Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В чем же суть русской души. Тайны русской души

Русская душа - термин русской философии, указывающий на особенности русского характера и мировоззрения. Используется в философских и литературных произведениях, в музыкальном творчестве, а также в бытовой речи. Часто отмечаются такие черты русской души как загадочность, широта. Известны теории русской души Н. А. Бердяева и Г. В. Флоровского.

Понятие «Русская душа» отражает непознанность самосознания русских - созерцательного сочетания жертвенности и покорности Богу, с волей и стремлением к правде.

Бердяев о русской душе

Бердяев видит два противоположных начала русской души: языческая стихия и аскетическое православие. Согласно Бердяеву, беда русской души в ее «женственной пассивности, переходящей в „бабье“, в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем».

Ссылки

Научные статьи

Периодика

Художественная литература

  • Романов П. С. Русская душа
  • Ерофеев В. Энциклопедия русской души

Философские труды

  • Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  • Бердяев Н. А. Русский соблазн // Русская мысль. 1910. № 11
  • Бердяев Н. А. О «вечно бабьем» в русской душе . - Биржевые ведомости. 14 и 15 янв. 1915.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русская душа" в других словарях:

    загадочная русская душа - вероятный источник этого выражения – статья Н. Бердяева “Душа России” (1915) с такими ее оборотами, как “тайна <...> русской души”, “загадочная антиномичность”, “загадочная противоречивость России” и т. д. За три десятилетия до Бердяева… … Справочник по фразеологии

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание Русского народа. Особую актуальность русская идея приобрела после краха СССР и последовавшего за ним духовного вакуума. На неё возлагают особые надежды по возрождению … Википедия

    ДУША - ДУША, ДУШЕВНОБОЛЬНЫЕ. Душа(ani та, psyche), понятие, в которое вкладывается самое различное содержание. В идеалистической философии Д. высший принцип жизни, воли, чувства и мышления, нематериальный субстрат человеческого Я. В эмпирической… … Большая медицинская энциклопедия

    - «Русская премия» литературная премия, присуждающаяся авторам литературных произведений, проживающим за пределами России, в любой стране мира, и пишущим по русски. Отбор в длинный и короткий список производится анонимными организаторами… … Википедия

    душа - ангельская (Козлов); ароматная (Гофман); безбрежная (П.Я.); безгрешная (Фофанов); безмятежная (Фруг); безоблачная (Козлов); беспечная (Ратгауз); бессменно одинокая (Бальмонт); бесформенная, как облака (Горький); бесхитростно доверчивая… … Словарь эпитетов

    Русская икона, известная также под названием «Христос Распятый Серафим». По словам пророка, «Он предал Свою Душу на смерть» (Ис. 53: 12). Пригвожденные ко кресту руки и ступни Серафима изображены по земному облику Спасителя, распятого на Голгофе … Русская история

    Уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… … Энциклопедия Кольера

    И, вин. душу, мн. души, ж. 1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п. Чужая душа потемки. Поговорка. Он наблюдает, изучает, улавливает эту эксцентрическую, загадочную натуру, понимает ее, постигает… Душа… … Малый академический словарь

    ДУША - ПОТЁМКИ - Невозможно до конца узнать и понять другого человека. Имеется в виду, что нельзя точно разгадать мысли, намерения, догадаться о чувствах другого человека. неформ. ✦Чужая душа потёмки. неизм. В роли самостоят. высказ. или грамматич. основы предлож … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Русская душа , Светлана Симина. Светлана Симина - поэт и прозаик, в чьих стихах отражена русская природа и простые русские люди со своей…

Русская душа… Не одно столетие отечественные и заморские мудрецы ищут ответ на вопрос: что же это такое – русская душа? Впрочем, понять и объяснить столь сложное явление, как душа народа , – дело очень и очень непростое. Определения русской душе в разные времена давались разные. И видимо, нельзя сказать, что лишь какое-то одно из них является единственно истинным. Более того, само существование различных, зачастую несовместимых пониманий русского народного характера – лишь свидетельство сложности и противоречивости самой русской души.

Впрочем, душа всякого народа сложна и противоречива. Любой народ, так или иначе заявивший о себе в истории, в какой-то момент начинает размышлять над тем, зачем он существует в мире? Ради какой цели, во имя какого смысла он живет? И от того, какие будут найдены ответы на эти вопросы, зависит сама история и сама жизнь народа. Кто-то, веря в свою судьбу, отправляется в завоевательные походы. Другие видят свое предназначение в мирном труде. Третьи считают себя хранителями величайшей мудрости. Четвертые… Перечисление может быть бесконечным, тем более что у одного и того же народа, в зависимости от исторических обстоятельств, жизненные целевые установки могли изменяться, да и не по одному разу.

