Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гоголь портрет лекции. Интегрированный урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Класс: 8

Презентации к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.














Назад Вперёд

Цели урока:

  • показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества – вклад писателя в спор о предназначении искусства;
  • выяснить, какова идейно-композиционная роль второй части повести «Портрет» и как автор решает проблему истинного искусства.

Задачи урока:

  • Обучающая: совершенствование умений интерпретации литературного произведения и анализа художественной детали, навыков владения устной и письменной речью; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести.
  • Развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и «чувства интеллекта».
  • Воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести и чести.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, проектор, Презентация 1 , Презентация 2 (Тестирование по повести Н.В.Гоголя «Портрет»)

Кто заключил в себе талант, тот
чище всех должен быть душою..

Н.В.Гоголь

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (Слайд №3)

– Как вы знаете, Николай Васильевич Гоголь свой писательский долг видел в служении великому искусству, в стремлении показать правду жизни. Он хотел, чтобы читатель через его творчество мог «постигнуть высокую тайну созданья». О том, что Гоголя волновали вопросы творчества и место художника в обществе, говорит тот факт, что именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”.
(Сообщение цели урока) Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о проблеме истинного искусства в повести Гоголя «Портрет», старясь выяснить одновременно и идейно-композиционную роль второй части произведения.

II. Работа с эпиграфом (Слайд №4)

– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
– Каким, судя по высказыванию автора, должен быть настоящий художник?

III. Оценка повести критиком

Учитель. Так, критик В.Г.Белинский, оценивая талант великого прозаика, говорил: «Гоголь – поэт, поэт жизни действительной». А это больше всего ценилось в русской литературе. После выхода повести «Портрет» Гоголь рассчитывает на понимание
читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: (Слайд №5) “Портрет есть неудачная попытка г.
Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия”.

– Какое значение придаёт критик слову «приделка» в данном контексте?

IV. Сообщение подготовленного ученика о пребывании Гоголя в Италии и дальнейшей судьбе повести «Портрет» (Слайд №6)

Ученик. Уехав из России после скандала, связанного с премьерой “Ревизора” Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной “Явление Христа народу”.
Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть “Портрет”.
К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

V. Чтение учителем 1 абзаца 2-й части повести до слов «Длинная зала…»

VII. Работа с текстом (Слайд №7)

– Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)

VIII. Ученик (индивидуальное исследование) рассказывает об этимологическом родстве двух слов: «искусство» и «искушение» (Слайд №8)

Искусство родственно словам «искушать», «искушение». «Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию». «Искушенный человек» – это тот, кто многоопытен, много испытал.

– Кто, по вашему, в повести выступает в роли «искусителя» и почему?

IX. Работа с текстом продолжается

– Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?(Слайд№9) (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)
– Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя? (Слайд №10)

«Он ходил в широком азиатском наряде; тёмная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно он был нации… об этом никто не мог сказать
«..Глядит, глядит человеческими глазами !,
«..смуглое, тощее, запаленое лицо и какой-то непостижимо-страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза , нависшие густые брови отличали его от.. жителей столицы»
«.. Что-то демоническое в глазах ..»
– Какая художественная деталь в описании внешности повторяется? («Необыкновенного огня глаза», «демоническое в глазах» – это глаза сатаны, нечистой силы, носителя ЗЛА)

– Почему к ростовщику постоянно обращаются люди за деньгами? (Слайд №11)
«Этот ростовщик отличался от других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи». «Он давал деньги охотно…».
– Почему ростовщик давал деньги охотно и богатым, и бедным? (Ради наживы)
– Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести? (Слайд №12)
– Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

X. Сообщение микрогрупп (домашнее задание по теме «Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?») (Слайд №13)

  • Художник Андрей Петрович Чартков (1 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 19 )

«..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро». «Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
«... кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

  • Товарищ Черткова (2 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 20 )

С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»

  • Художник, написавший портрет ростовщика (3 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 21 )

«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».
«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла.

Учитель. Итак, Гоголь убеждён, что талант – это Божий дар и человек искусства ни в коем случае не должен прикасаться в своём творчестве к ЗЛУ, так каконо невольно начинает проникать в его душу, сознание, а потом творчество.

Сообщение 3 микрогруппы (домашнее задание по теме «Советы и наставления отца художника Б. своему сыну») (Слайд №14)

– Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?Почему?

