Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Уффици_16. Рафаэль

Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы .

Рафаэль Санти появился на свет в три часа ночи в семье художника и декоратора 6 апреля 1483 г. в итальянском городе (Urbino). Он является культурным и историческим центром региона (Marche) на востоке Италии. Поблизости от места рождения Рафаэля расположены курортные города Пезаро (Pesaro) и (Rimini).

Родители

Отец будущей знаменитости, – Джованни Санти (Giovanni Santi) работал в замке урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro), мать Марджи Чарла (Margie Charla) занималась домашним хозяйством.

Отец рано заметил способности сына к живописи и часто брал его с собой во дворец, где мальчик общался с такими известными художниками как Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), Паоло Уччелло (Paolo Uccello) и Лука Синьорелли (Luca Signorelli).

Школа в Перудже

В возрасте 8-ми лет Рафаэль лишился матери и отец привел в дом новую жену Бернардину (Bernardina), которая не проявляла любви к чужому ребенку. В возрасте 12 лет мальчик остался круглым сиротой , потеряв и отца. Попечители отправили юное дарование на обучение к Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci) в Перуджу (Perugia).

До 1504 г. Рафаэль получал образование в школе Перуджино , с энтузиазмом изучая мастерство учителя и стараясь во всем ему подражать. Дружелюбный, обаятельный, лишенный заносчивости молодой человек всюду находил друзей и быстро перенимал опыт учителей. Вскоре его произведения невозможно стало отличить от работ Пьетро Перуджино (Pietro Perugino).

Первыми знаменитыми шедеврами Рафаэля стали картины:

  1. «Обручение Девы Марии» (Lo sposalizio della Vergine), 1504 г., выставлена в Миланской галерее (Pinacoteca di Brera);
  2. «Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile), 1504 г., принадлежит Эрмитажу (Санкт-Петербург);
  3. «Сон рыцаря» (Sogno del cavaliere), 1504 г., картина выставлена в Национальной Галерее (National Gallery) Лондона;
  4. «Три грации» (Tre Grazie), 1504 г. выставлена в музее Конде (Musée Condé) в Шантийи (Château de Chantilly), Франция;

В работах ярко прослеживается влияние Перуджино, собственный стиль Рафаэль начал создавать немного позже.

Во Флоренции

В 1504 году Рафаэль Санти переезжает во (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо д`Аньоло (Baccio d’Agnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). До наших дней сохранилась копия картины «Леда и лебедь» («Leda and the Swan») , принадлежащая Рафаэлю (уникальна тем, что сам оригинал не сохранился).

Под влиянием новых учителей Рафаэль Санти, во время проживания во Флоренции, создает больше 20 Мадонн, вкладывая в них свою тоску по недополученной от матери любви и ласке. Изображения дышат любовью, нежны и утонченны.

В 1507 г. художник берет заказ от Аталанты Бальоне (Atalanta Baglióni), у которой погиб единственный сын. Рафаэль Санти создает картину «Положение во гроб» (La deposizione), последнюю работу во Флоренции.

Жизнь в Риме

В 1508 г. папа римский Юлий II (Iulius PP. II), в миру – Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) приглашает Рафаэля в Рим для росписи старого Ватиканского дворца. С 1509 г. и до конца дней художник занимается , вложив в работу все свое умение, весь талант и все знания.

Когда умер архитектор Донато Браманте (Donato Bramante) папа римский Лев X (Leo PP. X), в миру – Джованни Медичи (Giovanni Medici), с 1514 г. назначает Рафаэля ведущим архитектором возведения (Basilica Sancti Petri), в 1515 г. он еще становится и хранителем ценностей. Молодой человек взял на себя ответственность за перепись и сохранность памятников . Для Храма Святого Петра Рафаэль составил другой план и закончил строительство двора с лоджиями.

Другие архитектурные произведения Рафаэля:

  • Церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (Chiesa Sant’Eligio degli Orefici), возведена на одноименной улице в , начало строительству положено в 1509 г.
  • Капелла Киджи (La cappella Chigi) церкви (Basilica di Santa Maria del Popolo), расположенной на Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo). Возведение началось в 1513 г., закончено (Giovanni Bernini) в 1656 г.
  • Дворец Видони-Каффарелли (Palazzo Vidoni-Caffarelli) в Риме, расположен на пересечении площади Видони (piazza Vidoni) и улицы Корсо Витторио Эмануэле (Corso Vittorio Emanuele). Строительство начато в 1515 г.
  • Ныне разрушенный дворец Бранконио дель Аквила (Palazzo Branconio dell’Aquila), располагался перед собором Святого Петра. Строительство было закончено в 1520 г.
  • Дворец Пандольфини (Palazzo Pandolfini) во Флоренции на улице Сан Гало (via San Gallo) возведен архитектором Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo) по эскизам Рафаэля.

Папа Лев X боялся, что французы могут переманить к себе талантливого художника, поэтому старался давать ему как можно больше работы, не скупясь также на подарки и похвалы. В Риме Рафаэль Санти продолжает писать Мадонн, не отходя от любимой тематики материнства.

Личная жизнь

Картины Рафаэля Санти принесли ему не только славу выдающегося художника, но и большие деньги. Он никогда не испытывал недостатка как во внимании монарших особ, так и в финансовых средствах.

Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.

Единственной женщиной, которой удалось покорить сердце богатого ловеласа, стала Маргарита Лути (Margherita Luti), дочка булочника, прозванная Форнарина (La Fornarina).

Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для «Амура и Психеи». Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал (Villa Farnesina) в в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.

  • Советуем посетить экскурсию:

Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:

  • «Сикстинская мадонна» («Madonna Sistina»), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
  • «Донна Велата» («La Velata»), Палатинская галерея (Galerie Palatine), (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
  • «Форнарина» («La Fornarina»), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.;

После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.

Смерть

Смерть Рафаэля оставила много загадок. По одной версии, утомленный ночными похождения художник вернулся домой в ослабленном состоянии. Врачи должны были поддержать его силы, но они сделали кровопускание, что погубило больного. По другой версии, Рафаэль простудился во время раскопок в подземных погребальных галереях.

6 апреля 1520 г. маэсто не стало. Его похоронили в (Pantheon) с подобающими почестями. Могилу Рафаэля можно увидеть во время по достопримечательностям Рима на рассвете.

Мадонны

Подражая своему учителю Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), Рафаэль написал галерею из сорока двух картин Богоматери с младенцем. Не смотря на разнообразие сюжетных линий, произведения объединены трогательной прелестью материнства. Недостаток материнской любви художник переносит на полотна, усиливая и идеализируя женщину, тревожно оберегающую ангелочка-младенца.

Первые Мадонны Рафаэля Санти созданы в стиле кватроченто (quattrocento), распространенному в период раннего Возрождения в XV веке. Образы скованы, сухи, человеческие фигуры представлены строго фронтально, взгляд неподвижен, на лицах спокойствие и торжественная отвлеченность.

Флорентийский период привносит в образы Богоматери чувства, проявляется тревожность и гордость за свое дитя. Усложняются пейзажи на втором плане, проявляется взаимодействие изображенных персонажей.