Но как бы что ни менялось, в основе исторического бытия всякого народа всегда лежит вера – в предназначение, в особую судьбу, в некие высшие ценности и смыслы. Потому и становление народной души – это процесс обретения веры. Даже холодный, а то и циничный расчет того или иного человека или группы людей все равно основывается на вере – вере в то, что конечный результат сойдется с результатом ожидаемым, ибо в жизни столь много привходящих обстоятельств, что и закоренелым циникам приходится надеяться на удачу (на судьбу? на покровительство высших сил? на случай?).

В этом лежит и причина сложности русской души – постоянное стремление нашего народа осознать собственный исторический путь, понять смысл своего исторического существования и своего вселенского предназначения, найти, обрести свою веру…

Однако, возможно, все разговоры о какой-то отдельной русской душе – всего лишь досужий домысел? Или только неуемное русское желание отделиться от всего мира, в очередной раз заявить о некой своей загадочности? И разве столь уж отличается эта русская душа от души английской, немецкой, французской или китайской? Что ж, может быть и так.

Но вот никак не дает успокоиться всего лишь одна маленькая деталь, даже не деталь, а так, деталька, штришок, малозаметная веточка на огромном древе человеческой истории… «Я обменял бы счастье всего Запада на русский лад быть печальным», – сказал однажды Фридрих Ницше. Значит, этот очень неординарный, тонкий, а нередко и едкий немецкий мыслитель видел некую особость русского национального сознания?

Да и русские писатели и философы не оставались в стороне. Вот у интереснейшего русского мыслителя Василия Васильевича Розанова в книге «Мимолетное» есть один замечательный сюжет. Розанов, конечно, несколько утрируя, описывает ситуацию, когда суетятся вокруг русского человека иностранцы, как кричат они «вставай!», как «пхают нас ногой». А «мы поворачиваем им» то правый, то левый бок, на которых написано – ЛЕНЬ. И тогда: «Они плюнули и пошли дальше. Делать прогресс. Мы глазком следим, куда враг ушел. И когда он совсем “ушел”, тут-то мужичок наш встанет, перекрестится, почешется. И слыша, что “в ухе звенит”, скажет: “Звон. Бог зовет”. И надев лапотки, пойдет ковылять – “куда его Бог зовет” и “где звон звенит”. И пойдет в неведомое. И увидит невиданное. И сотворит чудесное. И потому-то все его дела и судьба зовутся: СВЯТАЯ РУСЬ».

Удивительно точно вторит Розанову другой русский писатель – Алексей Михайлович Ремизов в сказке «Господень звон». Герой этой сказки, старик-отшельник, все время проводящий в молитвах, вдруг осознает страшную для себя вещь – он не слышит Господнего звона! Вот и пошел старик в поле, искать того, кто звон этот слышит. И нашел пахаря, «мужичонку корявого». Ждал старик долго, пока пахарь не допахал полосу. Поставил тогда пахарь лошадь, снял шапку и перекрестился, ибо «благовест к обедне начался, звон Господень, обедать пора». А старик слушает и… «никакого звону не слышит». И ясно ему – «этот пахарь, мужичонка корявый, больше его у Бога знает», ибо дано ему слышать «Господень звон»! И в этом-то и состоит самое великое счастье!

В этих сюжетах двух русских писателей, помимо великолепной образности и чудесного языка, поставлены очень и очень важные вопросы: что выбирает русский человек? Что служит ценностными ориентирами его жизни? К каким идеалам он стремится? Чему он радуется, чему печалится? Во что верит?

Вот давайте и попробуем разобраться. А поможет нам в этом русская религиозно-философская традиция, уходящая своим началом в самые глубины отечественной истории.

Тысячелетиями память о минувшем передавалась из поколения в поколение в виде устных преданий, песен, былин. С появлением письменности знания о прошлом стали записываться – память обрела вещную оболочку, вещное бытие. И уже тогда, в самой седой древности, независимо от того, устно или письменно рассказывали люди друг другу об истории своего рода-племени, наши предки пытались разгадать главные и таинственные вопросы, на которые искались ответы: откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?