Учитель. В своихрассуждениях об истинном искусстве и чистоте души художника, рассказывая языком повести о борьбе добра и зла, Н.В.Гоголь традиционно опирается на библейские легенды.

– В чём связь советов отца художника Б. с Нагорной проповедью Христа? Докажите текстом. Один из примеров: (Слайд №15)

В тексте:

«Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колёс, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

В Библии:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?... Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Библия от Матфея: 7:1-14)

Вывод.

– Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром Бога»? (Слайд №16)
– Как вы понимаете высказывания классиков об этом?

XI. Задание на дом: (задание учащийся выбирает по желанию)

  • Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
  • Или создайте синквейны, рассказывающие о художниках (Чартков, его товарищ, отец художника Б.)

XII. Рефлексия. (тестированиеПрезентация 2 , Приложение 1 )

Использованная литература:

  1. Литература. 8 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Б.Арапович и В.Маттелмяки. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1994
  3. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html – Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя Портрет

Слайд 2

В 1834 г в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Повесть – отклик Н.В. Гоголя.

Люди искусства, музыканты и художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада - умные, ранимые, тонко чувствующие. Поэтому они в конфликте со всем миром, они непонятны окружающим, они презираемы и бедны, но правда на их стороне…

Слайд 3

Из «Авторской исповеди»

«…когда я стал задумываться о моём будущем… мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я стану человеком известным… и что я сделаю даже что-то для общего добра… но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить так же службу государственную, я бросил всё…»

Слайд 4

ЧАСТЬ I

«Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе».

Слайд 5

«Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьёзно; лакеи-мальчишки и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чём калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит».

Слайд 6

«В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков».

Найдите портрет героя.

«Старая шинель и нещегольское платье показывали в нём того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости».

Слайд 7

Что купил Чартков?

«…Портрет в больших великолепных рамах… Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица его, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм… Необыкновеннее всего были глаза… Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…»

Слайд 8

«Усталый и весь в поту дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. Он…скинул шинель, поставил рассеянно принесённый портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд мелких гвоздиков, когда-то прикреплявших её, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе…»

Какие слова своего профессора вспомнил Чартков в это мгновение?

Слайд 9

Слайд 10

«Виват, Андрей Петрович!.. Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам на обеды и даже на гулянья, щегольски одеваться и даже утверждать гласно, что художник должен принадлежать обществу, что нужно поддержать его званье, что художники одеваются, как сапожники, не умеют прилично вести себя…»

Какие события предшествовали этому?

Слайд 11

«Но точно ли был у меня талант?»

  1. Что погубило Чарткова?
  2. Каковы ужасные последствия его гибели как художника?
  • Слайд 12

    Часть II

    «Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы я был совершенно как живой?»

    Слайд 13

    «…вошёл к нему ужасный ростовщик. Ты художник? Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить…»

    Подумайте, можно ли назвать повесть «ПОРТРЕТ» фантастической? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя?

    Слайд 14

    1. Кто из героев, по-вашему, становится выразителем взглядов Н.В. Гоголя на искусство?
    2. Как писатель-романтик решает вопрос о назначении искусства?
  • Слайд 15

    Внеклассное чтение

    • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Слайд 16

    Слайд 17

    Оскар Уайльд (подлинное имя Оскар Фингал О Флаэрти Уилс) поэт, прозаик, драматург(1854 - 1900).

    Слайд 18

    Философский роман «Портрет Дориана Грея»

    История морального падения аристократа Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и умник лорд Генри становится духовным учителем Дориана.

    Под его влиянием юноша превращается в совершенно безнравственного человека. Провозгласив смыслом жизни удовольствие, герой романа утрачивает представления о добре и зле.

    Слайд 19

    Слайд 20

    У Дориана грея есть двойник – это обладающий фантастическими свойствами его собственный портрет, написанный когда-то его другом художником Холлуордом.

    Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан

    План – конспект урока литературы в Х классе на тему:

    «Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

    («Петербургские повести»)

    Учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Хисамиева Гузель Даяновна

    2008 год


    Цели: путем аналитического изучения показать сквозную тему – тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести – это предназначение и положение художника в обществе и вопрос о самой сущности искусства; совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки работы в группах.

