Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Франц марк картины с названиями. Франц Марк – короткая жизнь немецкого экспрессиониста и его цветных животных

Художник Франц Марк - друг и единомышленник
Василия Кандинского,«синий всадник»
немецкого экспрессионизма.

«Век мой, зверь мой,

кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?»

Эти строки Осипа Мандельштама- словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизниФранца Марка. Рубеж веков почти напополам разделил недолгую жизнь немецкого художника: он родился в 1880-м, а погиб в 1916 году на фронте, в битве под Верденом. Франц Марк был среди тех мастеров, которые склеивали позвонки двух столетий кровью своего творчества: путь от завершающей 19-й век живописи постимпрессионистов к абстрактному искусству 20-го столетия шел через экспрессионизм, и Марк был его ключевой фигурой. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» - творческого союза русских и немецких художников. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Заглядывая в зрачки зверя, прекрасного и свободного, он искал ответы на вопросы своего времени и на вечные вопросы всех времен. Простые сюжеты его произведений кажутся идиллическими: красивые животные, обитающие среди девственной природы. Но чем ближе была война, переломившая позвоночник века, тем явственнее ощущается тоска в глазах его зверей и обреченность в изгибах их тел.

Франц Марк. Красные олени. 1912 г.

Жизнь Франца Марка складывалась вполне благополучно: он не знал таких омрачавших существование многих художников бед, как непонимание близких, непризнание, одиночество, нищета. Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. Отец Франца - Вильгельм Марк - изменил семейной традиции и стал художником. Его пейзажи и жанровые картины пользовались в свое время успехом; на одной из них мы видим пятнадцатилетнего Франца, который мастерит что-то из дерева.

Вильгельм Марк. Портрет Франца Марка. 1895 г.

Получив отличное гимназическое образование, Франц собирался изучать теологию в Мюнхенском университете. Для вдумчивого чувствительного юноши это был, казалось, хороший выбор, но после прохождения военной службы он изменил свои планы, решив стать художником. С 1900 по 1903 г. Марк был прилежным учеником Мюнхенской академии художеств, пока не попал в Париж и не увидел своими глазами картины Мане и Сезанна, Гогена и Ван Гога. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой. Покинув стены академии, он снял мастерскую в мюнхенском квартале Швабинг и начал работать самостоятельно.

Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Марк пережил бурный, доведший его до депрессии, роман с замужней дамой, художницей Анетте фон Экардт, и попал в ситуацию мучительного любовного треугольника, разрываясь между двумя Мариями, также художницами, - Марией Шнюр и Марией Франк. На красивой и независимой Марии Шнюр он женился в 1907 г., но почти сразу же понял свою ошибку. Этот ставший вскоре формальным брак не давал ему до 1911 года узаконить отношения с Марией Франк. Внешне они казались не очень подходящей парой - Франц, утонченный интеллектуал с благородными чертами, икруглолицая Мария с грубоватым крестьянским лицом. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.


Франц Марк. Два кота.1909 г.

Обе Марии запечатлены в небольшом этюде «Две женщины на горе» (1906). Это одна из немногочисленных работ художника, в которых изображаются люди. Почти на всех его картинах, акварелях и гравюрах мы видим животных: оленей, быков, коров, кошек, тигров, обезьян, лисиц, кабанов, но чащевсего - лошадей. Их он навсегда полюбил в годы военной службы.

У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была«Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Во всех работах художника, будь то карандашный набросок или сложная живописная композиция, раннее реалистическое полотно или экспрессионистическая картина, мы безошибочно узнаем характерную повадку зверя: ломкую грацию косули, пружинистую энергию тигра, порывистость непоседливой обезьяны, медлительность массивного быка, горделивую стать лошади.

Франц Марк. Кошки на красной драпировке 1909 -1910 гг.

Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, совершенного и гармоничного бытия. Литературно одаренный художник красноречиво выражал свое творческое кредо в статьях и письмах друзьям: «Мои цели не лежатпреимущественно в областианималистики. /…/ Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе». «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака? Как бедна и бездушна наша идея помещать животныхв ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души» .

Август Макке. Портрет Франца Марка. 1910 г .

Многие обстоятельства благотворно повлияли на становление стиля Франца Марка. Это поездки в Париж в 1907 и 1912 гг., где он соприкоснулся с искусством своих современников- фовистов и кубистов, среди которых ему был особенно близок Робер Делоне. Этозавязавшаяся в 1910 г. дружба с молодым немецким экспрессионистом Августом Макке, который на немногие оставшиеся им обоим годы жизни (двадцатисемилетний Макке погибна фронте в 1914 году) стал его единомышленником.

Мюнхен, 1911 г. Слева - Мария Марк и Франц Марк,
в центре -Василий Кандинский.

Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», - сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. «Синий всадник - это мы двое» - сказал позднее Кандинский. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: « Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников. И название пришло само». (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность.) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Напротив, его индивидуальный стиль в пору их сотрудничества развивался очень динамично: двигаясь от экспрессионизма к абстракции, Марк шел в ногу с европейским искусством.

Франц Марк. Синяя лошадь.1911 г.

Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, - «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912)и «Лисы» (1913). Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» - не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Фигуру лошади, пейзаж и растение на переднем плане объединяет волнообразный ритм: мотив дуги явственно повторяется в очертаниях гор, в силуэте животного и в изгибах листьев. Занимающая все полотно по высоте, написанная вракурсе снизу и поэтому возвышающаяся над зрителем фигура лошади величественна и монументальна, словно статуя божества этих гор. Вкартине много характерного для Марка - яркие фантастические цвета, отсутствие воздушной среды, плотноезаполнение холста.

Франц Марк. Тигр.1912 г.

Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Контуры фигуры тигра обрисованы стремительными зигзагами и ломаными линиями, а поверхность тела разбивается на треугольники и трапеции. Художник словно обнажает мышцы, скрытые под кожей зверя, выявляет структуру тела животного. Насыщенный фон картины, состоящий из нагромождения сложно пересекающихся плоскостей, отчасти продолжает и повторяет линии, заданные в фигуре зверя, так что тигр кажется неотъемлемой частью окружения, а не доминирует над ним, как синяя лошадь. Этот фон - по сути дела, чистая абстракция, хотя, конечно, можно представить себе, что художник изобразил заросли, в которых затаился тигр, подстерегающий добычу.

Франц Марк. Лисы.1913 г.

В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. При этом одна четко прорисованная деталь - узкая, с характерным наклоном, морда лисицы -задает тему картины и связывает с реальностью почти абстрактное полотно. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию».

Франц Марк. Судьбы животных.1913 г.

В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко - погибших животных. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м - последнем предвоенном году. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные - свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. В апокалиптическом хаосе мы различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней, испуганно сгрудившихся оленей, ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна - как олицетворение невинной жертвы - голубую лань, поднявшую голову к небу.

Франц Марк. Рисунок из фронтового блокнота

Эта картина-реквием, ставшая пророчеством грядущей войны, - одно из последних крупных произведений Марка, в котором он сохранил связь с фигуративной живописью. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Впрочем, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». В истории искусства 20 столетия Франц Марк навечно остался стремительным всадником, скачущим на вольном синем коне экспрессионизма.

Марина Аграновская

Франц Мориц Вильгельм Марк (Franz Moritz Wilhelm Marc) родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене в семье Вильгельма Марка (Wilhelm Marc), юриста и художника-любителя.

Его отец Вильгельм Марк , исполняя, очевидно, желание своих родителей, с успехом закончил юридический факультет, а затем посвятил себя пейзажной живописи. По замечанию Франца, отец его был пейзажистом «необычайно философского склада».

Кисти Вильгельма Марка принадлежит полотно, на котором изображен 15-летний Франц, занятый резьбой по дереву (вверху; ок. 1895, сейчас картина находится в Музее Франца Марка/ Franz Marc Museum).
Мать будущего художника, София , была родом из эльзасской семьи с суровыми кальвинистскими традициями; работала домашней учительницей.
Дедушки и бабушки Франца были художниками-любителями, копировали полотна известных мастеров. Их предки происходили из аристократических родов; имели друзей среди художников и литераторов.

Вообще, год 1880-й можно назвать годом живописцев, поскольку тогда родились Андрэ Дерен (André Derain; 1880-1954) — французский живописец, график, театральный декоратор;
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner; 1880-1938) — немецкий художник-экспрессионист, график и скульптор;
Фриц Блейль (Fritz Bleyl; 1880-1966) — немецкий художник-экспрессионист и архитектор;
американский художник немецкого происхождения Ганс Хоффман (Hans Hofmann; 1880-1966), представитель абстрактного экспрессионизма,
а также Макс Кларенбах (Max Clarenbach; 1880-1952), немецкий художник, один из организаторов дюссельдорфского объединения Зондербунд.

В детстве будущий живописец отличался застенчивостью и склонностью к мечтам и размышлениям. В семье Франца называли «маленький философ ». Эти черты характера поощрял в нем старший брат Пауль (Paul Marc, 1877—1949), впоследствии известный ученый-византинист.

Оба они обучались в мюнхенской гимназии Луитпольд (Luitpold Gymnasium), которую Франц, сдав выпускные экзамены, закончил в 1899 году (годы его обучения там 1895—1899).
1899 год – Франц Марк служит в армии, в кавалерии.

В последние годы пребывания в гимназии Франц особенно увлекался философией Фридриха Ницше и музыкой Рихарда Вагнера.
Первоначально он намеревался посвятить себя изучению теологии и мечтал о стезе сельского священника (мать будущего художника была строгой кальвинисткой).

Ф. Марк. Портрет матери (1902)

Немного позднее он подумывал о занятиях философией и даже поступил в 1899 году на философский факультет Мюнхенского университета.
И лишь во время прохождения обязательной военной службы Франц Марк принял решение стать художником.

В 1900 году Марк был принят в баварскую Королевскую академию изящных искусств, где учился в течение нескольких лет под руководством академических живописцев Габриэля Хакля (Gabriel von Hackl, 1843-1926) и Вильгельма фон Дица (Albrecht Christoph Wilhelm von Diez; 1839-1907; немецкий художник-колорист, видная фигура в Академии изящных искусств).

В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Вкусы мюнхенской публики определяла господствующая манера модного светского портретиста Франца фон Ленбаха — артистически небрежная, в темных тонах живопись. Направление символизма было представлено творчеством Франца фон Штука, последователя популярного швейцарского художника Арнольда Беклина. Штук также преподавал в Академии в годы обучения там Марка; среди его учеников были Пауль Клее и Василий Кандинский, которым позднее было суждено стать близкими друзьями Франца Марка.

В 1901 году вместе со старшим братом Паулем Франц путешествовал по Венеции, Падуе и Вероне.

1902 год – у баварского городка Кёхел (Kochel) пишет на пленэре («Торфяные мшистые хижины в Дахау», вверху).

В Академии Марк приобрел профессиональное мастерство, но система преподавания исторической живописи в традициях XIX века была ему глубоко чужда.

В 1903 году по приглашению однокашника Франц Марк посетил Париж , а также Бретань и Нормандию. На выставках и в музеях Парижа он открыл для себя импрессионистов, аскетичные формы древнего искусства из собраний Лувра и линейную декоративность японской гравюры.