Уже в тысячелетней давности тексте мы встречаемся с ними. Один из первых отечественных летописцев, составляя самую древнюю русскую летопись – «Повесть временных лет», – начал ее словами: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть». Размышление над этими вопросами и составляли основной смысл всего летописания. На протяжении столетий отечественные хранители древности старательно заносили в рукописные свитки сведения о делах минувших и настоящих, сопровождая их собственными нравоучительными рассуждениями, историческими реминисценциями, разъяснениями известных им подробностей тех или иных событий. Кстати, эти авторские отступления сегодня нередко дают ключ к разгадке многих тайн канувших в Лету деяний, ибо только летописцы свидетельствовали о них перед ищущими историческую правду потомками.

Но рядом чаще всего с безымянными летописцами жили и размышляли над судьбами государства Российского и народа русского множество других талантливых людей – монахи и князья, бояре и дьяки, митрополиты и разночинные… Все те, кто составил великую славу древнерусской религиозно-философской и духовно-политической мысли. Те, чьи труды и явили миру великие открытия русской мысли и веры. Ведь вера и мысль для русского человека – едины.

Странно, но довольно долгое время считалось, что в Древней Руси не было ярких личностей, и уж тем более – своеобразных, оригинальных мыслителей, способных глубоко и неординарно мыслить, мастерски владеющих пером, прекрасно образованных, широко эрудированных. А ведь стоит лишь внимательно прочитать древние сочинения, и перед нами предстанут удивительные образы митрополита Илариона и преподобного Феодосия Печерского, великого князя Владимира Мономаха и таинственного Даниила Заточника, преподобных Сергия Радонежского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, митрополита Даниила Рязанца, дьяка Федора Карпова и старца Филофея, князя Андрея Курбского и царя Ивана Грозного, Авраамия Палицына и Ивана Тимофеева, Симеона Полоцкого и Афанасия Холмогорского, Епифания Славинецкого и протопопа Аввакума…

За период с X по XVII век Россия прошла сложный исторический путь, наполненный яркими взлетами и трагическими падениями. Однако именно в этот период возникли и утвердились основные составляющие столь своеобразного явления, которое называется русским национальным самосознанием и… русской душой. Неотъемлемой частью русского национального самосознания и его выразителем наряду с православием, литературой, музыкой, иконописью стала русская религиозно-философская и духовно-политическая мысль.

Русская религиозно-философская мысль X–XVII вв. – это своеобразное историческое явление, обладающее при всей противоречивости несомненным единством, богатым содержанием, динамикой и вполне познаваемой направленностью развития. Познание русской религиозно-философской мысли X–XVII вв. позволяет нам более полно и точно представить весь ход развития России, определить важнейшие смысловые и целевые установки, разработанные нашими предками, которые вдохновляли их на совершение реальных исторических деяний, и, наконец, понять внутренние побудительные причины как конкретных поступков различных исторических деятелей, так и многих исторических событий. Иначе говоря, приоткрыть тайны русской души…

Русская религиозно-философская мысль так же сложна и внутренне противоречива, как сложно и противоречиво русское национальное самосознание. В знаменитой своей «загадочностью» русской душе мы найдем все – жажду неземной правды и нередкое торжество кривды, стремление к безграничной воле и безудержное почитание власти, всемирную любовь и необъяснимую иногда ненависть. И все эти разные черты русского характера нашли свое выражение в творчестве отечественных любомудров. Каждый из них мучительно размышлял над тем, какая судьба ждет Россию и весь мир в настоящем и будущем. Каждый из них пытался разгадать великие тайны. Каждый из них давал свои ответы.

Тайны русской души начинаются сразу же, лишь только мы пытаемся понять самые общие вопросы. Ну, к примеру, – что такое философия в русском понимании? Дело в том, что русскую философию невозможно понять, если мерить ее общепринятыми мерками, иначе говоря, если рассматривать ее с позиций гегельянства, кантианства, марксизма или какой-либо другой западноевропейской философии. Чтобы лучше разобраться в этом, начнем опять же с истоков.

Согласно некоторым сведениям, само слово «философия» впервые использовал знаменитый мыслитель древности Пифагор. На русский язык это слово переводится как «любовь к мудрости ».

"Загадочная русская душа". Это словосочетание периодически можно услышать в разных уголках мира. Почему именно про русскую душу так говорят? Что такого в русской душе? Я бы не знал ответа, будь в моей груди другая. Как-то сложно было раньше дать определение русской душе. Возможно, потому что, моя, была еще незрелой. Почему-то сегодня я знаю ответ. Или мне кажется, что знаю...