    Тип урока: изучение нового материала

    Вид урока: урок – беседа

    Наглядность: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к повести, книга «Петербургские повести». Рабочие принадлежности художника (кисть, краски, палитра, мольберт), репродукция с картины А.И. Иванова «Явление Христа народу»

    Оборудование: проектор, компьютер.

    Эпиграфы к уроку: «Спасайте чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…»

    «Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым». Густав Флобер.


    Опережающее домашнее задание.

    1. Прочитать повесть.

    2. Подготовить сообщение об истории создания повести.

    3. Работа в группах:
    А) подготовить сообщение на тему: «Что такое искусство?»

    Б) подготовить сообщение на тему: «Что такое творчество?»


    Ход урока
    Учитель: Ребята! Во все времена русские писатели задумывались о роли художника в обществе, о предназначении искусства в мире. Эта тема вызывала споры и по-разному решалась разными авторами. Её рассматривали и как социальную (искусство должно отражать нужды общества, решать социальные проблемы), и как эстетическую (искусство – отражение идеала), и как философскую (искусство – это отражение высшей правды, истины, которая раскрывает художнику в минуты божественного вдохновения, поэтому он свободен от социального заказа общества), и как антропологическую (искусство как отражение стихийных сил в человеке), и как метафизическую (искусство как возможность нарушить поставленные пределы человеческого познания мира).

    Наиболее значимым произведением для понимания темы искусства является повесть « Портрет» Н.В. Гоголя, в которой она приобретает не только социальное и эстетическое, но и метафизическое значение.


    Учитель. Расскажите об истории создания повести.

    Ученик. Впервые повесть «Портрет» напечатан в сборнике «Арабески» в 1835 году.

    Повесть начата одновременно с «Невским проспектом» в 1831 году. На первую редакцию Повести в 1834 году критик Белинский написал резко отрицательный отзыв: «Портрет» есть неудачная попытка господина Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно господина Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

    Позже Гоголь значительно переработал повесть. В письме к издателю журнала «Современник» П.А. Плетневу он писал: «Посылаю повесть мою «Портрет». …Вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь». Вторая редакция повести была впервые опубликована в третьей книжке «Современника» за 1842 год.

    Учитель. Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести?

    Ученик. В повести отразились впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в первые годы жизни в столице брал трижды в неделю уроки живописи в Академии художеств. Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика-азиата, который жил в Коломне. Современники, в частности актер П.А. Каратыгин, отмечали его запоминающееся лицо и выразительные глаза: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками…»

    В образе художника, чья гениальная картина поразила воображение Чарткова, угадываются черты А.А.Иванова, хорошо знакомого писателю. Его жизнь и творчество стали для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Возможно, Иванов стал прототипом и другого персонажа – идеального старца художника, о котором говорится во второй части повести.


    Учитель. Искусство. Объясните значение этого слова.

    Ученик. Искусство – 1) Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (Искусство – одна из форм общественного сознания.) 2) Умение, мастерство, знание дела. (Владеть искусством шитья.) 3) Самое дело, требующее такого умения, мастерства. (Военное искусство)

    Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейший элемент человеческой культуры. Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно отражает действительность в художественных образах. Искусство активно воздействует на мысли, волю и чувства людей и играет огромную роль в жизни общества.

    Своеобразие познания действительности средствами искусства заключается в том, что, обобщая отдельные наблюдения, выявляя общее и типическое, существенное в характерном, единичном, доступном, способствует непосредственному чувственному восприятию человека.

    Искусство, таким образом, не есть простое воспроизведение отдельных вещей и явлений; художественный образ – результат большого обобщения.

    Большая советская энциклопедия. Том 18, стр. 507

    Учитель . Предоставим слово представителям второй группы, подготовившим сообщение об истолковании слова «творчество».
    Ученик. Творчество – Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Художественное творчество. Народное творчество. Творчество Пушкина. Творчество новаторов. Словарь русского языка С.И. Ожегова.

    Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер.

    Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Для художественного творчества, его направленности имеет огромное значение характер мировоззрения художника и применяемый им художественный метод. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обобщении жанров данного вида искусства, Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Большая советская энциклопедия. Том 42, стр. 54

    Учитель. В повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

    Как вы понимаете эти слова?

    - Предполагаемые ответы учеников. Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком. Мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и Зла в искусстве.

    Учитель. В чем проявляется борьба Добра со Злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова?

    Чартков – способный художник, но ему хочется скорее прославиться.

