора. Глинка Михаил Иванович, краткая биография которого полна непредсказуемых поворотов, был влюблен в музыку с самого детства.

Происхождение

Композитор родился в отцовском имении 20 мая (по старому стилю - 1 июня) 1804 года. Первым домом Глинки стало село Новоспасское Смоленской губернии. Отцом Михаила Глинки был отставной капитан - Иван Николаевич Глинка. Их род пошел от шляхтичей. Мать композитора - Евгения Андреевна. Сразу после рождения мальчика забрала бабушка - Фёкла Александровна. Она так усердно занималась воспитанием мальчика, что уже в детстве он стал болезненным недотрогой. К шести годам Миша был полностью отстранен от общества, даже от собственных родителей. В 1810 году бабушка умирает, а мальчика возвращают на воспитание в семью.

Образование

Михаил Глинка, краткая биография которого невероятно интересна, с раннего возраста был убежден, что посвятит жизнь музыке. Судьба музыканта была известна с самого детства. Еще будучи маленьким ребенком, он учился игре на скрипке и фортепиано. Всему этому мальчика обучала гувернантка Варвара Кламмер из Санкт-Петербурга. После того как Михаил усвоил первые азы в искусстве, его отдают на воспитание в Санкт-Петербургский пансион, который находится при педагогическом институте. Вильгельм Кюхельбекер становится его первым гувернером. Глинка берет уроки у великих музыкальных педагогов, среди которых Джон Филд и Карл Цейнер. Именно здесь происходит знакомство будущего композитора с Александром Пушкиным. Между ними завязываются крепкие дружеские отношения, которые длятся до самой смерти великого поэта.

Расцвет творчества

Глинка, биография которого насыщена многими событиями, был увлечен музыкой с ранних лет, к десяти годам он уже умело обращался с фортепиано и скрипкой. Музыка для Михаила Глинки - призвание с ранних лет. Уже по окончании Благородного пансиона он дает выступления в салонах, активно занимается самообразованием, изучая историю и особенности западноевропейской музыки. В это же время композитор сочиняет первые удачные произведения для фортепиано, арфы. Он пишет романсы, рондо для оркестров, а также струнные септеты и оркестровые увертюры. Круг его знакомых пополняется Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Одоевским и Дельвигом. Биография Глинки интересна не только его почитателям, но и всем, кто интересуется музыкой.

Несколько лет Михаил Иванович проводит на Кавказе. Но уже в 1824 году юный композитор получает работу помощника секретаря в Главном управлении путей сообщения. Однако, несмотря на занятость, уже в конце двадцатых годов на пару с Павлищевым он издает «Лирический альбом». В него входят и собственные сочинения Михаила Ивановича. Как видите, биография Глинки интересна необычными событиями и неожиданными поворотами.

С 1830 года начинается новый период, который охарактеризован как итальянский. Перед его началом Глинка совершает летнее путешествие по немецким городам, а затем останавливается в Милане. В то время именно этот город был центральной точкой музыкальной культуры во всем мире. Именно здесь происходит знакомство Михаила Глинки с Доницетти и Беллини. Он занимается исследованиями и детально изучает бельканто, после чего сочиняет произведения в итальянском духе.

А через несколько лет, в 1833 году, композитор поселяется в Германии. Обучаясь у Зигрифида Дена, он оттачивает и полирует свой музыкальный талант. Однако известие о смерти отца в 1834 году вынуждает композитора возвратиться в Россию. Глинка, краткая биография которого интересна не только жителям Российской Федерации, но также и европейцам, подарил миру две великие оперы.

«Жизнь за царя»

Его мечты обращены к созданию русской национальной оперы. Усердно работая, он выбирает в качестве центральной фигуры Ивана Сусанина и его подвиг. Целых три года жизни автор посвящает своему произведению и в 1836 году заканчивает грандиозную оперу, которая получила название «Жизнь за царя». Первая постановка прошла на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге и была принята обществом с огромным восторгом. После ошеломительного успеха Михаила Глинку назначают на должность капельмейстера Придворной капеллы. 1838 год композитор посвятил отдыху и путешествию по Украине.

1842 год является годом выхода оперы «Руслан и Людмила». Произведение принимается публикой неоднозначно и горячо обсуждается.

Жизнь за рубежом

Михаил Глинка, биография которого богата фактами и событиями, многие годы посвятил изучению культур разных европейских народов. 1844 год для великого композитора ознаменован новым путешествием за границу. На этот раз его путь лежит во Францию. Здесь его произведения исполняет великий Берлиоз. В Париже в 1845 году Михаил Иванович дает огромный благотворительный концерт, после чего отправляется в солнечную Испанию. Изучая местную культуру, он сочиняет несколько симфонических увертюр на испанскую народную тематику, здесь же создается увертюра «Арагонская хота».

В 1827 году композитор вновь приезжает в родную Россию, а затем сразу отправляется в Варшаву. Именно здесь он сочиняет знаменитую «Камаринскую». Она стала новейшим видом симфонической музыки, которая сочетает в себе разнообразные ритмы, настроения и характеры. 1848 год - год создания «Ночи в Мадриде».

Влияние композитора

В 1851 году Глинка снова возвращается в Санкт-Петербург. Здесь он находит время для того, чтобы давать уроки новому поколению, писать оперные партии. Благодаря его влиянию в этом городе даже создается русская вокальная школа. Глинка Михаил Иванович, краткая биография которого интересна своей непредсказуемостью, является основоположником многих музыкальных направлений.

Всего через год композитор возобновляет путешествия по Европе. Держа путь на Испанию, он на два года задерживается в Париже. Все время он посвящает симфонии «Тарас Бульба», однако она так и остается незаконченной.

В 1854 году композитор возвращается на родину, где пишет мемуары и свои «Записки». Однако его ненадолго хватает, и он снова отправляется в Европу, на сей раз держит курс на Берлин. Глинка, биография которого начинается в России, успел побывать во многих европейских городах, создавая там свои гениальные произведения.

Семейная жизнь

В 1835 году Михаил Иванович Глинка женился на своей далекой родственнице Марии Петровне Ивановой. Однако их брак не удался, и вскоре они разошлись.

Уже через три года после первого бракосочетания и неудачного союза Глинка знакомится с Екатериной Керн. Именно ей были посвящены лучшие произведения композитора. Эту женщину Глинка любил до конца своих дней.

Смерть композитора

Большой интерес вызывает его биография. Глинка М. И. - это великий композитор и настоящий патриот.

В феврале 1857 года, во время пребывания в Берлине, умер Михаил Глинка. 15 февраля, когда его не стало, он был похоронен сначала на лютеранском кладбище. Однако спустя пару месяцев его прах перевезли в Россию и перезахоронили на Тихвинском кладбище в городе Санкт-Петербурге.