Русская душа, наверное, прежде всего, простая. Ее сложность в простоте. Немного изучая культуры других народов, я часто видел некое программное обеспечение. Там уже программа, как жить и что делать. Простые русские души, понятия не имеют, как жить и что делать. Из-за первой причины, такой бардак в стране, причем постоянно, веками. Вторая причина, приводит русские души к таким поступкам, которые не поддаются никакой логики или объяснению.

Нет, конечно, появилось много русских, у которых душа прикрыта взятыми идеями извне. Худшими идеями. Таких русских хорошо видно, они похожи на людей, потерявших свою душу. Но только похожи. К счастью, они не лишены своей загадочной души. Где-то в глубине, она теплится в измученных телах, иногда так глубоко...

Русская душа терпелива. Терпения у русских, ну очень много. Это качество не раз приводило нацию на грань своей гибели. Мы терпим столько, сколько невозможно представить. Я раньше думал, причина такого терпения - страх. Но нет, далеко не всегда это терпение из-за страха. Какая-то ерунда, маленькая ерундовая штучка внутри, не дает русским гордо вставать во весь рост. Мы встаем, но очень долго раскачиваемся. Это давно замечено за русскими. Ну, а уж если русские встают, смело можно тушить свет.

Неприхотливость русской души поражает меня постоянно. Целый народ может жить в пещерах. В каких-то малюсеньких пространствах, в необустроенных местах. Без элементарных удобств. До сих пор, в России огромное количество людей живет без газа, света, телефона. Я не сравниваю с бедными народами, которые так живут, потому что у них просто нет электричества. Но у нас-то всего навалом. И при этом многие живут, будто так и надо.

Нам лень встать и пойти треснуть кулаком. Нас не раскачаешь на демонстрацию во имя своего комфорта. Мы терпим все, что только придумают чиновники. Терпим от таких же как и мы. Нация болеет коррупцией. Часть русских душ, превратились в губителей своей нации. Пугает процентное соотношение. Они любят власть, себя, деньги, свое барахло. И они очень любят предавать. Позорная черта, которая как ничто другое, убивает русскую душу.

При всем при этом, русская душа сохранила способность прощать. Это удивительно и необъяснимо. Прощение можно встретить везде. Сострадательность к горю других, в ущерб себе - это только у русских такое возможно. Поэтому Россия так гостеприимна. Уже появилась ненависть к приезжим, но никто никого не гонит. Мы в свои квартиры впускаем других, сами ютимся, но никого не прогоняем.

Конечно, однозначности нет сегодня. Нация стала очень контрастной. Есть и недовольные и бунтари и продажные, хитрые, наглые и так далее. Но в целом, нация еще жива. Одна русская душа, сохранившая себя в первородном виде, светит так, что видно из космоса. Встретишь такую душу и хочется поблагодарить Бога, что и в тебе русская душа. Хоть и дуралеев среди нас много, но эта дурость от отсутствия строгого внутреннего порядка. Мы с детства свободны. Делаем, что в голову взбредет.

Меня как-то сын спросил про традиции в нашей семье. В школе задали. А какие у нас традиции? Новый год и дни рождения. Я не нашелся, что ответить ему. А сейчас, кажется готов. Наша традиция - каждый день беречь мир в нашей семье. Не по праздникам, а каждый день заботиться друг о друге. Наша традиция не потерять любовь. Пусть у нас нет каких-то церемоний, порядка, присущих традиционности. Пусть это будут непрекращающиеся традиции. Не лежит моя душа к классическим формам традиции, вот не лежит почему-то.

Русские часто делают что-то, не думая толком, зачем? Получается часто - гениально! Талантов - девать некуда. В одном не один талант, несколько. Не приведи Бог, эти таланты, да не в ту сторону, это конец. Изобретательством нация совсем не бедна, это правда. И еще выносливость, особенно русских женщин. Это достойно всякого возвышения. Женская выносливость удивительна. Русская женщина не сильна физически, как и все женщины мира. Здесь выносливость другая. Это способность вынести любую грязь и идти дальше.
Настоящие йоги, ничего не скажешь.