В более поздних римских работах угадывается зарождение барокко (barocco), чувства становятся сложнее, позы и жесты далеки от ренессансной гармоничности, пропорции фигур вытягиваются, наблюдается преобладание мрачных тонов.

Ниже приведены самые известные картины и их описания:

Сикстинская Мадонна (Madonna Sistina) – самое известное из всех изображений Богоматери размером 2 м 65 см на 1 м 96 см. Образ Мадонны взят с 17-летней Маргериты Лути (Margherita Luti), дочери пекаря и любовницы художника.

Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. У ангела слева одно крыло. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур – три главные составляют треугольник, фоном для композиции служат лица ангелов в виде облаков. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.

Мадонна с младенцем

Другое название картины, созданной в 1498 г. – «Мадонна из дома Санти» («Madonna di Casa Santi»). Она стала первым обращением художника к образу Богоматери.

Фреска хранится в доме, где родился художник, на улице Рафаэля (via Raffaello) в Урбино. Сегодня здание носит название «Дом-музей Рафаэля Санти» («Casa Natale di Raffaello»). Мадонна изображена в профиль, она читает книгу, установленную на подставку. На руках у нее спящий младенец. Руки матери поддерживают и нежно поглаживают ребенка. Позы обоих фигур естественны и непринужденны, настроение задает контраст темных и белых тонов.

Мадонна Грандука (Madonna del Granduca) – самая таинственная работа Рафаэля, закончена в 1505 г. Её предварительный набросок четко обозначает наличие пейзажа на втором плане. Рисунок хранится в Кабинете набросков и этюдов в (Galleria degli Uffizi), во Флоренции (Firenze).

  • Советуем посетить: с лицензированным гидом-искуствоведом

Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В 1800 г. Дольчи продает картину Герцогу Франциску III (François III) уже в том виде, в котором она сохранилась до нашего времени. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.

Впервые сходство Мадонны Бриджуотер (Madonna Bridgewater) со своей женой Натальей Николаевной А. С. Пушкин заметил летом 1830 г. , увидев копию картины, созданной в 1507 г. в витрине магазина книг на Невском проспекте. Это еще одна загадочная работа Рафаэля, где пейзаж на втором плане закрашен черной краской. Она долго путешествовала по миру, после чего герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater) стал ее владельцем.

Впоследствии наследники более ста лет хранили работу в имении Бриджуотеров в Лондоне (London). Во Вторую мировую войну светловолосая Мадонна перевезена в Национальную галерею (National Gallery of Scotland) в Эдинбурге (Edinburgh), где и выставлена сегодня.

Мадонна Конестабиле (Madonna Connestabile) – финишная работа маэстро в Умбрии, написанная в 1502 г. До приобретения ее графом Конестабиле делла Стаффа (Conestabile della Staffa), она назвалась «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro).

В 1871 г. Александр II выкупил ее у графа, чтобы подарить супруге. Сегодня это единственная работа Рафаэля, которая принадлежит России. Она выставлена в санкт-петербургском Эрмитаже.

Работа представлена в богатой раме, созданной одновременно с полотном. При переводе картины с дерева на холст в 1881 г. было обнаружено, что вместо книги Мадонна сначала держала при себе гранат – знак крови Христа. Во время создания Мадонны Рафаэль еще не владел техникой смягчения переходов линий – сфумато (sfumato), поэтому представил свой талант не разбавленным влиянием Леонардо да Винчи.

«Madonna d’Alba» создана Рафаэлем в 1511 г. по просьбе епископа Паоло Джовио (Paolo Giovio) во времена творческого зенита художника. Продолжительное время, до 1931 г. полотно принадлежало санкт-петербургскому Эрмитажу, впоследствии было продано в Вашингтон (Washington), США и сегодня выставляется в Национальной галерее искусств (National Gallery of Art).

Поза и складки одежды Богоматери напоминают скульптуры античности. Работа необычна тем, что ее обрамлением является круг диаметром 945 мм. Название «Альба» Мадонне досталось в XVII веке в память о герцогах Альба (одно время картина находилась во дворце Севильи (Sevilla), принадлежавшему наследникам Оливареса (Olivares)). В 1836 г. российский император Николай I купил ее за 14000 фунтов и приказал перевести с деревянного носителя на холст. При этом оказалась утрачена часть природы справа.

«Madonna della Seggiola» создана в 1514 г. и выставлена в галерее Палатина (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti). Богоматерь одета в нарядную одежду женщин Италии XVI века.

Мадонна двумя руками обнимает и крепко прижимает к себе сына, как будто чувствуя, что ему придется испытать. Справа на них взирает Иоанн Креститель в образе маленького мальчика. Все фигуры нарисованы крупным планом и фона для картины уже не требуется. Здесь нет строгости геометрических форм и линейных перспектив, зато есть бескрайняя материнская любовь, выраженная использованием красок теплых тонов.

Большое полотно Рафаэля (1 м 22 см на 80 см) «Прекрасной садовницы» (La Belle Jardiniere), написанное в 1507 г., принадлежит к одним из самых ценных экспонатов парижского Лувра (Musée du Louvre).

Изначально картина называлась «Святая Дева в платье крестьянки» и только в 1720 г. искусствовед Пьер Мариетт (Pierre Mariette) решился дать ей другое название. Мария изображена сидящей в саду с Иисусом и Иоанном Крестителем. Сын тянет руку к книге и смотрит в глаза матери. Иоанн держит жезл с крестом и взирает на Христа. Над головами персонажей едва заметны нимбы. Умиротворение и спокойствие дарит бирюзовое небо с белыми облаками, озеро, цветущие травы и пухлые дети около доброй и нежной Мадонны.

Мадонна с щеглёнком

Mадонна с щеглёнком (Madonna del Cardellino) признана одной из наилучших творений Рафаэля, написана в 1506 г. Выставлена в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.

Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны.

Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа . Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.

Портреты

В коллекции Рафаэля не очень много портретов, он рано ушел из жизни. Среди них можно выделить ранние произведения, выполненные в флорентийский период и работы зрелой поры, созданные во время проживания в Риме с 1508 г. по 1520 г. Художник много рисует с натуры, всегда четко обозначая контур, добиваясь наиболее точного соответствия образа оригиналу. Авторство многих работ подвергается сомнению, среди других возможных авторов указываются: Пьетро Перуджино, Франческо Франча (Francesco Francia), Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi).

Портреты, созданные до переезда во Флоренцию

Работа маслом на дереве (45 см на 31 см), выполненная в 1502 г. выставлена в (Galleria Borghese).

До XIX в. авторство портрета приписывалось Перуджино, но последние исследования указывают на принадлежность шедевра кисти раннего Рафаэля. Возможно, это изображение одного из герцогов, современников художника. Струящиеся локоны волос и отсутствие дефектов лица несколько идеализируют образ, это не соответствовало реалистичности художников севера Италии того времени.

  • Рекомендуем:

Портрет Елизаветы Гонзага (Elisabetta Gonzaga), 1503 года создания размером 52 см на 37 см выставлен в галерее Уффицы.