Главные достижения

  • Михаил Иванович Глинка, биография которого позволяет считать его национальным достоянием, за свою жизнь успел создать много прекрасного, повлияв при этом на многих своих последователей-композиторов.
  • Он основал русскую национальную композиторскую школу.
  • Произведения Глинки оказывают влияние на развитие русской и мировой музыки. В частности, Даргомыжский и Чайковский развивали в своих музыкальных сочинениях его оригинальные идеи.
  • Глинка создал первую русскую национальную оперу под названием «Жизнь за царя», в основе которой - исторический сюжет.
  • Благодаря влиянию композитора в Санкт-Петербурге образовалась русская вокальная школа.

Биография Глинки вызывает интерес у взрослых и детей.

  • Не многим известно, что Фёкла Александровна, бабушка Михаила Глинки, мать его отца, забрала мальчика на воспитание неспроста. За год до появления на свет Миши в семье родился сын, который скончался во младенчестве. Бабушка обвинила в этом мать, а потому с появлением Миши забрала ребенка к себе. Она обладала безудержным самовластием, а потому возразить ей никто не смел - ни ее невестка, ни даже родной сын.
  • Первая супруга Михаила Ивановича, Мария Петровна, была необразованна. Ей также ничего не было известно о музыке, и она даже не знала, кто такой Бетховен. Возможно, это и стало причиной того, что их брак был неудачен и столь скоротечен.
  • Глинка создал патриотичную музыку, которая была гимном Российской Федерации почти десять лет - с 1991 по 2000 год.

  • Во время перевозки праха композитора из Германии в Россию на коробке, в которую был упакован гроб, было написано большими буквами: «ФАРФОР».
  • За свою жизнь Михаил Иванович создал около двадцати песен и романсов, шесть симфонических произведений, две великие оперы, а также несколько камерно-инструментальных сочинений.
  • Глинка, краткая биография которого изучается в российских и европейских школах, посвятил жизнь музыке.
  • В родной усадьбе композитора, в Новоспасском селе, был создан музей Михаила Глинки.
  • Всего в мире установлено три памятника композитору: в Киеве, Берлине и Болонье.
  • После смерти Глинки в его честь назвали Государственную академическую капеллу в городе Санкт-Петербурге.

Из всех описанных нами фактов и событий складывается его биография. Глинка М.И. сделал огромный вклад в российскую культуру, на него ориентировались многие европейские композиторы.

Творчество М.И. Глинки

ПЛАН

1. Историческая роль Глинки в музыке.

2. Исследователи творчества Глинки.

3. Творческий путь. Характеристика творчества.

4. Оперная драматургия.

5. Симфоническая музыка.

6. Камерная инструментальная музыка.

7. Романсы.

Историческую роль Глинки в музыке можно сравнить с ролью Пушкина в русской литературе. В самом характере дарования двух современников много родственного. По словам Белинского, как и Пушкин, Глинка умел соединять ««изящно гуманное чувство с пластически изящною формою». Именно это, качество сделало творчество поэта и композитора образцом подлинно классического художественного творчества, которое основано на слиянии глубокой внутренней правды и широты содержания с гармонической ясностью, стройностью и законченностью формы. Подобно Пушкину Глинка универсален . В своём творчестве он показал многообразные стороны русской жизни и русского характера. Он создатель русской классической оперы и русского классического романса . Он заложил основы классического русского симфонизма . Великое историческое значение Глинки определило и другое качество - художник глубоко национальный, он обладал Даром постижения психологии и образа мысли других национальностей. Его Восток, Италия, Испания - пример творческого воссоздания подлинных живых образов.

Расцвет творчества Глинки совпал с эпохой романтизма в Европе. Глинке была близка концепция романтиков о национальной самобытности и характерности. Но романтиком Глинка не стал, даже в фантастически красочной опере «Руслан и Людмила». Ему не свойственны специфические черты романтизма - усиленное внимание к личности, субъективному, скептическое отношение к окружающему, патетичность выражения чувств. Чуждое национальной ограниченности, творчество Глинки при всей своей классичности не принадлежит ни классицизму, ни романтизму. Но от романтизма он унаследовал прогрессивные черты - умение находить прекрасное в обыденном. В истории русской музыки он первый достиг совершенства в единстве правдивого и прекрасного, передавая образы окружающей действительности в изящной, стройной и совершенной художественной форме.

С творчеством Глинки музыковедение в России приобрело достойный объект исследования для постановки больших музыкально-эстетических проблем, на основе анализа его творчества возникает профессиональная литература о музыке. Произведения Глинки рассматриваются в историческом, эстетическом, музыкально-творческом аспектах. Его произведения служат предметом критических статей, посвященных проблемам музыкального театра и музыкального исполнительства, проблемам оперной драматургии, принципов симфонизма, специфики музыкального языка. В.Ф.Одоевский, А.Н.Серов, В.В.Стасов, Г.А.Ларош, П.П.Вейнмарн, Н.Ф.Финдейзен, Н.Д.Кашкин, А.Н.Римский-Корсаков, Б.В.Асафьев, Д.Д.Шостакович, В.В.Протопопов, Т.Н.Ливанова - далеко неполный перечень исследователей.творчества Глинки.

Творческая жизнь М.И.Глинки нашла отражение в его «Записках», в которых композитор свою творческую жизнь делит на четыре периода:

1. Детство и юность, формирование творческих принципов (до 1830 года).

2. Путь к мастерству (1830-1836 годы).

3. Центральный период (до 1844 года).

4. Поздний период (1844-1854). -

Его высказывания говорят об удивительной скромности композитора, о строгих требованиях к себе, об искренности и правдивости.

Родился Михаил Иванович Глинка в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. С детства слушал он русские народные песни, полюбил их и на протяжении всей жизни разрабатывал народную русскую музыку. Первое знакомство Глинки с профессиональной музыкой состоялось в раннем детстве. Русские песни, классические пьесы и танцы составляли репертуар небольшого оркестра крепостных крестьян его дяди. С раннего детства начинается обучение игре на фортепиано и скрипке.

1818-1822 годы - годы учения Глинки в Петербурге, где он получил основательное общее образование. Проявляя блестящие способности и интерес к литературе, театру, поэзии, серьёзно занимается музыкой. Особую роль сыграл педагог Щ.Майер, который не только дал хорошую пианистическую школу, но и помог в первых композиторских опытах Глинки. Огромное воздействие на Глинку оказали встречи с будущими участниками декабристского восстания и тесное общение с декабристом 8.К.Кюхельбекером. Трагические события 14 декабря 1825 года произвели на молодого Глинку неизгладимое впечатление, в его сердце укрепилась вера в свой народ и желание служить Родине. После 1825 года окончательно определилось призвание Глинки - композитора, он полностью отдаётся творчеству. Циклы фортепианных вариаций, наброски увертюр, камерных ансамблей - это первые опыты. Затем появляются значительные произведения-романсы «Не искушай», «Бедный певец», «Не пой, красавица, при мне», вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя». Одновременно растёт его исполнительное мастерство пианиста и певца. К концу 20-х годов имя Глинки приобретает широкую известность. Он жадно впитывает всё то лучшее, что даёт ему окружающая среда. Он был близок с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, Мицкевичем, он музицирует с Одоевским, Варламовым, выступает в музыкальном салоне польской пианистки Марии Шимановской.