Вообще, русская душа очень похожа на душу искателей. Кавардак в головах, медленно, но верно подводит русских к источнику всего и вся. Русские, каким-то образом находят этот источник. Понятия не имея, что ищут, но находят. И через множество мелочей в своей повседневной жизни, укрепляют эту связь. Незамечая того, служат законам Божественным. Сохраняют внутренний мир доступным для Бога.

Поскольку и во мне та самая, русская душа, могу сказать как носитель этой загадки. Внутри полная неразбериха. Это касается дел и обустроенности в этом мире. Отсутствует планирование. Блеклые наметки, не более. Неизвестность завтрашнего дня. Отсутствие расписания жизни. Плевательское отношение на все законы. Неприятие каких-либо рамок и ограничений. Тяга к какому-то полету. Только этот полет имеет значение. Неважно, куда и зачем. Что-то не дает внутри жить по правилам. Правила принимаются только одни - собственная совесть: в ней все правила на все случаи жизни. Если совпадает что-то с общепринятыми - хорошо. Не совпадает - радостно.

Благодаря своему поиску и многолетнему изучению самого себя, многое упорядочилось. Нет внутри хаоса и нет уже такого кавардака в голове. В голове вообще уже ничего нет. Там некая пустота, в которой рождается слово истины. Вакуум, который хранится не для себя. Спонтанность принята на вооружение и очень даже прижилась. И чувство победы. Неважно над кем. Внутри я уже всех победил и по большому счету, делать уже нечего. Ничего не знаю, но спрашивать тоже нечего. Ответы есть на все, но часто где-то так они еще глубоко. Но мне спокойно от того, что где-то внутри они все же есть.

Наверное можно многое еще написать про русскую душу. Как она ранима, как она добра. Как русская душа заботиться о всех, кроме себя. Как она умеет хранить страшное и не забывать. Как она смотрит открыто на своих врагов. Как она не может долго ненавидеть. Как она бесстрашна. Как в русской душе уживается несовместимое. Как она тоскует по своей земле. Как она легко отдает себя в жертву... В конечном итоге, это удивительная душа. Понять ее нельзя, она все время меняется, растет сама в себе.

Русская душа не поддается этому миру, она поддается Богу. Наверное в этом ее ценность. Она не променяет Бога ни на что другое. Очень запачкана, постоянно атакуется русская душа. Она неугодна силам тьмы. Ее нельзя упорядочить, подчинить полностью. Она свободна и свобода ее готова служить Богу. С ней нельзя договориться. Она поддается легко обману, но распознав обман, легко уйдет из рамок договора. Русская душа никогда не будет служить дьяволу. Она наивна, она чиста и проста. В этом ее самая большая ценность. Носители русской души станут дверью, порогом, за которым свет Божественного мира.

Возможно я не знаю полного ответа о загадочной русской душе. Но так приятно, что в этой жизни, она русская. Я чувствую, как она теряет свои очертания на пути духовного восхождения. Но потенциал этой удивительной комбинации энергий, оставил огромный след в моем новом, рождающемся существе...

Друзья мои! Вся лента забита постами и любви и минетах. Весна штоле?
Отвлеку вас от этой темы. У нового друга нашла! Песню слушать обязательно!)))

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

Русский человек, человек загадка.
Разгадывают эту загадку уже давно, но разгадать никак не могут.
Не думаю что он, какой то исключительный, и весь такой пушистый и правильный, да и у других народов тоже есть свои загадки, но все же именно русский человек, и его непонятная душа притягивали всегда своей таинственностью и душевной девственностью.
Тютчев в свое время гениально сказал о загадочной русской душе.
Но в чем же именно заключается эта загадочность, переходящая даже в таинственность?
Спорят об этом и обычные люди, политики и ученые, физики и лирики.
Спорят как в самой России, так и далеко за ее пределами.
Так в чем же ее самобытный и непредсказуемый характер и менталитет?
Испокон веков русский человек привык жить в гармонии с окружающей его средой, он всегда тяготел к нравственным устоям, ценил общественные устои, но не забывал и свои частные.
Ни одна национальность в мире не стерпела и толики того что вытерпел русский народ, и не только вытерпел, а перенес многочисленные страдания, но и создал величайшую в мире культуру и великое государство.
Русская душа это, скорее всего, какая то сила, которая выдерживает все встречающиеся на его пути колоссальные нагрузки и преграды и может преодолеть все, и ни какая тоска и безнадега не собьет его с выбранного пути.
Не знаю, кто сказал, но думаю, сказал о русском человеке довольно точно: «Русский человек одновременно и религиозен, и атеист; он одновременно и умён, и глуп; он- и щедр, и жаден; он- и государственник, и анархист; он- и силён, и слаб; он- и велик, и ничтожен.»