Обучение в Академии давно не приносило удовлетворения. А после того, как в Париже Марк впервые увидел работы Ван Гога, Гогена, Мане – он решил бросить академию и продолжить обучение самостоятельно. Из поездки Франц привез также впечатлившие его японские ксилографии (гравюры на дереве).

В 1904 году Франц Марк, покинув стены академии, переезжает в свою первую независимую студию в Мюнхене (Каульбахштрассе, 68). В конце этого же года переезжает снова (ул. Шеллингер, 33). Пишет «Индерсдорф» (Indersdorf).

Ф. Марк. Индерсдорф (1904)

Кратковременные эпизоды его биографии — увлечение стилем модерн и сентиментальным лиризмом немецкого почвенничества — только способствовали осознанию собственных эстетических воззрений.

Ф. Марк - Этюд с лошадью (1905)

В 1906 году Франц вместе со своим старшим братом Паулем, специалистом по Византии, путешествует по Греции , посещая гору Афон, Салоники и другие места.

Ф. Марк. Фреска (1904-1908)

В 1907 году состоялась вторая поездка во Францию. Живя в Париже почти полгода, Франц Марк посещает городские музеи, копирует знаменитые полотна – традиционная для художников форма изучения и развития техники.

Огромное влияние оказали на молодого живописца произведения Ван Гога .
Марк отмечал: « – самый искренний, величайший, берущий за душу живописец из всех мне известных. Писать в наиболее простой манере, вкладывая в полотно всю веру и устремления – это наивысшее достижение... Теперь я рисую только самое простое... Только в нем можно найти символизм, пафос и тайну природы».

В Париже Франц вошел в артистический круг, познакомился со знаменитой Сарой Бернар.

Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались знакомства...

Так сложилось, что развитию Марка-живописца сопутствовали меланхолия и эмоциональные взрывы. Летом он много путешествует, стремясь оправиться от неудачных любовных романов.
Пылкий Франц оказался внутри любовного треугольника, будучи в связи с двумя Мариями: Мари Шнюр (художница-иллюстратор, Marie Schnür , 1869 - 1955) и Марией Франк (Maria Franck, 1876-1955).

Обе Марии запечатлены в небольшом этюде «Две женщины на холме» (1906), вверху.
Много лет длился его мучительный роман с замужней художницей Анеттой фон Экардт (Annette Von Eckardt; на 9 лет старше Марка).

Мари Шнюр была старше Франца на 11 лет. У неё уже был внебрачный сын, когда она познакомилась с Францем и вышла за него в марте 1907 года. Со стороны Марка это был «брак из сострадания»: благодаря замужеству Мари Шнюр могла забрать к себе сына (жившего ранее с её родителями).

Сохранился фотоснимок счастливых дней вместе (1906) – обе Марии и Марк наслаждаются свободой и наготой на лоне природы.

Ставший вскоре формальностью, первый брак не давал художнику возможности узаконить его отношения с Марией Франк до 1911 года . Они познакомились еще в 1905 году на костюмированной вечеринке (фото внизу).

Влюбленным требовалось разрешение церкви на вступление в брак. Дважды получив отказ, они поехали в Англию, надеясь зарегистрировать отношения по тамошним законам, - но снова отказ. Тогда Франц и Мария просто зажили вместе - неслыханная смелость по тем временам.

Ф. Марк. Голова девушки (с Марии Франк, 1906)

Внешне они не казались подходящей парой – Франц, утонченный интеллектуал с благородными чертами, и Мария с грубоватым крестьянским лицом.

(Мария и Франц Марк с пёсиком Русси, 1911 год)

Но именно она, сердечная и открытая, стала его верной спутницей на всю жизнь.

В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена «Орфей и звери» (Мюнхен, Ленбаххаус). Фризообразная композиция эскиза как бы воскрешает забытое видение земного рая — певец, идущий по цветущему лугу в окружении послушных божественным звукам зверей и птиц.
Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета.

Ф. Марк. Слон (1907)

Он читал об обращении с животными в монастырях ордена францисканцев; его настольной книгой была «Жизнь животных» Альфреда Брема; в знаменитом берлинском зоопарке делал зарисовки с натуры, а в зоологическом музее — штудии скелетов животных; исследовал соотношение внешней формы и внутренней структуры.

Ф. Марк. Мёртвый воробей (1905)

Около 1908 года Марк начинает особенно активно изучать поведение, движения и природу животных . Он целыми часами наблюдает и пишет коров и лошадей на баварских пастбищах; оленей в лесу. Сохранилась серия фотоснимков, возможно, сделанных самим Марком, которые показывают, что иногда художнику приходилось скрываться в густых тростниковых зарослях ради его наблюдений.

В 1908 - 1909 годах Франц Марк проводит время в городе Тёльц, Верхняя Бавария.
Картины «Лиственницы» и «Олень в сумерках» (1909, вверху).

«С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Животные казались мне прекраснее и чище », — писал Марк.
Образ животного стал изобразительной метафорой чистого, естественного, не изуродованного цивилизацией человеческого духа — такого, каким он должен быть по мысли художника.

Пишет «Обнаженную с кошкой», «Пасущихся лошадей», начинает работу над картиной «Собака, лежащая на снегу».

В 1910 году знакомится с торговцами произведениями искусства Бранклом (Brakl) и Таннхаузером (Thannhauser).

В этом же году произошло важное событие в жизни Франца Марка: он познакомился с молодым немецким экспрессионистом Августом Макке (August Macke , 1887 – 1914) . Завязалась крепкая дружба. Макке стал единомышленником Франца на недолгие оставшиеся им обоим годы жизни.

Из студии в Мюнхене Франц перебрался в деревушку Зиндельсдорф (Sindelsdorf) – вместе с Марией Франк.

