Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что написал репин. Илья Репин: биография и факты из жизни

Илья Ефимович Репин один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории.

Биография Ильи Репина

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года Крестный ход в Курской губернии

Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них - не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Библиография

  • Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873-1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; [Предисл. Л. Тарасова]. - Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. - 208 с. - (Письма И. Е. Репина). - 5000 экз.
  • Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. - Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. - 380 с. - 3000 экз. - ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
  • Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. - Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. - 188 с.
  • Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. - Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. - 116 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., - 624 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей [Репин как писатель]К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. - 528 с., 3 000 экз.
  • Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей [О книге «Далекое близкое»] К. Чуковского; [Коммент. А. Ф. Коростина и Л. Чуковской]. - 3-е изд., испр. и доп.. - Москва; Ленинград: Искусство, 1949. - 555 с.
  • Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906-1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 352 с. - 2000 экз. - ISBN 5-86793-436-5.
  • Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873-1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. - Москва; Ленинград: Искусство, 1946. - 226 с. - (Труды Государственной Третьяковской галереи).
  • Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. - Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. - Т. VIII. - 28 с. - (Русские художники).
  • Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). - Москва; Ленинград: Искусство, 1944. - 124 с.
  • Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880-1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. - М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. - 268 с.

И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в , где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был , который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1877 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной , завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно . Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

Один из самых известных дореволюционных живописцев России Илья Ефимович Репин обладал наблюдательностью и блестящим мастерством, которые помогали ему создавать удивительно жизненные полотна. Увлекающийся, страстный человек, он живо откликался на существующие в тот период проблемы социума, выражая их в своих знаменитых работах.

Начало творческого пути

Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Рисовать начал благодаря своему двоюродному брату Трофиму – когда он рисовал, Илья любил сидеть рядом и наблюдать, как на бумаге появляются цветы и фрукты. В 11 лет Илью отправили в школу топографов – эта специальность была очень востребована в Чугуеве. Дальнейшим этапом в жизни художника стало его поступление в иконописную мастерскую к Ивану Бунакову, которого Репин впоследствии вспоминал как очень талантливого живописца. Там быстро отметили способного юношу, и уже через несколько лет он переехал в Санкт-Петербург – профессионально учиться живописи. К окончанию Академии Репин уже был достаточно известным художником, но отличался скромностью и отзывчивостью. Он, к примеру, взялся подготовить к поступлению никому не известного тогда паренька по имени Валентин Серов, рассмотрев его талант.

Ширяево и «Бурлаки на Волге»

Это художник, который всецело отдавался творчеству, итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина . Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.


Сейчас в селе Ширяеве находится Дом-музей Ильи Репина. Ежегодно в день рождения живописца местные жители устраивают небольшой праздник. Звучат народные песни, разыгрываются сцены и этюды, посвящённые Репину.

Проклятие Ивана Грозного

Вернувшись в Петербург, Илья Репин продолжил писать картины, ставшие позднее классикой русского искусства. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как живописец посетил концерт Римского-Корсакова. Вдохновлённый атмосферой, созданной музыкой, он непременно решил запечатлеть свои эмоции на холсте. Получилось действительно впечатляющее произведение, которое, впрочем, не все посетители Третьяковской галереи, где оно было выставлено, воспринимали адекватно. К примеру, в 1913 году один из особо впечатлительных гостей нанёс картине три ножевых удара. В биографии Репина отмечено, что во время работы над этим сюжетом у него отказала правая рука. Мистики связывали это с тем, что Репин якобы отразил несуществующие события – убийство царём собственного сына до сих пор не подтверждено.

Детство и юность Репина прошли на Украине, и предание о вольных казаках, ответивших на предложение султана добровольно сдаться дерзким письмом, стало мощным творческим импульсом. Образы запорожцев прописаны гениально: энергичные, бодрые, яркие, удалые молодцы, которые демонстрируют редкую сплочённость перед лицом потенциальной угрозы. Мастерски прописанный сюжет, глубина образов, реалистичность, предельно точно переданные эмоции – всё это ключевые особенности живописи, характерные для каждой картины Репина .


«Приплыли!»

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли!». Однако среди тысяч полотен и набросков великого художника такой картины у Репина попросту нет. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича, и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли!». Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

А вот знаменитой фразой: «О вкусах не спорят» мы действительно обязаны Репину. В оригинале она звучит несколько иначе: «Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

Илья Ефимович Репин оставил нам великое наследие – неисчисляемое количество картин, поскольку каждому шедевру предшествовали сотни этюдов. Как утверждал сам великий художник, искусство было рядом с ним и никогда его не покидало.

Путешествие по России: Самарская область

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» расположилась уникальная галерея , прогулка по которой познакомит гостей ЭТНОМИРа с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России.

Совершив кругосветное путешествие по Восточному и Западному полушарию внутри самого павильона, пройдитесь вдоль его внешней стороны. Вы увидите экспозицию, призванную отразить богатство и многообразие России. Остановившись возле того или иного инфощита (а их 85 – по числу субъектов Федерации), вы узнаете много интересного о крае, автономном округе, республике, области или достопримечательности отдельно взятого города России.