Добавил бы, что русский человек очень неприхотливый и безмерно терпелив.
Терпение его может быть безграничным, какую то предсказуемость, последовательность и логику, да и характер его поступков иногда просто невозможно объяснить и предугадать.
Очень часто он просто безрассуден. И после безмерного терпения может наступить «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
В загадочной русской душе переплелось столько много всего, порой даже несовместимого.
Многие считают, что русские такие же, как и все, но как говорится со своими тараканами в голове, например то, что на западе называют (дословно) технически беспомощным, русский человек это называет эстетичным.
Примеров этому можно привести довольно много.
Еще одна интересная деталь в русском характере, это сочетание того, что он будет мечтать о чем-то сказочном, и не вполне реальном, но доверять почти всегда будет только тому, что рядом и осязаемо.
И в то же время ему кажется, что хорошо там, где его нет.

А сколько разговоров о широте русской души нараспашку, о его размахе, соразмерном, наверное, с бескрайними просторами страны, эдакая щедрая Масленица, которая нередко переходит в ненужную расточительность.
Еще Бердяев говорил: «Русская душа ушиблена ширью».

Нельзя не упомянуть в рассказе о загадочной русской душе и такие присущие ей черты как милосердие и великодушие, снисходительность к бывшим врагам, готовность не вспоминать былые обиды, отказаться от мщения.
И в тоже время русский человек, по мнению западных исследователей, по способности принимать новое, восприимчивости, гибкости, стоит на одном из первых мест в мире.
А то, что он естественен и непосредственен, ему вообще цены нет. На западе это понимают, и даже боятся этого. Сами, русские считают своим главным положительным свойством доброту и душевность, а главной отрицательной чертой – пьянство. С этим конечно можно поспорить, ведь и русские все разные.

В отличие от других народностей, особенно западных, несмотря на стремительно меняющийся мир, среди русских еще довольно много людей, которые говорят то, что думают, улыбка для них не формальность, а выражение доброжелательности.
Также в черте русского есть такое свойство, как смотреть на мир с легкой иронией и юмором. Оптимистов среди них все же пока больше чем пессимистов.
А может быть на самом деле нет вовсе никакой особой русской души, и все это чьи то выдумки?
Столько уж всего произошло за эти века.
И нашествие татаро-монголов, унылые годы смуты, петровские западные реформы, царское самодержавие, кровавые войны, советская идеология, нынешний полет в дикое капиталистическое тартарары.
Изменилось ли за все это время совокупность качеств русского человека, которая характеризует его русскую душу? Наверное, изменилось, но насколько? Одни вопросы.
Загадочная русская душа…
Она, предмет восторгов и проклятий,
Бывает кулака мужского сжатей,
Бетонные препятствия круша.
А то вдруг станет тоньше лепестка,
Прозрачнее осенней паутины.
А то летит, как в первый день путины
Отчаянная горная река.

Загадочная русская душа…
О ней за морем пишутся трактаты,
Неистовствуют киноаппараты,
За хвост комету ухватить спеша.
Напрасный труд! Пора бы знать давно:
Один Иванушка за хвост жар-птицы
Сумел в народной сказке ухватиться.
А вам с ним не тягаться все равно.

Загадочная русская душа…
Сложна, как смена красок при рассветах.
Усилья институтов и разведок
Ее понять - не стоят ни гроша.
Где воедино запад и восток
И где их разделенье и слиянье?
Где северное сходится сиянье
И солнечный энергии исток?

Загадочная русская душа…
Коль вы друзья, скажу вам по секрету:
Вся тайна в том, что тайны вовсе нету,
Открытостью она и хороша.

Тот, кто возвел неискренность и ложь
В ранг добродетелей, понять бессилен,
Что прямота всегда мудрей извилин.
Где нет замков - ключей не подберешь.
И для блуждающих во мгле закатной,
Опавших листьев золотом шурша,
Пусть навсегда останется загадкой
Рассвет в апреле -
Русская душа!
Евгений Долматовский.