    Учитель . Какой портрет он купил однажды?

    Портрет ростовщика.

    Словарная работа. Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.

    Палитра – небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски.

    Мольберт – подставка, на которой помещается подрамник с холстом, картон или доска для работы художника.

    Учитель . О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести .

    - «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!

    Учитель. Убьет святых и ангелов… Сказано страшно, но верно. Искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою, то есть превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем бесовского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова (в первой редакции повести – Черткова), соблазненного страстью корыстолюбия.

    Учитель. Что узнаем мы об этом художнике в начале повести?

    Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.

    Демонстрация портрета этого художника, нарисованного одной из учениц.

    Учитель. О чем предупреждал Чарткова профессор живописи?

    Чтение отрывка. «Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец».

    Учитель. О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? Демонстрация рисунка – иллюстрации к повести.

    Он думает о том, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую…»

    Учитель. Первый путь – это Добро, второй – зло. Какой путь выбрал художник?

    Он выбрал зло. Приоделся, «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.

    Учитель. Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»?

    Чартков стал модным живописцем.

    Учитель. Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство?

    Чтение отрывка «...Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы.

    Однообразные, холодные, вечно прибранные и, так сказать, застегнутые лица чиновников, военных и штатских не много представляли поля для кисти: она позабыла и великолепные драпировки, и сильные движения и страсти…»

    Учитель. Понимал ли это сам художник?

    Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке,… но этих толков не слышал упоенный художник».

    Учитель. Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

    Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.

    (Демонстрация репродукции картины Иванова «Явление Христа народу»)

    Учитель. Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

    Чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».

    Учитель. Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

    Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня… Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…»

    Зависть – один из смертных грехов. Чартковым «овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».

    Учитель. Какое намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?

    Чтение цитаты: «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал её, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».

    Учитель. Какую литературную параллель проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со страшным демоном?

    С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери». Далее Гоголь говорит «Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем воплотился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста. Подобно какой-то гарпии, попадался он на пути, и все его даже знакомые, завидев его издали, старались увернуться и избегнуть такой встречи, говоря, что она достаточна, чтобы отравить потом весь день».

    Учитель. Как закончил жизнь Чартков?

    У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою чахоткой… К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия… Наконец, жизнь его превратилась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».

    Учитель. Как отзывались люди о портрете ростовщика?

    - «В нем сидит нечистая сила».

    Он ушел в монастырь каяться и молиться.

    Учитель. Какую картину он написал в конце жизни?

    Икону «Рождество Христово».

    Учитель. Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех.

    Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно.

    По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного Младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчание пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, Святая, невыразимая тишина, обнимающаяся всю картину, - все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»

    Учитель. Гоголь считал, что истина в духовном искусстве есть результат молитвенно- аскетического опыта. Подтверждение находим в «Портрете», в том месте, где рассказывается о судьбе создателя бесовского портрета, ушедшего в монастырь и затем долгим монашеским подвигом очищавшем душу, чтобы оказаться достойным написания иконного образа «Рождество Христово». Вот почему один из героев Гоголя, выражая мысли автора, восклицает: «Нет нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину, святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

    Учитель. Какое напутствие дал этот художник своему сыну? Обратите внимание на эпиграф урока на доске.

    Чтение цитаты: «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его…Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

    Учитель. Это идеалы, достойные человека?

    Да. В словах отца сыну есть духовная зависимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру.

    Учитель. Ребята! Хочу закончить нашу беседу словами И.Ф. Анненского: «Тема искусства была для Гоголя глубоко личной и выстраданной. Не случайно в повести «Портрет» Гоголь вложил себя более чем в какое-либо другое из своих произведений».
    Задание на дом

    Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан

    План – конспект урока литературы в Х классе на тему:

    «Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

    («Петербургские повести»)

    Учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Хисамиева Гузель Даяновна

    Цели: путем аналитического изучения показать сквозную тему – тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести – это предназначение и положение художника в обществе и вопрос о самой сущности искусства; совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки работы в группах.

    Тип урока: изучение нового материала

    Вид урока: урок – беседа

    Наглядность: портрет Н.В. Гоголя,иллюстрации к повести, книга «Петербургские повести». Рабочие принадлежности художника (кисть, краски, палитра, мольберт), репродукция с картины А.И. Иванова «Явление Христа народу»

    Оборудование: проектор, компьютер.