Каждый информационный щит рассказывает, чем славен регион: музеями, памятниками знаменитым людям и событиям, народными ремёслами и блюдами традиционной кухни, редкими растениями и животными, заповедниками, национальными парками и многим другим.

Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран! В ЭТНОМИРе всегда рады гостям!

И лья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка - арбуз - вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, - чудо! чудо!»

Илья Репин

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов - в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец» .

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург - учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств .

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским , которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым , а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен - на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, - купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей

Илья Репин. Славянские композиторы. 1872. Московская государственная консерватория

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872-1873. Государственный Русский музей

За свою дипломную работу - картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» - Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара - 1500 рублей - на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей» .

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым , закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов . Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

Илья Репин. Не ждали. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891. Государственный Русский музей

Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына. 1885. Государственная Третьяковская галерея

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина . Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III - цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств - на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет - до 1907 года.

Куоккалла - родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться - на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги - ее нет» , «Прислуга - позор человечества» . Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Имя: Илья Репин (Iliya Repin)

Возраст: 86 лет

Деятельность: художник, иконописец

Семейное положение: был женат

Илья Репин: биография

Творчество русского художника Ильи Репина - на особом месте на родине и за рубежом. Работы живописца – ярчайшее явление в мировой культуре, ведь создатель картины «Бурлаки на Волге» едва ли не первым почувствовал приближение революции, предугадал настроения в обществе и отобразил героизм участников протестного движения.


История, религия, социальная несправедливость, красота человека и природы – Репин охватил все темы и реализовал художественный дар сполна. Плодотворность живописца поразительна: Илья Ефимович подарил миру сотни полотен, написанных в жанре реализма. Не бросил рисовать даже в глубокой старости, перед смертью, когда руки не подчинялись мастеру.

Детство и юность

Родился мэтр русского реализма летом 1844 года в Харьковской губернии. Детство и юность прошли в малорусском городке Чугуеве, где ранее обосновался неслуживый казак Василий Репин, дед художника. Василий Ефимович содержал постоялый двор и торговал.

Отец Ильи Репина – старший из детей, продавал лошадей, пригоняя табуны за 300 верст из Донщины (Ростовской области). Отставной солдат Ефим Васильевич Репин участвовал в трех военных кампаниях и прожил на Слобожанщине до последнего дня.


Позже украинские мотивы в творчестве Ильи Репина заняли важное место, связи с малой родиной художник не обрывал никогда.

Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова. Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи и , а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.


Художника в маленьком Илье открыл дядя Трофим, принеся в дом акварельные краски. Мальчик увидел, как под кистью «ожил» черно-белый арбуз в азбуке, и пропал для остальных занятий. Илью с трудом отрывали от рисования, чтобы он поел.

В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. Здесь Репина научили основам живописи, и вскоре подрядчики из округи засыпали мастерскую заказами, прося отправить к ним Илью.


В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц.

Летом артельщики путешествовали, подыскивая заказы за пределами губернии. В Воронеже Репину рассказали об , художнике из Острогожска, покинувшем родные края для учебы в петербургской академии искусств. Осенью 19-летний Илья Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.

Живопись

Работы юноши из Чугуева попали к конференц-секретарю академии. Тот, ознакомившись, отказал Илье, раскритиковав за неумение рисовать тени и штрихи. Илья Репин не опустил руки и остался в Санкт-Петербурге. Сняв комнатку в мансарде, парень устроился в рисовальную школу, на вечернее отделение. Вскоре учителя хвалили его как самого способного ученика.


В следующем году Илья Репин поступил в академию. Внести плату за учебу студента согласился петербургский почт-директор и благотворитель Федор Прянишников. 8 лет в академии принесли художнику бесценный опыт и знакомство с талантливыми современниками - Марком Антокольским, и критиком Владимиром Стасовым, с которым жизнь связала на десятилетия. Ивана Крамского живописец из Чугуева назвал учителем.

Один из талантливейших учеников художественной академии Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира». Библейский сюжет никак не удавалось воплотить на холсте, тогда Илья вспомнил умершую подростком сестру и представил, какие выражения лиц были бы у родных, если бы девушка воскресла. Картина ожила в воображении и принесла первую славу.


В 1868 году студент, набрасывая этюды на берегу Невы, увидел бурлаков. Илью поразила пропасть между праздно шатающейся публикой и тягловой живой силой. Репин набросал сюжет, но отложил работу: впереди был выпускной курс. Летом 1870 года живописцу выпала возможность побывать на Волге и вторично наблюдать работу бурлаков. На берегу Илья Репин встретил прообраз бурлака, которого изобразил в первой тройке с головой, обвязанной тряпкой.

Картина «Бурлаки на Волге» произвела сенсацию в России и Европе. Каждый из нарисованных рабочих несет черты индивидуальности, характера, пережитой трагедии. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» .