Осенью 1910 года Ф. Марк участвует во второй выставке Ассоциации Новых Художников (New Artists" Association) в мюнхенской галерее Таннхаузера.
В том же 1910 году прошла первая самостоятельная (solo) выставка произведений Ф. Марка в галерее Бракля (Brakl) в Мюнхене. Более того, Марк заручился финансовой поддержкой промышленника и мецената Бернгарда Кёлера (Bernhard Koehler, 1849 – 1927), который приходился дядей жене Августа Макке.

Близость Мюнхена помогает общительному Макке сойтись с художниками, объединившимися позднее в «Синем всаднике», особенно с Францем Марком и Паулем Клее. Макке с интересом следил за их творческими поисками, участвовал в их проектах (например, в альманахе), по возможности помогал им, ведя переговоры с галеристами, меценатами, устроителями выставок.
Однако он не во всем разделяет эстетические взгляды «Синего всадника», которые кажутся ему порой излишне претенциозными или, по его выражению, идущими «слишком от головы» .

С Францем Марком у Макке завязались самые сердечные дружеские отношения.
С июня по ноябрь 1910 года они проработали вместе под Мюнхеном в деревушке Зиндельсдорф, где теперь жил Марк.
Этот период активного взаимовлияния оказался для обоих художников чрезвычайно важным и плодотворным.
Марк и Макке едут вместе в Париж, где знакомятся с цвето-световыми экспериментами Робера Делоне, для которых Гийом Аполлинер придумал название «орфизм». (из статьи)

В 1910 году в ответ на просьбу мюнхенского издателя Рейнхарда Пипера прокомментировать тему «животных в искусстве» Франц Марк писал:

«Я не ставлю своей целью изображение только животных ... Я хочу обострить свое восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе... Я не знаю лучшего способа подобного "оживления" искусства, чем изображение животных».

Именно тогда, в 1910 году, Марк сформулировал свое эстетическое кредо, которое сам он описывал терминами «оживление», «пантеизм», «чистота», «ритм».

«Три красные лошади» (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка.
Конь был любимым «героем» художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Все лето 1910 года , поворотного в творчестве Марка, художник провел в деревушке Зиндельсдорф, наблюдая пасущихся в лугах лошадей. Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины «Лошади на пастбище».

(Лошади на пастбище, 1910)

Но только четвертый вариант, «Три красные лошади», суммировал натурные наблюдения в отточенный символический образ. Грация благородных животных, изображенных в разных поворотах и слитых в триединое целое, напоминает кружащийся ритм танца.

Franz Marc- Grazing Horses IV (The Red Horses), 1911

Глубокие мерцающие цвета — красные тела на фоне желто-зеленого луга, голубых камней и пурпурно-лиловых отблесков уходящего солнца — раскрывают новые эмоциональные возможности колорита в живописи.

В 1911 году Франц Марк познакомился с русским художником Василием Кандинским (1866-1944), который уже пятнадцатый год жил в Мюнхене. Франц Марк и Август Макке горячо поддержали идею Кандинского об издании специального альманаха, на страницах которого авангардисты могли бы высказывать свои взгляды на искусство. Так возник «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). Душой издания и артистического кружка, сплотившегося вокруг него, были Василий Кандинский и сам Франц Марк.

(«Синий всадник»: слева Мария Франк и Франц Марк, 1911)

Художники этого объединения, среди которых были также Генрих Кампендонк (Heinrich Campendonk , 1889 – 1957), Лионел Фейнингер (Lyonel Feininger , 1871–1956), Пауль Клее (Paul Klee , 1879–1940), Альфред Кубин (Alfred Kubin , 1877–1959), продолжали развивать принципы немецкого экспрессионизма, провозглашенные в 1905 году живописцами группы «Мост» в Дрездене.

«Синий всадник — это мы двое», — сказал позднее Кандинский.
Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах.
Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком в саду Зиндельдорфа, свидетельствует о взаимопонимании двух художников: «Мы оба любили синий цвет, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само».

(Ф. Марк и В. Кандинский, 1911)

Декабрь 1911 - январь 1912: Франц Марк показал первые свои работы на выставке «Синего всадника», организованной в мюнхенской галерее Thannhauser Galleries .
Мюнхенская выставка группы и опубликованный позднее альманах принесли художникам «славы дань: кривые толки, шум и брань». И публика, и пресса были возмущены этой революционной живописью, с отпечатком радикальной свободы красок и цве та. Всюду слышалось: «Мазня, цветная пачкотня».
Это был апогей движения немецких экспрессионистов. Выставка была показана также в Берлине, Кёльне, Хагене и Франкфурте.

В эссе «Духовные сокровища», написанном для альманаха «Синий всадник» в 1912 году , Франц Марк анализирует понятие «мистического внутреннего устройства », говоря о восприятии духовного начала, которое придает существу или месту особый, уникальный характер. Марк изучает эту тему посредством фигур на полотнах Эль Греко и пейзажей . Использование слова «мистический» вызывает мысль о чем-то нематериальном или не очевидном с первого взгляда, а также ощущение заинтригованности. Франц Марк стремится запечатлеть это «мистическое внутреннее устройство» в своих изображениях животных.

Упоминавшаяся выше картина «Две женщины на холме» (1906) – одна из немногочисленных работ художника, где изображены люди.

Ф. Марк. Синяя лисица (1911)

Почти на всех его картинах, акварелях и гравюрах мы видим животных: оленей, быков, коров, кошек, собак, тигров, обезьян, лисиц, кабанов.

Ф. Марк. Бык (1911)

Hо чаще всего — лошадей. Их он навсегда полюбил в годы обязательной военной службы.
Но анималистом Франц Марк не был: зверь для него – не реалистическая «натура», а высшее существо, символ естественного, чистого, совершенного и гармоничного бытия. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку царство природы:


«Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах животного ? Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака? Насколько убого и мертво наше стремление помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души ».

Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как «Голубая лошадь» (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), «Бык» (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма, вверху), «Белая кошка» (1912, Галле, галерея Морицбург, внизу), «Собака, глядящая на мир» (1912, Цюрих, частное собрание, вверху справа).


Эти свойства отличают искусство Марка от творчества других экспрессионистов с их напряженной экзальтацией цвета и формы. Однако накануне Первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Это было скорее интуитивное предчувствие надвигающейся катастрофы , чем рациональное осознание исторической ситуации.

В 1913 году Марк пишет картину «Волки» (Мюнхен, Ленбаххаус, вверху) — стаю хищников, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы.

В том же году он создает свою знаменитую «Башню синих лошадей» (вверху; местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм.

Кульминацией тревожных предчувствий стала картина «Судьбы животных » (1913, Базель, Художественный музей). По признанию самого художника, он лишь впоследствии ощутил в полной мере пророческий характер этих картин: в разломах и сдвигах форм ему явственно слышался «гул копыт апокалиптических всадников».

Это самое известное полотно Франца Марка. Он закончил его в 1913 году , когда «всё общество было охвачено ощущением грядущей катастрофы».
На заднике картины Франц Марк написал: «И всё живое пылает в агонии » ("Und Alles Sein ist flammend Leid").
Уже будучи на фронте, об этой своей картине: «...она сродни предчувствию грядущей войны — сокрушительной и жуткой. Мне даже трудно поверить, что это я создал такое полотно».

Подзаголовок картины «Деревья обнажают свои кольца, животные – свои жилы » подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья показывают кольца, только мертвые звери являют свое нутро. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. В апокалиптическом хаосе различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней, испуганно сгрудившихся оленей, ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна – как олицетворение невинной жертвы – голубую лань, запрокинувшую голову к небу.
Эта картина-реквием, ставшая пророчеством грядущей войны, – одно из последних крупных произведений Марка, в котором он сохранил связь с фигуративной живописью.

В последний год творчества (1914 ) Марк открыл для себя возможности живописи вне реальных предметных форм. «Картина с коровами», «Борющиеся формы», «Тироль» [внизу] (все три — Мюнхен, Баварские государственные собрания) последовательно демонстрируют тот путь, по которому двигался художник, переступив порог реализма.


Взрывчатая динамическая структура этих полотен, мощный ритм цветовых сочетаний позволяли ожидать развития принципов абстрактного искусства. Правда, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей.


«Я уезжаю в четверг... сейчас нам нужно замолчать и дать слово мировой истории ».

Ф. Марк. Спящая собака. 1909 год


В апреле 1914 года Франц и Мария Марк купили небольшой сельский домик в Риде (Ried, муниципальный район в Баварии). По воспоминаниям Кандинского, эта покупка стала «исполнением одного из величайших желаний Франца». Он смог держать собаку и даже ручного оленя.
Дни перед отъездом на фронт Марк провёл дома в Риде (Ried) под Бенедиктбейрен: в своей студии в саду, где паслись косули, и где у Русси (белой пастушьей собаки) был свой маленький рай.


Но уже в августе того же 1914-го года , с началом Первой мировой, Марк записался добровольцем на фронт (в кавалерию) - разделяя общую для части немецкой интеллигенции иллюзию духовного обновления , которое должна была принести с собой героическая победная война... Кандинский пришел сказать другу и соратнику «До свидания», но Франц ответил: «Прощай».

Спустя несколько недель, проведённых в казармах полевой артиллерии, Марк отправляется на пограничные сражения за Лотарингию. Из «Синего всадника» художник превратился в конного фронтового связиста. Полевой почтой он отправляет в Рид: «Мне так спокойно, нет никакого страха перед грядущими трудностями».

(справа: Франц Марк и пёсик Русси, рисунок Августа Макке)


Но уже через несколько дней война показывает свое истинное лицо: «Трупный запах на многие километры вокруг невыносим».
Вскоре заболевший Марк лежит в лазарете в Руре.

В октябре 1914 года Ф. Марка настигло глубоко поразившее его известие о гибели 27-летнего Августа Макке (в сентярбе 1914-го)...

В некрологе, посвященном другу, Ф. Марк писал:
«На войне мы все равны, но из тысячи достойных людей пуля сразила одного незаменимого...
С его смертью внезапно надломился прекраснейший и смелый поворот немецкого художественного развития; никто не в состоянии его продолжить.
Каждый идет своей дорогой; и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Мы, художники, хорошо знаем, что с его уходом гармония красок в немецком искусстве во многих его мелодиях должна потускнеть, звук стал приглушенным и сухим.
Из всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо».
(из статьи)

К февралю 1916 года , как видно , «он тяготеет к военному камуфляжу». Он разработал технику росписи брезентовых тентов и чехлов для укрытия артиллерии от разведки с воздуха, в стиле смелого пуантилизма. Франц Марк создал серию из девяти таких «росписей по брезенту», в стилях, которые варьировались «от Мане до Кандинского»; причем, по словам художника, именно Кандинский наиболее эффективен против самолетов противника, летающих на высоте в две и более тысяч метров.

С фронта Марк присылал множество писем, излагая свою философскую эстетику.
При нем всегда был блокнот с набросками картин, которые он надеялся написать, как только выдастся возможность.