    Эпиграфы к уроку: «Спасайте чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…»

    «Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым». Густав Флобер.
    Опережающее домашнее задание.


    1. Прочитать повесть.

    2. Подготовить сообщение об истории создания повести.

    3. Работа в группах:
    А) подготовить сообщение на тему: «Что такое искусство?»

    Б) подготовить сообщение на тему: «Что такое творчество?»
    Ход урока
    Учитель: Ребята! Во все времена русские писатели задумывались о роли художника в обществе, о предназначении искусства в мире. Эта тема вызывала споры и по-разному решалась разными авторами. Её рассматривали и как социальную (искусство должно отражать нужды общества, решать социальные проблемы), и как эстетическую (искусство – отражение идеала), и как философскую (искусство – это отражение высшей правды, истины, которая раскрывает художнику в минуты божественного вдохновения, поэтому он свободен от социального заказа общества), и как антропологическую (искусство как отражение стихийных сил в человеке), и как метафизическую (искусство как возможность нарушить поставленные пределы человеческого познания мира).

    Наиболее значимым произведением для понимания темы искусства является повесть « Портрет» Н.В. Гоголя, в которой она приобретает не только социальное и эстетическое, но и метафизическое значение.
    Учитель. Расскажите об истории создания повести.

    Ученик. Впервые повесть «Портрет» напечатан в сборнике «Арабески» в 1835 году.

    Повесть начата одновременно с «Невским проспектом» в 1831 году. На первую редакцию Повести в 1834 году критик Белинский написал резко отрицательный отзыв: «Портрет» есть неудачная попытка господина Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно господина Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

    Позже Гоголь значительно переработал повесть. В письме к издателю журнала «Современник» П.А. Плетневу он писал: «Посылаю повесть мою «Портрет». …Вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь». Вторая редакция повести была впервые опубликована в третьей книжке «Современника» за 1842 год.

    Учитель. Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести?

    Ученик. В повести отразились впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в первые годы жизни в столице брал трижды в неделю уроки живописи в Академии художеств. Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика-азиата, который жил в Коломне. Современники, в частности актер П.А. Каратыгин, отмечали его запоминающееся лицо и выразительные глаза: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками…»

    В образе художника, чья гениальная картина поразила воображение Чарткова, угадываются черты А.А.Иванова, хорошо знакомого писателю. Его жизнь и творчество стали для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Возможно, Иванов стал прототипом и другого персонажа – идеального старца художника, о котором говорится во второй части повести.
    Учитель. Искусство. Объясните значение этого слова.

    Ученик. Искусство – 1) Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (Искусство – одна из форм общественного сознания.) 2) Умение, мастерство, знание дела. (Владеть искусством шитья.) 3) Самое дело, требующее такого умения, мастерства. (Военное искусство)

    Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейший элемент человеческой культуры. Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно отражает действительность в художественных образах. Искусство активно воздействует на мысли, волю и чувства людей и играет огромную роль в жизни общества.

    Своеобразие познания действительности средствами искусства заключается в том, что, обобщая отдельные наблюдения, выявляя общее и типическое, существенное в характерном, единичном, доступном, способствует непосредственному чувственному восприятию человека.

    Искусство, таким образом, не есть простое воспроизведение отдельных вещей и явлений; художественный образ – результат большого обобщения.

    Большая советская энциклопедия. Том 18, стр. 507

    Учитель . Предоставим слово представителям второй группы, подготовившим сообщение об истолковании слова «творчество».
    Ученик. Творчество – Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Художественное творчество. Народное творчество. Творчество Пушкина. Творчество новаторов. Словарь русского языка С.И. Ожегова.

    Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер.

    Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Для художественного творчества, его направленности имеет огромное значение характер мировоззрения художника и применяемый им художественный метод. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обобщении жанров данного вида искусства, Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Большая советская энциклопедия. Том 42, стр. 54

    Учитель. В повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

    Как вы понимаете эти слова?

    - Предполагаемые ответы учеников. Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком. Мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и Зла в искусстве.

    Учитель. В чем проявляется борьба Добра со Злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова?

    Чартков – способный художник, но ему хочется скорее прославиться.

    Учитель . Какой портрет он купил однажды?

    Портрет ростовщика.

    Словарная работа. Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.

    Палитра – небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски.