В то же время Глинка чувствует неудовлетворённость и стремится познакомиться с музыкальной жизнью Запада. В 1830 году состоится его первая зарубежная поездка. Он едет в Италию , где живёт в Милане, посещает Неаполь, Рим, Венецию. Дальше он едет в Австрию и Германию ; увлекается итальянской оперной культурой и классическим вокальным исполнительством, в котором видит сочетание классической стройности, отчётливости исполнения с непринужденностью. Написанные им в Италии ряд фортепианных вариаций на итальянские темы говорят о его увлечении итальянским искусством. Во время заграничной поездки Глинка знакомится с лучшими достижениями западноевропейской культуры. Всё это расширило кругозор композитора и дало новые стремления. Основательное знакомство с оперным театром помогло Глинке осознать своё истинное призвание. Он решает создать русскую оперу. В Берлине Глинка занимается под руководством музыканта-теоретика Зигфрида Дена, с которым он привёл в порядок свои теоретические знания и поработал над техникой полифонического письма.

В 1834 году Глинка возвращается на родину и приступает к воплощению идеи национальной оперы написанию оперы «Иван Сусанин». Он мечтает о большой героической опере. Сюжет был предложен поэтом Жуковским. Работа шла с большим подъёмом, но трудности были из-за того, что не было либретто. Написание текста было поручено Г.Ф.Розену, поэту близкому ко двору. Первоначальное название оперы «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя». Средствами музыки Глинка воплотил основную мысль народной трагедии - показать величие подвига крестьянина, отдавшего жизнь за родину.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Как огромное историческое событие восприняли оперу Пушкин, Гоголь, Одоевский. Противоположное мнение имели светские меломаны, назвав оперу «кучерской музыкой». Пушкин предрекал великое будущее Глинки.

Началась новая полоса творческой жизни композитора - период блестящего творческого расцвета. Его искусство получает признание на родине и за рубежом. Глинка начинает работу над новой оперой «Руслан и Людмила» и одновременно над музыкой к трагедии Н.К.Кукольника «Князь Холмский», циклом романсов «Прощание с Петербургом». Известны романсы этого периода: «Сомнение», «Ночной смотр», «Я помню чудное мгновенье». Постановка оперы «Руслан и Людмила» состоялась 27 ноября 1842 года. На премьере император и его свита ещё до окончания спектакля покинули зал, но музыкальные критики высоко оценили оперу. В 40-е годы Глинка - зрелый художник, со сформировавшимися эстетическими взглядами и большими планами. Но неблагоприятно складывались внешние условия жизни. Являясь композитором придворной певческой капеллы, он тяготился ролью придворного служителя. Зависть и мелкие придирки капеллы отвлекали композитора от творческого труда. Неудачной оказалась женитьба на М.П.Ивановой, светской барышне, далёкой от творческих интересов своего мужа. Всё это заставило Глинку порвать прежние связи в аристократическом мире.

В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, во Францию и Испанию. В Париже знакомится с Гектором Берлиозом. С большим успехом прошёл в Париже концерт из произведений Глинки. Два года композитор находился в Испании. Используя записи народных танцев, он в 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота», в 1848 году уже в России увертюру «Ночь в Мадриде». Тогда же была написана симфоническая фантазия «Камаринская» .

В последние годы М.И.Глинка жил в Петербурге, Варшаве, Париже, Берлине. В доме композитора собирались поэты, певцы, писатели, композиторы, актёры, молодые музыканты, Балакирев, музыкальные критики Серов и Стасов. Умер Глинка в Берлине в 1887 году. Его прах был перевезён в Петербург.

Характеристика творчества.

М.И. Глинка, впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры, в совершенстве овладев высоким мастерством, выработал свою систему эстетических взглядов, которой подчинён его стиль. Он создал национальный стиль и язык русской классической музыки, который явился фундаментом всего будущего развития русской классической школы.

Определяющим элементом его музыки является мелодия. Мелодия характеризуется распевностью, плавностью, типичны обороты: секстовые и гексахордовые (шестизвучные) попевки, опевание квинтового (пятой ступени лада) тона, нисходящий ход от квинты к тонике лада. Песенность свойственна его вокальным и инструментальным сочинениям, где «поющая гармония» пронизывает всю оркестровую ткань.

М.И.Глинка глубоко проник в самую природу народной музыки, поняв существенные особенности народного музыкального мышления, народной мелодии, лада и ритма. Язык народной песни стал для него своим, родным языком.

Плавность голосоведения, рельефность мелодического рисунка - всё это коренные традиции народной подголосочной полифонии. Свобода голосоведения, характерные для гармонического и полифонического мышления Глинки, его техника расслоения голосов, любовь к прозрачному двух и трёхголосию - всё это связано со стилем народного многоголосия. Глинка в совершенстве владел методом вариантного развития. Полифония Глинки и похожа и не похожа на классические образцы. Композитор использует классические западноевропейские формы фуги, канона, имитации, подвижного контрапункта, но они национально-русского характера. Приёмы вариантно-попевочного развития вслед за Глинкой применяли Чайковский, Рахманинов и многие другие композиторы следующих поколений.

Глинка поэтически претворил русский народный колорит, применив оригинальные ладовые обороты, принцип ладовой переменности, типичные лады русской народной песни-миксолидийский мажор, натуральный минор.

Оперное творчество. Глинкой создано два ведущих оперных жанра русской музыки - народная историческая музыкальная драма «Иван Сусанин» и сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила».

«Иван Сусанин» открывает зрелый период творчества Глинки. Сюжет оперы был предложен Жуковским, в основу его положен исторический факт - героический подвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, когда Россия была оккупирована захватчиками. Москва уже была освобождена. Но один из оставшихся польских отрядов вошёл в село Домнино. Крестьянин Иван Сусанин, согласившись быть проводником, завёл их в глухой лес, тем самым погубил их и погиб сам. Глинку вдохновила идея патриотизма русского народа.

Идея любви к отечеству - сквозная в опере. Последовательное развитие конфликта полностью отражается в музыкальной композиции.