Елизавета приходилась сестрой Франческо II Гонзаге (Francesco II Gonzaga) и супругой Гвидобальдо Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). Лоб женщины украшает подвеска скорпион, прическа, одежда изображены по моде современников автора картины . По предположению искусствоведов, портреты Гонзага и Монтефельтро частично были выполнены Джованни Санти. Елизавета была дорога Рафаэлю потому, что занималась его воспитанием, когда тот остался сиротой.

Портрeт Пьетро Бембо (Pietro Bembo) – одна первых работ Рафаэля 1504 г., представляет юного Пьетро Бембо, ставшего кардиналом, практически двойником художника.

На изображении длинные волосы юноши мягко ниспадают из-под красной шапочки. Руки сложены на парапете, в правой ладони зажат листок бумаги. Рафаэль первый раз повстречался с Бембо в замке урбинского герцога. Портрет маслом по дереву (54 см на 39 см) выставлен в Музее изобразительных искусств (Szépművészeti Múzeum) в Будапеште (Budapest), Венгрия.

Портреты флорентийского периода

Портрет беременной женщины Донна Гравида (La donna gravida) исполнен в 1506 г. маслом на холсте размером 77см на 111 см и хранится в Палаццо Питти.

Во времена Рафаэля женщин, вынашивающих ребенка, изображать было не принято, но портретист писал близкие его душе образы без оглядки на догмы. Тема материнства, проходящая через всех Мадонн отражалась и в изображениях мирских обывателей. Искусствоведы полагают, что это могла быть женщина семьи Буфалини Чита ди Кастелло (Bufalini Città di Castello) или Эмилия Пиа да Монтефельтро (Emilia Pia da Montefeltro). На принадлежность к богатому сословию указывает модный наряд, украшения на волосах, кольца с драгоценными камнями на пальцах и цепь на шее.

Портрет дамы с единорогом (Dama col liocorno) маслом по дереву 65 см на 61 см, написанный в 1506 г. выставлен в галерее Боргезе.

Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. VI). Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически, изменяет рукава и дорисовывает собаку. Через несколько десятков лет собака становится единорогом , переписываются руки. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.

Автопортрет

Автопортрет (Autoritratto) размером 47,5 см на 33 см, исполненный в 1506 г. хранится в галерее Уффици, Флоренция.

Работа долгое время принадлежала кардиналу Леопольду Медичи (Leopoldus Medices), с 1682 г. вошла в коллекцию галереи Уффици. Зеркальное изображение портрета нанесено Рафаэлем на фреску «Афинская школа» («Scuola di Atene») в главной зале Ватиканского дворца (Апостольского дворца (Palazzo Apostolico)). Художник изобразил себя в скромном черном одеянии, украсив его лишь небольшой полоской белого воротничка.

Портрет Аньоло Дони, портрет Маддалены Дони

Портрет Аньоло Дони и портрет Маддалены Дони (Portrait of Agnolo Doni, Portrait of Maddalena Doni) написаны маслом по дереву в 1506 г. и прекрасно дополняют друг друга.

Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью и заказал написать себя и свою молодую жену (в девичестве Строцци (Strozzi)) сразу после их свадьбы. Образ девушки создан по подобию «Моны Лизы» («Mona Lisa») (Leonardo da Vinci): тот же поворот корпуса, то же положение рук. Тщательная прорисовка деталей одежды и украшений указывают на богатство пары.

Рубины символизируют процветание, сапфиры – чистоту, жемчужная подвеска на шее Маддалены – девственность. Ранее обе работы соединялись вместе шарнирами. С середины 20-х гг. XIX в. потомки семьи Дони передают портреты .

Картина Немая (La Muta) маслом на холсте размером 64 см на 48 см выполнена в 1507 г. и выставлена в Национальной галерее Марке (Galleria nazionale delle Marche) в Урбино.

Праобразом изображения считается Елизавета Гонзага (Elisabetta Gonzaga), супруга герцога Гвидобальдо да Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). По другой версии, это могла быть сестра герцога Джованна (Giovanna). До 1631 г. портрет находился в Урбино, впоследствии его перевезли во Флоренцию. В 1927 г. работа вновь возвращена на родину художника. В 1975 г. картину похитили из галереи, через год ее обнаружили в Швейцарии.

Портрет молодого человека (Portrait of a Young Man) маслом по дереву (35 см на 47 см), написанный в 1505 г. выставлен во Флоренции, в Уффици.

Представленный на изображении Франческо Мария делла Pовере (Francesco Maria della Rovere) был cыном Джованни дeлла Pовере (Giovanni Della Rovere) и Джулиaны Фeльтрии (Juliana Feltria). Дядя назначил юношу в 1504 г. своим наследником и незамедлительно заказал этот портрет. Юноша в красном одеянии представлен на скромной природе севера Италии.

Портрет Гвидобальдo да Mонтефельтро (Ritratto di Guidоbаldо da Montefeltro) маслом по дереву (69 см на 52 см) исполнен в 1506 г. Работа хранилась в замке герцогов Урбинских (Palazzo Ducale), после чего была перевезена в город Пезаро (Pesaro).

В 1631 г. картина вошла в коллекцию жены Фердинандо II Медичи (Ferdinando II de Medici), Виктории делла Ровере (Vittoria della Rovere). Монтефельтро в черном одеянии помещен в центр композиции, которую обрамляют темные стены комнаты. Справа изображено открытое окно с природой за ним. Неподвижность и аскетичность изображения долго не позволяли признать автором картины Рафаэля.

Станцы Рафаэля в Ватикане

В 1508 г. художник переезжает в Рим, где и остается до самой смерти. Архитектор Домато Браманте (Donato Bramante) помог ему стать художником при папском дворе. Папа Юлий II отдает своему протеже под роспись парадные залы (станцы) старого дворца Ватикана, названные впоследствии (Stanze di Raffaello) . Увидев первую работу Рафаэля, папа велел нанести его рисунки на все плоскости, сняв фрески остальных авторов и оставив нетронутыми лишь плафоны.

  • Посетить обязательно:

Дословный перевод «Stanza della Segnatura» звучит как «кoмната пoдписи», её единственную не переименовали по теме исполненных фресок.

Рафаэль трудился над ее росписью с 1508 г. по 1511 г. В помещении монаршие особы ставили подписи на важные бумаги и тут же была библиотека. Это 1-я станца из 4-х, над которыми работал Рафаэль.

Фреска «Афинская школа»

Второе название «Scuola di Atene», лучшей из созданных фресок, – «Философские беседы» («Discussioni filosofiche»). Главная тема – спор Аристотеля (Aristotels) с Платоном ((Platon), написанным с Леонардо да Винчи) под сводами фантастического храма, призвана отражать философскую деятельность. Длина по основанию составляет 7 м 70 см, в композицию помещено более 50 персонажей, среди которых Гераклит ((Heraclitus), написан с ), Птолемей ((Ptolemaeus), автопортрет Рафаэля), Сократ (Sokrates), Диоген (Diogen), Пифагор (Pythagoras), Эвклид ((Evklid), написан с Браманте), Зороастр (Zoroastr) и другие философы и мыслители.