    Мольберт – подставка, на которой помещается подрамник с холстом, картон или доска для работы художника.

    Учитель . О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести .

    - «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!

    Учитель. Убьет святых и ангелов… Сказано страшно, но верно. Искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою, то есть превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем бесовского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова (в первой редакции повести – Черткова), соблазненного страстью корыстолюбия.

    Учитель. Что узнаем мы об этом художнике в начале повести?

    Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.

    Демонстрация портрета этого художника, нарисованного одной из учениц.

    Учитель. О чем предупреждал Чарткова профессор живописи?

    Чтение отрывка. «Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец».

    Учитель. О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? Демонстрация рисунка – иллюстрации к повести.

    Он думает о том, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую…»

    Учитель. Первый путь – это Добро, второй – зло. Какой путь выбрал художник?

    Он выбрал зло. Приоделся, «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.

    Учитель. Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»?

    Чартков стал модным живописцем.

    Учитель. Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство?

    Чтение отрывка «...Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы.

    Однообразные, холодные, вечно прибранные и, так сказать, застегнутые лица чиновников, военных и штатских не много представляли поля для кисти: она позабыла и великолепные драпировки, и сильные движения и страсти…»

    Учитель. Понимал ли это сам художник?

    Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке,… но этих толков не слышал упоенный художник».

    Учитель. Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

    Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.

    (Демонстрация репродукции картины Иванова «Явление Христа народу»)

    Учитель. Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

    Чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».

    Учитель. Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

    Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня… Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…»

    Зависть – один из смертных грехов. Чартковым «овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».

    Учитель. Какое намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?

    Чтение цитаты: «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал её, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».

    Учитель. Какую литературную параллель проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со страшным демоном?

    С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери». Далее Гоголь говорит «Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем воплотился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста. Подобно какой-то гарпии, попадался он на пути, и все его даже знакомые, завидев его издали, старались увернуться и избегнуть такой встречи, говоря, что она достаточна, чтобы отравить потом весь день».

    Учитель. Как закончил жизнь Чартков?

    У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою чахоткой… К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия… Наконец, жизнь его превратилась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».

    Учитель. Как отзывались люди о портрете ростовщика?

    - «В нем сидит нечистая сила».

    Он ушел в монастырь каяться и молиться.

    Учитель. Какую картину он написал в конце жизни?

    Икону «Рождество Христово».

    Учитель. Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех.

    Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно.

    По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного Младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчание пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, Святая, невыразимая тишина, обнимающаяся всю картину, - все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»

    Учитель. Гоголь считал, что истина в духовном искусстве есть результат молитвенно- аскетического опыта. Подтверждение находим в «Портрете», в том месте, где рассказывается о судьбе создателя бесовского портрета, ушедшего в монастырь и затем долгим монашеским подвигом очищавшем душу, чтобы оказаться достойным написания иконного образа «Рождество Христово». Вот почему один из героев Гоголя, выражая мысли автора, восклицает: «Нет нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину, святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

    Учитель. Какое напутствие дал этот художник своему сыну? Обратите внимание на эпиграф урока на доске.

    Чтение цитаты: «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его…Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

    Учитель. Это идеалы, достойные человека?

    Да. В словах отца сыну есть духовная зависимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру.

    Учитель. Ребята! Хочу закончить нашу беседу словами И.Ф. Анненского: «Тема искусства была для Гоголя глубоко личной и выстраданной. Не случайно в повести «Портрет» Гоголь вложил себя более чем в какое-либо другое из своих произведений».
    Задание на дом

    Урок литературы в 9 классе по теме:

    «Три типа художника в повести Н.В.Гоголя «Портрет».

    Обучающие цели:

      организовать деятельность учащихся;

      познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Портрет», учить внимательно читать произведение, подмечать важные детали, выяснить уровень читательского восприятия, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выяснить гоголевские приёмы создания образов;

      показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник – по Гоголю;

      выяснить, какие типы художников существуют по мнению Гоголя и какой высший тип художника.

    Развивающие цели:

      развивать умение самостоятельно анализировать художественное произведение;

      развивать навыки размышления по прочтении художественного произведения.

    Воспитательные цели:

      воспитывать внимательное отношение к слову, духовность, целомудрие, милосердие;

      содействовать развитию умения общаться между собой.