Опера начинается увертюрой . Увертюра вся построена на темах, встречающихся в опере, и воплощает основную идею оперы в обобщённом виде. Она написана в форме сонатного аллегро со вступлением. Главная партия (соль минор) - это тревожная, стремительная тема народного хора из финала III действия, где народ показан в патриотическом порыве. В разработке увертюры эта тема приобретает драматически напряженный ] характер. Побочная тема - тема Вани «Как мать убили» Уже в экспозиции дано противопоставление - связующая партия в трёхдольном метре с интонациями мазурки представляет поляков. Эта же тема звучит в опере в сцене прихода поляков в избу Сусанина. Тем самым перебрасывается «арка» к одному из кульминационных моментов оперы. В коде ещё ярче сопоставление -тревожные мотивы главной партии переходят в застывшие аккорды, которые будут звучать в ответах Сусанина полякам в лесу. Дальше звучат мазурочные фразы, как угроза поляков. Эти фразы разрастаются, но трёхдольность сменяется двухдольностью и это выливается в колокольные перезвоны. Победно звучит тема главной партии в соль мажоре. Таким образом, в увертюре показан весь ход оперы.

В опере четыре действия и эпилог. В первом действии даётся характеристика русского народа и основных героев оперы. Это Иван Сусанин, его дочь Антонида, приёмный сын Ваня, жених Антониды - ратник Собинин, народ. 1-ое действие открывается монументальной хоровой сценой -интродукцией. В интродукции несколько раз чередуются два хора - мужской и женский. Тема мужского хора близка к крестьянским и солдатским песням героико-эпического характера («Ты взойди, солнце красное»). Впервые в русском искусстве музыка ярко выраженного народного склада передаёт высокий героический пафос.

Мелодия второго хора - женского - звучит сначала в оркестре, а несколько позднее появляется в вокальной партии. Оживлённая, радостная, она напоминает хороводные песни крестьянских девушек, посвящённые весеннему пробуждению природы.

Основные мелодические образы интродукции контрастны между собой. Таким образом, в интродукции показаны разные стороны облика народа: его воля и сердечность, его мужественная стойкость и любовное восприятие; родной природы.

После монументальной хоровой интродукции Глинка даёт музыкальный портрет одного из действующих лиц - дочери Сусанина Антониды.

Ария Антониды состоит из двух разделов: каватины и рондо. Медленная задумчивая каватина выдержана в духе русских лирических песен. Нежная каватина сменяется оживлённым, "грациозным рондо. Её лёгкая, свежая музыка носит также песенный характер.

Антонида отвечает Сусанину. Это - «экспозиция» главного образа оперы. Речитативы Сусанина типичны для стиля Глинки. Они певучи, в них много плавных ходов на широкие интервалы, распевов на отдельных слогах. Таким образом композитор сразу показывает органическое единство Сусанина и «народа.

Появляется и новый герой оперы - Богдан Собинин. Основная черта Собинина - «удалой характер». Она раскрывается при помощи пылких и размашистых песенных фраз с упругим чётким ритмом, выдержанных в духе молодецких солдатских песен.

Финал I действия выдержан в маршевом движении и полон патриотического воодушевления. Сусанин, Антонида и Собинин выступают как запевалы и солисты хора

II действие представляет разительный контраст первому. Вместо простых крестьян на сцене - пирующие в замке польского короля паны. Четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка образуют большую танцевальную сюиту. Основная тема краковяка, благодаря синкопированному ритму, отличается особой упругостью; изящен вальс на 6/8, наличие синкоп на второй доле роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит. Вальс отличается особой тонкостью и прозрачностью оркестровки. Совершенно другого характера полонез и заключительная мазурка. Полонез звучит горделиво, парадно и воинственно. Его интонации напоминают фанфарные призывы. Лихости и блеска полна беспечная, бравурная мазурка с размашистой мелодией и звонкими аккордами.

Интонациями и ритмами этого танца Глинка рисует портрет польских захватчиков, за внешнем блеском которых скрыты алчность, самонадеянность и безрассудное тщеславие.

До Глинки вводились в оперу танцевальные номера, но обычно лишь в виде вставного дивертисмента, но они не имели прямого отношения к действию. Глинка же впервые придал танцам важное драматургическое значение. Они стали средством образной характеристики действующих лиц. От «польских» сцен II действия берёт начало русская классическая балетная музыка.

III действие можно разделить на две половины: первую - до прихода врагов, вторую - с момента их появления. В первой половине господствует спокойное и светлое настроение. Показан здесь характер Сусанина - любящий отец в кругу семьи.

Действие начинается песней приёмного сына Сусанина Вани. Песня своей простотой и естественной напевностью близка русским народным песням. В конце песни в неё включается голос Сусанина и песня переходит в сцену, а затем в дуэт. В дуэте господствуют маршеобразные интонации и ритмы; в нём находит выражение патриотический подъём отца и сына.

Драматической кульминацией всей оперы является сцена с поляками в IV действии . Здесь решается судьба главного героя оперы.

Картина начинается хором поляков, бредущих в ночной темноте по занесённому снегом глухому лесу. Для характеристики поляков Глинка пользуется ритмом мазурки. Здесь она лишена бравурности и воинственности, звучит мрачно, передавая угнетённое состояние духа поляков, предчувствие ими скорой гибели. Неустойчивые аккорды (увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд) и тусклые тембры оркестра усиливают ощущение мрака и тоски.

Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии и последующем речитативном монологе. Вступительный краткий речитатив «Чуют правду» основан на обычных для Сусанина широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. Это один из лучших образцов глинкинского напевного речитатива (пример №8). В самой арии («Ты придешь, моя заря...») господствует настроение глубокого скорбного раздумья. Сусанин сохраняет присущие ему мужественность, возвышенность и твёрдость духа. В этом нет мелодраматизма. Ария Сусанина - яркий пример новаторского подхода Глинки к народной песне. Именно здесь на основе русских народно-песенных интонаций впервые возникает музыка, проникнутая подлинным трагизмом. К этой арии относятся слова Одоевского о том, что Глинка «сумел создать новый неслыханный дотоле характер, возвысить народный напев до трагедии».

Опера завершается грандиозной картиной народного торжества на Красной площади в Москве.

Эпилог состоит из трёх разделов: 1) хора «Славься» в первом изложении; 2) сцены и трио Вани, Антониды и Собинина «Ах, не мне, бедному...» с хором; и 3) финала-нового, заключительного изложения «Славься».

В гениальном «Славься» с предельной выпуклостью и четкостью воплощен богатырский образ народа-победителя.

«Иван Сусанин» - первая русская опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, в ней нет ни одного разговорного диалога. Глинка осуществляет в опере принцип симфонизма и закладывает основы лейтмотивного метода, позднее с таким мастерством разработанного Чайковским и Римским-Корсаковым. Вместе с «Иваном Сусаниным» русская музыка вступила на путь симфонического развития . Вершина русского драматического симфонизма - сцена в лесу, пример глубокого симфонического раскрытия психологического подтекста драмы.