Слава о талантливом живописце из Санкт-Петербурга докатилась до Москвы. Меценат и предприниматель Александр Пороховщиков (предок известного российского актера) заказал Илье Репину картину для ресторана «Славянский базар». Художник взялся за дело и летом 1872 года представил готовую работу, получившую похвалы и комплименты.

Весной следующего года Илья Репин отправился в путешествие по Европе, посетил Австрию, Италию и Францию. В Париже познакомился с импрессионистами, работы вдохновили на создание полотна «Парижское кафе». Но чуждая культура и манера модного во Франции импрессионизма раздражали русского реалиста. Рисуя картину «Садко», на которой герой пребывает в чужом подводном царстве, Репин, похоже, представлял себя.



Полотно показали на выставке передвижников, но трактовка сюжета не понравилась . Царь приказал не допускать работу на выставки, но в защиту творения Репина выступили десятки именитых людей. Император снял запрет.

Картину «Не ждали» мэтр представил в 1888-м, и ее тут же признали очередным шедевром. На полотне Илья Репин мастерски передал психологические портреты персонажей. Интерьером для полотна стала комната дачи в Мартышкино под Петербургом. Лицо главного героя Репин изменял неоднократно, даже когда картина попала в экспозицию галереи . Илья Репин тайно пробирался в зал и переписывал лицо нежданного гостя, пока не добился желаемого выражения.


Летом 1880-го живописец отправился в Малороссию, прихватив с собой ученика . В творческом запое он рисовал все: избы, людей, одежду, домашнюю утварь. Репину был удивительно близок местный веселый народ.

Результатом поездки стали полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Гопак. Танец запорожских казаков». Первая работа появилась в 1891-м, вторая - в 1927 году. Работу «Дуэль» Илья Репин написал в 1896-м. Ее приобрел Третьяков, поместив картину в московской галерее, где она хранится в наши дни.


Особенное место в наследии художника занимают царские заказы. Первый поступил Илье Репину в середине 1880-х от Александра III. Царь пожелал увидеть на полотне прием волостных старшин. После успешно выполненного первого заказа поступил второй. Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» нарисована в 1903-м. Из «царских» картин знаменит «Портрет ».


На закате дней мэтр творил в финской Куоккале, в имении «Пенаты». В Финляндию к пожилому мэтру приезжали коллеги из Советского Союза, уговаривая перебраться в Россию. Но Репин, тосковавший по родине, так и не вернулся.

За несколько лет до кончины у Репина отнялась правая рука, но Илья Ефимович не представлял, как жить без работы. Он писал левой, пальцы которой вскоре перестали слушаться хозяина. Но недуг не стал препятствием, и Репин продолжал трудиться.


В 1918-м Илья Репин написал полотно «Большевики», сюжет которого называют антисоветским. Какое-то время оно хранилась у американского коллекционера, потом «Большевики» попали к и . В 2000-х хозяева выставили коллекцию на лондонский аукцион «Сотбис».

Чтобы не допустить дробления коллекции, русский бизнесмен выкупил все 22 полотна, в числе которых и «Большевики». Экспозиция выставляется в городе на Неве.

Личная жизнь

Живописец был женат дважды. Первая супруга Вера родила мужу четверых детей - трех дочерей и сына. В 1887 году, через 15 лет брака, последовало болезненное расставание. Старшие дети остались с отцом, младшие - с матерью.


Илья Репин запечатлел родных на портретах. На картине «Отдых» изобразил юную супругу, старшей дочери Вере посвятил картину «Стрекоза», младшей Наде – полотно «На солнце».

Вторая жена – литератор и фотограф Наталья Нордман – ради брака с Репиным порвала с семьей. Именно к ней в «Пенаты» отправился живописец в начале 1900-х.


Наталья Нордман, вторая жена Ильи Репина

Нордман умерла от туберкулеза летом 1914 года. После ее смерти управление имением перешло в руки дочери Веры, оставившей подмостки Александринского театра.

Смерть

В 1927 году Илья Репин жаловался друзьям, что силы покидают его, он становится «форменным лентяем». Последние месяцы перед кончиной рядом с отцом были дети, поочередно дежурившие у постели.


Художника, отпраздновавшего в августе 86 лет, не стало в сентябре 1930 года. Его похоронили в имении «Пенаты». В России и странах СНГ действует 4 музея художника, самый известный - в Куоккале, где он провел последние три десятка лет.

Произведения

  • 1871 – «Воскрешение дочери Иаира»
  • 1873 – «Бурлаки на Волге»
  • 1877 – «Мужик с дурным глазом»
  • 1880-1883 – «Крестный ход в Курской губернии»
  • 1880-1891 – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • 1881 – «Портрет композитора М.П.Мусоргского»
  • 1884 – «Не ждали»
  • 1884 – «Стрекоза»
  • 1885 – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • 1896 – «Дуэль»
  • 1896 – «Портрет императора Николая II»
  • 1903 – «Тайная вечеря»
  • 1909 – «Самосожжение Гоголя»
  • 1918 – «Большевики»
  • 1927 – «Гопак. Танец запорожских казаков»
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?