Вокруг него творятся катастрофы и разрушения, но Марк, тем не менее, теоретизирует о предположительной пользе от войны, упоминая среди прочего духовный прорыв и искупление через страдание. Он так уверился в конечной полезности войны, что даже забывал о том, что его патриотическая преданность, по сути, подпитывает военные действия и обуславливает его присутствие на войне.
Вскоре художник начал истолковывать происходящее в еще более фаталистическом ключе; считая себя сродни изображениям животных, ставших для него просто мотивом чего-то более масштабного.
На фронте Марк вынужден рационализировать собственную цель, – но при этом его глубоко терзают противоречия. Пауль Клее «опасался, что Франц станет совершенно другим человеком», что его тонкая душевная организация не перенесет груза реальности. Марк был травмирован войной; он писал, что только смерть принесет ему утешение и покой. Одно из писем (к матери художника) содержит такие строки:

«...в смерти нет ничего устрашающего, это всеобщая участь, постигающая каждого и возвращающая нас назад, к нормальному «бытию». Пространство между рождением и смертью – это исключение, таящее так много страха и страданий. Единственный истинный, неизменный, философский отдых и утешение – это осознание того, что упомянутое исключительное состояние минует, и что "я-сознание", вечно беспокойное, непостижимое, недосягаемое, снова потонет в дивном покое до-рождения... Для того, кто жаждет чистоты и знания, смерть является спасением». (см. )

После проведения мобилизации в германскую армию, правительство составило список выдающихся художников, которых в целях безопасности следовало избавить от пребывания на фронте. Франц Марк был одним из этого списка. Но еще до того, как приказ об освобождении достиг фронтовых частей, художник погиб.
Во время одного из разведывательных выездов конница попала под обстрел, Франц Марк был убит осколком снаряда, попавшим ему в голову. Это случилось 4 марта 1916 года в битве под Верденом. В бессмысленной битве, длившейся едва ли не полгода и унесшей 335 000 жизней со стороны Германии и 360 000 со стороны Франции.

После смерти художника в Мюнхене и Берлине были организованы его мемориальные выставки.

В 1936-37 гг. нацисты заклеймили творчество позднего Ф. Марка как «дегенеративное искусство»; с выставок в музеях Германии было изъято около 130 его работ. Это вызвало шумные дискуссии в обществе: художник Франц Марк был любим публикой, он погиб в бою, как офицер германской армии.

Крупнейший немецкий живописец XX столетия, один из основоположников
и лидеров немецкого экспрессионизма. Организатор общества «Синий всадник»
– наряду с и Августом Маке.

Карьера

Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Его отец Вильгельм был юристом и художником-любителем, занимавшимся пейзажной живописью, а дедушка с бабушкой увлекались копированием работ старых мастеров. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Поступив в гимназию, он усердно изучал философию и увлекался классической музыкой, больше всего любил Вагнера. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Подростком подумывал о занятиях философией и в 1899 году поступил на философский факультет Мюнхенского университета.

Призыв в армию парадоксальным образом нарушил планы студента и подтолкнул к занятиям живописью. В 1900 году Марк поступил в Мюнхенскую Академию художеств. Несколько лет он учился под руководством суровых приверженцев академической традиции Габриэля Хакля и Вильгельма фон Дица. Формально Мюнхен начала XX столетия являлся центром художественной жизни Германской империи. Но моду в стране диктовал популярный светский портретист Франц фон Ленбах, чья небрежная живописная манера породила множество подражателей. В богемной среде увлекались символистами: Арнольдом Бёклином и Францем фон Штуком. Последний некоторое время преподавал в Академии и читал лекции Паулю Клее и Василию Кандинскому – будущим единомышленникам Марка. Вкусы художника, тем не менее, сформировались, прежде всего, под влиянием двух поездок в Париж (в 1903 и 1907 гг), где он посещал выставки импрессионистов и постимпрессионистов.

За годы обучения Марк освоил ремесло художника, став настоящим мастером, но традиции исторической живописи XIX века были ему чужды. В поисках своего стиля он обращался то к стилю модерн, то к немецкому почвенничеству, то к фовизму. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Живописец решительно порвал с натурализмом. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Изображённый на нём поэт, окружённый дикими животными, воскрешает в памяти полузабытые образы земного рая.

В мае 1906 года у Марка завязались отношения с художницей из Женской академии Мюнхенской Ассоциации художников Мари Шнюр и её ученицей Марией Франк. Втроём они отправились в общину Кохель-ам-Зе в верхней Баварии, где провели целое лето, обе любовницы позировали художнику на фоне пасторальных пейзажей. Ménage à trois продержался недолго, в 1907 году Марк женился на Шнюр, хотя его гораздо больше влекло к Франк. Брак был заключён из жалости к девушке: будучи незамужней, она не имела права оставлять при себе сына от предыдущего партнёра. В 1908 году их союз всё же распался, Шнюр обвинила Марка в адюльтере с Франк, в результате чего он не мог жениться на последней. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.

1910 годы стали для художника наиболее тяжёлыми, полными трагических событий – но и наиболее плодотворными. Мучительный роман и последующий разрыв с Анеттой фон Экард, замужней женщиной и матерью двоих детей, которая была старше его на 9 лет, заставил Марка окончательно отвернуться от человечества и уйти в себя. Тем не менее, в 1911 году он отправился в Лондон, чтобы в обход немецкий законов, заключить брак с Марией Франк.

Работы этого периода носят апокалиптический характер – в них отражено абсолютное неприятие современности. Самое выдающееся произведение 10-х годов – а, возможно, и за всю карьеру художника – «Судьба животных» (1913 г.). На обратной стороне холста Марк оставил пометку: «Und Alles Sein ist flammend Leid» (нем. «И всё живое пылает в агонии»). Эта поистине провидческая работы была окончена за год до начала Первой мировой войны.

Синий всадник.