В характеристике своих героев Глинка применяет разнообразные формы - от ариозного речитатива до сложной многочастной арии классического типа. Специфической особенностью оперы является наличие польских сцен сквозного развития, которые активно продвигают действие драмы. Но ария важный центр оперной композиции, в арии - характеристика действующего лица.

Высокое мастерство Глинки проявилось в ансамблях, в них сочетание принципов классической полифонии с природой народно-русского многоголосного стиля. В финале I действия в трио «Не томи, родимый» Глинка по-новому применяет форму полифонических вариаций, с постепенным наслоением голосов. В траурном трио из эпилога применяются приёмы русской народной подголосочной полифонии. Монументальный квартет из III действия приближается к симфоническому циклу - вступление, анедгейо, медленная часть и быстрый финал,

В опере «Иван Сусанин» подлинно симфонический метод сквозного развития. Смысл драматургического сопоставления двух противоборствующих сил у Глинки не только в национально-жанровом контрасте - русское и польское, песня и танцы, вокальное и инструментальное, симфоническое начало как основное средство характеристики. Смысл контраста и в другом – образ народа трактуется как главное действующее лицо трагедийной истории - защитник Родины. Отсюда различный подход и различные масштабы в трактовке обеих групп. Польские шляхтичи показаны обобщённо. А русский народ показан многообразно; поэтому так богат народно-песенный язык оперы. Хоровые сцены оперы определяют национальный стиль оперы Глинки. Основой служит русская песня во всех её жанровых разновидностях. Тончайшие черты интонационного и ладового строя русских народных песен впервые только у Глинки нашли полное воплощение, что выразилось, например, в пятидольной ритмике хора девушек, в гибкой ладовой переменности в хоре гребцов. Народные интонации получают свободное развитие, заново претворяясь в классически стройных формах глинкинской музыки. Вариационная форма, соответствующая характеру русских народных тем, широко применяется композитором.

Основная роль принадлежит двум хоровым сценам. Народ в них предстаёт как «великая личность», сплоченная одним чувством, одной волей. Эти народные хоры с их ораториальным стилем в то время были беспримерным явлением.

Заключительная сцена оперы - эпилог выражает сцену народного ликования. Современник Глинки Серов писал: «По своей русской своеобразности, по своей верной передаче исторического момента, этот хор -страница русской истории».

Тема хора соединяет в себе черты распевности и движения. Весь её образный строй передаёт неторопливую поступь народного шествия.

Истоки хора многообразны. Здесь и народная песня, и стиль хорового партесного пения, торжественный кант XVIII века. В общей композиции хоровой сцены Глинка применяет излюбленную форму вариаций и подголосочно-полифонические приёмы развития.

Глинка для достижения общего впечатления радости, торжества использует и колористические приёмы - в финале участвует полный симфонический оркестр и медный на сцене, к основному составу хора присоединяются группа басов и колокола, диатоника (до мажор) обогащается гармоническими красками (ми мажор, си мажор). Все средства применены с чувством меры, стройности и красоты формы.

В опере «Руслан и Людмила» традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них - рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Общая композиция оперы подчинена строгому принципу симметричности. Типичные для Глинки приёмы репризности и законченности формы определяют отдельные элементы оперы и всю её композицию в целом. Пролог и эпилог обрамляют произведение, что отвечает эпическому складу оперы. Стройность оперной формы создаётся путём музыкального обрамления: тематический материал увертюры вновь повторяется в финале V действия, в торжественном заключительном хоре в той же тональности Ре мажор. Крайние акты рисуют величественные картины Киевской Руси. Между ними развёртываются контрастные, сцены волшебных приключений героя в царстве Наины и Черномора, образуется 3-х частность. Такой принцип станет типичным для сказочных и эпических опер русской лирики. Вместе с тем опера, симфонична, конфликтное, напряженно-драматическое развитие заменяется принципом контраста.

Новый жанр сказочно-эпической оперы определяет особенности музыкальной драматургии «Руслана и Людмилы». Опираясь на классическую традицию замкнутых, завершённых номеров, Глинка создаёт свой тип повествовательной оперной драматургии эпического плана. Неторопливый повествовательный ход развития с широкими тематическими арками на больших расстояниях, замедленность сценического действия, изобилие тем затрудняли восприятие произведения.

Музыкальный критик Стасов, обладая исключительной широтой художественных воззрений, сумел увидеть в музыке Глинки целое направление русского искусства - интерес к народному эпосу, к народной поэзии. Былинный стиль глинкинской оперы породил систему образов и драматургических приёмов, сохраняющих своё значение в русской лирике последующего времени.

Симфоническое творчество. Глинкой написано небольшое количество произведений для симфонического оркестра. Почти все они принадлежат к жанру одночастных увертюр или фантазий. Основные - «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии ««Князь Холмский». Однако историческая роль их оказалась настолько значительной, что их можно считать основой русского классического симфонизма. Существенные, новые принципы симфонического развития заложены в общих принципах эстетики Глинки. Доступность и подлинная народность музыкального языка, принцип обобщённой программности - черты его симфонических увертюр. Глинка разрабатывал сжатую, лаконичную форму увертюры. В каждом отдельном случае форма является неповторимо новой, она всегда определяется общей художественной концепцией. «Камаринская» начинается в форме двойных вариаций, в «Арагонской хоте» сонатная структура, «Вальс - фантазия» в форме рондо. Все композиционные особенности были подсказаны самим характером материала.

Романсы и песни. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всего творческого пути. Им написано свыше 70 романсов. В них выражены различные чувства: любовь, разочарование, восторг, душевный порыв. В некоторых романсах запечатлены картины природы и быта. Глинка охватывает все виды современного ему бытового романса: «русскую песню», элегию, серенаду, балладу, бытовые танцы - вальс, мазурку, польку. Он обращается к жанрам, свойственным музыке других народов: к испанскому болеро, итальянской баркароле. Многообразны и формы романсов - простая куплетная форма, трехчастная, рондо, сложная форма, где происходит смена разных эпизодов, связанных единой линией непрерывного драматического развития.

Сохраняя единство своего стиля, Глинка сумел отобразить в музыке романса поэтический образ, особенности поэтического языка, присущие различным авторам. В вокальных партиях Глинка проявил прекрасное знание возможностей голоса. Напевная мелодия широкого дыхания, порой с отдельными речитативными изобразительными интонациями, отличается единством всех элементов. Гармонический язык романсов Глинки не сложен, но в них можно встретить очень интересные гармонические штрихи: пониженная VI ступень и большое число субдоминантовых гармоний. Большую роль играет фортепианная партия, в большинстве романсов вступления вводят в настроение и обстановку действия. Широко известны его романсы «Сомнение» на слова Кукольника, в «Крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина.