А может быть загадка русской души заключается в том, что она не предполагает отгадок.?…

Загадочная русская душа . Как часто можно услышать это выражение. Почему никогда не говорят о «загадочной английской душе» или «загадочной французской душе»? Что же такого загадочного и непонятного в этой душе? Вообще, термин «загадочная русская душа» намного шире. Скорее всего, он охватывает всю «славянскую душу». Русская душа подобна «загадке Гамлета», разгадать ее невозможно. Русские люди и религиозны, и атеисты, жадны и щедры, умны и глупы одновременно. Сколько иностранцы не пытались объяснить тот феномен, понять русских людей невозможно.

Славянам присуще такое качество, как терпеливость . Именно это качество не раз приводило страну к краху. Русский народ может очень долго терпеть. В нем как - будто зажата пружина. Но, уж если эта причина разжимается - тогда держись!

Известно с давних пор, что русский человек неприхотлив в быту . Историк В. О. Ключевский писал о том, что нет в Европе народа, который бы был менее избалован и непритязателен, не приучен ждать милостей от природы, и более вынослив, чем русский народ. Именно эти условия и создали загадочную русскую душу.

Русскому человеку еще с давних времен присущи такие качества , как прощение и сострадательность . Еще древнегреческий историк Геродот упоминал о древних славянах, а именно, об их отношении к рабам. Славяне ели с рабами за одним столом. У них был установлен срок рабства. По истечении этого срока, раб мог обрести свободу и остаться жить рядом со своими бывшими хозяевами.

Славяне уделяли большое внимание физическому здоровью , но запросто могли появиться на людях оборванными и грязными. Внешний вид не имел для них большого значения. Известно, что славяне довольно презрительно относились к роскоши и удобствам. Очень часто, те украшения, которые были захвачены на поле боя, просто зарывались в землю. Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» упоминает о князе Святославе. Когда византийские купцы принесли ему в дар золото, он презрительно от него отказался, зато с благодарностью принял оружие.

Наши предки славяне всегда славились своим гостеприимством . Оскорбить гостя означало бросить тень позора на все племя.

Внутри у русских полная неразбериха и кавардак. Имеется в виду полное отсутствие планирования. По сравнению с европейцами, так, какие - то намеки на организованность. Наплевательское отношение к законам, полное неприятие каких - либо ограничений. Вся надежда на русский «авось» .

Загадочная русская душа …. Ее умом не понять, зато можно полюбить всем сердцем.

Комментарии:

Если мы такие хорошие, то почему так бедно живем,почему так много преступников,почему такая низкая продолжительность жизни, почему так много разводов, почему так много абортов и брошенных детей, почему так плохо организован быт, так много лжи и продажности, так много грубости и жестокости. Скорее всего потому, что описанные качества русских - это только желаемое, а не действительное.

Александр

Татьяне. Навряд ли кто-нибудь ответит на Ваши вопросы. Ведь даже А.С. Пушкин - величайший знаток "русской души", жаловался в письме из Москвы в Петербург своей жене: «Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом». Я сам - русский, порою ненавижу всё что творится за окном, в нашей чиновничьей стране. Но если, что - на дай Бог, ... - запишусь добровольцем! Может быть мы - экспериментальная площадка для Бога?

Я дусаю все наши беды от нас самих и идут, посмотрите как немцы охраняют свою историю и традиции или англичане.Почему мы всегда смотрим на них а не на себя? Вот по этому и плохо у нас, мы приходим с открытой русской душой, а уходим пустыми так как нащи "кумиры" нам эту душу сначало выпотрашат а затем нагадят ввнутрь" и мы "гордые но ОБКАКАНЫЕ" нвчинакт не допонимать за что нас так изуродовали. И ответ один останься Русским Человеком и неси Русскую Культуру сам и учи этому же своё потомство и соих близких. Это я называю "Эфект бумеранга" И он работает, оглянись назад....

Александр

Пропадающая русская душа где-то за горизонтом земного шара. Она живёт как бы с оглядкой назад, куда бы ни двигалась. Для нашего сумасшедшого времени, не замечаемого окружающими, это странно более чем. Но надо идти вперед затылком, не бояться споткнуться, навроде блаженных. Думаю, это оценят.

О русской душе что не скажи - для всего найдется мнение прямо противоположное.