Фреска «Диспута», или «Спор о святом причастии»

Размер «Спора о святом причастии» («La disputa del sacramento»), символизирующего теологию, 5 м на 7 м 70 см.

На фреске небесные жители ведут богословский диспут с земными смертными (фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), Августин Блаженный (Augustinus Hipponensis), (Dante Alighieri), Савонарола (Savonarola) и другими). Четкая симметрия в работе не угнетает, наоборот, благодаря Рафаэлевскому дару организации, представляется естественной и гармоничной. Ведущая фигура композиции – полукруг.

Фреска «Мудрость. Умеренность. Сила»

Фреска «Мудрость. Умеренность. Сила» («La saggezza. La moderazione. Forza») размещена на стене, прорезанной окном. Другое название работы, прославляющей законодательство светское и церковное, «Юриспруденция» (Giurisprudenza).

Под фигурой Юриспруденции на потолке, на стене над окном расположены три фигуры: Мудрость, смотрящая в зеркало, Сила в шлеме и Умеренность с поводьями в руке. Слева сбоку от окна изображен император Юстиниан (Iustinianus) и стоящий перед ним на коленях Трибониан (Tribonianus). Справа сбоку от окна изображение папы Григория VII (Gregorius PP. VII), вручающего постановления римских пап адвокату.

Фреска «Парнас»

Фреска «Парнас» («he Parnassus») или «Аполлон и музы» («Apollo and the Muses») расположена на стене напротив «Mудрости. Умеренности. Cилы» и изображает древних и современных стихотворцев. В середине изображения древнегреческий Аполлон с ручной лирой в окружении девяти муз. Справа находятся: Гомер (Homer), Данте (Dante), Анакреон (Anakreon), Вергилий (Vergilius), справа — Ариосто (Ariosto), Гораций (Horatius), Теренций (Terentius), Овидий (Ovidius).

Темой для росписи Станци ди Элиодоро (Stаnza di Eliodoro) выбрано заступничество высших сил за Церковь. Зал, работа над которым шла с 1511г. по 1514 г., получил название по одной из четырех фресок, нанесенных Рафаэлем на стену. Лучший ученик мастера, Джулио Романо (Giulio Romano), помогал учителю в работе.

Фреска «Изгнaниe Элиoдoра из Храма»

Фреска «Cacciata di Eliodoro dal tempio» изображает легенду, по которой верный слуга царской династии Селевкидов (Seleukid) военачальник Элиодор был послан в Иерусалим (Jerusalem), чтобы забрать из храма Соломона казну вдов и сирот.

Когда он зашел в зал храма, увидел мчащегося разъяренного коня со всадником ангелом. Конь принялся топтать копытами Элиодора, а спутники всадника, тоже ангелы, несколько раз ударили грабителя плеткой. Папа Юлий II представлен на фреске сторонним наблюдателем.

Фреска «Месса в Больсене»

Над фреской «Месса в Больсене» Рафаэль Санти работал один, не привлекая помощников. Сюжет изображает чудо, случившееся в храме Больсена. Священник немец собирался начать обряд причастия, в глубине души не веруя в его истину. Тогда из облатки (лепешки) в его руках потекли 5 струек крови (2 из них – символ пробитых Христовых рук, 2 – ступней, 1 – кровь из раны пробитого бока). В композиции звучат нотки столкновения с немецкими еретиками XVI века.

Фреска «Изведение апостола Петра из темницы»

Фреска «Изведение апостола Петра из темницы» («la Delivrance de Saint Pierre») также работа полностью Рафаэля. Сюжет взят из «Деяний апостолов», изображение разделено на 3 части. В центре композиции изображен сияющий апостол Петр, заключенный в мрачную камеру темницы. Справа Петр с ангелом выходят из заточения, пока стражники спят. Слева третье действие, когда охрана просыпается, обнаруживает пропажу и поднимает тревогу.

Фреска «Bстреча Льва I Bеликого с Aттилой»

Значительная часть работы «The Meeting between Leo the Great and Attila» шириной более 8 м выполнена учениками Рафаэля.

Лев Великий имеет облик папы Льва X. По сказанию, когда предводитель гуннов подошел к стенам Рима, Лев Великий отправился на встречу с ним вместе с другими членами делегации. Своим красноречием он убедил захватчиков отказаться от намерений напасть на город и уйти. По легенде, Аттила увидел позади Льва священнослужителя, угрожавшего ему мечом. Это мог быть апостол Петр (или Павел).

Станца «Stanza dell’Incendio di Borgo» – финишная зала, над которой трудился Рафаэль с 1514 г. по 1517 г.

Помещение получило название в честь главной и лучшей фрески Рафаэля Санти «Пожар в Борго» («Fire in the Borgo») кисти маэстро. Над остальными картинами работали его ученики по заданным рисункам.

Фреска «Пoжaр в Борго»

В 847 г. в римском квартале Борго, прилегавший к ватиканскому дворцу, охватило пламя. Оно разрасталось, пока из Ватиканского дворца не появился Лев IV (Leo PP. IV) и не прекратил бедствие крестным знамением. На заднем плане изображен старый фасад собора Святого Петра. Слева наиболее удачная группа: атлетический юноша выносит старого отца на плечах из огня. Рядом пытается забраться на стену еще один юноша (предположительно, художник нарисовал самого себя).

Станца Константина

Заказ на роспись «Зала Константина» («Sala di Costantino») Рафаэль Санти получил в 1517 г., но успел сделать только эскизы рисунков. Скоропостижная смерть гениального творца помешала ему закончить работу. Все фрески исполнялись учениками Рафаэля: Джулио Романо, Джанфранческо Пенни (Gianfrancesco Penni), Рафаэллино дель Коллэ (Raffaellino del Colle), Перин дель Вага (Perino del Vaga).

  1. Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
  2. До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро , среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
  3. Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
  4. В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
  5. Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
  6. В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
  7. Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Портрет Элизабетты Гонзага

Местонахождение
Галерея Уффици, Флоренция
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Возрождение (Ренессанс), Темпера

Аннотация
В XVIII веке эту картину атрибутировали школе Джованни Беллини, в I половине XIX - приписывали Андреа Мантенье, только в начале ХХ века было установлено, что работа принадлежит Рафаэлю (впрочем, до сих пор существуют те, кто подвергает его авторство сомнению), а изображена на ней жена урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро Элизабетта Гонзага.

«Что он Гонзаге? Что ему Гонзага?»

Был ли Рафаэль хорошо знаком с Элизабеттой? В отличие от многочисленных «Мадонн» и женских портретов, модели которых так и остались неизвестными (или, если их имена история сохранила, то роль в судьбе художника либо неясна совсем, либо же окутана легендами, в которых сложно отличить правду от вымысла), в случае с моделью этого портрета мы можем ответить утвердительно: да, Рафаэль знал её, и весьма близко.