Пушкина В. Н.

В 1804 году 20 мая в Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки родился мальчик, которому суждено было стать основоположником русской классической музыки. От роду ребенок был слабым и болезненным. Все детство он провел в окружении женщин. Такое влияние естественно отразилось на характере Глинки, и без того очень мягком. Впоследствии мягкость его характера часто переходила в слабость и беспомощность в житейских делах.

Одним из самых ярких первых музыкальных впечатлений мальчика было церковное пение и колокольный звон. По праздникам Мишу водили в церковь. Возвращаясь домой он набирал медные тазы, и подолгу звонил в них, подражая церковным колоколам. В семилетнем возрасте, когда мальчик бывал в городе, он безошибочно мог отличить звон каждой церкви. Музыка производила на маленького Глинку потрясающее впечатление. Однажды на уроке рисования учитель, заметив рассеянность Миши спросил его – “ Вы, наверно, все думаете о вчерашней музыке.”- “Что же делать, - отвечал мечтательный мальчик, - музыка - душа моя”. Играть на скрипке Мишу учил крепостной скрипач, а на фортепиано гувернантка. Однако музыкальные занятия в домашних условиях были далеки от совершенства.

В 1817 году семья Глинки переехала в Петербург. Там Михаила определили в Благородный пансион при Педагогическом институте. В студенческие годы Глинка часто посещал театр, увлекаясь балетом и оперой. Во время летних каникул он упражнялся в дирижировании с крепостным оркестром своего дяди.

После окончания пансиона Глинка получил должность помощника секретаря в канцелярии совета путей сообщения. Служба не обременяла композитора, и он продолжал заниматься главным делом своей жизни - музыкой. Вскоре из-за конфликта с начальством Глинка был вынужден уйти в отставку, однако это событие ни сколько не огорчило композитора. К тому времени его произведения уже издавались, он был широко известен в Петербурге как композитор и вращался в высшем Петербургском обществе (гр. М. Ю. Виельгорский, Толстые, Штерич, князья Голицыны). Так безоблачно проходили молодые годы композитора. Казалось, впереди его ожидает самое светлое будущее. Единственное, что омрачало его жизнь в эти годы – это болезнь. Чем в действительности был болен Глинка, мы не имеем достоверных сведений, как и не имели их врачи, лечившие композитора. После тщетных попыток докторов поправить здоровье Глинки, его отправляют за границу.

В 1830 году композитор уезжает в Италию. Живя в Милане, Глинка восхищается итальянской музыкой. В этот период им написано большое количество арий в итальянской манере. Но вскоре первые впечатления стали терять свою прелесть. Глинка сделал вывод, что при всей привлекательности итальянской музыки, в ней не хватает глубины. В конце концов, композитором овладело чувство тоски по России и по русскому искусству. Так вдали от Родины у Глинки возникла идея создания русской национальной музыки.

В 1834 году Михаил Иванович вернулся в Петербург, и с увлечением принялся за сочинение оперы о патриотическом подвиге русского народа в образе Ивана Сусанина. Сюжет подсказал композитору поэт Жуковский. Опера “Жизнь за царя” была восторженно принята публикой, и укрепила славу композитора.

В 1837 году Глинку назначают капельмейстером в придворной Певческой капелле (В наши дни Санкт- Петербургская капелла носит имя этого великого композитора.) Глинка находится в расцвете своего творчества. Но его жизнь омрачает неудачная женитьба.

Разлад с женой действовал на ранимую душу композитора угнетающе, и в итоге привел к публичному разводу, что весьма плохо отразилось на репутации Глинки. От всех жизненных переживаний композитор спасается работой над оперой “Руслан и Людмила”.

Пять лет шла работа над этим произведением. Однако всем, кому он показывал оперу, опера не нравилась. Глинка был разочарован, он с горечью говорил: “Из ”Руслана” я мог бы сделать десять таких опер, как “Жизнь за царя”. Постановка оперы получилась очень слабая. В следующем сезоне оперу и вовсе убрали из репертуара театра. При таких грустных обстоятельствах композитор покинул Россию.

На этот раз Глинка уезжает во Францию и Испанию. В Париже Михаил Иванович знакомится со знаменитым французским композитором Гектором Берлиозом.

В 1857 году Глинка простудился. Болезнь развивалась очень быстро, и 3 февраля композитор скончался в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (20 мая (1 июня) 1804 - 3 (15) февраля 1857) - великий русский композитор, основоположник русской классической музыки.

Биография

Детские и юношеские годы

М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.

В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург , где его поместили в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Этот пансион был привилегированным учебным заведением для детей дворян. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта . Он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом , который "хаживал к нам в пансион к брату своему". Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера. У итальянца Тоди М.Глинка начал учиться и пению. В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из пансиона, оказавшись одним из лучших учеников. В день выпуска он вместе со своим учителем Майером с успехом публично сыграл фортепианный концерт Гуммеля.

Творческие годы

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля "Швейцарское семейство". С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные романсы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина и другие.

В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, на минеральные воды, но это лечение не поправило его слабого здоровья. В сентябре он возвратился в Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне до апреля 1824 года, а потом уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство путей сообщения (1824-1828). Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку. Постепенно круг знакомств Глинки в Петербурге выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским , Грибоедовым , Мицкевичем , Дельвигом , Одоевским . В апреле 1830 года ухудшившееся здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию и Италию.

Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии Глинка изучал бельканто и итальянскую оперу, познакомился с Беллини и Доницетти. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка в июле 1833 года поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение нескольких месяцев брал у него уроки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: "Венецианская ночь", "Победитель" и др. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

В 1834 году он стал работать над оперой "Иван Сусанин", сюжет которой Глинке подсказал Жуковский. Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка тотчас же отправляется в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однако он в основном успел осуществить свои планы. Вернувшись на родину, Глинка принимается за сочинение русской оперы. Ни семейные потери (смерть отца, а позже и брата), ни знакомства и амурные приключения (вроде истории с немкой Луизой), ни сватовство и женитьба не могли помешать этой работе.
(В апреле 1835 года Глинка женился, избранницей оказалась Марья Петровна Иванова, миловидная девушка, его дальняя родственница. Но этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы).

Опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на суд капельмейстеру Кавосу, который являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с репертуара свою собственную оперу. Таким образом, "Иван Сусанин" был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения.
Премьера оперы "Жизнь за Царя" (в следующих постановках - "Иван Сусанин") состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери на следующий день: "Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною..."

За "Жизнью за Царя" в 1837 году последовали гениальный "Ночной смотр" и превосходная в музыкальном отношении "Херувимская", написанная для Петербургской Придворной капеллы, где Глинка после блестящего успеха своей первой оперы получил место капельмейстера (1837-1840). Еще в 1837 году Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет "Руслана и Людмилы". В 1838 году началась работа над сочинением, композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Опера создавалась в нелегкое для Глинки время. Он развелся с женой, а в ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами, сплетнями и утомительной службой в Придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен.