В карьере каждого значительного художника можно отыскать поворотный момент, для Марка таким моментом стало знакомство с художником Августом Маке в январе 1910 года. Они не только стали близкими друзьями – Маке вытащил Марка из творческой изоляции, а также пробудил в нём глубокого теоретика. Переписка художников содержит споры об авангардизме, живописных техниках, вопросах стиля и философской составляющей живописи. Многие ставшие растиражированными цитаты Марка об искусстве взяты именно из его писем.

В сентябре 1910 года Марк присоединился к Новому мюнхенскому художественному объединению (нем. Neue Künstlervereinigung München), в феврале 1911 встретился с его лидером, русским художником-абстракционистом Василием Кандинским. В декабре троица Кандинский-Маке-Марк откалывается от мюнхенского сообщества и создаёт собственную группу. Она получила название «Синий всадник» (нем. Der blaue Reiter), её целью было противостояние традициям академической живописи. К группе примкнули Пауль Клее, Марианна Верёвкина, Моисей Коган, Габриэла Мюнтер и Алексей Явленский. Наименование, по воспоминаниям Кандинского, было придумано по наитию: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. И название пришло само». Мюнхенский Сецессион уже много лет последовательно отказывался демонстрировать работы современных художников, поэтому необходимость в формировании собственных объединений назревала давно.

Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Марк и Маке сходились во мнении, что у любого человека есть внешнее и внутреннее мировосприятие, и задачей искусства они ставили объединение этих дух типов восприятия. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Сами они, между тем, были отнюдь не равны. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Они с Марком стали негласными лидерами, они занимались подготовкой выставок и они же редактировали одноимённый альманах.

В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». В ней, наряду с основателями, приняли участие Генрих Кампендонк, Лионел Фейнингер, Альфред Кубин. Экспозиция привлекла внимание широкой публики и стала настоящим историческим событием, выдвинувши группу на передний план. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы.

В мае 1912 года группа выпустила альманах «Синий всадник», снабжённый авторскими иллюстрациями. На страницах издания утверждалась идея о неизбежном наступлении «эпохи Великого Духовного». В нём было опубликовано множество любопытных статей, очерков, эссе, в частности, очерк композитора Арнольда Шёнберга и размышления Давида Бурлюка о русском футуризме. Марк написал для издания три очерка: «Духовные сокровища», «"Дикие" Германии» и «Две картинки».

В том же году в Париже случилось знакомство с художником Робером Делоне, приверженцем орфизма и ярым поклонником кубизма и футуризма. Делоне заразил Марка своими увлечениями, что привело к заметным изменениям в его стилистике.

Франц Марк, будучи одним из лидеров важнейшего художественного объединения XX столетия, держался несколько отстранённо, практически особняком. В его работах было отчётливо выражено влечение к пасторальному идеалу, тоска по романтизму, в них не было типичного для экспрессионистов надрыва, напряжения, экзальтации цвета и форм. В то же время, под влиянием итальянского футуризма, Марк начал писать более динамичные композиции. Он разлагал формы на составные плоскости, использовал линеарные эффекты и, в целом, двигался в сторону нон-фигуративного искусства. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм».

Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Второй выпуск альманаха так и не был опубликован, а после гибели на фронте Августа Маке стало ясно, что объединение больше не возродится. На смерть 27-летнего живописца Марк написал некролог, в котором присутствовало такое замечание: «С его смертью внезапно надломился прекраснейший и смелый поворот немецкого художественного развития; никто не в состоянии его продолжить. Каждый идет своей дорогой; и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Мы, художники, знаем хорошо, что с его уходом гармония красок в немецком искусстве во многих его мелодиях должна потускнеть, звук стал приглушенным и сухим. Изо всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо».

Творческие методы

Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Художник глубоко интересовался соотношением внешнего облика и внутренней организации, строения, структуры. Посему он много времени проводил в зоологическом музее, скрупулёзно изучая животных, делал зарисовки с натуры в Берлинском зоопарке. Больше всего ему нравились лошади. Неискушённого зрителя могут поражать неестественные цвета его картин, а поверхностное сходство с реальными животными может заставить усомниться в естественно-научных познаниях автора. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. «Искусство, - считал художник, - не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Вот что пишет он о цветовой символике в письме от 12 декабря 1910 года своему другу и художнику А. Макке: «Синий – мужское начало, суровое и одухотворённое, жёлтый – женское, нежное, чувственное и радостное, красный – масса, материя, цвет брутальный и тяжёлый, который всегда борется с первыми двумя и покоряется им. Если ты смешаешь, например, строгий духовный синий цвет с красным, ты тем самым привнесёшь в синий невыносимую грусть, и тогда понадобится спокойный жёлтый, чтобы добавить его к фиолетовому цвету. Но если ты смешаешь синий с жёлтым до зелёного, то пробудишь к жизни красный, массу, землю». В полотнах, написанных после разработки им этой теории, Марк всегда делал акценты на самостоятельном значении каждого цвета в отдельности.

Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных… Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе… Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных».

«Дух сокрушает крепости»

Франц Марк старался выразить в своём творчестве духовное начало, к которому, по его мнению, современники утратили интерес. Его мать, София, была строгой кальвинисткой, сам художник придерживался свободных пантеистических взглядов, в его мировоззрении причудливо, но органично соединялись религиозный мистицизм и уважение к науке. Он полагал, что искусство будущего придаст форму научным наработкам.

В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». По мнению многих экспрессионистов путь к новым духовным ценностям лежит через единение с природой и космосом. По этой причине их, как, к примеру, Гогена, влекли за собой уклад и творчество народов с архаичной культурой, не утративших эту первобытную тесную связь с природой. Единство органического – и в том числе животного – мира и космоса – одна из ключевых тем творчества Марка. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».