Но чтобы объяснить обстоятельства, в которых пересеклись герцогиня и Рафаэль, начать нужно с его отца - Джованни Санти. Как и сын, он был уроженцем итальянского города Урбино. Герцогом Урбино во время старшего Санти был кондотьер Федериго да Монтефельтро - выдающийся деятель эпохи Возрождения, военачальник, политик и ценитель искусств. Всем, кто интересуется живописью того периода, безусловно, хорошо памятен двойной портрет герцога Федериго и его жены Баттисты Сфорца, написанный Пьеро делла Франческа: увидев раз этот волевой профиль с выразительным изломом носа, его не скоро забудешь. У этого незаурядного правителя, задумавшего сделать из Урбино «идеальный город», «город-дворец», и состоял придворным художником Джованни Санти, отец Рафаэля.

Шестым ребёнком герцога и его жены Баттисты был слабый и болезненный мальчик Гвидобальдо. Ему было лишь 10 лет, когда в 1482-м году скончался Федериго да Монтефельтро, но именно Гвидобальдо стал герцогом Урбино после отца, поскольку все дети, родившиеся до него, были девочками. В Национальной галерее Марке, в которую со временем трансформировался урбинский дворец, хранится династический портрет, на котором изображён Федериго и его маленький ангелоподобный наследник Гвидобальдо. Автора его мы точно не знаем: сначала считалось, что это Мелоццо да Форли, потом - Юстус ван Гент, сейчас более или менее единогласно предполагается, что портрет написал испанец Педро Берругете. Любопытней всего в этой картине детальное выписывание регалий: у Федериго на шее орден горностая, а под коленом - орден подвязки, а его маленький сын одет в платье, обильно покрытое крупными жемчужинами, его лоб и грудь украшают аметисты, напоминающие зодиакальные символы, а в руках Гвидобальдо держит скипетр Гонфалоньера (в Риме так называли главнокомандующего папскими войсками, во Флоренции - главу правительства и гаранта конституции), хотя по возрасту ему здесь не больше пяти лет.

Итак, в 10 лет Гвидобальдо получил герцогство, а через 6 лет он задумал (или точнее, так решило его окружение) жениться. В невесты ему была выбрана наша героиня - Элизабетта Гонзага, сестра макграфа мантуанского. Она не отличалась особой красотой и была немного старше юного герцога да Монтефельтро, но влиятельные родственники сочли её прекрасной партией, и Гвидобальдо отправился на смотрины в Мантую. Иные беллетристы называют Элизабетту «перезрелой невестой» - по нашим временам, это смешно: Гвидобальдо было 16, а ей 17. Но если мы вспомним, как у Шекспира Парис, сватаясь к 14-летней Джульетте, говорит её сомневающемуся отцу, графу Капулетти: «Я матерей счастливых знал моложе…», нам станет понятнее это жестокое определение.

При встрече Элизабетта поразила жениха разве что высоким, как для женщины, ростом. Известно, что после подписания в Мантуе всех документов, касающихся брачного договора, хилый Гвидобальдо решил покрасоваться в седле - и весьма неудачно. Норовистая лошадь скинула его на всём скаку, в Урбино герцог возвращался с переломами руки и рёбер и смещением шейных позвонков.

Тем не менее, несмотря на неблагоприятные предзнаменования, громкая свадьба Элизабетты Гонзага и Гвидобальдо да Монтефельтро состоялась: из разных уголоков Италии съехалось более пятисот высокородных гостей, гуляния длились до глубокой ночи, а Джованни Санти в честь праздника даже сочинил и поставил трёхактную комедию в стихах, к которой сам написал декорации, и теперь стал считаться не просто художником, а чем-то вроде министра просвещения при герцогском дворе. Его сыну Рафаэлю в это время было около шести лет.

«Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Была ли довольна своей участью новоиспечённая герцогиня урбинская? Представим, как она оказалась в поражающем воображение великолепном замке, построенном харизматичным Федериго, которого ей не довелось застать. Его проектировал архитектор Лаурана и лучшие инженеры своего времени, а консультировал строительства сам Леон Баттиста Альберти. Замок был необыкновенной красоты и функциональности: висячие сады, залы, оформленные знаменитыми художниками, инкрустированный кабинет хозяина, грандиозный тронный зал для приёмов, а еще небывалый по тем временам уровень бытовых удобств - водопровод с системой повторной очистки воды, кухня и ледник, уборные, которые отапливались так же, как термы Древнего Римаю. Всё это было чрезвычайной роскошью для своего времени. Когда французский философ Монтень, путешествуя, попал в Урбино, он поразился масштабам дворца Монтефельтро и зафиксировал в путевых заметках, что комнат и залов там не меньше, чем дней в году.

Но семейная жизнь Элизабетты не заладилась с самого начала. Довольно скоро она разочаровалась в супруге. Болезненный Гвидобальдо (помимо смещения позвонков, он страдал тяжелой формой подагры - врождённого дефекта обмена веществ, поражающего суставы) не был способен зачать наследника. Их брак оставался бездетным. Возможно, поэтому Элизабетта нежно опекала подрастающего Рафаэля. Не столько потому, что предвидела будущие успехи - скорее по благосклонности к его родителям: грациозная Маджия, мать Рафаэля, была украшением свиты герцогини, его отец Джованни - не только художником и декоратором, но и устроителем всякого рода развлечений при дворе, в том числе так любимых всеми рыцарских турниров. В 8 лет Рафаэль потеряет мать, и общество образованной, умной, изысканно любезной Элизабетты, герцогини Урбинской будет способствовать его образованию и развитию у него вкуса к поэзии, восприимчивости к прекрасному. Когда у второй жены Джованни Санти родится дочь, Элизабетта Гонзага согласится стать крёстной матерью, так что в её честь сводную сестру Рафаэля тоже будут звать Элизабеттой.

При всем при том преданность Элизабетты мужу не вызывала сомнений. В 1497-м году Урбино окружили отряды Чезаре Борджиа. Разбитый подагрой Гвидобальдо командовал обороной города, отстаивая независимость Урбино. Из-за сильных болей он мог передвигаться только на носилках, и однажды у крепостных стен герцога похитили головорезы Борджиа и потребовали за него фантастический выкуп. Чтобы спасти мужа, Элизабетта, скрывавшаяся в это время в Мантуе, распродала свои драгоценности и заложила наследственные земельные наделы, а когда и этого оказалось мало, взяла в банке кредит под непомерный процент. Только благодаря её усилиям полуживой герцог вернулся домой. А коварный Борджиа, вернув Гвидобальдо, продолжал беспардонно троллить его, называя «дорогим итальянским братом» и присылая подарки с подтекстом: раз это оказался серебряный бочонок с устрицами - известным средством для поднятия потенции, во другой раз - античные скульптуры Венеры и Эроса. Смысл их был очевидно издевательский. Все знали об интимной беде семьи Монтефельтро. Родня пыталась склонить Элизабетту к разводу с постылым мужем и более выгодному союзу - герцогиня не поддалась.

А что же Рафаэль?