В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: "Вальс-фантазию" (1839) и романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840).

Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы - "Руслан и Людмила", которая растянулась более чем на пять лет. Ее первое представление состоялось 27 ноября 1842 года, день в день через 6 лет после премьеры "Ивана Сусанина". Однако новая опера Глинки, в сравнении с "Иваном Сусаниным", вызвала более сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и "Иван Сусанин". Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус. В 1845 году он написал концертную увертюру "Арагонская хота", а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру "Ночь в Мадриде" (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия "Камаринская" на тему русских песен.

В мае 1851 года умерла мать композитора, Е.А. Глинка. Полученное известие настолько потрясло композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и пятидесяти, а физические силы его слабели. В 1852 году Глинка надеется поправить здоровье в Испании, но добравшись до Парижа задерживается там на два года. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года - в Берлине. Он был полон творческих планов, но не хватало сил довести до конца задуманные произведения. Глинка все слабел, и 3 (15) февраля 1857 года его не стало.

Он умер в Берлине, на чужбине, вдали от родных и близких. Был похоронен там в скромной могиле на лютеранском кладбище. В мае того же года младшая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1859 году на могиле М.И. Глинки был открыт памятник (арх. И.И. Горностаев, ск. Н.А. Лаверецкий), а еще через 46 лет, в январе 1906 года, рядом была похоронена и Л.И. Шестакова.могилы Глинки М.И. и Шестаковой Л.И. Первоначально композитор и его сестра были похоронены недалеко от входа на кладбище, в 1936 году при реконструкции некрополя, прах М.И. Глинки и Л.И. Шестаковой был перенесен вглубь кладбища, на Композиторскую дорожку.

Основные произведения

Оперы

  • «Жизнь за царя» (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1837-1842)

Симфонические произведения

  • Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
  • Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842)
  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
  • «Вальс-фантазия» (1839, 1856)

Камерно-инструментальные сочинения

  • Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
  • Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
  • Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
  • «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Романсы и песни

  • «Венецианская ночь» (1832)
  • «Я здесь, Инезилья» (1834)
  • «Ночной смотр» (1836)
  • «Сомнение» (1838)
  • «Ночной зефир» (1838)
  • «В крови горит огонь желанья» (1839)
  • свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
  • «Попутная песня» (1840)
  • «Признание» (1840)
  • «Слышу ли голос твой» (1848)
  • «Заздравный кубок» (1848)
  • «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
  • «Мери» (1849)
  • «Адель» (1849)
  • «Финский залив» (1850)
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
  • «Не говори, что сердцу больно» (1856)

Гимн Российской Федерации

Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации .

Память

  • В конце мая 1982 года в родном селе композитора Новоспасском был открыт Дом-музей М. И. Глинки

Памятники М. И. Глинке

  • в Смоленске создан на народные средства, собранные по подписке, открыт в 1885 году в восточной стороне сада Блонье; скульптор А. Р. фон Бок. В 1887 году памятник был композиционно завершён установкой ажурной литой ограды, рисунок которой составлен из нотных строчек - отрывков 24 произведений композитора
  • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Городской Думы, открыт в 1899 году в Александровском саду, у фонтана перед Адмиралтейством; скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин
  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. И. Глинки
  • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Императорского русского музыкального общества, открыт 3 февраля 1906 года в сквере у Консерватории (Театральная пл.); скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах. Памятник монументального искусства Федерального значения.
  • в Киеве открыт 21 декабря 1910 года
  • в Запорожье открыт в 1956 году напротив входа в концертный зал имени Глинки
  • в Челябинске открыт 20 июля 2004 года на площади перед академическим театром оперы и балета; скульптор Вардкес Авакяни, архитектор Евгений Александров
  • 20 мая 1899 года дом в Берлине, где умер М. И. Глинка, был увековечен мемориальной доской

Премии и фестивали имени М. И. Глинки

  • В 1884 году М. П. Беляевым были учреждены Глинкинские премии, просуществовавшие до 1917 года
  • С 1965 по 1990 год существовала Государственная премия РСФСР имени Глинки
  • С 1958 года в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки
  • С 1960 года проводится Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов имени Глинки

Фильмы о М. И. Глинке

  • В 1946 году на Мосфильме был снят художественный биографический фильм «Глинка» о жизни и творчестве Михаила Ивановича
  • В 1952 году Мосфильм выпустил художественный биографический фильм «Композитор Глинка»
  • В 2004 году к 200-летию со дня рождения был снят документальный фильм о жизни и творчестве композитора «Михаил Глинка. Сомненья и страсти…»

Михаил Глинка в филателии и нумизматике

  • Почтовые марки России, посвящённые 200-летию со дня рождения М. И. Глинки, 2004, (ЦФА (ИТЦ) #942-944; Михель #1174-1176)
  • В 1951 году выпущена почтовая марка СССР к 175-летию Большого театра в Москве, на которой портретную галерею русских композиторов возглавляет портрет М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1613; Скотт #1554)
  • В 1954 году в СССР были выпущены две почтовые марки, посвящённые 150-летие со дня рождения М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1781-1782; Скотт #1723-1724), на одной из них изображён портрет композитора, на другой - сцена из оперы «Иван Сусанин»
  • В 1957 году вышли две почтовые марки СССР, посвящённые 100-летию со дня смерти композитора (ЦФА (ИТЦ) #1979-1980; Скотт #1907-1908)
  • В 1958 году марки с портретом М. Глинки выпустили почты Болгарии (Михель #1052) и Румынии (Михель #1712)
  • В 1991 году в рамках «Международного года русской культуры» Министерством связи СССР выпущен конверт с оригинальной маркой, оригиналом портрета на которой послужила картина И. Репина «М. И. Глинка за сочинением оперы „Руслан и Людмила“», а на конверте - репродукция с литографии «Квартет М. Ю. Виельгорского»
  • 20 мая 2004 года Почта России выпустила три почтовые марки к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки. На одной из миниатюр помещён портрет М. Глинки, на двух других - сцены из опер «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». На купоне, объединяющем все марки в единое целое, помещено факсимиле композитора и лист с нотами гимна-марша «Славься» (ЦФА (ИТЦ) #942-944; Михель #1174-1176)
  • 18 июня 2004 года Банк России выпустил памятную монету номиналом 2 рубля
  • В 2004 году Б. Г. Федоров профинансировал чеканку памятной медали с изображением композитора в честь 200-летия со дня рождения.