Религиозность и атеизм - одно и тоже, это дв- Вы намеренно поставили себя в такое неловкое положение? Когда на сцену выходят люди с инструментами, на инструментах играть не умеющие? ИВАНОВ: Ну конечно. Это один из важнейших принципов нашего существования - поставить себя в очень неловкое положение. ЗАЙЦЕВ: Это, кстати, тоже на оркестре было - мы просили музыкантов играть не на своих инструментах. Гитаристов на барабанах, барабанщиков на гитарах. Чтобы они старались, но не использовали штампы. Чтобы не было этой safety zone, чтобы искра высекалась.а вида идеологии. Верующие свято верят, а неверующие свято не верят. А те и другие одинаково принимают власть. Ум и глупость, наверно, лучше заменить мудростью и глупостью, впрочем, у всех всё по-разному. Мне кажется, когда начинают обсуждать вопрос русской души сразу представляют смекалистого, но неграмотного мужика-крестьяна, насколько это оправданно? Хорошо, что вы вспомнили про Татьяну. Насчет щедрости и жадности не знаю. Сначала вообще не понял почему, теперь вспомнил, что у нас страна самых богатых и самых бедных, возможно, это тоже логичная черта: когда ты небогат, ты либо независишь от денег, либо точишь зуб на богатых, которые, когда становятся богатыми не могут остановиться, у них начинается нечто вроде звёздной болезни и желание стать богаче растёт. И так везде, просто у нас созданы благоприятные условия для роста олигархов, которые, пока растут, опустошают простых людей. В общем, мы не отличаемся от других людей, но есть определенные условия, которые делают нас такими. Создаёт ли это феномен загадочности души? Может, это выдумка всё. А если нет, то у всех ли русских есть такая душа? Даже у тех, кто яростно отстаивает её несуществование и всей русской душой ненавидит Россию? Наверняка, она у всех, если она есть вообще.

(Случайно вставил в свой комментарий ненужный кусок) Религиозность и атеизм - одно и тоже, это два вида идеологии. Верующие свято верят, а неверующие свято не верят. А те и другие одинаково принимают власть. Ум и глупость, наверно, лучше заменить мудростью и глупостью, впрочем, у всех всё по-разному. Мне кажется, когда начинают обсуждать вопрос русской души сразу представляют смекалистого, но неграмотного мужика-крестьяна, насколько это оправданно? Хорошо, что вы вспомнили про Татьяну. Насчет щедрости и жадности не знаю. Сначала вообще не понял почему, теперь вспомнил, что у нас страна самых богатых и самых бедных, возможно, это тоже логичная черта: когда ты небогат, ты либо независишь от денег, либо точишь зуб на богатых, которые, когда становятся богатыми не могут остановиться, у них начинается нечто вроде звёздной болезни и желание стать богаче растёт. И так везде, просто у нас созданы благоприятные условия для роста олигархов, которые, пока растут, опустошают простых людей. В общем, мы не отличаемся от других людей, но есть определенные условия, которые делают нас такими. Создаёт ли это феномен загадочности души? Может, это выдумка всё. А если нет, то у всех ли русских есть такая душа? Даже у тех, кто яростно отстаивает её несуществование и всей русской душой ненавидит Россию? Наверняка, она у всех, если она есть вообще.

Андрей Рус.

Андрею. Атеизм не религия, даже близко. Это ложный тезис. Считать атеиста верующим все равно, что говорить что вода это безалкогольная водка, лысый это цвет волос, а некурящие курят отсутствие табака. 1. необходимо ответить на основной вопрос философии что первично разум или материя, для атеистов материя. 2. Отчего такой выбор? не от веры в это. Все упирается в критерий истины. Вопрос об истинности познания - это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.

Там русский дух, там Русью пахнет! А хорошие, потому что не любим роскошь!

Коля второй чел Маша

И разводов мало, потому что примесей нерусских много!Мое настоящее имя - Маша.

Разводов много*. СТАНУ МОНАШКОЙ

баба пьяная

Россия, баба пьяная! Даже пьяница, падая в грязь на поляка бурчит: «Полячишка!» «Эй ты, князь!» Бедняков, доведенных до скотства, научают и власть, и кабак чувству собственного превосходства: «Я босяк, ну а все же русак!» Баба крутит головой. Все в глазах качается. Хочет быть молодой, а не получается. И гармошка то зальется, то вопьется, как репей... Пей, Россия, ежли пьется, А баба пьяная в грязи валяется. В тумане плавая, царь похваляется... А баба пьяная в грязи валяется. Корпя над планами, министры маются... А баба пьяная в грязи валяется. Кому-то памятник подготовляется... А баба пьяная в грязи валяется ты, Россия, баба пьяная! Тебе великая судьба дана!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?