Рафаэль уедет в Перуджу, потом во Флоренцию и, наконец, в Рим, но с радостью будет время от времени приезжать в Урбино (хотя там давно уже не будет в живых его родителей) именно потому, что ему нравилась атмосфера герцогского двора, во много определяемая личностью Элизабетты. Друг Рафаэля, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне посвятит Элизабетте свой знаменитый трактат «Придворный». Гуляка Бальдассаре с пиететом напишет о герцогине Урбинской, что «целомудрие и достоинство присуще даже её шуткам и смеху». (Существует версия, что Кастильоне, уезжая в 1506-м году в Англию с дипломатической миссией, взял с собой портрет Элизабетты, так как был в неё влюблён. Чтобы не компрометировать герцогиню, портрет скрыли от досужих глаз под поверхностью зеркала. Смотрясь в него, Кастильоне мысленно сопрягал своё отражение с изображение возлюбленной. Тонкая черная рамка, по мнению некоторых ученых, доказывает, что это именно тот портрет, который увёз с собой Бальдассаре).

По другой версии, этот портрет 33-летняя герцогиня заказала Рафаэлю с целью отправить в подарок своей подруге Изабелле д"Эсте, еще одной незауряднейшей (хотя и изводившей своими капризами Леонардо и Тициана) женщине своей эпохи, которую называли la Primadonna del Rinascimento - примадонной Ренессанса. Она приходилась Элизабетте невесткой - Изабелла была замужем за её братом.

Элизабетта на портрете одета в чёрное платье с геометрическим золотым орнаментом. Черный и золотой выбраны неслучайно: это геральдические цвета Урбино. Из украшений на герцогине золотые цепочки и аксессуар в виде скорпиона с драгоценным камнем на лбу. Смысл его неясен. Предполагают, что скорпион имеет отношение к эзотерической науке мелотезии (части медицинской астрологии), связывающей знаки зодиака с определёнными частями человеческого тела. Скорпион, что характерно, в этой системе отвечает за половые органы.

Рафаэль не пишет портреты Элизабетты и Гвидобальдо в профиль, лицом к лицу (как поступил когда-то Пьеро делла Франческо с парным портретом родителей Гвидобальдо), и не располагает их в трёхчетвертном развороте, обращёнными друг другу (хотя примерно в то же время именно так Рафаэль написал супружескую чету Аньоло и Маддалену Дони). Художник изображает герцога и герцогиню урбинских строго анфас. Это придаёт их изображениям странную неподвижность и отчуждённость друг от друга.

«В этом диптихе супружеской пары, - пишет биограф Рафаэля Александр Махов о портретах Гвидобальдо и Элизабетты, - молодому портретисту удалось тонко передать непростые отношения, связывающие эту бездетную правящую чету, не познавшую взаимной привязанности, не говоря уже о любви. Некрасивое лицо умной 33-летней Елизаветы отражает неизбывную тоску по чувству материнства, которое ей не довелось познать. Что же касается портрета её более молодого супруга, то это само выражение слабоволия и скрытой хвори, истачивающей червем его плоть. В отличие от своего волевого отца молодой правитель Урбино был человеком мягким и нерешительным. Он слабо разбирался в людях и обычно на руководящие должности назначал тех, кого советовала жена, игравшая роль умной и заботливой супруги-матери».

На 6 лет Элизабетта Гонзага (1471-1526) переживёт Рафаэля (1483-1520) и на целых 18 - своего мужа Гвидобальдо (1472-1508), в браке с которым ей нередко приходилось жить разлуками и чувствовать одиночество. В далёкую Россию, на выставку «Рафаэль. Поэзия образа» (сентябрь - декабрь 2016) в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Элизабетта тоже приехала без Гвидобальдо, портрет которого остался ждать её в Уффици.

Оригинал записи и комментарии на

Дама с фероньеркой-скорпионом

Удивительное открытие - наконец-то я нашла информацию о загадочной даме с фероньеркой в виде скорпиона!!!

Вообще я собирала информацию о книгах в форме сердца - готовлю развернутый пост к дню Святого Валентина, но вдруг, совершенно неожиданно, нашла то, что искала уже давно, приставая с вопросами ко всем, кто имеет хоть малейшее отношение к истории и искусству. :))) Видимо, это настолько лежало на поверхности, что даже в голову не могло придти знающим людям, что именно я хочу узнать, о чем, собственно, спрашиваю! :)))


(Если я правильно поняла, это копия ее украшения - черный скоприон держит в лапах зеленый драгоценный камень (изумруд?) в золотой оправе. Я не сильна в таких вопросах и не знаю точно, что это может означать!)

Итак, признаюсь в своем невежестве - та самая загадочная дама на портрете работы Рафаэля, предположительно увлекающаяся оккультными науками и потому носившая фероньерку с подвеской в форме скорпиона, дама, чей тяжелый взгляд так поразил меня, когда я бродила по галерее Уфицци - это Елизавета Гонзага!
Одно радует - я все-таки правильно запомнила, что это Рафаэль. Пусть и не сразу нашла эту картину. :)))))))))

Ничего подобного я не видела - обычно фероньерки все-таки были в виде одного крупного драгоценного камня или розетки из камней.



В пользу версии о магических знаках говорит один факт, который я вычитала у Германа Вейса - в период Ренессанса было модно украшать одежду какой-либо отделкой с буквенными узорами. Привожу цитату из его книги "Высокое Возрождение. Итальянский Ренессанс": "Иногда широкие и длинные рукава в подражание бургундско-французской моде отделывались с наружнойстороны дорогой вышивкой из золота или жемчуга, воспроизводившей какое-нибудь произвольно выбранное изречение". Но буквы ли это или какие-то еще символы? Цитирую еще один источник (книга "Придворный" Бальтасара Кастильоне), который описывает одно из ее ее платьев - "черное бархатное платье украшенное вышивкой в виде символов". Быть может, именно это платье изображено на картине? Однако есть несостыковка - описанное платье было надето в 1506 году, на четвертый день свадебных торжеств в честь бракосочетания Лукреции Борджиа, которую Елизавета сопровождала, а время создания портрета - 1504 год. Кроме того, Вейс описывает буквы как присущие моде 14-15 веков, а портрет создан в начале 16 века. Хотя, возможно, такая вышивка могла и не выходить из моды.

Рассмотрела еще прекрасные золотые лилии(?), с дополнительным украшением в виде красных и черных камней - м.б., все-таки это флорентийская лилия? Хотя сомнительно... Может ли все это косвенно указывать на то, что все ее украшения имеют оккультный смысл? Еще обратила внимание на цепи - какой-то медальон за корсажем?

Решилась все-таки попробовать расследовать эту загадочную историю и предположить, что это могло означать.

Предположим, что этот скорпион означал ее приверженность к оккультизму, тогда вот, цитирую: "Скорпиона всегда считали неизменным атрибутом колдунов и ведьм". в христианстве носит отрицательный характер - "В Библии скорпион, подобно змее, является символом демонических сил. В Откровении Иоанна Богослова он назван одним из животных, обитающих в преисподней. В средневековом искусстве скорпион часто выступал как символ Иуды, т.е. символ предательства, зависти и ненависти." Вот тебе и раз! Могла ли эта женщина так открыто бросить вызов - мол, я ведьма и мне все равно, что вы об этом думаете? Или же это было предостережение ее врагам?