Как уже было сказано, при всём своем мистицизме, Марк охотно интересовался научными достижениями. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Нужно отметить, что космология и антицивилизационная мифология Марка весьма оригинальна и достаточно далеко уходит от традиционных. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств, и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. Устаревшие идеи и произведения искусства продолжают вести призрачную жизнь, и по-прежнему останавливаешься в полной растерянности перед геркулесовым трудом по их изгнанию и по закладке свободного пути для нового, уже пребывающего в ожидании».

До сих пор ведутся споры, можно ли считать Марка анималистом, поскольку так или иначе основной темой его работ были животные – в первую очередь лошади. Однако для анималистов изображение животных является самоцелью, чего никак нельзя сказать о Марке. Таким образом, причислить его к анималистам – представителям узкого и специфического жанра – означало бы преуменьшить размах его творчества, стереть его философские и квазирелигиозные воззрения. «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? – вопрошал Марк. - Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака? Как бедна и бездушна наша идея помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души».

Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Все его зрелые работы можно условно разделить на две группы: в одной – картины пасторальные, гармоничные и умиротворённые, в другой – отмеченные печатью скорби, напоминающие о неизбежности смерти, порой апокалиптические. Марк испытывал сочувствие к бессловесным, но сильным и прекрасным животным, бессильным перед тиранизирующим их человеком. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Художнику было хорошо известно о трепетном отношении к животным монахов из ордена францисканцев. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.

По мнению Балека, «Башня синих лошадей» (1913 г), последнее крупное анималистское полотно Марка, является поэтическим видением, а работа «Судьбы животных» – исповедью. «Написанная с помощью красок-звуков, эта картина и есть прапоэзия, на которую художник полагался как на источник возрождения жизни в роковые для человечества дни» – пишет учёный.

Чуть позднее Марк перешёл к ещё более абстрактной живописи. Высказывание Клее «Чем более ужасающим становится этот мир (особенно в наши дни), тем более абстрактным становится искусство; тогда как в мирное время мир рождает реалистическое искусство» как нельзя лучше характеризует жизненный и творческий путь Марка.

Гибель и судьба наследия

Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. На фронте при нём всегда находился небольшой блокнот для набросков, и живописный талант пригодился на войне. Художник разработал уникальный дизайн брезентовых тентов и чехлов, укрывающих артиллерию от разведки с воздуха. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях, источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров.

Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Марк полагал – и в некотором смысле оказался прав, - что Первая мировая кардинальным образом изменит мироустройство и разрушит буржуазные порядки. Своими мыслями он делился с Кандинским. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение?». Но Марка ничто не могло остановить: он сам предсказал свою преждевременную смерть в письме матери. После мобилизации Марк попал в правительственный список особо ценных художников, которых следовало освободить от военной обязанности. Однако приказ не успел дойти до фронта. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Ему было всего 36 лет. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней.

После гибели Марка его друзья организовали посмертную ретроспективную выставку. В 20-е годы вышло в свет собрание высказываний и теоретических наработок художника. Его короткая жизнь оказалась удивительно плодотворной: до наших дней дошло 240 живописных полотен, 451 рисунок, 63 гравюры, 87 набросков, 32 записные книжки, а также 17 скульптур и 30 объектов декоративно-прикладного искусства.

В 1936-1937 гг. нацисты провозгласили Марка «дегенеративным художником» и потребовали изъять из музеев около 130 работ художника. В 2011 году полотно «Пейзаж с лошадьми» было обнаружено в мюнхенской квартире Корнелиуса Гурлитта, чей отец, Хильдебранд Гурлитт, коллекционировал предметы искусства, отнесённые нацистами к «дегенеративным».

Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия - 4 марта 1916, Верден, Франция) - немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Мюнхене 8 февраля 1880 в семье художника. Мечтал стать священником, но в 1900 обратился к искусству и до 1903 занимался в мюнхенской Академии художеств.

Побывав в Париже (впервые в 1903), испытал влияние французского импрессионизма и постимпрессионизма. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А.Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи).

В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл . В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.

Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).

Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

После начала Первой мировой войны Марк ушел добровольцем на фронт. Погиб под Верденом 4 марта 1916.

ТВОРЧЕСТВО

Историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников - Сезанна , и . Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.

В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа.


В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Широко известны серии его картин animals-particularly о лошадях и deer-in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, «Синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.


Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913; не сохранилось). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

Излюбленным мотивом Франца Марка были изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей.

СИНИЙ КОНЬ

«Синий конь» - это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. При этом она отличается от других картин художника. В первую очередь, основным ее преимуществом является ее особая пронзительность и очарование.

Конь напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок. Его тело выполнено в немного изломанных формах. Кстати рисование в такой манере является характерным для данного художника. Грудину коня пронизывает белый цвет. В то же время его грива и копыта отдают синевой. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина выполнена в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе.

Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь - это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать.

Франц Марк (8 февраля 1880(18800208), Мюнхен, Германия - 4 марта 1916, Верден, Франция) - немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма . Наряду с Августом Маке , Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».

Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907). В 1900 году начал обучение в Мюнхенской академии художеств , где учился до 1903 года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица.

Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещал Париж, где познакомился с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога , оказавших на него значительное влияние. После второй поездки в Париж художник начал серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее по́лно воплотить своё ви́дение природы в живописи.

В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Маке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Neue Künstlervereinigung München). Несмотря на это, с лидером объединения - русским абстракционистом Василием Кандинским - он встречается лишь в феврале 1911 года. Уже в декабре, вместе с Маке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник».

Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. В 1912 году он знакомится с Робером Делоне , чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом , стал следующим источником вдохновения для художника. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример - одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).

С началом Первой мировой войны Франц Марк ушёл добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.

Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д.), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Поздние работы Марка характеризуются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами, подчас создающими тревожное и апокалиптическое настроение. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?