В честь М. И Глинки названы

  • Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году).
  • Московский Музей музыкальной культуры (в 1954 году).
  • Новосибирская государственная консерватория (академия) (в 1956 году).
  • Нижегородская государственная консерватория (в 1957 году).
  • Магнитогорская государственная консерватория.
  • Минское музыкальное училище
  • Челябинский академический театр оперы и балета.
  • Петербургское Хоровое училище (в 1954 году).
  • Днепропетровская музыкальная консерватория им. Глинки (Украина).
  • Концертный зал в Запорожье.
  • Государственный струнный квартет.
  • Улицы многих городов России, а так же городов Украины и Белоруссии. Улица в Берлине.
  • В 1973 году астроном Людмила Черных назвала открытую ей малую планету в честь композитора - 2205 Glinka.
  • Кратер на Меркурии.

1. Однажды в доме Глинки собрались друзья и на трех роялях, которые стояли у композитора в зале, все вместе принялись играть произведения Бетховена. Надо сказать, что все они, хотя и любили музыку Бетховена, были дилетантами. Через пять минут Глинка, заложив руки за спину, стал нервно расхаживать по комнате.
- Михаил Иванович, что с вами? Почему вы так топаете?- обернувшись, спросил наконец один из музицировавших гостей.
- Так нельзя, господа! - воскликнул Глинка в отчаянии. - Вы уже полчаса истязаете и без того несчастного мученика Бетховена. Поимейте милосердие! Бетховен никогда не писал ваших антраша!

2. Рассказывают, что в молодости Михаил Иванович Глинка обладал феноменальным красивейшим голосом. У него был тенор, который приводил в восхищение публику. Однажды собралось довольно много народа. Среди собравшихся был юнкер егерского полка юный князь Кастриото Скандербек. Он впервые услышал Глинку.
Михаил Иванович был в ударе и пел невыразимо хорошо. Когда он умолк, обнаружилось, что бедный юнкер близок к обмороку...
- Что с вами, князь? - спросили у юноши опрыскав его холодной водой и приведя в чувство.
- Мне показалось, что это пели ангелы, и я испугался, что сейчас начнется Страшный суд...

3. Теща Глинки весьма благоволила к музыкальным увлечениям Михаила Ивановича и даже называла его "мой маленький Моцарт".
Услышав это обращение, кто-то из друзей спросил композитора:
- Она так любит Моцарта?
- Что ты! - замахал руками Глинка.- Она его знать не знает, но как-то прослышав, что Моцарт благодаря музыке страшно разбогател, надеется, что эта участь постигнет и ее зятя...

4. Жена Глинки была совершенно равнодушна к музыке. Как-то раз Глинка пришел домой после концерта, в котором исполнялась Седьмая симфония Бетховена, потрясенный до слез. Жена испуганно спросила:
- Что с тобой, Michel?!
- Бетховен... - едва смог выговорить Глинка и заплакал.
- Боже мой, да что он тебе сделал, этот Бетховен?

5. Из всех композиторов Глинка признавал только троих: Глюка, Шопена и... себя - только этих композиторов он играл. Блестящих и знаменитых пианистов он на дух не переносил, говоря: "Звучно играют, да не благо-звучно". Листа, который был покорен творчеством Глинки, композитор какое-то время обожал, но потом о нем предпочитал вообще не отзываться, отсылая спрашивавших мнение о игре Листа к своему другу Калмыкову, который и озвучивал мнение Глинки: "Лицом худ, волосом длинен и белокур. В одной руке жупел, в другой - колья. Сел, взыграл: зала потряслася, и многие беременные женщины повыкидывали"...>

6. Работая с певцами над оперными партиями, Глинка очень долго и безуспешно репетировал с певицей Лилеевой. Она имела дивный, но маловыразительный голос. А в партии Гориславы в "Руслане и Людмиле" в первую очередь должна была быть выразительность пения. Глинка, чтобы хоть как-то растормошить певицу, подкрался сзади и больно ущипнул ее. Лилеева истошно вскрикнула.
- Вот! Вот этого мне и надо! - засмеялся Михаил Иванович. - Теперь ты сама видишь, душа моя, что в этой фразе можно прибавить и жизни, и выразительности. Вот так и пой, иначе я снова повторю мою маленькую педагогическую хитрость...

7. Великий князь Михаил Павлович очень не любил Глинку и терпеть не мог его музыку. Когда нужно было сажать своих провинившихся офицеров под арест, он отсылал их на представление оперы Глинки "Руслан и Людмила", говоря:
- Более ужасной пытки для моих ребят я придумать не могу!..

8. Известно, что Михаил Иванович Глинка некоторые свои сочинения писал за границей, а именно в Швейцарии. Он поселился где-то в пределах Женевского кантона, столь излюбленного англичанами и русскими. Его имя тогда уже пользовалось известностью. Не всегда расположенный к пустой болтовне с праздными соотечественниками, он позволял себе иногда никого не принимать.
Больше других надоедал, ему визитами какой-то молодой человек из земляков. В один из таких дней юноша зашел к композитору.
- Дома барин? - спросил он у слуги.
- Они уехали.
- Скоро возвратится?
- Неизвестно.
Михаил Иванович, приказавший ни в коем случае не принимать назойливого посетителя, за шторой слушал разговор. Молодой человек ловко повернулся на каблуках и, напевая песенку, вышел.
- Беги, вороти скорее, - вдруг закричал композитор слуге, поспешно выбежав в переднюю.
Удивленный слуга повиновался.
- Барин приказал вас просить,- смущенно обратился он к молодому человеку.
Юноша, конечно, воротился.
- Тысячу раз прошу меня простить, - проговорил с улыбкой Михаил Иванович, встречая гостя. - Отдавая приказание слуге, я совершенно забыл исключить вас из числа лиц, не посвященных в мои работы, и даже ждал вас.
Приближался обычной обеденный час.
- Вы доставили бы мне большое удовольствие, если бы не отказались отобедать вместе, чем Бог послал, - прибавил Михаил Иванович.
Молодой человек не ожидал такой любезности и счел за особенную честь воспользоваться предложением музыкальной знаменитости. Он, конечно, не мог догадаться, что умысел тут был другой.
За обедом Михаил Иванович был очень весел, шутил, смеялся, не желая показаться скучным молодому собеседнику.
- Скажите, не припомните ли вы ту песенку, которую напевали, уходя от меня? - неожиданно спросил он юношу.
Я, кажется, ничего не напевал.
- Напевали, я сам слышал, но торопливо и сбивчиво, так что я не мог уловить мотив.
Молодой человек, желая угодить гостеприимному хозяину, перебрал весь запас своего репертуара из опер и шансонеток; наконец напал на "Камаринскую".
- Она, она! Эта самая, - вскричал обрадованный композитор и тут же внес весь мотив в партитуру.
Вот какому случаю мы обязаны появлением в произведении великого русского композитора старинной плясовой народной песни, известной теперь каждому.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?