(Не поручусь, что это фотография именно оригинала ее портрета, но возможно - мне репродукции показались слишком темными, мне запомнилось, что она светлее - и волосы, и глаза ).

Кроме того, есть еще такой факт - скорпион символизировал Африку, цитирую: "В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средства против своего яда, поэтому его символика как отрицательная, так и положительная: он был символом врачевания с одной стороны, и символом убийства с другой. В средние века скорпион считался эмблемой Африки, как части земли." Однако, какое отношение итальянская аристократка могла иметь к Африке? Читала сочинения римских историков, что-то нашла там особое?

Однако на Востоке и в Египте скорпион не считался полностью плохим - скорпионы охраняли Исиду, например... или вот, опять цитирую: "Скорпион - символ зла, саморазрушения, смерти, наказания, возмездия, мстительности, предательства, но также глубокого понимания мира. Иногда скорпион служит талисманом и амулетом - Парацельс советовал носить его людям, страдающим заболеваниями половой системы." (Я читала, что у ее мужа были проблемы, но не у нее же...) Еще где-то мельком прочитала, что его носили так же и как защиту от злых сил. Подробнее:

Муж, Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбинский, был тяжело болен подагрой с самой юности, что "отравила ему семейные радости", однако Елизавета, наверное, любила мужа-ровесника и не стала разводится - Гвидобальдо, при своей физической немощи, был человеком умным и образовынным, меценатом, покровителем художников и писателей, основателем университета. Его двор был одним из самых блестящих и утонченных в тот золотой век Ренессанса! Почему бы Елизавете не предпочесть любовь духовную - к человеку, судя по портрету, утонченному, властителю интереснейшего общества образованных людей - ведь она сама была очень образованной? Она ведь так и не вышла замуж второй раз, хотя была еще молода - 36 лет - и брачные предложения были?


Что еще интересно - скорпион считался так же символом Логики, т.е. возможно, тут есть намек на "Семь сводобных искусств" - тем более, именно этой женщине была посвящена книга "Придворный", которая была построена как ее ответы на некоторые вопросы.

Так же символизировал Землю и царскую власть. Цитирую из "Придворного":"...Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню." (Пер. О.Ф. Кудрявцева ) Вариантов очень, очень много, и мне сложно выбрать, что именно этот знак мог означать - возможно, что все вместе. :)

Еще раз ее портрет, другой цвет...

Постараюсь так же рассмотреть астрологическую версию, которую мы обсуждали с - все-таки я не профессиональный астролог и практически все, что учила, забыла. :) Скорпион не мог быть ее солнечным знаком, т.к. она родилась 9 февраля. Если Скорпион стоит на асценденте, то это влияет на внешность - вот одно из описаний: "Губы маленькие и толстые. хорошо выражен нос, а переносица - высокая и костистая или с горбинкой. у вас пронзительный, жгучий взгляд. это особенно заметно, когда скорпион на асценденте. лицо по большей части квадратной формы, глаза широко расставлены, нижняя челюсть тоже квадратная и тяжелая. уши небольшого размера и прижаты к голове. рот крупный, с полными чувственными тубами, а их уголки бывают опущены." - подходит? Не уверена. К сожалению, я потеряла лекцию. в которой описывался именно этот асцендент, а на память не помню - все-таки прошло уже 6 лет с момента моего выпуска из астрологической школы и того момента, когда я перестала заниматься астрологией.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 05.12.2016 16:54 Просмотров: 2183

20 портретов не вызывают сомнения в принадлежности кисти Рафаэля (1483-1520). Вопрос о других портретах, принадлежащих художнику, до сих пор является спорным, а ещё несколько рафаэлевских портретов утрачено.

Обычно творчество Рафаэля Санти делят на несколько периодов: ранний (Урбино, Перуджа), флорентийский, римский и поздний. В такой периодизации будем рассматривать и портретное творчество художника.

Ранний период творчества

В этот период (с 1483 по 1504 гг.) Рафаэль жил в Урбино и Перудже. Атрибуция Рафаэлю портретов этого периода (3 портрета) до сих пор остаётся предметом споров. Их приписывают кисти Перуджино, Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и др. художников. Лишь «Портрет юноши» (Пьетро Бембо) не вызывает сомнения в авторстве Рафаэля.

Рафаэль Санти «Портрет юноши» (около 1504). Масло, доска. 54х39. Музей изобразительных искусств, Будапешт (Венгрия)

Пьетро Бембо (1470-1547) – итальянский гуманист, кардинал и учёный.
Юноша изображён на фоне пейзажа, повернувшись в три четверти, глядя на зрителя справа налево. На его губах – лёгкая улыбка, взгляд ясный и умный, привлекающий внутренней добротой.
Позже Рафаэль изобразит Пьетро Бембо в своей знаменитой фреске «Афинская школа» под №19 в образе Заратустры (смотрите ).

Флорентийские портреты

В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где испытывает сильное влияние творчества Леонардо да Винчи. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв.

Рафаэль Санти «Юноша с яблоком» (около 1505). Масло, доска. 47х35 см. Уффици (Флоренция)

Из 11 флорентийских портретов атрибуция Рафаэлю только 4-х вызывает споры. Остальные безусловно принадлежат кисти этого художника: «Юноша с яблоком (Франческо Мария делла Ровере) (около 1505), «Дама с единорогом», «Беременная» (около 1505-1506), «Немая», «Аньоло Дони» (около 1506), «Маддалена Строцци» (около 1506), «Автопортрет» (около 1506).

Рафаэль Санти «Дама с единорогом» (около 1505-1506)
Дерево, масло. 65х61 см. Галерея Боргезе (Рим)

Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы » Леонардо да Винчи (1505-1506). Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели.
Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове – едва заметная небольшая диадема.
В руках дама держит небольшого единорога. Единорог мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница.
Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.

Рафаэль Санти «Немая» (около 1507)
Холст, масло. 64х48 см. Национальная галерея Марке (Урбино)

Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. В XX в. картину вернули из Уффици в Национальную галерею Марке, на родину автора.
Елизавета Гонзага была одной из образованнейших женщин своего времени. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино.
В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Обе картины написаны примерно в одно и то же время; скорее всего, Рафаэль сознательно копировал манеру Леонардо.

Римские портреты Рафаэля

В 1508 г. Рафаэль по приглашению Юлия II приезжает в Рим и с тех пор до самой смерти живет в этом городе. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает совершенства.
Портреты римского периода в большинстве изображают приближённых папы Юлия II и самого папы. Эти портреты отличаются глубоким психологизмом, неповторимой индивидуальностью и в то же время идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Художник отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на портретируемом.

Рафаэль Санти «Автопортрет с другом» (около 1518). Масло, холст. 99х83. Лувр (Париж, Франция)

К этому периоду относят 13 портретов, из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены.