    Форма урока : урок-размышление.

    Оформление доски:

    Портрет Н.В.Гоголя, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу», икона «Рождество Христово», иллюстрации к биографии и произведениям автора, учащихся к уроку.

    Ход урока.

      Слово учителя.

    Учитель:

    — Предварительно к уроку вы получили задание прочитать повесть Н.В.Гоголя «Портрет», задать вопросы, на которые вы хотели бы получить сегодня на уроке ответ, прикрепить их на доске на стикер. Уходя с урока, не забудьте вернуться к своим вопросам и, если вы получили ответ на свой вопрос, снимаете его, а если не получили, оставляете. Это будет для меня сигналом, о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке.

      Задание: Восстановить логическую цепочку.

    Ребятам раздаются листочки, на которых дана нарушенная логическая цепочка, которая позволит проверить знание учащимися текста.

    А) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч.1.

    Живые человеческие глаза – великолепная квартира – молодой художник Ч.

    модный живописец – старый портрет – овладела зависть – 1000 червонных – объявления в газете – жизнь прервалась – потрясение от картины гения – ненавистный портрет – болезнь ужасна – повязка слетела с очей.

    Б) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч. 2.

    История о ростовщике – аукцион – просьба нарисовать портрет – истреби его – портрет азиатца – вельможа – князь Р. – наставления – конкурс – «украден» — приносит несчастья – монах.

    В правильном варианте это будет выглядеть так:

    Ч.1. Молодой художник Ч. – купил портрет – живые человеческие глаза – 1000 червонных – великолепная квартира – объявление в газете – модный живописец – потрясение от картины гения – повязка слетела с очей – ненавистный портрет – овладела зависть — болезнь ужасна – жизнь прервалась.

    Ч.2. Аукцион – портрет азиатца – история о ростовщике – вельможа – князь Р. – просьба нарисовать портрет – конкурс – приносит несчастья – монах – наставления – истреби его – «украден».

    Таким образом, мы восстановили содержание повести, и у кого были какие-либо вопросы по содержанию повести, они должны исчезнуть. Можно переходить и к анализу произведения.

    Беседа с классом:

    — Кто главный герой повести? Найдите его портрет. Что мы о нём узнали?

    — Кто ещё являются героями повести? (художники)

    — Чем они отличаются друг от друга? Что общего между ними?

    — Какие типы художников вы могли бы выделить в этом произведении? (художник — ремесленник, художник — гений, художник — иконописец).

      Работа с текстом повести .

    Работаем в группах. Каждая группа выбирает себе один тип художника: исследовав текст произведения, определить, какой тип художника стоит за каждым из них?

    Задание: проанализировать по тексту повести Гоголя «Портрет» один тип художника. Сформулировать, какой тип отношения к искусству стоит за каждым художником? Найти в тексте доказательства. Сделать вывод.

    Критерии: 1)отношение к искусству (цель)

    2)отношение к труду

    3)отношение к славе

    4)образ жизни (быт)

    5)отношение к людям

    Что, по мнению Гоголя, есть истинное искусство? Что губит талант?

    На работу даётся 10-15 минут.

    Итогом вашей работы будет не только устное выступление от группы, но и оформленный листок с таблицей, графиком … .

    Каждая группа выступает со своим проектом.

        Ремесленник – Андрей Петрович Чартков, главный герой повести. Талантлив, следует природе. Но…стремится за модой. Именно это его и губит, погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант. Для того, чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом, надо быть ремесленником. Он не выполнил своё назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью.

        Высший тип художника. Он занимался не светской, а религиозной живописью. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит себе человека. Он высказывает взгляд Гоголя на творчество: «Спасайте чистоту души своей». Творчество — дело прежде всего духовное, и его нельзя загрязнять тщеславием».

      Делается общий вывод:

    Идеалы для человека: духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. Гоголь говорит о том, как должно жить и действовать русским людям. Жизнь перед людьми творческими ставит много проблем. Одна из них: искусство и реальность. А они отражают мир, в котором живут.

      Домашнее задание: письменная работа на выбор:

    — перечитайте финал 1 части повести, представьте, что Чартков оставил посмертное письмо юным художникам (потомкам). Напишите его (сочинение-письмо);

    — эссе по впечатлениям от рассказа;

    — цель человека в жизни? – делать Добро!?

  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?