Рафаэль Санти «Донна Велата» («Дама с покрытой головой») (1515-1516)
Холст, масло. 82х60,5 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти, Флоренция)

Это один из известнейших портретов Рафаэля Санти.
Натурщицей для данной работы была возлюбленная Рафаэля Форнарина.
Рафаэль встретил Форнарину в 1514 г. в Риме. По заказу банкира Агостино Киджи он работал над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея».
Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. fornaro – пекарь). Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После кончины великого художника в 1520 г. Форнарина ушла в монастырь.
Вершиной портретной живописи Рафаэля считается портрет его друга Бальдассаре Кастильоне.

Рафаэль Санти «Портрет Бальдассаре Кастильоне (1515)
Масло, доска. 82х67. Лувр (Париж, Франция)

Это самый известный портрет Рафаэля. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Его образ отличался цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил.
Граф Кастильоне изображён в зрелом возрасте. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Это взгляд человека, понимающего людей – он доброжелателен, но в то же время полон грусти и раздумья.
Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки соединены в ладонях.
Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне, Рафаэль воплощал идеал совершенного человека эпохи Возрождения.

Поздние портреты Рафаэля

Портреты в период 1518-1520 гг. были созданы Рафаэлем при участии Джулио Романо.

Джулио Романо «Автопортрет»

Джулио Романо (1492-1546) – итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, один из зачинателей и самобытных представителей искусства маньеризма .
Всего портретов этого периода 5: «Изабелла Рекесенс» (около 1518), «Портрет девушки» (1518), «Форнарина» (около 1518-1519), «Женская головка (1520) и «Портрет юноши» (около1518-1519) – спорное авторство Рафаэля.
Поздние работы отмечены непривычной для Рафаэля холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью колорита, что является признаками наступления эпохи маньеризма.

Рафаэль Санти (Джулио Романо) «Женская головка» (1520). Масло, доска. 35х30. Галерея Эстенсе (Модена, Италия)

Рафаэль. Автопортрет

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

13 сентября в ГМИИ имени Пушкина откроется выставка из одиннадцати произведений одного из важнейших художников в истории европейского искусства Рафаэля Санти.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 10

Рафаэль Санти "Ангел", 1500

Рафаэль Санти "Ангел", 1500

Увидеть в Москве произведения Рафаэля – уникальный шанс познакомиться с творчеством одного из важнейших художников в истории мировой живописи. В России есть лишь две его картины, и обе хранятся в Государственном Эрмитаже. Масляная живопись в начале XVI века не приобрела еще статуса главной художественной техники, поэтому картин, написанных масляными красками, у Рафаэля всего порядка ста, остальное – фрески и рисунки. Фрески – это живопись на стенах, которая по определению не может путешествовать по выставкам, а графика не так зрелищна. Таким образом, выставка из восьми картин и трех рисунков, привезенных из итальянских музеев, беспрецедентный случай даже для самих итальянских музеев.

Рафаэль Санти "Мадонна Грандука", 1505

Почему имя Рафаэля Санти вызывает трепет у историков искусства? Потому что он считается одним из трех "титанов" итальянского Возрождения, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эти три художника перевернули мир живописи, заложив основы всего, что было придумано в искусстве после них. Масштабность их работ, технологические изобретения – от наложения красок до теорий цвета, технические приемы и инновационное отношение к перспективе – лишь небольшой список их заслуг.

Рафаэль Санти "Портрет Элизабетты Гонзага", 1506

Рафаэль умер в 37 лет, как Александр Пушкин, только его никто на дуэли не убивал. Родился художник 28 марта 1483 года в Урбино, городе на востоке Италии, который всегда считался культурным центром региона, а умер 6 апреля 1520 года в Риме. Несмотря на религиозность живописи, Рафаэль вел светский образ жизни. Вазари – главный исследователь его творчества, современник художника – писал, что Рафаэль умер "после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно".

Рафаэль Санти "Портрет Аньоло Дони Строции", 1505–1506

Рафаэль начал обучение живописи в 18 лет у художника Раннего Возрождения, то есть у человека, принадлежавшего поколению, предшествовавшему "титанам". Его учителем стал Пьетро Перуджино из Пруджи. Очень скоро художник переехал во Флоренцию, главный культурный центр Италии. Здесь одним из первых его стал заказчиков стал Аньоло Дони Строцци. Портрет, который Рафаэль написал для Аньоло, очевидно, был создан под сильным впечатлением от леонардовской Джоконды, которая уже и в то время поражала воображение зрителя.

Рафаэль Санти "Портрет Магдалены Строции", 1505–1506

Также Рафаэль написал портрет супруги своего мецената. Изображения парные, что очевидно даже по композиции: если их повесить рядом, супруги будут повернуты друг к другу в три четверти, но при этом взгляд их будет устремлен на художника и на зрителя.

Рафаэль Санти "Немая", 1507

Рафаэль Санти "Немая", 1507

Во Флоренции Рафаэль быстро приобрел широкую известность. Слух о его таланте достиг даже Ватикана, после чего сам Папа Римский начал заказывать художнику алтарные образы и свой портрет. Рафаэль пишет огромное количество портретов просвещенной флорентийской знати, которые, спустя столетие, будут копировать Рубенс и Рембрандт. Слава Рафаэля достигла даже севера Европы и вынудила приехать в Рим самого Дюрера, чтобы познакомиться с великим художником.

Рафаэль Санти "Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной", 1515

Несмотря на загруженность в Ватикане, где Рафаэль по заказу Папы делал целую серию фресок для Апостольского дворца, художник продолжал выполнять заказы для церквей по всей Италии. Святая Цецилия со святыми – один из алтарных образов, выполненных в самый расцвет творческой активности художника. Характерная особенность: натюрморт с музыкальными инструментами у ног Цецилии – абсолютно уникален для творчества Рафаэля и нигде больше не встречается. Цецилия считается покровительницей музыки, к что этот натюрморт и символизирует.

Рафаэль Санти "Голова женщины в профиль", 1507

На сегодняшний день известно о примерно четырехстах сохранившихся рисунках Рафаэля. Они намного смелее по композиции, чем фрески и картины. Здесь, не завися от заказа, художник мог пробовать, выбирать и экспериментировать с художественными приемами.

Рафаэль Санти "Мадонна с младенцем"

Некоторые рисунки стали подготовительными эскизами к полномасштабным работам. К примеру, эта "Мадонна с младенцем" считается рисунком к "Мадонне Грандука". Вообще, Мадонны стали одним из главных "жанров" в живописи Рафаэля. Находясь в Риме, он написал больше десяти "мадонн", самой известной из которых стала Сикстинская, которая сегодня находится в Дрезденской галерее. Рисунков с "мадоннами" Рафаэль создал и того больше.

Рафаэль Санти "Молодая женщина в профиль", 1505

Женские портреты в творчестве Рафаэля – отдельная глава. Это могли быть как частные заказы, так и женщины в образе Мадонны. Более того, уже 500 лет весь мир хранит историю любви Рафаэля с прекрасной Форнариной, чьи портреты также есть среди картин великого мастера.

Рафаэль умер 6 апреля 1520 года совсем молодым, и никто сегодня не скажет, что создал бы великий художник, если бы прожил еще полвека. На его гробнице в Пантеоне выгравирована эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?